Научная статья на тему 'Специфика профессионального общения сотрудников УИС'

Специфика профессионального общения сотрудников УИС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2745
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА / PROFESSIONAL VOCABULARY / СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / PENAL OFFICER / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / PROFESSIONAL COMMUNICATIVE DEFORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клячкина Н.Л.

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции у сотрудников УИС. Проведен анализ специфики профессионального общения исходя из служебной деятельности сотрудников. Предлагается классификация форм и ситуаций служебного общения сотрудников УИС. Рассмотрены трудности, возникающие при организации профессионального общения сотрудников, причины возникновения профессиональной коммуникативной деформации, предложены способы ее преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Клячкина Н.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL COMMUNICATION OF THE PENAL OFFICERS

The article is devoted to the problem of formation of communicative competence among the penal officers. Analysis of professional communication specifics, based on the performance of officers is made. Classification of forms and situations of official communication of penal officers is given. Difficulties connected with professional communication organization are considered as well as causes of professional communicative deformation, methods for its overcoming are offered.

Текст научной работы на тему «Специфика профессионального общения сотрудников УИС»

УДК 159.9

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УИС

© 2017 Н. Л. Клячкина

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции у сотрудников УИС. Проведен анализ специфики профессионального общения исходя из служебной деятельности сотрудников. Предлагается классификация форм и ситуаций служебного общения сотрудников УИС. Рассмотрены трудности, возникающие при организации профессионального общения сотрудников, причины возникновения профессиональной коммуникативной деформации, предложены способы ее преодоления.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, коммуникативная компетенция, профессиональная лексика, сотрудник уголовно-исполнительной системы, профессиональная коммуникативная деформация.

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL COMMUNICATION OF THE PENAL OFFICERS

© 2017 N. Klyachkina

Summary. The article is devoted to the problem of formation of communicative competence among the penal officers. Analysis of professional communication specifics, based on the performance of officers is made. Classification of forms and situations of official communication of penal officers is given. Difficulties connected with professional communication organization are considered as well as causes ofprofessional communicative deformation, methods for its overcoming are offered.

Keywords: competence, competence approach, communicative competence, professional vocabu-lary,a penal officer, professional communicative deformation.

К уровню подготовки сотрудника правоохранительных органов в целом и уголовно-исполнительной системы, в частности, предъявляются особые требования, так как от эффективности выполнения должностных обязанностей и профессионализма во многом зависит общественное спокойствие и укрепление государственной власти. Даже с людьми, преступившими закон, наказанными и отбывающими наказание, необходимо взаимодействие с целью общения субъектов.

Сотрудник, выступая в качестве субъекта общественных, межличностных отношений, активно участвует в различных видах общения, в том числе и в профессиональном. В силу своих профессиональных обязанностей ему постоянно приходится вступать в контакты как с должностными лицами, с руководителями местных органов власти, так и с рядовыми гражданами. В связи с этим большое значение приобретает развитие коммуникативных умений, необходимых в различных ситуациях профессионального общения.

От сотрудника помимо знаний закона, нормативно-правовой документации требуются еще и определенные коммуникативные способности: умение убеждать, заинтересовать, учитывать индивидуально-психологические особенности собеседника.

Это требует учитывать как его процессуальные, так и непроцессуальные формы, основанные на принятых в обществе правилах речевого поведения, устойчивых этикетных формулах обращения, которые передают отношение человека к окружающим его людям и к различным социальным ценностям1.

1 См.: Беличева С. А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 2004. - 235 с.

Служебный этикет сегодня рассматривается как средство общения и регуляции взаимоотношений общающихся людей. Нами выделены основные принципы служебного этикета, которые необходимо учитывать при организации служебного общения.

