СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS OF MODERN EDUCATIONAL PROCESS
УДК 37.014
СПЕЦИФИКА ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
© Ванданова Эльвира Леонидовна
кандидат психологических наук, доцент
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия, 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1 Е-mail: [email protected]
Статья посвящена острой проблеме профилактики экстремизма в подростковой и молодежной среде. Большинство педагогов оказались неподготовленными ни теоретически, ни практически к решению проблем подросткового экстремизма. При разработке программ повышения квалификации для педагогических кадров по вопросам профилактики и противодействия экстремизму и терроризму в образовательных организациях следует учитывать специфику работы по уровням образования (с учетом возрастных особенностей), содержание работ: профилактику, противодействие, реабилитацию (в том числе, социальную адаптацию). В статье приводится отечественный и зарубежный опыт профилактики и предотвращения экстремизма в образовательных организациях. Она содержит описание организации профилактики экстремизма в российских образовательных учреждениях разных ступеней образования (общего образования и высшего), описание научно-исследовательских проектов и научно-методических разработок, рецензию на методическое пособие для начальной школы по предотвращению экстремизма. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятиями жестокости, агрессивности и экстремизма, вызывают серьезное беспокойство профессионалов разных областей знаний.
Ключевые слова: воспитание, социализация, государственная политика в сфере образования, профилактика экстремизма.
Введение в проблему. Проблема экстремизма в последние годы и в России приобретает актуальность и остроту. Молодежная среда является благодатной почвой для потенциальных и реальных экстремистских угроз, чему в полной мере способствуют социально-возрастные, социально-психологические и социокультурные особенности молодежи. Исходя из этого, выявляются и различные виды поведения личности (группы личностей), в том числе такие, которые могут отклоняться от групповой, общественной или государственной нормы. Общая нестабильность, финансовые, экономические
3
кризисы вызывают эмоциональное напряжение, особенно в молодежной среде, доходящее зачастую до уровня скрытого страха, внутреннего панического состояния, что влечет за собой внешне незаметное сужение сознания. Вследствие этого порог внушаемости у личности становится вариабельным со склонностью к подчиняемости, формированием экстремистских взглядов с тенденцией включения в организованные криминальные группы.
Цель и методы исследования. Экстремизм — это не только молодежная проблема, но именно молодежь — это та группа риска, которая в силу целого ряда причин, начиная от психофизиологических особенностей этого периода, от становления идентичности и ее кризиса, через который они проходят, до отчаянных попыток самореализоваться, является группой наиболее подверженной экстремистским установкам.
В настоящей работе представлен опыт профилактики экстремизма в молодежной среде, для подготовки методических материалов в рамках разработки программ повышения квалификации педагогических кадров. Цель работы — изучение научно-методического сопровождения профилактики экстремизма в образовании. В число задач входило следующее:
1) анализ приоритетных направлений обеспечения профилактики экстремизма в молодежной среде;
2) анализ организационно-методических условий для проведения мероприятий по профилактике экстремизма в образовании с учетом разных ступеней.
Основной методологией исследования является идея управления рисками ксенофобии с целью профилактики экстремизма в ученической и молодежной среде с учетом теорий воспитания и социализации детей в русле реализации национальной стратегии развития и воспитания. Далее методологии создания методических материалов по созданию в школе развивающей среды, обеспечивающей безопасность и психологический комфорт для всех участников образовательных отношений.
Результаты исследования и их обсуждение
При подготовке предложений по комплексу мер по реализации национальной стратегии воспитания1 детей и молодежи в Федеральном институте развития образования были рассмотрен ряд вопросов в контексте возможностей обеспечения профилактики экстремизма2 для разных ступеней образования (табл. 1).
1 Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р.
2 Методические материалы по противодействию распространению экстремизма в
молодежной среде [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71393532
4
Таблица 1
Профилактика экстремизма для разных ступеней образования
Основные направления реализации комплекса мер по профилактике экстремизма
Особенности построения работы по профилактике экстремизма
Мероприятия, направленные на профилактику экстремизма для основного общего образования
Мероприятия, направленные на профилактику экстремизма для среднего общего образования
Мероприятия, направленные на профилактику экстремизма для профессионального образования
Для организаций ведущих подготовку и переподготовку педагогических кадров становится актуальной задача разработки программ повышения квалификации по вопросам профилактики экстремизма в образовательных организациях. В этой связи, будет представлять определенный интерес отечественный опыт и зарубежные разработки с рекомендациями по данному вопросу. Отечественный опыт будет представлен деятельностью Федерального института развития образования в подготовке научно-методических, психолого-педагогических разработок по данному направлению.
