Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ТОМСКА'

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ТОМСКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАТИВНОСТЬ / СТИЛИ РЕАГИРОВАНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МОЛОДЕЖЬ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL SYSTEM OF ACTIVITY / INNOVATIVENESS / CHANGE RESPONSE STYLES / EMOTIONAL INTELLIGENCE / YOUTH ADULTS / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перикова Екатерина Игоревна, Атаманова Инна Викторовна, Богомаз Сергей Александрович

Проблема и цель. Построение конкурентноспособной системы высшего образования, ориентированной на инновационное социально-экономическое развитие общества, невозможно без изучения специфики готовности вузовской молодежи к инновационной деятельности. Цель исследования - определение специфики психологической готовности к инновационной деятельности на примере молодежи двух российских городов Санкт-Петербурга и Томска. Методология. Для изучения готовности к инновационной деятельности проводилась оценка инновативности и параметров психологической системы деятельности посредством методов психологического тестирования. Были использованы следующие методики: опросник эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, опросник самоорганизации деятельности Е. Ю. Мандриковой, дифференциальный тест рефлексивности Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина, модифицированный опросник ценностей Р. Инглхарта в адаптации Р. К. Хабибулина, шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера в переводе на русский язык Д.А. Леонтьева, опросник стилей реагирования на изменения Т. Ю. Базарова и М. П. Сычевой. В исследовании приняли участие 474 респондента: 291 житель Санкт-Петербурга и 183 жителя Томска в возрасте 22,5±3,9 лет. Результаты. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о специфике психологической готовности к инновационной деятельности молодежи в зависимости от города проживания. Молодежь Санкт-Петербурга продемонстрировала большую готовность к инновационной деятельности в отношении инициирования нововведений, в то время как молодежь Томска, придерживающаяся традиционных ценностей, в большей степени была готова принимать и поддерживать изменения. Авторами выявлены шесть профилей инновативности и психологической системы деятельности: «инноваторы», «консерваторы», «реактивные», «реализующие», «ориентированные на инновативность» и «ориентированные на стабильность», имеющих разную представленность среди молодежи Санкт-Петербурга и Томска. Авторы обобщили, что инновативность российской молодежи проявляется в таких характеристиках, как целеустремленность, чувствительность к себе и окружающим (эмоциональный интеллект) и системном уровне рефлексии. Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости учета специфики готовности к инновационной деятельности молодежи при трансформации системы высшего образования в разных городах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Перикова Екатерина Игоревна, Атаманова Инна Викторовна, Богомаз Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ТОМСКА»

Science for Education Today

2020, том 10, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

© Е. И. Перикова, И. В. Атаманова, С. А. Богомаз

DOI: 10.15293/2658-6762.2001.04

УДК 159.923.33+378

Специфика психологической готовности к инновационной деятельности

Е. И. Перикова (Санкт-Петербург, Россия), И. В. Атаманова, С. А. Богомаз (Томск, Россия)

Проблема и цель. Построение конкурентноспособной системы высшего образования, ориентированной на инновационное социально-экономическое развитие общества, невозможно без изучения специфики готовности вузовской молодежи к инновационной деятельности. Цель исследования - определение специфики психологической готовности к инновационной деятельности на примере молодежи двух российских городов Санкт-Петербурга и Томска.

Методология. Для изучения готовности к инновационной деятельности проводилась оценка инновативности и параметров психологической системы деятельности посредством методов психологического тестирования. Были использованы следующие методики: опросник эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, опросник самоорганизации деятельности Е. Ю. Ман-дриковой, дифференциальный тест рефлексивности Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина, модифицированный опросник ценностей Р. Инглхарта в адаптации Р. К. Хабибулина, шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера в переводе на русский язык Д.А. Леонтьева, опросник стилей реагирования на изменения Т. Ю. Базарова и М. П. Сычевой. В исследовании приняли участие 474 респондента: 291 житель Санкт-Петербурга и 183 жителя Томска в возрасте 22,5±3,9 лет.

Результаты. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о специфике психологической готовности к инновационной деятельности молодежи в зависимости от города проживания. Молодежь Санкт-Петербурга продемонстрировала большую готовность к инновационной деятельности в отношении инициирования нововведений, в то время как молодежь Томска, придерживающаяся традиционных ценностей, в большей степени была готова принимать и поддерживать изменения. Авторами выявлены шесть профилей инновативности и психологической системы деятельности: «инноваторы», «консерваторы», «реактивные», «реализующие», «ориентированные на инновативность» и «ориентированные на стабильность»,

Исследование выполнено в рамках проекта № 8.1.04.2019 Программы повышения конкурентоспособности Национального исследовательского Томского государственного университета Перикова Екатерина Игоревна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории поведенческой нейродинамики, Санкт-Петербургский государственный университет. E-mail: chikurovaEI@gmail.com

Атаманова Инна Викторовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры генетической и клинической психологии, Национальный исследовательский Томский государственный университет.

E-mail: iatamanova@yandex.ru

Богомаз Сергей Александрович - доктор психологических наук, профессор, кафедра организационной психологии, Национальный исследовательский Томский государственный университет. E-mail: bogomazsa@mail.ru

© 2011-2020 Science for Education Today Все права защищены

молодежи Санкт-Петербурга и Томска

2020, том 10, № 1 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

имеющих разную представленность среди молодежи Санкт-Петербурга и Томска. Авторы обобщили, что инновативность российской молодежи проявляется в таких характеристиках, как целеустремленность, чувствительность к себе и окружающим (эмоциональный интеллект) и системном уровне рефлексии.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости учета специфики готовности к инновационной деятельности молодежи при трансформации системы высшего образования в разных городах России.

Ключевые слова: готовность к инновационной деятельности; психологическая система деятельности; инновативность; стили реагирования на изменения; эмоциональный интеллект; молодежь; система высшего образования.