1. Принцип гуманизма, человечности, который выражается в нравственных требованиях к культуре взаимоотношений. К ним относятся: 1) вежливость - форма взаимоотношений между людьми, выражающаяся в доброжелательном отношении к другому человеку (внимательное отношение, готовность оказать услугу). Существуют разные стороны или оттенки вежливости: а) корректность - умение сдерживать себя в любых обстоятельствах, конфликтах, выражаемое в официальном, служебном, сдержанном проявлении вежливости; б) почтительность - подчеркнутое уважение к человеку в силу его возраста; в) любезность - стремление быть полезным, проявляющееся в оказании небольших услуг, внимательности; г) деликатность - учет внутреннего состояния и настроения других людей; 2) тактичность - это проявление чувства меры, которое выражается в умении не замечать ошибок и недостатков другого человека, или не указывать на них в присутствии посторонних лиц, не задавать некорректных вопросов; 3) скромность - умение соотнести самооценку с мнением окружающих людей. Она не выражается в скованности или закомплексованности, которые возникают из-за низкого уровня владения навыками свободного культурного общения; 4) точность - умение держать свое слово, выполнять обещание, своевременно выполнять свои обязанности.

2. Принцип целесообразности действий предполагает, что общение должно быть умеренным и простым. Современный служебный этикет предусматривает возможность выбора, то есть нормы этикета могут и должны меняться согласно новым условиям жизни.

3. Принцип эстетической привлекательности поведения выражается в требованиях эстетики: неприлично, потому что некрасиво. Чаще всего это проявляется в манерах, жестах, мимике.

Согласно служебному этикету государственного учреждения основным принципом поведения является уважение к интересам и чувствам других сотрудников, тех граждан, с которыми происходит взаимодействие в неформальной ситуации. Деловая обстановка во многом зависит от уважения к коллегам, умения отстоять свою позицию, иногда уступить, уйти от конфликтной ситуации. Уважение к коллегам проявляется в учете их интересов, проявлении заботы. Служебный этикет - это совокупность целесообразных правил поведения людей в трудовых коллективах. Эти правила обусловлены важнейшими принципами общечеловеческой морали и нравственности.

Особенности социально-правового статуса государственного служащего и определенных служебных ситуаций находят свое отражение в этикете государственных служащих. Это совокупность специфических правил, определяющих внешние проявления взаимоотношений между людьми в процессе профессиональной деятельности во всем многообразии форм служебного общения.

На государственной службе отношения строятся на основе субординации, при которой каждый вид общения (между подчиненным и начальствующим составом или между коллегами) имеет свою специфику.

Нормы этикета определяют поведение государственного служащего в конкретной служебной ситуации и то, какого поведения следует ожидать от коллег, от начальника или от подчиненных. Стандартизируя поведение каждого из членов коллектива, этикет помогает бессознательно выбирать линию поведения в соответствии с реальной обстановкой и ожиданиями окружающих, что способствует формированию уверенности в правильности своих действий, самоуважения и чувства психологического комфорта.

В Кодексе этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы приводятся рекомендательные этические правила служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих:

1. В служебном поведении им необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

2. В служебном поведении им рекомендуется воздержаться: а) от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

3. Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Им рекомендуется быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

4. Внешний вид сотрудника и федерального государственного гражданского служащего при исполнении ими должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия способствует уважительному отношению граждан к УИС, соответствует общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность2.

Коммуникативная деятельность сотрудников УИС выражает необходимую взаимосвязь участников совместного труда. Совместная деятельность работников УИС невозможна без взаимодействия, взаимопомощи, общения, обмена информацией о состоянии исправительно-трудового процесса.

В ходе профессионального общения сотрудникам УИС необходимо постоянно совершенствовать навыки своего речевого поведения, повышать культуру общения. Важным становится умение не только говорить, но и слушать, убеждать, понимать доходчивость собственных высказываний и высказываний собеседника, уместно употреблять различные вербальные и невербальные формы коммуникации.

Деятельность сотрудников УИС протекает чаще всего в напряженных, конфликтных ситуациях, в опасных для жизни обстоятельствах. Данные условия создают проблемы при решении профессиональных задач, влияют на успешность действий, требуют особой подготовки, психологической устойчивости, умения адекватно действовать в любых экстремальных ситуациях. Поэтому для того чтобы действовать в таких условиях и принимать правильные решения, необходимо сформировать ряд важных компетенций, включающих знания, навыки и умения, способы действий, которые позволят вести профессиональную деятельность на высоком уровне.

