УДК 159.9 : 2
И. С. Буланова
Специфика религиозности в зависимости от типа религиозной конверсии
В статье представлено исследование взаимосвязи религиозности с типом религиозной конверсии. Религиозная конверсия - радикальный тип трансформации личности. Ключевым аспектом конверсии является изменение системы смыслов, протекающее в соответствие с четырьмя типами. Общий уровень религиозности, компоненты религиозности определяются типом конверсии.
The article presents a study on the interrelation of religion to the type of religious conversion. Religious conversion is a type of radical personality transformation. A key aspect of the conversion is a change in the system of meanings. It is proceeding in accordance with the four types. The overall level of religiosity, religious components depend on the type of conversion.
Ключевые слова: религиозность, компоненты религиозности, религиозная конверсия, типология конверсии, смысловая система личности, трансформация.
Key words: religiosity, religious components, religious conversion, conversion typology, semantic system personality, transformation.
В научной психологии в последнее время растет число работ, по религиозной проблематике (С.А. Белорусов; Б.С. Братусь; А.М. Улановский; А.Ю. Чернов; Hill P.S.; Batson C.; Spilka B.; Stefan Huber; Poloutzian и др.). Одной из самых актуальных и интегральных тем в области психологии религии является проблема религиозности, в которой наиболее разработанные темы касаются ее статичных характеристик: религиозное совладающее поведение, социально-психологические факторы религиозности, религиозные переживания и пр. Динамические характеристики религиозности изучены в меньшей степени. Остаются открытыми вопросы о том, каким образом меняется и развивается религиозность на протяжении жизни, каковы причины и детерминанты этих изменений, каковы факторы и предпосылки трансформации религиозности?
К динамическим характеристикам религиозности относится феномен религиозной конверсии. В общенаучном дискурсе религиозная конверсия представляет собой тип изменений, связанных с переходом человека от неверия к вере или от одной веры в другую. В психологии исследованием религиозной конверсии занимались W.James, E. T. Clark, Hill P.S.; Batson C.; Spilka B.; R.F. Poloutzian,
© Буланова И. С., 2014
и.Т. РюИа^воп и др. С психологической точки зрения, религиозная конверсия рассматривается как радикальный тип изменений личности, свернутый во времени и затрагивающий ее когнитивные, аффективные и поведенческие структуры [4].
Проведенный ряд эмпирических исследований религиозной конверсии позволил нам заключить, что в ее психологической структуре в качестве компонентов можно выделить внешний и внутренний модусы. Они включают в себя, с одной стороны, предпосылки и последствия опыта конверсии, а с другой стороны - трансформацию смыслового содержания личности. Центральным компонентом данной модели является внутренний модус изменений, который сводится к трансформации системы смыслов личности. Структура этих изменений соответствует такому показателю как величина: система смыслов меняется в сторону большей или меньшей смысловой наполненности тех или иных сфер жизни. В соответствие с характером этих изменений существует четыре типа религиозной конверсии:
Аскетический тип изменений смысловой сферы характеризуется тем, что в результате религиозной конверсии верующий оценивает изменения во всех сферах своей жизни в сторону меньшей смысловой наполненности. Изменения в результате обретения веры носят отрицательный характер. Данный тип изменений смысловой сферы самый малочисленный (2 %). Последствием религиозной конверсии в данном случае является так называемое служение. Для верующего свойственно смирение, а также сопровождающее его чувство вины.
Кризисный тип изменений характеризуется тем, что в результате религиозной конверсии в некоторых сферах жизни верующий отмечает увеличение степени осмысленности, а в некоторых -уменьшение. Такой тип изменений является также малочисленным (3 % верующих). Данная группа верующих отмечает изменения в сфере преодоление болезней. Преобладают такие эмоции как чувство вины. По-видимому, данный религиозный опыт связан с отрицательными жизненными событиями, как детерминирующими обращение человека в веру. Возможно, что кризисный характер изменений связан с незавершенностью самого процесса обращения. Смысловая сфера потенциального новообращенного находится в состоянии существенных трансформаций, вызванных трудной жизненной ситуацией, что объясняет кризисный характер изменений.