Постановка проблемы

Одной из основных целей высшего образования является подготовка кадров, способных обеспечить повышение конкурентоспособности национальной экономики страны. Аналитики Economic Forum установили десять основных компетенций, которые будут востребованы к 2020 году: 1. Умение решать сложные задачи; 2. Критическое мышление; 3. Креативность; 4. Умение управление людьми; 5. Навыки координации и взаимодействия; 6. Эмоциональный интеллект; 7. Способность принимать решения; 8. Клиентоори-ентированность; 9. Умение вести переговоры; 10. Когнитивная гибкость1. Обращает на себя внимание тот факт, что все указанные компетенции относятся к личностным ресурсам, обозначенным как инновационный потенциал человека2. В современном мире остро стоит задача построения педагогической системы высшего образования, которая обеспечит высокий уровень инновационной активности обучающихся для стимуляции массовых инноваций в экономике [1; 2]. Целью высшего

образования становится не только развитие профессиональных компетенций обучающихся, но и их психологических качеств готовности к инновационной деятельности, что обеспечит становление профессионалов, способных к разработке и внедрению инновационных достижений.

Именно высшее образование играет особую роль в развитии инновационной экономики, поскольку производительность труда в значительной степени определяется распространением знаний о новых технических достижениях и эффективной организации производства, а трансфер технологий осуществляется вместе с компетенциями посредством обучения [3]. Исследования показывают, что те, кто имеют более высокий уровень образования, проще и быстрее адаптируются к новым технологиям и в большей степени открыты для их применения на рабочих местах3.

Педагогические инновации в системе высшего образования внедряются во многих

1 10 skills you'll need to survive the rise of automation URL: https://www.weforum.org/agenda/2018/07/the-skills-needed-to-survive-the-robot-invasion-of-the-workplace (дата обращения: 08.01.2020).

2 Галажинский Э. В., Клочко В. Е., Краснорядцева О. М.

Психология инновационной деятельности: словарь, охватывающий специфику профессиональной лек-

сики: методическая разработка. - 2009. URL: http://vi-tal. lib .tsu. ru/vital/access/services/Down-load/vtls:000661491/S0URCE1 3 Dohmen D., Cristobal V., Yelubayeva G. The macro-economic benefits of adult learning // Research Institute for the Economics of Education and Social Affairs. - 2016. URL: http://2016.economicsofeducation.com/user/pdf-sesiones/171.pdf

© 2011-2020 Science for Education Today

Все права защищены

63

Science for Education Today

2020, том 10, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

странах мира4 5 [4; 5], в том числе и в России6 [6; 7]. Однако Г. А. Ключарев и И. Г. Дежина отмечают, что состояние системы высшего образования Российской Федерации в актуальный момент «не отвечает вызовам инновационной экономики» [6, с. 43].

При наличии большого числа педагогических инноваций одни из них работают, а другие нет [4]. С нашей точки зрения, для разработки успешной системы образования необходим комплексный подход, учитывающий атрибуты инновационной среды7 [8; 9] и инновационного потенциала субъектов деятельности8 [10; 11].

Одними из первых комплексный подход к изучению инновационной деятельности в России предложили исследователи Томской школы психологии, определив психологическую готовность к инновационной деятельности как специфический уровень самореализации, который обусловлен актуальными возможностями человека и «особым типом системных образований ценностно-смыслового порядка, определяющими характер и форму

4 Walder A. M. A Theoretical Model for Pedagogical Innovation: A Tripartite Construction of Pedagogical Innovation Focusing on Reasons for and Means of Innovating // Journal of Studies in Social Sciences. - 2015. - Vol. 12 (1). -P. 180-197.

5 Hannan A., Silver H. Innovating in Higher Education: Teaching, Learning and Institutional Cultures. - London: Open University Press, 2000. - 173 p.

6 Khavenson T., Koroleva D., Lukina A. The Four Motives of Educational Innovators // Higher School of Economics Research Paper. - 2019. DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3425894

7 Scott A. D. The Little Black Book of Innovation: How It Works, How to Do It. - Boston, Massachusetts: Harvard Business Review Press, 2017. - 283 р.

8 Веснина Л. В., Галажинский Э. В., Краснорядцева О. М.,

Малкова И. Ю., Неверова В. В., Прозументова Г. Н.,

Пряжников Н. С., Резанова З. И., Рыкун А. Ю., Соро-

кова Л. А., Суханова Е. А., Шушпанова О. В., Якубовская Т. В. Сектор элитного образования как ресурс инновационного развития региона. - Томск:

открытия самоорганизующейся психологической системы в инновационную среду» .

Целью данной работы был анализ психологической готовности современной молодежи Томска и Санкт-Петербурга к инновационной деятельности. Мы предположили, что молодежь Санкт-Петербурга будет обнаруживать большую склонность к инновационной деятельности, чем молодежь Томска.

Методология исследования

Мы рассматриваем деятельность в рамках теории функциональных систем П. К. Анохина, автор которой выделил четыре ключевых блока деятельности системы: «блок афферентного синтеза», «блок принятия решений», «блок эфферентного синтеза» и «обратная афферентация»10. Феномен психологической готовности к инновационной деятельности был операционализирован через параметры инновативности и психологической системы деятельности молодежи11. Таким образом, исследование имело две основные задачи:

ТГУ, 2016. - 174 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35453919

9 Галажинский Э. В., Клочко В. Е., Краснорядцева О. М. Психология инновационной деятельности: словарь, охватывающий специфику профессиональной лексики: методическая разработка. - 2009. - С. 20. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Down-load/vtls:000661491/SOURCE1

10 Анохин П. К. Принципиальные вопросы обшей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. - М.: Наука, 1973. - С. 5-61.

11 Атаманова И. В., Богомаз С. А. Инновативность современной молодежи и культурные факторы социально-экономического развития // Социальная и экономическая психология: Состояние и перспективы исследований: сб. науч. тр. / отв. ред. Т. А. Нестик, Ю. В. Ковалева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. - Ч. 1. - С. 281-288. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36500451

© 2011-2020 Science for Education Today

Все права защищены

64

2020, том 10, № 1

(1) описание и сравнение профилей иннова-тивности и психологической системы деятельности молодежи Санкт-Петербурга и Томска;

(2) анализ психологической готовности современной молодежи Томска и Санкт-Петербурга к инновационной деятельности.

