Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГОИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННЫХ CRM-СИСТЕМАХ'

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГОИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННЫХ CRM-СИСТЕМАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CRM-СИСТЕМА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / «ОБЛАКО» / ВИРТУАЛЬНЫЙ ПОМОЩНИК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крюкова Анастасия Александровна, Гайдук Александр Евгеньевич, Захарченко Глеб Владимирович

В статье рассматривается новый тренд в развитии систем управления клиентской базой (так называемых CRM-систем) - применение технологии искусственного интеллекта для решения значимых и актуальных бизнес-задач. Искусственный интеллект превращает клиентоориентированный продукт в умного бизнес-помощника компаний и позволяет им быстро и оперативно реагировать на последние рыночные изменения, а также их отслеживать и прогнозировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN MODERN CRM SYSTEMS

The article discusses a new trend in the development of customer base management systems (the so-called CRM systems) - the use of artificial intelligence technology to solve significant and relevant business problems. Artificial intelligence turns a customer-centric product into a smart business assistant for companies and allows them to quickly and efficiently respond to the latest market changes, as well as monitor and predict them.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГОИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННЫХ CRM-СИСТЕМАХ»

DOI 10.47576/2949-1886_2023_2_30 УДК 65.011.56:004

Крюкова Анастасия Александровна,

доцент кафедры цифровой экономики, кандидат экономических наук, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара, Россия, e-mail: kaasamara@mail.ru

Гайдук Александр Евгеньевич,

старший преподаватель кафедры цифровой экономики, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара, Россия, e -mail: alexander. gaiduk@gmail. com

Захарченко Глеб Владимирович,

студент, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара, Россия, e-mail: yaelcomm@yandex.ru

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГОИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННЫХ CRM-СИСТЕМАХ

В статье рассматривается новый тренд в развитии систем управления клиентской базой (так называемых CRM-систем) - применение технологии искусственного интеллекта для решения значимых и актуальных бизнес-задач. Искусственный интеллект превращает клиентоориентированный продукт в умного бизнес-помощника компаний и позволяет им быстро и оперативно реагировать на последние рыночные изменения, а также их отслеживать и прогнозировать.

Ключевые слова: CRM-система; искусственный интеллект; «облако»; виртуальный помощник.

UDC 65.011.56:004

Kryukova Anastasia Alexandrovna,

Associate Professor, Department of Digital Economy, Candidate of Economic Sciences, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, e-mail: kaasamara@mail.ru

Gaiduk Alexander Evgenievich,

Senior Lecturer in Digital Economy, Volga Region State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, e-mail: alexander.gaiduk@gmail.com

Zakharchenko Gleb Vladimirovich,

student, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, e-mail: yaelcomm@yandex.ru

THE SPECIFICS OF THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN MODERN CRM SYSTEMS

The article discusses a new trend in the development of customer base management systems (the so-called CRM systems) - the use of artificial intelligence technology to solve significant and relevant business problems. Artificial intelligence turns a customer-centric product into a smart business assistant for companies and allows them to quickly and efficiently respond to the latest market changes, as well as monitor and predict them. Keywords: CRM-system; artificial intelligence; «cloud»; virtual assistant.

Ключевой тенденцией рынка систем управления клиентской базой является простота и доступность предлагаемых решений для современных компаний (рис. 1). Исходя из этого, эксперты говорят о том, что многие заказчики систем устанавливают их самостоятельно, не прибегая к помощи сторонних компаний. Кроме того, переход систем в «облако» позволил существенно снизить затраты и сделал решения более доступными с финансовой точки зрения (тарифы облачных CRM начинаются с нескольких сотен рублей в месяц для небольших компаний, а заканчиваются несколькими тысячами).

