Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иноязычное образование / иноязычное самообразование / информатизация образовательной среды / цифровизация образования / foreign language education / foreign language self-education / informatization of the educational environment / digitalization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мария Владимировна Кузнецова, Елена Александровна Пушкарёва

Рассматриваются особенности современного развития иноязычного образования и самообразования в условиях информационной образовательной среды. Показано основное содержание проблемы информационного развития иноязычного самообразования, которое раскрыто следующими разделами: иноязычное самообразование личности, иноязычное самообразование в условиях информатизации образовательной среды. Подчеркивается, что иноязычное образование имеет метапредметный характер, что подразумевает развитие интегративных качеств и способностей личности обучающихся к эффективному поликультурному взаимодействию и профессиональной мобильности. Использование информационно-коммуникационных технологий, с одной стороны, положительно влияет на организацию иноязычного самообразования личности, т.к. учитывает и усиливает его интегративный характер. С другой стороны, цифровизация привела к усилению значимости ценностей здоровьесбережения и личностно-ориентированного подхода в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мария Владимировна Кузнецова, Елена Александровна Пушкарёва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifics of the foreign language education and self-education development in modern conditions of the educational environment informatization

The features of the modern development of foreign language education and self-education in an information educational environment are considered. The main content of the problem of information development of foreign language self-education is shown, which is disclosed in the following sections: foreign language self-education of the individual, foreign language self-education in the conditions of informatization of the educational environment. It is emphasized that foreign language education has a meta-subject character, which implies the development of integrative qualities and abilities of the students' personality for effective multicultural interaction and professional mobility. The use of information and communication technologies, on the one hand, has a positive effect on the organization of foreign language self-education of a person, since it takes into account and strengthens its integrative nature. On the other hand, digitalization has led to an increase in the importance of health-saving values and a personality-oriented approach in education.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

ФИЛОСОФИЯ

(шифр научной специальности: 5.7.7)

Научная статья УДК 316.6+101

doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-16-23

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

© Мария Владимировна Кузнецова1, Елена Александровна Пушкарёва2

12Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия 'golubeval9952001@yandex.ru 2pushkarev73@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются особенности современного развития иноязычного образования и самообразования в условиях информационной образовательной среды. Показано основное содержание проблемы информационного развития иноязычного самообразования, которое раскрыто следующими разделами: иноязычное самообразование личности, иноязычное самообразование в условиях информатизации образовательной среды. Подчеркивается, что иноязычное образование имеет метапредметный характер, что подразумевает развитие интегративных качеств и способностей личности обучающихся к эффективному поликультурному взаимодействию и профессиональной мобильности. Использование информационно-коммуникационных технологий, с одной стороны, положительно влияет на организацию иноязычного самообразования личности, т.к. учитывает и усиливает его интегративный характер. С другой стороны, цифровизация привела к усилению значимости ценностей здоровьесбережения и личностно-ориентированного подхода в образовании.

Ключевые слова: иноязычное образование, иноязычное самообразование, информатизация образовательной среды, цифровизация образования.

Для цитирования: Кузнецова М.В., Пушкарёва Е.А. Специфика развития иноязычного образования и самообразования в современных условиях информатизации образовательной среды // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 103. № 2. С. 16-23. doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-16-23

PHILOSOPHY

(specialty: 5.7.7)

Original article

The specifics of the foreign language education and self-education development in modern conditions of the educational environment informatization

© Maria V. Kuznetsova1, Elena A. Pushkareva2

12Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation 'golubeva19952001@yandex.ru 2pushkarev73@mail.ru

Abstract. The features of the modern development of foreign language education and self-education in an information educational environment are considered. The main content of the problem of information development of foreign language self-education is shown, which is disclosed in the following sections: foreign language self-education of the individual, foreign language self-education in the conditions of informatization of the educational environment. It is emphasized that foreign language education has a meta-subject character, which implies the development of integrative qualities and abilities of the students' personality for effective multicultural interaction and professional mobility. The use of information and communication technologies, on the one hand, has a positive effect on the organization of foreign language self-education of a person, since it takes into account and strengthens its integrative nature. On the other hand, digitalization has led to an increase in the importance of health-saving values and a personality-oriented approach in education.

