Научная статья на тему 'Специфика работы объединений дата-журналистов в Швеции'

Специфика работы объединений дата-журналистов в Швеции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
журналистика данных / коллаборативная журналистика / журналистика Швеции / некоммерческие издания / data journalism / collaborative journalism / Sweden journalism / non-profit media

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Давыдова Полина

Популярность дата-журналистики продолжает расти. На ее развитие сильно влияет журналистская практика стран Северной Европы (скандинавских стран), где внедрение новых технологий в редакции происходит легко и быстро, в том числе благодаря дигитализации правительственных и общественных данных и поддержке независимой журналистики. Швеция стала одной из первых стран, присоединившихся к международному движению «Открытое государство» в 2011 году, тогда же в стране началось активное создание некоммерческих журналистских стартапов, объединений журналистов и специалистов в области цифровых технологий. В данной статье рассмотрена специфика работы таких некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика работы объединений дата-журналистов в Швеции»

Word in science Special, 2022

Специфика работы объединений дата-журналистов в Швеции

Давыдова Полина

Студент

Российский государственный гуманитарный университет (Москва, Россия)

АННОТАЦИЯ

Популярность дата-журналистики продолжает расти. На ее развитие сильно влияет журналистская практика стран Северной Европы (скандинавских стран), где внедрение новых технологий в редакции происходит легко и быстро, в том числе благодаря дигитализации правительственных и общественных данных и поддержке независимой журналистики. Швеция стала одной из первых стран, присоединившихся к международному движению «Открытое государство» в 2011 году, тогда же в стране началось активное создание некоммерческих журналистских стартапов, объединений журналистов и специалистов в области цифровых технологий. В данной статье рассмотрена специфика работы таких некоммерческих организаций.

Ключевые слова: журналистика данных, коллаборативная журналистика, журналистика Швеции, некоммерческие издания

Keywords: data journalism, collaborative journalism, Sweden journalism, non-profit media

Дата-журналистика - это перевод сложной неисчисляемой информации на доступный для аудитории язык. Принцип работы дата-журналистов заключается в использовании больших массивов данных для выявления общественно-важных тем и тенденций. Так Саймон Роджерс, создатель и редактор The Guardian Datablog, пишет: «Журналистика данных - это возможность проявить гибкость в поисках новых способов предоставления журналистских материалов» [7, р.174]. Развитие форм представления дата-журналистских материалов снимает ограничения на передачу информации в контексте ее объема. Материал журналистики данных может быть создан таким образом, что каждый читатель, обращаясь к публикации, насыщенной данными и показателями, будет иметь возможность настроить ее под себя. Это становится возможным за счет индивидуализации контента с помощью гипертекстуальной структуры и интерактивности. Согласно М. Г. Шилиной это следствие самого устройства сети Интернет: «Данные отражают развитие использования базовых особенностей интернет-коммуникации - гипертекстуальности, мультимедийности, интерактивности, все большую индивидуализацию работы с контентом» [1]. Таким образом, пользователю подается не таблица необработанных данных и значений, а специально настроенный авторами интерактивный инструмент для извлечения тех сведений, что интересны лично ему, как конкретному представителю аудитории.

Статус первых специалистов в области дата-журналистики в Швеции и странах Северной Европы принадлежит двум компаниям, имеющим частично общую историю, общих учредителей и сотрудников, а также схожие стремления использовать данные на периферии традиционной журналистики.

Journalism++ Stockholm был основан шведско-финским журналистом Йенсом Финнесом и шведским журналистом Петером Гренсунд в 2013 году в Стокгольме, как часть международной сети агентств Journalism++ (основанной в 2011 году) [5]. Самая известная работа этой сети - отмеченный наградами проект «The Migrants Files» [13]. Европейская сеть Journalism++ координировала этот проект, целью которого было измерение количества людей, погибших при попытке добраться до Европы с 2013 по 2016 год.

J++ Stockholm принимал активное участие в глобальном движении открытых данных, обмениваясь готовым программным кодом и советами по практике дата-журналистики на таких платформах, как GitHub. Цель J++ Stockholm состоит в том, чтобы стать ведущим агентством журналистики данных в странах Северной Европы, в которую могли бы обратиться журналисты со всего региона для помощи в работе с данными. J++ Stockholm помогает медиакомпаниям с различными проектами и обучает журналистов работе с данными и кодом.

