М.И. Поднебесова, старший преподаватель, кафедра информатики и систем управления, Сызранский филиал Самарского государственного технического университета, г. Сызрань, Россия, podnebesova_mi@mail.ru
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ МАШИНОСТРОЕНИЯ
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки будущих бакалавров машиностроения в техническом вузе. Описываются направления профессиональной деятельности бакалавра машиностроения и инженера. Рассматривается профессиональная деятельность бакалавра машиностроения как совокупность видов деятельности. Применение функционального подхода к анализу видов профессиональной деятельности будущих бакалавров машиностроения позволило выделить следующие ее функции: проектная, технологическая, преобразовательная, управленческая и познавательная. Автор обозначает специфику профессиональной деятельности бакалавра машиностроения, заключающуюся в ее инженерной направленности. Отмечается присутствие у бакалавров машиностроения потребности в повышении профессиональной квалификации, что обусловлено усложнением профессиональных задач и внедрением в производство новых технологий. В качестве основной особенности профессиональной деятельности бакалавра машиностроения автор отмечает важность наличия способностей к самообразовательной деятельности, что необходимо для успешного осуществления всех видов профессиональной деятельности. Уточняется понятие самообразовательной деятельности, под которой понимается целенаправленная самостоятельная деятельность по приобретению знаний, обусловленная внутренним желанием совершенствования и повышения образованности. Отмечается отсутствие у большинства специалистов способностей к самостоятельному приобретению знаний. Обосновывается необходимость формирования у будущих бакалавров машиностроения готовности к самообразовательной деятельности с учетом специфики их профессиональной деятельности.
Ключевые слова: бакалавр машиностроения, инженер, инженерная деятельность, профессиональная деятельность, специфика, особенность деятельности, самообразовательная деятельность, готовность к самообразовательной деятельности.
Развитие машиностроительной отрасли промышленности путем внедрения в производство инновационных технологий актуализирует проблему профессиональной подготовки будущих бакалавров машиностроения. Модернизация производства обуславливает потребность предприятий машиностроения в конкурентоспособных специалистах, способных к повышению уровня профессионализма и адаптации к изменяющимся условиям труда. Таким образом, зада-
чей образовательных учреждений становится подготовка квалифицированных кадров с развитыми способностями к самостоятельному приобретению знаний и освоению инновационных технологий машиностроительного производства.
Бакалавром машиностроения является специалист, обладающий знаниями в области современной техники и технологий, знающий экономику и организацию машиностроительного производства, владеющий на-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
выками использования современных информационно-технических средств для решения профессиональных задач, обладающий специальной культурой, которая проявляется в способности к творчеству. Переход на двухуровневую систему образования обусловил появление квалификации «бакалавр машиностроения» как результата преобразования ранее существующей в вузах квалификации «инженер-механик».
Инженерами изначально назывались создатели военных машин, впоследствии - изобретатели различных устройств, а с конца XVIII - начала XIX века, в период развития крупного машинного производства, в Западной Европе появляется профессия инженера, отражающая современное значение слова «инженер»1.
Изменение названия квалификации и системы профессиональной подготовки не повлияло на квалификационные требования, предъявляемые к выпускникам: области профессиональной деятельности бакалавра машиностроения в целом аналогичны областям профессиональной деятельности инженера2.
Изучая проблему профессиональной подготовки будущих бакалавров машиностроения, автор, в первую очередь, обратился к анализу его профессиональной деятельности и попытался определить ее специфику. Инженер-конструктор и инженер-технолог - это основные инженерные профессии машиностроения, которыми могут владеть бакалавры машиностроения. Актуальность и востребованность профессии инженера-конструктора обусловлены развитием науки и техники, а также потребностью человека в различных технических устройствах, облегчающих его труд. Деятельность инженера-конструктора связана с разработкой проектов изделий и механизмов машиностроения и имеет изобретательский характер. Деятельность инженера-технолога - это, в первую очередь, разработка и организация процесса производства изделий машиностроения.
Спецификой профессиональной деятельности бакалавров машиностроения является инженерная направленность, проявляющаяся во всех видах деятельности и заключающаяся в решении
профессиональных задач на основе производственных систем и технологий.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки «Кон-структорско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» отмечаются следующие виды профессиональной деятельности будущего бакалавра машиностроения3: проектно-конструктор-ская, производственно-технологическая, орга-низационно-управлен-ческая, научно-исследовательская и сервисно-
эксплуатационная.
