Научная статья на тему 'Специфика рефлексивно-дополнительной методики при формировании у студентов экологических понятий'

Специфика рефлексивно-дополнительной методики при формировании у студентов экологических понятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ / МЕТОД ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ECOLOGICAL CONCEPT / A METHOD ADDITIONALY / PEDAGOGICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аитов А. Н.

В статье рассмотрена роль рефлексивно-дополнительной методики в реализации процесса формирования у студентов экологических понятий и развития экологического мышления. На примере формирования понятия о явлении экологического кризиса показан один из модельных ориентиров рефлексивно-дополнительной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF THE IS REFLECTIVE-ADDITIONAL TECHNIQUE AT FORMATION AT STUDENTS OF ECOLOGICAL CONCEPTS

In article specificity of a method additionaly in realisation of process of formation at students of ecological concepts and development of ecological thinking is considered. On an example of formation of concept about the phenomenon of ecological crisis one of modelling reference points of an is reflective-additional technique is shown..

Текст научной работы на тему «Специфика рефлексивно-дополнительной методики при формировании у студентов экологических понятий»

УДК 378.144/146

А.Н. Аитов, асп. МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: ait1983@mail.ru

СПЕЦИФИКА РЕФЛЕКСИВНО-ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

В статье рассмотрена роль рефлексивно-дополнительной методики в реализации процесса формирования у студентов экологических понятий и развития экологического мышления. На примере формирования понятия о явлении экологического кризиса показан один из модельных ориентиров рефлексивно-дополнительной методики.

Ключевые слова: экологическое понятие, метод дополнительности, педагогическое мышление.

На современном этапе развития человечества, когда экологический кризис затрагивает все уровни жизнедеятельности Земли, особую роль в становлении сознания экоцентрического типа играет экология. В связи с этим возникает необходимость развития экологического мышления согласующегося с новой коэволюционной парадигмой. Для этого необходимо совершенствовать экологическое образование на всех его уровнях. Комплексное решение совершенствования экологического образования и развития экологического мышления необходимо проводить через интеграцию экологии с другими научными дисциплинами. Одним из путей развития экологического мышления является формирование экологических понятий при изучении как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.

Экологическое образование - это достаточно сложный непрерывный процесс наследования и расширенного воспроизводства экологической культуры посредством формирования мышления и сознания экоцентрического типа. Эффективность развивающего экологического образования определяется уровнем развития педагогического мышления. Г.Г. Гранатов выделяет четыре уровня развития педагогического мышления (по степени возрастания свободы над дисциплиной, искусства и опыта самопознания): ученический, методический, поисковый (экологический), учительский (методологический). Разрабатывая модель данной категории, ученый полагает, что её «формула» включает три компонента: идейнопонятийный, субъективно-эмоциональный и рефлексивноконтекстный. Технологическая сторона этого сочетания выражена взаимодействием соответствующих методологических подходов: идейно-понятийным, личностно-деятельностным и рефлексивно-контекстным.

В указанном формульном представлении все эти компоненты, в соответствии со спецификой рефлексивнодополнительной методики, имеют свою экологоориентированную направленность.

Остановимся кратко на специфике действия компонентов педагогического мышления в рефлексивно-дополнительной методике, при формировании у студентов экологических понятий и развитии у них экологического мышления в изучении дисциплины «Концепции современного естествознания» (КСЕ).

