УДК 338.242
С. В. Киселев, Г. Р. Стрекалова, Г. Р. Нугаева СПЕЦИФИКА РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РЕСУРСАМИ
Ключевые слова: бюджетные ресурсы, рейтинг, управление, территориальное экономическое районирование, приоритеты распределения бюджетных средств, экономические районы, субсидии.
Рассмотрены актуальные вопросы регионального управления бюджетными ресурсами на примере Республики Татарстан. Показано, что управление распределением бюджетных ресурсов должно базироваться на переходе к новой модели управления социально-экономическими процессами, основу которых составляет управление по результатам.
Keywords: budgetary resources, rating, management, spatial economic regionalization, priorities for the allocation
budget, economic areas, subsidies.
The actual issues of regional management of the budget resources on the example of the Republic of Tatarstan. It is shown that control allocation of budgetary resources should be based on the transition to new model of socio-economic processes, based which is managing for results.
Масштабная социально - экономическая трансформация всего хозяйственного механизма российской экономики привела к кардинальным преобразованиям бюджетных отношений, как на федеральном, так и на региональном уровне. Возникли проблемы организации и функционирования институциональной среды управления бюджетными ресурсами Российской Федерации, координации и субординации между ее уровнями [1].
В этих условиях, для повышения действенности государственной бюджетной политики, эффективного управления бюджетными ресурсами в процессе использования бюджета государства, повышения оперативности при финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и рациональным использованием государственных средств необходима эффективно работающая институциональная среда. В условиях отсутствия эффективного контроля за расходованием бюджетных средств широкий размах получают негативные проявления в хозяйственной жизни, следствием которых становятся многочисленные злоупотребления, нецелевое использование бюджетных средств, нарушения финансовой дисциплины и финансового законодательства [1].
Решение вопросов эффективного управления бюджетными ресурсами предполагает научно-обоснованную программу развития социально-экономической системы в целом. Это подтверждает опыт экономически развитых государств, где именно при помощи институционального механизма исполнения доходов и расходов бюджета достигается эффективное управление экономикой региона [2].
Существующая сегодня система бюджетного процесса имеет недостатки, к числу которых следует отнести неоптимальное распределение бюджетных ресурсов, отсутствие бюджетного регулирования в рамках прогнозных изменений макроэкономических показателей, невозможность превентивного их воздействия на значимые факторы регионального развития с целью достижения желаемого эффекта. Все это настоятельно диктует поиск оптимального решения вопросов распределения бюджетных ресурсов по принципу «наименьшие затраты с наибольшим результатом». Смещение акцентов с управления бюджетными процессами на управление по результатам требует применения адекватного инструментария для достижения желаемой цели в пределах объемов имеющихся бюджетных ресурсов [3].
Актуальность рассматриваемых в статье вопросов определяется необходимостью совершенствования механизма управления региональными бюджетными ресурсами в инновационной экономике.
Проблема поиска оптимальных путей управления бюджетными средствами является актуальной не только для России и ее регионов, но и практически для всех федеративных и унитарных государств. Следует учитывать, что нет рецептурных подходов к решению данной проблемы. Мировой опыт не дает универсальных решений, каждая страна проводит свою национально ориентированную бюджетную политику, но при этом не исключается использование опыта мировой практики [5].
Рассматривать специфику регионального управления бюджетными ресурсами начнем с территориального экономического районирования Республики Татарстан, целью которого являлось выявление наиболее перспективных рыночных ниш, способных обеспечить конкурентоспособность Татарстана и сбалансированность развития экономических регионов республики. Согласно программе «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года» в республике проведено экономическое районирование и сформировано 7 экономических районов, состав которых представлен в таблице 1 [6].