Применение функционального подхода при рассмотрении структуры профессиональной деятельности позволило выявить функции видов деятельности будущего бакалавра машиностроения. Проектная функция реализуется через совокупность видов работ, относящихся к проектно-конструкторской деятельности. Технологическая функция проявляется в применении современных технологий при проектировании и изготовлении изделий машиностроения. Преобразовательная функция реализуется при разработке новых или модернизации существующих объектов машиностроительного производства. Управленческая функция предполагает решение комплекса управленческих задач: формулировка целей, разработка стратегии действия, составление необходимых планов и программ и т. д. Познавательная функция прослеживается во всех видах профессиональной деятельности бакалавра машиностроения, так как необходимость изучения и освоения новых знаний и технологий характерна для любой человеческой деятельности; результатом этого является самосовершенствование индивидуума.
Таким образом, спецификой профессиональной деятельности бакалавров машиностроения является инженерная направленность, проявляющаяся во всех видах деятельности и заключающаяся в решении профессиональных задач на основе производственных систем и технологий. Профессиональные задачи бакалавра машиностро-
ения постоянно усложняются и изменяются в связи с внедрением новых технологий производства изделий. Активное применение информационных технологий ведет к упрощению процесса изготовления продукта, однако появляется потребность в постоянном повышении профессиональной квалификации рабочих кадров предприятия. Эффективному внедрению новых технологий способствуют также инициативность, изобретательность и творческое мышление работников машиностроительного производства4.
Инженерная деятельность предполагает в первую очередь проявление творческих способностей специалиста, что обуславливает наличие у бакалавра машиностроения навыков самообразования для эффективной реализации всех видов своей профессиональной деятельности. Таким образом, выявляется основная особенность профессиональной деятельности бакалавров машиностроения, заключающаяся в способности к самообразовательной деятельности. Высокая степень информатизации современного общества в совокупности с модернизацией машиностроительного производства обуславливают необходимость формирования у будущего бакалавра машиностроения способностей к совершенствованию своих профессиональных навыков. Следовательно, наличие сформированных навыков самообразовательной деятельности среди качественных характеристик специалиста указывает на его социальную и профессиональную зрелость как личности.
Под самообразовательной деятельностью автор понимает целенаправленную самостоятельную деятельность по приобретению знаний в определенной области, мотивируемую в основе внутренним желанием развития, совершенствования и повышения образованности либо необходимостью повышения профессиональной компетентности. Самообразовательная деятельность предполагает положительную мотивационную активность, целеустремленность и самоорганизованность, а также высокий уровень интеллектуального развития, высокую самостоятельность и наличие адекватного уровня самооценки5. Следует отметить, что большинство специалистов не имеют навыков приобретения знаний без посторонней помощи вследствие недостаточного внимания в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе к формированию способностей, в совокупности составляющих готовность к самообразовательной деятельности. Значимым условием самообразовательной деятельности является укоренившаяся привычка к систематическому умственному труду, которая складывается постепенно. Важный побуждающий момент - изменение отношения студента к себе и к своей деятельности, «осознание способности выходить за пределы заданного, творчески преобразовывать себя»6.
Инженерная направленность как специфика профессиональной деятельности будущих бакалавров машиностроения, предполагающая, в свою очередь, наличие способ-
№ 2(76) ФЕВРАЛЬ 2017
ностей к самообразовательной деятельности, обуславливает модернизацию процесса профессиональной подготовки бакалавров машиностроения в техническом вузе. Сформированные на достаточном уровне способности к самообразовательной деятельности позволят будущим специалистам повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, успешно осваивать новые технологии и оборудование на производстве, приспосабливаться к изменяющимся условиям работы и без определенных трудностей повышать свою квалификацию. Следовательно, задача формирования у будущих бакалавров машиностроения готовности к самообразованию с учетом специфики их профессиональной деятельности должна стать неотъемлемой частью процесса профессиональной подготовки в техническом вузе. ^
Литература
1. Негодаев И. А. Философия техники: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Издат. центр ДГТУ 1997. 562 с.
2. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих: утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 г. № 37 (с изм. от 12.02.2014 г.).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Направление подготовки «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»: утв. приказом Минобрнауки РФ от 11.08.2016 г. № 1000.
4. Поднебесова М.И. Особенности профессиональной деятельности будущих бакалавров машиностроения // АсШакаепсе. 2016. Т. 2, № 12. С. 54-57.
5. Абакумова Е.Б. Теория вопроса самообразования в философской, психолого-педагогической и социологической литературе // Актуальные задачи педагогики: материалы II Между-нар. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 2012. С. 134-138.
6. Калугин Ю.Е. Самообразование, формирование готовности к профессиональному самообразованию: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ 2000. С. 76.
THE SPECIFICITY OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE BACHELORS OF MECHANICAL ENGINEERING
M.I. Podnebesova, senior lecturer.
The department of Informatics and control systems.
Syzran branch of Samara State Technical University.
Syzran, Russia, podnebesova_mi@mail.ru
The article deals with the problem of professional training of bachelors of engineering in technical universities. It also describes areas of professional activity of bachelor of mechanical engineering and the engineering profession. Professional activity of bachelor of mechanical engineering is represented by a conjunction of activities' kinds. The application of the functional approach to the analysis of professional activity's types of future bachelors of engineering allows you to allocate the functions of its activities: project, technological, transformative, managerial and cognitive. The author defines the specificity of professional activity of the bachelor of engineering, which is engineering orientation of all kinds of professional activities. Bachelors of mechanical engineering have a need for improvement of professional qualification due to the increasing complexity of professional tasks and the introduction of new technologies into production. The main feature of the professional activity of the bachelor of engineering is the presence of skills of self-educational activities, which are necessary for the successful execution of all types of professional activities. Under self-educational activity the author understands a purposeful and independent activity for the acquisition of knowledge, an intrinsic desire to improve and enhance education. The author notes that most professionals do not have the skills to independent acquisition of knowledge. The necessity of readiness' formation of future bachelors of mechanical engineering to self-educational activity taking into account the specifics of their professional activities is substantiated.
Keywords: bachelor of mechanical engineering, engineer, engineering activity, professional activity, specificity, quality of activity, self-educational activity, readiness to self-educational activity.
References
1. Negodaev I.A. Filosofija tehniki: ucheb. posobie [The Philosophy of technology: textbook allowance]. Rostov-na-Donu, DGTU Publ., 1997, 562 p.
2. Kvalfikacionnyj spravochnik dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i drugih sluzhashhih: utv. postanovleniem Mintruda Rossii ot 21.08.1998 g. № 37 (s izm. ot 12.02.2014 g.) [Qualification guide of positions of managers, specialists and other employees: approved. decree of the Ministry of labor of Russia from 21.08.1998, no. 37 (with the amendments from 12.02.2014 g)].
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija. Napravlenie podgotovki «Konstruktorsko-tehnologicheskoe obespechenie ma-shinostroitel'nyh proizvodstv»: utv. prikazom Min-obrnauki RF ot 11.08.2016 g. № 1000 [Federal state educational standard of higher education. Training direction "Design and technological ensuring of engineering industries": approved. by order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from 11.08.2016, no. 1000].
4. Podnebesova M.I. Osobennosti professional'noj dejatel'nosti budushhih bakalavrov mashinostroenija [Features of professional activity of future bachelors of mechanical engineering]. Actualscience -Actualscience. 2016, vol. 2, no. 12, ISSN 2412-9690, pp. 54-57.
5. Abakumova E.B. Teorija voprosa samo-obrazovanija v filosofskoj, psihologo-pedago-gicheskoj i sociologicheskoj literature [The theory of the problem of the self in the philosophical, psychological, pedagogical and sociological literature of the]. Aktual'nye zadachi pedagogiki: materialy II Mezhdunarodnoj nauch. konf. [Actual problems of pedagogy: materials of the II international scientific conf.]. Chita, Molodoj uchenyj Publ., 2012, pp. 134-138.
6. Kalugin Ju.E. Samoobrazovanie, formirovanie gotovnosti k professional'nomu samoobrazovaniju: ucheb. posobie [Self-education, formation of readiness to professional self-education: textbook allowance]. Cheljabinsk, JuUrGU Publ., 2000, p. 76.