Научная статья на тему 'Специфика реализации государственного контроля в сфере предметов роскоши'

Специфика реализации государственного контроля в сфере предметов роскоши Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТЫ РОСКОШИ / LUXURY ITEMS / НАЛОГ НА РОСКОШЬ / LUXURY TAX / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / STATE EMPLOYEES / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / DECLARATION / СПРАВКА О ДОХОДАХ И РАСХОДАХ / STATEMENT OF INCOME AND EXPENDITURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гафурова Альфия Хасибулловна

В современной России довольно актуальным является исследование вопросов обременения государственных служащих, имеющих предметы роскоши. Обнародование сведений о доходах и имуществе государственных служащих и членов их семьи имеет смысл лишь тогда, когда контролируются и расходы. Между тем, отсутствие определения и признаков понятия предметов роскоши ставит правоприменителя в ситуацию правовой неопределенности. Для раскрытия такой неопределенности ставится вопрос о контроле со стороны государственного регулятора за доходами и расходами супругов, замещающих должности государственной службы, в фондах, банках, госкомпаний и госкорпораций. Данный контроль есть ни что иное как контроль за предметами роскоши.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гафурова Альфия Хасибулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE IMPLEMENTATION OF STATE CONTROL IN THE SPHERE OF LUXURY ITEMS

In modern Russia the study of issues of burdening state employees who possess luxuries is quite topical. The disclosure of the income and property of state civil employees and members of their families makes sense only when costs are monitored also. Meanwhile, the absence of a definition and characteristic features of the concept of luxury items puts the law enforcer in a situation of legal uncertainty. For disclosure of such uncertainty the question of control of the revenues and expenses of spouses of those occupying state service posts, funds, banks, state companies and state corporations by the state regulator is raised. This control is nothing but the control over the luxury items.

Текст научной работы на тему «Специфика реализации государственного контроля в сфере предметов роскоши»

References

1. Komarov A.N. Preface. The language and style of court documents. Practical recommendations on the design of judicial acts. SPb.: Cadiz, 2003..

2. Koblikov A.S. Legal Ethics. M.: INFRA-Norma, 2004. P. 145.

3. Masters N.V. The decisions of the arbitral tribunal: Linguistic Aspects / N.V. Masters, G.V. Sudakov [Electron. resource]. Electron. dan. <URL: http://vologda.arbitr.ru/welcome/show/633200023/458200265> (date accessed: 10.09.2014). Title screen.

4. Reshenkin A.G. On the language of proceedings and style of a judicial act /A.G. Reshenkin, N.V. Pavlov // Herald SAC. 2001. № 7. P. 121.

5. Zagaynova S.K. Court acts in the mechanism of implementation of the judicial authority in civil and arbitration process. M.: Wolters Kluwer, 2007. P. 152.

6. Lisyutkin A.B. Legal category value "error": Theoretical and methodological aspects. Saratov: SGAP, 2001. P. 306.

7. Federal Law of 22.12.2008, № 262-FZ "On providing access to information on activities of courts in the Russian Federation" (ed. By 18.07.2011) // legal reference system "Consultant". Professional version [M., 2014]. Electron. text. dan. Last updated 12.09.2014.

8. The Federal Law of 01.06.2005 № 53-FZ "On the state language of the Russian Federation" // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2005. № 23. Articles 2199.

9. The decision of the Supreme Court of 02.07.2005, the number GKPI05-823 [Electron. resource]. Electron. dan. URL: http://www.pravoteka.ru/pst/1005/502322.html (the date of circulation: 06.09.2014).

10. Resolution of the State Standard of the Russian Federation of 03.03.2003, № 65-item "Adoption and Implementation of the State Standard of the Russian Federation" // legal reference system "Consultant". Professional version [M., 2014]. Electron. text. dan. Last updated 09.20.2014.

11. Baturina N.A. Literacy judicial acts in civil proceedings // Arbitration and civil procedure. 2010. № 2. P. 21.

12. The generalization of the judicial practice of the Saratov region on the observance of the Federal Law "On the state language of the Russian Federation" in the preparation of legal documents by the judges of district (city) courts and justices of the peace the area // legal reference system "Consultant". Professional version [M., 2014]. Electron. text. dan. Last updated 10.03.2014.

