Научная статья на тему 'Специфика работы руководителя учреждения образования'

Специфика работы руководителя учреждения образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
773
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ЦЕЛИ / ФУНКЦИИ / ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ / LEADER / PROFESSIONAL STANDARD / GOALS / FUNCTIONS / LABOR ACTIONS / TEACHING EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурук Кристина Максимовна

В статье выявляются отличительные особенности работы руководителя образовательного учреждения, выделяющие его среди управленцев любой другой организации. Проводится сравнительный анализ основных целей его деятельности и трудовых функций. Рассматривается вопрос о необходимости наличия педагогического опыта у руководителя образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурук Кристина Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of work of the head of educational organization

The article reveals the distinctive features of the work of the head of an educational institution that distinguish him from the managers of any other organization. A comparative analysis of the main goals of its activities and labor functions is carried out. The issue of necessity of pedagogical experience for the head of an educational organization is considered.

Текст научной работы на тему «Специфика работы руководителя учреждения образования»

ББК 60.83 УДК 37.014:005.3

К.М. Бурук

Специфика работы руководителя учреждения образования

В статье выявляются отличительные особенности работы руководителя образовательного учреждения, выделяющие его среди управленцев любой другой организации. Проводится сравнительный анализ основных целей его деятельности и трудовых функций. Рассматривается вопрос о необходимости наличия педагогического опыта у руководителя образовательной организации.

Ключевые слова: руководитель, профессиональный стандарт, цели, функции, трудовые действия, опыт преподавания.

Значительное влияние на состояние современной системы образования оказывают сложившиеся в ней социально-экономические условия: «Изменение требований к качеству образования, усложнение устройства образовательных организаций, их связей с внешней средой, необходимость решения задач обеспечения качества и эффективности деятельности образовательной организации»1. Такие изменения создают новые требования к руководителю образовательного учреждения (ОУ).

Так, согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей2, человек, занимающий управленческую должность в образовательном учреждении, обязан иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» или получить дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента.

В Федеральном законе № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в статье 51 сказано, что кандидаты на должность руководителя образовательной организации (ОО) должны иметь высшее образование и соответствовать

© Бурук К.М., 2018

Гришина И.В. Теоретико-методологические подходы к проектированию модульной программы в персонифицированной системе повышения квалификации руководителей школ // Управление образованием: теория и практика. 2016. № 3 (23). С. 22-37. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консуль-тантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_97378/ (дата обращения: 03.05.2018).

2

квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности3.

Для того, чтобы узнать, чем деятельность руководителя образовательной организации отличается от функционала руководителя любой другой организации, мы решили провести сравнительный анализ профстандартов руководителя образовательной организации и руководителя коммерческой (некоммерческой) организации.

Несмотря на то, что с 1 июля 2016 г. профстандарты стали обязательными для работодателей4, профессиональные стандарты руководителя образовательной организации и руководителя коммерческой (некоммерческой) организации все еще не утверждены. Однако есть проекты Приказа Минтруда России об утверждении данных профессиональных стандартов.

Гл. 3. Ст. 195.1: Понятия квалификации работника, профессионального стандарта // Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Юрайт, 2017. С. 508. Федеральный закон от 02.05.2015 Ш22-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_178864/ (дата обращения: 03.05.2018).

3

4

Таблица 1

Сравнение проектов профстандарта руководителя образовательной организации от 01.10.2013 г. и профстандарта руководителя коммерческой (некоммерческой) организации по основным целям и трудовым функциям от 13.03.2014 г.

Профстандарт руководителя образовательной организации Профстандарт руководителя коммерческой (некоммерческой) организации

1 2 3

Основная цель вида профессиональной деятельности Управление деятельностью и развитием образовательной организации в соответствии с миссией и стратегическими целями На 4 квалификационном уровне: управление оперативной деятельностью подразделения для эффективного выполнения производственных задач На 5 квалификационном уровне: управление деятельностью подразделений для достижения функциональных целей организации На 6 квалификационном уровне: управление видами (направлениями) деятельности организации для достижения стратегических целей На 7 квалификационном уровне: обеспечение жизнеспособности и эффективного развития организации На 8 квалификационном уровне: получение максимальной отдачи для акционеров и заинтересованных сторон в долгосрочном развитии организации

Окончание табл. 1

1 2 3

Трудовые функции А - Управление организацией и ее развитием А - Управление работами в подразделении организации (предприятия, общества)

В - Управление проектами (процессами) в организации В - Управление технологиями в организации

С - Управление технологиями в организации С - Управление проектами/ процессами в организации

Б - Управление работами в организации Б - Управление организацией и ее развитием

Е - Управление корпоративными отношениями и их развитием в хозяйственном обществе

Первый проект профстандарта руководителя образовательной организации был составлен в 2013 г.

