Научная статья на тему 'Специфика применения информационно-просветительских технологий в организации туристического досуга молодежи'

Специфика применения информационно-просветительских технологий в организации туристического досуга молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ДОСУГ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубукина Оксана

Одним из важнейших средств формирования личности студенческой молодежи является организация туристического досуга на основе использования информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности. В недавнем прошлом успех воспитания молодого поколения оценивался по единственному критерию, связанному с оценкой того, насколько удалось старшему поколению передать детям накопленный опыт, знания и ценности. Сегодня этого явно недостаточно. Молодому поколению предстоит жить в новом информационно развитом пространстве. Необходимо не только передать опыт, но и воспитать в молодом поколении самостоятельность, инициативу, профессионализм и социальную ответственность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика применения информационно-просветительских технологий в организации туристического досуга молодежи»

Бубукина Оксана, студентка 1 курс, магистратура (туризм) Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ДОСУГА МОЛОДЕЖИ

Ключевые слова: студенческая молодежь, туристический досуг,

информационные ресурсы, информационно-просветительные технологии

Аннотация. Одним из важнейших средств формирования личности студенческой молодежи является организация туристического досуга на основе использования информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности. В недавнем прошлом успех воспитания молодого поколения оценивался по единственному критерию, связанному с оценкой того, насколько удалось старшему поколению передать детям накопленный опыт, знания и ценности. Сегодня этого явно недостаточно. Молодому поколению предстоит жить в новом информационно развитом пространстве. Необходимо не только передать опыт, но и воспитать в молодом поколении самостоятельность, инициативу, профессионализм и социальную ответственность.

Современная молодежь является не только объектом воспитания, но и субъектом социально-культурного действия, что требует принципиально иного подхода к проблеме ее социализации, одним из этих подходов становится организация рационального досуга - вовлечение студентов в культурно-познавательный туризм.

Студенческая молодежь является именно той категорией, на которую должно оказываться интенсивное влияние, поскольку ее представители в будущем и будут формировать культуру грядущих поколений. Такое состояние не дает студенту возможность зафиксировать свои ценностные ориентации, вынуждая его к пассивному выжиданию. Для устранения

подобных состояний культурно-познавательный туризм имеет ряд преимуществ. Главным преимуществом является «широкая» технологическая база.

Организация туристического досуга молодежи - это один из социальнокультурных механизмов, с помощью которого могут быть созданы условия для раскрытия способностей молодого человека, а так же закрепление в молодежной среде общенациональных гражданско-правовых и нравственнокультурных ценностей, основанных на патриотизме.

При организации туристического досуга молодежи используется множество технологий, которые охватывают значительное «пространство»: культуротворческие, образовательные, игровые и многие другие, но остановимся на информационных технологиях, которые появились в XX веке и прочно вошли в жизнь, упрощая и структурируя туристскую деятельность.

Информационные ресурсы являются незаменимым инструментом в процессе организации молодежного туризма. Они способствуют информационному обеспечению управленческих решений, дают возможность регулярно заниматься социально-культурным мониторингом, отслеживать состояние и проблемы деятельности объектов социальнокультурной сферы своего региона, проводить маркетинговые исследования, сегментацию рынка.

В некоторых регионах накоплен опыт проведения интернет-конференций, создания музейных выставок и межбиблиотечного диалогов в виртуальном пространстве, позволяющих работать в реальном времени с библиотечными и музейными каталогами, удаленными на значительные расстояния.

Одним из ключевых понятий в информационно-просветительной деятельности является общественное мнение как состояние массового сознания. Влияние на него, формирование объективных суждений, оценок, правил, норм - важная социально-культурная задача. Обеспечивающая ее в советский период идеологическая система ушла в прошлое, но многие

методы не устарели: информирование, комментирование, разъяснение, обобщение, убеждение, положительный пример, конструктивный опыт. На формирование общественного мнения направлены сегодня конференции, пресс-конференции, презентации, аукционы идеи, интеллектуальные шоу, рекламная информация.

