Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ'

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / АРМЕЙСКАЯ ПОДГОТОВКА / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРИЗЫВНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карасев Алексей Григорьевич, Головина Людмила Геннадьевна, Казакова Ольга Александровна, Иванова Лидия Александровна

Авторы статьи считают, что для успешной подготовки студентов к армии, в высших учебных заведениях необходимо повышать роль физической культуры и спорта, что не всегда получается в некоторых вузах. Одним из главных элементов данного процесса является правильный подбор средств для развития необходимых физических качеств будущих армейцев. Соответственно этому должны быть подобранны информационные, профилирующие тесты, на основе которых может строиться учебный процесс. В статье сделаны выводы о подборе наиболее значимых физических упражнений для различных направлений физической подготовки студентов во время подготовки к военной службе. Выявлено достоверное преимущество в выбранных результатах специальных тестов, оценивающих физическую подготовленность студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карасев Алексей Григорьевич, Головина Людмила Геннадьевна, Казакова Ольга Александровна, Иванова Лидия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS FOR THE UPCOMING MILITARY SERVICE

The authors of the article believe that in order to successfully prepare students for the army, it is necessary to increase the role of physical culture and sports in higher educational institutions, which is not always possible in some universities. One of the main elements of this process is the correct selection of means for the development of the necessary physical qualities of the future army men. Accordingly, information, profiling tests should be selected, on the basis of which the educational process can be built. The article draws conclusions about the selection of the most significant physical exercises for various areas of physical training of students during preparation for military service. A significant advantage was revealed in the selected results of special tests that assess the physical fitness of students.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»

REFERENCES

1. Ryndak, V.G. and Utepov M.B. (2003), "On the issue of designing an individual educational route as a means of developing personal achievements of a senior student", Bulletin of Orenburg State University, No. 7, pp. 39-44.

2. Suteeva, I.V. (2012), "Model of an individual educational route within the framework of the student's research activities", Yaroslavl Pedagogical Bulletin, Vol. 2, No. 4, pp. 217-221.

3. Turkina, A.V. (2006), "Research of students' readiness to choose an individual educational route", Human and education, No. 6, pp. 68-71.

4. Frolova S.V., Frolov V.A., Goryacheva N.A. and Fedyakova N.D. (2016), "The concept of creating an individual educational route for extracurricular activities of students", Modern problems of science and education, No. 6, available at: https://s.science-education.ru/pdf/2016/6/25983.pdf.

5. Chekaleva, N.V. (2018), "Specific training of the future teacher in the conditions of polycul-tural education", Yaroslavl pedagogical bulletin, No.4, pp. 80-88.

Контактная информация: ilyuhina_ksyusha@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.07.2021

УДК 796.814:378.6

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Алексей Григорьевич Карасев, старший преподаватель, Волгоградская академия МВД России; Людмила Геннадьевна Головина, старший преподаватель, Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский национально исследовательский университет имени академика С.П. Королева; Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический

университет

Аннотация

Авторы статьи считают, что для успешной подготовки студентов к армии, в высших учебных заведениях необходимо повышать роль физической культуры и спорта, что не всегда получается в некоторых вузах. Одним из главных элементов данного процесса является правильный подбор средств для развития необходимых физических качеств будущих армейцев. Соответственно этому должны быть подобранны информационные, профилирующие тесты, на основе которых может строиться учебный процесс. В статье сделаны выводы о подборе наиболее значимых физических упражнений для различных направлений физической подготовки студентов во время подготовки к военной службе. Выявлено достоверное преимущество в выбранных результатах специальных тестов, оценивающих физическую подготовленность студентов.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, армейская подготовка, скоростно-силовые качества, физическая подготовка призывников.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p155-159

SPECIFICS OF THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS FOR THE UPCOMING MILITARY SERVICE

Alexey Grigoryevich Karasev, the senior lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Lyudmila Gennadyevna Golovina, the senior lecturer, Olga Alexan-

drovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer; Samara National Research University; Lidia Alexandrovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara State University of Economics

Abstract

The authors of the article believe that in order to successfully prepare students for the army, it is necessary to increase the role of physical culture and sports in higher educational institutions, which is not always possible in some universities. One of the main elements of this process is the correct selection of

means for the development of the necessary physical qualities of the future army men. Accordingly, information, profiling tests should be selected, on the basis of which the educational process can be built. The article draws conclusions about the selection of the most significant physical exercises for various areas of physical training of students during preparation for military service. A significant advantage was revealed in the selected results of special tests that assess the physical fitness of students.

