Научная статья на тему 'Специфика поэтического нарратива в жанре поэмы и в поэмах Ф. Н. Глинки'

Специфика поэтического нарратива в жанре поэмы и в поэмах Ф. Н. Глинки Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
610
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВЕСНОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА / НАРРАТИВ / ДИСКУРС НАРРАТИВНЫЙ / ДИСКУРС ОПИСАТЕЛЬНЫЙ / ПОЭМА / ПОЭЗИЯ / РОМАНТИЗМ / ФЁДОР ГЛИНКА / LANGUAGE AND LITERATURE / NARRATIVE / GREATER POEM / NARRATIVE DISCOURSE / DESCRIPTIVE DISCOURSE / POETRY / ROMANTISISM / FYODOR GLINKA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галанова Валерия Александровна

В статье раскрываются особенности поэтического нарратива в жанре поэмы, а также в поэмах Фёдора Глинки. Ряд критериев нарративности выделил Вольф Шмид. Тексты поэм делятся на нарративные и описательные, но граница между ними не всегда может быть чёткой. Событийность в поэме должна соответствовать критериям релевантности, непредсказуемости, консекутивности, необратимости и неповторяемости. Существуют различные виды нарративных дискурсов. Поэтический нарратив отличает прежде всего специфическая композиция особая смыслообразующая сегментация, проявляющаяся в метричности и контрметричности и связывающая поэтический текст с нарративом. Критерии, отмеченные В. Шмидтом, касающиеся нарративности, находят отражение в текстах некоторых поэм Ф. Глинки. Нами было рассмотрено несколько произведений, созданных Ф. Глинкой в разные периоды творчества. К таким поэмам можно отнести «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой», «Дева карельских лесов», «Таинственная капля». Все они повествуют о событиях, прошедших много лет назад, их тексты могут служить яркой иллюстрацией современных теоретических концепций, касающихся жанра романтической поэмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poetic narrative in the poem genre and in the poems by Fyodor Glinka

This paper is discussing the problem of poetic narrative in the poem genre and in the poems by Fyodor Glinka. Wolf Schmid names several criteria of narrative discourse. Texts of a romantic greater poem may be of narrative or describing nature, but division between of them sometimes is uncertain. Unlike another types of narrative discourse, poetical narrative has a specific composition. That criteria are also valid for some poems by Fyodor Glinka. The poem texts by Fyodor Glinka show specific narrative, too. We are discussing several poems, which were written in the different periods of the poet’s life. Those poems are: «Karelia, or Seclusion of Martha the Nun», «The Maiden of Karelian Forests», and «The Mysterious Drop». All of them speak to a reader about events, that happened many years ago. Their texts give effective illustration to the modern theoretical views concerning the genre of a greater romantic poem.

Текст научной работы на тему «Специфика поэтического нарратива в жанре поэмы и в поэмах Ф. Н. Глинки»

УДК 821.161.1.09"18"

Галанова Валерия Александровна

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

galanova712@yandex.ru

СПЕЦИФИКА ПОЭТИЧЕСКОГО НАРРАТИВА В ЖАНРЕ ПОЭМЫ И В ПОЭМАХ Ф.Н. ГЛИНКИ

В статье раскрываются особенности поэтического нарратива в жанре поэмы, а также в поэмах Фёдора Глинки. Ряд критериев нарративности выделил Вольф Шмид. Тексты поэм делятся на нарративные и описательные, но граница между ними не всегда может быть чёткой. Событийность в поэме должна соответствовать критериям релевантности, непредсказуемости, консекутивности, необратимости и неповторяемости. Существуют различные виды нарративных дискурсов. Поэтический нарратив отличает прежде всего специфическая композиция - особая смыслообразующая сегментация, проявляющаяся в метричности и контрметричности и связывающая поэтический текст с нарративом. Критерии, отмеченные В. Шмидтом, касающиеся нарративности, находят отражение в текстах некоторых поэм Ф. Глинки. Нами было рассмотрено несколько произведений, созданных Ф. Глинкой в разные периоды творчества. К таким поэмам можно отнести «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой», «Дева карельских лесов», «Таинственная капля». Все они повествуют о событиях, прошедших много лет назад, их тексты могут служить яркой иллюстрацией современных теоретических концепций, касающихся жанра романтической поэмы.