Если проводить анализ «облачных» CRM, то можно сделать следующие выводы: если в России в 2019 г. на долю SaaS-решений приходилось, в денежном выражении, 38 %

рынка, то в 2025 г. эта доля достигнет 61 %. За этот же период доля других форматов (on-premisе плюс облака IaaS/PaaS) уменьшится с 62 до 39 %. Для сравнения: на глобальном рынке CRM доля SaaS-решений растет так: 12 % (2008 г.), 75 % (2019 г.), 87 % (2025 г., про -гноз) (рис. 2).

Несмотря на очевидные преимущества «облачного» варианта остались еще компании, которые консервативны и настаивают на внедрении клиентоориентированного продукта на свой сервер (несмотря на стоимость в несколько десятков миллионов рублей). Данный факт обусловлен нежеланием хранить коммерчески важную информацию на чужом сервере и определенными финансовыми возможностями для реализации проекта.

Рисунок 1 - Российский рынок CRM [1]

Если же говорить о собственной разработке, то таких компаний меньшинство (около 7 %), и они обычно в большинстве своем являются представителями отрасли ИТ или телекоммуникаций (имеют в своем коллективе сильных программистов). Если же говорить о ближайших перспективах в развитии

российского рынка CRM, то, по мнению ведущих экспертов, ожидается существенное увеличение числа внедрений соответствующих решений в сфере оптовой торговли, финансов и страхования. В целом тенденции на российском рынке являются положительными, однако можно отметить достаточно низ-

Рисунок 2 - Структура рынка CRM в денежном выражении [1]

кий уровень проникновения (соотношение между пользователями и населением). Рост по этому показателю составил 3 % - с 14 до 17 % по сравнению с 2018 г. (показатель сопоставим с данными Росстата - 13,2 % в 2018

г., 15,7 % в 2019 г.). Безусловно, российский рынок систем управления клиентской базой можно охарактеризовать как растущий, однако по проникновению CRM Россия существенно отстает от Европы, где такие си-

Рисунок 3 - Объем рынка решений, использующих технологии искусственного интеллекта [3]

Рисунок 4 - Появление интеллектуальных CRM-решений

стемы используют до 40 % компаний, и особенно от США, где уровень проникновения подобных систем составляет 90 % (в России для сравнения: доля тех компаний, которые не используют этот инструмент и не знают о нем, гигантская и составляет 55 %).

Причина данной ситуации кроется (как это не странно) в низком уровне осведомленности относительно возможностей и преимуществ клиентоориентированных решений.

Обратим внимание еще на один тренд в развитии российского рынка CRM, который был обусловлен практически повсеместной цифровизацией процессов, - включение элементов искусственного интеллекта в состав функционала систем управления взаимоотношениями с клиентами (рис. 3), таким образом системы становятся более «умными» (рис. 4, 5).

Рассмотрим более детально особенности интеллектуализации коммуникаций с клиентами компаний. Несмотря на тот факт, что пока никто и не ожидает преобладания искусственного интеллекта над человеческим во многих бизнес-процессах, отрицать усиление его возможностей и роли бессмыслен-

но.

На текущий момент виртуальные помощники сканируют страницы на просторах сети Интернет, чтобы найти интересующую пользователя информацию. Данная технология является востребованной в торговых компаниях, поскольку позволяет фиксировать информацию о поведении клиентов, проводить анализ истории их покупок с целью разработки более персонализированных предложений, как результат - увеличение лояльности покупателей и прибыли компании. Кроме того, большие массивы данных, которые хранят современные компании с помощью искусственного интеллекта, позволят идентифицировать наиболее ценных потенциальных клиентов и разрабатывать наиболее подходящие им стратегии развития бизнеса.

Искусственный интеллект становится незаменимым помощником в рамках процесса работы с клиентами. Совсем недавно появились соответствующие СРМ-системы, которые могут заменить менеджеров в реализации рутинных операций, оценить работу персонала и дальнейшие перспективы со-

Операционные

AI

Совместные

Аналитические

Рисунок 5 - Искусственный интеллект в управлении взаимоотношениями с клиентами [2]

трудничества с тем или иным покупателем.

