Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАРЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЗЕРКАЛЕ ТЕОРИИ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА'

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАРЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЗЕРКАЛЕ ТЕОРИИ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
278
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный возраст / профессиональное старение / профессиональный возраст спортсменов / субкультура спортсменов / professional age / professional aging / professional age of sportsmen / subculture of sportsmen

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермилова Анна Вячеславовна, Кутявина Елена Евгеньевна

Оцениваются возможности анализа профессиональной социализации, профессионального возраста спортсменов с точки зрения символического интеракционизма. Символический интеракционизм дает ин-струменты исследования следующих важнейших аспектов профессионального спорта: значимость усвоения специфической системы символов в процессе развития, построения и завершения спортивной карьеры; спе-цифика коммуникации профессиональных спортсменов как социальной группы, перспектива формирования спортивной субкультуры. Данные аспекты конкретизируются в контексте изучения завершения спортивной карьеры, профессионального старения; рассматриваются позитивные и негативные варианты этого процесса (негативный – негативная символизация, утрата ресурсности; позитивный – положительная символизация, перетекание ресурсности). В качестве основы дальнейших эмпирических исследований предложена модель возрастного символизма И.С. Кона, включающая в себя нормативный критерий, аскриптивные возрастные стереотипы, символизацию возрастных процессов и возрастные обряды, возрастную субкультуру. Представ-лены предварительные итоги авторского социологического исследования «Специфика завершения професси-ональной карьеры представителями индивидуальных и групповых видов спорта», посвященного аскриптив-ным и субкультурным аспектам завершения профессиональной карьеры спортсменов, на основе интервью с баскетболистами (n=17) и легкоатлетами (n=11). В качестве важных аспектов профессиональной ресоциали-зации выделены длительность профессионального стажа, разрыв с профессиональной субкультурой, совпа-дение/различие профиля образования с профессиональным статусом, вид спорта (команд-ный/индивидуальный). В заключении формулируются условия успешной адаптации спортсменов к заверше-нию профессиональной спортивной карьеры и профессиональной ресоциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ермилова Анна Вячеславовна, Кутявина Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF PROFESSIONAL AGE AND THE PROCESS OF PROFESSIONAL AGING OF REPRESENTATIVES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE MIRROR OF THE SYMBOLIC INTERVENTIONISM THEORY

The article evaluates the possibilities of analysis of professional socialization, professional age of sportsmen in terms of symbolic interactivity. Symbolic interactionism provides tools to study the following most important aspects of pro-fessional sports: the importance of learning a specific system of symbols in the process of development, construction and completion of a sports career; specific communication of professional athletes as a social group, the prospect of forming a sports subculture. These aspects are specified in the context of studying the end of a sports career, professional aging; positive and negative variants of this process are considered (negative – negative symbolization, loss of resources; posi-tive – positive symbolization, flowing of resources). The authors propose the I.S. Kon model of age symbolism as a basis for further empirical research. The model includes a normative criterion, as well as ascriptive age stereotypes, symbolization of age processes and age rites, and an age subculture. Preliminary results of the author's sociological re-search "Specifics of professional career completion by representatives of individual and group sports" devoted to ascetic and subcultural aspects of sportsmen's professional career completion on the basis of interview with basketball players (n=17) and track and field athletes (n=11) who have completed their professional sports career are presented. The length of professional experience, the gap with the professional subculture, coincidence\difference profile of education with professional status, and the sport (team individual) are highlighted as important aspects of professional re-socialization. In conclusion the conditions for successful adaptation of sportsmen to the end of their professional sports career and professional resocialization are formulated.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАРЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЗЕРКАЛЕ ТЕОРИИ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2020, № 4 (60), с. 71—77

71

УДК 316

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАРЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЗЕРКАЛЕ ТЕОРИИ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА

