Научная статья на тему 'Специфика религиозной конверсии как психологического феномена'

Специфика религиозной конверсии как психологического феномена Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
705
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ КОНВЕРСИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / СМЫСЛОВАЯ СИСТЕМА ЛИЧНОСТИ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / RELIGIOUS CONVERSION / TRANSFORMATION OF THE PERSONALITY / SOCIAL AND COGNITIVE APPROACH / SEMANTIC SYSTEM OF THE PERSONALITY / RELIGIOUSNESS / COGNITIVE / AFFECTIVE / BEHAVIOURAL COMPONENTS OF RELIGIOUSNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буланова Ирина Сергеевна

Психологический аспект феномена религиозной конверсии сводится к особому типу трансформации личности. Для описания и объяснения данного феномена используется социально-когнитивный подход. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи признаков религиозной конверсии с общим уровнем религиозности, а также с когнитивным и поведенческим компонентом религиозности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Буланова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of religious conversion as psychological phenomenon

The psychological aspect of a phenomenon of religious conversion is reduced to special type of transformation of the personality. The social-cognitive model is used for the description and an explanation of this phenomenon. Results of empirical research of interrelation of signs of religious conversion with the general level of religiousness, and also with a cognitive and behavioural component of religiousness are presented.

Текст научной работы на тему «Специфика религиозной конверсии как психологического феномена»

УДК 159.9:21

И. С. Буланова

СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНОЙ КОНВЕРСИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА

Психологический аспект феномена религиозной конверсии сводится к особому типу трансформации личности. Для описания и объяснения данного феномена используется социально-когнитивный подход. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи признаков религиозной конверсии с общим уровнем религиозности, а также с когнитивным и поведенческим компонентом религиозности.

The psychological aspect of a phenomenon of religious conversion is reduced to special type of transformation of the personality. The social-cognitive model is used for the description and an explanation of this phenomenon. Results of empirical research of interrelation of signs of religious conversion with the general level of religiousness, and also with a cognitive and behavioural component of religiousness are presented.

Ключевые слова: религиозная конверсия; трансформация личности; социально-когнитивный подход; смысловая система личности; религиозность.

Keywords: religious conversion; transformation of the personality; social and cognitive approach; semantic system of the personality; religiousness; cognitive, affective, behavioural components of religiousness.

Психология религии на сегодняшний день является перспективной областью научного знания, поскольку интегрирует широкий спектр категорий психологии. Так, например, по словам Ю. М. Зенько, общепсихологические проблемы психологии религии настолько значимы, что «фактически открывают новые горизонты развития общей психологии как таковой» [1]. Неудивительно, что в последнее время растет число исследований, посвященных различным религиозным явлениям: общая религиозность, религиозные переживания, социально-психологические факторы религиозности, религиозное совладание и пр. (С. А. Белорусов; Б. С. Братусь; Е. Н. Волков; А. М. Улановский; А. Ю. Чернов; P. S. Hill; C. Batson; B. Spilka; Stefan Huber; Poloutzian и др.).

При всем многообразии исследований и подходов к феноменам религии, они, как правило, сосредоточены вокруг его статичных характеристик. Динамические же аспекты религиозности (формирование, развитие, изменение) остаются практически неизученными. Недостаток внимания связан как с отсутствием теорий в данной области знаний, так и с трудностями их эмпирического исследования.

Одним из динамических аспектов религиозности является феномен религиозной конверсии. Она определяется как тип духовного роста или

© Буланова И. С., 2014 112

развития, который относится к заметной смене направления относительно религиозных идей и поведения [2]. Специфика конверсии заключается в отчетливости, с которой происходит обращение в веру. Достаточно ясно можно видеть переход от «неверия» к «вере» или смену приверженности ценностям и ритуалам одной религии на приверженность другой.

Для психологии феномен религиозной конверсии является актуальным еще и потому, что результатом и последствием религиозной конверсии являются существенные, радикальные и глубокие изменения личности. Религиозная конверсия является специфическим видом трансформации личности. Изменения могут происходить в сферах, далеких от религии. В частности, широко известны случаи изменения в результате религиозной конверсии в интерпретации важных событий жизни, иерархии ценностей и постановки жизненных целей, собственной идентичности [3].

Таким образом, специфика религиозной конверсии обусловливает особую значимость изучения данного феномена. Первоначальный эмпирический интерес может быть сосредоточен на определении религиозной конверсии как существенного фактора изменения общего уровня религиозности. Кроме того, религиозность рассматривается как многомерное явление, интегрирующее различные личностные характеристики [4]. Можно предположить, что религиозная конверсия, являясь фактором изменения общего уровня религиозности, изменяет и различные его компоненты.

Эмпирическое исследование

На основании рассмотренных теоретических положений религиозной конверсии проведено эмпирическое исследование. Цель исследования -определение взаимосвязи признаков религиозной конверсии с общим уровнем религиозности и с компонентами структуры религиозности.

