Научная статья на тему 'Специфика реализации исследовательской деятельности в организации образовательного процесса'

Специфика реализации исследовательской деятельности в организации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / МОДЕЛЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширяева Наталья Алексеевна

В статье рассматривается такой важный на современном этапе образования стандарт как «исследовательская деятельность», указываются проблемы реализации исследовательской деятельности в образовательном процессе на занятиях по иностранному языку. Автор представляет свою практику поэтапного проведения исследовательской работы со студентами на иностранном языке со своими проблемами и спецификой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширяева Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика реализации исследовательской деятельности в организации образовательного процесса»

УДК 378.147.88:001.891:811243

Ширяева Наталья Алексеевна

Кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков ТФ НГТУ, shiryaeva7@gmail. com, Новосибирск

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье рассматривается такой важный на современном этапе образования стандарт как «исследовательская деятельность», указываются проблемы реализации исследовательской деятельности в образовательном процессе на занятиях по иностранному языку. Автор представляет свою практику поэтапного проведения исследовательской работы со студентами на иностранном языке со своими проблемами и спецификой.

Ключевые слова: проектно-исследовательская работа, модель научного исследования, модель образовательного стандарта

Shiryaeva Natalia Alekseevna

Candidate of philosophy, associate professor of the chair of foreign languages TF, Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk

SPECIFITY OF RESEARCH ACTIVITY REALIZATION IN THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

Abstract. The article describes the experience accumulated by the author while carrying out research work with the students. Such educational standard as “research work” is considered to be very important at the present stage of education. The author represents her practice of students’ research work guidance carried out stage-by-stage during her English classes with its problems and specificity.

Key words: project work, model of scientific research, model of educational standard

Исследовательская деятельность как от- осознавать те методологические моменты,

дельный тип учебной деятельности предла- которые он реализует на практике при протает свои специфические ценности, нормы, ведении исследования и оптимизировать

традиции и формы реализации этой практи- развитие профессионального мастерства

ки. Это связано с тем, что исследовательская студентов в этом направлении. Педагогу не-

деятельность имеет дело с несколько иным обходимо научить студентов мыслить, об-

содержанием образования - под ним пони- рабатывая информацию, выделять при этом

мается не определенный объем предметной главные мысли, отбрасывая второстепенную

информации, а функциональные навыки информацию и формируя свой собственный

мышления, развиваемые средствами учеб- взгляд на исследуемую проблему.

ного исследования. Существенным требованием по осущест-

В последние годы в условиях приори- влению исследовательской деятельности

тетности принципа самостоятельности в является наличие у педагога - преподавате-

обучении студентов в ВУЗе возникает необ- ля иностранных языков и по совместитель-

ходимость научить студента самостоятель- ству научного руководителя студенческих

но работать с информацией по предметам проектов - двух таких позиций: позиции

профессиональной направленности. Неред- ученого-исследователя и педагога (удер-

ко учебное исследование или его элементы живающего приоритет учебной функции

проявляются и реализуются в самых разных исследования, эффективность развития

формах образовательной деятельности, в личностно-субъектных качеств обучающих-

том числе и на занятиях по иностранному ся на каждом его этапе с педагогической,

языку. психологической, методической точек зре-

Преподавателю, осуществляющему ис- ния) [1, с. 9]. Таким образом, преподава-

следовательскую деятельность, необходимо телю иностранного языка, реализующему

процесс исследовательской деятельности во время проведения занятий, необходимо осуществлять обе эти функции.

При формировании лингвистической компетенции преподаватель стимулирует личностный профессиональный интерес студента, поощряя поиск нового материала по специальности на иностранном языке, что помогает учащемуся расширять свой кругозор в профессиональной сфере, узнавать о новых тенденциях в развитии той области науки, которой он интересуется. А так как знание английского языка помогает студентам находить больший объём необходимой для проведения исследовательской работы информации на сайтах Интернета, в библиотеках, то это преимущество может повлиять на ценность найденного материала, его инновационную значимость и новизну и вызвать наибольший интерес у студента-исследователя.

В результате реализации исследовательской деятельности с учащимися важно акцентировать внимание на следующие её составляющие:

• Образовательные программы, реализующие исследовательский подход.

• Способы организации образовательного процесса или формы реализации исследовательской деятельности (факультатив, практика, конференция и др.).

• Непосредственный продукт - т. е. студенческая исследовательская работа, доклад, реферат и т. д.

Наличие сложившейся последовательности этапов исследования (изучение теоретического материала в области планируемого исследования, постановка целей и задач, выбор объекта, выдвижение гипотезы, подбор методики, сбор экспериментального материала, его обработка, анализ и интерпретация данных, фиксация выводов, презентация и представление выполненной работы) помогает в реализации учебного исследования.

Существует несколько значимых этапов в её реализации. На первом этапе происходит изучение теоретического материала в области планируемого исследования. Цель этого этапа: подбор и изучение теоретического материала в области планируемого исследования, выбор предмета и объекта исследования, выдвижение гипотезы.