© 2020 г. А.В. Ермилова, Е.Е. Кутявина

Ермилова Анна Вячеславовна, к.соц.н.; доцент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

ermilova.75@bk.ru

Кутявина Елена Евгеньевна, к.соц.н.; доцент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

kutyavina@gmail.com

Статья поступила в редакцию 07.08.2020 Статья принята к публикации 19.10.2020

Оцениваются возможности анализа профессиональной социализации, профессионального возраста спортсменов с точки зрения символического интеракционизма. Символический интеракционизм дает инструменты исследования следующих важнейших аспектов профессионального спорта: значимость усвоения специфической системы символов в процессе развития, построения и завершения спортивной карьеры; специфика коммуникации профессиональных спортсменов как социальной группы, перспектива формирования спортивной субкультуры. Данные аспекты конкретизируются в контексте изучения завершения спортивной карьеры, профессионального старения; рассматриваются позитивные и негативные варианты этого процесса (негативный - негативная символизация, утрата ресурсности; позитивный - положительная символизация, перетекание ресурсности). В качестве основы дальнейших эмпирических исследований предложена модель возрастного символизма И.С. Кона, включающая в себя нормативный критерий, аскриптивные возрастные стереотипы, символизацию возрастных процессов и возрастные обряды, возрастную субкультуру. Представлены предварительные итоги авторского социологического исследования «Специфика завершения профессиональной карьеры представителями индивидуальных и групповых видов спорта», посвященного аскриптив-ным и субкультурным аспектам завершения профессиональной карьеры спортсменов, на основе интервью с баскетболистами («=17) и легкоатлетами («=11). В качестве важных аспектов профессиональной ресоциали-зации выделены длительность профессионального стажа, разрыв с профессиональной субкультурой, совпадение/различие профиля образования с профессиональным статусом, вид спорта (командный/индивидуальный). В заключении формулируются условия успешной адаптации спортсменов к завершению профессиональной спортивной карьеры и профессиональной ресоциализации.

Ключевые слова: профессиональный возраст, профессиональное старение, профессиональный возраст спортсменов, субкультура спортсменов.

Введение

Деятельность профессиональных спортсменов в условиях развития современного спорта как в мировом масштабе, так и у нас в стране представляет собой социальное явление, характеристики которого зависят от социально-экономических и политических институтов. Подчиненность спорта экономическим и политическим субъектам государственной власти можно рассматривать как тенденцию, характерную не только для данного социального института. Специфика конструирования новой социальной реальности спорта основана на восприятии мира спорта через символы, в том числе как атрибуты результативности профессиональной спортивной деятельности (спортивные регалии). В социологии символические аспекты взаимодействия, восприятия различных видов

деятельности, интерпретации действий людей исследуются на основе символического ин-теракционизма. Спорт высоких достижений содержит специфические символы, которые интерпретируются различными субъектами как признак компетентности и профессиональной успешности (награды, квалификация, профессионально-должностной статус). Именно через символы мы познаем социум и интегрируемся в него, конструируя собственную социальную идентичность, в том числе и профессиональную спортивную. Важность рассмотрения данной формы человеческой активности через призму символов подчеркивают следующие обстоятельства:

- символы (спортивная атрибутика, разряды, квалификация, награды, почетные звания, высокий уровень материального вознаграждения), присутствующие в сфере физической культуры и спорта (ФКС), воспринимаются новым поко-

лением спортсменов как признаки успеха и привлекают его к спортивной деятельности;

- накопленные ресурсы в ходе построения и реализации профессиональной спортивной карьеры определяют ее продолжительность, что может способствовать трансформации самой личности спортсмена в символ страны и/либо конкретного вида спорта;

- отсутствие ожидаемого символического набора, характерного для профессиональной спортивной среды, либо его потеря отрицательно сказываются на спортивной карьере, результатом чего может стать сокращение/утрата профессионального возраста представителя ФКС.

Степень научной разработанности проблемы. Значительный интерес в области изучения символов в социологических теориях представляют работы Дж.Г. Мида [1], Г. Блумера [2], П. Бурдье [3].

