Научная статья на тему 'Специфика подготовки конкурентоспособных специалистов в области программной инженерии'

Специфика подготовки конкурентоспособных специалистов в области программной инженерии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриев Н. К.

Статья посвящена исследованию развития проектно-конструкторских способностей как триады формализационных, конструктивных и исполнительских способностей. Автором доказывается, что уровень их развития в основном определяется креативностью личности в области программной инженерии. Обосновывается актуальность решения проблем быстрого (экстремального) формирования данного вида способностей через обучение в специально созданной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Specifics of Training of Highly Competitive Specialists in the Field of Programming Engineering

The article deals with examining development of project-construction abilities in the field of program engineering determining the creativity of a specialist. The author proves that the solution of problem of forming in special rate project-construction abilities of a specialist through organizing the special didactic system is urgent.

Текст научной работы на тему «Специфика подготовки конкурентоспособных специалистов в области программной инженерии»

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПРОГРАММНОЙ ИНЖЕНЕРИИ

Н. К. Нуриеву зав. кафедрой информатики и прикладной математики Казанского государственного технологического университета, доцент

Статья посвящена исследованию развития проектно-конструкторских способностей как триады формализационных, конструктивных и исполнительских способностей. Автором доказывается, что уровень их развития в основном определяется креативностью личности в области программной инженерии. Обосновывается актуальность решения проблем быстрого (экстремального) формирования данного вида способностей через обучение в специально созданной среде.

Несмотря на все старания, заключающиеся в формализации деятельности в области программной инженерии, описанной в виде методологий и основанных на них технологий — руководств по проектированию и созданию программной продукции, — эта деятельность во многом остается творческой. Разумеется, каждый проект и поддерживающее его программное обеспечение являются уникальными, поэтому креативность (способность к творчеству) представляет собой обязательное требование к личности, занятой в данной области деятель ности1.

Все технологии в области программной инженерии в своей сущности (онтологии) являются дивергентными (размытыми), оставляя большой простор для творчества2. В общем случае деятельность по созданию продукта в области программной инженерии, поддерживаемая любой технологией, может быть дифференцирована на три основных вида:

1) деятельность по высокоуровневой формализации решаемой проблемы — инфологический, математический, уровень формализации или формализация на специально разработанном для этих целей универсальном языке моделирования (иМЬ) в виртуальной среде. Мифологическое моделирование и иМЬ являются специализированными способами моделирования, используемыми в области программной инженерии3; владение ими потенциально предполагает наличие особо высокого уровня развития личностных

способностей к формализации — формализационных, или способностей типа

А, — развитых на когнитивном уровне и реализуемых в виртуальной среде перечисленными способами;

2) деятельность по конструированию последовательностей ресурсообменного взаимодействия объектов с целью поиска решения проблемы. Эта деятельность также моделируется на когнитивном уровне и представляется в виртуальных средах. Для организации формализованного конструирования в области программной инженерии созданы сотни виртуальных интегрированных сред с миллионами информационных объектов — аналогов реальных объектов — и языками программирования. Виртуальная среда для конструирования процессов поиска решения проблем с поддержкой их программным способом в этой среде используется только в области программной инженерии и требует от специалиста особо высокого уровня развития личностных способностей к конструированию — конструктивных, или способностей типа В;

3) деятельность по отладке (исполнению) на вычислительных средствах автоматизированного имитационного процесса поиска решения проблемы в виртуальной среде и адаптации созданных программных продуктов к использованию в реальной среде. Эта деятельность является также очень специфичным способом решения проблемы, присущим только программной инженерии, и требу-

© Н. К. Нуриев, 2005

ет высокого уровня развития личностных исполнительских способностей (к организации автоматизированного поиска решения в виртуальной среде и к адаптации полученного решения к реальной среде) — способностей типа С.

Из целостности блока способов — технологий проектирования и создания программных продуктов и условий успешности деятельности в области программной инженерии следует требование наличия у специалиста креативности, которая определяется уровнем развития проектно-конструкторских (ПК) способностей к деятельности по решению проблем в когнитивной,виртуальной,реальной средах и которая, в свою очередь, определяется уровнем развития триады способностей <А,В,С>.

