Научная статья на тему 'Специфика реагирования женского организма на депривацию сна, как модель сменной работы'

Специфика реагирования женского организма на депривацию сна, как модель сменной работы Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
223
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Воронин И. М., Семилетова С. В.

В работе выявлены особенности влияния фаз овариально-менструального цикла на полисомнографические показатели и качество сна у девушек в первую восстановительную ночь после 40-часовой тотальной депривации сна. Отмечено, что наиболее низкой резистентностью к депривации сна обладает лютеиновая фаза овариально-менструального цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of reaction of womens organism to sleep deprivation as a model of shift work

Specificity of reaction of women's organism to sleep deprivation as a model of shift work. The phases of ovarian-menstrual cycle influence on polysomnographic parameters and quality of sleep in the first regenerative night after 40-hour total sleep deprivation. The lutein phase of ovarian-menstrual cycle has the lowest resistance to deprivation.

Текст научной работы на тему «Специфика реагирования женского организма на депривацию сна, как модель сменной работы»

УДК 612.821.7

СПЕЦИФИКА РЕАГИРОВАНИЯ ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА НА ДЕПРИВАЦИЮ СНА,

КАК МОДЕЛЬ СМЕННОЙ РАБОТЫ1

© И.М. Воронин, С.В. Семилетова

В работе выявлены особенности влияния фаз овариально-менструального цикла на полисомнографические показатели и качество сна у девушек в первую восстановительную ночь после 40-часовой тотальной депривации сна. Отмечено, что наиболее низкой резистентностью к депривации сна обладает лютеиновая фаза овариальноменструального цикла.

В современном обществе сменная работа весьма широко распространена. Так в США насчитывается около 40 млн. человек, регулярно работающих ночью [1]. В Европе каждый пятый взрослый человек трудится посменно, а каждый двадцатый вынужден работать более 8 часов, иногда в течение полных суток. Одновременно с этим работоспособность человека во многом определяется индивидуальными биологическими ритмами функционирования организма. Так установлено, что наилучшая трудоспособность наблюдается в период максимальной интенсивности физиологических процессов, а при выполнении работы в неблагоприятные часы ее качественные и количественные характеристики значительно снижаются [2-4].

Специфическая биоритмология процессов женского организма обусловлена деятельностью гипоталамо-гипофизарно-яичниковой системы и колебанием уровня различных нейрогуморальных показателей, что приводит к существенным различиям регуляции функций организма в разные фазы овариально-менструального цикла (ОМЦ) и воздействует на ряд физиологических процессов, в частности сон [5]. В связи с этим актуальной практической проблемой является разработка рекомендаций по оптимальному режиму сменной работы для женщин в зависимости от фаз ОМЦ.

Целью работы явилось выявление особенностей влияния фаз овариально-менструального цикла на переносимость депривации сна (ДС), как модели сменной работы.

ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ

На базе научно-учебно-практического Центра со-мнологии проведены ночные полисомнографические исследования 14 практически здоровых девушек в возрасте 18-22 лет (20±2 лет в среднем), с регулярным овуляторным циклом (с индивидуальной динамикой 28±7 дней). Полисомнография проводилась на ком-

1 Работа выполнена на базе научно-учебно-практического Центра патофизиологии и поддержана в рамках национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.

плексе «Aurora PSG» (Grass-Telefactor, США). Для субъективной оценки качества сна использовалась анкета, разработанная в Медицинском центре управления делами президента РФ. Исследование включало в себя 4 этапа: адаптационная ночь в лаборатории, результаты