Из таблицы видно, что деятельность руководителя в сфере образования направлена на управление организацией и ее развитие. Целью руководителя коммерческой (некоммерческой) организации на 4, 5 и 6 квалификационных уровнях является также управление организацией, а на 7 и 8 уровнях - ее развитие.

Сопоставляя трудовые функции по этим двум должностям, можно обратить внимание на то, что они практически идентичны, но у руководителя коммерческой (некоммерческой) организации есть одна отличительная обязанность - управление корпоративными отношениями и их развитием в хозяйственном обществе. Более того, схожи не только функции в обеих должностях, но и их подфункции.

Так, например, по функции «Управление организацией и ее развитием» совпали следующие подпункты:

Таблица 2

Сравнение функции «Управление организацией и ее развитием» руководителя образовательной организации (по проекту профстандарта от 2013 г.) и руководителя коммерческой (некоммерческой) организации

№ п/п Профстандарт руководителя образовательной организации Профстандарт руководителя коммерческой (некоммерческой) организации

1 2 3

1 - разрабатывает общую стратегию образовательной организации - разработка общей стратегии организации

2 - утверждает к исполнению план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации - утверждение к исполнению бюджета организации

Окончание табл. 2

1 2 3

3 - управляет ресурсами образовательной организации. Представляет отчеты о результатах деятельности образовательной организации заинтересованным сторонам - обеспечение организации ресурсами и их распределение. Разработка и представление отчетов о результатах деятельности организации заинтересованным сторонам

4 - оценивает результаты деятельности членов команды руководителей - оценка результатов деятельности членов команды (менеджеров высшего звена управления)

5 - организовывает разработку и развитие организационной структуры, частных политик и процедур, руководит коллегиальными органами управления, участвует в корпоративном управлении - разработка организационной структуры, частных политик и процедур, участие в корпоративном управлении

6 - минимизирует риски изменения позиции образовательной организации на рынке образовательных услуг - минимизация рисков изменения позиции (положения) организации на рынке

7 - формирует команду руководителей высшего звена управления - организация команды менеджеров высшего звена управления

8 - планирует изменения в образовательной организации - планирование необходимых изменений в организации

9 - обеспечивает поддержку стратегии структурных единиц организации со стороны различных заинтересованных юридических и физических лиц - согласование стратегии организации с различными заинтересованными сторонами

10 - формирует эффективный стиль собственного поведения и поведения членов команды для осуществления изменений в образовательной организации - создание эффективных моделей собственного конструктивного поведения и поведения членов команды для осуществления изменений в организации

Таким образом, проекты профстандарта руководителя образовательной организации от 01.10.2013 г. и профстандарта руководителя коммерческой (некоммерческой) организации по основным целям и трудовым функциям от 13.03.2014 подобны.

Позже, в 2016 г., был подготовлен другой проект профстандарта руководителя образовательной организации.

Основной целью вида профессиональной деятельности стало не только обеспечение развития и деятельности образовательной организации, как в предыдущем проекте профстандарта от 2013 г., но и повышение качества оказания образовательных услуг.

Таблица 3

Сравнение проектов профстандарта руководителя образовательной организации от 23.06.2016 г. и профстандарта руководителя коммерческой (некоммерческой) организации по основным целям и трудовым функциям от 13.03.2014 г.

Профстандарт руководителя образовательной организации Профстандарт руководителя коммерческой (некоммерческой) организации

Основная цель вида профессиональной деятельности Обеспечение развития и эффективной деятельности образовательной организации, повышения качества оказания образовательных услуг На 4 квалификационном уровне: управление оперативной деятельностью подразделения для эффективного выполнения производственных задач. На 5 квалификационном уровне: управление деятельностью подразделений для достижения функциональных целей организации. На 6 квалификационном уровне: управление видами (направлениями) деятельности организации для достижения стратегических целей. На 7 квалификационном уровне: обеспечение жизнеспособности и эффективного развития организации. На 8 квалификационном уровне: получение максимальной отдачи для акционеров и заинтересованных сторон в долгосрочном развитии организации

Трудовые функции А - Руководство образовательной деятельностью образовательной организации Б - Управление организацией и ее развитием