Таблица 1 - Состав экономических районов Республики Татарстан
Наименование районов Территориальный состав
Столичный г.Казань, Атнинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Зеленодольский, Лаишевский, Пестречинский
Западный Апастовский, Буинский, Дрожжановский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Тетюшский
Северный Арский. Балтасинский, Кукморский, Мамадышский, РыбноСлободской, Сабинский, Тюлячинский
Южный Аксубаевский, Алексеевский, Алькеевский, Новошешминский, Нурлатский, Спасский, Чистопольский
Восточный Агрызский, Азнакаевский, Актанышский, Бавлинский, Мензелинский, Муслюмовский, Ютазинский
Камский Елабужский, Заинский, Менделеевский, Нижнекамский. Тукаевский, г.Набережные Челны
Нефтяной Альметьевский, Бугульминский, Лениногорский, Сармановский, Черемшанский
Для оценки социально-экономического развития перечисленных районов, их
производственной структуры, проведем анализ рентабельности продаж предприятий, вошедших в реестр 100 крупнейших компаний Республики Татарстан [4]. Показатель рентабельности продаж выбран не случайно, широкое применение он получил в рыночной экономике, поскольку характеризует эффективность предпринимательской деятельности, то есть отвечает на вопрос: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Согласно данным таблицы 2 рентабельность продаж в 2009 году снизилась в сравнении с 2008 годом практически по всем отраслям, представленным в рентинге 100 крупнейших компаний Республики Татарстан, за исключением отраслей машиностроение (рентабельность продаж выросла на 79,58%) и финансовая деятельность (рентабельность продаж выросла на 2,92%). В целом же величина рентабельности продаж остается высокой в таких отраслях как нефтяная и нефтегазовая промышленность, деятельность коммерческих и предпринимательских организаций, телекоммуникация и связь, химическая и нефтехимическая промышленность, пищевая промышленность. В число 100 крупнейших компаний Республики Татарстан вошли 16 предприятий отрасли оптовая продажа, 14 предприятий отрасли нефтяная и нефтегазовая промышленность, 12 предприятий отрасли машиностроение, по 10 предприятий отраслей финансовая деятельность, строительство.
Наименование отрасли Всего компаний отрасли в рейтинге 100 [5] По экономическим районам республики Средняя величина рентабельности продаж, ^, %* Отклонение (+,-) 2009/2008 гг., %
2008 г. 2009 г.
Нефтяная и нефтегазовая промышленность 14 10 - Нефтяной 64,53 40,87 - 36,68
1 - Камский
1 - Столичный
2 - Южный
Банковская деятельность 7 7 - Столичный 11,87 9,7 -18,28
Химическая и нефтехимическая пром-ть 5 2 -Столичный 25,17 23,51 - 6,59
3 - Камский
Машиностроение 12 8 - Камский 14,69 26,38 + 79,58
3 - Столичный
1 - Нефтяной
Электроэнергетика 4 4 - Столичный 9,86 8,6 - 12,78
Оптовая торговля 16 10 - Столичный 10,62 10,28 - 3,2
5 - Камский
1 - Северный
Транспорт 3 3 - Столичный 41,68 15,35 - 63,17
Черная металлургия 2 2 - Камский 14,7 12,85 - 12,58
Рекламная деятель-ть 1 1 - Столичный 35,61 3,29 -90,76
Страхование 1 1 - Столичный - - -
Пищевая промышленность 6 4 - Столичный 26,94 23,27 - 13,62
2 - Камский
Финансовая деятельность 10 1 - Нефтяной 8,91 9,17 + 2,92
5 - Столичный
4 - Камский
Строительство 10 1 - Нефтяной 5,88 3,52 - 40,14
5 - Камский
4 - Столичный
Гидрографические изыскательские работы 1 Камский 5,69 3,45 - 39,37
Телекоммуник. и связь 1 1 -Столичный 41,35 30,20 - 26,96
Деятельность коммер. и предприн. организаций 1 1 - Столичный 47,46 40,58 - 14,5
Лесная, и цел. бум. пром. 1 1 - Столичный 24,12 20,79 - 13,8
Розничная торговля 4 1-Камский 12,24 11,7 - 4,41
2-Столичный
1-Нефтяной
Промышленность стройматериалов 1 1 - Камский 17,42 14,30 - 17,91
[4] Эксперт Волга. -2010. -№ 8-9 (163) С.16-20. *-расчетные величины на основе данных[5].
Проведенный анализ позволит дать объяснение порядку формирования доходной части бюджета из налоговых поступлений от прибыли, уровень которой в 2009 году практически по всем отраслям имел более низкие показатели, чем таковые в 2008 году.