Основы профессионализма закладываются в ходе профессионального образования в учебных заведениях, поэтому ведомственные вузы ФСИН России стремятся преодолеть имеющиеся недостатки в подготовке специалиста. Речевые умения сотрудника сводятся к тому, чтобы уметь грамотно и ясно формулировать свою мысль; уметь достигать цели общения; осуществлять основные речевые функции: подтвердить, возразить, усомниться, одобрить, согласиться, предложить, узнать, пригласить и т. д.; уметь говорить вырази-

2 Буданов А. В. Работа с сотрудниками органов внутренних дел по профилактике профессиональной деформации: практическое пособие для руководящих работников УВД, ОВД, служб по работе с личным составом, подразделений морально-психологического обеспечения деятельности ОВД. - М.: ГУВД г. Москвы, 2010.

тельно, то есть выбрать правильный тон разговора, расставить логические ударения, найти точную интонацию и т. д.

Значимым является умение достигать смысловой целостности высказывания; выразить свою мысль логично, связно, содержательно и продуктивно; самому выбрать стратегию выступления, разработать самостоятельную программу, говорить без опоры на письменный текст, опираться на собственный анализ проблемы. Специалисту необходимо уметь высказываться без предварительной подготовки; сформулировать собственную оценку услышанного или прочитанного; передать увиденное. Отличительной особенностью речевой деятельности сотрудников УИС является ее доказательная основа с обязательной опорой на факты, на информационный источник. В соответствии с требованием времени сотрудник УИС должен владеть достаточными знаниями и сформированными навыками и умениями взаимодействовать с коллегами.

В служебной деятельности сотрудников общение из фактора, сопровождающего деятельность, превращается в категорию профессионально значимую. Коммуникативная компетентность сотрудников заключается в способности устанавливать необходимые контакты с людьми и поддерживать их. Эффективность делового, служебного общения зависит от взаимопонимания между коллегами, целостного понимания ситуации и предмета общения, задач и потребностей друг друга, что ведет к решению проблем, достижению целей с оптимальной затратой ресурсов.

Профессиональное служебное общение сотрудников УИС, кроме общения с осужденными, предполагает установление контакта и результативное использование коммуникативных связей с другими сотрудниками. Это характеризует многоплановость общения.

Взаимоотношения между сотрудниками определяют способы разрешения спорных и конфликтных ситуаций в служебной деятельности, потенциальную возможность (или невозможность) преодоления профессиональных стрессов, во многом обусловливают соблюдение служебной дисциплины и субординации3. Выделяют контакты работников по вертикали и по горизонтали, которые могут быть стабильными, периодическими и эпизодическими.

В служебном взаимодействии большое значение приобретают личностные требования, предъявляемые сотрудниками к коллегам по совместной работе. Как показывают исследования, эффективно работающий руководитель обладает следующими профессиональными качествами: требовательность, справедливость, принципиальность, компетентность, самокритичность, порядочность, обязательность, а также умение работать с людьми, знание своих подчиненных. Для эффективно работающего рядового сотрудника характерны следующие профессиональные качества: исполнительность, дисциплинированность, трудолюбие, порядочность, добросовестность, профессионализм, самокритичность, инициативность, а также готовность к взаимопомощи, соблюдение субординации.

Успешность взаимодействия зависит от того, насколько сотрудник соответствует требованиям, предъявляемым к личности человека и его профессиональной деятельности. Сама коммуникация связана с взаимовлиянием сотрудников, оценкой результативности и корректировкой последующего поведения.

Организаторско-коммуникативные качества сотрудника УИС проявляются в умении спланировать свою деятельность и деятельность коллег, стремлении выполнять общественную работу, умении организовывать усилия групп людей для выполнения задач, способности выслушать собеседника, поднять настроение у окружающих.

Чтобы представить структуру служебного общения в УИС, рассмотрим его психологическое содержание в качестве коммуникативного действия, в зависимости от форм и закономерностей протекания служебного общения в различных социальных ситуациях.

3 Даниличева Т. П., Караваева А. Ф. Коммуникативные навыки сотрудников УИС как фактор успешного профессионального развития // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2003. - № 2(20). - С. 44-47.

