Мамедова Тора Камал гызы
СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЗМА И.ЭФЕНДИЕВА, ИЛИ ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ЧУВСТВ В ПОВЕСТИ «КИЗИЛОВЫЙ МОСТ»
Диссертант Сумгаитского государственного университета (Азербайджан)
Основной показатель, заставляющий нас говорить о психологизме И.Эфендиева, - умение автора демонстрировать внутренний мир героя. Общая для всей литературы тема - тема человеческого счастья - приобретает в творчестве И.Эфендиева яркую и эмоциональную окраску, большую силу влияния и все это становится возможным благодаря психологизму в прозе.
В жизни человек сталкивается с потрясениями, пороками, недостатками, изменой. И.Эфендиев, как «писатель - психолог» [9, 1], не упускает из виду эту привлекающую сторону жизни. Его успех заключается, прежде всего, в современности темы, в реальном взгляде на жизнь героев, в очень важном и реальном умении автора что - либо чувствовать и умение передавать эти чувства, в умение открыто и с волнением, своими словами говорить об этом важном и реальном. В семейно - бытовом романе «Кизиловый мост» автор ставит проблему духовной независимости молодежи, рассуждает о воспитании, пытается разрушить диалектику реальных законов, противоречащих окружающему миру. Герои И.Эфендиева всегда отличается современностью, твердостью, решимостью и благородством. Образ Сарии выделяется требовательностью, умением бороться. В азербайджанской литературе она является образом женщины -изменщицы.
Говоря о психологических приемах А.Пушкина и Стендаля? всегда отмечают у обоих новаторство психологизма любви как основное качество их творчества. Таково и в произведении И.Эфендиева. Представленный
И.Эфендиевым в азербайджанской литературе мотив измены был не только отличительным, но и требующим мужества событием. Необходимо исключить образ Хураман в произведение С.Вургуна «Вагиф», так как этот мотив измены заканчивается дидактическим концом. В отличие от Хураман Сария («Кизиловый мост») не гонится за богатством и славой. Сария, как говорит Елчин, «пытается быть искренной и открытой в отношениях с людьми, ищет правду и чистоту, обращая внимание окружающих людей, особенно обывателей, на ее независимость» [7, 84]. Подобный мотив встречается в пьесе Джалала Меджнунбекова «Молния». Здесь Егана женщина - изменщица; бросив дом, сына, мужа уходит к Джалалу. Однако никчемность Джалала не делает Егану счастливой. Автор обвиняет Егану. Здесь также прослеживается дидактический результат. И.Эфендиев же оберегает свою героиню Сарию от обвинений. В Адиле моральные достоинства скрыты за душевными переживаниями, он связывает психологические аспекты действий Сарии с духовной эволюцией и она становится героем произведения. И.Эфендиев знал, что, не смотря на возможность негативного восприятия представленного жизненного события со стороны общества, оно приобретет глубокое содержание и эстетическое значение как запоминающийся факт автобиографии.
Сегодня внимательно глядя из-за социалистического реализма, говоря об изменении основы идеи прозы, философской цели и проблематики прослеживается влияние и поэтическая сила образа Сарии. Сария, как образ построена на реальной действительности. В ней больше отличительного содержания и объема, чем в таких свойствах, как «первенство», приближение к идеалу», «героизм». Правда отмечает Т.Алышаноглы, что Сария не умещается в рамках «героя прозы 50-х годов», «она противоречиво совмещает в себе с одной стороны его апологию, с другой стороны отрицание» [10, 25]. Сария, двигаясь от «героя» к «человеку», доказывает, что современный человек, намного положительнее модели - героя, намного
живее и сложнее ее» [6,152].
