Научная статья на тему 'Специфика предмета преступления при расследовании хищений комплектующих деталей железнодорожного транспорта'

Специфика предмета преступления при расследовании хищений комплектующих деталей железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / RAILWAY TRANSPORT CASTINGS OF TROLLEYS / ЛИТЫЕ ДЕТАЛИ ТЕЛЕЖЕК ВАГОНОВ / КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ / БОКОВЫЕ РАМЫ / SIDE FRAMES / НАДРЕССОРНЫЕ БАЛКИ / ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / SUBJECT OF CRIME / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CRIMES / WHEEL SETS / TRUCK BOLSTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малыхина Е. А., Гапонова В. Н.

В статье рассмотрены особенности предмета преступления при расследовании уголовных дел, связанных с хищениями комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта. Определена значимость элементов подвижного состава колесных пар, боковых рам, надрессорных балок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малыхина Е. А., Гапонова В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE SUBJECT THE CRIME IN THE INVESTIGATION OF THE THEFT OF PARTS OF RAILWAY TRANSPORT

The article examines the peculiarities of the crime subject in the investigation of criminal cases related to theft of component parts of railway facilities. It determines the significance of items of rolling stock wheel pairs, side frames, bolsters.

Текст научной работы на тему «Специфика предмета преступления при расследовании хищений комплектующих деталей железнодорожного транспорта»

УДК 343.985

Е.А. Малыхина, В.Н. Гапонова СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ХИЩЕНИЙ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ДЕТАЛЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

В статье рассмотрены особенности предмета преступления при расследовании уголовных дел, связанных с хищениями комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта. Определена значимость элементов подвижного состава - колесных пар, боковых рам, надрессорных балок.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, литые детали тележек вагонов, колесные пары, боковые рамы, надрессорные балки, предмет преступления, криминалистическая характеристика преступлений.

E.A. Malykhina, V.N. Gaponova THE SPECIFICITY OF THE SUBJECT THE CRIME IN THE INVESTIGATION OF THE THEFT OF PARTS OF RAILWAY

TRANSPORT

The article examines the peculiarities of the crime subject in the investigation of criminal cases related to theft of component parts of railway facilities. It determines the significance of items of rolling stock wheel pairs, side frames, bolsters.

Keywords: railway transport castings of trolleys, wheel sets, side frames, a truck bolster, the subject of crime, criminological characteristics of crimes.

Качественное и эффективное расследование преступлений на сегодняшний день является одной из основных задач правоохранительных органов [1, с. 96]. Теоретические и прикладные аспекты данного направления деятельности правоохранительных органов отражаются в разделе науки криминалистики - криминалистической методике. Актуальной тенденцией развития этой науки является формирование, совершенствование и структурирование различных частных методик. При этом для создания частной криминалистической методики отдельных видов преступлений целесообразно учитывать определенные закономерности, специфику каждого конкретного вида противоправных деяний [2, с. 133].

Рассматривая преступления, сопряженные с хищениями комплектующих деталей железнодорожного транспорта, справедливо отметить, что специфика железнодорожного комплекса, в частности непосредственные комплектующие детали подвижного состава - колесные пары, боковые рамы, надрессорные балки, в своей совокупности служат одним из условий формирования особых закономерностей, присущих совершению данной группы противоправных деяний. Особый предмет

преступного посягательства, обладающий уникальными чертами и свойствами, объединяет рассматриваемые преступления в единую группу. При этом создающиеся корреляционные связи между элементами криминалистической характеристики - способом, обстановкой и личностью преступника обусловливают необходимость создания частной криминалистической методики раскрытия и расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта.

Вышеизложенное определяет необходимость тщательного и полноценного изучения особенностей и характерных свойств предмета преступления при расследовании хищений деталей рассматриваемого вида транспорта. Литые детали тележек железнодорожных вагонов являются одним из критериев эффективной и организованной работы всего железнодорожного комплекса, при этом данные элементы обеспечивают безопасность движения непосредственной конструкции подвижного состава. Указанные элементы составляют единую систему, в которой они взаимодействуют, при этом находясь в некоторой зависимости друг от друга.

