Научная статья на тему 'Специфика профессиональной деятельности журналиста: нравственный аспект'

Специфика профессиональной деятельности журналиста: нравственный аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4049
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика профессиональной деятельности журналиста: нравственный аспект»

Н.В. Агеенко*

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА: НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ

В статье анализируются особенности профессиональной деятельности журналистов, определяются ее ведущие специфические характеристики; нравственный аспект рассматривается автором как важнейший при формировании профессионализма журналиста.

Глобальные трансформации, переживаемые Россией, привели к кризисным явлениям в социально-экономической и духовной жизни общества. Девальвация нравственных ценностей, ослабление роли морали как духовного регулятора общества актуализируют проблему поиска источников, повышающих и стабилизирующих нравственные нормативы общественной жизни.

Особое место в системе социального воспроизводства принадлежит журналистике, являющейся социальным институтом, который занимается непрерывной выработкой общественного группового и индивидуального сознания и называется «духовным производством», включающим производство науки и искусства, идеологии и технологий, процессы воспитания и обучения, просвещения и образования, а также виды их распространения [11. С. 89]. По отношению к структуре духовного производства журналистика выступает как важнейший элемент социальной инфраструктуры, который на основе достижений и представлений цивилизации и культуры осуществляет в обществе информационно-вещательную деятельность.

Деятельность по сбору, обработке, компоновке, передаче информации составляет специфику журналистской деятельности во всех ее проявлениях, и этой деятельности подчинены все организационные, технические, творческие и другие структуры журналистики. Высокая информативность журналистских произведений достигается не только увеличением количества сведений о фактах и качеством комментирования, что обусловлено характером взаимодействия с аудиторией.

Журналистский текст несет в себе особый вид информации — журналистскую информацию, которая характеризуется комплексом свойств, вызывающих определенные типы реакции на публикации: реакция вовлечения — действия (внешние или внутренние), в которых обнаруживает себя отношение получателя информации к описываемым реалиям; реакция исполнения — действия, которые представляют собой непосредственное осуществление рекомендаций или вариантов поведения, предлагаемых журналистским текстом; реакция социальной гарантии — действия (готовность к действиям), в которых проявляется ответственность определенных социальных сил за необхо-

* © Агеенко Н.В., 2006

Агеенко Наталия Владимировна — кафедра иностранных языков гуманитарных факультетов Самарского государственного университета

димые последствия публикаций [10, 102]. Данный комплекс объединяет в себе специфическое свойство журналистской информации с ключевыми свойствами индивидуальной и массовой информации. Так, журналистская информация характеризуется общим свойством действительности: будучи воплощением связи человека с окружающим миром, одновременно она есть объективно необходимый действительный инструмент воздействия на этот мир. Журналистской информации присуще общее свойство всей массовой информации — универсальность: эта информация действует далеко за пределами отдельной ситуации, вызывая ускорение или торможение социальных процессов. Журналистская информация характеризуется идеолого-этической направленностью, способностью поставить адресат информации перед выбором собственной линии поведения (отношения) в контексте соответство-вания идеолого-этическим ценностям, представлениям о добре и зле, благе, смысле жизни.

Журналист, оценивая ситуацию, о которой пишет, опирается на свою систему ценностей, создает для адресата информации возможность сопоставить критерии оценок и тем самым упрочить, уточнить либо поменять те или иные из них. В журналистской информации опорной идеей выступает информация о системе ценностей, на которую опирается автор материала, побуждая адресата соотнести их с собственными ценностями и принять или не принять оценку ситуации и трактовку проблемы. В оценках журналиста проявляется уровень сформированности этических принципов, норм поведения.

Специфика деятельности журналиста выражается следующими аспектами: поведенческим (инструментальным), который связан с технологической стадией творческого процесса — сбором и обработкой фактического материала и характером используемых журналистом для этой цели приемов и способов; вербальным (содержательным), который связан с собственно творческой стадией упомянутого процесса — литературным оформлением собранного и обработанного фактического материала и характером используемых для этой цели понятий и образов, а также лексических, стилистических и композиционных средств. Что касается первой стадии творческого процесса — выбор темы, то в ней существует как поведенческий, так и вербальный аспект. Здесь в чистом виде представлен моральный выбор журналиста, окончательное решение следовать в дальнейшем определенной (этичной или неэтичной) линии в работе с источником информации, персонажем произведения, массовой аудиторией, текстом публикации [1. С. 23]. И поведенческий, и вербальный аспекты журналистской деятельности, в свою очередь, могут быть в зависимости от выбора автором приемов и способов действий позитивно-моральными (нравственными) и негативно-моральными (безнравственными).

