УДК 792.2
Е. В. Калужских
СПЕЦИФИКА ПОСТРОЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ И ВЕРБАТИМ-ПЬЕС
Рассматривается специфика работы над документальной драмой и вербатим-пьесой. Описаны особенности реализации документальности в художественном пространстве современной пьесы. Ключевые слова: документальность, художественность, драма, вербатим-пьеса
Отношение к документальному театру до сих пор не однозначно. Некоторые журналисты отмечают, что «документальный театр чем-то похож на провокативную журналистику, на исследование, но только не на театр» [3], что «привычная партитура текста такого произведения (имеется в виду вербатим-текст. - Е. К.) не имеет смысла, у нее иная природа... Актерам остается лишь оживить магнитную ленту, сыграть максимально близко к оригиналу, полностью сохраняя лексику прототипов, включая оговорки, ошибки, паузы... Это почти полная ретрансляция» [4].
Действительно, вербатим, как кажется на первый взгляд, не имеет никакого отношения к театру. Актеры озвучивают некие тексты, и, если драматург на этом этапе остановится, собранный им материал останется только материалом. Сложно согласиться с мнением, что в документальном произведении не может быть ни строчки вымысла. Это практически невозможно. Документ не может стать хоть сколько-нибудь ценным произведением без обработки автора. «Там, где нет документа -нет и документальной пьесы» [7, с. 5]. С такой же долей уверенности можно сказать и о том, что там, где нет хотя бы малейшего вымысла, не может быть пьесы вообще. Ясно, что наличие одного лишь документа не решает проблему искусства.
Для того чтобы говорить о процессе воплощения документального материала в художественную форму, необходимо понимать различия между художественным и документальным.
Художественность получает свое конкретное выражение в первую очередь через образное отражение жизни. В. И. Ивашнев в
своей работе пишет о том, что художественное произведение - это «результат такого синтеза, когда окружающая писателя действительность проходит через его восприятие, трансформируется в его сознании и, воплощаясь в новую форму, рождает и новую форму -художественную». Художественный образ -это «результат взаимодействия жизненного материала и воли художника, вымысла и факта, когда писатель творчески переосмысливает события, обобщает их, открывает в единичном факте характерное» [Там же, с. 20]. Писатель, не связанный с документом, сам создает характеры, придумывает сюжетные ходы, и если опирается на факты из жизни, то лишь для того, чтобы, оттолкнувшись от них, снова погрузиться в вымысел. Другими словами, характерной особенностью художественных произведений является наличие в них типизации, обобщения, художественных образов и авторского вымысла.
«Документальность - это уже особое качество достоверности, которое требует и особых средств в ее достижении» [Там же, с. 15]. Главное отличительное свойство документа-лизма при этом - сохранение, насколько это возможно, той правды, которую удалось получить. Документалист связан рамками имеющегося у него фактического материала. В документальном произведении автор, оказавшись перед необходимостью фиксировать «правду, и только правду», вместе с тем также стремится к типизации и к обобщению, к выявлению в факте определенных закономерностей. Разница между работой драматурга и драматурга-документалиста видится лишь в том, что документалист опирается на имеющиеся у него документы, а не на свою фанта-
74
зию и память. Известно, что всякое обобщение, типизация, образность складываются из единичного, конкретного и частного. Речевой образ является этим единичным в вербатим-пьесе. Методом противопоставления, сравнения, аналогии возможно придать ему и образность, и широкий обобщающий смысл. Персонажи вербатим-пьес, их образы одновременно являются и документальными, и художественными (художественными потому, что драматург сообщил им обобщающий смысл). Типизации же документалист добивается в первую очередь через выбор самого объекта осмысления, т. е. выбор такого события и личностей, которые уже сами по себе содержат наиболее типичные приметы времени и такие черты характера, являющиеся общими для определенной группы людей [1].
Автор вербатим-пьесы, выбирая определенную тему и собирая на эту тему материал, изначально задумывается над тем, какое осмысление он даст этому материалу. Автор выбирает те документы и тех людей, которые как ему кажется, смогут выразить тему и идею будущего произведения. Одной из главных задач драматурга-документалиста должно стать верное определение художественного и сценического потенциала выбранной им темы и собранного материала. Собранный автором материал (документы, интервью и т. п.) изначально обладает ценным качеством: это правда, которую он несет в себе [6]. В вербатим-пьесе каждый характер имеет свой прототип, каждое событие - свой конкретный источник. Например, главной героиней моей вербатим-пьесы «Театра нет» является девочка Маша (обработка интервью доцента кафедры культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств М. Л. Шуб). В случае с вербатимом, конечно, бывает и так, что автору приходится отступать от первоначальной задумки и направлять свою работу в другое русло. Однако подчинится ли автор навязываемой ему материалом идее или нет, и как он переосмыслит то новое, что пришло к нему независимо от его воли, зависит опять-таки только от него. Другими сло-
вами, мы не можем ставить под сомнение право драматурга и режиссера на художественный вымысел, переосмысление, даже если имеем дело с документальными произведениями. Чтобы документ обрел жизненную правдивость и эстетическую значимость, ему предстоит пройти путь через авторское осмысление, через совмещение его с художественной правдой и спецификой построения драматургического произведения.