Комплектующие литые детали - основа ходовой части, обеспечивающая качественное осуществление всех видов перевозок на железной дороге, что является одной из приоритетных задач государства, ведь экономика страны во многом зависит от существования железной дороги. По данному факту справедливо высказался О.П. Грибунов, отметив, что железнодорожный транспорт является специфичной отраслью экономики страны, при этом имеет свои характерные особенности, которые обусловливают специфику и особенности преступности [3, с. 59].

Таким образом, комплектующие детали объектов железнодорожного транспорта являются важным звеном железнодорожной инфраструктуры, в этой связи качество деталей, их техническое состояние и основные характеристики имеют приоритетное значение для железнодорожного комплекса в целом. Однако, как показывает практика, указанные элементы в настоящее время являются объектом пристального внимания преступников, на сегодняшний день хищения составных элементов литых деталей тележек железнодорожных вагонов представляют собой один из актуальных видов преступной деятельности на объектах железнодорожного транспорта.

Отметим, что предмет преступления является структурным компонентом такого понятия, как «криминалистическая характеристика преступлений», которое можно характеризовать в качестве важной информационной составляющей криминалистики, имеющей значение в теории и в практике [4, с. 5]. Сущность криминалистической характеристики сводится к возможности получения необходимых типичных сведений о различных существенных сторонах расследуемого события, которые в конечном итоге и предопределяют восстановление всей картины преступления [5, с. 211].

Достаточно точно по данному факту высказались А.В. Варданян и И.Г. Гнетнев, отметив, что криминалистическая характеристика преступлений отражает механизм преступной деятельности, при этом выступает

информационной моделью соответствующей категории преступления, кроме того, криминалистическая характеристика преступлений служит источником для выдвижения и проверки криминалистических версий, а соответственно, анализ криминалистической характеристики преступлений является действенным подспорьем и для разработки тактических приемов и рекомендаций по производству различных следственных действий [6, с. 10]. Понятие «криминалистическая характеристика преступлений» определяется как сложная система типовых сведений, раскрывающих закономерности и процессы совершения общественно опасных деяний, поведения преступников, потерпевших и иных участников события, влияние на совершение преступления пространственно-временных и окружающих условий (обстановки), а также противодействие раскрытию и расследованию преступных деяний [7, с. 76].

Таким образом, не вызывает сомнений то обстоятельство, что знание особенностей криминалистической характеристики преступлений при расследовании противоправных деяний имеет немаловажное значение. В частности, при расследовании уголовных дел, связанных с хищениями составных элементов литых деталей железнодорожных вагонов, особую роль следует уделять предмету преступного посягательства. Данный элемент криминалистической характеристики является неотъемлемой частью предмета доказывания, а в силу имеющихся познаний о нем он одновременно является средством, необходимым для определения личности преступника, его мотивов совершения деяния, а также иных обстоятельств, которые находятся в неразрывной связи между собой.

Как уже отмечалось ранее, в состав ходовых частей локомотива (тележек вагонов) входят такие элементы, как колесные пары, боковые рамы, надрессорные балки и другие элементы. Они являются главнейшим узлом вагона и обеспечивают безопасное его взаимодействие с железнодорожными путями.

Колесные пары представляют собой один из наиболее ответственных узлов вагона, исправная работа которых напрямую обеспечивает безопасность движения. Данный комплектующий элемент несет на себе массу всего вагона и направляет его по рельсовому пути. В этой связи исправность работы колесных пар требует тщательного исследования, наблюдения и контроля. Боковые рамы вагона представляют собой часть несущей конструкции кузова, при этом являются одной из основных частей вагона, на которой укрепляют кузов, автосцепное устройство, узлы автоматического и ручного тормозов. Так, можно сказать, что на раме монтируются все основные узлы вагона. Она опирается на ходовые части, воспринимает все статические и динамические нагрузки, действующие на вагон. Рама объединяет все элементы конструкции в единый узел - тележку и представляет этим элементам возможность реализовать свое функциональное назначение, обеспечивая безопасную эксплуатацию вагона. Надрессорные балки представляют собой одну из деталей конструкции тележки вагона, служащей соединительным элементом между двумя боковыми рамами. Как и