13. Baturina N.A. The specified composition. P. 21.

14. Rakitina L.N. The qualifying exam for judge: the question of the ways of its improvement // the Russian justice. 2009. № 8. P. 57-59.

15. Popova E.P. The language and style of court documents. Practical recommendations on the design of judicial acts / E.P. Popov, Y.U. Fadeev, T.N. Tsyplakova. SPb.: Cadiz, 2003. P. 13-36.

Информация об авторе

Абсалямов Ильнур Салаватович, председатель Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по г. Нефтекамску, г. Нефтекамск, Россия. E-mail: ais17@mail.ru Мардиева Эльмира Радмировна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологии, журналистики и общегуманитарных дисциплин, совместитель по кафедре государственного права Нефтекамского филиала БашГУ, г. Нефтекамск, Россия. E-mail: mardievaer@mail.ru

Получена: 02.03.2015

Information about the author

Absalyamov Ilnur Salavatovich, chairman of the Committee on property management of Ministry of land and property relations of Republic of Baskortostan in the city of Neftekamsk, Neftekamsk, Russia. E-mail: ais17@mail.ru Mardiyeva Elmira Radmirovna, candidate of sciences (philology), associate professor of the chair of philology, journalism and all-humanitarian disciplines of the Neftekamsk branch of the Bashkir State University,Neftekamsk, Russia. E-mail: mardievaer@mail.ru

Received: 02.03.2015

УДК 347.626.9

ГАФУРОВА Альфия Хасибулловна, аспирант

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ПРЕДМЕТОВ РОСКОШИ

В современной России довольно актуальным является исследование вопросов обременения государственных служащих, имеющих предметы роскоши. Обнародование сведений о доходах и имуществе государственных служащих и членов их семьи имеет смысл лишь тогда, когда контролируются и расходы. Между тем, отсутствие определения и признаков понятия предметов роскоши ставит правоприменителя в ситуацию правовой неопределенности. Для раскрытия такой неопределенности ставится вопрос о контроле со стороны государственного регулятора за доходами и расходами супругов, замещающих должности государственной службы, в фондах, банках, госкомпаний и госкорпораций. Данный контроль есть ни что иное как контроль за предметами роскоши.

Ключевые слова: предметы роскоши, налог на роскошь, государственные служащие, декларирование, справка о доходах и расходах.

GAFUROVA Alfiya Khasibullovna,

postgraduate student

THE SPECIFICS OF THE IMPLEMENTATION OF STATE CONTROL IN THE SPHERE OF LUXURY ITEMS

In modern Russia the study of issues of burdening state employees who possess luxuries is quite topical. The disclosure of the income and property of state civil employees and members of their families makes sense only when costs are monitored also. Meanwhile, the absence of a definition and characteristic features of the concept of luxury items puts the law enforcer in a situation of legal uncertainty. For disclosure of such uncertainty the question of control of the revenues and expenses of spouses of those occupying state service posts, funds, banks, state companies and state corporations by the state regulator is raised. This control is nothing but the control over the luxury items.

Key words: luxury items, luxury tax, state employees, declaration, statement of income and expenditure.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

Ни для кого не секрет, что предметы роскоши были и будут в обществе стимулом для самоутверждения. Однако они вызывают не только чувства гордости, достатка, но и налагают определенные последствия или обременения как материального, так и нравственного характера. Так, в незапамятные времена семьи, имеющие предметы роскоши облагались налогом. Правда форма этого налога выражалась по-разному: или путем введения в 20-30 гг. XX века акциза на товары первой необходимости начиная от спиртных напитков до отдельных продуктов питания (мед, квас, соль, сахар, чай, кофе и пр.), а также путем повышения в постсоветской России в начале 1992 года до 40% розничных цен на все товары (ювелирные изделия, хрусталь, ковры, меха). В дальнейшем список акцизов неоднократно пересматривался, но акцизная система в России существует и по сей день. В реальности выявлена такая закономерность: в условиях кризиса, когда падают поступления в федеральный бюджет, производители предметов роскоши при этом по-прежнему и даже с большей надеждой, чем прежде, смотрят на Россию, ставится вопрос о введении налога на роскошь. Введенный в 2013 году, так называемый, «налог на роскошь» наложил определенные обременения на владельцев «супердорогого автомобиля».

