Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЛИНГВОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В КРЕОЛИЗОВАННОМ ТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ГИПЕРТЕКСТОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ)'

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЛИНГВОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В КРЕОЛИЗОВАННОМ ТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ГИПЕРТЕКСТОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креолизованный текст / лингводинамика текста / смыслообраз / creolized text / linguodynamics of text / semantic image

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Э.П. Аргунеев

Статья посвящена исследованию особенностей реализации лингводинамических процессов в креолизованном тексте. В качестве языкового материала выбраны гипертексты из социальной сети «ВКонтакте». В статье под гипертекстом рассматривается группа сообщений (креолизованный текст и комментарии), которым характерны особые стилистические свойства, присущие медиатекстам. В ходе использования метода моделирования рассмотрены такие лингводинамические процессы креолизованного текста, как функторизация, отражающаяся в порождении смыслообразов, делящихся на определенные виды (проблемный, смыслообраз предмета речи, адресата, новый, вспомогательный, родовой экзистенциальный); симметризация и асимметризация, отражающиеся в проецировании одних множеств единиц на другие, выражающиеся в появлении ассоциативных реакций реципиентов (порождение комментариев); интеграция и дезинтеграция, реализующиеся в централизации смыслообразов около определенных энергетических центров, взаимодействующих между собой силами притяжения или отталкивания; целевое устремление смысла – результат появления нового смыслообраза. В результате исследования определены особенности взаимодействия различных видов смыслообразов, обеспечивающих реализацию лингводинамического свойства креолизованного текста. Анализ гипертекстов позволил определить, что предел образования нового смысла (переход текста в стадию устойчивости) определяется реципиентом/читателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE IMPLEMENTATION OF LINGUODYNAMIC PROCESSES IN A CREOLIZED TEXT (USING THE EXAMPLE OF HYPERTEXTS OF SOCIAL NETWORKS)

The article is dedicated to a study of peculiarities of implementation of linguodynamic processes in a creolized text. Hypertexts from the Vkontakte social network are selected as the language material. The article considers a group of messages (creolized text and comments) under hypertext, which are characterized by special stylistic properties inherent in media texts. In the course of using the modeling method, such linguodynamic processes of creolized text are considered as functorization, reflected in the generation of word forms, divided into certain types (problematic, semantic image of the subject of speech, addressee, new, auxiliary, generic existential); symmetrization and asymmetry, reflected in the projection of some sets of units on others, expressed in the appearance of associative reactions of recipients (generating comments); integration and disintegration, realized in the centralization of semantic images near certain energy centers interacting with each other by the forces of attraction or repulsion; the purposeful aspiration of meaning is the result of the appearance of a new semantic image. As a result of the study, features of interaction of various types of semantic images that ensure the implementation of the linguodynamic property of the creolized text are determined. The analysis of hypertexts shows that the limit of the formation of a new meaning (the transition of the text to the stage of stability) is determined by the recipient / reader.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЛИНГВОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В КРЕОЛИЗОВАННОМ ТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ГИПЕРТЕКСТОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ)»

Библиографический список

1. Агакишиева УД. Лексические черты идиостиля Е.Д. Айпина. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016; № 12-3 (66): 72-75.

2. Айпин Е.Д. Собрание сочинений: в 5 т. Ханты, или Звезда Утренней Зари. Ханты-Мансийск, 2020; Т. 3.

3. Косинцева Е.В. Роман Е.Д. Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» (к вопросу об идейно-художественном своеобразии). Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2009; № 4: 35-39.

4. Миляхова Л.П. Роман Еремея Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари»: Генезис, образный строй, контекст, поэтика. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Санкт-Петербург, 2009.

5. Колягина Т.Ю., Захарова А.И. Структурно-семантические модели сложных колоративов в цикле рассказов Е.Д. Айпина «Река-в-январе». Филологический вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021; № 3: 13-21.

6. Dolzhenko N.G., Balashova О.А. Lexical-Semantic field of the color red in Yeremei Aipin's "Holy Mother in the blood-red snow". Russian Linguistic Bulletin. 2020; № 4 (24): 152-155.

