Научная статья на тему 'Специфика подготовки будущих педагогов к реализации управленческой деятельности на современном этапе развития педагогического менеджмента'

Специфика подготовки будущих педагогов к реализации управленческой деятельности на современном этапе развития педагогического менеджмента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ПЕДАГОГ-МЕНЕДЖЕР / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ГОТОВНОСТЬ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ / MANAGEMENT / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / STAGES OF FORMATION OF EDUCATION MANAGEMENT / FUTURE TEACHERS / HEAD OF EDUCATIONAL ORGANIZATION / TEACHER MANAGER / MANAGERIAL COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / READINESS FOR MANAGEMENT ACTIVITIES IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельниченко Оксана Игоревна

Статья посвящена изучению и сравнительной характеристики этапов становления педагогического менеджмента в отечественном образовательном пространстве. В статье осуществлен анализ основных тенденций развития педагогического менеджмента на современном этапе, требований к выпускнику педагогического вуза и руководителю образовательной организации, содержания и сущности управленческой компетентности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельниченко Оксана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF TRAINING FUTURE TEACHERS TO THE IMPLEMENTATION OF MANAGEMENT ACTIVITIES AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT

The article is devoted to the study and comparative characteristics of the stages of formation of pedagogical management in the domestic educational space. The article analyzes the main trends in the development of pedagogical management at the present stage, the requirements for a graduate of a pedagogical University and the head of an educational organization, the content and essence of the managerial competence of the teacher.

Текст научной работы на тему «Специфика подготовки будущих педагогов к реализации управленческой деятельности на современном этапе развития педагогического менеджмента»

Следует отметить большую подготовительную работу учителя как организатора ролевой игры, огромное желание ребят участвовать в такого рода деятельности. Соглашаясь с мнением М.В.Муриевой, что «игра, как прием обучения, являясь действенным инструментом управления процессом обучения, в нашем случае, деятельностью по овладению иноязычным общением, активизирует речевые поступки учащихся» [5, с. 157], добавим, что ролевая игра на базе текста будет способствовать более прочному запоминанию и усвоению иноязычного учебного материала.

Выводы. Особенностью РИ является возможность обучать школьников иностранному языку посредством активной и интересной для них деятельности. Как показала практика, контрольные и умеренно контрольные ролевые игры являются эффективным средством развития речемыслительной деятельности учащихся средней ступени, поскольку:

• формируют навыки иноязычной речи на основе ситуаций;

• стимулируют самостоятельные высказывания всех учеников, т.к. дают возможность проявлять речевую инициативу в соответствии с языковыми возможностями каждого из них;

• усиливают степень тренировки учащихся в усвоении грамматического структурного языкового материала.

• делают более прочным запоминание лексического материала.

Таким образом, понятие активизации речемыслительной деятельности включает в себя формирование процессов мышления, речи и общения, которые неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Мы убедились, что в процессе игры мыслительные процессы протекают быстрее, учебный материал усваивается прочнее и легче запоминается. РИ представляет собой не только эффективное средство развития диалогового общения, но и решает целый ряд педагогических задач.

Игровой вид деятельности на уроке английского языка способствует формированию культуры общения в легкой и непринужденной форме, стимулирует интерес учеников к познанию культуры народа-носителя изучаемого языка, развивая навыки межкультурной коммуникации. Все это делает РИ важным средством активизации речемыслительной деятельности при обучении английскому языку, поскольку она предоставляет возможность учащимся средней ступени более полно раскрыть свои лингвистические способности, являясь важным условием для развития творческого мышления.

Литература:

1. Ахмедова Г.М. Эффективность использования ролевых и деловых игр на уроках иностранного языка / Молодой ученый. 2016. № 10. С. 6-8.

2. Глаголева Р.И. Работа с текстом на уроке иностранного языка / Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 42-44.

3. Ефимова Р.Ю. Организационно-обучающие игры на уроке иностранного языка / Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. № 6. С. 58-64.

4. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. М.: Дрофа, - 2008. 421 с.

5. Муриева М.В. Игровые технологии в современном иноязычном обучении. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-9. С. 157.

6. Утепкалиева А.Ж. Расширение значения использования ролевых игр на уроках английского языка / Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13. С. 103-105.