Keywords: foreign language education, foreign language self-education, informatization of the educational environment, digitalization of education.

For citation: Kuznetsova M.V., Pushkareva E.A. The specifics of the foreign language education and self-education development in modern conditions of the educational environment informatization. The Humanities and Social Sciences. 2024. Vol. 103. No 2. P. 16-23. doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-16-23

Введение

Процессы глобализации, информатизации и цифровизации оказывают влияние на все сферы общественной деятельности, в том числе на образование. Вопросы самообразования личности остаются актуальными в современных научных исследованиях. Б.И. Пружинин, Т.Г. Щедрина, И.О. Щедрина [21] рассматривают проблему использования социального программирования в образовании, ориентированное на мотивирование учащихся к самообразованию. И.И. Трубина [25] отмечает высокую значимость формирования самообразования школьников и использование ими информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в подготовке к олимпиаде. О.Г. Холодкова, Г.Л. Парфенова, О.А. Бокова [27] отмечают необходимость в организации целенаправленной деятельности по развитию умений и навыков к самообразованию у обучающихся. О.В. Соловьева, Н.Б. Ромаева, О.Д. Сальникова [24] отводят важное значение мотивационной составляющей в формировании самообразовательной компетенции в период профессионального образования. Ц. Кан, А.Н. Рыблова [11] выделяют индивидуальный и технологический подходы для повышения эффективности внеаудиторной деятельности обучающихся. Н.П. Касаткина, Н.В. Шумкова отмечают, что главная ценность высшего образования для выпускника - это развитие гибких навыков soft skills: «социоком-муникативных навыков, навыков креативного мышления и самообразования» [12, с. 213].

Цель исследования - выявить особенности современного развития иноязычного образования и самообразования в условиях информационной образовательной среды.

Методология и источники

Теоретическую основу исследования составляют системный подход и положения философии образования, которые заключаются в признании образования как ценности для общественного развития, передачи и преумножения культуры, в признании обучающегося как субъекта образовательных отношений [7; 17]. В работе применялись анализ, обобщение полученных данных как методы общенаучного характера.

Результаты и обсуждение

Обсуждение результатов теоретического исследования представлено двумя взаимосвязанными тематическими разделами: иноязычное образование и самообразование личности, иноязычное самообразование в условиях информатизации образовательной среды.

Иноязычное образование - это «интегративное образование личности, имеющее системную ориентацию и сложную структуру и выступающее как совокупность межкультурных, языковых и профессионально-коммуникативных знаний и умений, в основе которых лежит концепт развития языковой личности, способной к продуктивной коммуникации, предрасположенной к диалогу, взаимопониманию людей» [10, с. 113].

В современных условиях важным является самообразование, в т.ч. языковое. Самообразование - это «<...> самостоятельная познавательная деятельность, направленная на удовлетворение любых познавательных целей и интересов в различных сферах бытия человека: жизнь, социальное взаимодействие, культура, профессиональная деятельность» [26, с. 72].

Метапредметный характер иноязычного образования позволяет личности обучающегося сформировать такие личностные качества, которые являются необходимыми в любом виде человеческой деятельности, в том числе, как отмечается многими исследователями сегодня, постоянное стремление к саморазвитию [2; 4; 19; 20]. Потребность формирования навыков самостоятельного обучения (языку в том числе) продиктована и запросом государства в выпускниках, являющихся поликультурной личностью, готовой и способной к деятельности в условиях непрерывного развития системы языка, требующей соответственно непрерывного образования (самообразования).

А.А. Колесников, Т.В. Лискина [13] рассматривают проблему управляемого самообучения иностранным языкам в среде информального образования. Главным целевым ориентиром иноязычного образования исследователи видят самоопределение обучающегося как субъекта поликультурных социально-коммуникативных отношений, что подразумевает учет личностных характеристик, особенностей и потребностей социума других культур. Н.Н. Сер-

геева, Г.М. Парникова [23] утверждают, что для обеспечения мотивации у будущих специалистов к дальнейшему самообразованию в период профессиональной деятельности необходимо создать условия для развития учебной самостоятельности студентов.

