СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ НА ОСНОВЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ1
Е. И. ГРИГОРЬЕВА, Н. Н. ЯРОШЕНКО
В статье особое внимание уделяется особенностям подготовки кадров для социальнокультурной сферы на основе новых образовательных стандартов третьего поколения.
Ключевые слова: подготовка кадров, социально-культурная сфера, модель, подготовка специалистов, бакалавр, социально-культурная деятельность.
Новый ФГОС ВПО, разработанный для системы российского социально-культурного образования нацелен на сохранение лучших традиций подготовки кадров для социально-культурной сферы и нацеливает на глубокие изменения направленности, содержания и интеграционных подходов. Сегодня социально-культурное образование нацелено на развитие инновационных форм подготовки кадров, тесную интеграцию с работодателями, помощь обществу в решении важнейших задач социально-культурного воспитания подрастающих поколений.
Однако внешние факторы международной образовательной интеграции (Болонский процесс) и факторы существенного изменения содержания и условий социально-культурной деятельности (проведение реформы местного самоуправления в Российской Федерации, активизация общественности в сфере досуга, расширение реальных форм организации досуга населения и др.) потребовали внести изменения в ФГОС ВПО третьего поколения.
Российская модель профессионала социально-культурной деятельности, разработанная
в ФГОС ВПО третьего поколения ориентирована на идею «развивающего досуга». Речь идет о всемерном содействии личности в раскрытии ее наилучших способностей и дарований путем вовлечения в активную творческую деятельность, развивающий досуг, реализацию социальных инициатив.
1 Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ, проект «Разработка научно-методических рекомендаций вузам по формированию основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры в ком-петентностно-кредитно-модульном формате на основе ФГОС-3 по направлениям подготовки в области культуры», № 3.1.1/3585.
Область профессиональной деятельности бакалавров социально-культурной деятельности в ФГОС ВПО третьего поколения включает:
- государственные и негосударственные организации (учреждения), общественные объединения, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям и свободу творчества в сфере досуга, рекреации и туризма;
- учреждения культурно-досугового типа, дома культуры, клубы, досуговые и культурные центры различных форм собственности, передвижные системы обслуживания (автоклубы) и другие учреждения, осуществляющие массовую культурно-воспитательную работу, разработку и внедрение инновационных технологий культурнодосуговой деятельности всех категорий населения;
- многофункциональные учреждения (социально-культурные центры, культурно-спортивные комплексы), учреждения и организации индустрии досуга, рекреации, туризма;
- средства массовой информации и учреждения, осуществляющие культурно-просветительную деятельность (музеи, издательства и др.);
- социальные и социально-реабилитационные учреждения;
- общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования детей, обеспечивающие организацию свободного времени детей, подростков и юношества с применением средств культуры и искусства;
- учебные заведения среднего профессионального образования и переподготовки кадров в сфере культуры и искусств.
Как видим, отечественная модель охватывает большую сферу общественной практики, имеет яр-
ко выраженную социально одобряемую направленность. Трудоустройство в учреждениях культуры и искусств в России имеет, как правило, постоянный характер. Особенно это относится к государственным и муниципальным учреждениям, укомплектованным специалистами со средним и высшим специальным образованием. Негосударственный сектор организации корпоративного досуга, культурных программ для организаций и частных лиц имеет более подвижную кадровую структуру, изменения которой определяются потребностью аудитории и ее финансовыми возможностями.
Вместе с тем, в образовательной системе социально-культурной деятельности задачи перехода на двухуровневую подготовку кадров высветили ряд серьезных проблем и противоречий.
Во-первых, проблема проявилась в определении границ специальности и объектов профессиональной деятельности выпускников. В содержании подготовки предстояло отразить задачи, поставленные в программном документе, разработанном Министерством культуры РФ и утвержденном Правительством РФ «Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 г. и план действий по их реализации» (2006). Среди важнейших задач в этом документе названо создание многофункциональных учреждений (социально-культурные центры, культурно-спортивные комплексы); создание передвижных систем обслуживания (автоклубы); разработка стандартов и критериев оценки качества оказания услуг в области культуры; обеспечения равных условий доступа различных групп граждан к услугам в области культуры, в том числе малообеспеченных групп населения России и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке; создание социокультурных условий развития личности.
Предыдущие ГОС ВПО лишь отчасти были ориентированы на эти задачи, что потребовало конкретизировать область применения выпускников и объекты их профессиональной деятельности.
В результате серьезного обсуждения и глубокой научной проработки, объектами профессиональной деятельности в соответствие с профилем подготовки бакалавров определены:
- системы управления государственными учреждениями и негосударственными организациями, общественными объединениями социально-культурной сферы;
- процессы менеджмента и маркетинга социально-культурной деятельности, рекреационных объектов и индустрии досуга;
- процессы творческо-производственной деятельности учреждений и организаций культуры;
- процессы художественного руководства деятельностью учреждений культуры;
- процессы продюсирования и постановки культурно-досуговых программ и других форм социально-культурной деятельности с применением художественно-образных, выразительных средств;
- технологии социально-культурного творчества и культурно-просветительной деятельности;
- процессы педагогического обеспечения организации детско-юношеского досуга, педагогического обеспечения массовой культурно-воспитательной работы с детьми, подростками и юношеством;
- процессы организации социально-культурной деятельности молодежи;
- процессы организации досуга взрослого населения, массовой культурно-просветительной работы;
- преподавание в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях.