Для анализа готовности молодежи Томска и Санкт-Петербурга к инновационной деятельности были отобраны следующие опрос-никовые методы, направленные на изучение параметров психологической системы деятельности человека, способного создавать и внедрять инновации [12-15]:

- для оценки ведущих ценностей был использован модифицированный опросник ценностей Р. Инглхарта в адаптации Р. К. Хабибу-лина12; оценивалась приверженность к традиционно консервативным или либеральным ценностям (личная свобода и эмансипация от норм); опросник состоит из двух шкал: «Традиционные / секулярно-рациональные ценности» и «Ценности выживания / ценности самовыражения», включает 13 утверждений, оцениваемых по 7-балльной шкале Ликерта;

- для диагностики личностных навыков тактического планирования и постановки стратегических целей использовался опросник самоорганизации деятельности Е. Ю. Мандриковой 13 ; опросник включает следующие шкалы: «Целеустремленность», «Настойчивость», «Планомерность», «Фиксация», «Ориентация на настоящее», «Самоор-

ISSN 2658-6762

ганизация» и «Суммарный показатель самоорганизации деятельности» (СД); опросник самоорганизации деятельности состоит из 25 пунктов, оцениваемых по 7-балльной шкале Ликерта;

- для диагностики продуктивной формы рефлексии, способствующей диалогу с миром, использована шкала системной рефлексии Дифференциальной диагностики рефлексивности Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина [16]; шкала состоит из 12 пунктов, оцениваемых с использованием 4-балльной шкалы ответов;

- для когнитивной оценки соответствия жизненных обстоятельств ожиданиям и общей меры внутренней гармонии и психологической удовлетворенности применялась «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера; в переводе на русский язык Д. А. Леонтьева шкала сохранила оригинальную структуру - 5 пунктов и 5-бальную структуру ответа14;

- эмоциональный интеллект (ЭИ) оценивался с использованием опросника Д. В. Лю-сина, состоящего из 46 вопросов, оцениваемых по 4-х балльной шкале Ликерта; опросник интерпретируется по пяти основным шкалам: «Межличностный ЭИ», «Внутриличностный ЭИ», «Понимание эмоций», «Управление эмоциями», «Контроль экспрессии», а также по четырем дополнительным субшкалам: «Понимание чужих эмоций», «Управление чужими эмоциями», «Понимание своих эмоций», «Управление своими эмоциями»15;

http://sciforedu.ru

12 Хабибулин Р. К. Характеристики авторитета Российской государственной власти в сознании граждан: дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. - Санкт-Петербург, 2015. - 179 с. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=30426684

13 Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности // Психологическая диагностика. - 2010. - № 2. - С. 87-111.

14 Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Апробация русскоязыч-

ных версий двух шкал экспресс-оценки субъектив-

ного благополучия // Материалы III Всеросс. социологического конгресса. - М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. URL: https ://publications.hse.ru/mir-ror/pubs/share/folder/pjuun7fz60/direct/78753837 15 Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от процесса к изменениям. - М.: Институт психологии РАН, 2009. -С. 264-278.

© 2011-2020 Science for Education Today

Все права защищены

65

Science for Education Today

2020, том 10, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

- для диагностики инновационных диспозиций личности, входящих в систему параметров психологической системы деятельности, был использован опросник стилей реагирования на изменения, разработанный Т. Ю. Базаровым и М. П. Сычевой [17; 18]; опросник состоит из 52 пунктов, оцениваемых попарно и интерпретируется по шкалам «Консервативный стиль», «Инновационный стиль», «Реактивный стиль» и «Реализующий стиль».

Выбор психодиагностического инструментария осуществлялся в соответствии с методологией, поставленными целью и требованиями валидности, надежности, стандартизации и адаптации методик.

В исследовании приняли участие 474 испытуемых, 214 юношей, 260 девушек (возраст 22,5±3,9) двух городов России: 291 житель Санкт-Петербурга (возраст 20,9±3,9) и 183 жителя Томска (возраст 23,7±3,4) с высшим и незаконченным высшим образованием.

Выбор городов объясняется их различием с точки зрения атрибутов инновационной среды: географических, экономических и социокультурных факторов. Санкт-Петербург является центром Северо-Западного федерального округа и вторым по численности населения городом России, основные виды экономической деятельности которого связаны с торговлей, обрабатывающим производством, сферами транспорта, здравоохранения и услуг. Томск располагается в Западной Сибири, экономика города в большей степени ориентирована на сферу промышленности, энергетики, добычи полезных ископаемых и услуг. Кроме того, значительную долю в экономике обоих городов занимает научно-образовательный комплекс.

В процессе математической обработки данных применялись следующие статистические процедуры и критерии: 1) для проверки

нормальности распределения показателей -критерий Колмогорова-Смирнова; 2) для выявления различий в уровне исследуемого признака - критерий Стьюдента; 3) для выявления типов психологической системы деятельности и инновативности использовался кластерный анализ с применением метода Варда. Результаты были получены с помощью программного продукта StataMP 15.0.

Результаты исследования

Учитывая данные о нормальности распределения значений по шкалам изучаемых методик, проведено сравнение показателей психологической системы деятельности и ин-новативности выборок молодежи Санкт-Петербурга и Томска (табл. 1).

Из таблицы 1 видно, что наибольшие различия наблюдаются в выборках двух городов по показателям стилей реагирования на изменения. Молодежь Санкт-Петербурга отдает предпочтение инновационному (1 = 4,06; р<0.000) и реактивному (1 = 4,98; р<0.000) стилям реагирования на изменения, а молодежь Томска - консервативному (1 = -3,33; р<0.001) и реализующему (1 = -8,77; р<0.000) стилям. Это подчеркивает неоднородность молодежи в отношении реагирования на ситуации изменений. В Томске проживают как лица, предпочитающие избегать изменений, так и лица, готовые к изменениям при возможности получения личной выгоды. В Санкт-Петербурге есть и молодежь, которая готова выступать инициаторами изменений, и молодежь, эмоционально сопротивляющаяся изменениям. Полученные результаты согласуются с более высокими показателями важности традиционных ценностей (1 = -5,53; при р<0.000) и ценностей выживания (1 = -5,29; при р<0.000) у молодежи Томска, в сравнении с молодежью Санкт-Петербурга.