7. Харченко В.К. Словарь цвета: реальное, потенциальное, авторское. Москва: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2009. References

1. Agakishieva U.D. Leksicheskie cherty idiostilya E.D. Ajpina. Filologicheskie nauki. Voprosy teoriiipraktiki. 2016; № 12-3 (66): 72-75.

2. Ajpin E.D. Sobranie sochinenij: v 5 t. Hanty, iliZvezda UtrennejZari. Hanty-Mansijsk, 2020; T. 3.

3. Kosinceva E.V. Roman E.D. Ajpina «Hanty, ili Zvezda Utrennej Zari» (k voprosu ob idejno-hudozhestvennom svoeobrazii). Gumanitarnyj vektor. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2009; № 4: 35-39.

4. Milyahova L.P. Roman Eremeya Ajpina «Hanty ili Zvezda Utrennej Zari»: Genezis, obraznyj stroj, kontekst, po'etika. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.

5. Kolyagina T.Yu., Zaharova A.I. Strukturno-semanticheskie modeli slozhnyh kolorativov v cikle rasskazov E.D. Ajpina «Reka-v-yanvare». Filologicheskij vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2021; № 3: 13-21.

6. Dolzhenko N.G., Balashova O.A. Lexical-Semantic field of the color red in Yeremei Aipin's "Holy Mother in the blood-red snoW'. Russian Linguistic Bulletin. 2020; № 4 (24): 152-155.

7. Harchenko V.K. Slovar'cveta: real'noe, potencial'noe, avtorskoe. Moskva: Izdatel'stvo Literaturnogo instituta im. A.M. Gor'kogo, 2009.

Статья поступила в редакцию 21.01.23

УДК 81-139

Arguneev E.P., teacher, Orenburg State University (Orenburg, Russia), E-mail: arguv@yandex.ru

THE SPECIFICS OF THE IMPLEMENTATION OF LINGUODYNAMIC PROCESSES IN A CREOLIZED TEXT (USING THE EXAMPLE OF HYPERTEXTS OF SOCIAL NETWORKS). The article is dedicated to a study of peculiarities of implementation of linguodynamic processes in a creolized text. Hypertexts from the Vkontakte social network are selected as the language material. The article considers a group of messages (creolized text and comments) under hypertext, which are characterized by special stylistic properties inherent in media texts. In the course of using the modeling method, such linguodynamic processes of creolized text are considered as functorization, reflected in the generation of word forms, divided into certain types (problematic, semantic image of the subject of speech, addressee, new, auxiliary, generic existential); symmetrization and asymmetry, reflected in the projection of some sets of units on others, expressed in the appearance of associative reactions of recipients (generating comments); integration and disintegration, realized in the centralization of semantic images near certain energy centers interacting with each other by the forces of attraction or repulsion; the purposeful aspiration of meaning is the result of the appearance of a new semantic image. As a result of the study, features of interaction of various types of semantic images that ensure the implementation of the linguodynamic property of the creolized text are determined. The analysis of hypertexts shows that the limit of the formation of a new meaning (the transition of the text to the stage of stability) is determined by the recipient / reader.

Key word: creolized text, linguodynamics of text, semantic image.

Э.П. Аргунеее. преп., Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, E-mail: arguv@yandex.ru

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЛИНГВОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

В КРЕОЛИЗОВАННОМ ТЕКСТЕ

(НА ПРИМЕРЕ ГИПЕРТЕКСТОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ)

