Научная статья на тему 'Специфика развития конкурентных отношений в промышленности России и пути его целенаправленного формирования'

Специфика развития конкурентных отношений в промышленности России и пути его целенаправленного формирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурцев Николай Николаевич

В статье рассматриваются теоретические аспекты целенаправленного формирования конкурентной среды в транзитивной экономике, анализируются пути повышения конкурентоспособности предприятий промышленности и их комплексов как основы национальной экономики, предлагается трехуровневая система регулирования деятельностью промышленной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика развития конкурентных отношений в промышленности России и пути его целенаправленного формирования»

дифференциации и дезинтеграции//Российский экономический журнал. 1999. №11-12. С. 36-44.

6. Назаров B.C. Финансовое выравнивание уровня развития отдельных регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2003. №2(2). С. 31-37.

7. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д.С. Львов. М.: Экономика, 1999. 793 с.

УДК 338.45

Специфика развития конкурентных отношений в промышленности России и пути его целенаправленного формирования

Н.Н. Бурцев

В статье рассматриваются теоретические аспекты целенаправленного формирования конкурентной среды в транзитивной экономике, анализируются пути повышения конкурентоспособности предприятий промышленности и их комплексов как основы национальной экономики, предлагается трехуровневая система регулирования деятельностью промышленной отрасли.

The theoretical aspects of purposefulformation ofthe competitive environment in transitive economy are considered, ways of increase of competitiveness of the enterprises of the industry and their complexes as bases of national economy, the three-level system of regulation is offered by activity of industrial branch are analyzed. On the basis of the analysis of specificity of development of a competition in the industry of northeast region of Russia necessity of stronger participation of the state for formation of market relations for peripheral regions is proved.

Теоретики отмечают возросший динамизм экономических изменений, происходящих в обществе, а инерция экономического знания не позволяет своевременно осмыслить текущие экономические процессы [1]. Для анализа общественного опыта и теоретического обобщения необходимо накопление достаточного объема фактического материала. Только в этом случае можно получить адекватные происходящим в реальной экономике явлениям модели, пригодные для составления прогноза и принятия практических решений. Поэтому закономерно, что в России, несмотря на имеющиеся разработки в области проведения приватизации, развития организационных структур и инвестиционной деятельности на промышленных предприятиях, отечественная экономическая наука оказалась недостаточно подготовленной к адекватному осмыслению переходного периода к рыночным отношениям. Обоснование путей повышения устойчивости предприятий в новом хозяйственном механизме государственного регулирования и новой системе взаимоотношений с другими хозяйствую-

БУРЦЕВ Николай Николаевич, зав кафедрой «Финансы и кредит» ФЭИ ЯГУ, к.ф.-м.н.

щими субъектами также требует своей научной проработки. При этом прямое заимствование зарубежного опыта в этой области затруднено из-за специфики наших условий и незрелости рыночных отношений.

Практически все видные экономисты прошлого: и меркантилисты, и физиократы, и представители классической политической экономии - исследовали такие макроэкономические категории, как объем национального производства, уровень занятости, инфляция и др. Однако все эти проблемы не объединялись ими в единую взаимосвязанную макроэкономическую модель. Заслуга Кейн-са в том, что его теория обосновала необходимость активного государственного регулирования экономики как единого целого. Сегодня в наших условиях эта позиция особенно актуальна, поскольку устойчивое конкурентоспособное функционирование предприятий в значительной мере определяется эффективностью их макроэкономической поддержки. Как сейчас стало очевидно, институциональные реформы 90-х годов дали, в основном, отрицательные или гораздо менее значимые, чем ожидалось, положительные результаты вследствие их непоследовательности. Государственное регу-

лирование экономикой в 90-е годы было ориентировано преимущественно на создание и реконструкцию сферы обращения и финансов и не выработало действенных механизмов координации отраслевых и региональных стратегий, не говоря уже об отсутствии конструктивных стратегий общеэкономического уровня. Между тем отсутствие консолидирующих стратегических целей и ценностей дезориентирует экономических субъектов, предопределяет разнонаправленность их стратегий и деятельности. Поэтому в данной статье попытаемся выстроить систему целенаправленного регулирования конкурентных отношений на макро- и микроуровнях, которая позволяла бы реализовать государственную промышленную политику в гибком сочетании и использовании рыночных механизмов. Мы упростим себе задачу, рассматривая именно промышленную политику и промышленные предприятия, поскольку они являются решающими в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики. Как известно, в переходной экономике положение предприятий коренным образом меняется. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему менеджмента, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке. В условиях существовавшей до недавнего прошлого административно-командной и распределительной системы в экономике многие принципы научного менеджмента были неприемлемы. Переход к рыночной экономике расширяет возможности для его применения. Однако нужно помнить, что при всей своей универсальности менеджмент - часть американской (западной) культуры, и это не позволяет точно и слепо копировать его в условиях наших производственных отношений.