Эмпирическое исследование было реализовано в несколько этапов:

1. Операционализация религиозной конверсии

Переход к эмпирическому исследованию религиозности требует ответа на вопрос о ее признаках. По каким психологическим критериям можно определить наличие религиозной конверсии? Для ответа на данный вопрос было проведено качественное исследование нарративов об обретении Бога верующих различных конфессий [5]. Теоретическим основанием данного исследования явился социально-когнитивный подход к феноменам религии, согласно которому религия определяется как система глобальных смыслов, а религиозная конверсия - как изменение системы глобальных смыслов [6]. Основным результатом проведенного исследования является заключение, что ключевой признак конверсии сводится к рефлексивным компонентам и самоисследованию религиозного опы-

И. С. Буланова. Специфика религиозной конверсии как психологического феномена

та. В описании опыта верующего необходимо должны присутствовать следующие компоненты:

- осознание переломного момента в жизни, связанного с верой. Поворотный момент в жизни верующих (обретение веры) - центральное звено самопрезентации новообращенного;

- высокая значимость этого момента в контексте всей жизни верующего. Если первый признак конверсии можно назвать когнитивным, то второй имеет отношение к оценочной, эмоциональной составляющей данного опыта;

- осознание и рефлексия последствий обретения веры. Так, верующие говорят о существенных изменениях в их жизни, достижении «истинной», или «реальной», жизни.

На основании выявленных признаков религиозной конверсии была создана анкета. Каждый вопрос данной анкеты соответствует представленным признакам конверсии.

2. Исследование взаимосвязи признаков религиозной конверсии с общим уровнем и компонентами религиозности

Для оценки общего уровня и компонентов религиозности была использована методика CRS (Centrality of Religiosity Scale). Методика CRS (Stefan Huber) основана на многомерной модели религиозности Ч. Глока [7]. Данная модель предполагает, что религиозность как психологический феномен проявляется в индивидуальной когнитивной, поведенческой и эмоциональной сфере личности. Другими словами, предполагается, что данные сферы являются теми каналами, через которые формируются и активируются личные религиозные конструкции. Шкалы опросника соответствует данным трем компонентам и позволяют количественно оценить значение каждого компонента. Суммарное значение показателей по трем шкалам соответствует общему уровню религиозности.

Когнитивный компонент религиозности включает в себя рациональный и иррациональные компоненты.

Рациональное когнитивное измерение основано на предположении, что люди имеют некоторые знания о религии. Данное измерение предполагает также рефлексию собственной религиозности. Рациональный компонент религиозности проявляется в интересе к религии, в структурах знания, в способах интерпретации.

Иррациональное измерение религиозности основано на предположении, что человек имеет ряд эмпирически неподтверждаемых убеждений о существовании высших сил и недоступных познанию областей реальности. Этот компонент религиозности проявляется в понятиях веры как эмпирически неподтверждаемых убеждений.

Поведенческий компонент религиозности подразумевает публичную и приватную религиозную

практику. С психологической точки зрения речь идет о специфической активности, деятельности.

Публичная религиозная практика подразумевает совместное отправление религиозных ритуалов. Религиозность понимается как социальный феномен совместной публичной активности, деятельности. Публичная религиозная практика связывает людей в более или менее организованное сообщество, позволяющее им обмениваться религиозным опытом.

Приватная же религиозная практика предполагает обращение к высшим силам в индивидуальной манере и форме. Как и публичная религиозная практика, приватная религиозная практика, с психологической точки зрения, является проявлением деятельности. Приватная религиозная практика легко адаптируема к индивидуальным психологическим особенностям - и поэтому часто более важна для человека, чем публичная религиозная практика.

Аффективный компонент религиозности отражается в интенсивности переживания религиозного опыта как непосредственного взаимодействия с трансцендентной реальностью. Для оценки аффективного компонента религиозности используется два индикатора - общая оценка интенсивности религиозного переживания, а также эмоциональная валентность переживания. Первый индикатор сконцентрирован вокруг частоты восприятия трансцендентной реальности. Второй индикатор подразумевает специфику эмоций, характеризующих данное взаимодействие (счастье, радость, чувство вины, и др.) [8].

Выборка

Специфическую выборку составили 105 респондентов, причисляющих себя к верующим и принадлежащих тому или иному религиозному сообществу (православная церковь, церковь Иисуса Христа, католическая церковь и др.). Из них 44 мужчины и 61 женщина различных возрастных групп (от 17 до 63 лет).

Результаты

Результаты показали, что в целом признаками религиозной конверсии обладают 84,7% респондента. Это означает, что большая часть верующих имеет в своем опыте радикальные изменения, связанные с верой.

Взаимосвязь религиозной конверсии с компонентами и общим уровнем религиозности.