Характер Сарии, напоминающий образ Анны Карениной Л.Толстого, в некотором роде схоже с ней в индивидуальной судьбе. Анна несчастна в семье, она не любит Каренина. Анна - женщина глубоко чувствующая, с духовной природой. Решительна в борьбе за свою любовь сдает свою позицию. Она любит Вронского и требует вознаграждение за любовь. Эти же слова можно отнести и к Сарии. Автор, как исследователь человеческой природы, представляет интересующий его объект отдельно от окружающих. Проникая в интимный мир героя, использует психологические приемы для представления человеческих особенностей. Основной прием психологизма -приближение героя читателю с помощью внутреннего монолога. Сердечная жизнь Сарии от совместной жизни с Адилем до знакомства с Гарибджаном, до появления истинных любовных чувств в связи со знакомством с Гарибджаном описывается с помощью противоречий. Автор оправдывает отношение чувствами. И здесь он приближается не к Шекспиру, а к Толстому. Так же как и у Анны, характер Сарии, ищущий морально -философскую правду, развивается, меняется в результате различных жизненных впечатлений, на основе внутренней напряженности и противостояний. Развитие личности, изменение ее морально - философского содержания происходит путем прохождения через психологические ситуации. Автор, описывающий внутренний мир героя, берет за основу духовное содержание эмоционального мыслительного процесса души, ищет в чувствах и мыслях не ложь, лицемерие, а истинность, естественность, внутреннюю чистоту.
Анализируя, образ Анны Л.Толстоя З.Шепелева считает естественным чувства Анны - 26 летней женщины - к Вронскому, которые впервые ее обвораживают. Она отмечает, что именно эти чувства открывает у Анны человеческие чувства и женское достоинство. И это искренняя любовь для нее не падение, а наоборот морально-нравственное повышение [см.: 3, 156].
Те же слова можно сказать и о Сарие. Именно увидев Гариба, из естественной потребности у нее рождается странное отношение. Рано или поздно в Сарие должны были разгораться желаемые ощущения. Привязанность и взгляды Адиля, требования определенных в рамках не могли до конца господствовать в духе Сарии. Эта правда была явно видна. Сария была лишена женского счастья. Именно здесь И.Эфендиев ставит проблему самооценки личности и общечеловеческого счастья, выдвигает идею чувства морального одиночества и свободы личности. Автор выступает против искусственных отношений в любви и пытается доказать, что любовь зарождается в глубине сердца, но очень часто становится крепче на основе духовной близости. А как видно, Сария была лишена этой близости.
З.Шепелева отмечает что, любовь для Анны большое, естественное человеческое счастье. Она говорит, что именно полюбив Вронского, Анна осознала право на счастье, жить по настоящему человеческому и ушла от обмана, от лицемерия. Именно после того, как Сария полюбила Гариба, она поняла, что имеет право быть счастливой. В это время внутри Сарии зарождается ментальный конфликт. В результате нежелательного заключения индивида начинается процесс боязни сделать шаг. Любовь Сарии натыкается на социальные препятствия. Это препятствие в первую очередь дорождается внутри. Сознание героя в первую очередь не может принять большие изменения. Сознание само себя обманывает, и этот обман работает на любовь. И.Эфендиев пытается анализировать зарождение чувств, логику их развития. Сария иногда не понимает себя, боится признать неожиданно зародившиеся чувства, удивляется капризам сердца. Находясь, долгое время в раздумьях и сомнениях, героиня впоследствии понимает общечеловеческие критерии содержания жизни и на этой основе самореализуется, понимает себя и, наконец, самоутверждается. Сария постепенно узнает Гариба в процессе работы. Гариб не ищет легкий жизни, не зарится на чужое добро, трудолюбивый, ловкий, сдержанный. Теперь Сария выясняет отношения. «Я
не могла получить удовольствия от самообмана. Я чувствовала, как зарождается двуличие, подхалимство... и это порождало во мне отвращение» [11, 521]. Сария рвет цепи национальных традиций, которые мешали ей быть счастливой, у нее появляются новые представления молодой женщины о счастье. Перед страстью людей, воспитанных в новой социальной среде, гордых, независимых, свободных в истинном значении слова, сдают традиции.
