Научная статья на тему 'Специфика подготовки студентов дефектологического факультета в условиях инклюзивного образования'

Специфика подготовки студентов дефектологического факультета в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕФЕКТОЛОГИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / ЛИЦА С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / A TECHNIQUE OF TEACHING LITERATURE / CORRECTIONAL PEDAGOGICS / DEFECTOLOGY / INCLUSIVE EDUCATION / PERSONS WITH SPECIAL OPPORTUNITIES OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Тамара Александровна

В статье в теоретическом и практическом аспекте рассматриваются современные представления по проблеме подготовки студентов дефектологического факультета в условиях инклюзивного образования. Автором раскрываются основные теоретические положения и принципы, положенные в основу системы подготовки студентов, направленной на овладение основными компетенциями по дисциплине «Методика преподавания литературы в специальной (коррекционной) школе V вида».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титова Тамара Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of training of students of defektologichesky faculty in the conditions of inclusive education

In article in theoretical and practical aspect modern representations on a problem of training of students of defektologichesky faculty in the conditions of inclusive education are considered. The author the main re-veal theoretical the provisions and the principles which are been the basis for system of the training of stu-dents directed on mastering the main competences on discipline «A technique of teaching literature at spe-cial (correctional) school V of a look».

Текст научной работы на тему «Специфика подготовки студентов дефектологического факультета в условиях инклюзивного образования»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Титова Т. А. Специфика подготовки студентов дефектологического факультета в условиях инклюзивного образования // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 23. - ART 75292. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75292.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 75292 УДК 376.37

Титова Тамара Александровна,

доцент кафедры логопедии АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина», г. Санкт-Петербург tta1946@vandex.ru

Специфика подготовки студентов дефектологического факультета в условиях инклюзивного образования

Аннотация. В статье в теоретическом и практическом аспекте рассматриваются современные представления по проблеме подготовки студентов дефектологического факультета в условиях инклюзивного образования. Автором раскрываются основные теоретические положения и принципы, положенные в основу системы подготовки студентов, направленной на овладение основными компетенциями по дисциплине «Методика преподавания литературы в специальной (коррекционной) школе V вида».

Ключевые слова: дефектология, коррекционная педагогика, инклюзивное образование, лица с особыми возможностями здоровья, методика преподавания литературы. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Подготовка специалистов для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, предполагает большой объем знаний не только по логопедии, но и по ряду смежных дисциплин.

В план подготовки студентов по специальности «учитель-логопед» входит такая учебная дисциплина, как «Методика преподавания литературы в специальной (коррекционной) школе V вида». При подготовке студентов по данной учебной дисциплине мы опираемся на уровень их знаний по литературе и литературоведению, соответствующий школьным программам по литературному образованию, а также на объем знаний, который дается в вузе, в частности, на дефектологическом факультете. В современной России литература является обязательным предметом, как в начальной, так и в основной и средней (полной) школе. При этом в школах с преподаванием на русском языке учащиеся изучают не только русскую литературу, но также зарубежную и литературу народов России. И в настоящее время цели литературного образования, заложенные в проекте Федерального компонента государственного стандарта образования, включают в себя четыре смысловых блока: воспитание, развитие, система знаний и умения. Целью изучения такого предмета как «Русская литература» в современной школе является формирование поликультурной личности, которая, с одной стороны способна более широко и многомерно знать и осмысливать родную литературу (культуру), а с другой стороны - воспринимать инонациональную литературу (культуру). Литература как учебный предмет всегда занимала особое место в ряду других учебных дисциплин. Ее не зря называли человековедением. Однако произошедшие в последние двадцать лет изменения социокультурных условий в нашей стране вызвали смену нравственных ориентиров, личностных ценностей, резко повлияли на характер чтения и привели к иному уровню преподавания литературы в школе. Они также обусловили совершенно другое отношение к ней учащихся не только школ и средних учебных заведений, но и вузов.

На это же обращает внимание и вице-президент Российской академии образования, действительный член РАО В. А. Болотов, который ссылается на результаты

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Титова Т. А. Специфика подготовки студентов дефектологического факультета в условиях инклюзивного образования // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 23. - ART 75292. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75292.htm. - ISSN 2304-120X.