СРМ-системы, которые обладают способностью к самообучению, помогают компаниям оперативно осуществлять сбор информации о покупателях и проводить анализ данных в различных разрезах.

В современных версиях систем управления клиентами стала активно внедряться функция виртуальных помощников, которые позволяют вносить голосовые данные, поступающие от менеджеров в систему, что существенно экономит время и позволяет повысить производительность труда.

Помимо этого, искусственный интеллект позволяет прогнозировать объемы складских запасов, используя оценку спроса. Таким образом, можно сделать итоговый вывод о том, что добавление элементов искусственного интеллекта в функционал СРМ-систем представляет возможность более экономно подойти к повышению конкурентоспособности и максимизации прибыли, а также формировать цены в соответствии с уровнем спроса.

СРМ-система со способностью самообучаться контролирует процесс поиска и покупок клиента, может сделать корреляционный анализ. Все это позволяет в режиме реального времени реагировать на транзакции, со-

вершаемые клиентом, и предлагать ему наиболее подходящие товары/услуги.

Преимущества, которые дает «умная» СРМ-система компании, заключаются в следующем:

- более эффективное привлечение клиентов;

- конверсия (посетители превращаются в клиентов);

- укрепление связей с клиентами.

На рис. 6 представлен пример бизнес-процесс интернет-маркетингового агентства, использующего в своей деятельности интеллектуальную СРМ-систему. В системе данного класса используется нейросеть - искусственный интеллект, который умеет, например, распознавать вопросы клиентов в переписке и самообучаться, чтобы давать на них более точные ответы. После внедрения клиентоориентированного решения с элементами искусственного интеллекта агентство интернет-маркетинга получает ряд неоспоримых преимуществ, а именно:

- формируется единая клиентская база данных (теперь вся информация о клиентах хранится в одном месте, более того, система автоматически формирует карточки покупателя при его обращении);

- появляется возможность оперативного

Рисунок 6 - Схема процесса «Реализация интернет-маркетинговых мероприятий» (функционал Salesbot и нейронная сеть)

контроля за выполнением задач сотрудниками, что существенно повышает эффективность работы агентства;

- система интегрируется с различными сервисами, посредством которых клиент осуществляет коммуникацию с компанией (телефония, сайт, почта, социальные сети, мессенджеры), благодаря чему ни один параметр в работе не будет упущен;

- интеллектуальные возможности системы позволят разгрузить менеджеров, ориентируя их на более сложные задачи, а также позволят повысить уровень лояльности клиентов благодаря качественному сервису.

Все вышесказанное положительно сказывается на клиентской базе компании, приводит к ее приросту. В то же время индивидуальный подход повышает уровень лояльности клиентов и превращает их в клиентов-адвокатов, которые привлекут еще большее число потенциальных покупателей. Таким образом, интеллектуальные CRM-системы позволяют также более эф-

фективно управлять не только клиентами, но и персоналом.

Список литературы

1. itWeek. CRM системы рвутся в облака. URL: https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=216147 (дата обращения: 01.02.2023).

2. Газета «Коммерсантъ». Бизнес обогатится искусственным интеллектом. URL: https://www.kommersant. ru/doc/3329890 (дата обращения: 01.02.2023).

3. АРБ ПРО. Искусственный интеллект в компаниях малого и среднего бизнеса. URL: https://arb-pro.ru/ news/iskusstvennyy-inteNekt-v-kompaniyakh-irialogo-i-srednego-biznesa (дата обращения: 01.02.2023).

References

1. itWeek. CRM systems are rushing to the clouds. URL: https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=216147 (date of reference: 01.02.2023).

2. Newspaper "Kommersant". Business will be enriched with artificial intelligence. URL: https://www.kommersant. ru/doc/3329890 (date of application: 01.02.2023).

3. ARB PRO. Artificial intelligence in small and medium-sized businesses. URL: https://arb-pro.ru/ news/iskusstvennyy-inteNekt-v-kompaniyakh-irialogo-i-srednego-biznesa (accessed: 01.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.