Системный анализ деятельности в области программной инженерии и требуемых для поддержки этой деятельности способностей позволяет сделать ряд важных выводов.

1. Основу специфики данного вида деятельности составляет то, что большая ее часть осуществляется в виртуальной среде — искусственно созданном аналоге когнитивной среды, — что естественно предполагает высокую степень развитости творческих способностей по решению проблем в этой среде.

2. Из всех методологий, технологий, поддерживающих деятельность в области программной инженерии, следует, что необходимым условием конкурентоспособности специалиста в этой области служит высокий уровень развития триады способностей <А,В,С>, выступающих специальными способностями для поддержки деятельности в виртуальной среде4.

3. Высокий уровень развитости триады способностей <А,В,С> как специальных способностей в области программной инженерии является достаточным для обеспечения высокого потенциала конкурентоспособности специалиста в этой области.

4. Из выводов 1—3 следует, что наличие специально развитого высокого

уровня способностей <А,В,С> является необходимым и потенциально достаточным фактором, определяющим в основном конкурентоспособность специалиста в области программной инженерии.

5. Из вывода 4 следует, что фактор развитости ПК способностей, представленных триадой <А,В,С> (в контексте теории формируемых способностей), является системообразующим при проектировании любой дидактической образовательной системы для подготовки конкурентоспособных специалистов в области программной инженерии.

6. Из выводов 1, 5 следует, что для быстрого (экстремального) развития способностей, представленных триадой <А,В,С>, до уровня специальных способностей требуется создание специального образовательного пространства — дидактического пространства программной инженерии (ДПИ), складывающегося из трех постоянных развивающихся и сбалансированных сред: среды когнитивного уровня, виртуальной среды, реальной среды.

7. С учетом творческого характера и востребованности в реальной среде (социуме) быстрого (экстремального) формирования специалиста в области программной инженерии до конкурентоспособного состояния в ДПИ необходимо разработать инвариантную методологию и на ее основе дивергентные технологии обучения основам деятельности в области программной инженерии5. Под дивергентными технологиями имеются в виду технологии обучения ориентации в виртуальной среде с целью создания креативного продукта на основе инвариантной методологии творческой аналогии, т. е. методологии, в основном поддерживаемой принципом природосообразности или принципами классифицированности, инкапсулированное™ (целостности), полиморфизма (многоформии), наследия.

8. Для мониторинга, диагностики, прогноза, поддержки рефлексии и управления состоянием развития ПК = <А,В,С> способностей в процессе обучения по

дивергентным технологиям необходимо разработать систему методик измерения и визуализированного представления развития ПК способностей6» Эти методики должны быть ориентированы на два (в определенной мере самостоятельных) уровня измерения состояния развития ПК способностей. Для первого уровня требуется разработка методов измерения состояния развития способностей, т. е. состояния триады <А,В,С>, в качестве необходимых общих способностей, достаточных для начала процесса обучения в области программной инженерии, а для второго уровня — методов измерения состояния развития ПК способностей в качестве специальных способностей для мониторинга состояния конкурентоспособности в этой области7.

9. Опыт показывает, что достичь конкурентоспособного уровня развития способностей <А,В,С> с помощью традиционных методик обучения, организованных в среде с использованием компьютерных технологий в рамках обучения по отдельным дисциплинам, не представляется возможным, т. е. развитие ПК способностей остается на уровне требуемых общих способностей, прописанных в государственном стандарте по этой специальности. Традиционные методики обучения в области программной инженерии дают возможность достижения только уровня формализованной компетентности, т. е. необходимого и достаточного уровня в области программной инженерии по требованиям государственного стандарта, но это не обеспечивает достижения конкурентоспособного уровня и поддержания его в актуальном состоянии, востребованном в социуме.

10. Для повышения уровня подготовки специалистов в области программной инженерии до конкурентоспособного уровня, определяемого показателями развития ПК способностей, необходима и достаточна организация двухуровневой педагогической технологии в ДПИ. Целью обучения на первом из них является достижение уровня формализованной

компетентности (определенного уровня знаний, умений, навыков в области), т. е. использования компьютерных технологий в инженерной деятельности с показателями <А,В,С> и развитием ПК способностей как общих способностей, необходимых для поддержки инженерной деятельности в современных условиях. Целью параллельного обучения на втором (метапредметном, междисциплинарном) уровне выступает достижение показателями <А,В,С> уровня специальных способностей, определяющих конкурентоспособность специалистов в области программной инженерии.