Следует указать на особый вклад социологов Дж. Мида и Г. Блумера, являющихся основоположниками символического интеракционизма.

Исследовательский интерес также вызывают работы известного социолога, психолога, антрополога, философа И.С. Кона, сосредоточившего свое внимание на проблеме изучения межпоколенческих аспектов взаимодействия в зеркале возрастного символизма [4].

Символический интеракционизм позволяет познать социальную реальность в динамике, в том числе и сферу ФКС, отличающуюся особыми символами. Символы опосредуют связь отношений человека с различными субъектами спортивной сферы, влияют на его поведение в ходе вхождения в сферу ФКС и построения спортивной карьеры. Ориентируясь на символы, сформированные предыдущим поколением спортсменов, современное поколение представителей ФКС создает свою собственную социальную реальность при помощи новых символов или изменяет интерпретацию прежних символов. Символы, характерные для предыдущих этапов развития различных видов спорта как у нас в стране, так и за рубежом, могут быть не востребованными в обществе и иначе интерпретируются, либо на их место приходят символы совершенно с иной окраской. Примером может служить тенденция гендерного равенства в различных видах спорта (женский хоккей, бокс, футбол), что говорит об отмирании традиционной гендерной символизации в сфере ФКС.

Методы исследования

Учитывая разнообразие сфер жизнедеятельности человека, каждая из которых отличается спецификой в интерпретации символа (для ав-

торов особое значение имеет именно сфера профессионального спорта), а также влияние исторических, экономических, политических, территориальных и социальных условий развития общества на функционирование сферы ФКС, мы ставим перед собой цель - выявить характерные особенности символов в процессе развития, построения и завершения спортивной карьеры, а также определить символические аспекты профессионального старения спортсменов, имеющих высокий спортивный профессионально-должностной статус. Реализуя поставленную цель, мы актуализируем вопрос оптимизации профессионального возраста.

Анализ процесса профессионального старения спортсменов мы осуществляем через выделение детерминант профессионального возраста как социологической категории, имеющих специфику в социальной реальности профессионально-спортивной среды. Для достижения поставленной цели будут использованы научные разработки И.С. Кона, посвященные проблеме возрастного символизма, а также данные авторского социологического исследования «Специфика завершения профессиональной карьеры представителями индивидуальных и групповых видов спорта», в ходе которого методом полустандартизированного интервью было опрошено 28 человек (Нижний Новгород, 2019 г.)

Результаты исследования

Восприятие социальной реальности - сферы ФКС напрямую связано с этапами человеческой жизни, каждый из которых наполнен определенным набором символов. Важным этапом человеческого существования является период подведения итогов жизни человека, а именно этап старения. Старение связано с интерпретацией определенных символов, характеризующих данный этап жизни человека, для которых характерна как положительная, так и отрицательная окраска: долголетие, мудрость, утрата трудовой способности, одиночество, бедность, болезни и т.п. Если же мы обратим внимание именно на профессиональное старение представителей физической культуры и спорта, то можем утверждать, что набор символов, связанных с процессом завершения спортивной карьеры, несет на себе зримые отпечатки накопленного опыта в сфере ФКС, а именно ресурсности индивида.

Процесс старения рассматривают многие науки - биология, психология, социология, философия, математика, термодинамика, каждая из которых выделяет наиболее важный аспект в процессе старения человека, в результате чего формулируются различные типы старения (фи-

зиологическое, преждевременное, активное, демографическое, психологическое, субъективное/объективное). Несмотря на многообразие определений термина «старение», за основу считаем возможным взять толкование данного понятия проф. И.А. Григорьевой, так как оно интегративно. По ее мнению, старость - это биопсихическое и социально-историческое понятие с условными и меняющимися границами на разных этапах историко-эволюционного развития человечества в различных эколого-популяционных и социальных группах [5].

