Научная статья на тему 'Специфика политических конфликтов и медиативные технологии как возможность их урегулирования'

Специфика политических конфликтов и медиативные технологии как возможность их урегулирования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1302
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ / КОНФЛИКТ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА / БАЛАНС СИЛ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ / КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ МУНИЦИПАЛИТЕТАМИ / MEDIATION TECHNOLOGIES / MEDIATION / BASIC PRINCIPLES OF MEDIATION / CONFLICT / POLITICAL SPHERE / BALANCE OF FORCES / CONFLICT REGULATION / CONFLICTS BETWEEN MUNICIPALITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нестерова В.Н.

По мере развития общества количество конфликтов и их разновидностей продолжает возрастать. В последнее время всё большее внимание уделяется использованию медиативных технологий для разрешения конфликтов в различным сферах общественных отношений. К сегодняшнему дню они показали свою эффективность в таких сферах, как трудовое право, семейные конфликты, коммерческие споры и т.д. В данной статье рассматривается проблема применения медиативных технологий для урегулирования конфликтов в политической сфере. Сама сущность политики как совокупности социально-политических общностей, политических институтов, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними предполагает наличие проблем и противоречий, которые она призвана решать для своего нормального функционирования и дальнейшего развития. В статье анализируются специфические черты конфликтов в этой сфере, связанные с количеством их участников, публичностью и ориентацией на широкую общественность, отношениями власти и подчинения между их участниками и т.д. Эти черты соотносятся с основными принципами проведения процедуры медиации, чтобы определить, возможно ли её применение для урегулирования конфликтов в политической сфере и какие сложности могут при этом возникать. В качестве примера применения медиативных технологий приводится практика разрешения конфликтов между муниципалитетами в различных штатах Канады. За счёт того, что данные технологии помимо урегулирования конфликтов позволяют сократить расходы на этот процесс и обеспечить возможности для дальнейшего сотрудничества между его участниками, их эффективность в подобных конфликтах оценивается высоко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL CONFLICTS’ FEATURES AND MEDIATION TECHNOLOGIES AS POSSIBILITY OF THEIR SETTLEMENT

As the society develops the number of conflicts and their varieties continue to grow. In recent years increasing attention is paid to the use of mediation technologies to resolve conflicts in various spheres of social relations. Today they have demonstrated their effectiveness in labor, family conflicts, commercial disputes, etc. This article is dedicated to the use of mediation technologies for conflict resolution in the political sphere. The very essence of the policy as a set of socio-political communities, political institutions, forms of their interactions and relationships between them implies the existence of problems and contradictions which it has to solve for normal functioning and further development. The article analyzes the features of political conflicts related to the number of participants, publicity and focus on a wide public, relations of power and subordination between the parties, etc. These features are matched to the basic principles of mediation in order to determine whether it can be applied to resolve conflicts in the political sphere and what difficulties may emerge in this case. To show the examples of the mediation technologies’ usage the author describes the practice of resolving conflicts between municipalities in various states of Canada. Due to the fact that these technologies in addition to conflict resolution can reduce the cost of this process and provide opportunities for further cooperation between its members, their effectiveness in such conflicts is highly evaluated.

Текст научной работы на тему «Специфика политических конфликтов и медиативные технологии как возможность их урегулирования»

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

В.Н. Нестерова, аспирант, кафедра конфликтологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия, nesterova2501@yandex.ru

СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ И МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

По мере развития общества количество конфликтов и их разновидностей продолжает возрастать. В последнее время всё большее внимание уделяется использованию медиативных технологий для разрешения конфликтов в различным сферах общественных отношений. К сегодняшнему дню они показали свою эффективность в таких сферах, как трудовое право, семейные конфликты, коммерческие споры и т.д. В данной статье рассматривается проблема применения медиативных технологий для урегулирования конфликтов в политической сфере. Сама сущность политики как совокупности социально-политических общностей, политических институтов, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними предполагает наличие проблем и противоречий, которые она призвана решать для своего нормального функционирования и дальнейшего развития. В статье анализируются специфические черты конфликтов в этой сфере, связанные с количеством их участников, публичностью и ориентацией на широкую общественность, отношениями власти и подчинения между их участниками и т.д. Эти черты соотносятся с основными принципами проведения процедуры медиации, чтобы определить, возможно ли её применение для урегулирования конфликтов в политической сфере и какие сложности могут при этом возникать. В качестве примера применения медиативных технологий приводится практика разрешения конфликтов между муниципалитетами в различных штатах Канады. За счёт того, что данные технологии помимо урегулирования конфликтов позволяют сократить расходы на этот процесс и обеспечить возможности для дальнейшего сотрудничества между его участниками, их эффективность в подобных конфликтах оценивается высоко. Ключевые слова: медиативные технологии, медиация, принципы медиации, конфликт, политическая сфера, баланс сил, урегулирование конфликтов, конфликты между муниципалитетами.