Science for Education Today

2020, том 10, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Таблица 1

Средние значения и стандартные отклонения показателей психологической системы деятельности и инновативности молодежи Санкт-Петербурга и Томска (N=474)

Table 1

Mean values and standard deviations for parameters of the psychological system of activity and innovativeness in youth from St. Petersburg and Tomsk (N = 474)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели Санкт-Петербург (N=291) Томск (N=183) Значимость

Средние значения Стандартные отклонения Средние значения Стандартные отклонения

Консервативный стиль 20,41 4,93 21,90 4,56 0,001

Инновационный стиль 18,87 4,87 17,07 4,55 0,000

Реактивный стиль 18,38 5,07 16,07 4,79 0,000

Реализующий стиль 19,24 4,44 22,98 4,79 0,000

Традиционные / секулярно-ра-циональные ценности 3,99 1,03 4,43 0,76 0,000

Ценности выживания / самовыражения 4,11 0,93 4,54 0,79 0,000

Понимание чужих эмоций 25,07 6,29 29,37 4,89 0,000

Управление чужими эмоциями 17,81 4,76 19,09 3,92 0,000

Управление своими эмоциями 13,14 4,07 15,60 3,11 0,000

Целеустремленность 31,09 6,97 35,76 4,74 0,000

Настойчивость 19,30 6,73 25,88 5,35 0,000

Суммарный показатель СД 105,2 17,8 117,9 16,1 0,000

Примечание: Суммарный показатель СД - суммарный показатель самоорганизации деятельности Note: the total indicator of SD is the total indicator of self-organization of activities

Статистически значимые различия также выявлены в выраженности параметров эмоционального интеллекта: молодежь Томска обнаружила более выраженные показатели по шкалам: Понимание чужих эмоций (1 = -8,25; при р<0,000), Управление чужими эмоциями (1 = -7,2; при р<0,000), Управление своими эмоциями (1 = -3,1; при р<0,000), по сравнению с молодежью Санкт-Петербурга. Кроме того, молодежь Томска показала более выраженные значения по шкалам самоорганизации деятельности: Целеустремленность (1 = -8,74; р<0,000), Настойчивость (1 = -11,72; р<0,000) и Суммарный показатель самоорганизации деятельности (1 = -7,87; р<0,000). Возможно, выявленные различия молодых людей связаны с возрастными

особенностями, молодежь Томска в среднем старше, поэтому у них выше показатели эмоционального интеллекта и самоорганизации [19; 20].

С целью определения типов ориентации на инновационную активность был проведен кластерный анализ, состоящий из двух последовательных шагов: иерархической агломерации и анализа типов методом к-средних. В результате было обнаружено существование трех типов личностных структур, отличающихся друг от друга уровнем ориентации на инновационную деятельность, которые мы условно обозначили инновационно-ориентированный тип личности (кластер 2), инновационно-нейтральный тип

Science for Education Today

2020, том 10, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

личности (кластер 1) и консервативный тип личности (кластер 3). Далее мы провели кластерный анализ общей выборки молодежи с целью уточнения наиболее часто встречаемых профилей психологической системы деятельности и инновативности в двух городах. Был осуществлен повторный кластерный анализ по методу ^ средних, в качестве переменных выступили все личностные характеристики, включая шкалы методик. Показатели используемых методик

выступали исходными переменными, по которым проходила кластеризация. В качестве начальных центров кластеров брались наблюдения, максимизирующие начальные расстояния между ними. Критериями выбора наилучшей модели были репрезентативность и возможность содержательной интерпретации. В итоге была построена дендограмма, анализ которой позволил выделить 6 кластеров (табл. 2).

Средние значения и стандартные отклонения (М±8) профилей инновативности и психологической системы деятельности молодежи (N=474)

Mean values and standard deviations (М±д) in the clusters of innovativeness and the psychological system of activity of youth (N = 474)

Таблица 2

Table 2

Показатели Первый профиль, М±6 Второй профиль, М±6 Третий профиль, М±6 Четвертый профиль, М±6 Пятый профиль, М±6 Шестой профиль, М±6 F Значимость

Консервативный стиль 22,15 4,78 18,69 5,07 21,39 5,37 22,46 4,76 20,56 4,87 19,85 4,76 7,07 0,000

Инновационный стиль 17,19 3,66 20,55 4,83 17,73 4,84 16,46 5,33 18,59 4,87 19,27 4,99 7,34 0,000

Реактивный стиль 19,15 3,96 17,26 4,61 21,09 4,74 17,48 5,07 12,88 3,73 16,15 4,99 27,57 0,000

Реализующий стиль 19,31 3,74 20,18 4,09 16,86 4,45 20,63 5,00 25,65 3,82 22,14 4,54 33,92 0,000

Традиционные ценности 4,16 0,91 3,88 0,81 3,56 0,82 4,53 0,97 4,70 0,81 4,10 1,00 14,52 0,000

Ценности выживания 4,29 0,96 4,22 0,82 3,99 0,88 4,50 0,77 4,45 0,83 4,22 0,99 2,92 0,013

2020, том 10, № 1 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Окончание таблицы 2

Межличностный ЭИ 40,73 6,02 47,48 4,72 35,11 8,69 41,70 7,59 54,31 6,28 52,80 6,43 94,06 0,000

Внутри-личностный ЭИ 35,70 7,54 41,74 7,59 36,26 9,14 38,46 7,06 51,43 6,50 47,46 8,26 54,67 0,000

Планирование 17,85 4,19 13,97 5,50 13,42 5,51 22,87 3,87 22,18 4,57 18,64 4,45 49,09 0,000

Целеустремленность 31,83 5,09 30,15 5,40 24,08 6,56 36,59 4,21 39,38 2,46 35,09 3,99 87,39 0,000

Настойчивость 21,03 5,08 17,42 6,19 15,85 6,46 25,59 6,28 29,38 4,04 21,66 5,67 54,25 0,000

Фиксация 19,82 4,36 16,50 4,70 16,08 4,97 23,20 5,43 20,72 4,80 19,11 4,93 20,79 0,000

Самоорганизация 10,03 4,12 8,21 3,85 7,58 3,37 12,25 4,70 10,82 3,72 9,66 4,24 12,06 0,000

Ориентация на настоящее 8,32 2,64 7,76 2,62 6,98 2,90 8,44 3,31 9,40 3,45 8,28 2,94 4,86 0,000

Суммарный показатель СД 108,84 7,67 93,84 5,76 82,53 12,45 128,96 8,85 131,8 9,12 112,4 6,15 348,97 0,000

Удовлетворенность жиз- 16,57 4,10 16,16 3,99 15,44 3,82 18,34 3,72 19,38 3,70 17,88 3,82 32,60 0,000

Системная Рефлексия 37,48 6,31 39,08 5,00 35,61 7,94 36,99 5,94 38,37 6,81 39,87 5,39 4,36 0,001

Science for Education Today

2020, том 10, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Результаты деления на кластеры для молодежи Санкт-Петербурга и Томска представлены в таблице 3. При сравнении участников иссле-

дования мужского и женского пола по принадлежности к определенному кластеру статистически значимых различий не выявлено.