Таким образом, удалось преодолеть понятийно-терминологическую разноголосицу относительно того, для какой сферы общественной практики осуществляется подготовка кадров. При этом мы стремились подчеркнуть, что социально-культурная деятельность сегодня оказалась принципиально шире сложившегося в советский период институционального подхода, сводившего всю культурно-воспитательную работу лишь к деятельности учреждений культуры. Сегодня этот подход подвергнут существенной корректировке, ибо социально-культурная деятельность стала реальным сегментом экономической деятельности негосударственных организаций, общественных объединений социально-культурной сферы. Не замечать этого сегодня нельзя. Следовательно, ориентируясь на новые объекты профессиональной деятельности, вузы культуры и искусств, через процесс подготовки выпускников соответствующего профиля, могут существенно расширить влияние государства и общества на все сегменты социально-культурной деятельности, поставить заслон безответственной, аморальной эксплуатации сферы досуга.
Важным шагом в уточнении объектов профессиональной деятельности выпускников стало четкое указание на возрастную специфику социальнокультурного воспитания детей, подростков, молодежи и взрослого населения. Не секрет, что сфера детско-юношеского досуга до сих пор является
«территорией», на монополизм в которой претендуют разные ведомства, и новый ФГОС ВПО справедливо расставляет акценты, подчеркивая приоритетную роль социально-культурной деятельности.
Во-вторых, проблема проявилась в необходимости реализации концепции интенсивного и интегрированного образования на основе компе-тентностного подхода. Разработка ФГОС ВПО постоянно осложнялась задачей сокращения времени обучения студента-бакалавра в вузе. Проблема состоит не только в том, чтобы в сжатые временные рамки «втиснуть» объем содержания, сходный по объему с тем, что получал студент, обучавшийся по пятилетней программе, но также и в необходимости интенсифицировать процесс «роста» и «созревания» выпускника. Переход количественных изменений (усвоенного материала) в качественные изменения, затрагивающих существо личности, ее профессиональную и творческую направленность осуществляется постепенно и объективно не может быть ускорен без создания соответствующих, экстраординарных условий. Таким образом, сокращенные параметры подготовки кадров на уровне бакалавриата меняют всю логику и методику вузовского образования, заставляют интенсифицировать процесс подготовки кадров, прежде всего за счет повышения его интеграционной составляющей. Методологи компе-тентностного подхода для достижения интеграции намечают два пути: первый - «через дополнение и развитие такого традиционного обязательного регламентирующего документа как учебный план», а второй - через логику «системного проектирования компетентностно-ориенти-рованной ООП ВПО, реализующей требования ФГОС ВПО», которая подсказывает необходимость включения в состав ООП ВПО новых интегрирующий программных документов для обеспечения ее достаточной целостности и целенаправленности.
В области социально-культурной деятельности предстоит создание методики разработки и оценки эффективности ООП ВПО, объединяющих традиционные рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программы учебных и производственных практик, с учетом приобретения всеми учебными курсами, предметами, дисциплинами (модулями), практиками и другой соответствующей компетентностной ориентации.
В-третьих, разработка третьего поколения ФГОС ВПО отчетливо высветила проблему отставания содержательного наполнения вузовского образования от потребностей практики.
Философия ФГОС ВПО, предложенная разработчикам Министерством образования РФ, наибо-
лее полно нашла отражение в компетентностном подходе. Речь идет, прежде всего, о построении компетентностной модели выпускника с квалификацией бакалавр и магистр по направлению социально-культурная деятельность, включении в новый ФГОС ВПО наряду с традиционными профилями подготовки профилей, которые отражают современные тенденции развития мировой индустрии досуга, социально-культурной анимации.
Сфера профессиональной деятельности этих специалистов в США именуется так - «сфера искусства, развлечений и отдыха» («Arts, Entertainment, and Recreation»), а в России - «социальнокультурная сфера», или шире - «сфера культуры».
Для решения задачи изменения и уточнения содержательного наполнения процесса вузовской подготовки бакалавров и магистров нами была разработана компетентностная модель, в которую наряду с общекультурными, вошли профессиональные компетенции, отражающие основные виды профессиональной деятельности (творческо-произ-водственная; организационно-управленческая; художественное руководство деятельностью учреждения культуры; научно-методическая; проектная; педагогическая). Полный перечень компетенций, вошедший в ФГОС ВПО, содержит 16 общекультурных и 29 профессиональных компетенций.
Таким образом, подготовленный к утверждению ФГОС ВПО бакалавриата и магистратуры по направлению «Социально-культурная деятельность» не только обнаруживает проблемные узлы развития специальности, но и дает им решение в определении границ специальности и объектов профессиональной деятельности выпускников, в формировании концепции интенсивного и интегрированного образования на основе компе-тентностного подхода, в преодолении отставания содержательного наполнения вузовского образования от потребностей практики.
* * *
SPECIFIC OF MANPOWER TRAINING FOR SOCIO-CULTURAL SPHERE ON BASIS OF NEW EDUCATIONAL STANDARDS OF THIRD GENERATION
E. I. Grigoryeva, N. N. Yaroshenko
This paper pays special attention to the features of manpower training for socio-cultural sphere on the basis of educational standards of the third generation.
Key words: manpower training, socio-cultural sphere, model, specialist training, bachelor, socio-cultural activity.
№ б (Gil), 2G1G