Позитивный тип изменений смысловой сферы под влиянием религиозной конверсии характеризуется невысокими положительными изменениями по всем компонентам смысловой сферы. Такой тип изменений встречается в 40 % случаев обращения в веру. Изменения происходят в следующих смысловых сферах: сфера социальной самореализации, сфера духовности, сфера совладания с
трудными жизненными ситуациями, сфера нравственности, сфера лидерства. В результате конверсии верующий становится более уверенным в социальном взаимодействии. Он становится более продуктивным, успешным и значимым в социальной самореализации и в сфере достижений. Кроме того, у верующего появляется уверенность в том, что он может успешно справляться с трудностями. В позитивную сторону изменяется самоотношение (верующий относится к себе как к более творческому и уникальному). Появляется сфера морали и нравственности. Однако, поскольку данный тип изменений носит более «мягкий» характер (невысокие положительные изменения), с точки зрения последствий позитивный тип изменений менее радикальный в сравнении с аскетическим и кризисным типами.
Катарсический тип изменения смысловой сферы характеризуется тем, что верующий оценивает изменения после обретения веры в сторону максимальной наполненности смысла во всех сферах своей жизни. Данный тип изменений наиболее распространенный среди новообращенных (55 %). Максимальные изменения происходят в таких сферах как: сфера достижений, сфера нравственности, сфера совладания с трудными жизненными ситуациями, сфера духовности. В отличие от позитивного типа изменений, трансформация катарсического типа дополнена активной религиозной самореализацией. Катарсический характер изменений связан с высокой степенью эмоционального напряжения и фрустрации, являющиеся детерминантами конверсии. В случае если степень эмоционального напряжения слишком высокая, происходящие резкие изменения как разрядка напряжения соответствуют катарсиче-скому типу изменений. Высвобождение большого количества энергии трансформируется и переходит в активное стремление реализовать возникшие религиозные убеждения и идеи [1, с. 132-138].
Таким образом, можно предположить, что религиозная конверсия, наряду с другими динамическими характеристиками религиозности (религиозное развитие, религиозная социализация), определяет общий уровень религиозности. Кроме того, различные типы изменений смысловой сферы, определяющие религиозную конверсию, могут быть связаны с различной степенью выраженности компонентов религиозности.
Сам феномен религиозности рассматривается в психологии религии, как правило, в рамках многомерного подхода [5]. Данный подход к анализу религиозности распространен в психологии религии, поскольку наиболее соответствует специфики этого явления. В соответствие с многомерным подходом религиозность представляет собой целостную систему, которую можно рассмотреть посредством разложения не несколько измерений. В частности, к многомерной
модели религиозности относится модель Ч. Глока, в которой религиозность представлена тремя компонентами: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Данная модель предполагает, что религиозность как психологический феномен проявляется и активизируется в индивидуальной когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфере личности.
Когнитивное измерение религиозности представлено рациональным и иррациональным компонентами. Рациональное когнитивное измерение подразумевает систему религиозных знаний, а также рефлексию собственной религиозности. Рациональный компонент религиозности может проявляться в интересе к религии, в структурах знания, в способах интерпретации событий жизни, в системе религиозной атрибуции.
Иррациональное измерение религиозности проявляется в конструкте веры. В данном контексте это означает, что человек имеет ряд эмпирически неподтверждаемых убеждений о существовании трансцендентных сил и недоступных познанию областей реальности.
Поведенческий компонент религиозности проявляется в публичной и приватной религиозной практике. С психологической точки зрения речь идет о специфической активности человека.
Публичная религиозная практика - это совместное отправление религиозных ритуалов. Данный компонент религиозности понимается как социальный феномен совместной публичной активности и деятельности. Публичная религиозная практика связывает людей в более или менее организованное сообщество, позволяющее им обмениваться религиозным опытом.
Приватная религиозная практика - это обращение к высшим силам в индивидуальной манере и форме. Как и публичная религиозная практика, приватная религиозная практика, с психологической точки зрения, является проявлением активности и деятельности. Однако, в отличие от публичной практики, приватная религиозная практика легко адаптируема к индивидуальным психологическим особенностям. В связи с этим, она часто более значима для человека, чем публичная религиозная практика.
