Научная статья на тему 'Специфика проведения фонетических экспериментальных исследований в области английской акцентологии'

Специфика проведения фонетических экспериментальных исследований в области английской акцентологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
881
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ / УДАРЕНИЕ / ОППОЗИЦИОННО-МОРФЕМНЫЙ МЕТОД / МЕТОД ИЗОЛИРОВАНИЯ / МЕТОД ОППОЗИЦИЙ / ДИСТРИБУТИВНЫЙ МЕТОД / ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ФОНЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / STRESS / METHOD OF OPPOSITIONS / EXPERIMENTAL-INSTRUMENTAL TECHNIQUES OF PHONOLOGICAL RESEARCH / PHONOLOGICAL SCHOOLS / OPPOSITIONAL-MORPHEMIC METHOD / ISOLATION METHOD / DISTRIBUTIONAL METHOD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Наумова Наталья Александровна

В настоящей статье предпринята попытка комплексного осмысления методов и методик проведения фонологических и фонетических экспериментальных исследований речи на примере рассмотрения динамики изменения акцентной структуры глаголов с приставками в британском варианте современного английского языка. В работе представлен подробный анализ практико-ориентированной методологии и процедуры проведения аудитивного, аудиторского и электроакустического анализа корпуса исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Наумова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific character of phonetic experimental research in english accentology

The article reviews a complex interpretation of methods and techniques of phonological and phonetic experimental research in speech. The dynamics of accent structure change in English verbs with prefixes serves as the basis for the research of the language pronunciation norm and modern British pronunciation. The paper focuses on the detailed analyses of practice oriented methodology and techniques employed in running the auditive, auditorial and acoustic experiments.

Текст научной работы на тему «Специфика проведения фонетических экспериментальных исследований в области английской акцентологии»

6. Kul'turologicheskaya ehntsiklopediya - [The cultural encyclopedia]. Available at: http://culture. niv. ru/doc/culture/encyclopedia-xx-vek/382. htm (in Russ. )

7. Filosofskij ehntsiklopedicheskij slovar'- Dictionary of Philosophy. Moscow. 1982.

8. Novaya filosofskaya ehntsiklopediya - New Encyclopedia of Philosophy: in 4 volumes. Moscow. 2010.

9. Lingvisticheskij ehntsiklopedicheskij slovar' - Linguistic Encyclopedic Dictionary / ed. V. N. Yartseva. Moscow. 1990.

10. Naumova N. G. YAzykovye sredstva sozdaniya obraza P. I. CHichikova (na materiale poehmy N. V. Gogolya «Mertvye dushi») [Language means of creating an image of P. I. Chichikov (based on Nikolai Gogol's poem "Dead Souls")]. Kirov. 2010.

11. Borisova E. B. KHudozhestvennyj obraz v anglijskoj literature XX veka: tipologiya - lingvopoehtika -perevod: avtoref. dis. ...d-ra filol. nauk [Artistic image in the English literature of the XX century: a typology -lingvopoetics - translation: autoref. dis... . Dr. Philology sci. ] Samara. 2010. Available at: http://dibase. ru/article/27092010_borisovaeb/9. P. 3. (in Russ. )

12. Chernova S. V. Protsessual'nye i neprotsessual'nye kharakteristiki cheloveka kak osnova dlya rekon-struktsii ego obraza [Procedural and non-procedural characteristics of a person as a basis for the reconstruction of its image] / / Ratsional'noe i ehmotsional'noe v russkom yazyke: materialy Mezhdunar. nauch. konf -Rational and emotional in the Russian language: Proceedings of the Intern. scientific. conf. Moscow. 2012. Pp. 554-558; Chernova S. V. ZHenskij obraz kak rezul'tat vospriyatiya, pamyati i voobrazheniya (na materiale romana V. Nabokova «Mashen'ka») [Female image as a result of perception, memory and imagination (based on the novel by Vladimir Nabokov, "Masha")] / / Semantika. Funktsionirovanie. Tekst: mezhvuz. sb. nauch. tr. -Semantics. Functioning. Text: Intercollege coll. of scientific. proc. Kirov. 2013. Pp. 5-15; Chernova S. V. ZHenskij portret v dukhe impressionizma (na materiale rasskaza V. Nabokova «Vesna v Fial'te») [Portrait of a Woman in a spirit of Impressionism (based on the story of Nabokov's "Spring in Fialta")] // Ratsional'noe i ehmot-sional'noe v russkom yazyke: sb. tr. Vseros. nauch. konf - Rational and emotional in the Russian language: Proc. of All-Russia scientific conf. Moscow. 2013. Pp. 236-240.