Журналист решает сложную профессиональную задачу — выявляет социальный смысл частного события или явления, вызывая у читателя, зрителя, слушателя реакцию неприятия зла или поддержки добра. При этом в сюжетной конкретности материала кристаллизуется не только объективное — осо-

бенности исследуемого события или явления, но и субъективное — взгляды, идеалы, нормы, принципы автора.

Таким образом, существует неразрывная связь профессиональной деятельности журналиста и морали, которая является предметом отражения журналистики, ее профессиональным инструментом [8. С. 35]. Журналист — это носитель моральной установки на общественно полезное поведение; следовательно, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта. В своих материалах журналисты информируют о нравах общества, о моральных коллизиях и тенденциях — значит, мораль, моральные отношения общества являются предметом отражения журналистики. Журналисты пропагандируют в прессе нравственные идеалы общества, популяризируют его моральные ценности и этические рекомендации, помогая нравственному просвещению общества; таким образом, журналистика выступает в качестве инструмента морали. При оценке описываемых явлений действительности создатели текстов исходят из нравственного опыта человечества, тех критериев нравственности, которые выработало общество, следовательно, в журналистике мораль используется как профессиональный измерительный инструмент. Таким образом, наличие качественно специфических, нравственных характеристик для журналиста рассматривается как важнейший аспект его профессиональной пригодности.

Для осознания сущности профессиональной морали необходим анализ содержания таких понятий, как «этика», «мораль», «профессиональная этика». Этика, «учение о морали», «совокупность норм поведения», мораль какой-нибудь общественной группы, профессии является частным проявлением общественной морали [9. С. 737] . Этическое поведение проявляется осуществлением этических ценностей [6. С. 515]. В основе этики лежит представление о присущей человеку свободе выбора, не обусловленной никакими природными и социальными законами.

Деятельностная модель морали, представленная в работах С.Ф. Анисимо-ва, О.Г. Дробницкого, А.А. Гусейнова, А.И. Титаренко, Ю.М. Смоленцева, сводится к нескольким принципиальным положениям: мораль рассматривается как способ духовного самоопределения человека; продукт и результат межчеловеческого, межсубъектного взаимодействия. Мораль автономна, имманентно присуща человеческой деятельности, трансцендентна. Обозначенная интерпретация сущности морали исключает правомерность ее оценки как формы общественного сознания: мораль — «специфический духовно-практический способ взаимодействия социальных субъектов, общественное духовно-практическое отношение» (Ю.М. Смоленцев). Мораль выступает как «особый оценочно-императивный способ практически духовного освоения социальной действительности» (А.И. Титаренко), как «свойство человеческой деятельности» (С.Ф. Анисимов). Мораль является проекцией личностного ощущения полноты жизни на всю систему межиндивидуальных и социальных отношений; специфической формой самореализации, нравственного самоутверждения личности.

В этической литературе выделяют две относительно самостоятельные сферы морали: моральное сознание и нравственная практика, в процессе которой реализуются нравственные идеи и чувства. Под нравственной деятельностью понимается вся человеческая деятельность, поскольку она имеет общественно значимый смысл, на нее распространяются нравственные требования, она подлежит нравственной оценке. Нравственная деятельность складывается из поступков, которые имеют собственную структуру, синтезируют в себе внешние, материально-вещественные составляющие и внутренние духовно-личностные компоненты. Таким образом, только деятельность, ее практическая реализация моральных принципов и норм дают право на признание нравственной воспитанности личности, ее подлинной нравственной культуры.

Общественное сознание является элементом социальной жизни: в нем аккумулирован и систематизирован нравственный опыт многочисленных поколений, позволяющий влиять на представления и поведение отдельного человека, воспитывать полноценную личность. Первый уровень нравственного сознания представляет собой так называемую «житейскую мудрость» и «здравый смысл» — повседневные суждения и оценки, непосредственно связанные с жизнью людей. Второй уровень нравственного сознания характеризуется большей четкостью, системностью, рациональностью: на этом уровне решаются так называемые «смысложизненные» вопросы человеческого бытия. В теоретическом нравственном сознании главную роль играет моральная философия, т.е. этика.