Итак, на сайте J++ Stockholm представлены публикации, над созданием которых компания работала в сотрудничестве с другими медиа, поэтому, в основном, для прочтения любого материала необходимо перейти по ссылке на страницу проекта. Сам сайт содержит лишь часть статистики и краткое описание как самой публикации, так и методов, использованных при ее подготовке. Например, «Kommundatabasen» («Муниципальная база данных») - проект, над которым J++ Stockholm работает совместно с Институтом медиа-исследований уже несколько лет [12]. Проект представляет собой базу данных, которая содержит информацию о распространении СМИ в провинциях Швеции, с помощью которой журналисты и медиаисследователи могут следить за динамикой сокращения редакций отделов новостей различных СМИ. К проекту предоставлены файлы с данными, которые может скачать любой пользователь, а также дана ссылка на программный код. Исследование «Sa bra ar tagen i Europa» («Насколько хороши поезда в Европе») было проведено J++ Stockholm совместно с Европейской сетью дата-журналистики - EDJNet, и представило собой анализ более 40 миллионов поездок до более чем 20 000 станций, целью которого было выяснить, насколько на самом деле путешествия на поезде являются популярными для европейцев [4]. Для того, чтобы подготовить этот материал, журналисты нанесли на карту все действующие железнодорожные станции в 16 европейских странах, чтобы изучить, регион за регионом, сколько людей на самом деле пользуются поездом для путешествий. Авторы также собрали данные о ценах и времени в пути для железнодорожных маршрутов в 28 странах (страны ЕС, включая Великобританию, где регулярно ходят пассажирские поезда, а также Норвегию и Швейцарию), и сопоставили их со временем и стоимостью такого пути на автомобиле. Еще один пример - проект «Blir det en vit jul? («Будет ли снег на Рождество?»), в котором журналисты J++ Stockholm и Aftonbladet с помощью климатических моделей SMHI рассчитали, сколько снежных дней будет потеряно в связи с изменением климата в каждом из районов Швеции, опубликовав материал на платформе Newsworthy, чтобы у пользователя была возможность сразу просмотреть именно свой муниципалитет [3].

Newsworthy занимается региональной журналистикой на всей территории Швеции с 2017 года. Основные задачи редакции - исследовать общество с помощью данных и рассказывать о выявленных тенденциях простым языком. Йенс Финнес также является основателем и генеральным директором. В штате компании есть не только дата-журналисты, но и ученые-статистики и разработчики. Главной особенностью Newsworthy считается то, что все материалы создаются на основе программного кода, адаптированного под каждый шведский муниципалитет. С помощью автоматизации Newsworthy ежемесячно выпускает тысячи местных новостей на широкий спектр тем от безработицы и цен на недвижимость до преступности и климата. Компания также работает в сотрудничестве с организациями и органами власти, которые хотят усовершенствовать раскрытие своих данных и статистики в рамках Newsworthy Content, помогая им создавать новостной контент по данным.

Для каждого материала Newsworthy публикует еще 290 вариантов с разными данными, с упором на одну из коммун (муниципалитетов) Швеции. Так, например, жители Мальмё или Норрчёпинга, желающие ознакомиться с данными Newsworthy по своим муниципалитетам, смогут сделать это в отдельной вкладке своей коммуны, персонализировав ленту новостей. Реализуется это с помощью разработанного кода, который преобразует материалы в одной тематике в локальные новости на основе открытых государственных данных. «Подумайте о 290 новостях вместо одной» - объясняется главная идея компании на сайте Newsworthy Content [6].

К примеру, статьи об уровне безработицы в муниципалитетах Альвеста [9], Норрчёпинг [11],

Специфика работы объединений дата-журналистов в Швеции

Берг и Емтланд [10] содержат индивидуальные для каждого района показатели, в зависимости от имеющихся данных. К тексту каждой статьи добавлены диаграммы и простые инфографики, а также гиперссылки на информацию о других коммунах для сравнения. Все цифры для материала взяты из ежемесячной статистики Шведской государственной службы занятости за текущий и предыдущий года. Кроме различающихся данных, тексты практически идентичны, что говорит об автоматизации процесса их подготовки. Некоторые материалы имеют меньшее количество «копий», потому что не в каждом муниципалитете данные предоставляются своевременно и в подходящем для работы журналистов формате. Также есть разница во времени публикаций, подготовленных на общие темы. Так, например, в то время, как данные о вакцинации от коронавирусной инфекции за последние полгода публиковались практически одновременно для каждого района в связи с оперативным предоставлением структурированной информации в открытый доступ, подготовка материалов на социальные или экономические темы может занимать больше времени, ведь некоторые данные журналисту предстоит запрашивать самостоятельно.

Итак, некоммерческие объединения журналистов в области журналистики данных в Швеции берут на себя оперативное создание дата-журналистских материалов, требующих технологичного подхода и наличие команды из опытных разработчиков и специалистов в области статистики. Первыми подобными организациями в Швеции стали Journalism++ Stockholm и Newsworthy. Однако в то время, как Journalism++ Stockholm (J++ Stockholm) в основном производит традиционную журналистику данных по заказу старых медиа, Newsworthy занимается собственной журналистикой на локальном уровне и предоставляет анализ данных для общественности и медиакомпаний в виде кратких отчетов.