Служебное общение служит способом организации и оптимизации того или иного вида деятельности.

Следует отметить, что любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности. Предметом делового общения являются психологические процессы, характеризующие индивида и группы. Из-за сложности и специфичности деловое общение рассматривают как особое социально-психологическое явление, ценности делового общения, организационно-технические проблемы, имеющее свои законы, правила и особенности, свой характер.

Во-первых, в рамках делового общения схемы поведения задают общественные структуры, а не отдельные люди, поэтому данные схемы имеют безличный характер. Этим они отличаются от обычных спонтанных эмоциональных межличностных отношений. То есть в рамках делового общения поведение людей носит институциональный характер: определяется, поддерживается и контролируется социальными институтами.

Во-вторых, партнер в деловом общении является средством достижения внешних целей, то есть общаются с ним ради дела, а не ради него самого.

В-третьих, в деловом общении каждый партнер имеет свою роль и «официальный» образ, то есть то, как он выглядит в глазах других, как преподносит себя для достижения цели. Происходят изменения в представлении о себе: человек видит себя фрагментарно

- как набор ролей, функций, каждую из которых можно (или нельзя) использовать для дела.

В-четвертых, культурой делового общения заданы принятые на данный момент нормы, правила, принципы и процедуры взаимодействия, личное их принятие, присвоение и отношение к ним как к собственным4.

Руководитель может осознавать или не осознавать обезличивание, уравнивание, ситуацию отчуждения сотрудника от результатов служебной деятельности. Необходимо учитывать то, что может привести к блокированию совместной деятельности в коллективе, осложнив процесс делового общения.

Ряд авторов считают, что причинами недостаточной успешности в профессиональной деятельности являются: слабая развитость специфичных навыков общения (отсутствие привычки тщательно контролировать свою речь, мимику, жесты и т. д.); неумение устанавливать контакт с членами служебного коллектива, строить как уставные, так и внеуставные отношения.

Оптимальному межличностному взаимодействию с осужденными и коллегами по службе часто мешают следующие факторы: отсутствие интереса и внимания к собеседнику; предвзятые представления, стереотипы (упрощенное мнение о ситуациях, людях, склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам); пренебрежительное отношение к фактам (выводы делаются на основе неполной информации); коммуникативные ошибки в построении сообщения (неверный выбор слов, слабая аргументация, нелогичность, сложность высказывания); неправильный выбор стратегии и тактики общения; коммуникативная деформация в профессиональной деятельности.

В зависимости от степени развития коммуникативные (или социально-психологические) качества могут способствовать росту профессионального мастерства сотрудников или мешать формированию их положительного профессионального статуса.

В профессиональной деятельности сотрудников УИС есть профессиональные риски, которые могут быть связаны с внешними условиями осуществления профессиональных задач и с внутренними факторами в виде эмоционального выгорания и профессиональной

4 См.: Клячкина Н. Л. Психологические особенности «Я»-концепции личности офицеров, участников боевых действий, уволенных в запас // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: материалы Х Международной научно-практической конференции. - Вольск, 2016. - Ч. 3. - № 10. - С. 101-105.

деформации личности, приводящие к снижению эффективности деятельности и нарушению профессиональной и личностной идентичности.

Термин «деформация» (от латинского deformatio - искажение, обезображивание) имеет негативный оттенок.

Термин «коммуникативная деформация» в профессиональной деятельности изначально рассматривался как синоним понятия «синдром профессионального выгорания». Было замечено, что профессиональной деятельности накладывает отпечаток на личность человека.

Профессиональная деформация сотрудников УИС - это изменение личностных качеств сотрудника под влиянием негативных факторов среды и профессиональной деятельности. Анализируя специфику деятельности сотрудников УИС, А. В. Буданов выделяет следующие виды профессиональной деформации: собственно-профессиональная, должностная, депривационная, адаптационная5.