1. Осознание переломного момента в жизни верующего, который делит свою жизнь на «до» и «после» обретения веры (признак 1)

Из результатов следует, что в той части выборки, которая соответствует данному признаку конверсии, средние значения выше по следующим компонентам религиозности: рациональный компонент, когнитивный компонент, поведенческий компонент, приватная религиозная практи-

Взаимосвязь признаков религиозной конверсии с общим уровнем религиозности

Признак 1 Осознание переломного момента в жизни Признак 2 Значимость обретения веры Признак 3 Рефлексия (степень изменений в результате конверсии)

есть нет

Общий уровень религиозности М = 63 М = 53 R = 0.619** R = 0.43**

ка, а также общий уровень религиозности. Различия статистически достоверны на высоком и среднем уровне значимости (р = 0.00, р = 0.01, р = 0.00, р = 0.003 соответственно).

Кроме того, несмотря на то что аффективный компонент религиозности не связан с данным признаком конверсии, прослеживаются статистически значимые различия в средних значениях выраженности следующих эмоций: чувство вины (р = 0.03), отчаяние (р = 0.00), радость (р = 0.09), сила (р = 0.00). Другими словами, осознание переломного момента в жизни, связанного с верой, сопряжено с изменениями эмоций в отношении Бога.

2. Значимость обретения веры (признак 2) соответствует когнитивному компоненту (р = 0.01), рациональному компоненту (р = 0.02), иррациональному компоненту (р = 0.05), поведенческому компоненту (р = 0.00), публичной религиозной практике (р = 0.00), а также общему уровню религиозности (р = 0.00). Кроме того, дополнительно было выявлено, что степень значимости обретения веры положительно коррелирует со всеми компонентами религиозности, в том числе и с общим уровнем религиозности (г = 0.619**).

Верующие, оценивающие обретение веры как значимое событие своей жизни, в большей степени склонны испытывать радость в отношении Бога (р = 0.00). Кроме того, чем выше верующий оценивает степень значимости этого события, тем в большей степени ему будет присуще чувство вины (г = 0.346**), защищенность (г = 0.352**), благодарность (г = 0.276**), радость (г = 0.351**).

3. Рефлексия изменений в жизни после обретения веры (признак 3). Обнаружены статистически значимые различия в группах по следующим компонентам: иррациональный компонент (р = 0.02), публичная религиозная практика (р = 0.04) и поведенческий компонент (р = 0.04). Однако дополнительно был задан вопрос о том, в какой степени изменилась ваша жизнь после обретения веры. И здесь в результате корреляционного анализа была обнаружена положительная значимая взаимосвязь со всеми компонентами религиозности, включая общий уровень религиозности.

Кроме того, чем выше верующий оценивает степень изменений в своей жизни после обретения веры, тем в большей степени ему будут свойственны такие эмоции, как защищенность

(r = 0.257**), благодарность (r = 0.301**), сила (r = 0.360**), радость (r = 0.280**), чувство вины (r = 0.398**).

Таким образом, по результатам проведенного эмпирического исследования можно заключить следующее:

Религиозная конверсия как особый радикальный, быстрый тип изменений личности представляет собой распространенный динамический аспект религиозности. Этот вывод дополняет теоретические предположения, согласно которым существенными факторами развития религиозности являются те, которые обеспечивают поступательное накопление религиозного опыта (образование, семейное воспитание и пр.) [9].

Религиозная конверсия является одним из самых существенных и значимых факторов динамики религиозности. Верующие, пережившие религиозную конверсию, имеет более высокий уровень религиозности. Кроме того, признаки религиозной конверсии значимо связаны с такими компонентами религиозности, как поведенческий и когнитивный компоненты.

Примечания

1. Зенько Ю. М. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. № 3. С. 198.

2. Levenson Michael R., Aidwin Carolyn M. [and other] Religious Development from Adolescence to Middle Adulthood // Handbook of the psychology of Religion and Spirituality. N. Y.: Guilford Press, 2005. P. 144-158.

3. Batson C. Daniel Religion and the individual. Asocial-psychological perspective. N. Y.: Oxford University Press, 1993. P. 427; Levenson Michael R., Aidwin Carolyn M. [and other] Op. cit.

4. Huber St. Religion Monitor 2008: Structuring Principles, Operational Constructs, Interpretive Strategies // What the World Believes: Analysis and Commentary on the Religion Monitor 2008. Verlag Bertelsmann-Stiftung, 2009. P. 17-51.

5. Чернов А. Ю., Буланова И. С. Качественное исследование смыслового содержания религиозной конверсии // Актуальные проблемы психологии: сб. ст. Междунар. заоч. конф., посвященной 20-летию ВГИ (филиал) / отв. ред. О. Н. Макаренко. Волгоград, 2012. С. 111-120.

6. Levenson Michael R., Aidwin Carolyn M. [and other] Op. cit.

7. Huber St. Op. cit.

8. Ibid.

9. Levenson Michael R., Aidwin Carolyn M. [and other] Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.