Научная статья на тему 'Специфика рассмотрения арбитражными судами дел, вытекающих из административных правоотношений'

Специфика рассмотрения арбитражными судами дел, вытекающих из административных правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1436
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРБИТРАЖНЫЙ СУД / СУДОПРОИЗВОДСТВО / СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ / ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ / ПУБЛИЧНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / СПОРЫ / ARBITRATION COURT / COURT PROCEDURE / JUDICIAL PROTECTION / ADMINISTRATIVE LEGAL RELATIONS / JURISDICTION / PUBLIC LEGAL RELATIONS / CONTROVERSIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковенко Надежда Алексеевна

В статье рассматривается ряд актуальных теоретических и практических вопросов, связанных с правовым регулированием рассмотрения арбитражными судами дел, вытекающих из административных правоотношений и установления специфики данной процедуры. Представлен анализ юридической литературы по проблеме. Решаются вопросы о сущности используемой процессуальной формы, выявляется ее место в системе иных процессуальных форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of consideration by arbitration courts of the affairs following from administrative law relations

The article deals with some urgent theoretical and practical questions related to legal regulation of arbitration courts consideration of cases subsequent upon administrative legal relations and determination of this procedure specific character. An analysis of legal literature on the problem is presented. Questions relating to the essence of the form of action in use are given a solution to, as well as its place in the system of other forms of action is revealed.

Текст научной работы на тему «Специфика рассмотрения арбитражными судами дел, вытекающих из административных правоотношений»

Н.А. Яковенко

Специфика рассмотрения арбитражными судами дел, вытекающих из административных правоотношений

В ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации устанавливается наряду с гражданским, уголовным и конституционным судопроизводством административное судопроизводство. Однако в настоящий период в России, несмотря на имеющиеся юридические предпосылки, административное судопроизводство не выделено в самостоятельную ветвь, административные суды не созданы, хотя в юридической литературе научно обоснованы причины их формирования. Необходимость существования отдельной процессуальной формы для разрешения административно-правовых споров связана с потребностью установления дополнительных гарантий судебной защиты участников спорного административного правоотношения.

Под административным судопроизводством следует понимать форму организации и деятельности суда по разрешению административно-правовых споров [1]. В настоящее время в Российской Федерации споры, вытекающие из административно-правовых отношений, рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Арбитражные суды в Российской Федерации специализируются на разрешении правовых конфликтов, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Они призваны обеспечивать судебную защиту предпринимателей и реализацию принципов рыночной экономики через формируемую арбитражно-судебную практику.

В существующей совокупности правовых конфликтов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности легко обнаруживаются две различные группы:

а) споры, возникающие из гражданско-правовых отношений;

б) споры, возникающие из административных и иных публично-правовых отношений.

Последняя группа дел рассматривается арбитражными судами в порядке административного

судопроизводства. Таким образом, в настоящее время арбитражные суды стали субъектами административного судопроизводства.

В свою очередь споры, возникающие из административных и иных публично-правовых отношений, также делятся на две группы. В соответствии с Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [2] выделяются: дела об административных правонарушениях (гл. 22-29 Кодекса об административных правонарушениях РФ [3]) и дела, возбуждаемые по жалобам лиц, привлеченных к административной ответственности, на постановления органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ).

Подведомственность арбитражным судам дел о привлечении к административной ответственности установлена абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в силу этой нормы дела по правонарушениям, которые предусмотрены перечисленными в ней статьями КоАП РФ, подведомственны арбитражным судам только в том случае, когда соответствующие правонарушения совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Обращает на себя внимание тот факт, что если в прошлом многие из названных в ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ правонарушений были подведомственны органам исполнительной власти, которые своими постановлениями подвергали виновных административно-правовым санкциям, то теперь административные наказания за совершение таких правонарушений назначаются арбитражными судами при осуществлении правосудия, что свидетельствует о важном шаге в направлении дальнейшего развития административного судопроизводства.