В целях эффективного применения двух федеральных законов, Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года1 и Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-Ф3 от 6 марта 2006 г.2, по заданию Минобрнауки России, Федеральным институтом развития образования в 2015-2017 годах (Государственное задание ФГАУ «ФИРО») было реализовано следующее:
• разработка методических материалов по реализации в образовательных учреждениях комплекса мер по противодействию распространению экстремизма в молодежной среде;
• разработка и апробация методических материалов по реализации в образовательных учреждениях комплекса мер по противодействию идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде;
• психолого-педагогическое сопровождение детей из группы риска: несовершеннолетних, воспитываемых в семьях родственников лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности, в том числе, подростков с девиантным поведением;
1 О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года.
2 О противодействии терроризму: федеральные закон № 35-Ф3 от 6 марта 2006 г.
5
• разработка методических рекомендаций, по созданию психолого-педагогических условий ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивным воздействиям в условиях воспитания в семьях с родственниками лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности1.
Все разработанные материалы содержат информацию об отечественном опыте профилактики экстремизма в молодежной среде (табл. 2).
Таблица 2
Научно-методические материалы по профилактике экстремизма
Научно-методические материалы Характеристики
1. Предложения по комплексу мер по реализации национальной стратегии воспитания детей и молодежи содержащий план мероприятий по профилактике экстремизма для разных ступеней образования План мероприятий по профилактике экстремизма для разных ступеней образования: основного общего образования; среднего общего образования, профессионального образования
2. Методические материалы для работников и руководства образовательных организаций по противодействию распространения экстремизма в молодежной среде - Основаны на методологии управления рисками ксенофобии с целью профилактики экстремизма в подростковой и молодежной среде. - Содержат актуальные вопросы воспитания и социализации детей и молодежи направленные на профилактику экстремизма в подростковой и молодежной среде в русле реализации национальной стратегии развития и воспитания.
3. Методические материалы по реализации в образовательных учреждениях комплекса мер по противодействию распространению экстремизма в молодежной среде. - Пакет методик для диагностики уровня агрессивности поведения, интолерантности и экстремизма подростков и молодежи. - Сборник методических и диагностических материалов для работников и руководства образовательных организаций по диагностике и профилактике экстремизма и терроризма в подростковой и молодежной
В дополнение к сказанному следует сказать, что семинар для проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образо-
1 Государственное задание «ФГАУ ФИРО» 2015 г. на 2016-2017 г. // Официальный сайт ФГАУ «Федеральный институт развития образования». Научная деятельность. http://www.firo.ru/7page id=17685 Данные материалы доступны по адресу URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71293532/
6
вания и специалистов комитетов по делам молодежи субъектов Российской Федерации проводился после обобщения результатов мониторинга, направленного на изучение работы по профилактике экстремизма. Учитывая сложность задачи рассматриваемой профилактики, Т. Д. Марцинковская отмечает: «...противодействие экстремистскому мировоззрению представляется сложным и многогранным процессом, то и программа психологической профилактики экстремизма должна быть многоаспектной и включать три блока: информационный, ценностный и поведенческий» [4, с. 24]. Автор указывает следующее: «Первый блок дает возможность расширения кругозора подростков и молодежи в самых разнообразных сферах социальной жизни. Второй, основной, блок направлен на осознание некоторых общих ценностей, объединяющих людей. Третий блок предполагает использование активных форм обучения и воспитания» [4, там же].
Факторы, способствующие формированию склонности к экстремистскому поведению подростков, были выявлены в ходе научного исследования под руководством Г. У. Солдатовой:
1) личностные особенности ребенка;
2) неблагоприятное микросоциальное окружение (недружелюбно настроенные одноклассники, отсутствие друга, способного постоять поддержать в трудной ситуации; учителя, способного разрешить возникающие конфликты), семейные паттерны, ориентирующие на завышенный уровень притязаний;
3) макросоциум, в котором преобладают интолерантные и ксенофобские настроения и установки.
Круг факторов риска подросткового экстремизма чрезвычайно широк.
На основе анализа литературных источников, можно предположить, что среди личностных критериев склонности к экстремистскому поведению можно выделить следующие:
1. Характерологические особенности личности, в частности — акцентуации характера, которые наиболее остро проявляются именно в подростковом возрасте.
2. Уровень толерантности личности подростка, его система установок, ценностей и ориентаций, отражающих отношение к многообразию мира, к социальным, культурным, этническим и мировоззренческим различиям.