Символический интеракционизм позволяет рассмотреть проблему профессионального старения представителей ФКС с акцентом на понятии «профессиональный возраст» через призму возрастного символизма, представленного, в частности, в работах И.С. Кона. Осуществленный им анализ исторического развития общества в зеркале процесса смены поколений и межпоколенной трансмиссии культуры, а также выявленные особенности этих процессов подталкивают нас к рассмотрению детерминант профессионального возраста как социологической категории, имеющих свою специфику в социальной реальности профессионально-спортивной среды.

Как отмечает И.С. Кон, «культурно-исторический феномен можно понять лишь с учетом возрастного символизма, т.е. системы представлений и образов, в которых культура воспринимает, осмысливает и легитимирует жизненный путь индивида и возрастную стратификацию общества» [4, с. 422-423]. В нашем случае таким феноменом является профессиональное старение представителей физической культуры и спорта (ФКС), которое неразрывно связано с категорией «профессиональный возраст». Под термином «профессиональный возраст» понимается возраст (количество лет), детерминированный особенностями профессиональной деятельности (в нашем случае спортивными практиками/деятельностью).

Опираясь на выявленные И.С. Коном взаимосвязанные элементы возрастного символизма как подсистемы культуры (нормативный критерий, аскриптивные возрастные свойства, символизация возрастных процессов, возрастные обряды, возрастная субкультура), мы произведем вычленение, идентификацию этих элементов и их интерпретацию применительно именно к профессиональному возрасту представителей физической культуры и спорта.

1. Нормативный критерий профессионального возраста представителей ФКС включает уровень физиологического соответствия определенному виду спорта субъекта (объективно-

предписанный показатель); периодизацию жизненного цикла построения профессиональной спортивной карьеры, вариативной, с точки зрения временного критерия (длительности) и этапов профессиональной деятельности спортсменов, которые специфичны в зависимости от характера (групповой/командный) и вида спортивных практик. Нормативный критерий профессионального возраста спортсмена тесно связан с символизацией возрастных процессов, позволяющей сформировать представления о том, как должен развиваться, протекать и заканчиваться профессиональный возраст спортсмена в условиях построения спортивной карьеры. Формирование, как и развитие профессионального возраста в зависимости от вида спорта, начинается по-разному, в одних требуется включенность ребенка в спортивный процесс с самого раннего возраста (например, набор девочек в художественную гимнастику осуществляется с 3-4 лет, а к 14 годам они могут уже стать мастерами спорта), тогда как в других видах спорта (бокс, фехтование) отбор детей осуществляется практически в подростковом возрасте. Переход индивида из одной профессиональной стадии в другую, как и этап завершения спортивной карьеры, тоже нормативно вариативен в зависимости от возрастных особенностей этапа входа будущего чемпиона в спортивную сферу и классификации видов спорта. Представительницы художественной гимнастики, как правило, заканчивают свою спортивную деятельность еще до своего совершеннолетия, что является предписанной нормой для данного вида спорта в отличие, например, от волейбола, хоккея, баскетбола и иных видов спорта, что обусловливает ресурсный потенциал спортсмена к моменту завершения профессиональной карьеры.

2. Аскриптивные возрастные стереотипы, имеющие отношение к стереотипному восприятию спортивной карьеры, процессу старения профессиональных спортсменов и утрате профессионального возраста данной категории населения. В данном случае речь может идти, например, о процессе стигматизации профессиональных спортсменов, завершивших спортивную карьеру в определенном возрасте в зависимости от вида спорта. Для этапа окончания спортивной карьеры, а соответственно, и для продолжительности профессионального возраста характерна возрастная вариативность, которая во многом обусловливает профессиональное старение. В данном случае на стереотипное восприятие спортсменов социумом может влиять продолжительное нахождение человека в спортивной сфере. В таких видах спорта, как

ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Отрицательная траектория (потеря/отсутствие ресурсности) -негативная символизация