Иностранный язык является одним из ключевых средств для реализации данного направления. Л.В. Павлова и др. [18] отводят ключевую роль формированию познавательной самостоятельности личности в мотивации к самообразованию обучающихся. компетенции, освоенные в процессе иноязычного образования, являются универсальными, позволяющие организовать самообразование в дальнейшем для реализации личностных и профессиональных целей. М.Б. Баликаева [3] отмечает, что иностранный язык является эффективным средством формирования профессиональной мобильности будущих специалистов. результатом иноязычного самообразования является личность, интегративным качеством которой является оперативность и адаптация к постоянно меняющимся условиях развития общества, самостоятельность и ответственность за коммуникацию и продукт профессиональной деятельности.

Таким образом, иноязычное самообразование является одним из важных элементов образовательного процесса личности. Данное явление имеет метапредметный характер, что подразумевает развитие интегративных качеств и способностей личности обучающихся к эффективному поликультурному взаимодействию и профессиональной мобильности.

Исследователи [29] установили, что использование интернет-технологий повышает эффективность не только условий обучения иностранному языку, но и развития метакогнитив-ных способностей и умений, что включает готовность личности к самообразованию. Т.В. Ермолова, Н.В. Савицкая, О.В. Дедова, А.В. Гузова [9] рассматривают проблему изучения иностранного языка детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством цифровых технологий (виртуальной реальности). Исследователями отмечается высокий потенциал данной технологии, который заключается в развитии умений приобретать знания посредством самостоятельного поиска, использовать их в повседневной жизни для решения личных и профессиональных вопросов, включая самообразование.

Т.В. Ермолова и др. указывают, что цифровые технологии обеспечивают развитие иноязычной компетенции, практико-ориентированную направленность образовательного процесса, постоянный познавательный интерес и мотивацию к изучению иностранного языка. По мнению И.Е. Абрамовой, Е.П. Шишмолиной [1], использование информационно-коммуникационных технологий позволяет учитывать интересы всех обучающихся, реализовывать творческий потенциал и мотивы студентов в иноязычном образовании. Авторы исследования [5] показывают, что использование ИКТ учитывает и усиливает интегративный характер иноязычного образования: «<...> что формирование самостоятельности выступает и целью обучения, и средством формирования заданных компетенций» [5, с. 138]. И.А. Мартыненко, С.С. Алешко-Ожевская [15] установили, что онлайн режим позволяет объединить образовательный процесс студентов из разных образовательных организаций, что является источником повышения качества языковой подготовки, мотивации к самообразованию.

Цифровые технологии оказывают положительное влияние на образовательный процесс. Однако важным условием качественного образования в дистанционном формате является, по словам исследователей [8], именно ответственное самообразование. Ю.Н. Мухина, С.С. Ко-вальчук [16] в результате рассмотрения факторов, влияющих на мотивацию студентов к изучению иностранного языка в офлайн и онлайн режимах, отмечают, что информационные технологии способствуют повышению познавательного интереса посредством своей вариативности и упрощением образовательного процесса. Однако исследователи [16] указывают и на временные ограничения в использовании ИКТ. Исследователями [6; 14] отмечается, что, в условиях многообразия ИКТ, различных методов и средств индивидуализации образовательной траектории, обучающимся необходимо живое общение с целью получения поддержки и помощи в ориентации в вариативности образовательного процесса и дальнейшей самоорганизации. В исследованиях [22; 28] показано, что ключевое значение начинают приобретать

ценности здоровьесбережения в образовательном процессе ввиду непосредственного влияния информационно-коммуникационных средств на организм человека, личностно-ориенти-рованный подход для обеспечения самоорганизации обучающихся.

Таким образом, использование ИКТ, с одной стороны, положительно влияет на организацию иноязычного самообразования личности, т.к. учитывает и усиливает его инте-гративный характер. Однако с другой стороны, цифровизация образовательной среды привела к усилению значимости ценностей здоровьесбережения и личностно-ориентиро-ванного подхода в образовании.

Информатизация оказывает существенное влияние на образование. Следствием данного процесса являются положительные и отрицательные условия функционирования процесса самообразования личности, которые представлены в таблице.