Реализация образовательного процесса, в рамках которой выполняется исследование,

осуществляется как на занятиях по английскому языку, так и самостоятельно. Каждое последнее занятие месяца отводится для индивидуальной исследовательской работы студентов. Итак, темы подбирают сами студенты на основании уже сложившихся профессиональных интересов (по уровню, по склонностям: математики, программисты и т. д.), затем они корректируются и утверждаются педагогом - научным руководителем. Для того чтобы помочь ребятам разобраться в информационных потоках Интернета и содержимом научной информации сайтов преподаватель вместе со своими предыдущими студентами разработали электронные пособия по исследовательской деятельности. Для студентов - программистов, например -это программированное пособие “Computer Science”, которое также, как и остальные электронные пособия, находятся обычно в электронных папках на сервере.

В течение всего семестра обучения студент читает, переводит и исследует информацию в интересующей его области знания. На занятиях по индивидуальному чтению студенты учатся аннотировать, реферировать статьи на английском языке, дают критическую оценку той информации, которую они самостоятельно исследуют.

В ходе исследования студенты учатся подбирать и интерпретировать необходимый материал в той сфере научного знания, где лежит их собственный интерес, например, в области информационных технологий. Во время подобного подбора материала для чтения и дальнейшего исследования студенты узнают много новых фактов и учатся высказывать своё собственное отношение к информации на иностранном языке, совершенствуя язык и приобщаясь к исследовательской работе. В современном ВУЗе, в программы обучения которого входит стандарт исследовательской работы, очень актуальны подобные умения и навыки. Стандарт является средством оптимизации сложившихся эффективных практик исследовательской деятельности в сфере образования и способом их развития и ресурсного обеспечения, ориентированной на общее развитие будущих специалистов.

На втором этапе проведения проектноисследовательских работ происходит структурирование материала по теме, обя-

зательным условием выбора которой является профессиональный интерес студента. Данное условие обязательно и нацелено на усиление мотивации студента на повышение профессионального уровня.

Основные цели этого этапа: поиск проблем и выдвижение гипотез, целеполагание, построение задач исследования.

На этом этапе происходит поиск проблем и выдвижение гипотез, осуществляется це-леполагание, происходит выстраивание задач исследования, осуществляется подбор методики, реализуется его экспериментальная часть, если её присутствие обусловлено постановкой задач исследования, затем -обработка экспериментальной части, анализ и интерпретация данных, и в завершение исследования следуют выводы на основании уже решенных задач.

И далее студенты учатся работать с форматом научного доклада, с которым они, как правило, впервые встречаются на II курсе на занятиях по английскому языку. Много труда и усилий приходится затрачивать на обучение студентов творческой переработке прочитанного материала на иностранном языке. Особенно трудно научить студента самостоятельно мыслить, проводить сопоставление, делать анализ, логически выстраивать свои мысли и обобщать, выделяя главные, ценные мысли и опуская второстепенные, уводящие в сторону от цели исследования гипотезы. Очень ценится умение делать аннотации, высказывая своё критическое отношение к прочитанной на иностранном языке информации. И, результатом реализации исследовательской деятельности является квалификационный продукт, представляемый учащимся - исследовательская работа (часто в практике не совсем точно ее называют проектом или исследовательским проектом). Обычно выполнение работы сопровождается ее защитой на ВУЗовском семинаре или студенческой научно-практической конференции.

И, наконец, III этап - заключительный этап работы с научной информацией - студенческая научно-практическая конференция. Цель этого этапа: научить студента правилам публичного выступления в рамках научной конференции. Студент учится высказывать свои мысли и делать презентацию своего доклада. Будущий участник конфе-

ренции учится задавать вопросы на иностранном языке, внимательно слушать их и отвечать на них желательно без ошибок и на хорошем английском языке.

На этом этапе студент предоставляет свой непосредственный продукт - т. е. студенческая исследовательская работа, доклад, проект и т. д. и обучается представлению научного доклада в Power Point, который является главной формой отчета о проделанной работе.

При оценке работы приходится придерживаться следующего набора критериев: соответствие структуры работы нормам исследования (постановка задачи, наличие литературного обзора, описание методики, анализ экспериментального материала, выводы); общая осведомленность учащегося о проблематике той области знания, в которой выполнена работа и в ответах на вопросы; объем собственного практического или экспериментального материала, собранного и обработанного с помощью выбранной методики; наличие авторской позиции, собственного отношения к проведенной работе; оформление защиты (наличие демонстрационных материалов, логика построения доклада, регламент, ораторское искусство); качество оформления презентации [1, с. 10].

Во время проведения конференции соблюдается принцип самостоятельности. Вся работа по проведению конференции ложится на плечи студентов. Наиболее активные, ответственные и хорошо знающие английский язык студенты назначаются в качестве председателя и секретаря будущими участниками конференции.

В конце третьего этапа происходит подведение итогов с вручением дипломов и памятных призов за лучшие выступления, которое, как правило, проходит на основании подсчета баллов осуществляемых обычно секретарем и его помощниками в конце выступления.