Менеджмент можно определить как интеграционный процесс, в ходе которого осуществляется формирование предприятий и управление ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, стимулирования, регулирования, контроля и анализа. Таким образом, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, используя мотивы поведения работников организации. Способность ставить и реализовывать цели основатель научного

менеджмента Ф. Тэйлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как это выполнить самым лучшим и дешевым способом. Аппарат управления любых предприятий является их составной частью и ассоциируется с понятием их менеджмента. Главная задача людей, занятых в этом аппарате, - это эффективное использование и координация всех ресурсов (капитала, персонала, помещений, оборудования, материалов, труда, информации и т.д.) для достижения его целей. Возрастание значения фактора управления в современных условиях, повышение в связи с этим роли и социального статуса лиц, выполняющих управленческие функции, послужили основанием для появления концепции «менеджериальной революции», согласно которой власть переходит от собственников к управленцам. Сегодня все чаще говорят о наступлении «эпохи менеджмента». Это в полной мере отразилось в наблюдаемой в настоящее время ситуации в предприятиях страны, где роль собственника в их деятельности минимальна

[2]. Эффективный менеджмент - это особая сфера организационно-экономических отношений, имеющая собственную логику развития. Не случайно выдающийся экономист Альфред Маршалл выделил управление в отдельный фактор производства наряду с тремя традиционными — капиталом, трудом и землей. На ранних стадиях капиталистического производства предприниматель-собственник, как правило, сам управлял предприятием. Развитие техники и рост масштабов производства на рубеже XIX и XX веков резко усложнили управление, выделив его в особую сферу деятельности, требующую специальных знаний. Предложенная Ф. Тэйлором рационализация труда и отношений на производстве позволила коренным образом изменить организацию и управление, значительно повысить эффективность производства. Он выделил четыре группы управленческих функций: выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль результатов. Принципы управления, актуальные и сегодня, разработал современник Ф. Тэйло-ра-А. Файоль. Все осуществляемые на предприятии операции А. Файоль разбил на шесть групп: технические, коммерческие, финансовые, охрана имущества и лиц, счетные, административные. К собственно управлению он отнес шестую группу

[3]. Управление, по А. Файолю, заключается в том, чтобы предвидеть (изучать будущее и устанавливать программу действий); организовывать (строить двойной организм предприятия - материальный и социальный); распоряжаться (приводить в

действие персонал предприятия); согласовывать (связывать и объединять действия); контролировать (наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным и отданным распоряжениям). Вопросам управления и функционирования предприятий в условиях рынка - микроэкономике, а также региональной экономике в настоящее время уделяется много внимания и в отечественных исследованиях. Отказ от административно-командной экономики в пользу ее рыночного варианта заставляет российских специалистов пристально изучать опыт функционирования рыночных экономик развитых стран и по возможности использовать отработанные в других странах элементы рыночной экономики, а также инструментарий, обеспечивающий эффективную работу субъектов рынка. При формировании экономической политики на современном этапе постоянно сталкиваются две альтернативные модели: либеральная, делающая упор на свободную игру рыночных сил и на минимизацию участия государства в экономике, и государственная, дирижистская, настаивающая на активном участии государства в экономике [4]. Начальный этап экономических реформ протекал в основном по первой, либеральной, модели. Это было оправдано революционным характером разрушения старого уклада и установлением качественно новых отношений в экономике страны. Однако дальнейшее развитие реформ выявило перекосы в экономике, стало ясно, что рыночные силы не всегда генерируют желаемые структурные сдвиги, а неумелое их использование может и вовсе привести к отрицательным результатам. Болезненность реформ многими специалистами была объяснена уходом государства от экономики. Реалии потребовали от государства активной промышленной политики, поскольку, как мы уже выше указали, именно промышленность является решающей отраслью в обеспечении национальной конкурентоспособности. Наряду с необходимостью развития промышленных предприятий как таковых, сегодня необходимо и гибкое сочетание методов рыночного регулирования с государственным регулированием социально-экономических процессов. Сферой федерального и регионального воздействия все больше становятся макроэкономические преобразования, а характерной тенденцией является децентрализация управления и передача основных рычагов регулирования на микроуровень с переходом к ещё большей экономической самостоятельности предприятий на базе развития на них отношений собственности [5]. Практика работы органов влас-