Таблица

Положительные и отрицательные условия функционирования процесса самообразования

Положительные условия Отрицательные условия

Дистанционный формат обучения требует больших усилий у обучающихся в самоорганизации, что является источником развития метапредметных компетенций Субъекты образовательных отношений могут владеть разным уровнем подготовки к работе в дистанционном формате (уровень владения иностранным языком и ИКТ), иметь временные ограничения в использовании ИКТ, физически находится в разных условиях обучения

Онлайн режим позволяет объединить образовательный процесс студентов из разных образовательных организаций, что является источником повышения качества не только языковой подготовки, но и профессионального образования в целом, мотивации к самообразованию Отсутствие эмоционально-личностного компонента образовательного процесса

Разнообразие и вариативность ИКТ Отрицательное влияние ИКТ на организм человека

Эффективное использование личностью возможности информального образования

Заключение

Обобщая вышесказанное, отметим следующие важные выявленные положения:

1. Иноязычное образование имеет метапредметный характер, что подразумевает развитие урному взаимодействию и профессиональной мобильности. В современных условиях информатизации образовательной среды позволяет сформировать стремление личности к саморазвитию.

2. Использование информационно-коммуникационных технологий, с одной стороны, положительно влияет на организацию иноязычного самообразования личности, т.к. учитывает и усиливает его интегративный характер. С другой стороны, цифровизация привела к усилению значимости ценностей здоровьесбережения и личностно-ориен-тированного подхода в образовании.интегративных качеств и способностей личности обучающихся к эффективному поликульт

К положительным факторам информатизации образования относятся: дистанционный формат обучения является источником развития метапредметных компетенций; онлайн режим позволяет объединить образовательный процесс студентов из разных образо -вательных организаций, что является источником повышения качества не только языковой подготовки, но и профессионального образования в целом, мотивации к самообразованию; разнообразие и вариативность икт; эффективное использование личностью воз -можности информального образования.

К отрицательным факторам информатизации образования относятся следующие: дистанционный формат обучения предполагает больших усилий у обучающихся в самооргани-

зации; субъекты образовательных отношений могут владеть разным уровнем подготовки к работе в дистанционном формате (уровень владения иностранным языком и ИКТ), иметь временные ограничения в использовании ИКТ, физически находится в разных условиях обучения; отсутствие эмоционально-личностного компонента образовательного процесса; отрицательное влияние ИКТ на организм человека.

Список источников

1. Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Обучение студентов-нелингвистов иноязычной коммуникации в профессиональном дискурсе: мотивационный аспект // Язык и культура. 2023. № 62. С. 141-161. DOI: 10.17223/19996195/62/8.

2. Ариян М.А., Вадеева Т.Е. Развитие личности взрослых обучающихся средствами иностранного языка: цели и пути реализации // Язык и культура. 2019. № 46. С. 184-202. DOI 10.17223/19996195/46/11.

3. Баликаева М.Б. К вопросу технологизации формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе посредством иноязычного профессионального самообразования // Перспективы науки и образования. 2015. № 3(15). С. 98-103.

4. Безукладников К.Э., Крузе Б.А., Мерзляков С.В. Обучение английской грамматике в автономном режиме // Язык и культура. 2019. № 45. С. 142-160. DOI 10.17223/19996195/45/11.

5. Безукладников К.Э., Вахрушева О.В. Электронное обучение как способ оптимизации образовательного процесса по иностранному языку в военном вузе в контексте цифровой трансформации образования // Язык и культура. 2022. № 58. С. 128-149. DOI: 10.17223/19996195/58/8.

6. Валеева Г.В. Цифровая трансформация высшего образования: социально-философский анализ // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 97. № 2. С. 7-12. DOI 10.18522/20701403-2023-97-2-7-12.

7. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: РГБ, 2008. 508 с.

8. Ермолова Т.В., Савицкая Н.В., Дедова О.В., Гузова А.В. Аргументация выбора универсального инструментария обучения иностранным языкам в условиях перехода к digital-компетентностной парадигме // Science for Education Today. 2021. Т. 11. № 6. С. 179194. DOI 10.15293/2658-6762.2106.10.