И.Эфендиев, создавая свое произведение, мыслил о проблеме семьи и брака, о возможности человека найти истинное семейное счастье. Волнующая его правда жизни находит свое художественное выражение. Автор, представляет реальное положение жизненной позиции Сарии в новом свете. Познав себя, Сария стремится к свободе и счастью. Она доказывает, что человек ни от кого и ни от чего не зависит, может действовать в соответствии со своими желаниями, в то же время это желание может не соответствовать традициям и воспитанию, среде. Для этого в человеке самое главное должно присутствовать принципиальное самопознание, определяющие начало. Поэтому Сария может считаться экзистенциальным образом модернистского стиля своего периода. Нельзя так же согласиться с критиками, не видящими в образе Сарии никаких признаков национального характера. Было бы не правильно обвинять ее «в нарушении обычных норм воспитания», «в напрасном уходе от Адиля». Нельзя забывать, что национальный характер - историческая категория. Он может, меняться. Оценивая действия Сарии как чуть ли не крушение национальных обычаев и традиций, не соответствие азербайджанской литературы и художественной критики общему развитию объясняется тем, что «быстротечное развитие не принимает во внимание моральное состояние современного человека, динамическую важность национального характера, то, что он является исторической категорией, диалектическое единство традиций и новаторства забывается» [8, 40].
Д.И.Писарев в своем статье «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова» комментируя, положение женщин в обществе и в литературы приходит, по нашему мнению вполне правильному выводу: «Я буду выбирать только те личности, которые еще борются с жизнью и чего - нибудь от нее требуют. Женщины, уже помирившиеся с известною долею, не войдут в мой образ потому, что они, собственно говоря, уже перестали жить» [1, 187]. И.Эфендиев идет тем же путем. Его интересуют женщины - борцы, храбрые, не желающие мириться со своей судьбой. Специфика психологизма в том, что автор отводит большое место описанию любовных чувств. Пытается анализировать зарождение чувств, логику их развития. Именно Сария, подавляя свои чувства, могла бы потерять содержание и колорит как современный образ, если бы примирилась со своей судьбой и, как образ не интересовала бы не только читателя, но и критика. Б.Набиев в своей статьи «Царство небесное, патриарх» без слов, имея в виду образ Сарии пишет: «Роман «Кизиловый мост» явился одной из первых ласточек весны, принесших изменения в общественное мнение течения, называемого «литературой 60-х годов» [14, 239].
Вагиф Юсифли, отмечая бросающийся в глаза в целом ряде образов азербайджанской прозы психологический анализ связи именно внутреннего мира личности со сложными жизненными процессами, подходит к роману И.Эфендиева «Кизиловый мост» с этой позиции. Автор, отмечая то, что критика подходит к анализу образа с двух сторон - чисто воспитательно-социологической и психологической, связанной с исследованием духовного мира, приходит к правильному заключению о том, что связь между психологией характера и развитием общества смог почувствовать целый ряд прозаиков. «Именно в этот момент - в период новых потребностей и прогресса общества - от писателя требуется большой талант для изображения изменений во внутреннем мире характера с такой
чувствительностью, посредством психологических средств, с мастерством истинного мастера» [16, 56]. И, безусловно, этот талант присущ творчеству И.Эфендиева.
Ю.Исмаилов ставит такой вопрос, «Какие меры принимает Сария для исправления недостатков мужа, как женщина, как благородный и доброжелательный человек, как она ему помогает?» И отмечает : «Ведь любовь это такая большая сила, помощью, которая даже самого порочного человека можно исправить» [12, 60]. Ю.