ти некоторых регионов с традиционной структурой, характерной для управления плановой экономикой, за годы реформ показала свою недостаточную оптимальность. Экономика нашей страны, тем более ее северо-восточного региона, еще далеко не рыночная, поэтому у нас сегодня не может быть полностью использована структура органов управления стран со сложившейся рыночной экономикой. Понятно, что современная структура региональных властей должна быть максимально адекватной текущему переходному облику экономики в каждый момент времени соответственно. Характеризуя действенность используемых сегодня макроэкономических регуляторов, можно с сожалением констатировать их явную неэффективность. Крупнейшей проблемой отечественной экономики является то обстоятельство, что до сих пор не разработан четкий алгоритм перехода к нормальной рыночной экономике. Утверждение нового подхода к экономическому реформированию предполагает признание долгосрочное™ трансформационных процессов и ориентированность на глубину и прочность, а не на скоропалительность экономических преобразований. Действительно, приватизация, формирование эффективного собственника, реструктурирование приватизированных промышленных предприятий не могут не занимать ряд лет. Проведение рыночных реформ требует перенесения центра тяжести на институциональную и управленческую деятельность (это относится ко всем уровням народно-хозяйственного комплекса), причем от простейших и преимущественно административных по своей сути решений относительно либерализации и дерегулирования экономики предстоит перейти к тщательно выверенному выстраиванию хозяйственного порядка. Речь идет о таком порядке, который учитывал бы общие закономерности формирования конкурентной среды и особенности страны, не отменял либеральные ценности, а защищал бы их и давал возможность сочетать самостоятельность субъектов рынка с консолидацией их усилий в интересах всего общества. Индивидуальная инициатива и стремление хозяйствующих субъектов к росту своих доходов должны в конечном счете результироваться в стабилизации экономики регионов и национальной экономики страны в целом. Государство должно стимулировать развитие организационной структуры предприятий отрасли, способствовать оптимизации конкурентных отношений, внутри- и межотраслевых связей, обеспечивать повышение эффективности промышленного производства. Таким

образом, стабилизация и последующее устойчивое развитие отечественной промышленности возможны на основе постоянного совершенствования нескольких основных взаимосвязанных элементов целостной многоуровневой системы регулирования конкурентных отношений: блока макроэкономического, в т.ч. регионального управления; блока внутрихозяйственного управления; блока управления межфирменным взаимодействием (организации и развития рациональных хозяйственных связей) [6]. На основании вышеизложенного, схематически целостную многоуровневую систему управления промышленностью в условиях развития конкурентной среды можно отразить в виде, представленном на рис. 1.

Все макро- и микроэкономические, межфирменные регуляторы в той или иной мере влияют на состояние конкурентной среды в промышленности, а соответственно на экономическую устойчивость предприятий. Важной задачей совершенствования государственной системы регулирования отраслей промышленности является усиление макроэкономической координации хозяйственной деятельности в отраслях с развитием на государственном уровне функций органов-координаторов, обеспечивающих согласованность и консолидацию действий по решению всего спектра отраслевых проблем. В настоящее время эффективность координации недостаточна, что весьма негативно отражается на положении промышленных предприятий. В задачи координирующего звена макроэкономической системы управления должно входить рациональное обеспечение предприятий госзаказами, содействие в оптимизации хозяйственных связей, в т.ч. с зарубежными партнерами, оказание информационно-методической, научно-технической и внедренческой помощи, а также поддержка в принятии необходимых законодательных актов и контроль за рациональностью устанавливаемых таможенных пошлин, налоговых ставок, транспортных

и энергетических тарифов и других регуляторов, влияющих на условия развития конкретных отраслей промышленности. Одним из возможных решений этой проблемы, на наш: взгляд, является развитие функций Торгово-промышленной палаты и ее региональных отделений. Государству целесообразно делегировать Т1111 РФ часть своих функций в сфере макроэкономической координации и поддержки промышленного производства.

На уровень развития конкурентной среды сильно влияет применение такого инструмента, как логистика. Позволим себе остановиться на этом важном, на наш взгляд, аспекте управленческой науки, тем более в современной отечественной экономической науке все ещё оспаривается вопрос о её самостоятельности. Использование логистических подходов позволяет предприятиям формировать эффективную стратегию обеспечения своего конкурентного преимущества, исходя не из абстрактной ориентации на рынок, а из ориентации на конкретного потребителя.