В целом для ответа на вопрос, какие же экономические районы нуждаются в приоритетном финансировании из федерального бюджета, сгруппируем крупнейшие предприятия, вошедшие в рейтинг 100 крупнейших предприятий Республики Татарстан по экономическим районам:
- «Нефтяной» в который вошли 14 крупнейших предприятий Республики Татарстан, 12 из них относятся к отрасли «Нефтяная и нефтегазовая промышленность», одно к отрасли «Строительство» и одно к отрасли «Розничная торговля»;
- «Камский», представленный практически всеми отраслями промышленности, всего в районе 33 крупнейших предприятия, большая часть которых относятся к отрасли «Машиностроение»;
- «Столичный», включает 50 крупнейших предприятий из рэнкинга 100 крупнейших компаний Республики Татарстан;
- «Южный» - два предприятия отрасли «Нефтяная и нефтегазовая промышленность»;
- «Северный», представленный одним предприятием отрасли «Оптовая торговля».
На рис. 1 представлены данные по величинам рентабельности продаж предприятий, вошедших в рейтинг 100 крупнейших компаний РТ [4] по сформировавшимся пяти экономическим районам по данным 2009 года.
Как видим, наибольшую рентабельность продаж имеет экономический район «Южный» за счет двух крупнейших предприятий отрасли «Нефтяная и нефтегазовая промышленность». Высокий уровень рентабельности продаж и у экономического района «Нефтяной», где 12 предприятий из 14 крупнейших предприятий Республики Татарстан относятся к отрасли «Нефтяная и нефтегазодобывающая промышленность».
Таким образом, анализ показал, что большая доля прибыльных предприятий связана с «сырьевым» характером экономики.
Переход на инновационный путь развития требует переосмысления распределения бюджетных средств в сторону развития наукоемких отраслей, в том числе потенциально активных. Для повышения активности или выхода из кризисной ситуации, возможно нужен лишь толчок или финансовая поддержка, стимулирующая синергизм развития предприятия, отрасли, региона, страны в целом.
62,59
’Северный" район (3,97%) 'Нефтяной" район (33,44%) 'Камский" район (13,25%) ’Столичный" район (14,95%) 'Южный" район (62,59%)
Рис. 1 - Средняя величина рентабельности продаж 100 предприятий, вошедших в рейтинг по экономическим районам РТ
Анализ индикаторов развития социальной инфраструктуры в территориальном разрезе экономических районов показал, что они достаточно отличаются по своим значениям. Так, например, наибольшее значение денежные доходы населения в среднем за месяц имеет «Нефтяной» экономический район, и в нем же самый высокий уровень безработицы.
Интегральный показатель качества жизни населения имеет самое высокое значение в «Нефтяном» экономическом районе, а самый низкий в «Северном» (табл. 3).
Таблица 3 - Индикаторы социально-экономического развития экономических районов Республики Татарстан [ 6]
Наименование показателя Столичный Восточный Северный Камский Западный Южный Нефтяной
Интегральный показатель «Качество жизни» 0,59 0,65 0,58 0,725 0,635 0,64 0,74
Денежные до-ходы на душу населения, руб. 7471,42 8771,4 8300 8716,66 6416,66 8857,14 10560
Уровень безработицы, % 5,7 6,77 6,17 6,66 4,75 6,61 7,76
Расходы на здра-воохранение,руб. 1760,0 1418,57 1270,71 1266,66 1538,33 1450,71 1399,0
Смертность населения на 100 тыс.чел. 815,71 625,71 606,5 565 702,5 677,14 638
Расходы бюд-жета на одного обучаемого 37000 33714,29 43000 28333,33 45833,33 37000 30400
Отношение з/п раб.образов. к з/п занятых в экономике, % 69,86 65,14 81,57 50,0 85,83 71,29 53,6
Расходы на физ. культуру и спорт, руб. 31,71 119,8 123,1 154,65 56,22 62,57 216,16
Удовлетворенность качеством ЖКХ , % 62,51 72.% 68,6 67,0 73,5 72,3 79,6
Наибольшее количество кредитов и их сумма приходится на «Северный» и «Западный» экономические районы (табл. 4).