13. Russian dictionary: in 4 vols. / Ed. A. P. Evgenyevna. Moscow. 1981-1984.

14. Churilina L. N. «YAzykovaya lichnost'» v khudozhestvennom tekste ["Linguistic personality" in a literary text]. Moscow. 2006. P. 9.

15. Chernova S. V. Obraz Aleksandra I kak imperatora, polkovodtsa i cheloveka (na materiale romana-ehpopei L. N. Tolstogo «Vojna i mir») [Image of Alexander I as emperor, general and person (based on the epic novel of L. N. Tolstoy "War and Peace")] / / Semantika. Funktsionirovanie. Tekst: mezhvuz. sb. nauch. tr. Kirov-Semantics. Functioning. Text: Intercollege col. of scientific. proc. Kirov. 2010. Pp. 85-98; Chernova S. V. [Artistic biography and its role in creating the image of a man: a linguistic analysis (based on the novel of Alexander Herzen, "Whom is to blame?")] / / Semantics. Functioning. Text: Intercollege col. scientific proc. / Sci. ed. S. V. Chernova. Kirov. 2012. Pp. 5-15; Chernova S. V. ZHiznennyj protsess kak ehkstralingvisticheskij fenomen [Life process as extralinguistic phenomenon] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Filologiya i iskusstvovedenie - Herald of Vyatka State University of Humanities. Philology and art history. 2013, № 2 (2), Pp. 6-10.

16. Chernova S. V. Slovesnaya zhivopis' Borisa Pasternaka (na materiale odnogo fragmenta povesti B. Pasternaka «Detstvo Lyuvers») [Verbal painting of Boris Pasternak (based on a fragment of the novel by Boris Pasternak "Childhood eyelets")] // "... and delicate taste of their native speech": Col. scientific proc., dedicated to anniversary of Dr. Philology sci., prof. L. A. Klimkova. Arzamas. 2011. Pp. 499-503.

УДК 811.111'342.1

Н. А. Наумова

Специфика проведения фонетических экспериментальных исследований в области английской акцентологии

В настоящей статье предпринята попытка комплексного осмысления методов и методик проведения фонологических и фонетических экспериментальных исследований речи на примере рассмотрения динамики изменения акцентной структуры глаголов с приставками в британском варианте современного английского языка. В работе представлен подробный анализ практико-ориентиро-ванной методологии и процедуры проведения аудитивного, аудиторского и электроакустического анализа корпуса исследования.

© Наумова Н. А., 2014 116

The article reviews a complex interpretation of methods and techniques of phonological and phonetic experimental research in speech. The dynamics of accent structure change in English verbs with prefixes serves as the basis for the research of the language pronunciation norm and modern British pronunciation. The paper focuses on the detailed analyses of practice oriented methodology and techniques employed in running the auditive, auditorial and acoustic experiments.

Ключевые слова: фонологические школы, ударение, оппозиционно-морфемный метод, метод изолирования, метод оппозиций, дистрибутивный метод, эспериментально-инструментальные методики фонетических исследований.

Keywords: phonological schools, stress, oppositional-morphemic method, isolation method, method of oppositions, distributional method, experimental-instrumental techniques of phonological research.

Экспериментальные исследования в лингвистике - это методы, позволяющие изучать факты и явления языка в условиях, управляемых и контролируемых самим исследователем. В процессе комплексного исследования языковых явлений важнейшим способом получения данных о живом языке, включая его фонологию, морфологию, семантику, синтаксис, а также вопросы языковой нормы, языкового общения, патологий речевого развития и др., является использование экспериментальных методов. Объектом экспериментальных исследований является носитель языка, порождающий текст, воспринимающий тексты и выступающий как информант для исследователя. Последовательное применение экспериментальных методов в исследовании языка и речевых процессов сделало необходимым использование статистических методов при планировании эксперимента и обработке его результатов.

Цель настоящей статьи заключается в попытке комплексного описания и интерпретации методов экспериментальных исследований в области акцентологии, исследующей особенности акцентного оформления лексем внутри и вне лингвистического контекста.