Ключевые слова: словесность и литература, нарратив, дискурс нарративный, дискурс описательный, поэма, поэзия, романтизм, Фёдор Глинка.

В современном литературоведении определяются различные виды повествования, нередко называемого «нарративом». В роли нарратора может выступать, к примеру, вымышленный рассказчик, автор-повествователь или один из участников событий произведения. Поэтический нарратив остается особенным и специфическим явлением в общелитературном процессе в силу его художественной природы, художественной коррелятивности различных эпох. Ф. Джеймисон считает, что нарративная процедура «творит реальность», при этом утверждая как свою относительность, так и независимость от полученного смысла [3, с. 11]. Сравнивая классический аспект произведения и постмодернистский текст, Р. Барт пишет, что произведение замкнуто, сводится к определённому означаемому. В тексте, же, напротив, означаемое бесконечно откладывается на будущее [6].

Прежде чем определить нарративность в поэтическом творчестве, следует обратиться к понятию «нарратология». Определение данного термина дал Вольф Шмидт [9, с. 10]. По мнению исследователя, нарратология - это дисциплина, рассматривающая репрезентации, изменения состояний текста. Решение проблем историографии литературы по двум причинам не является объектом нарратоло-гии: во-первых, нарратология литературой не ограничивается, а рассматривает нарративы во всех областях культурной деятельности, во-вторых, она является дисциплиной не историографической, а систематической, теоретической, аналитической. Ее объектом являются нарративные явления в разных культурах, жанрах и эпохах. Поэмы как раз представляют собой такого рода масштабно-поэтические явления на глобальном фоне эпохи (эпох) и культуры (культур), а не только исследование эволюционных процессов этих культур, жанров

и эпох. Тем не менее некоторые понятия и модели, разработанные в рамках нарратологии, могут внести вклад в методику историографии литературы.

Целью нашей статьи является рассмотрение специфики поэтического нарратива в жанре поэмы и в творчестве Ф. Глинки. Начав с прозы («Письма русского офицера» и другие произведения), Ф.Н. Глинка обратился к поэзии. Его поэмы, имеющие, однако, эпично-повествовательный характер, представляют собой материал для рассмотрения такого явления, как «поэтический нарратив». Нарративность поэзии остается пока неосвоенной областью нарратологии. В соответствии с определением С.В. Бессмертновой, нарративность в лирике предполагает наличие истории [1]. С одной стороны, есть поэтические тексты с ярко выраженной нарративностью, с другой - имеются случаи (их большинство), когда в стихотворении никакой истории не рассказывается. Впрочем, если трактовать нарративность в «структуралистском смысле слова», как ее понимает В. Шмид, то все поэтические опыты, в том числе в жанре поэмы, займут свою нишу во всеобъемлющей категории нарративности: «Тексты, называемые нарративными в структуралистском смысле слова, излагают, обладая на уровне изображаемого мира темпоральной структурой, некую историю. Понятие же истории подразумевает событие. Событием является некое изменение исходной ситуации: или внешней ситуации в повествуемом мире, или внутренней ситуации того или другого персонажа (ментальные события)» [9, с. 15].

От остальных типов нарративных дискурсов поэтический нарратив отличает прежде всего специфическая композиция - особая смыслообразую-щая сегментация, проявляющаяся в метричности и контрметричности (ритмизации) и связывающая поэтический текст с нарративом. Историческое со-

© Галанова В.А., 2016

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- № 5, 2016

145

отношение поэзии и прозы не противоречит самой поэзии, так как развивается до её возникновения. Ю.М. Лотман в его известной книге «Анализ поэтического текста» отмечает, что жанры не образовывали с поэзией контрастной двуединой пары и воспринимались вне связи с ней.