Поэтому в современных условиях налаживания рыночных отношений между хозяйствующими субъектами усиливается значение логистического управления хозяйственной деятельностью, что особенно важно на уровне региона. Концепция логистики сформировалась в развитых странах к концу 70-х годов как естественное развитие системного подхода к управлению хозяйством через «призму» сбыта, его проблем и тенденций. Логистика позволяет комплексно с системных позиций охватить все этапы взаимодействия: снабжение-производство-распределение-транспорт-спрос-потребление. Логистическая система - это система управления движением товаропотоков, начиная с поставки сырья и заканчивая поставкой готовой продукции конечному потребителю, а также информационных потоков, ассистирующих движению материалов, точнее - логистика находится на пути преобразования спроса в поставку [7]. По экспертным оценкам, широкое применение методов логистического управления позволит: сократить время движения продукции примерно на 25-30%; снизить уровень запасов у потребителей на 30-50%; обеспечить комплексный учет всех затрат по завозу и

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЛОК РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

Субъекты управления: федеральные, региональные органы государственного регулирования Цель управляющего воздействия; развитие конкурентных отношений, преодоление монополизма,

формирование благоприятной хозяйственной среды Инструментарий: финансово-кредитные рычаги; механизм налогообложения; антимонопольная политика, таможенное законодательство; регулирование транспортных, энергетических и др. тарифов; гос. заказ; содействие развитию малого предпринимательства; оптимизация условий (барьеров) выхода на товарный рынок; протекционизм по отношению к потенциально конкурентоспособным местным предприятиям; государственные программы; регулирование рынка ценных бумаг; информационное обеспечение и др. регуляторы.

Рис. 1. Целостная схема развития конкурентных отношений в промышленности

вывозу грузов, а не только перевозочных тарифов, которые составляют лишь часть совокупных затрат на передвижение продукции; повысить уровень транспортного обслуживания, что достигается не только и не столько улучшением работы транспортных подразделений, сколько слаженным выполнением комплекса работ по снабжению, сбыту и перевозкам продукции [8]. Интегрирующее свойство логистики заключается в обеспечении синхронизации процессов сбыта, хранения и доставки продукции. В условиях формирования конкурентной среды это крайне важно. Актуальность развития функций логистического управления товародвижением многократно возросла в нашей стране в условиях перехода к рынку. Это вызвано рядом причин и, прежде всего, динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями сопряженных отраслей, в том числе звеньями инфраструктуры. На наш взгляд, большой практической смысл имеет оценка адекватности логистического инструментария конкретно нашей экономической среде. При отсутствии надлежащих экономических условий усилия, связанные с освоением и применением логистики, как и других эффективных элементов менеджмента, могут оказаться напрасными, следствием чего будет компрометация собственно логистики, как это было у нас уже не раз с другими инструментами рыночной экономики. Учитывая развитие логистики в нашей стране, очень важно определить экономические зоны целесообразного ее применения. Совершенно очевидно, что монополизация производства существенно ограничивает возможности применения логистики. Там, где в принципе отсутствует конкуренция, не остается места для логистического мышления. Экономическая устойчивость и конкурентоспособность хозяйственных структур сегодня определяются не только рациональной организацией хозяйствования, снижением издержек и развитием специализации, то есть воздействием управления на внутренние факторы. На первое место, скорее, выдвигаются проблемы гибкости и адаптивности (приспособления) к постоянным изменениям внешней среды. Ключевая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, технологическим, экологическим и физико-географическим факторам. Значение факторов внешней среды сегодня резко повышается в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений (социальных, экономических, политических), составляющих среду менеджмента. Именно внеш-

нее состояние сегодня диктует стратегию и тактику менеджмента на предприятиях, поэтому с учетом высокой степени неопределенности внешней среды необходимым сегодня является использование ситуационного подхода к управлению. Все большее использование сегодня получают системы управления на основе предвидения изменений и на основе гибких, экстренных решений. В результате проводимого реформирования радикально меняются действовавшие методы микро- и макроэкономического регулирования экономики. Происходит формирование и постоянное динамическое эволюционирование все новых отношений как между хозяйствующими субъектами, гак и внутри отдельных структур. При этом особенностями сегодняшнего этапа являются: глобализация экономики, доступность рынков, ограниченность ресурсов, внедрение в бизнес новых информационных технологий. Эти факторы предполагают совершенно другой уровень гибкости бизнеса для приспособления к быстрым изменениям.

