Научная статья на тему 'Специфика реализации индивидуального образовательного маршрута на уровне магистратуры'

Специфика реализации индивидуального образовательного маршрута на уровне магистратуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1041
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / МАГИСТРАТУРА / MULTILEVEL EDUCATION / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PATH / INDIVIDUAL APPROACH / MAGISTER STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марсова Светлана Евгеньевна

В статье рассматриваются основные подходы к определению понятия «индивидуальный образовательный маршрут». Обсуждается специфика реализации индивидуального образовательного маршрута на уровне магистратуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марсова Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF EXECUTING A MAGISTER STUDENT’S INDIVIDUAL EDUCATIONAL PATH

This article focuses on the basic approaches towards the concept of the individual educational path. Within the framework of the article, the author analyses the peculiarities of executing the magister student’s individual educational path

Текст научной работы на тему «Специфика реализации индивидуального образовательного маршрута на уровне магистратуры»

УДК 378.22

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА НА УРОВНЕ МАГИСТРАТУРЫ

UDC 378.22

PECULIARITIES OF EXECUTING A MAGISTER STUDENT’S INDIVIDUAL EDUCATIONAL PATH

Марсова Светлана Евгеньевна аспирант

ФГБОУ «Шуйский государственный педагогический университет» Шуя, Россия

В статье рассматриваются основные подходы к определению понятия «индивидуальный образовательный маршрут». Обсуждается специфика реализации индивидуального образовательного маршрута на уровне магистратуры

Ключевые слова: МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД, МАГИСТРАТУРА

Marsova Svetlana Evgenievna postgraduate student

Federal State Educational Budget Institution of Higher Vocational Education "Shuya State Pedagogical University", Shuya, Russia

This article focuses on the basic approaches towards the concept of the individual educational path. Within the framework of the article, the author analyses the peculiarities of executing the magister student’s individual educational path

Keywords: MULTILEVEL EDUCATION, INDIVIDUAL EDUCATIONAL PATH, INDIVIDUAL APPROACH, MAGISTER STUDENT

Постепенное вхождение России в общеевропейское образовательное пространство высшего профессионального образования предусматривает ряд изменений в отечественном образовании, в частности: образование в течение всей жизни, повышение мобильности студентов и аспирантов, повышение качества высшего профессионального образования за счет внедрения компетентностного подхода, уровневой системы образования, а также за счет использования системы зачетных единиц.

Многоуровневая система высшего образования - это совокупность одноэтапных унифицированных образовательно-профессиональных

программ, ориентированных на массовую подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием [3].

Многоуровневую систему высшего образования можно также представить как последовательность шагов в процессе перехода с одного уровня на другой (бакалавр - магистр - доктор).

Следовательно, весь образовательный процесс можно рассматривать как постепенное восхождение по образовательной «лестнице» с

возможностью выхода или входа на определенном этапе, что обеспечивает уникальность процедуры обучения в течение всей жизни. Многоуровневая система дает возможность быстро реагировать на изменения в экономических и социально-культурных областях. Отсутствие жестко регламентированного учебного процесса позволяет обеспечить

разнообразие подготовки.

Утверждение и введение с 2010 года в высшие профессиональные образовательные учреждения федеральных государственных

образовательных стандартов позволяет в полной мере реализовать основные идеи Болонского процесса в высшей школе. Отличительной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов является их открытость для учебных заведений, что позволяет определять и устанавливать дисциплины, количество зачетных единиц на их освоение, а также компетенции, которыми должен обладать специалист в той или иной области. Федеральным государственным образовательным

стандартом также определены сроки освоения основных образовательных программ бакалавриата (4 года) и магистратуры (2 года). Учебные заведения в праве самостоятельно разрабатывать и утверждать основные образовательные программы магистратуры, в содержание которых входит: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, способствующие реализации образовательных технологий.

Таким образом, перед высшим учебным заведением в части магистратуры ставится задача подготовки высококвалифицированного научного работника, готового к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью основной образовательной программы магистратуры и видами профессиональной деятельности. В частности, стандарт по направлению подготовки «Педагогическое

образование» предполагает овладение следующими видами деятельности: педагогической, научно-исследовательской, управленческой, проектной, методической, культурно-просветительской [13, 2-3].

Однако остается незамеченным тот факт, что поступить и учиться по тому или иному направлению подготовки магистратуры может абитуриент с любым уровнем подготовки, имеющий степень бакалавра. Однако высшее учебное заведение должно подготовить компетентного специалиста.