Особенность идейно-понятийного компонента экологического мышления проявляется в сочетании образности и рациональности мышления. Велика роль образов, образа Земли, Природы в данном компоненте экологического мышления, необходимо прививать студентам мысль о сохранности «дома всего живого на Земле». На реализацию сущностного содержания этого компонента направлены лекционные и практические занятия с применением мультимедийных технологий, с помощью которых наглядно можно представить основные структурные особенности содержания экологического потенциала КСЕ. «При использовании мультимедийных средств, информация передается по зрительному каналу, обладающему большей пропускной способностью, «впитывающему» целыми образами и информативную, и эмоциональную составляющие [1, с. 120]. В субъективно-эмоциональном компоненте включаются собственные переживания, появляется эмоциональноличностный аспект готовности студентов к экологически ориентированной мыследеятельности. Ценностно-мотивационная составляющая данного компонента направлена на самопозна-

ние, сопереживание катастрофическому состоянию окружающей среды. В реализации этого компонента огромную роль играют проблемные дискуссии, ситуации осмысления, диспуты, посвященные современной проблеме антропоцентрического мировоззрения, ситуации «узнавания» себя в экологически ориентированных поступках. Ценностно-мотивационный аспект, включает ориентир на самопознание, самосовершенствование, субъективно-личностный настрой, эмоциональное отношение к природе. Все применяемые на занятиях задачи, ситуации, действия должны быть направлены на эмоциональную, мотивационную составляющую поведения студентов с целью создания обстоятельств показывающих правильные, экоцентричные пути их мыследеятельности и поведения по отношению к объектам природы. Рефлексивно-контекстный компонент играет наиболее сильно в аспекте формирования эконаправленной мыследеятельности, экорефлексивных умений. Студентам необходимо заложить базу экологоконтекстных, рефлексивных ситуаций как будущих специалистов различных профильных специальностей. Функционально этот компонент проявляется в контексте обсуждения реальных экологических катастрофических ситуаций. Профессиональнопрактическая, экологическая направленность этого компонента направлена на формирование экологорефлексивных умений чему в большой степени, способствуют задания рефлексивнодополнительного плана и проблемно-контекстные практические занятия.

Главной технологической частью рефлексивнодополнительной методики является ввод в изучение учебной дисциплины экологически ориентированных элементов концепции и метода дополнительности. При вводе данных элементов, необходимо опираться на их методологическое описание, данное в монографии Г. Г. Гаранатова [2, с. 127-148]: 1. использование интегративной диалектики; 2. роль понятий и идей; 3. новая трактовка «понятия»; 4. шесть стилей понятийного мышления и оптимистическая гипотеза; 5. четырехэтап-ность понятия и шесть его атрибутов; 6. определение принципов дополнительности; 7. формула наиболее диалектичного педагогического мышления; 8. ориентация на развитие у учащихся перспективного стиля педмышления; 9. четыре уровня развития педагогического мышления; 10. классификация

предметов изучения на материальные и идеальные; 11. стремление формировать понятия о всех предметах изучения; 12. ориентация на формирование «Общего образа Мира и места человека в нем». Ввод элементов концепции и метода дополнительности при изучении курса КСЕ, в частности, решает задачу усиления их направленности на осознание студентами роли экологии в основных естественнонаучных концепциях этого курса. Это направление, на наш взгляд, является необходимым основанием в формировании экологического мышления и соответствующих культуры и мировоззрения учащихся, которое имеет свою специфику и в идейно-понятийном и рефлексивном аспектах.

Благодаря формированию в мышлении экологических понятий и пониманию логики этого процесса с помощью метода дополнительности и его элементов, у учащихся закладывается осознание важности не только их отношения к окружающей природе, но и понимание их ответственности перед будущими поколениями. Процесс образования студентов, так или иначе, своей целью имеет подготовку специалиста, про-

фессионала, что мы отождествляем с развитием у них педагогического мышления.

Ввод экологически ориентированных элементов концепции и метода дополнительности решает также ряд других задач: реализация междисциплинарных связей КСЕ с учебной дисциплиной «Экология»; активизация экологической рефлексии учащихся и, в том числе, развитие экорефлексивных умений, системное использование специальных программированных контрольно-развивающих упражнений и заданий рефлексивно-дополнительного плана.