Keywords: physical culture and sports, army training, speed and strength qualities, physical training of conscripts.

Эксперты указывают на значительные недостатки в развитии уровня физической подготовленности студентов, обучающихся в вузах, перед службой в армии. Непреходящее значение имеет расстановка акцентов в развитии тех или иных физических качеств [1]. В документах, посвященных нормативным основам системы физического воспитания, в последнее время все большее внимание обращается на преимущественное развитие выносливости. При всей актуальности такой направленности, однако, отметим, что незаслуженно остался в тени такой важный элемент системы физической подготовленности, как скоростно-силовой.

Цель наших исследований - определить наиболее значимые стороны физической подготовленности студентов вузов различных спортивных специализаций [2] для наиболее эффективной подготовки их к предстоящей службе в армии.

В качестве критерия использовались показатели уровня физической подготовленности студентов, выбравших различные направления для занятий физической культурой и спортом в Самарских вузах.

РЕЗУЛЬТАТЫИ ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для оценки этого уровня был разработан ряд тестов, в наибольшей мере отражающих специфику двигательной деятельности в предстоящей военной службе, на основе анализа физической подготовки в рядах Российской армии [3, 5].

Результаты прикладных тестов фиксировались как на момент поступления в вуз, так и в процессе годичного цикла подготовки. В качестве тестов использовались упражнения, с помощью которых традиционно оценивают скоростные (бег 30 м, 100 м), ско-ростно-силовые (прыжки 30 м на одной ноге на время, прыжок в длину с места, метание гири 16 кг, метание гранаты); собственно-силовые (подтягивание на перекладине) качества и выносливость (кросс 1000 м, 3000 м). Кроме того, мы определяли показатели градиент силы, полученные с помощью тензометрических устройств, объективно характеризующих уровень развития скоростно-силовых качеств мышц-разгибателей и сгибателей ноги. Анализ результатов исследования показал, что тесты имеют диагностическую информативность.

Было обследовано по 60 студентов Самарского университета и Самарского государственного экономического университета (СГЭУ), выбравших следующие специализации подготовки: борьба, пауэрлифтинг, легкая атлетика и игровые виды спорта (баскетбол, волейбол, футбол). Студенты были разбиты на три равные группы: контрольная группа с представителями из всех названных специализаций, экспериментальная группа со студентами спортивных направлений борьба и пауэрлифтинг и третья - легкая атлетика и игровые виды спорта. В экспериментальных группах вводилась дополнительная физическая активность (строгое соблюдение режима, утренняя зарядка, индивидуальная спортивная тренировка).

В начале эксперимента участники эксперимента не имели достоверных (р > 0.05) отличий в уровне физической подготовленности. Обе группы занимались по предварительно разработанным планам с конкретным заданием на каждое занятие. В контрольной группе занятия проводились в соответствии с учебной программой вуза, в экспериментальной - по индивидуальному методу, с учетом уровня физической подготовленности.

Анализ результатов педагогического эксперимента методом межгруппового сравнения в двух вузах дал приблизительно одинаковые результаты и показал динамику индивидуальных профилей физической подготовки экспериментальных групп (рисунок). Однако выявление отдельно у каждой группы характера изменений различных сторон двигательной подготовленности, при преимущественном воздействии на наиболее слабую из них, представляет интерес для планирования тренировочного процесса с целью подготовки к службе в армии.

60 -.

40 -

20 -

0

49,9 47,9

51,3

35,6 36,9

27,4

33,7

29,4

42,6

23,8

32,4

31,6

20,4

29,9

28,1

Контр.гр.