Статья посвящена исследованию особенностей реализации лингводинамических процессов в креолизованном тексте. В качестве языкового материала выбраны гипертексты из социальной сети «ВКонтакте». В статье под гипертекстом рассматривается группа сообщений (креолизованный текст и комментарии), которым характерны особые стилистические свойства, присущие медиатекстам. В ходе использования метода моделирования рассмотрены такие лингводинамические процессы креолизованного текста, как функторизация, отражающаяся в порождении смыслообразов, делящихся на определенные виды (проблемный, смыслообраз предмета речи, адресата, новый, вспомогательный, родовой экзистенциальный); симметризация и асимметризация, отражающиеся в проецировании одних множеств единиц на другие, выражающиеся в появлении ассоциативных реакций реципиентов (порождение комментариев); интеграция и дезинтеграция, реализующиеся в централизации смыслообразов около определенных энергетических центров, взаимодействующих между собой силами притяжения или отталкивания; целевое устремление смысла - результат появления нового смыслообраза. В результате исследования определены особенности взаимодействия различных видов смыслообразов, обеспечивающих реализацию лингводинамического свойства креолизованного текста. Анализ гипертекстов позволил определить, что предел образования нового смысла (переход текста в стадию устойчивости) определяется реципиентом/читателем.

Ключевые слова: креолизованный текст, лингводинамика текста, смыслообраз.

В современной науке отмечается тенденция к междисциплинарному исследованию лингвистических единиц. Данный факт обусловлен возможностями новых методов, которые заключаются во всестороннем описании характеристик и свойств языка. Такой междисциплинарной научной парадигмой является лингво-синергетический подход. Обращение к данному аспекту исследования лингвистических явлений связано с необходимостью изучения системы языка в статике, процесса самоорганизации дискурса.

Проблема изучения креолизованного текста в лингвосинергетическом подходе заключается в том, что такая лингвистическая единица является результатом слияния двух разных систем. Структура сложного текстового образования рассматривается с точки зрения внешних особенностей и внутренней специфики смыслового плана. Особенность такого текста требует комплексного подхода к исследованию.

Актуальность исследования заключается в том, что социальная сеть представляет собой особый вид коммуникации, специфическую форму бытования текста. Технические и психологические аспекты работы онлайн-платформы обусловили использование креолизованного текста в качестве средства общения, а также сообщения, возможность комментирования которых порождает гипертекст, характеризующийся статичностью и динамичностью. Научный интерес лингвистики и лингвосинергетики заключается в определении свойств и особенностей лингводинамических процессов креолизованных гипертекстов социальных сетей.

Целью исследования является изучение специфики реализации лингводи-намических процессов в креолизованном тексте на примере гипертекстов социальной сети «ВКонтакте».

Для достижения поставленной цели определены задачи исследования: анализ проблемы исследования в научной парадигме; отбор и обоснование ма-

териала исследования; изучение процессов самодвижения текстового пространства; формулирование общетеоретических выводов исследования.

Научная новизна заключается в том, что выполнен лингвосинергетический анализ креолизованного текста, который позволил определить характер динамики текста.

Теоретическая значимость заключается в том, что обращение к лингвоси-нергетическому аспекту исследования лингвистических явлений связано с необходимостью изучения процесса самоорганизации дискурса. Структура сложного текстового образования рассматривается с точки зрения внешних особенностей и внутренней специфики смыслового плана.

Практическая значимость исследования заключается в том, что описанная методология анализа гипертекста в контрадиктно-синергетическом подходе может быть применена для изучения новых лингводинамических процессов креолизованного текста. Результаты данного исследования могут быть использованы специалистами в зтш-сфере для увеличения активности читателей в социальных сетях.

Языковое пространство социальной сети определяет появление новых черт дискурса, под которым В.В. Красных понимает «вербализованную речемыс-лительную деятельность, предстающую как совокупность процесса и результата и обладающую двумя планами: собственно лингвистическим и экстралингвистическим (лингвокогнитивным)» [1, с. 244]. Особенностью такой языковой единицы является своеобразная гибридность, что отражается во взаимодействии в текстовом пространстве нескольких семиотических систем, а также статичность и динамичность.