Аффективный компонент религиозности представляет собой интенсивность переживания религиозного опыта, как непосредственного взаимодействия с высшими силами. Аффективный компонент религиозности состоит из общей оценки интенсивности религиозного переживания, а также из эмоциональной валентности переживания. Первый индикатор сконцентрирован вокруг частоты восприятия трансцендентной реальности. Второй индикатор подразумевает специфику эмоций, характеризующих данное взаимодей-
ствие. К таким эмоциям относятся счастье, радость, чувство вины, гнев, страх и др. [там же].
Таким образом, целью данного исследования является определение взаимосвязи типов религиозной конверсии с общим уровнем религиозности и компонентами структуры религиозности.
Для решения поставленной задачи были использованы опросник признаков религиозной конверсии, метод субъективной семантики, а также оценка общего уровня и компонентов религиозности (CRS).
На первом этапе была сформирована специфическая выборка респондентов. Для этого были определены ключевые признаки религиозной конверсии. Основные признаки религиозной конверсии основаны на рефлексивном компоненте. Новообращенный анализирует и оценивает свой религиозный опыт как поворотный и значимый момент в жизни. В описаниях религиозного опыта необходимо должны присутствовать следующие составляющие: обретение веры как переломный момент в жизни; высокая степень значимости данного момента в контексте всей жизни; рефлексия изменений в жизни, произошедших вследствие конверсии. В соответствие с данными признаками была создана анкета религиозной конверсии, каждый вопрос которой соответствует выделенным признакам.
Специфическую выборку составили 185 респондентов, причисляющих себя к верующим, и принадлежащих тому или иному религиозному сообществу. Выборку составили 77 (42 %) мужчин, 108 (58 %) женщин в возрасте от 17 до 63 лет. Используя опросник признаков религиозной конверсии, от общего числа верующих были отобраны конвертированные респонденты. Их численность составила 84,7 % от общего числа выборки.
Типология изменения смысловой сферы в контексте конверсии была определена методом субъективной семантики [2]. Разработка инструмента основывалась на исследовании имплицитных теорий содержательной, осмысленной жизни и развития профиля личностного смысла Paul T.P. Wong [3]. Согласно данному исследованию содержательная и осмысленная жизнь включает в себя полноценную самореализацию в следующих сферах: общественные отношения, личная жизнь, сфера достижений, духовность, самореализация и справедливость. Основываясь на данном положении, были отобраны понятия, которые описывают данные сферы жизни. В пилотажном исследовании респондентам необходимо было оценить степень соответствия данных понятий осмысленной жизни в каждой из выделенных сфер жизни. В результате факторного анализа с вращением Varimax было выделено пять интерпретируемых факторов. Таким образом, в опросник вошли 33 пары полярных прилагало
тельных, с нагрузками по данным факторам выше 0.40. Сформированная методика была использована в оценке изменений. Верующим необходимо было оценить степень изменения (по семибалльной шкале) по предложенным параметрам после обретения веры. В результате были получены оценки изменений в содержательности и осмысленности собственной жизни после обретения веры.
Посредством кластерного анализа были выявлены четыре типа изменений смысловой сферы. На основе этого была создана номинативная переменная, соответствующая каждому типу изменения смысловой сферы.
Для оценки уровня и компонентов религиозности была использована методика CRS (Centrality of Religiosity Scale), соответствующая многомерной модели религиозности Ч. Глока. Шкалы опросника соответствует когнитивному, поведенческому и аффективному компонентам религиозности, и позволяют количественно оценить степень выраженности каждого из них. Суммарное значение показателей по трем шкалам соответствует общему уровню религиозности.
Основными методами статистического анализа данных были методы описательной статистики, дисперсионный анализ, корреляционный анализ r-Пирсона.
Результаты исследования
1. Средние значения общего уровня религиозности респондентов в выборке составил 65,1495, что соответствует высокому показателю религиозности. Очевидно, что высокий уровень религиозности связан со специфической выборкой верующих.
Выявлены взаимосвязи признаков религиозной конверсии с общим уровнем религиозности и компонентами религиозности.