Все вышесказанное характеризует информационные технологии лишь в общих чертах, конкретизируем один из ключевых видов информационных технологий - массмедийных.

Перспективы дальнейшего роста информационного потенциала, как социально-культурной деятельности, так и туристического досуга молодежи, во многом зависят от современных технологий использования аудиовизуальных средств, мультимедиа (компьютерных программ) и массмедиатехнологий.

Данный вид информационных технологий позволяет выдать тот или иной материал (учебный, проектный, творческий) в образном виде. Технологии мультимедиа находят все большее распространение как средство создания культурных продуктов, таких как виртуальная экскурсия.

Виртуальная экскурсия (от англ. virtual - похожий, неотличимый; от лат. excursion - поездка, вылазка) - это экскурсия, виртуально отображающая реально существующие объекты (памятники природы, истории и культуры). Этот термин появился в конце XX века.

Виртуальные продукты сегодня как никогда востребованы всеми российскими образовательными учреждениями, туристическими фирмами, которые почти «повсеместно активизировали работу с детьми, студентами стали создавать для них интерактивные мероприятия и экскурсии, музейнопедагогические программы».

Современное молодое поколение не мыслит свою жизнь без компьютера и интернета, возможно, поэтому этот вид экскурсии стал настолько популярен в наше время. Захватывающие перспективы для развития образования и досуговой деятельности связаны с освоением

виртуального пространства.

Само слово «медиум» означает определенный инструмент преобразования опыта в знание, а его форма множественного числа «медиа» обозначает знаки, которые придают смысл событиям повседневной жизни, причем подразумевается существование многочисленных знаковых систем.

Термин «медиум» является достаточно обобщенным, это любой инструмент коммуникации, который передает, или «медиирует» значение. Телефон, радио, фильм, телевидение — все они являются «медиа», наряду с печатью и человеческим голосом, живописью и скульптурой.

Современные информационные технологии стимулируют студенческую молодежь к рациональному использованию свободного времени, то есть туристическому досугу, за счет своего инновационного характера.

Каждый среди представителей молодежи может найти в культурно-познавательном туризме то, чего ему не хватает. Этот вид туризма открывает широкие границы познания - знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов; посещение культурных представлений: посещение фестивалей (музыкальных, театральных, кино), религиозных праздников, боя быков, выставок; участие в фольклорных фестивалях и т.д.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития является развитие человеческого потенциала России, ставящее перед собой, в том числе и такие цели, как обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма; создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышение её конкурентоспособности на международном рынке; содействие развитию культурно-познавательному и экологическому туризму; образование и

развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями.

Информационно-просветительные технологии играют важную роль в организации туристического досуга молодежи, расширяя возможности «традиционного» отношения к туризму и потребления туристических услуг. Туристическая сфера - это сфера, где рационально используемые информационно-просветительные ресурсы, позволяют сделать досуг молодежи более привлекательным, разнообразным и доступным для огромного потока потребителей.

Список литературы

1. Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. /Р.Ф. Авдеев. - М.: Эксмо, 2004. - 204с.

2. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е.В. Александрова // Литература в школе. - 2010. - № 10. - С. 22-24.

3. Беспалов М.В. Формирование и развитие благоприятной предпринимательской сферы в условиях экономического кризиса на примере Тамбовской области / Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 38. С. 2-11.

4. Биржаков М.Б. Введение в туризм. /М.Б. Биржаков. - М.: Эксмо, 2001.- 304 с.

5. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. /Г.Г. Воробьев. - М.: Эксмо, 2009.- 260с.

6. Грачева О.Ю. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта: Учебно-практическое пособие/ О.Ю. Грачева, Ю.А. Маркова, Л.А. Мишина, Ю.В. Мишунина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. - 276 с.

7. Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности. / Е.И. Григорьева. - Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. -

504с.

8. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. /В.Г. Гуляев. -М.: Норд, 2008. - 304с.

9. Демин И.С. Использование компьютерных средств в экспедиционной деятельности./ И.С. Демин. - М.: Эксмо, 2011.- 370с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.