Положительная траектория (перетекание ресурсности) — позитивная символизация

волейбол, хоккей, баскетбол, продолжительность профессионального возраста намного больше, чем, например, в художественной/спортивной гимнастике. В результате спортсмены с меньшим стажем профессиональной спортивной деятельности успевают наверстать упущенные возможности (например, образовательные), что позволяет им приобрести новый профессионально-должностной статус. Те же профессионалы, которые имеют возможность оставаться интегрированными в профессионально-спортивную среду более длительное время, с одной стороны, могут аккумулировать ресурсы (положительная траектория - позитивное восприятие спортсменов), с другой - могут трансформироваться в группу риска (отрицательная траектория - негативное восприятие спортсменов). Для выявления специфики данного феномена сосредоточим внимание именно на этих двух траекториях развития профессионального возраста. Следует отметить, что положительная и отрицательная траектории развития профессионального возраста могут быть характерны для спортсменов с любым стажем трудовой деятельности. Однако, по мнению авторов, такой элемент отрицательной траектории развития профессионального возраста спортсменов, как стигматизация, чаще встречается именно у представителей ФКС с более длительным пребыванием в спортивной сфере.

Отрицательная траектория развития профессионального возраста, способствующая стигматизации данной категории населения, может проявляться в следующих вариантах:

- значительная часть профессиональных спортсменов к этапу завершения спортивной карьеры испытывают физическую и психическую истощенность, что отрицательно сказывается на их ресурсном потенциале и провоцирует в обществе восприятие их как «отработанного материала». Исчерпанные физические и психические возможности, приобретенные хронические заболевания в спорте высоких достижений, а порой и инвалидность способствуют втягиванию бывших спортсменов в девиантную среду, что однозначно ведет к утрате спортсменом профессионального возраста. По данным Федерального центра лечебной физкультуры и спортивной медицины Министерства здравоохранения и социального развития РФ, только 12%

людей после занятия спортом высоких достижений остаются относительно здоровыми [6]. Вследствие ухода человека из спорта высоких достижений двигательно-моторные поля его мозга перестают усиленно снабжаться кровью, в отличие от этапа инклюзии в спортивную деятельность, когда метаболизм мозга ускорен, но только в центрах, управляющих двигательной активностью, моторикой и координацией движений. В результате основной характеристикой мозга профессионального спортсмена, особенно длительно пребывающего в сфере ФКС (продолжительный профессиональный возраст), является неравномерность его развития [6], по мнению заведующего отделением эмбриологии НИИ морфологии человека РАМН С. Савельева, что провоцирует у бывших спортсменов состояние неудовлетворенности, хронической усталости, восприятия себя изгоем, повышенного уровня тревожности и агрессии, снятие которых происходит порой с помощью алкоголя. Такие проявления еще в большей степени могут обострять проблему стигматизирующего восприятия бывших чемпионов;

- усугубляет проблему стигматизации спортсменов, пытающихся адаптироваться после профессионального продвижения в спорте высоких достижений, наличие порой фиктивного высшего образования, результатом чего является отсутствие возможности интегрироваться в трудовые отношения в соответствии с полученной специальностью. Это затрудняет процесс перетекания накопленных ранее ресурсов спортсменом, что может привести к утрате профессионального возраста. В данном случае «бывшему чемпиону» трудно рекрутироваться в профессии, не связанные со сферой физической культуры и спорта, из-за отсутствия соответствующего образования, опыта и долговременной занятости исключительно на спортивном рынке труда.

Однако, как указывает И.С. Кон, стереотипы амбивалентны, в том числе и по отношению к спортсменам. Несмотря на то, что в сознании значительной части населения сформировался негативный стереотип в отношении людей из спортивной сферы [7, с. 244] (спортсмен - это интеллектуально несостоятельный человек), в настоящее время набирает обороты процесс дестигматизации данной категории населения.