Собственно-профессиональная деформация связана со спецификой профессиональной деятельности и возникает из-за тесного контакта с криминогенной средой. Она выражается в постоянном использовании жаргона и арго; употреблении нецензурных выражений при общении между коллегами и с осужденными; употреблении слов-кличек бранного характера в отношении осужденных; скрытом или открытом уничижительном, пренебрежительном, враждебном отношении к коллегам и осужденным; проявлении грубости по отношению к коллегам и осужденным; безразличном отношении к человеческим переживаниям, горю, нравственно-психологическим ранам; в моральном и физическом унижении человеческого достоинства других.

Должностная деформация проявляется в использовании властных полномочий сотрудниками по отношению к осужденным, а также о вседозволенности, властолюбии, стремлении подавить честь и достоинство, волю и самолюбие другого человека, появлении завышенной самооценки, амбициозности, нежелании учитывать мнение других, воспринимать критические замечания, проявлении самодурства, неспособности видеть, признавать и исправлять свои ошибки, желании угодить, чинопочитании.

Депривационная деформация связана с невозможностью удовлетворить какие-либо потребности, которые в свою очередь замещаются более доступными. Например, духовные ценности заменяются материальными или потребностью в употреблении алкоголя, в неадекватном самоутверждении, проявлении властных полномочий и другими.

Адаптационная деформация связана с пассивным приспособлением сотрудника к имеющимся социальным условиям, нежелании изменить себя и других или ситуацию в лучшую сторону. Сотрудник внутри себя не принимает нормы и правила, преобладающие в коллективе, но внешне приспосабливается к ним, чтобы не выделяться из толпы, что ведет к деформации. Кроме того, данный вид деформации выражается в привыкании сотрудника к сложившейся в коллективе форме социально-психологических отношений из-за постоянной работы на одном и том же месте.

Во время исследования стиля должностного общения при опросе сотрудников различных категорий (младший и средний начальствующий состав учреждений и органов УИС - 501 человек) получены следующие результаты.

При выборе стиля общения с осужденными сотрудники в качестве постоянно используемого назвали:

жесткий, не терпящий возражения - 63 %; мягкий, требовательный, справедливый - 18 %; В качестве редко используемого: жесткий, не терпящий возражения - 16 %; мягкий, требовательный, справедливый - 3 %.

5 См.: Клячкина Н. Л. Перспективы развития в России пенитенциарной психологии с учетом отечественного наследия // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - № 3(17)/2015. - С. 123-126.

В качестве манеры общения с осужденными 83 % сотрудников выбрали грубую (всегда или иногда) и 17 % - вежливую, корректную.

На вопрос: «Каким одним словом можно охарактеризовать всех осужденных» - сотрудники ответили: «зеки» - 38 %; «жулики» - 34 %; «уважаемые» - 11 %; «воры» / «бандиты» - 5 %; «урки/уркаганы» - 4 %; «пассажиры» - 3 %; «граждане» и «преступники» по 2 %, «жмурики» - 1 %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что каждому сотруднику в большей или меньшей степени присущи все виды деформации, которые проявляются в комплексе: в словесном воздействии на осужденных при решении возникающих проблем; изменении круга общения, ухудшении отношений с близкими людьми; появлении негативных привычек; однотипном поведении в различных ситуациях; склонности к агрессии; изменении манеры служебного общения (использование жаргона и арго, властного командного тона, речевых штампов, ненормативной лексики, профессионального юмора не к месту); профессиональной черствости (злоупотребление служебным положением, чрезмерное желание находиться на рабочем месте независимо от наличия (отсутствия) служебных дел в выходные, в отпуске и т. д.); изменении самооценки (болезненная реакция на критику, постоянное завышенное профессиональное самомнение, снисходительность по отношению к коллегам).

В ряде работ понятие «коммуникативная деформация» является синонимом «коммуникативного барьера», в других - выступает причиной, порождающей барьер, а в третьих -барьер рассматривается как фактор деформации.

Д. Бодди и Р. Пэйтон к коммуникативным барьерам относят «все то, что мешает коммуникациям, затрудняет их». Е. В. Залюбовская определяет коммуникативный барьер как «абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуации общения».