Учёный считает, что «проза» в фольклоре и средневековой литературе живёт по иным законам: она родилась из недр разговорной стихии и стремится от неё отделиться [6, с. 37]. На этой стадии развития литературы рассказ о действительности ещё не воспринимается как искусство нарратива, а летопись, в частности, не переживалась как проза не только читателями, но и самими летописцами.

В XVIII веке в литературной теории классицизма проза получает признание в качестве жанра, но считается низшим видом искусства. В современном значении понятие прозы появляется в русской литературе лишь во время Пушкина. Именно проза соединяет одновременно представление о высоком искусстве и о «не-поэзии». Таким образом, эстетическое восприятие прозы оказалось возможным лишь на фоне поэтической культуры. Ведущую роль сыграла не лирика, а именно поэтический нарратив, в частности поэмы. Несмотря на кажущуюся простоту и близость к обычной речи, проза является эстетически более сложной, чем поэзия, а её простота вторична. Разговорная речь равняется тексту, художественная проза представляет собой текст и «минус-приёмы» поэтической условной речи. При этом прозаическое литературное произведение не равно тексту: текст остаётся лишь одной из образующих сложной литературной структуры.

В дальнейшем, в постпушкинскую эпоху, поэзия и проза будут выступать как две самостоятельные, но соотнесённые художественные системы. И при этом понятие о простоте как о синониме художественного достоинства появилось намного позднее. Б.В. Томашевский в своей работе «Стих и язык» выявляет ведущую роль акцента, который влияет на значение слова. Исследователь подчёркивает, что всякий акцент следует рассматривать не с точки зрения наличия его в механизме речи, а с точки зрения его выразительной функции. Действительно реальным акцентом является тот, который служит для образования значения слова.

Учёный дал известное определение термину «поэтика». По мнению исследователя, задачей поэтики является изучение способов построения литературных произведений, объектом изучения в поэтике - художественная литература, а способом изучения - описание и классификация явлений и их истолкование [8]. Классическая эпическая поэма получила широкое распространение в эпоху классицизма. Её форма берёт начало у античной эпической поэмы. Построение поэмы предполага-

ло многоплановость. Характеристикой эпических поэм стал историзм - тематикой произведений становились крупные исторические события. При этом в событиях обязательно принимали участие персонажи мифов и легенд - божества, тёмные силы, фантастические создания. Эпическя поэма нередко пародировалась. Позже получили распространение шутливые поэмы в жанре «burlesque».

Античные поэмы Гесиода «Труды и дни» и «Ге-оргики» Вергилия стали родоначальниками описательных поэм, получивших в XVIII в. достаточно широкое распространение. Поэмы Делиля обрели наибольшую известность. Тематикой описательных поэм являются по большей части картины природы - как дикой, так и искусственно организованной. Довольно широко распространены стихотворные произведения о временах года: европейские поэмы на эту тему есть у Ж-Ф. Сенламбера, Ж. Руше, Д. Россе. Тематическое развертывание этих поэм связано с лирическим развертыванием отдельных избранных тем, как правило, в логике единого текстового рассуждения.

Зачастую между описаниями помещались исторические отрывки и стиховые новеллы. Фабула была напряжена слабо, а сами отрывки давались в лирическом развертывании - предполагалось сгущение эмоциональных мотивов, сравнение, описание. Дидактические поэмы также входят в число описательных. Таковой является, к примеру, поучительная поэма-трактат «Art poetique» Буало XVII века.