Степень значительности собранного материала во многом определяет и художественный уровень будущего произведения, поэтому важным для вербатим-драматурга является и выбор темы, и качество собранного с помощью умело поставленных вопросов материала. В том, над чем автор работает, изначально должен угадываться художественный потенциал, который может быть затем реализован в спектакле. Во избежание простой фиксации фактов важно также понять смысл, взаимосвязь и мотивы собранных фактов и материалов. Например, в проекте «Смешанные чувства» (материал собран педагогами и студентами Челябинской государственной академии культуры и искусств) звучат монологи о любви, одиночестве, о первых жизненных открытиях и потрясениях. И лишь в конце вербатим-спектакля мы понимаем, что люди, произносившие данные монологи собрались на поминках своего друга «ирландца» - «Его звали Аргус...». Спектакль заканчивается ирландским танцем, он передает боль и размышления нынешнего поколения молодежи о смысле бытия. Главная задача автора - добиться соответствия собранного материала и действительных реалий жизни, единичного и общего.
Фантазия автора проявляется и во взгляде его на то или иное событие, и в манере подачи материала, и в том, какую обработку этот материал получит, что свяжет его с мыслью, с помощью которой происходит дальнейший отбор с целью выделения главного, сохранения характерного и наиболее существенного.
Таким образом, обрабатывая материал, автор определяет художественный потенциал
75
будущего произведения, который ему предстоит выявить в пьесе и спектакле.
Традиционно считается, что в пьесе важно наличие конфликта, живых человеческих характеров, драматического действия, образного строя будущего спектакля, причем надо признать, что жизненный и драматический конфликт - это не одно и то же и требует разных
решений. Следовать традиции или отступить от нее - этот вопрос также решает автор [9].
В настоящее время, на мой взгляд, мы застаем документальную драму на новом витке ее развития, вызванного, во-первых, самой жизнью, дающей неисчерпаемый материал для документалиста, и, во-вторых, культурным обменом с зарубежными театрами.
1. Бартошевич, А. Постдраматический театр / А. Бартошевич. - Москва : Артист. Режиссер. Театр, 2013.
2. Болдырев, Н. Райское лето плоти, или Поздняя осень духа / Н. Болдырев // Автограф. Челябинск-Арт. -2002. - № 1 (14). - С. 4.
3. Герасимов, А. В Любимовку! / А. Герасимов // Литературная газета. - 2001. - 18-24 июля (№ 29).
4. Герасимов, А. Главное - правильно задать вопрос / А. Герасимов // Культура. - 2001. - 29 нояб .-5 дек. -С. 9.
5. Гремина, Е. А. У молодых драматургов - отчаянный гражданский темперамент / Е. А. Гремина // Новая газета. - 2000. - 4-10 дек.
6. Давыдова, М. Конец театральной эпохи / М. Давыдова. - Москва : Золотая маска : ОГИ, 2005. - 384 с.
7. Ивашнев, В. И. О проблемах развития современного советского документального театра: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / В. И. Ивашнев. - Москва, 1977. - 35 с.
8. Корнеева, И. Вербатим / И. Корнеева // Время МН. - 2002. - 24 мая.
9. Липовецкий, М. Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты «новой драмы» / М. Липовецкий, Б. Боймерс. - Москва : Новое литературное обозрение, 2012. — 376 с.
Сдано 29.01.2014 E. V. Kaluzhskih
SPECIAL COMPOSITION OF DOCUMENTARY AND VERBATIM PLAYS
We consider the specifics of the work on a documentary and drama-verbatim play. Described singularity
implementation documentary art space in contemporary plays.
Keywords: actuality, artistry, drama, verbatim play
1. Bartoshevich, A. Postdramaticheskij teatr [Post-drama Theatre] / A. Bartoshevich. - Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr, 2013.
2. Boldyrev, N. Paradise summer of flesh or late summer of spirit / N. Boldyrev // Avtograf. Chelyabinsk-Art [Autograph. Chelyabinsk-Art]. - 2002. - № 1 (14). - P. 4.
3. Gerasimov, A. To Lyubimovka! / A. Gerasimov // Literaturnaya gazeta [Literary newspaper]. - 2001. - July 1824 (№ 29).
4. Gerasimov, A. The main thing is to ask a question correctly / A. Gerasimov // Kul'tura [Culture]. - 2001. - November, 29 - December, 5. - P. 9.
5. Gremina, E. A. Young playwrights with desperate civil temper / E. A. Gremina // Novaya gazeta [New newspaper]. - 2000. - December 4-10.
6. Davydova, M. Konets teatral'noj epohi [The End of Theatre's Epoch] / M. Davydova. - Moscow: Zolotaya maska; OGI, 2005. - 384 p.
7. Ivashnev, V. I. O problemah razvitiya sovremennogo sovetskogo dokumental'nogo teatra [To the modern soviet documentary theatre development problems]: autoref. dis. ... cand. in art history / V. I. Ivashnev. - Moscow, 1977. - P. 5.
8. Korneeva, I. Verbatim / I. Korneeva // Vremya MN [Time of MN]. - 2002. - May, 24.
9. Lipovetsky, M. Performansy nasiliya: Literaturnye i teatral'nye eksperimenty «novoj dramy» [Perfromances of violence: Literature and Theatre experiments of "a new drama"] / M. Lipovetsky, B. Bojmers. - Moscow: Novoe lit-eraturnoe obozrenie, 2012. - 376 p.
76