Признак 1. Обретение веры как переломный момент в жизни верующего, который делит свою жизнь на «до» и «после» обретения веры.
В той части выборке, которая соответствует данному признаку религиозной конверсии средние значение выше по следующим компонентам религиозности: рациональный компонент (p=0.00), когнитивный компонент (p=0.01), поведенческий компонент (p=0.00). Кроме того данный признак конверсии связан с общим уровнем религиозности (p=0.003).
Прослеживаются статистически значимые различия в средних значениях выраженности определенных эмоций в отношении к высшим силам: чувство вины (p=0.03), отчаяние (p=0.00), радость (p=0.09), сила (p=0.00). Таким образом, осознание переломного момента в жизни, связанного с обретением веры сопряжено с изменениями эмоции в отношении Бога.
Признак 2. Значимость обретения веры.
Степень значимости обретения веры связана с когнитивным компонентом (р=0.01), рациональным компонентом (р=0.02), иррациональным компонентом (р=0.05), поведенческим компонентом (р=0.00), а также публичной религиозной практики (р=0.00). Также обнаружена взаимосвязь данного признака конверсии с общим уровнем религиозности (р=0.00).
Кроме того, была выявлена взаимосвязь данного признака конверсии с эмоцией радости в отношении к высшим силам (р=0.00). Верующие, которые отмечают, что обретение веры - самое значимое событие в их жизни в большей степени, склонны испытывать радость в отношении Бога. Также можно отметить, что, чем выше верующий оценивает степень значимости этого события, тем в большей степени ему будет присуще такие эмоции как: чувство вины (г=0.346**), чувство защищенности (г=0.352**), чувство благодарности (г=0.276**), а также радость (г=0.351**).
Признак 3. Рефлексия изменений в жизни после обретения веры.
Показатель степени изменения в жизни после обретения веры связан со всеми компонентами религиозности, а также общий уровень религиозности (г=0.43**).
Кроме того, была выявлена взаимосвязь данного признака конверсии с рядом эмоций: чувство защищенности (г=0.257**), благодарность (г=0.301**), сила (г=0.360**), радость (г=0.280**), чувство вины (г=0.398**).
Таблица 1
Взаимосвязь признаков религиозной конверсии с общим уровнем религиозности
Признак_1 Осознание переломного момента в жизни Признак_2 Значимость обретения веры Признак_3 Рефлексия (степень изменений в результате конверсии)
есть нет
Общий уровень религиозности М=63 М=53 К=0.619** К=0.43**
Таким образом, религиозная конверсия как особой радикальный, быстрый тип изменений личности представляет собой один из самых существенных и значимых факторов динамики религиозности. Этот вывод дополняет теоретические предположения, согласно которым существенными факторами развития религиозности являются те, которые обеспечивают поступательное накопление религиозного опыта (образование, семейное воспитание и пр.) [4].
Верующие, пережившие религиозную конверсию, имеет более высокий уровень религиозности.
2. Существует взаимосвязь общего уровня религиозности с типами религиозной конверсии (р=0.072)
Таблица 2
Средние значения ОУР для четырех типов религиозной конверсии
Средние значения ОУР для четырех типов конверсии
Аскетический тип конверсии 54,9944
Катарсический тип конверсии 64,7772
Кризисный тип конверсии 64,9896
Позитивный тип конверсии 57,2202
Наиболее выражен общий уровень религиозности в катарсиче-ском и кризисном типе религиозной конверсии (64,7772 и 64,9896 соответственно). Таким образом, в случае если обращение в веру происходит по катарсическому или кризисному типу следует ожидать высокий уровень религиозности.
Дифференцированный характер изменений смысловой сферы кризисного типа конверсии подразумевает сложный и незавершенный характер процесса трансформации. Находясь в процессе конверсионных изменений, потенциальный обращенный ищет ответы на возникшие вопросы. Возможно, что именно на данном этапе религия является наиболее приемлемой формой религиозного совла-дания. Высокий уровень религиозности может быть обусловлен особой актуальностью религиозной проблематики на данном жизненном этапе.