В - Руководство развитием образовательной организации

С - Управление ресурсами образовательной организации. Из функции Б: обеспечение организации ресурсами и их распределение

Б - Представление образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями. Из функции С: отстаивание интересов предприятия в вышестоящих и партнерских организациях, органах государственной власти, управления и регулирования

Е - Управление научно-исследовательской, экспертно-аналитической, опытно-конструкторской, инновационной и учебно-производственной деятельностью образовательной организации Из функции С: организация управления основными производственными (технологическими) процессами

Функции в проекте профстандарта руководителя образовательной организации от 23.06.2016 г. схожи с функциями (или их подфункциями) руководителя коммерческой (некоммерческой) организации (таблица 3).

Несмотря на то, что эти проекты профстандартов по-прежнему имеют много общего, проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации 2016 г. претерпел изменения, которые позволяют отличить данную организацию от других.

В документе появились такие трудовые действия для руководителя, которые характерны главным образом для образовательной организации, например:

- руководство разработкой основных образовательных программ;

- организация и управление процессом отбора средств обучения и воспитания, методов и технологий образования;

- формирование системы методической и организационно-массовой деятельности как неотъемлемой составляющей образовательной деятельности организации и управление ее ресурсами.

Таким образом, по новому проекту профстандарта от 2016 г. деятельность руководителя в сфере образования имеет свои отличительные особенности, присущие для управления только образовательным учреждением.

Перед нами встала задача определить, может ли человек, получивший управленческое образование и не имеющий опыта педагогической деятельности, успешно руководить образовательной организацией, в частности общеобразовательным учреждением (школой).

В квалификационных характеристиках должностей работников в сфере образования сказано, что «у руководителя ОУ должен быть стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет».

При этом в проекте профстандарта от 2016 г. для руководителей общеобразовательной организации предъявляется требование «не менее трех лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях».

Несмотря на то, что в данных документах говорится о наличии педагогического стажа у главы школы, некоторые исследователи считают, что директор школы - прежде всего менеджер. Он должен хорошо разбираться в нормативно-подушевом финансировании в сфере образования5, системе государственных закупок6, новой системе стимулирования персонала и т. д. Такая точка зрения допускает, что высказанная В.А. Сухомлинским фраза «Если вы хотите быть хорошим директором, стремитесь прежде всего быть хорошим педагогом»7 уже устарела и не имеет актуальности в настоящей действительности.

Так, Н.А. Шкляева, заведующая кафедрой менеджмента одного из государственных педагогических университетов г. Сургут, говорит о необходимости «открыть путь в школу руководителям с опытом управления предприятием»8.

Руководители, которые перенесли модель управления какой-либо фирмой, предприятием на образовательную организацию,

5 Марова О. Нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 7.

6 Кузнецова И.В., Имано-ва М.Г. Реформирование системы государственных закупок в России // Теория и практика общественного развития. 2015. № 20. С. 91-93.

7 Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы // Pedagogic.ru. URL: http://pedagogic.ru/books/ item/f00/s00/z0000008/st188. shtml (дата обращения: 03.05.2018).

8 Шкляева Н.А. Проблемы определения компетентности руководителя муниципального образовательного учреждения // УЭкС. 2012. № 9 (45). С. 24.

воспринимают школу как «хозяйственный комплекс, который необходимо поддерживать в определенном состоянии, для того чтобы учителя осуществляли обучение»9.

Однако есть и те, кто считает, что человеку, занимающему руководящую должность в общеобразовательном учреждении, нужно осознавать суть и особенности педагогической работы, разбираться в современных образовательных технологиях.

По мнению президента Евразийской Ассоциации оценки качества образования Виктора Болотова, «любой директор школы, неважно с каким образованием, должен «постоять у станка», у доски в классе - иметь опыт преподавания. Иначе он не сможет быть эффективным директором школы»10.

Ряд исследователей (Д.И. Казанцев, И.Д. Чечель, Н.А. Бозина, Н.М. Савина и др.) полагают, что руководителю общеобразовательной организации необходимо не только выполнять административную работу, но и быть педагогом.

Главе школы следует «заниматься повышением качества образования, <...> в основе которого лежит повышение качества преподавания учебных предметов. Для российских директоров посещаемость уроков - это обязанность, им необходимо следить за методикой и качеством преподавания»11.

Действительно, директор школы должен регулярно посещать уроки не только молодых учителей, но и педагогов с большим стажем работы. Это необходимо для того, чтобы выяснить, на каком профессиональном уровне находится каждый подчиненный ему работник образования. После проведения урока выполняется его анализ, отмечаются его сильные стороны и то, над чем учителю стоит поработать, обратить внимание.