Таблица 3

Численная представленность молодежи Санкт-Петербурга и Томска по профилям инновативности и психологической системы деятельности (N = 474)

The numerical representation of youth from St. Petersburg and Tomsk by the clusters of innovativeness and the psychological system of activity (N = 474)

Table 3

Количество людей в каждом Общее количество

Показатели кластере N (%)

Санкт-Петербург Томск

Первый профиль «Ориентированные на стабильность» 80 (27 %) 42 (23 %) 122(26 %)

Второй профиль «Инноваторы» 50 (18 %) 12 (7 %) 62 (13 %)

Третий профиль «Реактивные» 58 (20 %) 8 (4 %) 66 (14 %)

Четвертый профиль «Консерваторы» 35 (12%) 36 (20 %) 71 (15 %)

Пятый профиль «Реализующие » 21 (7 %) 47 (25 %) 68 (14 %)

Шестой профиль «Ориентированные на инновативность» 47 (16%) 38 (21 %) 85 (18 %)

Профиль представителей первого кластера (N = 122) в процентном отношении является наиболее распространенным (25,7 %). Кластер включил абсолютное большинство (а именно четверть) всех респондентов: 27 % выборки Санкт-Петербурга и 23 % - Томска. Мы назвали данную группу «Ориентированные на стабильность», поскольку лица, включенные в нее, были склонны проявлять как элементы консервативного, так и реактивного стилей реагирования на изменения. Также лиц первого кластера отличал достаточно низкий внутри-личностный и межличностный эмоциональный интеллект.

Профиль второго кластера (N = 62) был назван «Инноваторы», он включил наименьший

процент выборки (13 %): в него вошли 18 % выборки Санкт-Петербурга и 7 % - Томска. Лица второго кластера отличались склонностью выбирать инновационный стиль реагирования на изменения, при избегании консервативного. Для данной выборки характерен высокий эмоциональный интеллект, системная рефлексия, модернистские ценности при невысоком уровне самоорганизации деятельности.

Представителей третьего кластера = 66; Санкт-Петербург - 20 % и Томск - 4 %) отличали следующие индивидуально-психологические особенности: трудности в понимании и управлении чужими и своими эмоциями, целостной оценке ситуации, самоорганизации деятельности, в том числе в планировании, целе-полагании, настойчивости в достижении целей

Science for Education Today

2020, том 10, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

и оценке актуальной ситуации. Респонденты предпочитали традиционные ценности, были неудовлетворены своей жизнью и наиболее часто выбирали реактивный стиль реагирования на новое. Данный профиль был назван «Реактивные».

В четвертом кластере (К = 71; Санкт-Петербург - 12 % и Томск - 20 %) респонденты отличались высоким уровнем самоорганизации деятельности: настойчивостью, целеустремленностью, способностью к планированию и достижению результата, демонстрируя при этом некоторую степень ригидности. Респонденты были удовлетворены своей жизнью, предпочитали традиционные ценности и в ситуации изменения выбирали консервативные реакции при избегании инновативных. Данная группа получила название «Консерваторы».

У лиц, включенных в пятый профиль (№ = 68; Санкт-Петербург - 7 % и Томск - 25 %), обнаружены такие индивидуально-психологические особенности, как выраженный внутри-личностный и межличностный эмоциональный интеллект, развитые способности самоорганизации и системный взгляд на решение проблем. Данный профиль был назван нами «Реализующие». Респонденты, включенные в него, выбирали реализующий стиль реагирования на изменения, были удовлетворены своей жизнью и предпочитали модернистские ценности.

Профиль шестого кластера (№ = 85; Санкт-Петербург - 16 % и Томск - 21 %) был назван «Ориентированные на инновативность», поскольку лица, включенные в него, выбирали инновационный и реализующий стили реагирования на изменения. Также для данной выборки характерны высокие показатели эмоционального интеллекта, целеустремленность, настойчивость и ориентация на настоящее.

Таким образом, были описаны шесть профилей инновативности и психологической си-

стемы деятельности молодежи Санкт-Петербурга и Томска: «инноваторы», «консерваторы», «реактивные», «реализующие», «ориентированные на инновативность» и «ориентированные на стабильность». Два последних профиля являются промежуточными в выраженности ориентации на инновационность-стабиль-ность и одновременно сочетают черты консервативного и реактивного стилей и инновационного и реализующего стилей.

Самыми психологически неблагополучным оказались лица, относящиеся к реактивному профилю, их характеризовали низкие показатели личностного потенциала и эмоционального интеллекта. Напротив, наиболее благополучными были респонденты реализующего профиля, для них характерен высокий эмоциональный интеллект, развитые способности самоорганизации и системный взгляд на решение проблем.

В наших ранних исследованиях было показано, что студенты Томска верят в возможность самореализации в своем городе, для них важна свобода определять свои собственные действия [21]. Данное исследование расширяет наши знания и уточняет важность поддержания традиции для молодежи Томска. Также обращают на себя внимание развитие способности самоорганизации и выраженный эмоциональный интеллект данной выборки. Санкт-Петербург является мегаполисом и, вероятно, наша выборка включила большое количество разных людей, готовых и неготовых к изменениям, о чем, в частности, свидетельствует большой разброс показателей.

Особый интерес представляет анализ выраженности показателей психологической системы деятельности и инновативности молодежи по профилям. Полученные результаты согласуются с работами Е. Altindag, Y. K6sedagl;

Science for Education Today

2020, том 10, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

C. Miao, R. H. Humphrey, S. Qian и Г. Г. Губай-дуллиной16, показавшими, что к деятельностно-важным качествам инновационной личности относится способность к пониманию и управлению своими и чужими эмоциями, чувствительность и отзывчивость, что нашло выражение в высоком уровне эмоционального интеллекта в нашем исследовании [22; 23].