Экспер.гр.2 □ Собственно -силовые тесты

Экспер.гр.1

□ Скоростные тесты □Скоростно-силовые тесты

□тесты на выносливость □Градиент силы

Рисунок - Результаты тестирования физической подготовленности студентов двух вузов, участвующих в эксперименте

По результатам тестирования видно, что у контрольной группы все показатели физической подготовленности имеют средний уровень развития физических качеств. Тогда как в экспериментальной группе 1 (легкоатлеты и игровики) наиболее высокие показатели в тестировании беговых тестов и прыжках, а самые низкие в подтягиваниях. У экспериментальной группы 2 (борцы и пауэрлифтеры) самые высокие показатели в метании гири и подтягиваниях, что в принципе подтверждает их спортивные специализации. Поэтому, для подготовки к армии, следует менять схемы тренировочного процесса и поддерживая хорошо развитые физические качества больше уделять внимания на хуже развитые. Далее, полученные результаты подверглись корреляционному анализу, были рассчитаны коэффициенты корреляции и коэффициенты множественной корреляции (таблица).

Таблица - Коэффициенты множественной корреляции уровня физической подготовки

№ Тесты Показатели уровня физической подготовки

п/п Сентябрь Май

1. Бег на 30 м 0,818 0,717

2. Бег на 100 м 0,768 0,820

3. Прыжки 30 м на одной ноге на время 0.756 0,829

4. Прыжок в длину с места 0.634 0,682

5. Метание гири 16 кг на дальность 0,649 0.661

6. Метание гранаты на дальность 0,615 0,620

7. Подтягивания 0,611 0.584

8. Кросс 1000 м 0,764 0,812

9. Кросс 3000 м 0,734 0,728

10. Градиент силы мышц- разгибателей ноги (бедро) 0,753 0,757

11. Градиент силы мышц-сгибателей ноги (бедро) 0,735 0,743

В результате эксперимента наиболее высокий уровень корреляционных связей (р< 0.05) наблюдается в прыжках 30 м на одной ноге на время, в беге на 100 м и кроссе на 1000 м. Достаточно высок уровень корреляционных связей с показателями градиента силы мышц-сгибателей и разгибателей ноги. Несколько ниже связь с результатами в кроссе на 3000 м и беге на 30 м, а отрицательная корреляционная связь показателей надежности с результатами в метании гири, гранаты и в подтягивании на перекладине.

Следует отметить, что более высокая корреляционная связь у показателей надежности в конце эксперимента в тестах: в беге на 30 м, прыжках 30 м на одной ноге на время, бег 100 м, кросс 1000 м, чем у показателей тестирования на начальном этапе эксперимента. А теснота связи у показателей надежности с результатами в метании гири, гранаты подтягиваниях на перекладине даже меньше, чем до начала эксперимента.

ВЫВОДЫ

Таким образом, анализ результатов педагогического эксперимента методом межгруппового сравнивания дал следующие результаты, что разнообразные специализации в разной степени способствуют развитию физических качеств. Так игровикам и легкоатлетам сложно давались метание гири 16 кг, метание гранаты и подтягивание на перекладине, а борцам и пауэрлифтерам - бег на 1000 и 3000 м.

Поэтому, результаты исследований позволяют сделать вывод, что в качестве эффективных средств физического воспитания для достижения необходимого студентам уровня физической подготовленности целесообразно использовать различные средства тренировки: прыжки, бег с максимальной скоростью, метание мяча, гранаты, гири, спортивные игры. Для повышения моторной плотности занятий рекомендуется использовать в качестве главных методов поточный и круговую тренировку. Кроме таких обязательных форм, как учебные занятия, целесообразно добавлять утреннюю физическую зарядку и занятия в спортивных секциях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева, Е.В. Формирование готовности юношей старшего школьного возраста к службе в армии в процессе физического воспитания / Е.В. Воробьева, Н.Н. Гарипова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 13. - С. 50-56.

2. Значение модельных характеристик в спорте для спортивного отбора и управления тренировочными процессом / О.А. Казакова, А.А. Решетин, Л.А. Иванова, Д.Н. Азаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 183-186.