Педагогика

УДК 371

аспирант Мельниченко Оксана Игоревна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация. Статья посвящена изучению и сравнительной характеристики этапов становления педагогического менеджмента в отечественном образовательном пространстве. В статье осуществлен анализ основных тенденций развития педагогического менеджмента на современном этапе, требований к выпускнику педагогического вуза и руководителю образовательной организации, содержания и сущности управленческой компетентности педагога.

Ключевые слова: менеджмент, педагогический менеджмент, этапы становления управления образования, будущие педагоги, руководитель образовательной организации, педагог-менеджер, управленческая деятельность, управленческая компетентность, компетентностный подход, готовность к управленческой деятельности в образовании.

Annotation. The article is devoted to the study and comparative characteristics of the stages of formation of pedagogical management in the domestic educational space. The article analyzes the main trends in the development of pedagogical management at the present stage, the requirements for a graduate of a pedagogical University and the head of an educational organization, the content and essence of the managerial competence of the teacher.

Keywords: management, pedagogical management, stages of formation of education management, future teachers, head of educational organization, teacher Manager, management, managerial competence, competence approach, readiness for management activities in education.

Введение. На современном этапе развития педагогической науки в терминологическом обиходе все чаще употребляется понятие педагогического менеджмента. Рассмотрение проблемы профессионального целенаправленного управления образовательными организациями позволяет говорить о том, что данная проблематика в течение продолжительного времени являлась предметом научных исследований и дискуссий.

Одной из важных проблем современного педагогического образования и повышения квалификации педагогов в системе дополнительного образования является проблема подготовки специалистов к реализации управленческой деятельности в образовании.

Определение оптимальных путей формирования данной готовности требует, по нашему мнению, тщательного изучения феномена управления в образовании; форм и методов формирования управленческой компетентности педагогов.

Концептуальные аспекты управления в образовании формировались параллельно историческим эпохам развития отечественного социума, отражая идеологические и ценностные основы мировоззрения общественной мысли. По нашему мнению, анализ сущности и особенностей процесса управления образовательной организацией в современных условиях целесообразно исследовать в контексте сравнительной характеристики этапов становления педагогического менеджмента, что позволит определить сущностные черты данного феномена.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является рассмотрение основных этапов становления управления в образовании, анализ сущности подготовки будущего педагога к реализации управленческой деятельности на современном этапе развития педагогического менеджмента и системы высшего профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе управление как процесс исследуется многими отраслями науки. Так, управление является одним из объектов изучения философии, психологии, экономики, педагогики, юриспруденции, социологии и других наук. Сравнительно недавно управление оформилось в самостоятельную научную область знаний. Молодой отраслью данной научной области является управление образования, под которым в рамках данного исследования будем понимать особый вид социального управления, поддерживающий целенаправленность и организованность учебно-воспитательных и инновационных процессов в системе образования.

Функционирующее согласно общим законам управления управление образования обладает собственной спецификой, обусловленной способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного учебно-воспитательного процесса.

История развития теории управления насчитывает более ста лет. В основе данной теории -интегрированные знания, имплицитные модели, сочетающие в себе традиции и новации в управлении.

Генезис управления образованием в широком смысле отмечен началом XX века. В истории становления и развития управления образования выделяют три основных периода:

1. Первый период - начало XX века - до начала 60-х;

2. Второй период - начало 60-х - до 1992 года;

3. Третий период - с 1992 года - по настоящее время [9].

В рамках первого периода учеными и педагогами-практиками реализовывался поиск эффективных форм педагогического влияния на деятельность коллектива средствами самоуправления. Однако в течение данного периода вопросы специальной образовательной подготовки будущих педагогов к управленческой деятельности еще не рассматривались. Концептуальной основой развития управления образования в данный период являлись труды А.С. Залужного, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской и А.С. Макаренко.

На протяжении второй половины ХХ века отечественное управление образования развивалось в контексте векторов развития партийной политики. Так, подготовка управленцев разных уровней осуществлялась исключительно в партийных школах.

В рамках данного периода внимание ученых было сконцентрировано на ученическом, студенческом самоуправлении и на социально активной личности педагога. В этот период методологические проблемы управления в образовании разрабатывались Н.М. Изосимовым, А.Г Кирпичевой, В.М. Коротовым, П.Т. Фроловым и другими учеными.

К концу второго периода понятие «управление» уже приобрело устойчивый контекст употребления в научном обороте. Однако специальных работ, посвященных подготовке педагога к управленческой деятельности, было все еще очень мало.