Согласно многочисленным моделям инновационной деятельности целеполагание и планирование являются их важными этапами [14; 24]. Однако в нашем исследовании «инноваторы», «реализующие» и «ориентированные на инновативность» имели средние и низкие показатели самоорганизации деятельности. Планирование, самоорганизация и настойчивость были в больше мере свойственны консерваторам, инноваторов же отличала гибкость в планировании деятельности. Результаты, подобные нашим, ранее получила Г. Г. Губайдуллина, автор обратила внимание на «недостаточную серьезность, с которой инноваторы относятся к систематической деятельности» 17 . H. Tenzer, P. Yang, анализируя иновационное поведение в различных видах деятельности, акцентируют внимание на том, что для инноваторов характерны сложности с самоорганизацией как следствие их нонконформности и стремление к нарушению правил [25]. Вероятно, данное противоречие связано со спецификой в большей степени студенческой выборки, в которой молодые люди еще не включены в реальную инновационную деятельность.

Наше исследование показывает, что для развития инновативности важен баланс целеустремленности, чувствительность к себе и окружающим (эмоциональный интеллект) и си-

стемный уровень рефлексии. И, вероятно, ключевое различие структуры деятельности консерваторов и инноваторов лежит в процессе целе-полагания. Инноваторы склонны производить всеобъемлющую оценку ситуации, своих интересов и интересов окружающих, после чего выстраивают структуру целеполагания и осуществляют планирование.

Обсуждение, заключение

Построение инновационной конкурент-носпособной системы высшего образования невозможно без изучения психологических основ инновационной деятельности. Как верно отметили L. Hassi и S. Rekonen, «сердцем инноваций являются люди» [13]. Инновационные идеи рождаются в сознании людей и реализуются людьми в инновационном процессе, при этом на инновационность человека, в свою очередь, оказывают влияние ресурсы среды, его личностные характеристики, технические и профессиональные навыки, а также готовность к инновациям [15]. Понимание вышеуказанных механизмов инновационной деятельности делает возможным осознанное внедрение инноваций в систему образования.

В нашем исследовании были описаны профили инновативности и психологической системы деятельности молодежи Санкт-Петербурга и Томска: «инноваторы», «консерваторы», «реактивные», «реализующие», «ориентированные на инновативность» и «ориентированные на стабильность». В целом большая часть молодежи двух российских городов обнаруживает ориентацию на стабильность, что может оказывать сдерживающее воздействие на развитие инновационной экономики в стране. При этом инновационные тенденции

16 Губайдуллина Г. Г. Деятельностно-важные качества

инновационной личности // Социально-экономические и психологические проблемы управления: сборник научных статей по материалам I (IV) Международной

научно-практической конференции. - 2013. - С. 150160. URL: https ://elibrary.ru/item.asp?id=21219524 17 Там же. - С. 157.

© 2011-2020 Science for Education Today

Все права защищены

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

72

2020, том 10, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

обнаруживают свою специфику среди молодежи и поддерживать изменения. Таким образом, в си-

двух городов. В Санкт-Петербурге молодежь стеме высшего образования для раскрытия инно-

продемонстрировала большую степень готовно- вационного потенциала молодежи необходимо

сти к инновационной деятельности в отношении учитывать эти особенности, в одном случае, со-

инициирования нововведений; молодежь Том- здавая условия для творческого риска, в другом,

ска, придерживающаяся традиционных ценно- поддерживая реализацию существующих ини-

стей, в большей степени была готова принимать циатив.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Микиденко Н. Л., Сторожева С. П., Харламов А. В. Особенности реализации компетентност-ной модели высшего инженерного образования в условиях современного рынка труда // Science for Education Today. - 2019.- Т. 9, № 3. - С. 169-184. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.10 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38538214

2. Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. - 2019. - Т. 21, № 8. - С. 65-89. DOI: http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41341128

3. Ranga M., Etzkowitz H. Triple Helix systems: an analytical framework for innovation policy and practice in the Knowledge Society // Ranga M., Etzkowitz H. (Eds.) Entrepreneurship and knowledge exchange. - Routledge, New York, 2015. - P. 117-158. DOI: http://dx.doi.org/10.4324/9781315795638

4. Khatri R., Henderson C., Cole R., Froyd J. E., Friedrichsen D., Stanford C. Characteristics of well-propagated teaching innovations in undergraduate STEM. International Journal of STEM Education. - 2017. - Vol. 4. - Art. No. 2. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s40594-017-0056-5

5. Walder A. M. Pedagogical innovation in Canadian higher education: Professors' perspectives on its effects on teaching and learning // Studies in Educational Evaluation. - 2017. - Vol. 54. - P. 7182. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.stueduc.2016.11.001

6. Ключарев Г. А., Дежина И. Г. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» // Социологические исследования. - 2018. - №. 9. - С. 40-48. DOI: http://dx.doi.org/10.31857/S013216250001957-5 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36367657

7. Познанская С. Г., Кутищев С. А., Резанова И. А. Формирование готовности будущих инже-неровстроителей к инновационной деятельности // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 2. - C. 75-79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32878992

8. Шуклина З. Н., Бекишева Х. Х. Основные подходы к формированию инновационной среды региона // Научное обозрение. - 2015. - № 15. - С. 437-446. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24846003

9. Stock R. M., von Hippel E., Gillert N. L. Impacts of personality traits on consumer innovation success // Research Policy. - 2016. - Vol. 45 (4). - P. 757-769. DOI: https://doi.org/10.1016/j.re-spol.2015.12.002

10. Богомаз С. А., Непомнящая В. А. К проблеме поиска психологических оснований развития инновативной компоненты личности в юности и молодости // Сибирский психологический журнал. - 2007. - № 25. - С. 78-82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12513652

11. Sheketera A. A., Bogomaz S. A. Features of Formation of Implicit Theories and their Relation to Students' Intellectual and Personal Potential // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. -

_Vol. 200. - P. 372-376. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.08.080_

© 2011-2020 Science for Education Today Все права защищены

73

Science for Education Today

2020, том 10, № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

12. Autio E., Kenney M., Mustar P., Siegel D., Wright, M. Entrepreneurial innovation: The importance of context // Research Policy. - 2014. - Vol. 43 (7). - P. 1097-1108. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.respol.2014.01.015