Являясь важным компонентом и результатом эффективного формирования у студентов экологической мыследеятель-ности, экологическая рефлексия включает в себя процессы познания и самопознания. Мы исходим из того, что экологическое образование необходимо сделать действительно непрерывным - социально и субъективно значимым для человека, а для этого, по нашему мнению, необходимо воспитывать в каждом экологическую рефлексивность мышления, поскольку осознание сущности эколого-профессиональной направленности информации реализуется только в рефлектирующем мышлении.

В настоящее время появилась необходимость целостного подхода к формированию экологических понятий, необходима систематизация образования через интеграцию экологических понятий, в изучении студентами, особенно, естественнонаучных предметов. Именно знание и понимание роли экологии в таких естественнонаучных предметах как физика, астрономия, химия, биология, психология и др. поможет сориентировать поведение студентов на экологичность своих поступков.

В развитии экологического мышления студентов крайне необходимо исходить из четырех известных компонентов исследовательской, учебной (и любой!) деятельности: ориентирование, планирование, исполнение, контроль. Мы увязываем их с четырьмя общими логическими этапами познания, выделяемыми в методе дополнительности: I - основание, II - ядро, III - следствия и IV - общее критическое истолкование, структура и содержание которых представлено в учебнометодическом пособии Г.Г. Гранатова [3, с. 566-575]. Данный технологический компонент рефлексивно-дополнительной методики является инвариантным, обязательным и связан он с построением содержания лекционных и практических занятий курса КСЕ, а также содержательных диалогов, программированных упражнений и самостоятельных заданий по формированию у студентов экологических понятий.

Диалектическое (рефлексивное) мышление необходимо развивать с детства, этому особенно способствует использование обобщенных планов познания, где «необходимость плановой, наглядной и осознаваемой группировки вопросов или пунктов этих планов в соответствии с обсуждаемыми общими этапами любого познания способствует взаимодополняющему слиянию познания (другого нечто) с самопознанием - т.е. способствует рефлексии» [4, с. 173]. В свою очередь, процесс овладения четырехэтапной структурой познания понятия играет ключевую роль в процессе формирования экологических понятий и активизации экологической рефлексии мышления студентов.

Одним из таких модельных, содержательных ориентиров, формирования экологических понятий, согласно четырех этапной структуре познания, является обобщенный план познания понятия «экологический кризис» (представленный ниже), применяемого на занятии, посвященном проблеме данного явления.

Обобщенный план познания понятия о явлении экологического кризиса

I. Основание:

1. Внешние проявления (критические загрязнения среды, гибель растений и животных, локальные экологические катастрофы и др.).

2. Условия возникновения (технический прогресс, локальные экологические бедствия, отходность производства, природные катаклизмы, отсутствие в мышлении человека эко-центричных императивов и др.).

3. Внешние, наблюдаемые связи с другими явлениями, процессами (рост промышленного производства, урбанизация, истощение и исчезновение природных ресурсов).

II. Ядро:

4. Основные признаки (обратимость, изменчивость, управляемость)

5. Количественные соотношения и характеристики органогенов на Земле.

6. Инварианты, характеристики, противоречия и законы, определяющие состояние кризиса (техногенная нагрузка на окружающую среду, увеличение населения Земли, противоречия экономики и экологии, повышение уровня мирового океана).

III. Следствия:

7. Причины кризиса, его объяснение (объективные: ограниченность земной территории, ограниченная способность природы к самоочищению, отходность человеческого производства, монополия государственной собственности на природные ресурсы и средства производства. Субъективные: гонка вооружений, нерациональное распределение и расход государственных средств, экологический нигилизм и невежество, демографический взрыв, урбанизация).

8. Его определения (общее и частное). Определения и классификация экологических катастроф (внезапные и нарастающие, природные и техногенные).

9. Способы и средства устранения кризиса. Экоцентрич-ные императивы.

10. Количественные характеристики [величина нагрузки на окружающую среду: повышение уровня мирового океана (анти пример - Аральское море), загрязнение космоса, состояние парникового эффекта, площади опустынивания и др.].

IV. Общее критическое истолкование:

11. Условия устойчивого коэволюционного развития Человека и Природы.

