Научная статья на тему 'Специфика психологического романа Ф. Саган в контексте послевоенной литературы Франции (на примере романа "Bonjour tristesse")'

Специфика психологического романа Ф. Саган в контексте послевоенной литературы Франции (на примере романа "Bonjour tristesse") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
632
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика психологического романа Ф. Саган в контексте послевоенной литературы Франции (на примере романа "Bonjour tristesse")»

внутренний мир своего героя, дать ироническую оценку его переживаниям и заставить взрослых посмотреть на себя со стороны.

Список литературы

Горюнова И.В., Бочкарева Н.С. Шекспировские аллюзии в романе Джейн Гардам «Долгий путь из Вероны» // Мировая литература в контексте культуры. Пермь, 2010. С.108-110.

Демидова (Горюнова) И.В., Бочкарева Н.С. Шекспировские аллюзии в новелле Дж.Гардам «Groundlings» // Пограничные процессы в литературе и культуре. Пермь, 2009. С.200-2002.

Чернова А.Д. «Все краски мира, кроме желтой»: Опыт пластической характеристики персонажа у Шекспира. М.: Искусство, 1987.

Branyate R. Return to Youth. URL: http//www.contemporarywriters. com Gardam, 2004.

Gardam J. Showing the Flag. London: Abacus, 2009.

Shakespeare W. Complete Works. Glasgow: Harper Collins Publishers, 1994.

Е.П. Яковенко (Россия, Иваново) СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОМАНА Ф.САГАН В КОНТЕКСТЕ ПОСЛЕВОЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ФРАНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА «BONJOUR TRISTESSE»)

Франсуаза Саган, французская писательница второй половины XX века, вошла в историю литературы, как мастер психологических романов, основными мотивами которых являются чувства грусти, тоски и одиночества. Ее произведения стали сенсационными и обозначили новую веху в культурной жизни Франции, отразили новое душевное состояние молодого поколения, поколения разочарованных, скучающих людей. Существует мнение, что «Психологическая проза наиболее интенсивно развивается в переломные эпохи, когда формируется новый тип личности, находящейся под воздействием разнородных обусловленностей, что и определяет её внутреннюю сложность и многоплановость» [Панкова, Шурыгина 2007: 65]. Творчество Франсуазы Саган приходится на послевоенное время, трактующееся многими литературоведами как период неоднозначный. Известный французский исследователь и литературный критик Пьер де Буадеффр обозначает его как некий поворот: «tournant des 50» [Boisdeffre 1985:15]. Л.Г.Андреев называет этот период «послевоенным десятилетием» [Андреев 1978:50]. В это время ученые отмечают зарождение нового поколения молодых людей, переживших войну, и попавших затем в эру потребительского общества, подъема промышленности. Андреев, описывая общую пано-

© Е.П. Яковенко, 2011

раму литературной жизни Франции 50-ых годов, неоднократно упоминает о новом поколении: «...этот этап знаменует открытый и категорический разрыв с ангажированной литературой. На сцену выступило поколение «потерянных»» [Андреев 1978:32].

Кристиан Милло писал о Саган как об отзвуке нового поколения, исследователь называет Саган «флагом новой эпохи» [Millau 1999: 260]. Андреев подтверждает эту мысль: «Свидетельством перемен был сенсационный успех романов Франсуазы Саган» [Андреев 1978: 333].

Элен Бьебер, анализируя первый роман Франсуазы Саган, характеризует главную героиню романа Сесиль как представителя нового поколения: «Сесиль может рассматриваться как архетип. Действительно, она олицетворяет собой первое поколение, заработавшее деньги на экономическом подъеме, который возникает сразу после войны, первое поколение, которое имеет возможность получить образование по своему вкусу, это также первое поколение, с легкостью относящееся к интимным отношениям до свадьбы. Что касается Сесиль, она в большей степени является представительницей нового поколения» [Bieber 2007:54]. Позиция Элен Бьебер основана на анализе множества литературных источников и отражает общую картину послевоенного периода во Франции. Эта картина предстает перед нами в двух основных аспектах, во-первых - как послевоенная эпоха, во-вторых, как эра радостей жизни и расцвет потребительского общества, то есть материальный достаток основной массы людей и укрепление буржуазии как класса. Те же мысли высказывает Л.Г. Андреев: «быстро распространившееся разочарование, безразличие и цинизм «эпохи скуки» выступают в характерном для второй половины века сочетании с потребительской идеологией, примитивном гедонизме» [Андреев 1978: 333].