13. Hassi L., Rekonen S. How individual characteristics promote experimentation in innovation // International Journal of Innovation Management. - 2018. - Vol. 22 (4). - P. 1850038. DOI: http://dx.doi.org/10.1142/S136391961850038X

14. Taylor S. P. What Is Innovation? A Study of the Definitions, Academic Models and Applicability of Innovation to an Example of Social Housing in England // Open Journal of Social Sciences. -2017. - Vol. 5 (11). - P. 128-146. DOI: http://dx.doi.org/10.4236/jss.2017.511010

15. Mansfeld M. N., Holzle K., Gemünden H. G. Personal characteristics of innovators - An empirical study of roles in innovation management // International Journal of Innovation Management. -2010. - Vol. 14 (6). - P. 1129-1147. DOI: http://dx.doi.org/10.1142/S1363919610003033

16. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. -Т. 11, № 4. - С. 110-135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24899593

17. Bazarov T. U., Sycheva M. P. Development and Approbation of Change Response Styles Questionnaire // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2012. - Т. 5, № 25. - С. 12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18265498

18. Битюцкая Е. В., Базаров Т. Ю. Особенности восприятия жизненных событий людьми с разными предпочитаемыми стилями реагирования на изменения // Вопросы психологии. -2019. - №. 3. - С. 94-106. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39207112

19. Cabello R., Sorrel M. A., Fernández-Pinto I., Extremera N., Fernández-Berrocal P. Age and gender differences in ability emotional intelligence in adults: A cross-sectional study // Developmental Psychology. - 2016. - Vol. 52 (9). - Р. 1486-1492. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/dev0000191

20. Zeidner M., Matthews G., Shemesh D. O. Cognitive-social sources of wellbeing: Differentiating the roles of coping style, social support and emotional intelligence // Journal of Happiness Studies. -2016. - Vol. 17 (6). - С. 2481-2501. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10902-015-9703-z

21. Атаманова И. В., Козлова Н. В., Богомаз С. А., Залевский В. Г., Неяскина Ю. Ю. Специфика личностно-средового взаимодействия на примере студенческой молодежи трех российских городов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2018. - № 41. - С. 90-105. DOI: http://dx.doi.org/10.17223/1998863X/41/11 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34978156

22. Miao C., Humphrey R. H., Qian S. A cross-cultural meta-analysis of how leader emotional intelligence influences subordinate task performance and organizational citizenship behavior // Journal of World Business. - 2018. - Vol. 53 (4). - P. 463-474. DOI: https://doi.org/10.1016/jjwb.2018.01.003

23. Altindag E., Kosedagi Y. The Relationship Between Emotional Intelligence of Managers, Innovative Corporate Culture and Employee Performance // Procedia - Social and Behavioral Sciences. -2015. - Vol. 210. - P. 270-282. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.367

24. Truman S. A Generative Framework for Creative Learning: A Tool for Planning Creative-Collaborative Tasks in the Classroom // Transnational Working Papers. - 2011. - Vol. 1. - P. 1101. DOI: https://doi.org/10.33182/bc.v1i1.518

25. Tenzer H., Yang P. Personality, Values, or Attitudes? Individual-Level Antecedents to Creative Deviance // International Journal of Innovation Management. - 2019. - Vol. 23 (2). - P. 1950009. DOI: http://dx.doi.org/10.1142/S1363919619500099

© 2011-2020 Science for Education Today Все права защищены

2020, Vol. 10, No. 1 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

DOI: 10.15293/2658-6762.2001.04

Ekaterina Igorevna Perikova,

Candidate of Psychological Sciences, Senior Research Scientist, Laboratory of Behavioural Neurodynamics, Saint-Petersburg University, Saint Petersburg, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9156-9603 E-mail: chikurovaEI@gmail.com Inna Victorovna Atamanova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Genetic and Clinical Psychology Department, Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8101-5586 E-mail: iatamanova@yandex.ru Sergey Aleksandrovich Bogomaz,

Doctor of Psychological Sciences, Professor, Organizational Psychology Department, Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8955-5621 E-mail: bogomazsa@mail.ru

Specific features of psychological readiness for innovative activity (with the main focus on young adults in St. Petersburg and Tomsk)

Introduction. Building a competitive system of higher education oriented to innovative socioeconomic development is impossible without studying the specifics of university students' readiness for innovative activity. The aim of the research is to analyze university students' psychological readiness for innovative activity in St. Petersburg and Tomsk.

Materials and Methods. In order to study readiness for innovative activity, the authors evaluated innovativeness and psychological parameters of activity applying the following methods: D. V. Lyusin's Emotional Intelligence Questionnaire, E. Yu. Mandrikova's Self-Organization of Activity Questionnaire, D. A. Leontiev and E. N. Osin 's Reflexivity Type Assessment Test, the World Values Survey by R. Inglehart, adapted by R. K. Khabibulin, The Satisfaction with Life Scale developed by E. Diener and adapted by E. N. Osin and D. A. Leontiev, and The Change Response Styles Questionnaire developed by T. U. Bazarov andM. P. Sycheva. The sample was made up of474people: 291 residents of St. Petersburg and 183 residents of Tomsk. The mean age was 22.5 ± 3.9.

Results. The study results indicate that specific features ofpsychological readiness for innovative activity in young adults are determined by their residence. Young adults from St. Petersburg show a greater readiness for innovative activity in terms of initiating innovations, while the participants from Tomsk, adhering to traditional values, are more prone to accept and support changes. The authors reveal six profiles of innovativeness and the psychological system of activity, namely "innovators", "conservatives", "reactive", "implementing", "innovation-oriented"and "stability-oriented", which have different representation in young adults from St. Petersburg and Tomsk. The authors conclude that the

© 2011-2020 Science for Education Today All rights reserved

Abstract

75

2020, Vol. 10, No. 1 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

innovativeness of Russian young adults is manifested in such characteristics as purposefulness, sensitivity to oneself and others (emotional intelligence) and the level of systemic reflection.

Conclusions. The findings show that it is necessary to take into account the specifics of young adults' readiness for innovative activity when transforming the system of higher education in different cities of Russia.