12. Экоцентричные триады. Триединство и общие закономерности Природы.

13. Системное и непрерывное экологическое образование. Необходимость международного сотрудничества.

В соответствии с рефлексивно-дополнительным подходом, как главной технологической части метода дополнительности, пути достижения высшего уровня развития мышления студенты «проходят» по разному - по возрастанию степени самостоятельности соответствующего стиля педагогического мышления (с разной степенью интуитивности и эмоциональности) и по формам соответствующих понятий: ригидное, формально-логическое, эмпирическое, теоретическое, разумное, обобщенно-диалектическое. В этих стилях на разных стадиях процесса обучения по-разному проявляет себя или вообще доминирует экологическое самопознание.

По мере перехода от одного стиля к другому, студенты из обучаемых становятся обучающимися и обучающими, что способствует тенденции к процессу формирования соответствующей культуры экологического мышления у каждого студента.

Таким образом, использование основных положений идеи дополнительности в педагогике и разработок в психологии и педагогии вопросов рефлексии, позволяют использовать рефлексивно-дополнительную методику для формирования у студентов экологических понятий.

Библиографический список

1. Подкопаев, Д. А. Методика развития понятийно-образного мышления студентов с использованием мультимедиа технологий. - дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2009.

2. Гранатов, Г.Г. Концепция дополнительности в философии образования человека (диалектика и психология мышления) : монография / Г.Г. Гранатов. - Магнитогорск: МаГУ, 2008.

3. Гранатов, Г.Г. Концепции современного естествознания (система основных понятий): учебно-методич. пособие. - М.: Флинта: МПСИ, 2008.

4. Ращикулина, Е.Н. Подготовка студентов к развитию познавательных способностей дошкольников и младших школьников: учебное пособие. -Магнитогорск: МаГУ, 2006.

Статья поступила в редакцию 12.06.10

УДК 613.96: 618.179 (571.150-25)

Л.А. Строзенко, канд. мед. наук, доц. кафедры педиатрии №2, E-mail: strozen@mail.ru

Ю.Ф. Лобанов, д-р. мед. наук, проф., зав. кафедрой педиатрии №2 АГМУ, г. Барнаул, E-mail: luf@list.ru

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ И ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ Г. БАРНАУЛА

В работе описаны современные контексты инновационной деятельности в сфере профессионального образования, задачи и ориентиры ее развития, выделены характеристики постиндустриальной эпохи, требующие изменений в организации системы образования, с опорой на профессиональные сети и имеющий опыт внедрения новых форм организации учебно-образовательной деятельности студентов.

Ключевые слова: девочки-подростки, репродуктивное здоровье, репродуктивное поведение, качество жизни.

Подростковый возраст чрезвычайно важен в физиологическом, нравственном, психическом и социальном становлении человека. Подростковый контингент - одна из наиболее незащищенных частей общества, которая отличается высокой ранимостью и восприимчивостью растущего организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, что обусловлено процессами возрастного формирования биологической, психологической и социальной перестройки. В этом возрасте (по данным официальной статистики в РФ) при интенсивном воздействии различных средовых факторов закладываются и формируются основы здорового образа жизни, элементы репродуктивного поведения, отношение к семейно-брачным вопросам, приобретаются вредные привычки [1; 2].

В условиях социально-экономических и экологических проблем, здоровье подростков является наиболее чувствительным индикатором изменений, происходящих в окружающей среде и обществе, поэтому изучению состояния здоровья подрастающего поколения придается особая значимость. Особенно это касается репродуктивного здоровья девочек-подростков, представляющих собой ближайший репродуктивный, интеллектуальный, экономический, политический и культурный резерв общества [3].

Ухудшение здоровья подростков обусловлено не только экономической нестабильностью и нарастающими масштабами загрязнения окружающей среды, но и широким распространением вредных социальных привычек и болезней, недостаточно эффективной пропагандой и внедрением здорового образа жизни [4].