Последняя особенность выражается в том, что креолизованный текст в социальной сети усложняется, дополняется процессом комментирования, которое представляет собой создание речевого (письменного) высказывания, опосредованного темами, затронутыми в стимульном тексте. При этом креолизованный текст понимается как «текст, в котором взаимодействуют между собой знаки разных семиотических систем» [2, с. 147]. Совокупность текста и комментариев образует гипертекст. В данной статье под данным термином вслед за М.В. Мине-евой [3] мы будем понимать политематическое художественное текстовое образование, предназначенное для чтения. Однако уточним такой подход свойством неограниченности, что проявляется в возможности читателя выразить письменно реакцию - комментарий.

В концепции исследований Г Г Москальчук [4] синергетический анализ структуры текста позволяет получить новое знание о смыслообразовании, динамики порождения языковых единиц. Цепью лингвосинергетического анализа креолизованного текста (гипертекста) является изучение динамики сложного текстового образования. Н.Л. Мышкина под динамикой текста определяет «взаимодействие самодвижений текстового пространства, которое, в свою очередь, интерпретируется как процесс транспонирования и проецирования одних множеств элементов в другие множества элементов системы» [5, с. 87].

Самодвижение же пространство гипертекста, по мнению Е.Л. Словиковой [6], осуществляется посредством определенных динамических семантических элементов текста, образующих систему смыслообразов.

В основу данного исследования легла следующая гипотеза: динамика креолизованного текста (гипертекста), выраженная движением смыслообразов, оказывает влияние на формирование информационного поля, динамичность и статичность которого опосредована читательской активностью, а также интеллектуальными и психическими особенностями индивидуума, отражающимися в желании выразить свое мнение, наличии знаний и опыта в области или теме, затронутой в гипертексте, восприятии контекстуального пространства гипертекста.

Материалом исследования послужили гипертексты из социальной сети «ВКонтакте», а также более 10 комментариев. 20 текстовых образований состоят из вербального и иконического компонентов. Критериями отбора послужили экологичность лексического состава (отсутствие обсценной лексики, призывов к крайним мерам), эстетичность и креативность иконических компонентов, общеизвестная тема (обсуждение кино, классической литературы, социальная проблематика).

Методологической основой исследования стал контрадиктно-синергетиче-ский подход, который позволяет исследовать лингводинамику развития см ыопо-вого поля дискурса. Наряду с этим такой млто-длет в-змож нооъвызвить л-о-вия и закономерности динамического взаимодействия смыслообразов, ведущего к «креации» смыслов и возникновению новых смыслов.

Рассмотрим логику исследования на б^мыре -ншсза пар ыог-биберте-сыа (рис. 1). Языковая единица представлена в изолированном виде: комментарии пронумерованы, цепочки комментариев распределены, теосатехнический- визл ально выстроен линейно. Орфография и пунктуация в комментариях сохронены.

Специфика смыслового поля гипертекста отражается в следующих единицах: базовая исходная ситуация, ассоциатбвыыереекцни.новей смыслообра-, новая ситуация. Рассматриваемый гипертекст характеризуется следующим образом.

1. Базовая исходная ситуация (БИС)оооеижбы-нИонмаци-н1ноеяррз, стимулирующее ассоциативные ряды, отраженные в новой ситуации, в гипертексте представлена креолизованным текстом.

2. Ассоциативная реакция (АС) реакция реципиента, выраженная словесно или иконически.

Рвн™ ек»Ь1 пока не поздно На лапнккн ата фрам ввучит как carpe d ютп. Дгклг:ачперевод - лови мг«эвенне. С делайте свою нес0ы*»«эиннон

1.0 Каштан, мой Капитан

1.2 проговорила згу фразу, когда увидела пост.

2. Что за фильм?)

2.1 общество мертвых поэтов

2.2 «Общество мертвых поэтов», если не ошибаюсь)

3. опять плакать ;[

3.1 Марк, реально

V

4. Замечательный фильм"

5. Розы-то за что..

6. Одни из любимых фильмов ЗИЗ

9. Хотя розы вам спасибо не скажут ™

10. Он один нз згах актеров чьи фильмы я готов пересматривать вновь н вновь, как жаль что V такого актёра была такая горькая етдьба в которой не было хеппн-энда

Рис. 1. Гипертекст [7]

3. Отношения между БИС и АС: воздействие, взаимодействие.