В своих работах Г.Е. Муравьева рассматривает проблемы содержания образования и образовательных технологий на уровне магистратуры, а также особое внимание уделяется организации научно-исследовательской работы магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование»[5, 6, 7].

Таким образом, отсутствует преемственность образовательных программ и возникает противоречие между необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров и невозможностью преподнесения научной информации на высоком уровне из-за отсутствия подготовленности студентов.

Важно отметить, что существует и ряд субъективных факторов. Ведь студенты, поступают в магистратуру в возрасте 21-22 лет, а это, как определяют психологические исследования, является периодом «ранней взрослости». Все магистранты имеют определенный профессиональный опыт, а большинство совмещает обучение с работой. Таким образом, магистранты - это специалисты, имеющие высшее профессиональное образование, определенный профессиональный опыт, находящиеся в возрасте «периода достижений», когда личность использует интеллектуальные способности для того, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни, имея за плечами определенный социальный, учебный, профессиональный опыт.

Следовательно, необходимо построить такую образовательную

программу магистратуры, которая удовлетворяла бы не только

потребностям магистранта, но и способствовала в полной мере его профессиональному становлению, учитывая все законодательные

требования.

Исследователи Санкт-петербургской научной школы (А.П. Тряпицина, Р.У. Богданова, С.В. Воробьева и др.) рассматривают образовательную программу как некий маршрут обучающегося в образовании, отражающий его интересы, возможности, потребности [1, 8,

9].

Авторы отмечают, что образовательные программы описывают различные варианты образовательных маршрутов. Образовательная

программа раскрывается как «организационно-управленческое знание, позволяющее реализовывать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению обучающимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного образовательного стандарта» [12]. Следовательно, образовательный процесс должен быть ориентирован на личность и на её индивидуальность.

Вопросы применения индивидуального подхода в учебном процессе, а также учета индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе изучались такими учеными, как Е.С. Рабунский, И.Э. Унт, А.А. Кирсанов, З.И. Калмыкова, И.М. Чередов и др.

М.А. Данилов, Б.П. Есипов и др. рассматривают индивидуальный подход как важнейший принцип обучения, а индивидуализацию как средство реализации этого принципа на практике. И.П. Подласый рассматривает индивидуальный подход как важный принцип педагогики, который «заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика

индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности» [10, 139].

В дидактике под индивидуальным подходом понимается учет таких индивидуальных особенностей учащихся, которые непосредственно влияют на его учебную деятельность и, соответственно, от которых зависят результаты учения.

По мнению Е.С. Рабунского, применение индивидуального подхода -это не только приспособление методов и форм учебной работы к индивидуальным особенностям школьников, но и частичное изменение отдельных сторон содержания обучения [11].

В процессе индивидуализации педагог видоизменяет учебный процесс, приспосабливая его к особенностям учащихся.

В вузе одним из вариантов осуществления индивидуализации образовательного процесса может явиться включение студентов совместно с преподавателями в проектирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов, как по освоению учебных дисциплин, так и по всей образовательной программе в целом.

Актуальными являются знание и реагирование на проблемы конкретного студента, перенос акцента на индивидуальные задания, индивидуальную самостоятельную работу, а также возможность обеспечения выбора не только формы выполнения задания, построения учебного занятия, но и всей образовательной программы в целом.

Данные предпосылки создают условия для реализации индивидуальных образовательных маршрутов студентов магистратуры на основе индивидуальных особенностей, возможностей и интересов личности магистрантов. В свою очередь, магистрант играет главную роль в

формировании своих профессионально-значимых качеств и выступает в качестве носителя субъектного опыта.

Определим, что такое «индивидуальный образовательный маршрут» и специфику его применения в магистратуре.

Термин «индивидуальный образовательный маршрут» введен исследователями Санкт-Петербургской научной школы (А.П. Тряпицына и др.) и определяется ими как «целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая ученику позиции субъекта выбора, субъекта разработки, субъекта реализации при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации». Понимание индивидуального образовательного маршрута в данной трактовке определяет специфику, которая заключается в том, что индивидуальный образовательный маршрут проектируется для каждого конкретного студента как образовательная программа, в которой студент вступает активным субъектом, а преподаватель осуществляет его педагогическую поддержку.

Теоретический анализ педагогической литературы позволяет говорить о двойственности определения понятия «индивидуальный образовательный маршрут». Ряд ученых рассматривают «индивидуальный образовательный маршрут» в рамках конкретной учебной дисциплины.