9. Ермолова Т.В., Савицкая Н.В., Дедова О.В., Гузова А.В. Исследование возможностей применения иммерсивного опыта изучения иностранного (английского) языка в мирах виртуальной реальности детьми с ограниченными возможностями здоровья // Science for Education Today. 2022. Т. 12. № 4. С. 183-202. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658- 6762.2204.09

10. Звягинцева Е.П., Кондрахина Н.Г. Поликультурный компонент профессионально ориентированного иноязычного образования будущих экономистов // Иностранные языки в экономических вузах России. 2013. С. 111-120.

11. Кан Ц., Рыблова А.Н. Внеаудиторная индивидуализация научно-исследовательской деятельности иностранных магистрантов: тьюторская поддержка посредством информационных библиотечных ресурсов // Science for Education Today. 2020. Т. 10. № 2. С. 721. DOI 10.15293/2658-6762.2002.01.

12. Касаткина Н.П., Шумкова Н.В. От самообразования к самозанятости: непарадный вход молодежи на рынок труда // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 201-223. DOI https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1600.

13. Колесников А.А., Лискина Т.В. Управляемое самообучение иностранным языкам в среде ин-формального образования: теоретические основы и эмпирическое исследование среди студентов языкового вуза // Язык и культура. 2019. № 48. С. 277-296. DOI 10.17223/19996195/48/18.

14. Леушина И.В., Леушин И.О. Иностранный язык и индивидуализация подготовки студентов: реалии, тренды, варианты // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 147-154. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-147-154.

15. Мартыненко И.А., Алешко-Ожевская С.С. Межвузовское взаимодействие как импульс для повышения качества языкового образования и развития академической мобильности // Science for Education Today. 2022. Т. 12. № 5. С. 186-199. DOI 10.15293/2658-6762.2205.10.

16. Мухина Ю.Н., Ковальчук С.С. Факторы, влияющие на мотивацию студентов неязыковых направлений очной и заочной форм обучения при онлайн- и офлайн-изучении иностранного языка // Science for Education Today. 2023. Т. 13. № 1. С. 28-46. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2301.02.

17. Наливайко Н.В. Философия образования как объект комплексного исследования / Н.В. Наливайко, В.И. Паршиков; отв. ред. А.К. Черненко; Ин-т философии и права СО РАН, Новосибирский государственный педагогический университет, НИИ философии образования. Новосибирск: СО РАН, 2002. 192 с.

18. Павлова Л.В., Пулеха И.Р., Вторушина Ю.Л. Формирование познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения иностранному языку в вузе // Перспективы науки и образования. 2018. № 6(36). С. 85-96. DOI 10.32744/pse.2018.6.9.

19. Поддубная Я.Н., Котов К.С. Обучение лексике китайского языка через язык-посредник в рамках технологии интегрированного обучения (CLIL) // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 93. № 4. С. 166-171. DOI 10.18522/2070-1403-2022-93-4-166-171.

20. Поддубная Я.Н., Котов К.С., Котова А.А. Реализация патриотического воспитания в вузах через обучение английскому языку // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 101. № 6. С. 201-205. DOI 10.18522/2070-1403-2023-101-6-201-205.

21. Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г., Щедрина И.О. Социальное программирование в студенческой аудитории: мотивация на познание // Вопросы философии. 2023. № 10. С. 5-15. DOI 10.21146/0042-8744-2023-10-5-15.

22. Пушкарёв Ю.В., Пушкарёва Е.А. Специфика информационного и коммуникационного развития образования: аналитика ценностных изменений до и после 2020 (критический обзор) // Science for Education Today. 2021. № 6. С. 96-119.

23. Сергеева Н.Н., Парникова Г.М. Методика развития учебной самостоятельности студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку в регионально-этническом контексте // Язык и культура. 2018. № 43. С. 217-237. DOI 10.17223/19996195/43/14.

24. Соловьева О.В., Ромаева Н.Б., Сальникова О.Д. Мотивационный ресурс личности как условие развития компетенции самообразования студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2021. № 2(50). С. 311-324. DOI 10.32744/pse.2021.2.21.

25. Трубина И.И. Самообразование как лидирующая траектория подготовки финалистов второй Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту для школьников // Информатика и образование. 2023. Т. 38. № 5. С. 45-56. DOI 10.32517/0234-0453-2023-38-5-45-56.