Таблица 1

Фф Оф Лф

I стадия NREM сна (%) 1,3±1,01 1,3±1 2,5±2,1 *о

II стадия NREM сна (%) 36,3±7,7 35,2±6,4 39±8,6

III стадия NREM сна (%) 10±3,1 10,3±3,2 9,7±2,7

IV стадия NREM сна (%) 32,9±7,8 33,2±7,7 29,8±7,6 *о

дельта-сон (%) 42,8±9,4 43,5±8,2 39,4±8,1 *о

NREM сна (%) 80,4±3,9 80,1±5 80,9±5,5

REM сон (%) 19,6±4 20±5 19,1±5,5

Общее время движений во сне (мин.) 13,3±3,7 13,3±3,4 18,1±7,2 *ф,о

Общее время бодрствования (мин.) 4,9±3,8 7,3±6,5 30,8±39,9 *ф,о

Латенция ко сну вообще (мин.) 3,5±3,5 *о,л 5,5±3 11,2±14,6

Латенция к II стадии сна (мин.) 7,4±5,3 8,9±4,4 15,5±11,5 *ф

Латенция к REM сну (мин.) 99,1±42,2 *о,л 163,9±21,7 150,6±31,1*ф, о

Число эпизодов REM 4,7±0,6 4,1±0,6 *ф 4,4±1

Число ночных пробуждений 1,3±0,6 1,5±0,9 2,9±2 *ф,о

Эффективность сна (%) 96,4±1,1 96±1,6 90,3±7,6 *ф,о

Субъективная оценка сна 24,6±1,9 24,8±2,5 22,1±2,6 *ф,о

Обозначения: *ф - достоверно, по сравнению с Фф ОМЦ, при р < 0,05; *о - достоверно, по сравнению с Оф ОМЦ, при р < 0,05; *л - достоверно, по сравнению с Лф ОМЦ, при р < 0,05.

которой не учитывались, и последующие восстановительные ночи после тотальной 40-часовой ДС в среднюю фолликулярную (Фф), овуляторную (Оф) и среднюю лютеиновую (Лф) фазы ОМЦ. Время овуляции определялось календарным методом, с уточнением периода овуляции методом кристаллизации слюны (папоротник-тест) и иммунохроматографическим

стрип-тестом на лютеинизирующий гормон в моче. Стадии сна идентифицировались в соответствии с критериями A. Rechtshaffen и A. Kales (1968). Для статистической обработки данных использовался пакет программ и Statistica 6.0.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ результатов исследования выявил достоверные (р < 0,05) различия ряда полисомнографиче-ских параметров сна девушек в первую восстановительную ночь после ДС.

При анализе представленности на гипнограмме различных стадий сна наблюдалось достоверное увеличение продолжительность I стадии сна в Лф цикла (2,5 %), по сравнению с Оф (1,31 %). Представленность IV стадии и дельта-сна в целом была достоверно выше в период овуляции, по сравнению с показателями Лф. В ходе ОМЦ не отмечалось значимых изменений про-

должительности II, III и REM стадий сна, однако было выявлено достоверное уменьшение латенции к REM-сну в Фф (99,1 мин.), по сравнению с Оф (163,9 мин.) и Лф (150,6 мин.).

Аналогичная картина наблюдалась и в отношении латентных периодов. Латенция ко II стадии сна, время до начала стадии было достоверно выше в период лю-теинизации. Общее время движений во сне и общее время бодрствования после начала сна достоверно различалось в разные фазы цикла, принимая максимальные значения в Лф. Время засыпания в Фф ОМЦ оказалось достоверно меньшим, в среднем составив 3,5 мин., по сравнению с Оф и Лф, где латенция ко сну составила 5,5 и 11,2 мин. соответственно.

Общее время движений и бодрствования во сне также увеличивалось к Лф, что отразилось на достоверно значимых различиях эффективности сна в целом, достоверно меньшей в Лф, чем в Фф и Оф, составившей 90,3, 96,4 и 96 % соответственно. Описанные изменения иллюстрирует рис. 1. Субъективная оценка сна испытуемых соответствовала результатам полисо-мнографии.

Полученные данные свидетельствуют о том, что достоверное увеличение продолжительность I стадии сна и латенции ко сну в Лф, вероятно, обусловлено повышением уровня прогестерона, чье стимулирующее

Рис. 1. Изменение гипнограммы сна после 40-часовой депривации в фолликулярную, овуляторную и лютеиновую (сверху - вниз) фазы ОМЦ. Обозначения : 1, 2, 3, 4 - I, II, III, IV стадии NREM сна; Wake - эпизоды пробуждения; Movement - эпизоды движения

действие на продукцию адреналина широко известно [6, 7]. В период овуляции представленность IV стадии и дельта-сна в целом была достоверно выше, по сравнению с показателями Лф, что является благоприятным прогностическим признаком адаптивных возможностей, поскольку первоочередная компенсация дельтасна [8] свидетельствует о высокой резистентности организма. Результаты некоторых исследований [9, 10] подтверждают полученные нами достоверные данные о наибольшем количестве пробуждений в течение поздней лютеиновой стадии, объясняя это увеличением температуры тела и обмена веществ под влиянием прогестерона.

