Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ИГРЫ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА'

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ИГРЫ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артеменко Анна Владимировна

В данной статье рассматривается игра как ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте. Основная часть работы посвящена развитию сюжетно-ролевой игры на примере младшей и средней групп детского сада: как воспитатель должен стимулировать детей на игру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ИГРЫ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА»

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ИГРЫ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО

ВОЗРАСТА Артеменко А.В.

Артеменко Анна Владимировна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 5, станица Крыловская, Крыловский район, Краснодарский край

Аннотация: в данной статье рассматривается игра как ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте. Основная часть работы посвящена развитию сюжетно-ролевой игры на примере младшей и средней групп детского сада: как воспитатель должен стимулировать детей на игру. Ключевые слова: игра, дети.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности.

Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие психические свойства и способности она развивает? Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Для того чтобы отобразить в игре какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших.

Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.

Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры детей.

Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии.

Очень важно не оставлять без внимания желание детей организовать игру по собственной инициативе. Именно желание, потому что не подкрепленное умением договариваться самостоятельно оно быстро исчезает.

Дети с большим желанием передают в своих играх хорошо знакомые бытовые процессы, т. е. те жизненные ситуации, в которых они сами постоянно участвуют. Младшим дошкольникам трудно выделить главные моменты в процессе наблюдения, поэтому необходимо проводить беседу с родителями о том, как нужно знакомить детей с окружающим: знания должны быть доступные, надо объяснять все, что делает взрослый, зачем он это делает; обязательно включать детей в активную деятельность.

Общаясь с каждым ребенком в ходе игры, необходимо активизировать его опыт таким образом, чтобы он самостоятельно ставил игровые задачи.

Таким образом, при комплексном руководстве сюжетно-ролевая игра детей формируется успешнее. Возрастает самостоятельность детей в постановке игровых задач, которые решаются постепенно усложняющимися способами и с помощью более обобщенных средств. В игре используются развернутые и обобщенные игровые действия с предметами-заместителями и воображаемыми предметами. У детей повышается интерес к роли.

Список литературы

1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: М.: Просвещение, 1991. 207 с.

2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1992. 143 с.

3. ЗворыгинаЕ.В. Первые сюжетные игры малышей. М.: Просвещение,1988. 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.