Так, Н.Г. Зверева в своем исследовании определяет индивидуальный образовательный маршрут как «вариативную структуру учебной деятельности студента, отражающую его личностные особенности, проектируемую и контролируемую в рамках отдельной учебной дисциплины совместно с преподавателем на основе комплексной психолого-педагогической диагностики» [2].

В.В. Лоренц под индивидуальным образовательным маршрутом понимает «целенаправленную проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую студенту позиции субъекта

выбора, разработки, реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки профессионального самоопределения и самореализации будущего учителя» [4].

М.Л. Соколова определяет индивидуальный образовательный маршрут как процесс освоения студентом образовательной программы с опорой на его образовательный опыт, возможности, с ориентацией на решение образовательных программ [12]. С данной позиции индивидуальный образовательный маршрут рассматривается как вся образовательная программа в целом.

Следовательно, индивидуальный образовательный маршрут может быть рассмотрен как в рамках всего образовательного процесса, так и в рамках конкретной учебной дисциплины. Однако нет однозначного ответа, где использование индивидуальных образовательных маршрутов является наиболее продуктивным.

В ходе нашей работы был проведен опрос среди магистрантов Шуйского государственного педагогического университета, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, основной целью которого было выявление представлений магистрантов об индивидуальных образовательных маршрутах.

Результаты анкетирования показали, что 80 % опрошенных знают или встречались с понятием «индивидуальный образовательный маршрут». Среди опрошенных 53 % магистрантов разделяют точку зрения Санкт-Петербургской научной школы и понимают индивидуальный образовательный маршрут как «целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, субъекта разработки, субъекта

реализации при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации». Так, 33 % магистрантов под индивидуальным образовательным маршрутом понимают персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, духовнонравственного; 14 % рассматривают применение индивидуального

образовательного маршрута как вариативную структуру учебной дисциплины, проектируемую и контролируемую совместно с преподавателем. На вопрос, способствует ли индивидуальный образовательный маршрут более эффективной организации обучения в магистратуре, большинство магистрантов (80 %) ответили положительно.

Таким образом, анализ педагогической литературы, анкет магистрантов позволил сформулировать уточненное определение «индивидуального образовательного маршрута» студентов магистратуры, понимаемого нами как проектируемая совместно с преподавателем, вариативная структура учебной деятельности, обеспечивающая студенту позиции субъекта выбора и разработки содержания образования, реализации всей образовательной программы в целом и её отдельного отрезка в частности.

Интересным также является мнение студентов магистратуры о необходимости применения индивидуального образовательного маршрута на разных уровнях образования. Далее магистрантам предлагалось определить: «На каком уровне профессионального образования наиболее важно использование индивидуальных образовательных маршрутов?». Ответ предлагалось проранжировать в порядке увеличения степени важности использования. Так, большинство магистрантов (61 %) отдают предпочтение построению индивидуального образовательного маршрута на уровне аспирантуры, затем - магистратуры и только потом бакалавриата, т.к. обучение в аспирантуре строится в тесном

взаимодействии с научным руководителем и по собственно определенным этапам работы, что магистранты и понимают под индивидуальным образовательным маршрутом. Однако 39 % опрошенных считают, что особое значение индивидуальный образовательный маршрут представляет для студентов бакалавриата, которые только находятся на этапе своего профессионального становления, затем - магистрантов и аспирантов. Здесь прослеживается довольно правильная, на наш взгляд, идея последовательного построения индивидуального образовательного маршрута на всех уровнях образования.

Нас интересовал вопрос о наличии индивидуальных образовательных маршрутов у данных магистрантов. Результаты показывают, что у 40 % магистрантов определен индивидуальный образовательный маршрут, а у 60 % - нет. Важно отметить, что большинство магистрантов, ответивших утвердительно на вопрос о наличии своего индивидуального маршрута, отождествляют данное понятие с индивидуальным учебным планом. На вопрос «Хотели бы вы принимать участие в проектировании своего индивидуального образовательного маршрута?», все респонденты ответили единогласно и положительно.

Далее магистрантам предлагалось оценить, учитываются ли их индивидуальные особенности при обучении в магистратуре. Большинство студентов-магистрантов (80 %) считают, что обучение в магистратуре происходит без учета их индивидуальных особенностей. На вопрос: «Каким образом Вы участвуете в выборе содержания учебных занятий?» 47 % опрошенных ответили, что не принимают ни какого участия, а учатся по заранее определенному преподавателем плану. 53 % опрошенных отметили, что преподаватель предоставляет выбор в плане содержания учебных занятий за счет выбора рефератов.