Значительные трудности нормализаторской работы в области акцентологии связаны, во-первых, с тем, что ударение представляет собой факт звучащей речи, и в этом случае варьирование имеет сравнительно широкий диапазон. Во-вторых, трудности с усвоением ударения в современном английском языке можно объяснить с точки зрения его природы и физических особенностей: оно имеет подвижный характер и относительно свободно в пределах морфологии слова.

По высказыванию А. Мартине, первостепенное значение место ударения в семантической единице имеет для тех языков, в которых оно не является фиксированным. Это обусловливается и объясняется тем, что говорящему место ударения кажется фактически более существенным для понимания сказанного, чем соблюдение признанных фонематических различий. Как для слушателя, так и для говорящего ударение является настолько важным фактором, что те сведения, которые оно дает о слове, воспринимаются и регистрируются реципиентом в первую очередь [1].

Ввиду множества колебаний, возможных в силу исторически определившихся и сложившихся причин, а также вследствие существования в самой системе языка различных акцентологических моделей, ударение представляет собой сложную систему и является причиной порождения коммуникативных проблем между носителями языка [2]. В этом смысле ударение нуждается в многостороннем и детальном лингвистическом изучении.

Если рассматривать понятие метода как подхода к изучаемому материалу, его теоретическому осмыслению и систематизации [3], необходимо заметить, что методы анализа звучащей речи следует отнести к числу наиболее плодотворных и совершенных в теории и практике лингвистического анализа в целом. Современное состояние и развитие методов фонетических исследований, описание их преимуществ и недостатков оказывались в поле зрения многих зарубежных и отечественных ученых, например Дж. Брауна и его соавторов, Д. Кристала, П. Роуча, Л. Р. Рабинера, Ф. Карра, Р. В. Шафера, М. В. Панова, Л. А. Вербицкой, Г. М. Вишневской, Т. И. Шевченко, Н. И. Сосниной и др. [4] Методы экспериментальных исследований в фонетике и фонологии отличаются большим разнообразием и богатством идей, обусловленных научно-теоретическими установками и практической направленностью признанных мировых фонологических школ: 1) Московской фонологической школы (оппозиционно-морфемный метод); 2) Ленинградско-Петербургской фонологической школы (метод изолирования); 3) Пражской функциональной школы (метод оппозиций); 4) американской дескриптивистикой (дистрибутивный метод) [5].

В непосредственной взаимосвязи с понятием метода находится также понятие методики, которое определяет способ обнаружения нового материала и новых данных, т. е. совокупность приемов наблюдения, эксперимента и описания результатов [6]. Экспериментальные (инструментальные) методики фонетических исследований можно условно разделить на три группы:

1) акустические, исследующие физические характеристики звуков речи (осциллография, спектрография);

2) соматические, регистрирующие и фиксирующие движения органов речи (палато-графия, рентгенография, фотосъёмка, видеозапись, кинорентгенография, оптико-волоконная эндоскопия, компьютерный анализ артикуляции, электропалатография, электромагнитное излучение и компьютерная томография, электромиография, компьютерное артикуляционное моделирование);

3) перцептивные, анализирующие восприятие определенных фонетических явлений носителями языка и предполагающие работу с испытуемыми (аудиторами, реципиентами) [7].

Перечисленные выше методики фонетических исследований находятся в тесной взаимосвязи с тремя видами анализа экспериментального материала: акустическим (с применением звукоанализирующих компьютерных программ для анализа акустических и соматических характеристик звучащей речи); аудитивным и аудиторским (с привлечением аудиторов и экспертов для анализа восприятия исследуемого материала) [8].

В настоящем исследовании, посвященном изучению акцентной нормы и тенденций изменения ударения в префиксальных глаголах английского языка, мы как представители идей Московской фонологической школы ставили целью определить характерные тенденции развития основного варианта в акцентной структуре глаголов с приставками и выявить причины появления дополнительного варианта или его влияние на изменение первого. При этом во внимание принималось поведение гласного в ударном слоге в основе слова, а также активные процессы, связанные с изменением качества гласного в приставке.

В целях проведения фонетического эксперимента фактический материал был сформирован в широкий, узкий и специальный корпусы исследования. Широкий корпус составили глаголы с приставками, их основной и дополнительный акцентные варианты в акцентном вариантном ряду. Они являлись ключевым экспериментальным материалом для построения базы данных с помощью программы Microsoft Office Access 2007 в виде сплошной выборки из одиннадцати изданий Произносительного словаря Д. Джоунза (1928, 1937, 1947, 1948, 1963, 1977, 1993, 1997, 2003, 2006, 2011 гг.). Общее количество выборки составило 2494 слова.