То, что конфликт является неотъемлемым элементом социальных отношений, представляется очевидным фактом. Все сообщества, организации в процессе своей деятельности сталкиваются с данным феноменом. Причём по мере развития общества количество конфликтов и их разновидностей не уменьшается, а наоборот, возрастает. В этой ситуации, говорим ли мы об отношениях или о материальной составляющей,

цена нерешенных конфликтов чрезвычайно высока. Для того чтобы негативные последствия конфликта не нарушали стабильности существования общества, на протяжении многих сотен лет ведётся поиск эффективных способов их урегулирования и разрешения.

Данная тема становится всё более актуальной, и на сегодняшний день считается, что одним из наиболее эффективных спосо-

дискуссия

журнал научных публикаций

бов разрешения конфликта является пере- что количество его участников часто оказы-

говорный процесс, в частности, с участием вается большим по сравнению с другими ви-

третьей стороны, а именно медиативные дами конфликтов. В силу специфики своего

технологии. В последнее время именно ме- объекта политический конфликт может не-

диативные технологии получают все большее распространение, потому что позволяют достичь согласия в рамках диалога и, таким образом, сохраняют возможности для дальнейшего сотрудничества участников. Решения в рамках таких технологий стороны вырабатывают самостоятельно, не отдавая эти полномочия третьим лицам. Мы можем наблюдать эффективность их применения в таких сферах, как трудовое право, семейные конфликты, коммерческие споры, а в некоторых случаях и в политической сфере.

В данной статье речь пойдёт именно о последней сфере, под которой мы будем понимать совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними. Причём поддержание целостности и нормальное функционирование данной системы возможны при условии того, что постоянно происходят выявление и урегулирование возникающих в ней конфликтов.

Для того чтобы приблизиться к решению вопроса об использовании медиативных технологий в сфере политики, в первую очередь необходимо рассмотреть специфические черты политических конфликтов, которые могут оказывать влияние на возможность их урегулирования или разрешения подобным образом. При этом мы исходим из того, что медиативные технологии базируются на соблюдении таких принципов, как добровольность участия, нейтральность посредника, конфиденциальность процесса и равноправие сторон1. Данные принципы являются обязательным условием применения интересующих нас технологий.

Во-первых, к числу особенностей по-

К числу особенностей политического конфликта можно отнести то, что количество его участников часто оказывается большим по сравнению с другими видами конфликтов. В силу специфики своего объекта политический конфликт может непосредственно или опосредованно затрагивать интересы больших социальных групп, социальных слоев, общества в целом.

посредственно или опосредованно затрагивать интересы больших социальных групп, социальных слоев, общества в целом. Даже если вести речь только о субъектах конфликта, то есть таких участниках, которые напрямую влияют на ход конфликта в зависимости от своих собственных интересов, то в их качестве часто выступают не отдельные люди, а группы. Кроме того, в конфликте вполне может быть не две стороны, а больше.

В подобных случаях при проведении медиативных процедур одним из важнейших является вопрос о том, кто и каким образом должен представлять интересы заинтересованных лиц, ведь естественно, что все они не могут принимать участие в переговорном процессе. Кроме того, возникает ряд проблем, связанных с тем, что решения, принимаемые в этом процессе, должны удовлетворять не только самих представителей, но и группы, от лица которых они выступают. Таким образом, между ними должен осуществляться постоянный обмен информацией. Это, в свою очередь, усложняет и замедляет проведение переговорного процесса, но не исключает его.

Второй особенностью политического конфликта являются его публичность и связанная с этим сложность соблюдения такого принципа медиации, как конфиденциальность, согласно которому медиатор не имеет права распространять информацию, полученную им в рамках процедуры, а стороны, в свою очередь, договариваются о том, нужна ли им конфиденциальность друг от друга. Политический конфликт часто предполагает выход на широкую общественность. Но даже если этого не происходит, то если принять во внимание

литического конфликта можно отнести то, одно лишь то, что представителю нужно

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

доносить информацию до своей группы, то заметной проблемой становится необходимость контроля информационного потока2.

С данной характерной особенностью политического конфликта связана также сложность осуществления принципа нейтральности медиатора. Необходимо, чтобы медиатор сохранял независимое, беспристрастное отношение к каждой из сторон и обеспечивал им равное право участия в переговорах3. Если по какой-то причине он не может это сделать, то должен отказаться от ведения процесса. Таким образом, если в ситуации политического конфликта медиатор может отказаться от субъективной оценки сторон и их действий, то, значит, процесс возможен.