По результатам ответов магистрантов можно сделать следующие выводы:

- Большинство магистрантов имеют представление об индивидуальных образовательных маршрутах.

- Магистранты отмечают важность построения индивидуального образовательного маршрута как в рамках одной учебной дисциплины, так и образовательной программы магистратуры в целом.

- Индивидуальный образовательный маршрут способствует более эффективной организации обучения в магистратуре.

- Необходимо последовательное построение индивидуального образовательного маршрута на всех уровнях образования (бакалавриат - магистратура - аспирантура).

Однако осознавая все положительные эффекты от использования индивидуальных образовательных маршрутов в магистратуре, важно отметить, что у большинства опрошенных не определены собственные индивидуальные образовательные маршруты, в меньшей степени учитываются индивидуальные особенности, а участвовать в выборе содержания учебных дисциплин получается лишь при выборе тем рефератов.

Таким образом, специфику реализации индивидуальных образовательных маршрутов на уровне магистратуры мы видим в следующем:

1. Сочетание индивидуального образовательного маршрута на уровне образовательной программы и каждой учебной дисциплины. Данная специфика заключается не только в удовлетворении потребностей магистранта в выборе содержания образовательной программы за счет выбора дисциплин вариативной части, а также в выборе содержания образования отдельной дисциплины за счет активного участия в определении её содержания, форм и способов выполнения заданий, выборе самостоятельной работы.

2. Проектирование индивидуального образовательного маршрута осуществляется в совместной деятельности преподавателя и студента магистратуры. При постепенном смещении роли преподавателя от модератора к тьютору. Деятельность преподавателя на первом этапе заключается в разъяснении, поддержке, стимулировании деятельности студентов. В процессе продвижения по маршруту роль преподавателя постепенно смещается в сторону усиления субъектной позиции студента.

3. Включение научно-исследовательской работы магистранта в его

индивидуальный образовательный маршрут. Научно-

исследовательская работа в магистратуре призвана сформировать у магистранта компетенции в области научно-исследовательской деятельности, раскрыть потенциал магистранта как научного работника и в конечном итоге способствовать успешному написанию магистерской диссертации. Включение научно-исследовательской работы в индивидуальный образовательный маршрут магистранта будет способствовать последовательному и успешному научному становлению магистранта.

Список литературы

1. Богданова Р.У. Проектирование образовательных программ // Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография / Под. ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Образование, 1995. - 171 с.

2. Зверева Н.Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза на основе комплексной психолого-педагогической диагностики: Дис. ... канд. пед. наук. - Шуя, 2007. - 232 с.

3. Кузнецова В. А. Теория и практика многоуровневого университетского образования. - Ярославль: Ярос. гос. ун-т, 1995. - 268 с.

4. Лоренц В.В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2001. - 250 с.

5. Муравьева Г.Е. О методологической подготовке магистров педагогического образования // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: Межвузовский сборник научных трудов с международным участием / Под ред. чл.-корр. РАЕ, док. пед. наук, проф. М.А. Викулиной.- Н. Новгород: Нижегородский

государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова, 2010. - Вып. 12. С. 49-53.

6. Муравьева Г.Е. Об организации научно-исследовательской работы магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» // Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления личности в условиях многоуровневого образования в вузе: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 10-летнему юбилею Института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова. 27 окт. 2011 г. / Сост. А.В. Воронцова; науч. ред. А.И Тимонин. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. -С. 273-278.

7. Муравьева Г. Е. О подготовке магистров образования в вузе // Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. (г. Кострома, 28-30 окт. 2009 г.) / Под общ. ред. Н.М. Рассадина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - С. 153-156.

8. Образовательная программа - маршрут ученика. Часть 1 / Под ред.

А.П. Тряпицыной. - Спб., 1998. - 118 с.

9. Образовательная программа - маршрут ученика. Часть 2 / Под ред.

А.П. Тряпицыной. - Спб., 2000. - 228 с.

10. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. -М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432с.

11. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности. - М.: Педагогика, 1975. -184 с.

12. Соколова М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе: Дис. ... канд. пед. наук. - Архангельск, 2001. - 202 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего

профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «Магистр») утвержденный приказом

министерства образования и науки Российской федерации от 14.01. - 2010. № 44. - 12 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.