Таблица 4 - Кредиты и их субсидирование по ЛПХ, КФХ по экономическим районам [6]
Показатели Столичный Восточный Северный Камский Западный Южный Нефтяной
Получено кредитов по ЛПХ, КФХ с начала 2010 года :
количество 17 48 48 29 40 38 34
на сумму млн.руб. 2,53 12,27 8,6 3,58 6,93 24,44 5,28
Субсидии:
количество 322 509 1261 345 1189 556 539
сумма млн.руб. 8,66 18,11 36,63 10,4 31,93 14,7 13,26
Всего, млн. руб. 11,19 30,38 45,23 13,98 38,86 39,14 18,54
Используя бально - рейтинговую систему был рассчитан суммарный рейтинг по оценочным значениям показателей социально-экономического развития экономических районов (табл. 3) и данные по сумме кредитов и субсидий (табл. 4). В таблице 5 представлен рейтинг экономических районов Республики Татарстан, среди которых первый ранг занимает «Камский» экономический район.
Районы Столичный Камски й Нефтяной Северный Южный Западный Восточный
Рейтинг 2 1 3 7 6 5 4
Полученные данные позволяют нам выстроить приоритеты в распределены бюджетных средств на развитие районов в следующей последовательности с учетом наличия крупнейших компаний, вошедших в рейтинг 100 и среднестатистического значения показателя их рентабельности:
Камский экономический район - 25%;
Столичный экономический район - 12%;
Северный экономический район - 15%;
Восточный экономический район - 12%
Западный экономический район - 12%;
Нефтяной экономический район - 12%;
Южный экономический район - 12%.
Процент условен и будет меняться в зависимости от выделенных бюджетных средств, направляемых на развитие с учетом факторов, влияющих на принятие решений, например, получать с каждого вложенного рубля, как минимум 1,1 рубля дохода.
Таким образом, можно сказать, что специфика использования бюджетных ресурсов в процессе регионального управления выражается в финансовых взаимосвязях между различными уровнями хозяйствования и обусловлена действием двух основных факторов:
- неравномерностью размещения доходных источников и потребителей финансовых ресурсов по регионам страны;
- неравномерностью функционирования органов государственной власти, в том числе и местного самоуправления, обеспечивающих иерархические интересы граждан.
Процесс регионального и муниципального управления распределением бюджетных ресурсов должен базироваться на переходе к новой модели управления социальноэкономическими процессами, основу которых составляет управление по результатам. Основными задачами регионального и муниципального управления бюджетным распределением средств остаются:
- обеспечение высокого уровня и качества жизни населения;
- формирование условий устойчивого развития регионов и муниципальных образований;
- выработка и реализация структурной, инвестиционной и инновационной политики. Решение вопросов регионального управления бюджетными ресурсами требует
применения соответствующих инструментов, в качестве одного из которых можно рекомендовать мероприятия по стимулированию деятельности муниципальных образований на основе районирования, балльно-рейтинговой оценки и приоритетности распределения бюджетных средств на развитие районов.
Литература
1. Гайзатуллин, Р.Р. Совершенствование механизма формирования доходов бюджетов РФ и РТ / Р.Р. Гайзатуллин // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2008. - № 4 . - С.194-198.
2. Пашнанов, Э.Л. Основные направления бюджетной политики Российской Федерации /
Э.Л. Пашнанов // Финансы и кредит. - 2008.- № 30. - С.46 - 50.
3. Пономаренко С. А. Инновационное обеспечение регионального развития в Приволжском федеральном округе / С.А. Пономаренко //Региональная экономика: теория и практика.- №12(105). -2009.- С. 22-27.
4. Ренкинг 100 крупнейших компаний Республики Татарстан //Эксперт Волга. - 2010. - № 8-9 (163) С.16-20.
5. Янукян, Л.Б. Специфика регионального воспроизводства капитала в России / Л.Б. Янукян // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011. - № 4 (28). - № гос. рег. статьи 0421100034/0108. - Режим доступа к журн.: Шр://иес8.тсшр.ги.6. http://mert.tatar.ru/
6. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан
http://yandex.net/http//mert.tatarstan.ru
© С. В. Киселев - д-р экон. наук, проф., дир. ВШЭ КНИТУ, зав. каф. экономики и управления на предприятии пищевой промышленности КНИТУ; Г. Р. Стрекалова - канд. техн. наук, доц. каф. экономики и управления на предприятии пищевой промышленности КНИТУ; Г. Р. Нугаева - канд. экон. наук, доц. каф. экономики и управления на предприятии пищевой промышленности КНИТУ, [email protected].