В-третьих, наиболее сложным в интересующем нас ракурсе исследуемой проблемы является то, что в основе политических конфликтов находятся отношения власти и подчинения4. Таким образом, часто баланс сил сторон в по-

Если в ситуации политического конфликта медиатор может отказаться от субъективной оценки сторон и их действий, то, значит, процесс возможен.

добных конфликтах оказывается нарушен. В ситуации, когда одна из сторон понимает, что может в одностороннем порядке влиять на принятие выгодного ей решения и не испытывает заинтересованности в другой стороне, она не видит для себя необходимости принимать участие в переговорах подобного рода, поскольку здесь отсутствует взаимозависимость сторон.

Следовательно, в подобных обстоятельствах нарушается один из базовых принципов медиативных технологий — равноправие сторон и соблюдение так называемого баланса сил. То есть, если конфликтующие стороны изначально наделены разным уровнем силы, то задача медиатора состоит прежде всего в том, чтобы ликвидировать существующий дисбаланс. Если же разница настолько велика, что её не удается нивелировать, то проведение медиации становится невозможным.

Таким образом, в качестве предпосылки к успешному применению медиативных тех-

дискуссия

журнал научных публикаций

нологий выступает приблизительное равенство сил или же, в случае наличия дисбаланса, возможность сделать так, чтобы стороны принимали друг друга как равных участников процесса. Насколько = это возможно в ситуации политического конфликта сложно сказать однозначно.

Если посмотреть на имеющиеся удачные примеры применения медиативных технологий в политической сфере, то в большей степени это разрешение конфликтов между сторонами без значительного различия в уровне сил сторон. Так, например, в 1980-х годах в США начали использовать процедуру медиации для урегулирования конфликтов между органами местного самоуправления. В том случае, если стороны не могли договориться, медиатор сначала проводил работу с каждой из сторон отдельно, а затем сводил их для совместной переговорной сессии. Впервые подобный опыт был реализован в штате Вирджиния, а затем стал использоваться на территории других штатов5.

Сюда же относятся конфликты между муниципалитетами в штате Альберта (Канада), которые решаются подробным образом ещё с 1989 года. С 2008 года там действует особая программа «Let's Resolve», в рамках которой всем муниципалитетам предлагаются процедура медиации, а также тренинги по эффективному разрешению конфликтов в различных областях6. Для этого созданы списки квалифицированных медиаторов и закреплена следующая процедура: во-первых, стороны пробуют договориться друг с другом самостоятельно; во-вторых, если не удается найти устраивающее всех решение, применяется медиация; в-третьих, если решение так и не будет найдено, то участники конфликта могут обра-

Если конфликтующие стороны изначально наделены разным уровнем силы, то задача медиатора состоит прежде всего в том, чтобы ликвидировать существующий дисбаланс. Если же разница настолько велика, что её не удается нивелировать, то проведение медиации становится невозможным.

В ситуации, когда муниципалитеты сталкиваются, с одной стороны, с проблемой урезания финансирования, а с другой стороны, с необходимостью оставлять налогообложение населения на прежнем уровне, медиативные технологии являются действенным способом сокращения затрат.

титься в Совет муниципальных образований с целью проведения слушаний, предоставив информацию о результатах, полученных в ходе медиации.

Также подобная практика существует в штате Онтарио (Канада), при этом она оценивается как эффективная и позволяющая участникам находить удовлетворяющее их решение конфликта, в то же время сокращая расходы и обеспечивая им в будущем нормальные отношения7. Здесь принято считать, что процедура медиации не подходит для тех случаев, когда какой-либо из сторон требуется юридический прецедент для дальнейшей реализации своих целей, если она применяется только для того, чтобы тянуть время, а также если кон -фликт поддерживается для того, чтобы обратить внимание какого-то актора, не задействованного в нём.

В Великобритании опыт применения медиации распространился настолько, что на муниципалитеты там накладывается обязательство по применению подобной практики разрешения конфликтов, поскольку считается, что это позволяет экономить средства. На самом деле можно сказать, что население посредством налогов оплачивает разрешение споров между органами власти, что может приводить к ряду сложностей.

— В ситуации, когда муниципалитеты сталкиваются, с одной стороны, с проблемой урезания финансирования, а с другой стороны, с необходимостью оставлять налогообложение населения на прежнем уровне, медиативные технологии являются действенным способом

сокращения затрат8.

Таким образом, мы видим, что кон -фликты между политическими акторами одного уровня в описанных примерах

дискуссия t

журнал научных публикаций Ц

институализированы и имеют шанс быть максимально эффективно разрешены. При этом указанные выше сложности для применения медиативных технологий в подобных обстоятельствах не становятся препятствием для реализации данного процесса. А значит, их не стоит исключать из списка возможных инструментов урегулирования политических конфликтов.