Индивидуальное сознание рефлексивно, относится к внутреннему миру человека и может быть представлено компонентами:

- рациональным, системой определенных понятий, которые выражают мировоззрение личности, те или иные нравственные представления. Базовым элементом этой системы является требование (норма), кроме которого в рациональную структуру индивидуального сознания входят воспринятые в качестве личных идеалы, оценки, принципы, установки, представления о моральных качествах, о добре и зле;

- эмоциональным, совокупностью нравственных переживаний человека. Любое чувство является сложной эмоциональной реакцией, обусловленной процессом социализации. Отсюда альтруистичность нравственных переживаний (отзывчивость, сострадание и др.), их направленность на самоограничение личности. В качестве социально-психологического механизма самоконтроля выступают особые контролирующие переживания — совесть и стыд. Важную роль в нравственной жизни человека играет чувство достоинства (чести), отражающее моральную самоценность личности;

- волевым компонентом, благодаря которому субъективный мотив реализуется в действии, зачастую вопреки давлению объективных обстоятельств [7. С. 58].

Ценностные ориентации пронизывают все этажи психики человека (мышление, волю, чувства, подсознательные импульсы), позволяя мгновенно, не задумываясь, выбрать верную линию поведения [5. С. 204]. Продуманная

и осознанная ценностная ориентация морального сознания служит основой для выработки моральной убежденности личности. На практике все три компонента в структуре морали — нравственная деятельность, моральные отношения и моральное сознание — выступают как единая целостность, а разделение их делается лишь в теории и лишь для осмысления особенностей каждого из компонентов.

Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни, поэтому можно выделять собственную мораль профессии. Профессиональная мораль не существует сама по себе, вне общей нравственности. Она представляет один из ее срезов и потому копирует ее многослойную структуру. Профессиональный момент присутствует как в своде требований, которые общество предъявляет к журналистам, так и в индивидуальных убеждениях сотрудников прессы, в системе их взглядов, относящихся к работе. Помимо нравственного сознания (общественного и индивидуального) профессиональная мораль отражается в поведении человека при исполнении им трудовых обязанностей, в нравах профессиональной среды. Профессиональную специфику морали изучает профессиональная этика, вырабатывающая и определяющая нравственные нормативы применительно к конкретным, специальным видам профессиональной деятельности с позиции профессионально-этических требований к специалисту и включает: моральные принципы, нормы, установки, идеалы во взаимоотношениях людей в процессе деятельности; моральные кодексы, регламентирующие различные аспекты профессиональных отношений.

Отличие профессиональной этики от профессиональной морали состоит в том, что мораль, включая в себя нормативы и требования, выработанные этикой, добавляет к ним способы их реализации и оценку их практических результатов. Этика занимается сферой должного, объективно необходимого, мораль же рассматривает это должное в связи с сущим, реально-действительным. Взаимодействуя на основе норм и требований нравственного поведения в профессиональной деятельности, профессиональная этика и профессиональная мораль устанавливают степень соответствия между должным и сущим. Если должное и сущее совпадают, то это определяет высокую степень нравственности в деятельности специалиста.

Библиографический список

1. Авраамов, Д.С. Профессиональная этика журналиста / Д.С. Авраамов. — М.: Изд-во Московского университета, 1999.

2. Анисимов, С.Ф. Мораль и поведение / С.Ф. Анисимов. — М.: Мысль,1985.

3. Гусейнов, А.А. Наука, мораль, человек / А.А. Гусейнов // Человек в системе наук / отв. ред. И.Т. Фролов. — М.: Наука, 1989.

4. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. — М., 1997.

5. Кондратов, В.А. Этика. Эстетика / В.А. Кондратов. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

6. Краткая философская энциклопедия. — М.: Просветение, 1994.

7. Кузьменко, Г.Н. Этика / Г.Н. Кузьменко. — М.: Инфра-М: Весь Мир, 2002.

8. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста / Г.В. Лазутина. — М.: Аспект Пресс, 1999.

9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. / ред. Н.Ю. Шведовой. — 18-е изд. стер.. — М.: Рус. яз., 1986.

10. Пронин, Е.И. Текстовые факторы журналистского воздействия / Е.И. Пронин. - М.: Мысль, 1981.

11. Савкин, И.С. Социальная философия / И.С. Савкин. — Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1997.

N. Ageenko

THE SPECIFIC OF JOURNALISTS' PROFFESIONAL ACTIVITY:

MORAL ASPECT

This article deals with the features of journalists' professional activity, its leading specific characteristics. Special attention is paid to morality as its basic aspect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.