Е. В. Фаготова к причинам, из-за которых возникают коммуникативные барьеры, относит следующие коммуникативные деформации:

1) неправильное с синтаксической или логической точки зрения построение высказывания;

2) неправильный выбор языковых средств (загруженность текста терминами, использование неизвестного собеседнику языкового кода);

3) несоответствие стилистики речи ее содержанию (например, деловой разговор с использованием разговорных слов и выражений);

4) неуместное использование невербальных средств: жестов, мимики, позы, темпа, интонации и т. д.

В своем исследовании мы разграничиваем понятия «деформация» (от лат. искажение) и «барьер» (препятствие), так как деформация может привести к барьеру, а барьер может вызвать деформацию только при многократном повторении (при закреплении негативного опыта). Эффективному профессиональному общению могут мешать коммуникативные неудачи. Э. Г. Дадаян дает следующее определение коммуникативной неудачи: «полное или частичное недостижение положительного результата в процессе спонтанного, непринужденного общения»6, причем спонтанная речь из-за переключения всей мыслительной деятельности говорящего на содержание высказывания отвлекает внимание от его формы. Именно поэтому спонтанная речь предполагает ошибки. Коммуникативные неудачи могут возникать не только при спонтанном общении, но и при заранее подготовленном.

Таким образом, при многократном повторении коммуникативные барьеры в структуре профессионального общения могут привести к профессионально-коммуникативным де-

6 См.: Тимофеева Е. А. Основные направления формирования правовой культуры будущих сотрудников УИС в процессе обучения в ведомственном вузе // Вестник Владимирского юридического института. - 2012. - № 3(24). - С. 43-50.

формациям, из которых возникают коммуникативные неудачи в профессиональном взаимодействии.

Итак, профессионально-коммуникативные деформации сотрудников УИС являются стойкими нарушениями общепризнанных этических, этикетных, лингвистических и экстралингвистических норм, деструктивно влияющими на профессиональное взаимодействие, из-за нежелания или неспособности специалиста заметить и разрешить проблемы.

Для того, чтобы избежать профессиональной коммуникативной деформации, необходимо выработать у сотрудников УИС своего рода языковой иммунитет, то есть способность индивида противостоять речевой деструктивности среды, сохраняя свою идентичность на основе духовно-нравственной целостности. А для этого необходим высокий уровень не только коммуникативной, но и общей культуры.

Низкий уровень культуры общения, связанный с недостатком специальных знаний и несформированностью коммуникативных способностей, оказывает существенное влияние на деятельность, служебную карьеру и психическое состояние сотрудника ФСИН России, снижает степень удовлетворенности от профессиональной деятельности, не позволяет качественно выполнять служебные задачи.

Не вызывает сомнения, что профессиональная деятельность сотрудников УИС непосредственно связана с межличностным общением и действиями в экстремальных условиях, к которым в пенитенциарном учреждении относятся: массовые беспорядки, групповое хулиганство, неповиновение осужденных, ситуации захвата заложников, ситуации групповых побегов и другие. Эффективность действий в этих ситуациях во многом зависит от степени владения сотрудниками коммуникативными навыками.

Нами классифицированы основные формы и ситуации служебного общения сотрудников УИС. Так, повседневные (неформальные) формы служебного общения - это встречи, беседы; прием посетителей; взаимодействие с различными сторонними организациями и учреждениями; проверка жилищно-бытовых условий подчиненных; посещение культурно-массовых мероприятий. Специфические (формальные) формы служебного общения -это общение в служебном коллективе (субординационное общение, общение между коллегами); общение с использованием телетайпа и радиосвязи; общение преподавателей с курсантами и слушателями в процессе обучения; служебные и оперативные совещания, учебно-методические сборы; общение, связанное с выполнением служебных обязанностей (дежурство, охрана).

Экстремальные формы служебного общения - это общение в условиях конфликтной ситуации между сотрудниками; общение при разрешении чрезвычайных обстоятельств (захват заложников, групповые неповиновения и массовые беспорядки, чрезвычайные обстоятельства природного и техногенного характера, побег из-под охраны); общение с задержанными, совершившими правонарушение (переброс, пронос запрещенных предметов); общение со спецконтингентом. Неспецифические формы служебного общения - это публичные контакты со средствами массовой информации (выступления по радио, телевидению, в печати); деловая переписка со сторонними организациями, резолюции; общение с использованием телефонной и факсимильной связи; публикации научных, научно-популярных и публицистических статей в различных изданиях.