3. Агрессивность, которая многими авторами рассматривается как основная составляющая экстремизма. Причем важна не только степень агрессивности подростка, но и выраженность отдельных составляющих и проявлений агрессии.
4. Поведенческие установки подростка в конфликтной ситуации, от которых также зависит склонность к экстремистскому поведению.
Подобные исследования являются основой для разработки специализированных профилактических мероприятий. Наиболее эффективными методами профилактики экстремизма и отклоняющегося поведения у подростков являются так называемые социально-психологические методы, или методы социальных умений, предполагающие работу с индивидуальным опытом, чувствами, мыслями, а также с поведением. Подобные социально-психологические мероприятия могут проводиться в группах самого разного формата и иметь различную структуру.
Профилактика распространения идей экстремизма и терроризма в детской среде3
В настоящее время среди существующих разработок по профилактике и противодействию идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде нет разработок для работы с такими возрастными категориями учащихся как младший школьник и младшее подростничество. Восполнить данный пробел, возможно используя методическое пособие, подготовленное для работы с учащимися начальной школы и младшими классами средней представленное в 2016 г. Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры методическое пособие «Методическое пособие по предотвращению насильственного экстремизма». Это первое подготовленное ЮНЕСКО методическое пособие по предотвращению насильственного экстремизма посредством образования. Предназначено для использования в начальной и средней школах. Задачами данного пособия авторы-разработчики называют следующее: «...предоставление практических рекомендаций относительно того, когда и как проводить с учащимися обсуждение проблематики насильственного экстремизма и радикализации; содействие учителям в создании в классе таких условий, которые позволяют охватить всех учащихся и, на основе взаимного уважения, благоприятствуют диалогу, открытой дискуссии и критическому мышлению» [5, с. 9].
Описывая основные характеристики указанного методического пособия надо отметить, что его актуальность определяется важностью образования как инструмента содействия предотвращению во всех странах мира терроризма и насильственного экстремизма, а также расовой и религиозной нетерпимости, геноцида, военных преступлений и преступлений против человечества. Распространяется ли образование через школы, клубы, ассоциации или обучение на дому, оно признается как важный компонент приверженности общества усилиям по противодействию насильственному экстремизму и по предотвращению его роста [5, с. 14-15]. Авторы пособия справедливо утверждают следующее: «.насильственный экстремизм и движущие факторы радикализации относятся к числу наиболее распространенных проблем нашего времени.
Нельзя сказать, что насильственный экстремизм присущ только тому или иному возрасту либо полу, той или иной группе либо общине, однако перед идеями его сторонников и членов террористических организаций особенно уязвимы молодые люди» [5, с. 9].
Ценностью рассматриваемого методического пособия является то, что «.оно содержит конкретные методические рекомендации:
- по определению факторов и признаков поведения учащихся, свидетельствующих о проявлениях радикализации (поведения, ведущего к насильственному экстремизму);
- по обсуждению местных проявлений насильственного экстремизма
[5, с. 16];
В данной части представлена рецензия на методическое пособие ЮНЕСКО: A Teacher's Guide on the Prevention of Violent Extremism. Опубликовано в 2016 г. Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002446/244676e.pdf
8
- по обсуждению проблематики насильственного экстремизма с детьми в классе (раздел 3 данного пособия).
Коротко о содержании. Пособие состоит из четырех разделов, включая введение. В каждом разделе от трех до пяти параграфов. Структура методического пособия отображает одновременно методические рекомендации и условно говоря, алгоритм по организации работы по предотвращению насильственного экстремизма посредством образования (рис. 1).
Содержание пособия
Раздел 2 Раздел 3 Раздел 4
Что такое насильственный экстремизм? Обсуждение в классе содержит соответственно параграфы: Основные соображения которые следует довести до учащихся
Параграфы
Насильственный Цели Солидарность
экстремизм и
радикализация
Насильственный Подготовка Уважение разнообразил
экстремизм и
образование
Местные проявления Обсуждение Права Умение жить
экстремизма вместе человека
Роль общины семьи и Темы для рассмотрения Активное участие в
сре-н-тк инфоргглттитт проблематики жттчни оотттег.тил
Рис. 1. Содержание пособия (раздел 1 — введение, не обозначен)
Обсуждение проблематики насильственного экстремизма в классе содержит цели организации обсуждения и примеры учебных целей в разбивке по областям обучения (табл. на с. 20 данного пособия), практические советы по подготовке обсуждения и процедуре обсуждения вопросов насильственного экстремизма с учащимися, примеры основных правил проведения дискуссии по данному вопросу в классе (с. 26 данного пособия), примеры вопросов, которые могут использоваться для уточнения высказываний учащихся (с. 27 данного пособия), тематика для обсуждения вопросов насильственного экстремизма и подведение итогов обсуждения, примеры дополнительных занятий (с. 33 данного пособия) [5]. Приложение содержит примеры часто задаваемых учащимися вопросов в ходе обсуждения данной проблематики и примеры ответов на них.