исследования, проведенные в 2001 году, и отмечает, что наметились две основные тенденции: падение популярности чтения в сравнении с предыдущими годами вдвое, а также значительные изменения характера художественных предпочтений молодого поколения [1]. По данным этого исследования в последние годы многие учащиеся школ не любят читать. Почти половина из них не любят читать произведения классической литературы, а отдают предпочтение другим жанрам: фантастика, детективы, приключения и другие. Сложившаяся ситуация привела к тому, что возникли разные точки зрения на привитие любви к чтению у подрастающего поколения. Возможно, как полагают одни, стоит изменить отношение к книге, используя современные способы получения информации, сократить объем школьный программы по литературному чтению и значительно его изменить в соответствии с читательскими предпочтениями современных школьников. Другие же, наоборот, полагают, что необходимо противостоять данному негативному процессу, т.к. стремление идти на поводу у школьников в плане литературных предпочтений не даст положительных результатов, а приведет к полной утрате потребности в чтении, к утрате читательской культуры, в целом.

За последние годы Минобразования России предприняло ряд шагов по развитию литературного образования в общеобразовательной школе, начиная с младших классов, для чего был введен новый учебный предмет «Литературное чтение», который должен стать начальным этапом в формировании школьника-читателя, что отражают многочисленные программы по литературному чтению. Однако, как представляется, в этом процессе не самую лучшую роль сыграло введение ЕГЭ (единого государственного экзамена) по русскому языку и литературе, поскольку во многих случаях изучение литературы превратилось в «натаскивание» на выполнение тестов ЕГЭ.

А. В. Фоменко приводит статистические данные, согласно которым число выпускников, принимающих участие в сдаче ЕГЭ по литературе, год от года постоянно растет [2]. В 2009 году почти 5% выпускников общеобразовательных школ сдавали ЕГЭ по данным предметам и преодолели минимальную границу. Следует отметить, что, как правило, абитуриенты, представившие документы в высшие образовательные учреждения, имеют довольно высокий балл по русскому языку и литературе, на что очень часто ориентируются преподаватели вузов и также часто ошибаются.

В обществе существуют два разных взгляда на поставленную проблему. Одни полагают, что школа сегодня должна поменять свои ориентиры: время интереса к классической литературе ушло вместе с прошлым тысячелетием, на место книги приходят другие способы получения информации, «клиповое сознание» становится реальностью нашего времени, а значит, необходимо, подстроившись под вкус современного подростка, сократить объем обязательного чтения, определенного школьной программой, и «осовременить» школьный курс литературы с учетом читательских предпочтений учащихся.

Другие справедливо считают, что ослабление интереса к чтению - негативный процесс, которому необходимо деятельно противостоять. Если школа не будет обращаться к классике, формировать у школьника основы читательской культуры, человек неизбежно утратит потребность в чтении или будет довольствоваться низкопробной литературой, которой сегодня переполнены книжные прилавки.

За последние годы Минобразования России содействовало развитию литературного образования в школе. На этапе начальной школы вместо традиционного предмета «Чтение» был введен новый учебный предмет «Литературное чтение», который позволяет школьникам младших классов лучше подготовиться к переходу в «основную школу». Представляется, что перефразируя высказывание Вересаева, о

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Титова Т. А. Специфика подготовки студентов дефектологического факультета в условиях инклюзивного образования // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 23. - ART 75292. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75292.htm. - ISSN 2304-120X.

том, что больное поколение не может родить здоровое, можно сказать, что необразованное поколение вряд ли вырастит образованное.

Анонимное анкетирование показало, что почти половина студентов 3-х и 4-х курсов не просто не любит читать, но и читают они, в основном, при необходимости. И это, несмотря на то, что многие студенты пользуются электронными книгами. Нам было интересно узнать, что же они читают.