Дидактические и описательные поэмы были распространены до начала XIX в. Именно они стали в итоге предшественниками романтических поэм. Б.В. Томашевский определял свойства, роль и значение поэмы как большой стихотворной формы. Поэмы делятся на фабульные - эпические, бесфабульные - дескриптивные (описательные) и дидактические. Произведения Е.А. Баратынского, В.А. Жуковского можно отнести к описательным поэмам. К ним же в большей степени относится творчество раннего Ф.Н. Глинки. Произведения позднего Ф. Глинки, напротив, можно отнести к дидактическим поэмам. Исследователь Л.В. Та-тару подчёркивает, что романтическая поэма возникла после разложения огромных описательных поэм, достигавших по объему 10 000 стихов [7]. Приемы описательных поэм широко применялись в романтических поэмах. Их основой стала фабула, излагаемая, как правило, отрывочно. Фабулу зачастую перебивали описания и лирические отступления. Характерными чертами были: временная перестановка, недоговоренность, некоторые фабулярные несоответствия, которые необходимо дополнять воображением. Жанр романтической поэмы стал определяющим для больших стиховых форм, не в последнюю очередь благодаря творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Подобное влияние пережило и творчество Ф. Глинки, которое получило соответствующее развитие в XIX веке. Если воспользоваться указанным ранее определением С.В. Бессмертновой, поэтические тексты Ф. Глинки обладают ярко выраженной нарративностью, поскольку в них рассказывается определённая история [1]. К таким поэмам можно отнести «Карелия, или Заточение Марфы Иоаннов-ны Романовой», «Дева карельских лесов», «Таинственная капля». Все они повествуют о событиях, произошедших много лет назад. Своеобразным исключением стала «Дева карельских лесов». В предисловии, обращаясь к читателю, автор поясняет, что героями поэмы являются его современники, ныне живущие. Поэтому он считает себя обязанным скрыть имена героев поэмы. В основе произведения лежит жизненный опыт поэта. Находясь в Карельском крае, он познакомился с будущими персонажами своей работы, их биографией. В итоге, несмотря на некую дистанцию между читателем и автором, образовавшуюся вследствие сокрытия имён, автор убеждает читателей в правдивости произошедшей истории.

Нарративность текстов Ф. Глинки не противоречит и концепции события и событийности В. Шмидта. Ю.М. Лотман определил событие как «перемещение персонажа через границу семантического поля», подчеркивая, что граница может быть не только топографической, но и «прагматической, эстетической, психологической или познавательной» [9, с. 50]. Тексты делятся на нарративные и описательные, но граница между ними не всегда может быть чёткой. Также событийность должна соответствовать критериям релевантности, непредсказуемости, консекутивности, необратимости и неповторяемости.

При релевантности, согласно определению В. Шмидта, событийность повышается по мере того, как то или иное изменение рассматривается как существенное. При этом события не образуют тривиальные изменения. Значимость событий рассматривается по меркам вымышленного писателем мира [10, с. 15].

С одной стороны, события поэм Фёдора Глинки соответствуют критерию релевантности. В ряде поэм речь идёт об исторических событиях, произошедших много лет назад. С другой стороны, в текстах «Дева карельских лесов», «Таинственная капля» присутствуют элементы христианской и языческой мифологии.

Вторым критерием В. Шмидт называет непредсказуемость. Предусматривается парадоксальность, противоречие последовательности действий, ожидаемой в нарративном мире. Отмечается, что речь идет об ожидании не читателя, а протагонистов. Эти два критерия, по мнению В. Шмидта, - наиболее важные, остальные три являются второстепенными. Непредсказуемость

событий наблюдается в отношении всех главных героев поэм Ф. Глинки. Судьба персонажей развивается в неожиданном направлении. В поэме «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой» главная героиня получает известие о собственном освобождении из ссылки, а в поэме «Таинственная капля» разбойник получает чудесное спасение под конец жизни.

Событийность соответствует консекутивно-сти - одни события ведут за собой другие. Героя нередко ожидает консекутивное прозрение и перемена взглядов. Такие события непременно сказываются тем или иным образом на его жизни. Именно такое прозрение получил главный герой «Таинственной капли» в самом финале и получил спасение. Героиня поэмы «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой» с помощью прибывшего монаха также смогла искренне уверовать.

Этот критерий напрямую связан с необратимостью. В. Шмидт напоминает, что «в случае "прозрения" герой должен достичь такой духовной и нравственной позиции, которая исключает возвращение к более ранним точкам зрения» [9, с. 12]. Именно это происходит с разбойником в поэме «Таинственная капля», с главными героями поэмы «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой» и «Дева карельских лесов».