Комплексный фонетико-лексикографический анализ широкого корпуса исследования с использованием приемов статистической обработки экспериментального материала позволил определить характерные акцентные типы префиксальных глаголов (1[-'-]; 2а['-'-]; 2б[,-'-]; 3а['--'--]; 3б[,--'-]; 4а['---'-]; 4б[,---'-]), связанные с ними процессы действия рецессивного фактора, опрощения акцентного типа, унификации дополнительного акцентного варианта, сокращения вариантности и, как следствие, общую тенденцию к аналогии и демократизации. Следует отметить, что ввиду действия тенденции сокращения вариантности в вариантном акцентном ряду и активного процесса унификации дополнительного акцентного варианта, в Произносительном словаре 1977 г. издания выходят из употребления акцентные типы 2а['-'-], 3а['--'--] и 4а['---'-]. Таким образом, актуальными акцентными типами префиксальных глаголов в британском варианте современного английского языка являются 1[-'-]; 2[,-'-]; 3[,--'-] и 4[,---'-] (Типология акцентной структуры, разработанная Г. П. Торсуевым [9]).

Исследование широкого корпуса позволило также сформулировать свод правил об использовании акцентных типов в глаголах с приставками и сопутствующем изменении качества гласного звука в приставке. Данный свод правил стал ключевым моментом исследования в ходе аудитивного, аудиторского и акустического анализа.

На основе широкого корпуса был сформирован узкий корпус исследования, представленный 102 несвязными частотными глаголами с частотными приставками и характерными акцентными типами. Глаголы были озвучены десятью дикторами - носителями британского варианта английского языка (общая длительность звучащего материала составила 26 минут).

В специальный корпус исследования вошли предложения и фразы (общее количество фраз - 71 высказывание), представляющие собой связные словосочетания частотных глаго-

лов узкого корпуса с зависимыми словами из монологических сообщений дикторов, корреспондентов и респондентов в новостных передачах BBC (общий объем звучания составил 2 часа 40 минут).

Следует отметить, что в ходе поэтапной работы с узким и специальным корпусами исследования наиболее точные результаты были получены при комплексном сочетании соматических, акустических и перцептивных экспериментальных фонетических методик. В частности, нами был проведен компьютерный анализ артикуляции глаголов с приставками, взятых вне и внутри языкового контекста. Анализ проводился с помощью звукоанализи-рующей программы Praat (версия 5.3.39). Кроме того, программа позволила нам обратить внимание на качественные (формантные [F1, F2]) и количественные (временные [t]) характеристики гласных и с помощью осциллограмм и спектрограмм выявить ударные и безударные слоги в основе слова, чтобы проследить изменения качества гласного звука в приставке.

При определении ударного слога во внимание принимались все компоненты ударения: высота тона (pitch), громкость (loudness), долгота (length) и качество гласного звука (vowel quality). Теоретически ударный слог характеризуется большим мускульным напряжением, и потому влечет за собой повышение тона, большую громкость, большую долготу и сохранение качества гласного звука. Акустическими коррелятами просодических характеристик ударного слога являются частота основного тона (fundamental frequency (Гц)), интенсивность (intensity (дБ)) и протяженность во времени (duration (с)) соответственно [10] (рис. 1).

pire des line

[ р г i: 'd е s tin]

Рис. 1

Однако исследование показало, что не во всех случаях ударный слог определялся всей совокупностью указанных компонентов. В некоторых словах параметры высоты тона и громкости оказывались недостаточно объективными (рис. 2).

е letzt

[i '1 е k t]

Рис. 2

Поскольку каждый звук, в первую очередь, гласный, имеет свои индивидуальные акустические особенности, он отличается от других звуков спектральными амплитудно-частотными характеристиками, которые связаны с уровнем частоты голосового тона и усиленными резонаторами (формантами) на определенном временном промежутке [11].

Для различения гласных звуков, как правило, достаточно первых двух формант: традиционно F1 соответствует степени открытости/закрытости гласного или степени подъема гласного; F2 - степени продвинутости языка (ряду). Например, низкая F1 означает, что звук является закрытым гласным верхнего подъема ([i:]); высокая F2 означает, что звук является гласным переднего ряда ([e]). С помощью формант можно качественно отличить один гласный звук от другого.