26. Ускова С.А. Сопровождение профессионального самообразования учителя: проблемы и решения // Образование и саморазвитие. 2013. № 4(38). С. 71-77.

27. Холодкова О.Г., Парфенова Г.Л., Бокова О.А. Готовность и способность к саморазвитию одаренных сельских школьников // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 2(107). С. 297-311. DOI 10.15507/1991-9468.107.026.202202.297-311.

28. Шибкова Д.З., Байгужин П.А., Герасев А.Д., Айзман Р.И. Влияние технологий цифрового обучения на функциональные и психофизиологические ответы организма: анализ литературы // Science for Education Today. 2021. Т. 11. № 3. С. 125-141. DOI 10.15293/2658-6762.2103.07.

29. Шульгина Е.М. Организация метакогнитивных процессов при обучении иноязычному дискурсу // Язык и культура. 2017. № 39. С. 298-324. DOI 10.17223/19996195/39/21.

References

1. Abramova I.E., Shishmolina E.P. Teaching non-linguist students foreign language communication in professional discourse: motivational aspect // Language and culture. 2023. No. 62. P. 141-161. DOI: 10.17223/19996195/62/8.

2. Ariyan M.A., Vadeeva T.E. Personality development of adult learners by means of a foreign language: goals and ways of implementation // Language and culture. 2019. No. 46. P. 184202. DOI 10.17223/19996195/46/11.

3. Balikaeva M.B. On the issue of technologization of the formation of professional mobility of future engineers at the university through foreign-language professional self-education // Prospects of science and education. 2015. No. 3(15). P. 98-103.

4. Bezukladnikov K.E., Kruse B.A., Merzlyakov S. V. Teaching English grammar in an autonomous mode // Language and culture. 2019. No. 45. P. 142-160. DOI 10.17223/19996195/45/11.

5. Bezukladnikov K.E., Vakhrusheva O.V. E-learning as a way to optimize the educational process in a foreign language in a military university in the context of digital transformation of education // Language and culture. 2022. No. 58. P. 128-149. DOI: 10.17223/19996195/58/8.

6. Valeeva G.V. Digital transformation of higher education: a socio-philosophical analysis // Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 97. No. 2. P. 7-12. DOI 10.18522/2070-1403-2023-97-2-7-12.

7. Gershunsky B.S. Philosophy of education for the XXI century. Moscow: RGB, 2008. 508 p.

8. Ermolova T.V., Savitskaya N.V., Dedova O.V., Guzova A.V. Argumentation of the choice of universal tools for teaching foreign languages in the context of transition to the digital competence paradigm // Science for Education Today. 2021. Vol. 11. No. 6. P. 179-194. DOI 10.15293/2658-6762.2106.10.

9. Ermolova T.V., Savitskaya N.V., Dedova O.V., Guzova A.V. Investigation of the possibilities of using immersive experience of learning a foreign (English) language in virtual reality worlds by children with disabilities // Science for Education Today. 2022. Vol. 12. No. 4. P. 183-202. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658- 6762.2204.09

10. Zvyagintseva E.P., Kondrakhina N.G. The multicultural component of professionally oriented foreign language education of future economists // Foreign languages in economic universities of Russia. 2013. P. 111-120.

11. Kan Ts., Ryblova A.N. Extracurricular individualization of research activities of foreign undergraduates: tutor support through information library resources // Science for Education Today. 2020. Vol. 10. No. 2. P. 7-21. DOI 10.15293/2658-6762.2002.01.

12. Kasatkina N.P., Shumkova N.V. From self-education to self-employment: the unreliable entry of young people into the labor market // Monitoring public opinion: economic and social changes. 2020. No. 3. P. 201-223. DOI https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1600 .

13. KolesnikovA.A., Liskina T.V. Guided self-learning of foreign languages in the environment of informal education: theoretical foundations and empirical research among students of a language university // Language and culture. 2019. No. 48. P. 277-296. DOI 10.17223/19996195/48/18.

14. Leushina I.V., Leushin I.O. Foreign language and individualization of student training: realities, trends, options // Higher education in Russia. 2019. Vol. 28. No. 3. P. 147-154. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-147-154 .

