Научная статья на тему 'Специфика разработки диагностических тестов для дисциплин электротехнического цикла: анализ и рекомендации'

Специфика разработки диагностических тестов для дисциплин электротехнического цикла: анализ и рекомендации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ВАРИАТИВНОСТЬ / ВАЛИДНОСТЬ / СИСТЕМА I-EXAM / ELECTRICAL ENGINEERING DISCIPLINE / DIAGNOSTIC TESTING / VARIABILITY / VALIDITY / I-EXAM SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотников Сергей Михайлович, Плотникова Светлана Петровна

В статье представлены особенности составления тестовых заданий для дисциплин электротехнического цикла, рассмотрены трудности составления заданий в различных формах. Отражены некоторые проблемы разработки диагностических тестов, возникающие в результате конфликта научных школ; анализируются достоинства и недостатки тестирования в системе i-exam. Показано, что интернет-тестирование может нести познавательную функцию для педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC TESTS FOR THE DISCIPLINE ELECTRICAL CYCLE: ANALYSIS AND RECOMMENDATIONS

In the article presents the features of composing of tests for electrical cycle disciplines, discussed the difficulty of test constitute in various forms. Addressed some of the development of diagnostic tests resulting from the conflict of scientific schools, analyzes advantages and disadvantages of testing the system i-exam. It is shown that the Internet-testing can carry cognitive function for the teacher.

Текст научной работы на тему «Специфика разработки диагностических тестов для дисциплин электротехнического цикла: анализ и рекомендации»

УДК 371.263

СПЕЦИФИКА РАЗРАБОТКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ

ДЛЯ ДИСЦИПЛИН ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО ЦИКЛА:

АНАЛИЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ

С.М. Плотников, С.П. Плотникова

Аннотация. В статье представлены особенности составления тестовых заданий для дисциплин электротехнического цикла, рассмотрены трудности составления заданий в различных формах. Отражены некоторые проблемы разработки диагностических тестов, возникающие в результате конфликта научных школ; анализируются достоинства и недостатки тестирования в системе i-exam. Показано, что интернет-тестирование может нести познавательную функцию для педагога.

Ключевые слова: электротехнические дисциплины, тестирование, вариативность, валидность, система i-exam.

SPECIFICS DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC TESTS

FOR THE DISCIPLINE ELECTRICAL CYCLE:

ANALYSIS AND RECOMMENDATIONS

S. Plotnikov, S. Plotnikova

Abstract. In the article presents the features of composing of tests for electrical cycle disciplines, discussed the difficulty of test constitute in various forms. Addressed some of the development of diagnostic tests resulting from the conflict of scientific schools, analyzes advantages and disadvantages of testing the system i-exam. It is shown that the Internet-testing can carry cognitive function for the teacher.

Keywords: electrical engineering discipline, diagnostic testing, variability, validity, i-exam system.

Материал статьи имеет отношение к таким дисциплинам и их вариациям, как «Электротехника», «Электроника», «Электрические машины», «Электрический привод»,

«Электротехнические материалы, «Электрические сети и электроснабжение», «Электротехнологии» и др. Усвоение последующих учебных дисциплин зависит от знания предыдущих; дисциплины опираются друг на друга и, в конечном счете, формируют сумму знаний специалиста. Для данных дисциплин существуют как общие принципы подготовки тестовых заданий, так и общие трудности в этой подготовке.

Как показывает опыт, в настоящее время банки тестовых заданий по дисциплинам электротехнического цикла в большинстве своем по разным причинам составлены некорректно, из-за чего усложняется процесс тестового контроля, и снижается точность педагогического измерения.

В.С. Аванесов в своей классификации [1] выделяет четыре типа тестовых заданий, аргументируя это тем, что смена формы задания снижает монотонность действий тестируемого и его утомляемость, повышает интерес к тестированию. Если составление тестовых заданий на выбор правильных ответов из предложенных альтернатив не представляет трудностей, такие задания компактно проецируются на экран монитора, имеют

простейшую инструкцию для выполнения, то составление заданий на установление правильной последовательности, которых по нормам должно быть не менее 5% [2], в электротехнических дисциплинах является проблематичным. В отличие от других форм, задания на установление последовательности имеют особую значимость, т.к. проверяют алгоритмические, процессуальные, процедурные и технологические знания [4]. Такие задания наиболее трудны в разработке.