Общеизвестно, что на формирование личности подростка большое влияние оказывает характер взаимоотношений в семье. В современных условиях социально-экономического кризиса на семью возлагается особая роль в сохранении и укреплении нравственных, физических и этических ценностей общества, необходимых для формирования личности подростка

[5].

Проблема репродуктивного поведения приобрела в последнее время социальный характер. Возросла роль социально-экономических факторов, как причины нарушения здоровья подростков. Поведенческие установки подростков характеризуются увеличением у них дезадаптивных форм поведения, включая алкоголизацию, табакокурение. Формирование сексуального поведения начинается с детского возраста и в основном происходит в подростковый период. Нормы сексуального поведения быстро меняются. Происходящие в различных сферах общества социально-культурные изменения привели к значительной демократизации сексуальных отношений, особенно среди лиц молодого возраста. Росту гинекологической заболеваемости девушек-подростков способствует ранняя сексуальная активность.

По данным литературы за последние 10 лет доля абсолютно здоровых девочек уменьшилась с 28,6 до 6,3%. Показатели заболеваемости в подростковом возрасте у девочек на 1015% выше, чем у мальчиков [6]. На фоне увеличения сомати-

ческой патологии весомые размеры приобрел рост заболеваемости репродуктивной системы у подростков, что создает неблагоприятный фон для реализации репродуктивной функции в дальнейшем. За последние 7 лет число нарушений менструального цикла у девочек-подростков возросло в 3,5 раза, частота воспалительных заболеваний увеличилась в 5,4 раза [7]. Во многом данная ситуация обусловлена идущими неблагоприятными процессами и тенденциями в подростковомолодежной среде, где закладываются основы дальнейшего воспроизводства общества. Активная жизненная позиция приводит подростков к вредным привычкам - курению, употребления алкоголя, к раннему началу половой жизни.

Возрастающая с каждым годом сексуальная активность подростков, раннее начало половой жизни, безграмотное отношение к интимной гигиене, в том числе к гигиене секса, сопряжены с различными проблемами в виде нежеланной беременности, родов, абортов, заражения инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), воспалительных заболеваний органов малого таза [8; 9; 10]. Инфекции, передаваемые половым путем, являются второй по значимости утраты репродуктивного здоровья у женщины в возрасте от 15 до 45 лет. Вызывают большую тревогу темпы роста инфекций, передаваемые половым путем, они наиболее высоки у подростков и молодежи [11].

В связи с вышеизложенным, целью нашего исследования явилась оценка репродуктивного здоровья и репродуктивного поведения девочек-подростков.

Материал и методы

Настоящее исследование проводилось на базе пяти общеобразовательных школ Индустриального района г. Барнаула. Клинический материал составили 211 девочек-подростков в возрасте от 13 до 18 лет, учащиеся 8 - 11 классов. Средний возраст составил 15,4±2,5 лет.

Исследование проводилось путем добровольного индивидуального анкетирования с помощью специально разработанной нами анкеты. Анкета включала 25 вопросов и содержала в себе вопросы из трех блоков. Первый блок вопросов направлен на изучение соматического здоровья юных респон-денток.; второй - на изучение состояния репродуктивного здоровья девочек-подростков; третий - на изучение уровня социально-гигиенической характеристики школьниц, наличие вредных привычек, информированности подростков по вопросам контрацепции и профилактики ИППП.

Результаты и обсуждение

Анкетирование девочек-подростков в возрасте 13-18 лет, показало, что основную массу (39,3%) принявших участие в исследовании составили школьницы в возрасте 16 лет; 29,0% подростков в возрасте 15 лет; 14 лет - 15,6%; доля 17-летних девушек составила - 11,8%; 18 лет - 1,4% и в возрасте 13-лет -2,8% девочек.

Анализ сведений, показал, что 63 % девочек-подростков на диспансерном учете в поликлинике, по поводу заболеваний внутренних органов и хронических заболеваний, не состоят.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.