Качество и длительность сна - важный момент в диагностике и прогнозе индивидуальной работоспособности. При тотальной депривации сна в течение одной или нескольких ночей прежде всего страдают высшие психические функции - концентрация внимания, ориентировка в новой ситуации и способность адаптации к ней [11]. В большей степени это связано со снижением уровня бодрствования, обусловленного дефицитом дельта-сна [12]. Таким образом, отмечается специфическое влияние фаз ОМЦ на компенсаторновосстановительные механизмы сна.

Правомерно предположить, что в основе временной организации деятельности систем живого организма лежит циркадианная ритмичность, благодаря которой проявляются интегративная деятельность и регулирующая роль нейроэндокринной системы, осуществляющей точное и тонкое приспособление организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Очевидно, что при искусственном сдвиге времени сна нагрузка приходится на фазу наиболее низкой резистентности к стрессорным воздействиям. По нашим данным, таковой является фаза лютеинизации, что может привести к дисфункции систем регуляции и к развитию заболевания.

Полученные результаты свидетельствуют о различиях в состоянии регуляторного обеспечения гомеостаза разных фаз ОМЦ, что, возможно, является следствием относительного преобладания симпато-адреналовой системы во второй половине цикла. Подобные особенности в лютеиновую фазу ОМЦ могут быть обусловлены возрастанием теплопродукции, усилением окислительных процессов в организме и влиянием комплекса

нейрогуморальных факторов. Все это необходимо учитывать при организации режима труда и отдыха женщин. Полученные данные могут быть использованы для разработки методов оптимизации и повышения работоспособности женского персонала в различных отраслях производства, в клинической практике для терапии депрессивных состояний различного генеза, а также стать базой при разработке научно обоснованных профилактических мероприятий и практических рекомендаций по сменной работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Mellor E.F. Shift work and flextime: how prevalent are they? // Monthly Labor Rev. 1986. V. 1. P. 14-21.

2. Доскин В.А., Лаврентьева Н.Л. Анализ функционального состояния студентов в биоритмологическом аспекте // Гигиена и санитария. 1976. № 5. С. 50-53.

3. Доскин В.А., Лаврентьева Н.Л. Суточные ритмы и их роль в физиологии и патологии человека // Сов. мед. 1972. № 4. С. 67-69.

4. Кривощеков С.Г., Осипов В.Ф., Власов Ю.А. Суточный ритм аэробной производительности // Физиология человека. 1980. Т. 6. № 2. С. 310-316.

5. Бунатян А.Ф., Левин Я.И. и др. Особенности функционирования гипофизарно-гонадной системы человека в условиях однократной депривации сна // Проблемы эндокринологии. 1986. Т. 32. № 5. С. 45^7.

6. Lее К., Shaver J. Women as subjects in sleep studies // Sleep Res. 1985. V. 14. P. 271.

7. Lee КА., Shaver J.F. et al. Sleep patterns related to menstrual cycle phase and premenslrual affective symptoms // Sleep. 1990. V. 13. P. 403-409.

8. Ротенберг В.С. Адаптивная функция сна, причины и проявления ее нарушений. М., 1982. 175 с.

9. Driver H.S., Dijk D. et al. Sleep and the sleep electroencephalogram across the menstrual cycle in young health women // Clin. Endocr. Me-tab. I996. V. 81. P. 728-735.

10. Manber R., Bootzin R.R. Sleep and the menstrual cycle // H. Psyh. 1997. V. 16. P. 1.

11. Javanovic V. Normal sleep in man // Stuttgart: Hippokrates Verl. 1971.

12. Agnew A.W., Webb W.B., Williams R.L. Ibe effects of stage four sleep deprivation // EEG and Clin. Neurophysiol. 1964. V. 17. P. 68-70.

Поступила в редакцию 16 апреля 2008 г.

Voronin I.M., Semiletova S.V. Specificity of reaction of women’s organism to sleep deprivation as a model of shift work. The phases of ovarian-menstrual cycle influence on polysomno-graphic parameters and quality of sleep in the first regenerative night after 40-hour total sleep deprivation. The lutein phase of ovarian-menstrual cycle has the lowest resistance to deprivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.