Высокий уровень религиозности катарсического типа конверсии можно объяснить высвобождением большого количества энергии, которое является следствием катарсиса. Сам катарсис отражает длительную ситуацию напряжения, вызванного переживанием трудной жизненной ситуации. Таким образом, высвобождение энергии, соответствующее разрядки напряжения, трансформируется в религиозную активность. Она, в свою очередь, выражается в поведенческих, когнитивных и эмоциональных составляющих религиозности.
3. Дисперсионный анализ взаимосвязи типов религиозной конверсии с компонентами религиозности показал, что существуют значимые различия в аффективном компоненте религиозности в различных типах конверсии (р=0.023).
Таблица 3
Сравнение средних значений аффективного компонента религиозности у различных типов конверсии
Средние значения АК для четырех типов конверсии
Аскетический тип конверсии 4,0000
Катарсический тип конверсии 7,3640
Кризисный тип конверсии 4,3438
Позитивный тип конверсии 4,9156
Наиболее высокий аффективный компонент представлен в ка-тарсическом типе религиозной конверсии. Это означает, что для верующего, обращенного в веру по катарсическому типу, важнейшим становится аспект восприятия высших сил, прямой контакт со сверхъестественной реальностью. Отмечается высокая частота контактов с высшими силами, а также выраженная эмоциональная связь с Богом. Эмоциональная основа катарсического типа конверсии объясняется характером изменений смысловой сферы данного типа. Катарсическому типу конверсии могут сопутствовать эмоции эйфории, радости, связанные с разрядкой сильного и длительного состояния напряжения и фрустрации, являющиеся предпосылками обращения. Эти эмоции атрибутируются Богу, поскольку в сознании верующего именно благодаря Богу происходит разрешение всех существующих противоречий.
4. Далее был произведен корреляционный анализ смысловых сфер катарсического и позитивного типов конверсии с компонентами и общим уровнем религиозности. Анализ показал взаимосвязь сферы духовности катарсического типа конверсии с аффективным и иррациональным компонентом религиозности (г=0.292**, г=0.235*, соответственно). Сфера духовности катарсического типа конверсии отражает экзистенциальное отношение к жизни. Она характеризуется такими прилагательными как «осмысленно живущий», «думающий», «нравственный», «в поисках ответов на вечные вопросы». Таким образом, в случае если в результате конверсии верующий отмечает, что существенно изменился по данным параметрам, следует ожидать, что его религиозность будет иметь особую специфику. Она будет характеризоваться появлением веры в трансцендентную реальность, сверхъестественные силы, с которыми верующий находится в постоянном эмоциональном взаимодействии. Для новообращенного сверхъестественная реальность становиться повседневной реальностью, в контексте которой он живет и воспринимает окружающий мир.
Иными словами, одним из самых существенных и значимых факторов динамики религиозности является религиозная конверсия как особой радикальный, быстрый тип изменений личности. Специ-
154
фика религиозности может определяться типом изменения смысловой сферы под влиянием религиозной конверсии. Особую специфику имеет катарсический тип конверсии. Он характеризуется высоким уровнем религиозности, с выраженным аффективным компонентом. Важнейшими составляющими религиозной жизни верующего, обращенного по катарсическому типу, являются вера в трансцендентную реальность и постоянный, эмоционально окрашенный контакт со сверхъестественными силами.
Список литературы
1. Буланова И.С. Смысловое содержание религиозной конверсии // Религиоведение. - № 4. - 2013. - С. 132-138.
2. Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: учеб. пособие для вузов. - М.: Пчела, 2008. - C. 277-280.
3. Paul T. P. Wong The Human Quest for Meaning: A Handbook of psychological Research and Clinical Applications / Paul T. P. Wong, Prem S. Fry, Eric Klinger and others. - Mahwah, NJ : Lawrence Erlbaum Associates, 1998. - P. 111-139.
4. Raymond F. Paloutzian, Handbook of the psychology of religion and spirituality / Raymond F. Paloutzian, Crystal L. Park and others. - New York : Guilford Press, 2005. - P. 13-15.
5. Stefan Huber. Religion Monitor 2008: Structuring Principles, Operational Constructs, Interpretive Strategies // What the World Believes: Analysis and Commentary on the Religion Monitor 2008, Verlag Bertelsmann-Stiftung, 2009. - P. 1751.