15. Martynenko I.A., Aleshko-Ozhevskaya S.S. Interuniversity interaction as an impulse to improve the quality of language education and the development of academic mobility // Science for Education Today. 2022. Vol. 12. No. 5. P. 186-199. DOI 10.15293/2658-6762.2205.10.

16. Mukhina Yu.N., Kovalchuk S.S. Factors influencing the motivation of students of non-linguistic areas of full-time and part-time education in online and offline learning of a foreign language // Science for Education Today. 2023. Vol. 13. No. 1. P. 28-46. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2301.02 .

17. Nalivaiko N.V. Philosophy of education as an object of complex research / N.V. Nalivaiko, V.I. Parshikov; ed. by A.K. Chernenko; Institute of Philosophy and Law SB RAS, Novosibirsk State Pedagogical University, Research Institute of Philosophy of Education. Novosibirsk: SB RAS, 2002. 192 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Pavlova L.V., Pulekha I.R., Vtorushina Yu.L. Formation of cognitive independence of students in the process of teaching a foreign language at a university // Prospects of science and education. 2018. No. 6(36). P. 85-96. DOI 10.32744/pse.2018.6.9.

19. Poddubnaya Ya.N., Kotov K.S. Teaching the vocabulary of the Chinese language through an intermediary language within the framework of integrated learning technology (CLIL) // Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 93. No. 4. P. 166-171. DOI 10.18522/2070-14032022-93-4-166-171.

20. Poddubnaya Ya.N., Kotov K.S., Kotova A.A. Implementation of patriotic education in schools through teaching English // Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 101. No. 6. P. 201205. DOI 10.18522/2070-1403-2023-101-6-201-205.

21. Pruzhinin B.I., Shchedrina T.G., Shchedrina I.O. Social programming in the student audience: motivation for cognition // Questions of philosophy. 2023. No. 10. P. 5-15. DOI 10.21146/0042-8744-2023-10-5-15.

22. Pushkarev Yu.V., Pushkareva E.A. Specificity of information and communication development of education: analysis of value changes before and after 2020 (critical review) // Science for Education Today. 2021. No. 6. P. 96-119.

23. Sergeeva N.N., Parnikova G.M. Methodology for the development of academic independence of students of a non-linguistic university when teaching a foreign language in a regional and ethnic context // Language and culture. 2018. No. 43. P. 217-237. DOI 10.17223/19996195/43/14.

24. Solovyova O.V., RomaevaN.B., Salnikova O.D. Motivational resource of personality as a condition for the development of self-education competence of university students // Prospects of science and education. 2021. No. 2(50). P. 311-324. DOI 10.32744/pse.2021.2.21.

25. TrubinaI.I. Self-education as a leading trajectory for the preparation of finalists of the second All-Russian Olympiad in artificial intelligence for schoolchildren // Informatics and education. 2023. Vol. 38. No. 5. P. 45-56. DOI 10.32517/0234-0453-2023-38-5-45-56.

26. Uskova S.A. Support of professional self-education of a teacher: problems and solutions // Education and self-development. 2013. No. 4(38). P. 71-77.

27. Kholodkova O.G., Parfenova G.L., Bokova O.A. Readiness and ability to self-development of gifted rural schoolchildren // Integration of education. 2022. Vol. 26, No. 2(107). P. 297-311. DOI 10.15507/1991-9468.107.026.202202.297-311.

28. Shibkova D.Z., Baiguzhin P.A., Gerasev A.D., Aizman R.I. The influence of digital learning technologies on functional and psychophysiological responses of the body: a literature analysis // Science for Education Today. 2021. Vol. 11. No. 3. P. 125-141. DOI 10.15293/2658-6762.2103.07.

29. Shulgina E.M. The organization of metacognitive processes in teaching foreign language discourse // Language and culture. 2017. No. 39. pp. 298-324. DOI 10.17223/19996195/39/21.

Статья поступила в редакцию 21.02.2024; одобрена после рецензирования 14.03.2024; принята к публикации 14.03.2024.

The article was submitted 21.02.2024; approved after reviewing 14.03.2024; accepted for publication 14.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.