Важным достоинством данного пособия является его направленность на работу с детьми младшего школьного возраста, младшего подростничества, возраста, когда ребенок наиболее уязвим и подвержен риску негативного вли-
яния со стороны лиц, пропагандирующих насильственный экстремизм. «В условиях, когда аудитория пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» стремительно молодеет, активными пользователями сети становятся дети 4-6 лет» как отмечает Г. У. Солдатова с коллегами [6], актуализируются вопросы безопасности детей, в том числе, в контексте профилактики и противодействию идеологии экстремизма.
О степени готовности представленных в методическом пособии рекомендаций к практическому использованию можно сказать следующее. Данное методическое пособие прошло экспертизу в разных регионах мира. Для того чтобы это пособие отвечало различным географическим контекстам и социально-культурным условиям, его подготовке предшествовал процесс широких консультаций, проведенных с экспертами и преподавателями из разных регионов, после чего оно прошло тестирование в системах образования отдельных стран. Вместе с тем авторы отмечают, что данное пособие может быть использовано как целиком без доработок, так и в качестве прототипа, который будет использоваться в соответствии с местными условиями, адаптации с тем, чтобы отвечать конкретным потребностям учащихся.
Ограничения по использованию методического пособия и перспективы использования указанного методического пособия описаны далее. Авторские (оригинальные) ограничения в использовании материалов методического пособия:
- использование методического пособия требует тщательного отбора педагогов для указанной работы с учащимися;
- при необходимости использовать методическое пособие в качестве прототипа, с учетом местных условий, адаптации и перевода с тем, чтобы отвечать конкретным потребностям учащихся [5, с. 6].
Ограничение по использованию методического пособия в качестве прототипа предполагает учет внешних условий (социокультурной составляющей образовательного процесса) и особенностей учащихся (при необходимости учет возрастных и психологических особенностей).
Проблему экстремизма ряд исследователей связывает со сложностями социализации молодежи, в том числе с рисками криминализации, с утратой ценностной составляющей в воспитании, все это вместе взятое происходит на фоне трансформаций общества [3]. Опровергаются попытки увязать экстремизм с идей неравенства как социокультурным следствием бедности, социального неблагополучия групп. Э. Паин, в связи с этим, пишет следующее: «. явления экстремизма и терроризма заметны и хорошо прослеживаются в обществах, вступивших на путь трансформаций» [7], и концентрируются в маргинальных слоях социума [8], характеризующихся сочетанием традиционных и новых черт культуры, неполным изменением статуса и условий жизни. Экстремизм также подпитывается идеей уникальности, уникальности своего Я, уникальности своей группы и так далее. Уникальность, противопоставленная другим людям, другому сообществу, нежелание принимать себя как члена единой человеческой семьи. Вместе с тем, важно понимать, что такое поведение возможно и для «индивидуалистов» и «коллективистов» (см. характеристику индивидуалистов и коллективистов Г. Триандиса [9]), потому что ос-
новным механизмом, подпитывающим уникальность, является разделение на своих и чужих.
Преодоление указанных ограничений по использованию «Методического пособия по предотвращению насильственного экстремизма», в том числе ограничений, названных рецензентами, осуществимо. Одним из способов является преодоление межведомственного взаимодействия в целях проведения единой культурно-образовательной политики. В Министерстве образования и науки Российской Федерации, в подведомственных организациях имеется опыт профилактической работы в образовательных организациях по предотвращению экстремизма в молодежной среде.
Далее о возможности использования «Методического пособия по предотвращению насильственного экстремизма». В Российской Федерации существует обширный опыт по противодействию распространения экстремизма в молодежной среде (старших школьников и студентов), вместе с тем, в России в настоящий момент нет подобных разработок для детей младшего школьного возраста и младших подростков. «Методическое пособие по предотвращению насильственного экстремизма» в этом роде уникально и восполняет существующий пробел. В указанном пособии нет прямых или косвенных целей по изменению культурной локальной идентичности. Данное методическое пособие предлагает эффективный инструмент профилактики воздействия экстремизма в детской среде, подобного воздействия в том числе, через виртуальные сообщества.