В данной работе за основу принимался тот факт, что при произнесении ударного слога органы речи каждого информанта должны принимать наиболее удобную позицию для правильной артикуляции слогообразующего ударного гласного. Кроме того, качество артикуляции гласного зависит от времени, затрачиваемого на его произнесение [12].

В связи с этим объективными показателями для определения ударных слогов послужили средние для каждого информанта-носителя английского языка форматные (качественные) и временные (количественные) характеристики гласных, образующих данные слоги. Следовательно, отклонения от средних показателей формантных или временных характеристик гласных рассматривались как признаки безударного слога и возможной редукции безударного гласного.

Аудитивно-акустический анализ с привлечением фонетистов-экспертов и аудиторский эксперимент с привлечением носителей британского варианта английского языка позволил выделить следующие особенности акцентологического оформления глаголов с приставками (экспериментально апробированный базовый свод правил):

1. В глаголах с односложными приставками имеется одно главное объединяющее ударение в корне основы любой сложности (акцентный тип 1[-'-]). При этом мотивация словообразовательных морфем характеризуется как нулевая. Гласный в приставке произносится как один из возможных редуцированных звуков или полностью выпадает.

2. В глаголах с односложными приставками приставка получает второстепенное ударение, если главное ударение в корне основы любой сложности падает на первый слог (акцентный тип 2[,-'-]). Мотивация словообразовательных морфем в этом случае полная. Гласный в приставке сохраняет свое качество.

3. В глаголах с односложными приставками, где главное ударение в корне основы любой сложности падает на первый слог, предпочтение отдается акцентному типу 1[-'-]. Словообразовательная мотивация является частичной. Качество гласного в приставке, как правило, меняется в сторону редуцированного звука. Однако акцентное оформление слов по типу 2[,-'-] не исключается (дополнительный акцентный вариант).

4. В глаголах с односложными приставками приставка получает второстепенное ударение, если главное ударение в корне основы любой сложности падает на второй слог (акцентный тип 3[,—'-]). Процент опознания приставки как словообразовательного элемента высокий (словообразовательная мотивация полная). Качество гласного в приставке при этом не меняется. Дополнительные акцентные варианты исключены.

5. В глаголах с двусложными приставками приставка получает второстепенное ударение, если главное ударение в корне основы любой сложности падает на первый слог (акцентный тип 3[,—'-]) или на второй слог (акцентный тип 4[,---'-]). Процент опознания приставки как словообразовательного элемента высокий (словообразовательная мотивация полная). Гласный в приставке сохраняет свое качество. Дополнительные акцентные варианты исключены.

Аудиторский эксперимент с привлечением студентов-филологов позволил сделать вывод о том, что поведение акцентных типов в условиях расширенного ритмического рисунка контекстного окружения исследуемых единиц остается неизменным, например:

а) в глаголах группы 1 используется акцентный тип 1[-'-], гласный в приставке редуцируется:

The 'air 'quality on its 'planes ex'ceeds 'all e'xisting inter'national 'standards.

Do 'you con'sider this a 'break'through?

The 'banks pro'vide the 'lubri'cation;

б) в глаголах группы 3 предпочтение отдается акцентному типу 1 [-'-], гласный в приставке редуцируется:

Over 'next few 'hours we'll dis'cover what's 'happened.

It's 'dangerous to in'corporate any 'sort of re'ligious 'law 'not to 'show you're 'low.

Тем не менее не исключено использование акцентного типа 2[,-'-]:

[But that's not gonna stop me to redouble my efforts to show that real change is the best reassurance] that it 'shouldn't be 'something which 'un'settles 'people;

в) в глаголах группы 2, 4 и 5 отмечается второстепенное ударение на приставке, качество гласного сохранено (акцентные типы 2[,-'-] и 3[,--'-]):

'One of the 'tasks that we 'clearly 'have is to 're'build 'trust into our po'litical 'system.

[What everyone in this debate seems to agree on is that the central government needs to take actions]. What 'people 'disa'gree on though is 'how to 'do it.

I 'think at 'that 'time I 'don't quite 'under'stand why the 'government com'mitted this 'self-buying 'program to 'hundreds of 'millions 'vaccines which 'don't have any effect.

Таким образом, результаты экспериментально-фонетического исследования могут стать основой для формирования акцентной базы английского языка XXI в. в рамках часте-речного подхода, а также подтвердить общеязыковую тенденцию к сокращению доли подвижного ударения в глаголах.