4. Компоненты БИС и взаимодействие АС влекут или не влекут образованию нового смыслового образа.

5. Новый смыслообраз - стимул к дальнейшему развитию, вызывающему переснронк° БИС.

6.Н овая си туация - результат появления нового смыслообраза.

СЛематмчнооиыевоеннамичесслй по°ыесвнрерставоенеа бн, 2.

Рис. 2. Реализация лингводинамических процессов гипертекста

Каждый тип связи (1, 2, 3, 4) отличается особым типом взаимодействия.

1. Воздействие, асимметрия, введет к появлению нового смыслообраза.

2. Взаимодействие, симметрия не ведут к появлению нового смыслообраза.

3. Взаимодействие, симметрия не ведут к появлению нового смыслообраза.

4. Воздействие, асимметрия, введет к появлению нового смыслообраза.

В ходе исследования языкового материала мы пришли к общетеоретическим выводам о специфике реализации лингводинамических процессов в крео-лизованном тексте:

- функторизация отражается в порождении смысловообразов, делящихся на определенные виды (проблемный, смыслообраз предмета речи, адресата, новый, вспомогательный, родовой экзистенциальный);

- симметризация и асимметризация гипертекста выражаются в проецировании одних множеств единиц на другие, опосредующим появлением ассоциативных реакций реципиентов (порождение комментариев);

Библиографический список

- интеграция и дезинтеграция реализуются в централизации смыслообразов около определенных энергетических центров, взаимодействующих между собой силами притяжения или отталкивания;

- целевое устремление смысла - это результат появление нового смыс-лообраза.

Исследование креолизованного текста с точки зрения лингвосинергетиче-ского исследования позволило сделать следующие выводы: вербальная часть повторяется в иконическом компоненте, что является элементом симметрии системы креолизованного текста, при этом повтор выполняет текстообразующую функцию, заключающуюся в создании связи не только между элементами словесного текста, но и между двумя семиотическими системами; динамика крео-лизованного текста, выраженная движением смыслообразов, оказывает влияние на формирование бесконечной динамики информационного поля, являющегося опорой для восприятия сложного текстового образования реципиентами.

1. Красных В.В. Анализ дискурса в свете концепции фрейм-структур сознания. Культурные слои во фразеологизмах и в дискурсивных практиках. Москва: Языки славянской культуры, 2004: 243-248.

2. Моисеева И.Ю., Аргунеев Э.П. Экспериментальное исследование сильной позиции креолизованного текста. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018; № 7-1 (85): 146-150.

3. Минеева М.В. Лингвистический гипертекст как способ декодирования информации. Челябинск: Искра-Профи, 2017.

4. Москальчук Г Г Структура текста как синергетический процесс. Москва: Едиториал УРСС, 2010.

5. Мышкина Н.Л. Лингводинамика текста: контрадиктно-синергетический подход. Пермь, 1999.

6. Словикова Е.Л. Динамика развития смыслообразной системы рекламного текста (контрадиктно-синергетический подход). Пермь, 2004.

7. Материал для анализа. Available at: https://vk.com/literabook?w=wall-33874468_406452

References

1. Krasnyh V.V. Analiz diskursa v svete koncepcii frejm-struktur soznaniya. Kul'turnye sloi vo frazeologizmah i v diskursivnyh praktikah. Moskva: Yazyki slavyanskoj kul'tury, 2004: 243-248.

2. Moiseeva I.Yu., Arguneev 'E.P. 'Eksperimental'noe issledovanie sil'noj pozicii kreolizovannogo teksta. Filologicheskie nauki. Voprosy teoriiipraktiki. 2018; № 7-1 (85): 146-150.