Положительная траектория развития профессионального возраста представителей ФКС имеет разные проявления:

- расширенные возрастные возможности инклюзии в тренировочно-соревновательном процессе как у нас в стране, так и за рубежом профессиональных спортсменов, выступающих за национальные клубы. Результатом более длительного пребывания в социально-трудовых отношениях спортивной направленности является высокий уровень материального благосостояния данной категории;

- сам спортсмен, добившийся успехов в данном виде деятельности, может стать символом для молодого поколения, для конкретного вида спорта, в целом для страны, что может способствовать популяризации данного вида спорта. Сегодня все чаще в различных сферах мы можем видеть на руководящих постах именно представителей физической культуры и спорта. Значительное количество людей, имеющих спортивное прошлое, сделали карьеру в политике, работают в высших эшелонах власти: В. Габулов - бывший вратарь сборной России -в настоящее время назначен министром спорта родного региона; Н. Гуляев, победивший на дистанции 1000 м еще на Играх в Калгари 30 лет назад, руководит департаментом спорта и туризма правительства Москвы; А. Карелин, одержавший 9 побед на чемпионатах мира и 12 на первенствах Европы, является депутатом Государственной думы, имеет опыт работы в комитете по охране здоровья и спорту, комиссии по геополитике, комитете по международным делам [8].

Стоит отметить, что рекрутирование в иные профессии и карьерная восходящая мобильность стали возможными благодаря процессу перетекания ресурсов, накопленных во время функционирования представителя ФКС. Соответственно, ресурсный набор, имеющийся у спортсмена, во многом определяет его ресурсный потенциал адаптации после завершения спортивной карьеры, который тормозит процесс профессионального старения и снимает актуальность проблемы стигматизации представителей ФКС.

Тем не менее пока человек находится на пике популярности, являясь символом данного вида спорта, своей страны, он нужен обществу. Когда он завершает или уже завершил спортивную карьеру, порой утратив самый важный человеческий ресурс - здоровье, личность рискует трансформироваться в социально незащищенный тип. В результате мы можем наблюдать ситуацию, когда достижения спортсмена по-прежнему значимы как символ, но сам человек

находится в забвении, порой прибегая к асоциальному поведению, что отрицательно сказывается не только на его здоровье, но и на популяризации конкретного вида спорта. Перечисленные проблемы актуализируют проблему создания института сопровождения профессиональных спортсменов.

3. Обряды, ритуалы, посредством которых оформляются взаимоотношения спортсменов разного профессионального уровня, «обряды перехода» спортсмена на новую статусную позицию в иерархической системе спортивных достижений, в том числе и этап ухода представителя ФКС из спорта. Смена статусов в ходе протекания профессионального возраста сопряжена с тремя стадиями:

а) отделение прежнего состояния;

б) непосредственно переход, характеристиками которого являются территориальный (например, переезд профессионального спортсмена в другую страну в результате заключенного контракта) и временной критерий;

в) инкорпорация в новое состояние, а именно вступление в новую спортивную среду либо уход из нее.

Важным аспектом инкорпорации является п оявление новой социальной идентичности в результате перехода на новый профессионально-возрастной этап. Залогом успешного процесса построения спортивной карьеры выступает идентификация спортсмена с той новой группой, в которой он оказался в результате профессионального продвижения, даже если эта общность имеет иные культурно-исторические корни. Именно высокий уровень значимости группового аспекта идентификации отражен в работах Дж.Г. Мида: «Окольный путь через других является необходимой предпосылкой возникновения идентичности» [9, с. 26].

4. Профессиональная субкультура спортсменов. Конструирование спортивной субкультуры происходит на основе постоянной стрессогенной ситуации, момента риска (везения/невезения) во время выступления, как следствие - возникновение многочисленных суеверий, примет, табу, а также наличие своеобразных фетишей, амулетов как у начинающих спортсменов, так и у профессионалов. В результате спортивно-соревновательной деятельности представители ФКС формируют «Мы-сознание», утверждают себя в качестве «мы», осознавая свои отличительные особенности от иных социальных общностей. Спортивная деятельность, интегрируя человека в соответствующую среду, формирует определённый тип поведения. В данном контексте важно подчеркнуть значимость социализирующего аспекта спортивной субкультуры, ко-

торый способствует высокому уровню сплочённости представителей ФКС, преобладающей в групповых видах спорта.