Марк Дамбр - президент исследовательского центра «Французский роман с 50-ых годов и до наших дней» в книге «Гусары. Литературное поколение» пишет о возможности причислить Франсуазу Саган к этой группе, обозначая несколько общих аспектов, которые могут соотнести творчество писательницы с «Гусарами»: «Их стиль состоит из кратких фраз и непринужденного и бойкого тона. Разбитые событиями, они скрывают глубокую горечь за остроумием, непочтительностью и юмором» [Dambre 2000: 252]. Основной точкой соприкосновения произведений этих писателей является необычное настроение послевоенной эпохи, «постэкзистенциальная», как отмечает Дамбр [Dambre 2000: 252], тоска, грусть, скука и цинизм. Эти неповторимые черты создают новое послевоенное поколение в литературном наследии Франции.

Подобные исследования дают возможность рассматривать творчество Франсуазы Саган в контексте интеллектуальной литературы, в контексте писателей своего времени. Ее произведения отражают дух ее эпохи, настроения людей того времени. Писательница не одинока в выборе тем о несчастной любви, непрочности человеческих связей, сложности жизненных ситуаций, проникнутых глубокой тоской и печалью. Писательское наследие Саган гармонично вписывается в творчество писателей послевоенного поколения «Голубых гусаров» благодаря тону ее произведений, тихой скуке, тоске и одиночестве, которыми насыщен внутренний мир ее персонажей. «Франсуаза Саган, - отмечает Ален Вирконделе, -помещает своих персонажей и свой рассказ по направлению к псхилогическо-аналитическому роману, на полпути между аналитической холодностью Мадам де Ляфайет и неуловимой сложностью романтического героя» [Vircondelet 2002: 80].

Сложность и глубина характера героини романа «Здравствуй грусть» Сесиль представлена с помощью особого приема, характерного для романтиков: постановки героя в стрессовую ситуацию. Чтобы спасти свою прежнюю жизнь героине приходится прибегать к интригам, к необычным психологическим маневрам, которые приводят ее к желанной цели. Ее борьба с Анной становится своего рода психологической войной: «Я пыталась плакать, пожалеть себя - напрасно. Мне уже было жаль Анну, словно я заранее знала, что победу одержу я» [Sagan 2005: 56]. Особенностью психоанализа, который проводит главная героиня, является сочетание ее незрелости, отсутствия жизненного опыта, кажущейся наивности с холодной проницательностью, тонким расчетом, которые она использует при постановке конфликтов между ЛЮДЬМИ вдвое старше И опытнее себя. Сесиль является СМЫСЛОВЫМ центром романа, героиня встречает равноценную соперницу в лице Анны, остальные же становятся периферией, элементами, с помощью которых Сесиль и Анна «двигают» сюжет в ту или иную сторону. Тем не менее, победа Сесиль, разрешение конфликта в ее пользу снова ставят ее на первый план. Психологический и физический портреты остальных персонажей, в том числе и Анны, даны сквозь призму субъ -ективного восприятия Сесиль. Однако портрет самой Сесиль вырисовывается лишь через хитросплетение ее мыслей, через психологический анализ каждой ситуации, сделанный героиней. Таким образом, в романе использована центрическая система персонажей.

Сесиль использует слабости отца, простодушие Эльзы и Сирила, бескомпромиссность Анны. До появления Анны в своей жизни, Сесиль считала себя счастливой, беззаботной, а свою жизнь легкой. Однако в конфликтах с Анной Сесиль впервые столкнулась с жестоко -

стью, со стремлением подавить ее внутреннее «Я» и обуздать ее темперамент, поставить его в общественные рамки, отнять у Сесиль и ее отца свободу. Саган с невероятной тщательностью описывает все нюансы, каждую малейшую деталь, промелькнувшую в мыслях Сесиль, тот путь, который героиня прошла от беззаботной, веселой девушки до чудовища, манипулирующего окружающими людьми. Эти подробности не только помогают писательнице дать психологический портрет героини, но и оправдать ее, описать причину, повлекшую жестокие поступки, трагические последствия изнутри.