Вполне очевидно, что в процессе комплексного изучения языковых явлений эти и многие другие методы и методики экспериментальных исследований в фонетике позволяют проследить динамику развития современного языка, подвижность границ его нормы и узуса, а также способствуют выявлению речевых ошибок носителей и пользователей языка.

Примечания

1. Мартине А. Механизмы фонетических изменений: Проблемы диахронической фонологии. М.: КОМКНИГА, 2006. С. 203.

2. Болдырева А. А. О колебаниях ударения в одной группе глаголов современного русского литературного языка / / Русская филология: сб. науч. работ молодых филологов Тарту. Тарту: Тартуский ун-т, 1998. С. 269; Левина Т. В. Эволюционные процессы в орфоэпической норме слова современного английского языка: учеб. пособие. Владимир: ВГПУ, 2003.

3. Арнольд И. В. Основы научных исследований в лингвистике: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1991. URL: http://www.classes.ru/grammar/128.Arnold-research/html/3_8.html (дата обращения: 06.05.2013).

4. Brown G., Curry K. L, Kenworthy J. Questions of Intonation. L.: Croom Helm, 1980; Carr Ph. English Phonetics and Phonology: An Introduction. - Oxford&Maiden, MA: Blackwell Publishers, 1999; Crystal D. Pro-sodic Systems and Intonation in English. Cambridge: Cambridge University Press, 1969; Roach P. Phonetics. Cambridge: Cambridge University Press, 2001; Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991; Вишневская Г. М. Методология и методика экспериментально-фонетических исследований: учеб. пособие. Иваново: ИвГУ, 1990; Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М.: Высш. шк., 1979; Рабинер Л. Р., Шафер Р. В. Цифровая обработка речевых сигналов. М.: Радио и связь, 1981; Соснина Н. И. Вариативность акцентуации бинарного именного терминологического словосочетания: На материале языка для специальных целей: дис. ... канд. филол. наук. Иваново, 2006; Шевченко Т. И. Теоретическая фонетика английского языка: учебник. М.: Высш. шк., 2006.

5. Кондрашов Н. А. История лингвистических учений: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1979. С. 94, 127, 157, 200; Соколова М. А. Теоретическая фонетика английского языка (на английском языке): учебник для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. С. 54-58; Юдина Н. В. Русский язык в XXI веке: кризис? эволюция? прогресс? М.: Гнозис, 2010. С. 173.

6. Арнольд И. В. Указ. соч.

7. Савенкова Л. Б. Современный русский язык: фонетика, орфоэпия, графика, орфография, мор-фемика, словообразование: метод. материалы. URL: http://sfedu.ru/lib1/filolog/021700/ m9b_021700.htm (дата обращения: 03.05.2013).

8. Звуковая форма русской речи: учеб. пособие. 2002. URL: http://www.speech.nw.ru/Manual/ menu.html (дата обращения: 21.05.2013).

9. Торсуев Г. П. Вопросы акцентологии современного английского языка. М.; Л.: АН СССР, 1960.

10. Шевченко Т. И. Указ. соч. С. 75-76.

11. Рабинер Л. Р., Шафер Р. В. Указ. соч. С. 46.

12. Там же. С. 76.

Notes

1. Martine A. Mekhanizmy foneticheskikh izmenenij: Problemy diakhronicheskoj fonologii [Mechanisms of phonetic change: Problems of diachronic phonology]. Moscow. KomKniga. 2006. P. 203.

2. Boldyreva A. A. O kolebaniyakh udareniya v odnoj gruppe glagolov sovremennogo russkogo literatur-nogo yazyka [On oscillations of stress in a group of verbs of modern Russian literary language] / / Russkaya

filologiya: sb. nauch. rabot molodykh filologov Tartu - Russian philology: col. scientific works of young philologists of Tartu. Tartu: Tartu University. 1998. P. 269; Levina T. V. EHvolyutsionnye protsessy v or-foehpicheskoj norme slova sovremennogo anglijskogo yazyka [Evolutionary processes in orthoepic norms of a word of modern English]: textbook. Vladimir. VSPU. 2003.

3. Arnold I. V. Osnovy nauchnykh issledovanij v lingvistike [Basic research in linguistics]: textbook. Moscow. Vysshaya shkola. 1991. Available at: http://www. classes. ru/grammar/128. Arnold-research/html/3_8. html (date accessed: 06. 05. 2013).