Мы позволили себе воспользоваться вопросами, которые были заданы выпускникам филологических вузов страны корреспондентом «Вестей». Студенты нашего факультета не получают в полном объеме филологического образования. Но по учебному плану у них есть такие предметы, как «Мировая художественная литература», «Детская литература» и т. п. Однако по нашим данным из числа опрошенных (почти 80 человек) только одна студентка смогла ответить, кто такие Ч. Диккенс и Д. Лондон и назвать произведения этих авторов. При определении пола Ж. Санд возникли трудности у многих студентов, т.к. большинство посчитали этого автора мужчиной, что связано с полным отсутствием информации об этом авторе и, конечно с тем, что студенты не читали произведения этого автора. Единицы читали произведения Э.М. Ремарка и смогли их назвать. Но это зарубежная или переводная литература. Из современной зарубежной литературы чаще всего студенты называют, как самые интересные и любимые произведения о Гарри Поттере и Паоло Коэльо.

Еще хуже обстоит дело с русской классической литературой. С произведениями А. С. Пушкина студенты, несомненно, знакомы. Однако на вопрос о том, из какого произведения следующие строки: «У Лукоморья дуб зеленый...» только 42 человека правильно ответили. Остальные ответы отличались разнообразием: А. С. Пушкин; Пушкин «У лукоморья дуб зеленый.»; Пушкин «Лукоморье» или «У Лукоморья»; повесть Руслан и Людмила А. С. Пушкин. На вопрос о том, с кем стрелялся А. С. Пушкин на дуэли, почти все студенты ответили правильно, но были и такие ответы, как: «Данте» и «Донтес». Еще большие сложности возникли при определении произведения по известным строкам. Прослушав фразу: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», только 10 человек назвали произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка». У остальных студентов ответы были следующими: не знаю или не помню (большая часть ответов); Пушкин; Достоевский; «Бородино» (без указания автора); Толстой «Война и мир»; Есенин. На вопрос о том, из какого произведения строка «Любви все возрасты покорны.», студенты дали такие ответы: не знаю; не помню (большая часть ответов); А.С. Пушкин (без указания произведения); Пушкин А. С. «Капитанская дочка» или «Дубровский» (вероятно, на усмотрение преподавателя); М. Цветаева (без указания произведения); А. Ахматова (без указания произведения); Шекспир «Ромео и Джульетта»; Л. Н. Толстой.

Услышав «Не хочу учиться, а хочу жениться», треть участников опроса правильно назвали автора и произведение; 6 человек назвали только произведение; не знали ни автора, ни произведение - все остальные. Некоторые назвали имя героя, произнесшего эти слова: Митрофан, Митрофанушка и Миша. Четверть студентов не смогла ответить на этот вопрос, из какого произведения и кому принадлежат следующие слова: «Отчего люди не летают так, как птицы?». Но хуже всего обстоит дело со знанием советской литературы. Почти половина студентов не смогла ответить на вопрос, из какого произведения следующие строчки: «Безумству храбрых поем мы славу» и кто его автор. 12 человек назвали только автора, 6 человек назвали автора и произведение. Остальные ответы отличались разнообразием вариантов: А. С. Пушкин; «Песнь о Вещем Олеге»; «Слово о полку Игореве».

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Титова Т. А. Специфика подготовки студентов дефектологического факультета в условиях инклюзивного образования // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 23. - ART 75292. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75292.htm. - ISSN 2304-120X.

Часть студентов считает, что в произведении А. Фадеева «Разгром» есть такой герой, как дед Щукарь. Провокационный вопрос: «Сколько было Толстых в русской литературе» поверг студентов изумление. Они спросили: «А что, были еще писатели с такой фамилией?». Для них неожиданностью является то, что помимо романа «Война и мир» у Л. Н. Толстого есть другие произведения. Когда задаешь вопрос в аудитории: «Кто читал роман Л. Н. Толстого «Война и мир»?», то в большинстве случаев звучит недоуменный вопрос: «Весь???». Уточнение позволяет установить, что, как правило, весь роман читали 3—4, реже 6-7 человек.