Readiness for innovative activity; Psychological system of activity; Innovativeness; Change response styles; Emotional intelligence; Youth adults; System of higher education. Acknowledgments

The study was financially supported by the Tomsk State University Competitiveness Improvement Programme. Project No. 8.1.04.2019

1. Mikidenko N. L., Storozheva S. P., Kharlamov A. V. The competence-based model of higher engineering education: Features of implementation in the modern labor market. Science for Education Today, 2019, vol. 9 (3), pp. 169-184. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.10 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38538214

2. Stepanova L. N., Zeer E. F. Soft skills as predictors of students' life self-fulfillment. Education and Science Journal, 2019, vol. 21 (8), pp. 65-89. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41341128

3. Ranga M., Etzkowitz H. Triple Helix systems: An analytical framework for innovation policy and practice in the knowledge society. In: Ranga M., Etzkowitz H. (Eds) Entrepreneurship and knowledge exchange. Routledge, New York, 2015, pp. 117-158. DOI: http://dx.doi.org/10.4324/9781315795638

4. Khatri R., Henderson C., Cole R., Froyd J. E., Friedrichsen D., Stanford C. Characteristics of well-propagated teaching innovations in undergraduate STEM. International Journal of STEM Education, 2017, vol. 4, art. no. 2. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s40594-017-0056-5

5. Walder A. M. Pedagogical innovation in Canadian higher education: Professors' perspectives on its effects on teaching and learning. Studies in Educational Evaluation, 2017, vol. 54, pp. 71-82. DOI: http: //dx.doi.org/10.1016/j.stueduc.2016.11.001

6. Klucharev G. A., Dezhina I. G. Russian education for innovative economy: "The pressure points". Sotsiologicheskie issledovaniia, 2018, no. 9, pp. 40-48. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.31857/S013216250001957-5 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36367657.

7. Poznanskaya S. G., Kutishchev S. A., Rezanova I. A. Formation of readiness of future engineers-builders to innovative activity. Perspectives of Science and Education, 2018, no. 2, pp. 75-79. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32878992

8. Shuklina Z. N., Bekisheva K. K. Main approaches to forming the innovative environment of the region. Science Review, 2015, no. 15, pp. 437-446. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24846003

9. Stock R. M., von Hippel E., Gillert N. L. Impacts of personality traits on consumer innovation success. Research Policy, 2016, vol. 45 (4), pp. 757-769. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2015.12.002

10. Bogomaz S. A., Nepomnashaja V. A. To a problem of search of the psychological basis of development of the innovational component of the person in youth and adolescence. Siberian Journal of Psychology, 2007, no. 25, pp. 78-82. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12513652

© 2011-2020 Science for Education Today All rights reserved

Keywords

REFERENCES

76

2020, Vol. 10, No. 1 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

11. Sheketera A. A., Bogomaz S. A. Features of formation of implicit theories and their relation to students' intellectual and personal potential. Procedía - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 200, pp. 372-376. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.08.080

12. Autio E., Kenney M., Mustar P., Siegel D., Wright, M. Entrepreneurial innovation: The importance of context. Research Policy, 2014, vol. 43 (7), pp. 1097-1108. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.respol.2014.01.015

13. Hassi L., Rekonen S. How individual characteristics promote experimentation in innovation. International Journal of Innovation Management, 2018, vol. 22 (4), pp. 1850038. DOI: http://dx.doi.org/10.1142/S136391961850038X

14. Taylor S. P. What Is Innovation? A study of the definitions, academic models and applicability of innovation to an example of social housing in England. Open Journal of Social Sciences, 2017, vol. 5 (11), pp. 128-146. DOI: http://dx.doi.org/10.4236/jss.2017.511010

15. Mansfeld M. N., Holzle K., Gemünden H. G. Personal characteristics of innovators - An empirical study of roles in innovation management. International Journal of Innovation Management, 2010, vol. 14 (6), pp. 1129-1147. DOI: http://dx.doi.org/10.1142/S1363919610003033

16. Leontiev D., Osin E. "Good" and "Bad" reflection: From an explanatory model to differential assessment. Journal of the Higher School of Economics, 2014, vol. 11 (4), pp. 110-135. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24899593

17. Bazarov T. U., Sycheva M. P. Development and approbation of change response styles questionnaire. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2012. vol. 5 (25), pp. 12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18265498

18. Bityutskaya E. V., Bazarov T. Yu. Features of perception of life events by people with different preferred styles of response to changes. Voprosy Psychologii, 2019, no. 3, pp. 94-106. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39207112

19. Cabello R., Sorrel M. A., Fernández-Pinto I., Extremera N., Fernández-Berrocal P. Age and gender differences in ability emotional intelligence in adults: A cross-sectional study. Developmental Psychology, 2016, vol. 52 (9), pp. 1486-1492. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/dev0000191

20. Zeidner M., Matthews G., Shemesh D. O. Cognitive-social sources of wellbeing: Differentiating the roles of coping style, social support and emotional intelligence. Journal of Happiness Studies, 2016, vol. 17 (6), pp. 2481-2501. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10902-015-9703-z

21. Atamanova I. V., Kozlova N. V., Bogomaz S. A., Zalevsky V. G., Neyaskina Yu. Yu. Specificity of personality-environment interaction on the example of students from three Russian cities. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science, 2018, no. 41, pp. 90-105. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.17223/1998863X/41/11 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34978156

22. Miao C., Humphrey R. H., Qian S. A cross-cultural meta-analysis of how leader emotional intelligence influences subordinate task performance and organizational citizenship behavior. Journal of World Business, 2018, vol. 53 (4), pp. 463-474. DOI: https://doi.org/10.1016/jjwb.2018.01.003

23. Altindag E., Kosedagi Y. The relationship between emotional intelligence of managers, innovative corporate culture and employee performance. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 210, pp. 270-282. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.367

24. Truman S. A Generative framework for creative learning: A tool for planning creative-collaborative tasks in the classroom. Transnational Working Papers, 2011, vol. 1, no. 1101. DOI: https://doi.org/10.33182/bc.v1i1.518

© 2011-2020 Science for Education Today All rights reserved

77

2020, Vol. 10, No. 1 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

25. Tenzer H., Yang P. Personality, Values, or attitudes? Individual-level antecedents to creative deviance. International Journal of Innovation Management, 2019, vol. 23 (2), pp. 1950009. DOI: http://dx.doi.org/10.1142/S1363919619500099

Submitted: 06 December 2019 Accepted: 09 January 2020 Published: 29 February 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

®

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.