Например, в задании на последовательность замыкания рубильников при

автотрансформаторном пуске асинхронного двигателя обязательно наличие довольно сложной и громоздкой электрической схемы, анализ которой отнимает значительное время. То же самое относится к последовательности построения векторных диаграмм. Для простых векторных диаграмм (например, для диаграмм идеальных элементов цепи переменного тока) невозможно сформулировать задания на установление последовательности, а для сложной диаграммы (например, для векторной диаграммы трансформатора), которая также должна проецироваться перед глазами испытуемого, последовательность состоит из 8 - 10 шагов, описание которых выходит за рамки тестирования.

Таким образом, в отличие от гуманитарных дисциплин, для электротехнических предметов

возможно крайне ограниченное число заданий на установление последовательности. В частности, к ним можно отнести ряд возрастания энергозатрат при том или ином виде электрического торможения или на установление правильной последовательности развития (изобретения) электротехнических устройств или их элементов в хронологическом порядке. Последний материал в большинстве случаев относится к вводной лекции. Исключением является дисциплина «Электротехнические материалы», в которой возможно составление ряда заданий, например, на последовательность материалов по возрастанию удельного электрического сопротивления, по возрастанию электрической прочности диэлектриков и др.

Опыт показывает, что в современных банках тестовых заданий по дисциплинам электротехнического цикла мала также доля заданий на соответствие, что можно объяснить относительно большими затратами

интеллектуальной энергии разработчика при составлении и оформлении таких заданий. Ведь при этом необходимо сопоставлять друг с другом формулировки, рисунки, формулы, диаграммы, схемы и т.д. Такие задания сложно вводятся в компьютер, более трудно различаются по форме и смыслу. Как правило, ответы в заданиях на соответствие занимают дольше времени (невыгодно для испытуемого), зато они дают информацию об уровне подготовленности большего фрагмента учебного материала (выгодно для объективности оценки).

Что касается заданий открытой формы, то здесь также налицо недочет - отсутствие вариантов правильных ответов с грамматическими ошибками, что снижает валидность теста, который оценивает не знание дисциплины, а знание грамматики.

Несмотря на то, что изложение материала дисциплин электротехнического цикла проводится по единым программам, для составления тестовых заданий важна также научная школа, к которой относится разработчик. Последний фактор не имеет значения, если тестирование проводится внутри своего учебного заведения, и содержание теста отображает учебный материал. Однако в настоящее время все большее значение приобретает заочное тестирование через интернет, при котором преподаватель может видеть не только процентное соотношение правильно

выполненных заданий, но и задания, на которые даны неправильные ответы. Если при этом отводится достаточно большое время для ответов, тесты приобретают не только контролирующую, но и обучающую функцию, т.к. испытуемый

может подсмотреть слабо подготовленный материал в учебниках или в том же интернете и, можно надеяться, усвоить его. А так как тесты разработаны не самим преподавателем, то они несут также познавательную функцию для самого педагога, который может восполнить пробелы знаний учащихся на основных или дополнительных занятиях.

Задания при тестировании с использованием интернет, как правило, составлены представителями разных научных школ, воспитанными на разных учебниках и имеющими свое представление о важном, второстепенном или вовсе незначимом учебном материале, предусмотренным одной и той же программой. Так, разногласия имеются уже в фонетике названия одного из предметов: представители московской школы называют дисциплину «электропривОд», адепты петербургской школы - «электропрИвод».

В настоящее время ведущие вузы рекомендуют в электротехнических расчетах расставлять стрелки токов и напряжений согласно, однако преподаватели многих учебных заведений расставляют стрелки встречно, как это рекомендовано в старых учебниках. На конечный результат расчетов это не влияет, однако может возникнуть ошибка в ответе при написании второго закона Кирхгофа. Также имеется различие в написании первого закона Кирхгофа: в большинстве научных школ токи, втекающие в узел, считаются положительными, в некоторых школах - отрицательными. Для общетехнических специальностей в дисциплине «Электротехника» расчетные задания и задачи выполняют только с идеальными источниками напряжения, в то же время для электротехнических дисциплин в расчетах предусмотрены также идеальные источники тока.