Приведенные обстоятельства обуславливают необходимость формирования и функционирования производственных структур как открытых, социально ориентированных систем. Концепция промышленных предприятий как открытых систем означает усиление поворота к рынку и потребителю. Каждое предприятие, функционирующее в современной России, должно во многом самостоятельно решать не только внутрифирменные вопросы, но и проблемы всей совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, налаживание коммуникаций - весьма краткий перечень тех задач, которые раньше были за пределами компетенции предприятий, а теперь стоят в ряду важнейших.

Следует указать, что построение логистических систем и их эффективное функционирование невозможно без определенного уровня понимания между его звеньями. Повышение хозяйственной устойчивости и конкурентоспособности предприятий, вовлеченных в единую технологическую цепочку определяется не только их внутрихозяйственными усилиями, но и отработкой межфирменных связей с партнерами. Эффективность самого межфирменного взаимодействия зависит как от рациональности хозяйственного поведения непосредственных участников взаимоотношений, так и от результативности макроэкономических усилий по под держке бизнес-партнерства. При этом решающую роль играет доверие между бизнес-партне-

рами и их умение его поддерживать [9]. Государство обязано содействовать созданию необходимых условий для восстановления или формирования новых хозяйственных региональных связей, в том числе между странами СНГ, с целью лучшего использования существующих мощностей, инфраструктурного и другого потенциала для производства и эффективной реализации пользующейся спросом продукции. Несмотря на безусловно важную роль государства в развитии бизнес-партнерства, на горизонтальном уровне основным принципом формирования хозяйственных связей в рыночных условиях должна быть самоорганизация: промышленные предприятия самостоятельно или при содействии коммерческих посредников определяют, у кого и каким образом приобретать необходимые ресурсы и кому реализовывать выпущенную продукцию (за исключением продукции, приобретаемой! для государственных нужд или составляющей исключительную монополию государства). Формы, масштабы и направления взаимодействия (образование финансово-промышленных и торговых групп, хозяйственных альянсов, развитие предпринимательских сетей, использование возможностей франчайзинга и т.д.) отечественных и зарубежных хозяйствующих субъектов определяются исходя из задач обеспечения конкурентных преимуществ, проникновения на новые рынки и закрепления в рыночных нишах, максимизации прибыли. Значимость эффективных методов бизнес-партнерства особенно возросла в последние годы. Это объясняется характером нынешнего этапа развития как экономики России, так и мировой экономики в целом. Задачи современного этапа развития нашей экономики диктуют необходимость выбора эффективной модели поведения хозяйственных структур, позволяющей им выжить и адаптироваться к условиям переходного периода. Новые организационно-экономические модели предприятий северо-восточного региона России

обусловливают изменения большинства параметров их деятельности. Например, специфика экономики Республики Саха (Якутия) заключается в том, что ее предприятия из-за большой удаленности потенциальных партнеров создают в центральной части республики и России свои представительства и даже производства, в частности, более глубокая переработка добываемого сырья, производства комбикормов, муки и др. То есть имеет место территориальное разделение труда.

Литература

1. Сухарев О. Эволюционная макроэкономика в шум-петерианском прочтении // Вопросы экономики. №11. 2003. С. 27.

2. Подробнее см.: Бурцев Н. Состояние менеджмента и потенциальные возможности развития бизнес-образования в Якутии // Бизнес-образование. М.: РАБО, 2001. №1. С. 92-96.

3. Управление - это наука и искусство (А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд). М.: Республика, 1992.

4. Ясин Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики. №7. 2004. С. 4-5.

5. Более подробно см.: Бурцев H.H. Региональная структура национальной экономики в условиях рыночных преобразований в России. Экономические исследования: Научный сборник ФЭИ, Вып.1. 2003. С. 34-38.

6. Более подробно см.: Бурцев H.H. Промышленность в условиях развития конкурентной среды: региональный аспект. М.: Наука, 2003. С. 129.

7. Гончаров В.В. Ключевые элементы управления и их практическое значение. М.: МНИИПУ, 1998.

8. Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.; Мескон М.К., М. Альберт, Ф. Хедуори. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.

9. Ляско А. Межфирменное доверие и шумпетери-анские инновации // Вопросы экономики. №11. 2003. С. 27-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.