Сесиль - активный персонаж, двигающий сюжет. Если принять теорию Лотмана о подвижных и неподвижных персонажах1, которые также можно определить как активные и пассивные - Сесиль является подвижным (активным) персонажем, персонажем - действователем, который не только может выйти из рамок своего семантического поля, но и сам определять события, то есть развивать сюжет.

Роман «Здравствуй, грусть» становится неким манифестом всех последующих романов Саган. Сесиль, познавшая чувство грусти в первом романе, передает его последующим героям, однако это чувство становится сильнее, приобретает новые нюансы скуки, тоски и одиночества живет в самих персонажах.

Примечания

'«Таким образом, выделяются две группы персонажей -подвижные и неподвижные. Неподвижные - подчиняются структуре основного, бессюжетного типа. Они принадлежат классификации и утверждают ее собой. Переход через границы для них запрещен. Подвижный персонаж - лицо, имеющее право на пересечение границы... Движение сюжета, событие - это пересечение той запрещающей границы, которую утверждает бессюжетная структура. Перемещение героя внутри отведенного ему пространства событием не является» [Лотман 1998: 204].

Список литературы

Андреев Л.Г. Литература 40-50-ых годов. Общая панорама. // Литература Франции 1945-1947. М. 1978, 554 с.

Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство СПБ», 1998.

Панкова Л.И. Шурыгина С. Специфика психологического романа (по произведению Ф.М. Достоевского «Подросток») // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2007. С.65-70.

Bieber H. Etude sur Françoise Sagan « Bonjour tristesse». Ellipses, Paris. 2007. 103 p. (пер. авт.)

Boisdeffre P. de. Histoire de la littérature française des années 1930 aux années 1980. Roman-théatre. Librairie académique Perrin, Paris. 1985. p. 80-188. (пер.авт.)

Dambre M. Les Hussards. Une génération littéraire. Presses de la Sorbonne nouvelle. 2000. 363 p.

Millau Chr. Au galop des Hussards. Editions de Fallois, Paris. 1999. p.255-265.

Sagan F. Bonjour tristesse. M, Менеджмент, 2005. С. 139.

Э.Ю. Иванова (Россия, Самара) НОВАЯ ФОРМА «ВОСПИТАТЕЛЬНОГО РОМАНА» XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА К. ВОЛЬФ «ПРИМЕР ОДНОГО ДЕТСТВА»)

В XX веке «воспитательный роман» приобретает новое качество, сосредоточившись преимущественно на индивидуальной судьбе, - герой поведет за собой читателя через разные социальные сферы и разные жизненные этапы, демонстрируя свое видение и восприятие мира. Речь пойдет уже не о «просветительском импульсе», а о внутренней потребности осмыслить личный опыт, совпадавший с опытом миллионов, осуществить свой, индивидуальный «расчет с прошлым». Согласно И.В.Млечиной, «писатель ощущает себя не столько учителем, сколько взрослым учеником, который вместе с читателем постигает горькие истины, пропуская через сознание и душу минувшее, чтобы до конца понять его» [Млечина 1985: 44].

В романе К.Вольф «Пример одного детства» прямо акцентируется внимание на проблеме личной ответственности человека. В памяти рассказчицы снова и снова всплывает услышанный в конце войны, во время бегства из родного города, вопрос встреченного на дороге узника концлагеря: «Где же вы были все это время?», вопрос с глубоким моральным подтекстом, уроком, вопрос, означающий: как можно было жить, не задумываясь и не желая знать, что происходит?

Перекрещивающиеся в романе плоскости повествования смонтированы так, чтобы представить во всей полновесности момент самоо-смысления, «отчета» человека перед собой и другими. Первая, событийная, плоскость охватывает детские годы героини, Нелли Иордан, проведенные в кругу мелкобуржуазной семьи в маленьком городке Л. Второй повествовательный слой уже включает элемент рефлексии -рассказчица в сопровождении дочери, брата, мужа едет спустя много лет после войны в родные места, что заставляет ее вспоминать снова,

О Э.Ю. Иванова, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.