Между тем данная закономерность также прослеживается в процессе государственной службы в публично -правовых отношениях. Представим себе супругов, замещающих должности государственной гражданской службы. Данный статус супругов накладывает на них определенные обязательства. Так, начиная с 1997 года в целях противодействия коррупции государственные гражданские служащие обязаны были в соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 1997 г. № 484 «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах иимуществ» [1, с.32.] декларировать доходы. Это положение, а также порядок предоставления указанных сведений изменились, что связано с усилением антикоррупционной деятельности государства и проблемами практического характера, не позволяющими эффективно проконтролировать предоставляемые сведения [2, с. 210].

Так, начиная с 2008 года Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [3, с.3] установлена обязанность не только государственным гражданским служащим, но и членам их семей предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Также в конце 2011 года было решено, что отчитываться должны не только госслужащие, но и руководство Центробанка РФ, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, госкорпораций и госкомпаний. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» [4, с. 8] установлено, что лица, замещающие государственные должности, должны предоставить сведения не только о российских, но зарубежных счетах, ценных бумагах и недвижимости. Установление такой обязанности для государственных служащих имеет целью воспрепятствовать занятию государственными служащими предпринимательской и иной, несовместимой с государственной службой деятельностью. Предполагаю, что государство, располагая сведениями о доходах, российских, зарубежных счетах, ценных бумагах и недвижимости не только государственного служащего, но и членов его семьи, пытается выявить, а также проконтролировать наличие предметов роскоши у членов семьи. Недаром как показывает практика, бывают доходы, несоизмеримые с реальным заработком государственного служащего.

Впоследствии был принят Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [5, с.9], в соответствии с которым справка о расходах лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, иного лица по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная сделка, подается, если сумма сделки превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, вместе со справками о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Таким образом, расходы семьи, подпадающие под указанные условия, рассматриваются как расходы на предметы роскоши, поскольку их стоимость будет превышать суммарный доход семьи за три года. Так, в 2014 году появился единый документ - справка о доходах и расходах. Также Федеральный закон от 22.12.2014 № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» [6, с. 12], вступивший в силу 01.01.2015, расширяет перечень лиц, которым запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках за рубежом, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами, а также уточняет обязанность государственного служащего в определенных случаях представлять сведения о своих расходах, а также о расходах супруга (супруги), несовершеннолетних детей. В этой связи, полагаем, что обременения супругов, связанные с занимаемой должностью, будут рассматриваться как контроль со стороны государства за предметами роскоши. Вместе с тем, на сегодняшний момент остается не проработанным вопрос о взаимодействии с зарубежными организациями, в частности банковскими и кредитными учреждениями относительно счетов российских государственных служащих, а также имуществе, находящемся за границей.

Норма закона, обязывающая предоставлять сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах несовершеннолетних детей государственного служащего представляется несовершенной, так как исключает из этого перечня совершеннолетних детей государственного служащего, тем самым оставляя достаточно широкие возможности сокрытия доходов и перевода имущества и имущественных обязательств на ближайших родственников, каковыми являются совершеннолетние дети. Целесообразно расширить этот круг и за счет таких ближайших родственников, как родители, братья и сестры. Обосновывается это тем, что обязанные декларировать доходы лица стремятся перевести на своих ближайших родственников фактически принадлежащее им имущество либо источ-

ники доходов. Отсутствие возможности осуществить проверку доходов ближайшего окружения лиц, представляющих сведения о доходах, не позволяет выявить незаконность характера такого содействия в продвижении бизнеса в силу латентного характера таких действий.