11. Специфику обучения в области программной инженерии составляет то, что ведущими концернами и фирмами (Microsoft, Sun, Oracle, Rational Soft, Platinum и др.) разработаны сеть сертификационных экзаменов и многотомные методики подготовки к ним8. Использование этих ресурсов в учебных целях дает возможность определить требуемый конкурентоспособный уровень подготовки специалистов в области программной инженерии и затем провести идентификацию требуемых значений показателей <А,В,С>.

12. Конкурсный отбор обучаемых на специальности в области программной инженерии должен осуществляться на основе диагностики уровня развития ПК способностей как общих способностей со значениями показателей <А,В,С> (полученных посредством тестового контроля и специально разработанных баз заданий). Опыт показывает, что обучаемые с ПК способностями ниже допустимого уровня плохо поддаются обучению в экстремальном темпе, характерном для дидактики программной инженерии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Лебедева Л. Д. Креативность младших школьников / JI. Д. Лебедева, Н. В. Бибикова. Ульяновск, 2004.

2 См.: Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на C++ : пер. с англ. / Г. Буч. М. ; СПб., 2000.

^ См.: Буч Г. Язык иМЬ. Руководство пользователя : пер. с англ.7 Г. Буч, Д. Рамбо, А. Джекоб-сон. М., 2000.

4 См.: Суворов В. С. Как формировать конкурентоспособного специалиста : пособие для рук. и педагогов учеб. заведений проф. образования / В. С. Суворов, П. Н. Осипов. Казань, 2000.

5 См.: Кирсанов А. А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста/ А. А. Кирсанов. Казань, 2000.

6 См.: Нуриев Н. К. Технологии синтеза информационно-интеллектуальных ресурсов / Н. К. Нуриев, А. А. Емекеев. Казань, 2003.

7 См.: Нуриев Н. К. Экстремальная методология в дидактике программной инженерии / Н. К. Нуриев. Казань, 2004.

* См.: Microsoft Corporation. Внедрение и администрирование службы каталогов Microsoft Windows 2000 : рук. слушателя. М., 2002.

Поступила 29.11.04.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ТОМСКОМ МЕЖВУЗОВСКОМ ЦЕНТРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. В. Кру чини н, зам. директора по научной работе Томского межвузовского центра дистанционного образования,

В. К. Жуков, зам. директора по учебной работе Томского межвузовского центра дистанционного образования,

Л. Ф. Уваров, проректор по экономике Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, директор Томского межвузовского центра дистанционного образования

В статье описываются опыт и инфраструктура организации и сопровождения программно-методи-ческого обеспечения в Томском межвузовском центре дистанционного образования. Выявлены проблемы организации дистанционных образовательных технологий и пути их решения. Показаны масштабы и динамика роста программно-методического обеспечения.

Дистанционное обучение (ДО) сегодня — это современные образовательные технологии, относительно новые для учебных учреждений нашей страны, которые обязаны своим возникновением развитию информационных технологий и компьютерной техники. Прогресс в области передачи информации на расстояние с использованием компьютерных средств коммуникации позволил поставить на качественно новый уровень образовательные услуги. ДО сделало доступным получение качественного образования и престижного диплома для студентов из удаленных населенных пунктов, где по экономическим или другим причинам нет и не может быть размещено высшее учебное заведение или его филиал. Возможность обучения по дистанционным технологиям важна и для

жителеи крупных городов, так как расширяет выбор учебных заведений и позволяет еще в процессе обучения освоить современные компьютерные технологии, без знания которых на сегодняшний день невозможен профессиональный рост в любой сфере деятельности. С другой стороны, ДО выполняет важную социальную функцию — расширяет рынок образовательных услуг, способствует усилению конкуренции на образовательном рынке, а значит, содействует снижению стоимости оказываемых платных услуг. В настоящий период это значимый фактор для населения России. Обеспечение доступности высшего профессионального образования широким слоям населения из отдаленных от центра мест — актуальная проблема нашего времени.

© В. В. Кручинин, В. К. Жуков, А. Ф. Уваров, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.