Наконец, последний критерий - неповторяемость. При неповторяемости изменения должны быть однократными, а те изменения, которые повторяются, не становятся источниками события. С помощью повторяемость наррация приближается к описанию. Сложнее определяется критерий «неповторяемость», поскольку изменения в текстах Ф. Глинки как однократны, так и многократны (описание времён года, природы). Характеристика событий меняется от описательной до легендарной. К примеру, в поэме «Таинственная капля», с одной стороны, идёт речь о библейских событиях, с другой - описывается экзотическая природа, также повествуется об исторических событиях. В поэме «Дева карельских лесов» также даётся развёрнутое описание природы карельского края, смены времён года. Там же автор использует не только библейско-христианские мотивы, но и эпизоды из карельского мифологического цикла. Таким образом, тексты Фёдора Глинки являются как нарративными, так и описательными.

Ранее было сказано, что поздние поэмы Ф. Глинки являются в большей степени дидактическими, нежели описательными. При этом поэмы писателя переживали эволюционное развитие. Если ранние поэмы являлись по большей части описательными, то в дальнейшем они эволюционировали до дидактических. Именно в дидактическом ключе шло дальнейшее развитие жанра романтической поэмы, представленное автором. Одной из наиболее ярких дидактических поэм является «Таинствен-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2016

147

ная капля», которая, по сути, представляет собой развёрнутую христианскую притчу, основанную на библейских мотивах.

Если рассматривать вопрос о развитии жанра романтической поэмы в творчестве Ф. Глинки, следует вспомнить, как был определён подход к анализу жанрового состава искусства поэтики. Аристотель первым заявил о том, что анализ жанрового состава поэтического искусства - естественное продолжение определения поэтического искусства. Такой подход можно назвать логизированным. Также логизированным можно назвать такое развитие жанра, которое подразумевает эволюционное развитие. В отличие от Аристотеля, Платон исследовал поэзию с позиции поэтического вдохновения и различал классы текстов с помощью модальности высказывания, определяющей роль поэта.

Жанр испытывает перемены благодаря воздействию автора-поэта, происходит своеобразное пересоздание жанра, даже реутилизация жанра, как уже говорилось выше. Критерии, отмеченные В. Шмидтом, касающиеся нарративности, находят отражение во всех упомянутых произведениях писателя. С этим непосредственно связано то, что творчество Ф. Глинки подразумевает динамику, предполагающую стремительное развитие не только сюжета, но и характеров главных и героев поэм. Романтические поэмы автора, их сюжетная составляющая напрямую зависят от модальности высказывания, упоминаемой ранее. Именно благодаря определяющей творческой деятельности самого поэта становилось ясно, как будет определена жанровая природа его поэмы. И поскольку в собственном творчестве Ф.Н. Глинка стремился действовать в ключе дидактической ментально-

сти, романтические поэмы в итоге обрели природу не столько описательных, сколько дидактических жанровых принципов.

Библиографический список

1. Бессмертнова С.В. Нарративные и композиционные средства экспликации мотива экзистенциального опыта в поэтическом сборнике Брехта «Буковские элегии» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. -2012. - № 4. - С. 75-82.

2. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. - 2000. - № 3 - С. 29-42.

3. Климова Н.К. Практическая дискурсология: школы, методы, методики современного дискурс-анализа. - Луцьк: Волиньполпраф, 2012. - 251 с.

4. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха // О поэтах и поэзии. - СПб.: Искусство-СПб, 1996. - С. 18-25.

5. Лотман Ю.М Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. - М.: Гнозис. - 580 с.

6. Постмодернизм: энциклопедия / сост. и науч. ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. - Минск: Ин-терпрессервис: Книжный Дом, 2001. - 1040 с.

7. Татару Л.В. Ритм темпоральности неклассического нарратива как когнитивная модель (Роман М. Спарк «Рассвет мисс Джин Броди») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bfsgu. academia.edu/LudmilaTataru/Papers/461384/.

8. Томашевский Б.В. Теория литературы: Поэтика. - М.; Л.: Госиздат, 1925. - 320 с.

9. Шмидт В. Нарратология. - М.: Лабиринт: Языки славянской культуры, 2003. - С. 11-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.