Федеральным законом предусмотрено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах осуществляется в порядке, установленном законом о противодействии коррупции и иными нормативными правовыми актами РФ. Вместе с тем, в России нет единого органа, занимающегося проверками достоверности сведений, представленных в декларациях. Проверками деклараций занимаются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов в каждом ведомстве, органы прокуратуры, Федеральная налоговая служба и Совет по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации. То есть декларант сам указывает стоимость приобретенного имущества, и если выяснится, что на самом деле он заплатил больше, чем указано в договоре, последует разбирательство.

Таким образом, учитывая, что в действующем законодательстве отсутствует понятие, признаки предметов роскоши, из данного исследования следует, что государственный регулятор пытается путем контроля за доходами и расходами лиц, замещающих определенные законодательством должности, осуществлять контроль за предметами роскоши, тем самым определяя рамки их последующего правового регулирования, а именно: содержание, стоимость и пр.

Библиографические ссылки

1. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. № 484 «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах иимуществ» // Собрание законодательства РФ. 19.05.1997. № 20. Ст. 2239.

2. Дорогова Ю.А., Лоткова Е.Г. Декларирование доходов государственных служащих как инструмент противодействия коррупции // Юридические науки. № 4. 2012. С. 210.

3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

4.Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ". 08.04.2013. № 14. Ст. 1670.

5. Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Собрание законодательства РФ. 10.12.2012. № 50 (часть 4). Ст. 6953.

6. Федеральный закон от 22.12.2014 № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2014. № 52 (часть I). Ст. 7542.

References

1. The decree of the President of the Russian Federation 15.05.1997 №. 484 «On the provision of the persons occupying the state posts of the Russian Federation, and the persons occupying the state posts of public service and posts in local government, information about income and possessions» // collected legislation of the Russian Federation. 19.05.1997. №. 20. article 2239.

2.Dorogova J.A., Lotkova E.G. Declaration of income of civil servants as a tool against corruption // Legal science. №. 4. 2012. 332 p.

3. Federal law of 25.12.2008 № 273-FZ "About corruption counteraction // collected legislation of the Russian Federation.2008. № 52 (p. 1). item 6228.

4. The decree of the President of the Russian Federation dated 02.04.2013 № 309 "On measures to implement certain provisions of the Federal law "On combating corruption" // collected legislation of the Russian Federation". 08.04.2013. №. 14. article 1670.

5. Federal law of 03.12.2012 № 230-FZ "About the control compliance costs of persons holding public office. and other persons to their income" // collected legislation of the Russian Federation. 10.12.2012. №. 50 (part 4). article 6953.

6. Federal law 22.12.2014 №. 431-FZ «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on combating corruption» // collected legislation of the Russian Federation. 29.12.2014. №. 52 (part I). art 7542.

Информация об авторе Information about the author

Гафурова Альфия Хасибулловна, аспирант 3 курса кафедры Gafurova Alfiya KhasibuUovna, postgraduate student of the

частного права Юридического факультета Института эко- 3rd year of education of the chair of private law of the Institute

номики, управления и права Российского государственного гу- of Economics, Administration and Law of the Russian State for

манитарного университета, г. Москва, Россия. the Humanities, Moscow, Russia.

E-mail: scorpi06@rambler.ru E-mail: scorpi06@rambler.ru

Получена: 06.04.2015 Received: 06.04.2015

УДК 349

СУЮНДУКОВА Айгуль Юлаевна,

кандидат юридических наук, доцент

ПОНЯТИЕ СОСЕДСКОГО ПРАВА

Урегулирование соседских правоотношений необходимо для установления нормальных условий совместного владения и пользования лиц, которые могут являться собственниками, нанимателями, арендаторами соседних земельных участков и расположенных на них строений, а также жилых помещений, и поддержания баланса их интересов, чтобы в равной мере соблю-

122

SUYUNDUKOVA Aigul Yulayevna,

candidate of sciences (law), associate professor

CONCEPT OF NEIGHBOURING TENEMENTS LAW

Settlement of neighbour's legal relationship is necessary for establishment of normal conditions of joint possession and use of persons who can be owners, employers, tenants of the neighbouring land plots and the structures located on them, and also premises, and maintenance of balance of their interests that their rights and freedoms were equally observed and provided.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.