Главный редактор журнала «Теория и практика физической культуры», профессор Л.И. Лубышева, выявляя факторы, влияющие на формирование стиля жизни человека [10], закончившего спортивную карьеру, указывает на особую значимость фактора, имеющего прямое отношение к спортивной субкультуре. В данном случае речь идет о проблеме потери спортсменом «Мы-сознания», которая выражается в разрыве дружеских и профессиональных связей с командой и тренерским составом, выходе спортсмена из статусной структуры профессионального спорта, отсутствии возможности общения с использованием спортивного сленга/жаргона. Важно подчеркнуть значимость ценностных ориентаций, характерных для спортивной общности, которые смещаются либо вообще утрачивают свое значение в связи с окончанием спортивной карьеры. Указанные обстоятельства могут ввергнуть представителя ФКС в состояние психологического дискомфорта, стресса, особенно в том случае, когда человек уходит из спорта внезапно, в связи с полученной травмой, разрывом спортивного контракта, а не поэтапно и запланированно. Долговременное существование человека в спортивной системе, сосредоточенность только на одном виде деятельности (спортивной), временной и территориальный разрыв с иной социальной реальностью, например в связи с проживанием юных/молодых спортсменов в спортивных интернатах либо подготовкой к соревновательной деятельности - сборы (изоляция от внешнего мира), могут усугублять проблему взаимодействия с социумом. Осложняет прохождение этапа завершения спортивной карьеры и высокая значимость спортивной субкультуры. Это тоже актуализирует психологическую поддержку спортсменов, которую могут осуществлять спортивный психолог, специалист по реабилитации, помогающие выстроить индивидуальную траекторию интеграции в общество, работая с ресурсной базой бывшего спортсмена.

Особенно остро переживается проблема разрыва связи со спортивной субкультурой спортсменами, интегрированными в спортивную среду продолжительное время. Как показал опрос (интервью) мастеров спорта по баскетболу (#=17 чел.), ценность спорта в жизнедеятельности человека, а соответственно, и ценность спортивного сообщества возрастают с увеличением стажа трудовой деятельности, в результате чего представители ФКС в возрасте 30 лет и старше (стаж пребывания в спорте бо-

лее 20 лет) болезненнее переживают разрыв с баскетбольной командой.

Хотелось бы обратить внимание на наиболее высокий уровень значимости спорта как субкультуры для представителей групповых видов спорта, о чем свидетельствует интервью мастеров спорта по баскетболу (N=17 чел.) и мастеров спорта по легкой атлетике (N=11 чел.). Большое количество спортсменов, представляющих данные виды спорта, после завершения профессиональной карьеры остались в спортивной сфере. Основная часть баскетболистов (75%) интегрировались в трудовую сферу спортивной направленности, реализуя себя как тренеры, специалисты в сфере ФКС, занимая управленческие должности (заместитель, директор спортивной школы либо иной спортивной организации), в отличие от представителей легкой атлетики. Однако стоит заметить, что в основе процесса успешного перетекания ресурсности лежит совпадение профиля и уровня образования с профессионально-должностным статусом.

Рассматривая элементы возрастного символизма применительно к сфере физической культуры и спорта, необходимо отметить, что социальная общность профессиональных спортсменов представляет собой единство, в основе которого лежит их включение в спортивную среду и общее символическое пространство, а также их профессиональная идентификация (с профессиональными спортсменами, с конкретным видом спорта, с командой). Профессиональный возраст, в том числе процесс профессионального старения спортсменов, тоже является символической реальностью, существование в которой обусловлено в первую очередь ресурсным набором, накопленным в ходе построения спортивной карьеры, и процессом перетекания ресурсов, в том числе символических, которые позволяют выстраивать социальные отношения с различными субъектами взаимодействия. Авторам хотелось бы обратить внимание на выявленные негативные аспекты профессионального возраста спортсменов, которые символизируют этап завершения спортивной карьеры как потенциально неблагоприятного социального явления. В этой ситуации актуализируются условия успешной адаптации спортсменов, имеющих высокие заслуги перед страной:

- во-первых, при наличии образования спортивной направленности спортсменам необходимо обеспечить условия для интеграции в трудовые отношения, связанные со спортивной сферой;

- во-вторых, в случае желания спортсмена рекрутироваться в иные профессии необходимо предоставить возможность получения перво-

го/второго высшего образования на бесплатной основе (квотирование мест в системе высшего образования);

- в-третьих, следует создать институт социального сопровождения спортсменов, находящихся в трудной жизненной ситуации, например, в связи наличием профзаболеваний, инвалидности, затрудняющих процесс их интеграции в современный социум.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ. Проект 19-011-00889 «Старикам везде у нас почет? Ресурсность старшего поколения в континууме от преклонения до эйджизма».

Список литературы

1. Мид Дж.Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В.Г. Николаев. Отв. ред. Д.В. Ефремен-ко. М., 2009. 290 с.

2. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 173-179.

3. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.: А.Т. Бикбов, К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин,

Н.А. Шматко; Отв. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.

4. Кон И.С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-ва НПО «МОДЭК», 1999. 560 с.

5. Григорьева И.А., Видясова Л.А., Дмитриева

A.В., Сергеева О.В. Пожилые в современной России: между занятостью, образованием и здоровьем. СПб.: Алетейя, 2015. 336 с.

6. Жизнь после спорта. URL: https://versia.ru/poc hemu-professionalnye-sportsmeny-umirayut-gorazdo-ranshe-obychnyx-lyudej (дата обращения: 25.05.2020).

7. Кравченкова Г.К. Коммуникативный механизм стигматизации как основа формирования негативного образа профессии: Дис. ... канд. социол. н. Харьков: Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина, 2010.

8. Вся власть чемпионам. Спортсмены, сделавшие карьеру в политике. URL: https://team russia.pro/news/novosti/vsya-vlast-chempionam-sports meny-sdelavshie-kareru-v-politike/ (дата обращения: 25.05.2020).

9. Хайнц А. Интеракция, идентификация, презентация / Пер. с нем. яз. под общ. ред. Н.А. Головина и

B.В. Козловского. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999. 271 c.

10. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 240 с.

THE SPECIFICS OF PROFESSIONAL AGE AND THE PROCESS OF PROFESSIONAL AGING OF REPRESENTATIVES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE MIRROR OF THE SYMBOLIC INTERVENTIONISM THEORY

A. V. Ermilova, E.E. Kutyavina

Lobachevsky State Universitty of Nizhny Novgorod

The article evaluates the possibilities of analysis of professional socialization, professional age of sportsmen in terms of symbolic interactivity. Symbolic interactionism provides tools to study the following most important aspects of professional sports: the importance of learning a specific system of symbols in the process of development, construction and completion of a sports career; specific communication of professional athletes as a social group, the prospect of forming a sports subculture. These aspects are specified in the context of studying the end of a sports career, professional aging; positive and negative variants of this process are considered (negative - negative symbolization, loss of resources; positive - positive symbolization, flowing of resources). The authors propose the I.S. Kon model of age symbolism as a basis for further empirical research. The model includes a normative criterion, as well as ascriptive age stereotypes, symbolization of age processes and age rites, and an age subculture. Preliminary results of the author's sociological research "Specifics of professional career completion by representatives of individual and group sports" devoted to ascetic and subcultural aspects of sportsmen's professional career completion on the basis of interview with basketball players (n=17) and track and field athletes (n=11) who have completed their professional sports career are presented. The length of professional experience, the gap with the professional subculture, coincidence\difference profile of education with professional status, and the sport (team - individual) are highlighted as important aspects of professional re-socialization. In conclusion the conditions for successful adaptation of sportsmen to the end of their professional sports career and professional resocialization are formulated.

Keywords: professional age, professional aging, professional age of sportsmen, subculture of sportsmen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.