иные литые детали тележек вагона надрессорные балки имеют собственные знаки маркировки, в которые включены: код государства, номер изготовителя, две последние цифры года изготовления, порядковый номер, обозначение марки стали. Кроме перечисленного, каждая надрессорная балка должна обладать единым знаком ввода товара на рынке потребителей, клеймом службы технического контроля изготовителя, представителя потребителя.

Все элементы тележек вагона имеют особое значение для всего перевозочного процесса, использование и применение данных деталей в соответствии с установленными государственными стандартами позволяют обеспечить высокое качество их работы, а также безопасность движения. Для всестороннего расследования и раскрытия преступлений, связанных с хищениями литых деталей тележек вагона, правоохранительным органам необходимо в полной мере обладать общими сведениями о предмете хищения, а также их индивидуальных особенностях.

Знание о непосредственном назначении каждой детали в отдельности, условиях их безопасной эксплуатации, форме и содержании маркировочных обозначений, а также о существующих документах соответствия и паспортах деталей при правильном изучении и анализе способны направить ход расследования в необходимом направлении, сузить круг подозреваемых, определить место совершения деяния. Более того, при изучении перевозочных, сопроводительных и эксплуатационных документов похищенных деталей представляется возможным установить завод-изготовитель похищенного имущества, год и срок введения в эксплуатацию, плановые прохождения технического осмотра, а также отследить движение похищенной детали на протяжении всего срока эксплуатации. Благодаря существующей базе Главного вычислительного центра ОАО «РЖД» представляется возможным по маркировочным обозначениям, нанесенным на деталь, установить, на каком вагоне она должна была находиться и по какой станции в последний раз данная информация обновлялась.

Бесспорно, что изучение предмета хищения имеет непереоценимое значение как с теоретической, так и с практической точки зрения. Так, А.В. Варданян и О.В. Айвазова отмечали в своих трудах, что полученные знания являются значимым элементом при построении методики расследования преступлений [8, с. 21]. Исследование информации о данном элементе криминалистической характеристики хищений позволяет перейти к планомерному и истинному установлению всех обстоятельств произошедшего преступного события, выстроить определенные версии и определить ход расследования. Более того, данное понятие необходимо для установления механизма преступления, а также квалификации деяния.

Список использованной литературы

1. Грибунов О.П., Малыхина Е.А. Некоторые особенности расследования хищений комплектующих деталей объектов

железнодорожного транспорта // Актуальные проблемы права, экономики и управления. 2016. № 12. С. 96-97.

2. Ишигеев В.С. Проблемы теории и практики расследования преступлений против личности, совершенных в местах лишения свободы (уголовно-правовые и криминалистические аспекты). Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. 220 с.

3. Грибунов О.П. Обстановка совершения преступлений как ключевой элемент криминалистической характеристики преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 5-2. С. 59-63.

4. Головин А.Ю. Проблемы и пути совершенствования методик расследования отдельных видов преступлений // Там же. 2014. № 3-2. С. 3-10.

5. Коновалов С.И., Бондаренко Ю.А. Соотношение криминалистической характеристики и механизма преступления по делам о преступных нарушениях требований пожарной безопасности // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 21-215.

6. Варданян А.В., Гнетнев И.Г. Понятие, значение и структура криминалистической характеристики преступлений против жизни и здоровья, совершенных лицами, имеющими психические расстройства, не исключающие вменяемости // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 2-2. С. 10-16.

7. Головин А.Ю. Криминалистические методы преодоления противодействия расследованию транспортных преступлений: монография / А.Ю. Головин, О.П. Грибунов, А.А. Бибиков. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2015. 164 с.

8. Варданян А.В., Айвазова О.В. Принципы формирования частных криминалистических методик: современное состояние и пути совершенствования // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 1-2. С. 17-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.