4. Brown G., Curry KL, KenworthyJ. Questions of Intonation. Leningrad. Croom Helm. 1980; Carr Ph. English Phonetics and Phonology: An Introduction. - Oxford & Maiden, MA: Blackwell Publishers, 1999; Crystal D. Prosodic Systems and Intonation in English. Cambridge: Cambridge University Press, 1969; Roach P. Phonetics. Cambridge: Cambridge University Press, 2001; Bondarko L. V., Verbitskaya L. A., Gordina M. V. Osnovy ob-shchej fonetiki [Fundamentals of general phonetics]: textbook. St. Petersburg. St. Petersburg. University Press. 1991; Vishnevskaya G. M. Metodologiya i metodika ehksperimental'no-foneticheskikh issledovanij [Methodology and methods of experimental phonetic research]: textbook. Ivanovo. Ivanovo State University. 1990; Panov M. V. Sovremennyj russkij yazyk. Fonetika [Modern Russian language. Phonetics]. Moscow. Vysshaya shkola. 1979; Rabiner L. R., Schafer R. V. TSifrovaya obrabotka rechevykh signalov [Digital processing of speech signals]. Moscow. Radio and communication 1981; Sosnina N. I. Variativnost' aktsentuatsii binarnogo imennogo terminologicheskogo slovosochetaniya: Na materiale yazyka dlya spetsial'nykh tselej: dis. ... kand. filol. nauk [Variability of accentuation of binary nominal terminological phrases: On a material of language for specific purposes: dis... . Candidate Philology sci]. Ivanovo. 2006; Shevchenko T. I. Teoreticheskaya fonetika anglijskogo yazyka [Theoretical Phonetics of English]: textbook. Moscow. Vysshaya shkola. 2006.

5. Kondrashov N. A. Istoriya lingvisticheskikh uchenij [History of Linguistic Studies]: textbook. Moscow. Prosvesheniye, 1979. Pp. 94, 127, 157, 200; Sokolova M. A. Teoreticheskaya fonetika anglijskogo yazyka (na anglijskom yazyke) [Theoretical Phonetics of English (in English)]: textbook for students of higher educational institutions. 3rd ed. Stereotype. Moscow. Humanitar. ed. center VLADOS. 2004. Pp. 54-58; Yudina N. V. Russkij yazyk v XXI veke: krizis? ehvolyutsiya? progress? [Russian language in the XXI century: crisis? evolution? progress?] Moscow. Gnosis. 2010. P. 173.

6. Arnold I. V. Op. cit.

7. Savenkova L. B. Sovremennyj russkij yazyk: fonetika, orfoehpiya, grafika, orfografiya, morfemika, slo-voobrazovanie [Modern Russian Language: Phonetics, orthoepy, graphics, spelling, morphemics, word formation]: the method. materials. Available at: http://sfedu. ru/lib1/filolog/021700/m9b_021700. htm (date accessed: 03. 05. 2013) (in Russ. ).

8. Zvukovaya forma russkoj rechi: ucheb. posobie - Sound form of Russian speech: textbook. 2002. Available at: http://www. speech. nw. ru/Manual/menu. html (date accessed: 21. 05. 2013) (in Russ. ).

9. Torsuev G. P. Voprosy aktsentologii sovremennogo anglijskogo yazyka [Questions of accentuation of modern English]. Moscow; Leningrad. USSR Academy of Sciences. 1960.

10. Shevchenko T. I. Op. cit. Pp. 75-76.

11. Rabiner L. R., Schafer R. V. Op. cit. P. 46.

12. Ibid. P. 76.

УДК 811.161.1'373.23:07

Ван Чжи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименования лиц обобщенной семантики в молодежной прессе (на материале кировской городской газеты «СтудEnter»)

В статье речь идет о молодежной прессе России как объекте лингвистической характеристики. В центре внимания - кировская городская газета «СтудЕМег». Автор рассматривает наименования лиц обобщенной семантики, разделяя их на две группы: те, которые выражают значение множества вне контекста (молодежь, поколение, группа и т. п.), и те, которые приобретают обобщенное значение лишь в контексте (человек, победитель, участник и т. п.). Подробно анализируется слово молодежь. Характеризуются семантика и синтаксические позиции данного слова. Показывается, что молодежь на страницах газеты «СтудЕП:ег» предстает как активный субъект и объект разных видов деятельности, осуществляющий эту деятельность под руководством Управления по делам молодежи Кировской области и Федерального агентства по работе с молодежью.

© Ван Чжи, 2014 122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.