Главным итогом работы с научным текстом является уверенность студентов в овладении переводом научной и технической информации, её обработки, извлечение ценного и полезного и внедрение в практику (пока научной конференции студентов, подготовка к весенней студенческой н-п конференции «Computer Science», далее - в их будущей профессиональной деятельности).

Самые лучшие доклады далее могут использоваться студентами для участия в международных конференциях. Несколько лет подряд лучшие студенты факультета выступали на н-п конференциях с докладами в Германии. Событием стало приглашение студентов университета принять участие в российско-германской научно-практической студенческой конференции «Современные информационные технологии в управлении и образовании», первая из которых состоялась в марте 2006 на базе технопарка г. Мюнстера (Германия).

На основании приобретенного опыта в этой сфере учебной деятельности можно сделать следующие выводы.

Для реализации исследовательской деятельности в соответствии со спецификой учебных задач исследования важны следующие факторы:

• Наличие сложившейся последовательности вышеупомянутых этапов исследования;

• Привлечение норм, образцов и авторитетов из сферы науки, в том числе научного потенциала университета;

• Соответствие объема работы той форме образовательного процесса, в рамках которой выполняется исследование, а также контингенту учащихся, реализующих исследования (по умениям, по уровню, по профессиональным склонностям: математики, программисты и т. д.);

• Наличие у учащихся необходимых теоретических знаний, которые позволяют анализировать и интерпретировать полученные экспериментальные данные;

• Культивирование условий для развития авторской позиции учащихся на определенных стадиях учебного исследования (постановка целей и задач, выбор объекта, анализ и интерпретация данных).

Как выявилось, следующие факторы препятствуют реализации исследовательской деятельности:

1.Как правило, у студентов второго курса нет навыков интерпретации научной информации, создается впечатление, что они впервые сталкиваются с необходимостью самостоятельно анализировать найденную по теме исследования информацию только на занятиях по английскому языку.

• У студентов не сформированы навыки высказывания критического отношения к прочитанной информации;

• Студенты, как правило, не имеют навыка самостоятельно мыслить, проводить сопоставление, делать анализ, логически выстраивать свои мысли и обобщать материал в зависимости от цели исследования;

2. Существует двойная проблема для проведения научной конференции на английском языке: хорошее владение студентами английского языка для общения по тематике в профессиональной сфере и достаточно хорошее знание по исследуемой проблеме по специальности студентов.

3. Для исследовательской деятельности учащихся актуальной является проблема авторства (нередки случаи выдачи чужого текста за свой).

4. С другой стороны, нередки ситуации, когда учащийся (в силу прежде всего небольшого опыта) исключают из текста работы разделы, отражающие личностное отношение автора к проделанному (что прежде всего и характеризует образовательную направленность учебного исследования) и выявить это возможно только в личном общении с автором на конференции во время вопросно-ответной формы работы.

5. Отсутствие у педагога - лингвиста знаний в профессиональной сфере студентов, которые бы позволили в полной мере осуществлять методологическую основу реализации исследовательского цикла с точки зрения научных норм.

На основании многолетнего опыта проведения исследовательской работы студентов можно сделать ряд выводов.

При проведении исследовательской работы студентов предполагается наличие двух моделей: модели научного исследования, проводимого в рамках научной школы (с вовлечением предметно-методических аспектов) и модели образовательного стандарта - идеального видения системы знаний, компетенций, способностей и др., которыми должен владеть учащийся после освоения базовой образовательной программы по иностранному языку [1, с. 15]. При этом в первом случае мы воспроизводим культуру научно-исследовательской деятельности в образовании, во втором - подчеркиваем ее образовательный смысл как средства разви-

тия деятельностных способностей студента в области изучения иностранного языка.

В связи с перспективой развития образования в России на основании Болонского процесса назревает необходимость создания структуры образования, совместимой со структурами образования европейских стран, которая позволила бы выстроить в России систему образования, более понятную для иностранных граждан [2, с. 43].

Для подготовки конкурентно способных профессиональных кадров существует необходимость в расширенных программах международного сотрудничества, в рамках которых развитию исследовательской деятельности студентов различного уровня должно уделяться большое внимание: как в программах, реализуемых в зарубежных ВУЗах так и Всероссийского уровня (проводимых на иностранном языке). Подобные программы являются эффективным средством развития образовательных систем, реализующих план мероприятий, использующих исследовательскую деятельность (конференции, международные встречи, научные школы и др.) в практике преподавания.

Библиографический список

1. Леонтович А. В. Экспертиза исследовательской деятельности учащихся // Проектноисследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Серия: «Образовательные технологии». Выпуск 2. - М.: МИОО, 2005. - С. 8-17. [Электронный ресурс]. ЦКЪ: Ьйр://^'^^. researcher.ru.

2. Смирнов С. Болонский процесс: перспективы развития в России // Высшее образование в России. - 2004. - № 1. - С. 43-51. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.courier.com.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.