Тесты по дисциплине «Электрические машины», предлагаемые в системе ьехаш для проверки остаточных знаний, имеют ряд недостатков:

- тесты составлены универсально, т.е. несколько заданий имеют одинаковые объемные исходные данные (до 10 параметров) для решения разных задач, что удлиняет само задание и усложняет его семантику. Разработчики выбрали наиболее легкий для себя путь составления заданий. При этом ненужная информация в содержательной части задания отвлекает тестируемого от его выполнения;

- в содержательной части задания использовано не 6 - 8 слов, а до 50 слов, одно только прочтение которых занимает львиную долю времени, отведенного на решение задания. Разработчики проигнорировали важное правило

составления заданий: задания теста представляют собой не вопросы и не задачи, а задания, сформулированные в форме высказываний и построенные так, чтобы упростить восприятие задания, но не нахождение ответа на него [2];

- ключевые слова тестовых заданий не вынесены в начало заданий, что также затрудняет и, следовательно, задерживает ответ;

- задания сформулированы не в виде суждений, как этого требуют от разработчиков тестов [3;5]. Фактически это не тестовые задания, а задачи, выполняемые в несколько действий с использованием калькулятора, требующие большого числа умственных операций и имеющие завышенный уровень трудности;

- из предыдущего замечания вытекает то, что задания составлены в основном в одной, не самой лучшей форме - выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных альтернатив;

- исходные данные подобраны так, что в ответе получаются не целые числа, поэтому разработчики вынуждены добавлять фразу «результат округлить до...», что также повышает содержательную часть задания;

- низкая вариативность содержания. Приблизительно треть учащихся получает одинаковые задания, правильные ответы на которые часто находятся «мозговым штурмом», т.к. тестирование производится заочно, и возможности списывания не ограничены;

- тесты не апробированы, содержат ошибки в ответах.

Многие задания тестов по дисциплине «Электрические машины» в системе i-exam разработаны на основе отличающихся по содержанию и объему программам. При этом показатель трудности заданий не соответствуют количеству часов, отведенных на изучение дисциплины. Другими словами, тесты содержат более развернутый материал, который не изучался испытуемыми. Естественно, что в результате большинство испытуемых покажет низкий коэффициент усвоения (отношение количества правильных ответов к общему количеству заданий с процентах), не превышающий 70%, что не «дотягивает» даже до оценки «3» [1;5]. Данный банк заданий нельзя использовать не только для оценивания остаточных знаний, но и для итогового и текущего контроля знаний обучающихся. Подобное тестирование лишь способно косвенно выявить рейтинг испытуемых относительно друг друга, расставить их по ранжиру усвоенных знаний. Такая нормативно-ориентированная интерпретация тестовых заданий не позволяет оценить подготовленность учащегося в баллах.

К достоинству тестов в системе i-exam относится опция замечаний преподавателя к разработчикам тестов. Тем самым проводится запоздалое апробирование заданий. И если разработчики не оставят без внимания такие экспертные оценки то качество тестовых заданий будет повышаться.

Литература:

1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий: учебная книга / В.С. Аванесов. - 3-е изд., доп. - М.: Центр тестирования, 2002. - 240 с.

2. Аванесов В.С. Формы тестовых заданий: учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей / В.С. Аванесов. - 2-е изд. перераб. и расширен. - М.: Центр тестирования, 2005. - 156 с.

3. Дидактические тесты: технология проектирования: методическое пособие для

разработчиков тестов / Е.В. Кравец, А.М. Радьков, Т.В. Столярова, Б.Д. Чеботаревский; под общ. ред. А.М. Радькова. - Мн.: РИВШ, 2004. - 87 с.

4. Методологии и методики построения педагогических тестов: учебно-метод. Пособие; под ред. А.В. Макарова. - Мн.: РИВШ, 2005. - 60 с.

5. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие / М.Б. Челышкова. - Логос, 2002. - 432 с.

Сведения об авторах:

Плотников Сергей Михайлович (г. Красноярск, Россия), доктор технических наук, профессор кафедры СОД, Красноярский институт железнодорожного транспорта, e-mail: smplotnikov@ramdler.ru

Плотникова Светлана Петровна (г. Красноярск, Россия), старший преподаватель кафедры экономики и агробизнеса, Красноярский государственный аграрный университет.

Data about the authors:

S. Plotnikov (Krasnoyarsk, Russia), doctor of technical sciences, professor of Krasnoyarsk Institute of Railway Transport, smplotnikov@ramdler.ru

S. Plotnikova (Krasnoyarsk, Russia), senior lecturer, Department of Economics and Agribusiness of the Krasnoyarsk State Agrarian University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.