Так, указанное пособие направлено на предоставление возможности для детей, подростков и в будущем молодежи, сталкивающейся с угрозами радикализации, получения актуального образования, с тем, чтобы овладеть знаниями, навыками и жизненными установками, которые могут помочь противостоять пропаганде насильственного экстремизма. Настоящее методическое пособие поможет работе учителей по данной проблематике в рамках как формального, так и неформального образования. Поэтому оно может быть рекомендовано для дальнейшего распространения пособия в образовательных организациях, а также иных органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, как самостоятельное методическое пособие, так и быть использовано в качестве прототипа для создания подобных методических рекомендаций.
Заключение. Для подготовки научно-методических материалов в рамках разработки программ повышения квалификации педагогических кадров по вопросам профилактики экстремизма в образовании с учетом специфики различных ступеней образования необходимо учитывать три составляющие.
1. Профилактика экстремизма в начальной школе. С учетом современных реалий, в котором идеологи и сторонники насильственного экстремизма активно используют достижения технологического общества, а дети становятся самыми активными пользователями сети Интернет, необходимо своевременно и оперативно применять новые и эффективные методы и методики по противодействию насильственному экстремизму и решению проблем общечеловеческой безопасности.
2. Профилактика экстремизма в средней школе. Основой для разработки специализированных профилактических мероприятий. Наиболее эффек-
тивными методами профилактики экстремизма и отклоняющегося поведения у подростков являются так называемые социально-психологические методы, или методы социальных умений, предполагающие работу с индивидуальным опытом, чувствами, мыслями, а также с поведением. Подобные социально-психологические мероприятия могут проводиться в группах самого разного формата и иметь различную структуру.
3. Профилактике экстремизма в молодежной среде (в ссузах, вузах) будет способствовать развитие научного и творческого потенциала студенчества во время их учебы и помощь в реализации социальных и материальных льгот для социально-незащищенных категорий молодежи, в их трудоустройстве.
Литература
1. Андреева Г. М. Презентации идентичности в контексте взаимодействия. Психологические исследования, 2012, 5(26), 1. URL: http:// psystudy.ru
2. Ванданова Э. Л. Профилактическая работа в образовательных организациях и социальная адаптация учащихся, подпавших под воздействие идеологии терроризма // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84679 (дата обращения: 02.02.2019).
3. Егоров М. И., Маргулян Я. А. Молодежный экстремизм как социальное явление в условиях постиндустриального общества // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6944 (дата обращения: 12.02.2019).
4. Марцинковская Т. Д. Профилактика экстремистских установок подростков и молодежи Образовательная политика № 3(73) 2016. С. 26-34.
5. Методическое пособие по предотвращению насильственного экстремизма [Электронный ресурс] / Опубликовано в 2016 г. Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, 7, Place de Fontenoy, 75352, Paris 07 SP, France. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002446/244676r.pdf
6. Солдатова Г. В., Зотова Е. Ю., Чекалина А. И., Гостимская О. С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / под ред. Г. В. Солдатовой. М., 2011. 176 с.
7. Паин Э. Социальная природа экстремизма и терроризма. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/896/833/1231/11-Pain.pdf /Общественные науки и современность 2002. № 4. С. 113-124.
8. Триандис Г.К. Культура и социальное поведение. М., 2007.
9. Харре Р. Метафизика и методология: некоторые рекомендации для социально-психологического исследования // Социальная психология: саморефлексия марги-нальности. М.: ИНИОН РАН, 1995.
10. Хелкама К., Похьянхемо Е. Размышления о ценностях и общественной нестабильности // Константа в неопределенном и меняющемся мире / под ред. Т. Д. Мар-цинковской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. С. 334-343.
SPECIFICS OF EXTREMISM PREVENTION
IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AT DIFFERENT EDUCATION LEVELS
Elvira L. Vandanova
Candidate of Science (Psychology), associate Professor
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration B.1, 82 Vernadsky Avenue, Moscow, 119571, Russia E-mail: [email protected]
The article discusses the issues of the content of advanced training programs for teachers on the issues of prevention and countering extremism and terrorism in educational organizations. They must consider the specifics of work by levels of education (considering age characteristics), the content of works: prevention, counteraction, rehabilitation (including social adaptation). The article provides domestic and foreign experience of prevention and prevention of extremism in educational institutions. It contains a description of the organization of the prevention of extremism in Russian educational institutions at various levels of education (general education and higher), a description of research projects and scientific as well as methodological developments, a review of the methodological manual for primary school on the prevention of extremism. Such socially dangerous manifestations, usually associated with the concepts of cruelty, aggressiveness and extremism, cause serious concern of professionals in various fields of knowledge.
Keywords: education, socialization, state policy in the field of education, prevention of extremism.