Основная особенность работы таких организаций заключается в сотрудничестве - такие компании могут работать со СМИ, журналистами-фрилансерами, другими некоммерческими организациями, предоставлять свои инструменты для осуществления проектов, основанных на больших данных. Целью работы такого дата-журналистского стартапа может стать организация нескончаемого потока коротких отчетов по социальным, политическим или экономическим вопросам, которые могут быть напрямую переданы общественности или предоставлены более крупным медиакомпаниям для их журналистских целей. Еще одна важная задача таких редакций - автоматизация рутинных процедур для журналистов, что происходит с помощью создания программ и компьютерных кодов, которые позволяют сократить временные затраты и помогают создать большее количество уникальных материалов. Самой очевидной особенностью, которую можно отметить, становится стремление дата-журналистов обратить сложные данные в наиболее простую форму, понятную любому пользователю. Действуя в качестве проводников через сложные данные, специалисты в области данных помогают СМИ укрепить отношения с аудиторией и повысить объективность своих материалов. В государстве, где местная власть даже в небольших районных образованиях предоставляет всю возможную статистическую информацию, существование компаний, которые могут адаптировать эти данные для широкой публики, проводить сравнение и проверку, помогает облегчить внедрение журналистики данных в повседневную работу журналистов. Дата-журналисты предлагают себя в качестве помощника как для своих коллег, так и для читателя, не только объясняя тенденции, но и предлагая технологичные решения проблем.

Таким образом, объединения журналистов-фрилансеров и технических специалистов становятся все более востребованными для бизнеса и средств массовой информации, особенно для тех, кто не имеет собственных отделов цифровой журналистики или журналистики данных [8]. Результатом такой практики становится распространение принципов совместной работы, традиционно поддерживаемого расследовательской журналистикой, и переход к модели постоянного обмена инструментами и информацией, что приводит к растущей культуре сотрудничества. Медиакомпании Швеции охотно принимают различные услуги в области журналистики данных, обращаясь к базам данных и подбирая технических специалистов через аутсорсинг.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Шилина, М. Г. Big Data, Open Data, Linked Data, метаданные в PR: актуальные модели трансформации теории и практики // М. Г. Шилина, В. Ю. Левченко. Медиаскоп. [Электронный

ресурс] режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1486 (2)

2. Arbetslösheten stiger i Berg - medan den sjunker i Jämtland. Newsworthy. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.newsworthy.se/artikel/149996/arbetsl%C3%B6sheten-stiger-i-berg—medan-den-sjunker-i-j%C3%A4mtland

3. Blir det nagon vit jul? / J++ Stockholm, Aftonbladet. // Newsworthy. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.newsworthy.se/vita-jular

4. Don't Miss the Train. EDJNet, J++ Stockholm. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www. europeandatajournalism.eu/eng/Investigations/Don-t-Miss-the-Train

5. Finnäs, J. Journalism++ enters a new era. - 2017, April 11. [Электронный ресурс] режим доступа: jplusplus.org/sv/blog/journalismenters-a-new-era

6. För kommunikatörer. Newsworthy Content. [Электронный ресурс] режим доступа: https://content. newsworthy.se/

7. Gray J. Data Journalism Handbook. - J. Gray, L. Bounegru, L. Chambers. - O>Reilly Media, 2012. -с. 191 (7)

8. Kosterich A. Managing News Nerds: Strategizing About Institutional Change in the News Industry. Journal of Media Business Studies 17(2). - 2019. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www. researchgate.net/publication/334261951_Managing_news_nerds_strategizing_about_institutional_change_ in_the_news_industry

9. Lägsta arbetslösheten bland utlandsfödda pa elva ar i Alvesta. Newsworthy. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.newsworthy.se/artikel/135480/l%C3%A4gsta-arbetsl%C3%B6sheten-bland-utlandsf%C3%B6dda-p%C3%A5-elva-%C3%A5r-i-alvesta

10. Arbetslösheten stiger i Berg - medan den sjunker i Jämtland. Newsworthy. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.newsworthy.se/artikel/149996/arbetsl%C3%B6sheten-stiger-i-berg— medan-den-sjunker-i-j%C3%A4mtland

11. Lägsta arbetslösheten pa 13 ar i Norrköping. Newsworthy. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.newsworthy.se/artikel/145472/l%C3%A4gsta-arbetsl%C3%B6sheten-p%C3%A5-13-%C3%A5r-i-norrk%C3%B6ping

12. Sa manga redaktioner har försvunnit i Sverige. / Kommundatabasen. // Institutet för mediestudier, Journalism++ Stockholm. [Электронный ресурс] режим доступа: https://kommundatabas.mediestudier.se/

13. The human and financial cost of 15 years of Fortress Europe. The Migrants Files. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.themigrantsfiles.com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.