В силу ч. 1 ст. 202 и ч. 1 ст. 207 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, а также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в его гл. 25 и в КоАП РФ.

Судам при рассмотрении дел, отнесенных КоАП РФ к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения гл. 25 и иные нормы АПК РФ прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.

Так, ст. 29 АПК устанавливает лишь общий перечень споров, относящихся к экономическим, которые арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства:

1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) об административных правонарушениях, когда федеральным законом рассмотрение таких дел отнесено к компетенции арбитражных судов;

4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, когда федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, когда федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.

Большинство споров, в основе которых лежит норма публичного права, а требование заинтересованного в урегулировании спора лица носит имущественный характер, возникает в связи с реализацией положений административно-правовых прав и обязанностей, изменяющих объем имущественных прав и обязанностей граждан и их объединений. Поэтому, несмотря на то, что закон по общему правилу указывает нам на необходимость урегулирования данных отношений правилами об исковом производстве, административное производство имеет свои существенные особенности.

Дело в том, что административное судопроизводство не укладывается в стандартную схему искового производства, где истец и ответчик не просто процессуально равны, но это процессуальное равенство основано на равенстве их правового статуса как субъектов гражданских (частных) правоотношений. Отсюда берут свои начала общие функциональные принципы гражданского (искового) судопроизводства: состязательность, диспозитивность, процессуальное равноправие сторон.

Статус же участников административных (публично-правовых) отношений заранее не одинаков. Один из участников является органом, осуществляющим властные полномочия, другой участник этих правоотношений - лицо, обязанное подчиниться воле властного субъекта, т.е. исполнить его требования и указания. Поэтому спор между такими лицами выпадает из классической схемы искового производства и подлежит регулированию в ином порядке, предусматривающем большее количество процессуальных гарантий для наиболее слабой (с правовой точки зрения) стороны властных правоотношений.

Рассматривая специфику административного производства, можно выделить следующие особенности. Согласно ст. 4 АПК формой обращения заинтересованных лиц за защитой своих прав в случае спора, возникающего из административных и иных публично-правовых отношений, является заявление. То есть законодатель официально отказался от иска как формы обращения в суд.

Второй важной особенностью является необходимость более тщательной досудебной подготовки дела. По-иному в административном производстве действует правило о распределении бремени доказывания ряда обстоятельств, входящих в предмет доказывания по таким делам.

Особенностью административного судопроизводства в арбитражных судах является требование закона об исключительно профессиональном составе арбитражного суда. Так, согласно ст. 17 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в первой инстанции коллегиально в составе трех судей. Иные дела по спорам, возникающим из административных правоотношений, рассматриваются в первой инстанции, как правило, единолично. Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей.

Обладают рядом особенностей примирительные процедуры при рассмотрении споров, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений.

Специфичны и сроки рассмотрения арбитражными судами дел, вытекающих из административных правоотношений. В арбитражных судах действует правило об ускоренной (сокращенной) процедуре рассмотрения таких дел. То есть для скорейшего устранения состояния правовой неопределенности в системе публично-правовых отношений законодатель устанавливает сокращенные процессуальные сроки рассмотрения административно-правовых споров в арбитражных судах.

Так, в арбитражном суде первой инстанции дела об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности должны быть рассмотрены в течение 10 дней со дня поступления соответствующего заявления в суд. В эти же сроки подлежат рассмотрению дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

Дела по заявлениям о привлечении субъектов предпринимательских отношений к административной ответственности подлежат рассмотрению в арбитражном суде в течение 15 дней.

Остальные административно-правовые споры подлежат рассмотрению в арбитражном суде первой инстанции в течение двух месяцев.

Литература

1. Иванов А.В. Деятельность арбитражных судов Российской Федерации по рассмотрению дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений // Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия: Сборник статей / Отв. ред. В.В. Ершов, Н.А. Тузов. М.: Статут, 2008.

2. Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. 2005. 19 апреля.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.