3. Mineeva M.V. Lingvisticheskij giperiekst kak sposob dekodirovaniya informacii. Chelyabinsk: Iskra-Profi, 2017.

4. Moskal'chuk G.G. Struktura teksta kaksinergeticheskijprocess. Moskva: Editorial URSS, 2010.

5. Myshkina N.L. Lingvodinamika teksta: kontradiktno-sinergeticheskij podhod. Perm', 1999.

6. Slovikova E.L. Dinamika razvitiya smysloobraznoj sistemy reklamnogo teksta (kontradiktno-sinergeticheskij podhod). Perm', 2004.

7. Material dlya analiza. Available at: https://vk.com/literabook?w=wall-33874468_406452

Статья поступила в редакцию 20.01.23

УДК 811.161.1

Guan Junbo, postgraduate, St. Petersburg State University (St. Petersburg, Russia), E-mail: sophia950612@163.com

THE CONTENT OF THE IDEOLOGEME "NATIONAL IDEA" IN THE RUSSIAN RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL DISCOURSE. The concept of national idea is an important element of the culture and education of any nation. Recently, in connection with the complex geopolitical situation in the world, interest in the problem of national idea has increased significantly in Russia. The article discusses concepts and conceptions that have been forming the national idea of Russia in the religious and philosophical discourse for a long time. The author analyzes various formulations of the national idea of Russia, which are proposed by Russian philosophers, thinkers and priests, explores the semantic and conceptual components of this concept and draws the conclusion that the central components of the national idea of Russia are the ideas of Russian people as God-chosen bearers of true Orthodoxy, their messianic role in the construction of a single universal kingdom, aspiration for holiness and imitation of holy people, desire for love and kindness, as well as observance of an abstemious lifestyle.

Key words: national idea, Russian idea, ideologeme, religious and philosophical discourse, preaching.

Гуань Цзюньбо, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, E-mail: sophia950612@163.com

СОДЕРЖАНИЕ ИДЕОЛОГЕМЫ «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ» В РУССКОМ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представление о национальной идее является важным элементом культуры и образования любого народа. В последнее время в связи со сложной геополитической обстановкой в мире интерес к этой проблеме в России существенно возрос. В статье рассмотрены понятия и концепции, которые на протяжении длительного времени формировали представление о национальной идее России в философско-религиозном дискурсе. Автор анализирует формулировки национальной идеи России, предложенные русскими философами, мыслителями и священниками, исследует смысловые и понятийные компоненты данного понятия и приходит к выводу о том, что центральными составляющими национальной идеи России являются представления о богоизбранности русского народа как носителя истинного Православия, о его мессианской роли в построении единого всечеловеческого царства, устремленности к святости и подражании святым людям, стремлении к любви и добру, а также соблюдении воздержанного образа жизни.

Ключевые слова: национальная идея, русская идея, идеологема, религиозно-философский дискурс, проповедь.

В научных исследованиях «национальная идея» рассматривается как «систематизированное обобщение национального самосознания» [1, с. 557], определяющего смысл существования того или иного народа, этноса, нации. Смысловые составляющие данной идеологемы являются одной из наиболее дискуссионных и остро обсуждаемых проблем, интерес к которой постоянно возрастает Особенно остро этот вопрос стоит в переломные для общества годы [2, с. 3].

Соответственно, у каждого этноса складывается своя уникальная национальная идея, в основе которой лежит осознание народом своей принадлежности к данному этносу по признакам общности территории, языка, веры, истории, культуры, а также понимание общности цели и смысла существования на Земле. Россия не является исключением. По сути, национальная идея России - это со-

вокупность представлений, которые связаны или отображают сущность русской ментальности и роль России в мировой истории.

В России представления о национальной идее стали складываться значительно позже создания единого русского государства, в то время, когда начался процесс поиска духовно-нравственной основы, объединяющей все восточнославянские народы в единое целое. Такой основой, как известно, стало Православие. Таким образом, национальная идея России неизбежно имеет религиозно-философские корни.

В наши дни на фоне складывающейся в мире острой геополитической ситуации и особого места, которое занимает Россия в мире, интерес к тому, что представляет собой русская национальная идея, стремительно растет. В данной статье мы сосредоточили внимание на основных составляющих национальной идеи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.