Разумеется, медиативные технологии не единственный возможный способ урегулирования и разрешения конфликтов в политической сфере. Но получается, что по крайней мере при наличии определенных условий применение данных технологий возможно и может оказаться эффективным. Подытоживая сказанное выше, к таким условиям мы можем отнести наличие у сторон обоюдной необходимости разрешить сложившийся конфликт, наличие полномочий для этой деятельности и потребность сохранять долгосрочные отношения друг с другом. При этом так же, как и в любом другом конфликте, для того, чтобы процесс переговоров служил достижению его целей, медиатору нужно следить за соблюдением описанных в начале статьи четырех принципов, на которых базируются

эти технологии, и балансом сил сторон.

Литература

1. Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация -конструктивное разрешение конфликтов: учеб.-метод. пособие. СПб., 2008. С. 64.

2. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга: Духовное познание, 2004. С. 125.

3. Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация -конструктивное разрешение конфликтов: учеб.-метод. пособие. СПб., 2008. С. 64.

4. Козырев Г.И. Об особенностях политического конфликта // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2007. № 4. С. 68-79.

5. Richman R. Mediation in disputes between municipal governments // International Journal of Public Administration. 1988. Vol. 11, issue 4. Pp. 455-461.

6. Intermunicipal Dispute Resolution Initiative [Электронный ресурс]. URL: http://www.mumd-palaffairs.gov.ab.ca/MDRS_mediation (дата обращения: 20.06.2016).

7. Там же.

8. Brannigan C., Duignan N. Resolving Municipal Conflict [Электронный ресурс] // Municipal world-ADR part 3. URL: http://mediate.ca/Municipal-ADR. html (дата обращения: 15.01.2016).

POLITICAL CONFLICTS' FEATURES AND MEDIATION TECHNOLOGIES AS POSSIBILITY OF THEIR SETTLEMENT

V.N. Nesterova, postgraduate, The department of conflict resolution, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, nesterova2501@yandex.ru

As the society develops the number of conflicts and their varieties continue to grow. In recent years increasing attention is paid to the use of mediation technologies to resolve conflicts in various spheres of social relations. Today they have demonstrated their effectiveness in labor, family conflicts, commercial disputes, etc. This article is dedicated to the use of mediation technologies for conflict resolution in the political sphere. The very essence of the policy as a set of socio-political communities, political institutions, forms of their interactions and relationships between them implies the existence of problems and contradictions which it has to solve for normal functioning and further development. The article analyzes the features of political conflicts related to the number of participants, publicity and focus on a wide public, relations of power and subordination between the parties, etc. These features are matched to the basic principles of mediation in order to determine whether it can be applied to resolve conflicts in the political sphere and what difficulties may emerge in this case. To show the examples of the mediation technologies' usage the author describes the practice of resolving conflicts between municipalities in various states of Canada. Due to the fact that these technologies in addition to conflict resolution can reduce the cost of this process and provide opportunities for further cooperation between its members, their effectiveness in such conflicts is highly evaluated.

дискуссия

журнал научных публикаций

Key words: mediation technologies, mediation, basic principles of mediation, conflict, political sphere, balance of forces, conflict regulation, conflicts between municipalities.

References

1. Allakhverdova O.V., Karpenko A.D. Mediatsiia -konstruktivnoe razreshenie konfliktov. Uchebno-metodicheskoe posobie [Mediation - constructive conflict resolution. Educational-methodical manual]. St. Petersburg, 2008.

2. Besemer Kh. Mediatsiia. Posrednichestvo v kon-fliktakh [Mediation. Mediation in conflicts]. Kaluga, «Dukhovnoe poznanie» Publ., 2004. 176 p.

3. Allakhverdova O.V., Karpenko A.D. Mediatsiia -konstruktivnoe razreshenie konfliktov. Uchebno-metodicheskoe posobie [Mediation - constructive conflict resolution. Educational-methodical manual]. St. Petersburg, 2008.

4. Kozyrev G.I. Ob osobennostiakh politicheskogo konflikta [About the peculiarities of the political conflict]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 12.

Politicheskie nauki - The Moscow University Herald. Ser. 12. Political science, 2007, no. 4, pp. 6879.

5. R. Richman. Mediation in disputes between municipal governments. International Journal of Public Administration, 1988, vol. 11, issue 4, pp. 455-461.

6. Intermunicipal Dispute Resolution Initiative. Available at: http://www.municipalaffairs.gov.ab.ca/ MDRS_mediation (accessed 20.06.2016).

7. Intermunicipal Dispute Resolution Initiative. Available at: http://www.municipalaffairs.gov.ab.ca/ MDRS_mediation (accessed 20.06.2016).

8. Brannigan C., Duignan N. Resolving Municipal Conflict. Municipal world-ADR part 3. Available at: http://mediate.ca/Municipal-ADR.html (accessed 15.01.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.