Все эти формы и ситуации служебного общения учитывают культуру речи, внешний вид, мимику, тон, жестикуляцию, в отношении которых также существуют определенные нормы и правила.

Ряд исследователей (С. И. Архангельский, В. Г. Асеев, А. Г. Барышникова, А. А. Бодалев, В. В. Сериков) выделяют функции личности, которые лежат в основе профессионально-личностных качеств специалиста: критичность (в отношении к ценностям и нормам, предлагаемым извне, с ориентацией личности не на эмоциональную сферу, а на смысл); коллизийность (умение находить и анализировать скрытые противоречия); рефлексивность (осмысление чего-либо через анализ своих размышлений, сомнений; умение

конструировать и удерживать образ своего «Я» в контексте переживаемого события как установку по отношению к самому себе в плане своей социальной значимости, самоуважения, стремления повысить самооценку); опосредствование (перевод внешних воздействий во внутреннее поведение); мотивирование (принятие и обоснование деятельности и решения); ориентирование (умение выбрать ориентиры для построения индивидуального мировоззрения - личностной картины мира); самоактуализация (стремление к раскрытию и развитию своих личностных возможностей и последующий переход из возможностей в состояние действительности) - один из ведущих факторов мотивации; самореализация (стремление к признанию окружающими своего «Я»); смыслотворчество (определение жизненных смыслов); преобразование (творческий характер любой личностно-значимой деятельности); автономность (способность реагировать на внешние воздействия и не зависеть от них, опираясь на нравственные законы гуманизма); духовность (опора на высокие нравственные ценности).

Проанализировав все вышесказанное, можно выделить следующие группы профессионально значимых качеств сотрудников УИС: интеллектуальные (гибкость ума, высокий уровень интеллекта, творческое мышление, способность к анализу и прогнозированию, критичность, развитое произвольное внимание и память и др.); организаторские (волевые и эмоциональные качества, профессиональная память, внимание и наблюдательность, моторные свойства личности); мотивационно-ценностные (высокий уровень социальной ответственности, правосознания, добросовестность, принципиальность, мотивация к достижению цели, самоактуализация и др.); коммуникативные (коммуникативная компетентность, контактность, чувство юмора, организаторские качества и др.); личностные (адекватная самооценка, смелость, активность, самоуважение, самостоятельность и независимость) и др.

Сотрудник может стать компетентным специалистом, умеющим системно мыслить и преодолевать риски, лишь синтезировав правовые знания со знанием законов общения и психологии человеческого поведения, что может быть достигнуто, на наш взгляд, путем овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной профессиональной деятельности и в период обучения в стенах высшего учебного заведения.

Библиографический список

Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 2004. - 235 с.

Буданов, А. В. Работа с сотрудниками органов внутренних дел по профилактике профессиональной деформации: Практическое пособие для руководящих работников УВД, ОВД, служб по работе с личным составом, подразделений морально-психологического обеспечения деятельности ОВД / А. В. Буданов. - М.: ГУВД г. Москвы, 2010.

Даниличева, Т. П. Коммуникативные навыки сотрудников УИС как фактор успешного профессионального развития / Т. П. Даниличева, А. Ф. Караваева // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2003. - № 2(20). - С. 44-47.

Клячкина, Н. Л. Перспективы развития в России пенитенциарной психологии с учетом отечественного наследия / Н. Л. Клячкина // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - № 3(17)/2015. - С.123-126.

Клячкина, Н. Л. Психологические особенности «Я»-концепции личности офицеров, участников боевых действий, уволенных в запас / Н. Л. Клячкина // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: материалы Х Международной научно-практической конференции. - Вольск, 2016. - Ч. 3. - № 10. - С. 101-105.

Тимофеева, Е. А. Основные направления формирования правовой культуры будущих сотрудников УИС в процессе обучения в ведомственном вузе / Е. А. Тимофеева // Вестник Владимирского юридического института: научно-практический журнал. - № 3(24)/2012. - С. 43-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.