3. Мезенцев, В.В. Физическая подготовка юношей к военной службе в армии на основе применения психомоторных упражнений / В.В. Мезенцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 93-97.

4. Силовая направленность учебных занятий по физическому воспитанию в вузе как фактор повышения эффективности выполнения нормативов комплекса ГТО / П.П. Николаев, Ю.В. Ши-ховцов, И.В. Николаева, Л.А. Иванова, М.Н. Пискайкина // Спортивно-педагогическое образование. - 2019. - № 1. - С. 11-15.

5. Физическая подготовка сотрудников частных охранных предприятий О.Г. Савченко, Л.А. Иванова, А.М. Данилова, Т.С. Стороженкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 310-314.

REFERENCES

1. Vorobeva, E. V. and Garipova N. N. (2012), "Formation of readiness of young men of senior school age for service in the army in the process of physical education", Vestnik of the Buryat State University, No. 13, pp. 50-56.

2. Kazakova, O.A., Reshetin, A. A., Ivanova, L.A. and Azarov, D.N. (2019), "The value of model characteristics in sports for sports selection and training process management", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P. F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 183-186.

3. Mezentsev, V.V. (2012), "Physical training of young men for military service in the army on the basis of the use of psychomotor exercises", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, No. 2 (84), pp. 93-97.

4. Nikolaev, P.P., Shikhovtsov, Yu.V., Nikolaeva, I.V., Ivanova, L.A. and Piskaikina, M.N. (2019), "Power orientation of training sessions on physical education in higher education as a factor of increasing the effectiveness of the implementation of the standards of the GTO complex", Sports and pedagogical education, No. 1, pp. 11-15.

5. Savchenko, O.G., Ivanova, L.A., Danilova, A.M., and Storozhenkova, T.S. (2019), "Physical training of employees of private security companies", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta,

No. 2 (168), pp. 310-314.

Контактная информация: kfv2012@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2021

УДК 796.012.12

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ГИРЕВОМ

СПОРТЕ

Никита Алексеевич Колесниченко, преподаватель, Алексей Александрович Частихин,

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж; Татьяна Анатольевна Селитреникова, доктор педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Введение - в статье представлены несколько вариантов совершенствования выносливости военнослужащих с применением упражнений из гиревого спорта и изложены советы по повышению эффективности тренировочного процесса. Цель исследования - включение гиревого спорта в образовательный процесс, с целью повышения выносливости военнослужащих и разнообразия учебных занятий. Методика и организация исследования - изучение влияния гиревого спорта на развитие выносливости, применение различных программ тренировок с вариациями методов. Результаты исследования и их обсуждение - выявлены достоинства и недостатки методов тренировки с использованием гирь. Выводы - применение гиревого спорта позволяет разнообразить тренировочный процесс, делая его более интересным для обучающихся, а также помогает развиваться полноценно и гармонично.

Ключевые слова: тренировочная программа, гиревой спорт, толчок гири, рывок гири, выносливость.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p159-163

FORMATION OF ENDURANCE IN MILITARY PERSONNEL IN KETTLEBELL

LIFTING

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nikita Alekseevich Kolesnichenko, the teacher, Alexey Alexandrovich Chastihin, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Deputy Head of the Department, Military Educational and Scientific Center "Air Force Academy "Professor N.E. Zhukovsky and Major Y.A. Gagarin", Voronezh; Tatyana Anatolyevna Selitrenikova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St. Petersburg

Abstract

Introduction - the article presents the several options for improving the endurance of military personnel by using the exercises from kettlebell lifting and provides tips for improving the effectiveness of the training process. The aim of the study - is to include kettlebell lifting in the educational process in order to increase the endurance of military personnel and the variety of training sessions. Methodology and organization of the study - the study of the influence of kettlebell lifting on the development of endurance, the use of various training programs with variations of methods. The results of the study and their discussion - it has been revealed the advantages and disadvantages of training methods using weights. Conclusions - the use of kettlebell lifting allows you to diversify the training process, making it more interesting for students, and also helps to develop fully and harmoniously.

Keyword: training program, kettlebell lifting, kettlebell push, kettlebell jerk, endurance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.