Сеидов в принципе приходит такому же заключению. «Любить человека - это значит уметь за него постоять, когда это необходимо. Когда Сария действительно так поступает в отношении к Гарибджану, она демонстрирует, что она не готова не только умереть за Адиля, но и пойти даже на маленькую уступку. Она даже не пытается повлиять на мужа, исправить его ошибки» [15, 109]. Здесь было бы уместным обратиться к произведению «Анна Каренина». Так, когда Анна задала Вронскому вопрос о любви, он отвечал, что уважает ее, и Анна понимала, что любовь уже закончилась, и она произносит реплику о том, что уважение принимается за любовь, там нет любви, говорить об уважении. Мы так же не можем обнаружить факта, что Сария любит Адиля; можно сказать, что Сария только уважает его, и, как правильно определил Адиль, пытается выполнять свой долг. Сария не любила Адиля. Возможно, у Сарии одно время было чувство славы. Должность Адиля, известность его семьи ее привлекали. Очень часто она заполняла духовную пустоту этим утешением. Истинная любовь у Сарии зарождается только к Гарибджану. Гариб приводит ее в мир сильных чувств долгое время не знакомых ей. Женщина привязывается сердцем к человеку, открывшему ей глаза. Сария, нашедшая новую энергию в самой жизни, понимает, что у нее есть право быть человеком и жить. Сария в один миг забывает мужа и свои обязанности перед ним. Все ее чувства рождают новую жизнь, новые чувства порождают новую жизнь и она стремится к этой жизни; не озираясь на прошлую жизнь,
не боясь мужа, она наперекор совести идет вперед. Вспомним образ Джамили Чингиза Айтматова. Именно моральная потребность толкает Джамилю на измену. Она живет в богатом и счастливом доме. Слова матери «ты попала в богатый и счастливый дом. Это твое счастье. Счастье женщины в том, чтобы родить ребенка и чтобы в ее дом был достаток» [5, 10]. не нашли оправдания. Для Джамили счастье - это нечто большее, чем представления матери. Джамиля, так же как и Сария, женщина, которая понимает, что имеет право на счастье. Она, как и Сария, мечтает о любовных отношениях, семье большего содержания, чем совместное проживание. И Сария, и Анна, и Джамиля упрямицы, любящие быть в центре внимания, много требующие от жизни, понимающие право любит и быть любимой, не мирящихся со своей судьбой, и в то же время они новаторские образы для своего времени. Они поднимают мятеж за безграничную свободу, не ограниченную какими - либо моральными законами, и вступают против угнетающих их традиций. Они «ищут истинное содержание понятия счастья, открывает его, олицетворяют собой новую семью, воспитание и любовные отношения большего содержания и значения, чем обеспечиваемое простой привычкой «совместное проживание» [13, 156].
Именно новая обстановка, новая социальная среда, новый образ мышления, новый взгляд на жизнь определяют новое жизненное кредо Сарии, Анны, Джамили; они разрушают прежнее «я» и самоутверждаются, и если речь идет о реальной личности, здесь нет ничего удивительного.
Литература
1. Писарев Д.И. Литературная критика в 3-х томах, т.1, (статьи 18591864г.), Ленинград, Худож. Лит., Ленинградское отделение, 1981.
2. Толстой Л.Н., Анна Каренина, Москва, Худож.лит.,1976.
3. Щепелева З., Лев Николаевич Толстой, Москва, Московский
рабочий, 1960
4. http://lepo.it.da.ut.ee/~lar2/Pushkin//31pt2_5t/htm // Л.И.Вольперт, Психологизм ранней прозы Пушкина и Стендаля
5. Aytmatov Q., Csmils, Baki, Azsrb. U§aq vs Gsnclsr 9dsbiyyati ns§riyyati, 1961
6. Cabbarov N., insani sevmsk azdir // Azsrbaycan, 1977, N1
7. El5in, Azsrbaycan sdsbi tsnqidinin vs sdsbi prosesin problemlsri, Baki, Qinar-Qap, 2003
8. El5in, Tsnqid vs nssr (Azsrbaycan bsdii nssri sdsbi tsnqidds 1945-1965), Baki, Guns§, 1999
9. 9bilov i., Hsmi§s bizimls // Yeni Azsrbaycan-9dsbiyyat, 2002, 29 noyabr, N227(1455)
10.9li§anoglu T., Azsrbaycan "yeni nssr"i, (9srin nssr poetikasindan), Baki, Elm,1999
11.9fsndiyev i., Se?ilmi§ sssrlsri, 7 cildds, IVc., Baki, Qinar-Qap, 2002
12.ismayilov Y., ilyas 9fsndiyevin yaradiciliq yolu, Baki, Elm, 1991
13.Qarayev Y., Poeziya vs nssr, Yazi5i, Baki, 1979
14 Nsbiyev B., Ruhunuz §ad olsun, patriarx, Ssn hsmi§s bizimlsssn kitabinda, Baki, Gsnclik, 1999
15. Seyidov Y., ilyas 9fsndiyev, Baki, Azsrbaycan Dovlst Ns§riyyati, 1975
16Yusifli V., Nssr, konfliktlsr, xarakterlsr, Baki, Yazi5i, 1986
SUMMARY
In this article is analysed I.Efendiyev's tale "Builders of bridge", is commented roul of psychologizm in representation of process development of morals of person, is compared image of Sariya with image of Ann of L.Tolstoy and with image of Jamilya of C.Aytmatov.