Они плохо ориентируются в литературоведческой терминологии, полагая, что «стопа» - это «часть нижней конечности ноги» (из ответа абитуриента). Единицы любят и читают поэзию не по принуждению, особенно классическую. А процесс чтения вслух произведений А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» или «Сказка о мертвой и семи богатырях» на семинарских занятиях превращается в серьезное испытание как для них самих, так и для преподавателя, поскольку у многих студентов страдает техника чтения. Если в тексте встречаются устаревшие слова и выражения, а также длинные слова, осложненные стечением согласных, то, как правило, студенты произносят их по слогам. При этом невозможно говорить о выразительности чтения, так как темп либо замедленный, либо ускоренный, интонации отсутствуют, а паузы и логические ударения носят неожиданный характер. Они испытывают трудности при объяснении значения многих слов и выражений. И воспринимают чтение знакомых, и, как им кажется, неинтересных произведений, скорее как наказание или как прихоть преподавателя. Но многие из них понимают, что чтение художественной литературы - это необходимость, которая связана не только с их будущей профессиональной деятельностью, но также и с их личной жизнью, поскольку своих детей им тоже надо будет учить, и уже у них формировать потребность в чтении.

За последние годы только однажды студенты просили порекомендовать им почитать что-либо из русской классической литературы. При этом они просили порекомендовать не только произведения, входящие в обязательную школьную программу, но и выходящие за ее пределы. Но малоизвестные или совсем неизвестные, большие по объему произведения вызывают у них утомление и разочарование, так как прочтение и погружение в содержание предполагает сложную речемыслительную деятельность, к которой многие студенты не готовы. Чтению они предпочитают экранизации, которые позволяют составить хоть какое-нибудь представление о сюжете, а также сокращают затраты времени на чтение первоисточника. Например, фильм английского кинорежиссёра Джо Райта, снятый по мотивам романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» с Кирой Найтли в главной роли, они посмотрели. Однако вряд ли этот фильм сможет дать им полное представление о романе и понимание всей глубины характеров и событий, описанных Толстым.

Учитывая то, что в современной школе значительно сократилось количество часов, отводимых на изучение литературы, то ждать высокого уровня знаний по литературе и литературоведению или истории литературы, по большей части не приходится. Кроме того, литература - это искусство слова, а искусство - это передача эмоций. Очевидно, наши дети испытывают трудности при восприятии и осмыслении эмоций людей, особенно выраженных словами, что требует огромного труда и желания понять другого человека. Е. С. Романичева и И. В. Сосновская справедливо отмечают, что невозможно достичь положительного результата в проводимых ныне реформах образования, если учитель, приходя в школу, не может работать в современных социокультурных условиях, опираясь не на монолог, а диалог с учениками [3]. Поскольку наши дети испытывают трудности при восприятии и осмыслении эмоций других лю-

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Титова Т. А. Специфика подготовки студентов дефектологического факультета в условиях инклюзивного образования // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 23. - ART 75292. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75292.htm. - ISSN 2304-120X.

дей, особенно выраженных словами. Желания понять другого человека требует труда. Как справедливо отмечают Е. С. Романичева и И. В. Сосновская: «Никакие реформы и/или модернизации российского образования не достигнут желаемого результата, если учитель ХХ! века не будет готов к работе в новых социокультурных условиях... Современный учитель-предметник должен быть готов не к монологу, а к диалогу с учениками. Искусство, а не наука играет особую роль в воспитании специфической социальной деятельности, поэтому только в преподавании искусства, а не науки или ее основ возможно формирование ценностных ориентаций личности, в числе которых потребность читать занимает очень существенное место» [3, с. 5]. А диалог учитель может вести только в том случае, если уровень его знаний превышает уровень знаний учеников, хотя бы в области литературы и русского языка.

Tamara Titova,

departments of logopedics, Leningrad State University of A. S. Pushkin, St. Petersburg tta1946@yandex.ru

Specifics of training of students of defektologichesky faculty in the conditions of inclusive education Abstract. In article in theoretical and practical aspect modern representations on a problem of training of students of defektologichesky faculty in the conditions of inclusive education are considered. The author the main reveal theoretical the provisions and the principles which are been the basis for system of the training of students directed on mastering the main competences on discipline «A technique of teaching literature at special (correctional) school V of a look».

Key words: defectology, correctional pedagogics, inclusive education, persons with special opportunities of health, a technique of teaching literature.

Рекомендовано к публикации:

Елецкой О. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 13.04.15 Получена положительная рецензия 15.04.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 15.04.15 Опубликована 04.06.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Титова Т. А., 2015

www.e-koncept.ru

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.