Человеку, управляющему учебным заведением, необходимо быть в курсе «о новых достижениях в педагогической и психологической науках, инновационных открытиях педагогов; обладать учебно-методическими умениями, а также способностью распространять педагогический опыт»12.

Ему требуются знания по психологии как младшего школьника, так и ученика средней и старшей школы, так как есть дети, у которых возникают различные трудности в процессе обучения: от усвоения каких-либо предметов до межличностных отношений со сверстниками, родителями и т. д.

В решении подобных вопросов принимают участие учителя-предметники, классные руководители, школьные психологи. Но порой, чтобы помочь учащемуся, собирают педагогический совет во главе с администрацией школы, в том числе и с участием директора.

Курс по возрастной психологии не изучается при получении менеджерской специальности, зато он является обязательным в педагогических учебных заведениях.

Что касается «привлечения к руководству школой специалистов из различных секторов экономики», то такие попытки предпринимаются в некоторых странах (например в США, Нидерландах), но «основная группа руководителей формируется из педагогических

9 Фархатдинов Н.Г., Евстигнеева Н.В., Куракин Д.Ю., Малик В.М. Модели управления общеобразовательной организацией в условиях реформ: опыт социологического анализа // Вопросы образования. 2015. № 2.

С. 196-219.

10 Директор школы должен уметь постоять у доски

в классе [Электронный ресурс] // Profi-news. URL: http://profi-news.ru/ world/20150212/2767/ (дата обращения: 15.08.2017).

11 Казанцев Д.И. Психологическая готовность руководителей образовательных учреждений к внедрению инноваций // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 200-206.

12 Бозина Н.А., Савина Н.М. Теоретические основы развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений // Инновационные проекты и программы

в образовании. 2013. № 6. С. 67-70.

кадров, <...> так как, имея опыт педагогической работы, учителю легче возглавить школьный коллектив»13.

Среди руководителей общеобразовательных организаций также нет единой точки зрения, но большинство из них придерживаются мнения, что директор школы - это не просто менеджер. В противном случае результатом будет «разочарование педагогического коллектива, понявшего, что руководитель ему не помощник в решении многих педагогических вопросов; <...> нельзя управлять школой, не зная специфики учительского труда»14.

Директор одной из российских школ Руслан Валентинович Лу-кутин считает, что «преподавательская работа» главы учебного заведения «необходима, поскольку она помогает укрепить отношения с педагогами и учениками»15.

Есть еще один немаловажный момент. Руководители ОО, которые также ведут преподавательскую деятельность (не менее 6 часов в неделю), могут претендовать на льготный выход на пенсию16. Тем самым органы государственной власти сами стимулируют управленцев в системе образования сочетать административную работу с учебной нагрузкой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итоги, следует отметить, что спектр профессиональной деятельности руководителя образовательной организации, в частности школы, довольно широкий: не только административная работа, контроль за хозяйственно-финансовым состоянием школы, разработка и принятие локальных нормативных актов, но и «определение содержания образования, выбор учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам»17 и т. д.

Следовательно, требования к нему отличаются от требований к менеджеру рыночного сектора. Он в первую очередь должен быть человеком, на собственном опыте знающим специфику педагогического труда, а затем уже управленцем. Руководителю образовательного учреждения необходимо обладать знаниями и по педагогике, и по психологии, в том числе и возрастной, и различных методик, и умело применять эти знания в своей работе. А взаимодействие директора с педагогическим коллективом в качестве наставника, опытного методиста помогает выполнить главную задачу современной школы - повышения качества образования.

13 Чечель И.Д. Профессиональное развитие руководителей образовательного учреждения // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 1 (9). С. 54-65.

14 Кирейшина Л.А. Руководитель новой школы -педагог или менеджер [Электронный ресурс] // Nsportal.ru. URL: http:// nsportal.ru/shkola/raznoe/ library/2012/05/07/ rukovoditel-novoy-shkoly-pedagog-ili-menedzher (дата обращения: 16.08.2017).

15 Приваленко О. Менеджеру быть! Но и про все остальное забывать не стоит // Учительская газета. 2017. № 27.

16 Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 01.01.2015 № 400-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_156525/ (дата обращения: 03.05.2018).

17 Юнина В.В. Какой директор нужен современной школе? // Специальное образование. 2017. Т. 1. С. 224-226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.