Публикации трудов в области теории управления породили существенные изменения, вызвавшие новый поворот в исследовании проблем подготовки педагогов, в частности, и к реализации управленческой деятельности в области образования. Так, второй период можно охарактеризовать актуализацией понятия «управление», реформированием системы высшего профессионального образования, а также появлением первых научных попыток разработки методологии формирования готовности будущих педагогов к управлению.

В последние десятилетия современная теория управления в образовательной среде существенно пополнилась, в частности - за счет знания теории менеджмента. Педагогический менеджмент как новое научное направление стало предметом научных исследований Ю.А. Конаржевского, Т.И. Шамовой, П.И. Третькова, В.А. Якунина и других ученых.

Развитие педагогического менеджмента на современном этапе связано с общими процессами и тенденциями модернизации образования.

Л.И. Берлим подчеркивает, «Становление информационного общества связано с разработкой новой парадигмы образования. В отличие от устаревшей «знаниевой», нацеленной на передачу определенной суммы знаний от одних членов общества другим, новая парадигма образования должна быть ориентирована на формулирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции» [2, с. 276].

Так, принятие компетентностного подхода как ведущего в контексте современной парадигмы образования обосновало пересмотр методологии управления образования и реформирования процесса профессиональной подготовки будущих педагогов, в частности - касательно аспектов формирования готовности к реализации управленческой деятельности [1].

В современных условиях актуальность приобретает проблема формирования управленческой компетентности будущих специалистов в области образования. В этой связи целесообразно уточнить сущность ведущих понятий теории компетентностного подхода - «компетенция» и «компетентность».

Принимая во внимание тот факт, что в отечественной педагогической науке существует определенная научная дискуссия относительно выявления сущности указанных понятий, в рамках данного исследования за основоположную примем точку зрения И.А. Зимней как одного из теоретиков компетентностного подхода.

Так, по ее мнению, компетенция представляет собой ресурс, а компетентность, в свою очередь, является реальным проявлением этого ресурса (компетенции) в деятельности, интегрированной характеристикой качеств личности, результатом подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях), ситуативной категорией, так как она выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях [7].

Рассмотрев сущность ключевых понятий компетентностного подхода, обратимся к изучению природы и содержания управленческой компетентности педагога, показателем высшего уровня которой является готовность к реализации управленческой деятельности. Актуальность формирования данного профессионально значимого качества обосновывается тем, что «качество управления в значительной степени определяется уровнем управленческой компетентности руководителей в сфере образования» [2, с. 279].

Теоретические основы управленческой компетентности обоснованы О.В. Виханским, А.И. Наумовым, Ф.А. Фатхутдиновым и другими исследователями в контексте изучения проблем мотивации профессиональной деятельности.

Л.И. Берлим под управленческой компетентностью понимает уровень владения специалистом «научно обоснованными средствами решения управленческих задач» [2, с. 279].

По мнению В.Р. Веснина, управленческая компетентность - это способность специалиста качественно и безошибочно выполнять свои функции в обычных и в экстремальных условиях. Исследователь среди основных видов управленческой компетентности выделяет:

- функциональную компетентность, характеризующуюся профессиональными знаниями и умениями их реализовать;

- интеллектуальную компетентность, подразумевающую наличие способности аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей;

- ситуативную компетентность, позволяющую действовать в соответствии с ситуацией [5].

Ядром структуры управленческой компетентности является, по мнению Л.И. Берлим, владение культуросообразными средствами выявления и решения управленческих проблем. Задачи проблемы формирования указанных средств решаются в рамках системы подготовки и повышения квалификации управленческих кадров образовательной отрасли [2].

Итак, на современном этапе в системе формирования готовности будущего педагога к профессиональной деятельности важным аспектом является формирование компонентов управленческой компетентности, в основе которой концепт «управление». Существуют различные интерпретации понятия «управление». В контексте современной теории управления данный термин рассматривается учеными с таких позиций:

- как деятельность (В.С. Лазарев, Г.Х. Попов, М.М. Поташник и др.);

- как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу (В.Г. Афанасьев, А.А. Орлов, Н.С. Сунцов и др.);

- как взаимодействие субъектов (В.Г. Афанасьев, В.И. Зверева, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.) [6].

Обобщая научные взгляды, В.А. Сластенин определяет термин «управление» как деятельность,

направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с данной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной организации [8].

Современные отечественные и зарубежные ученые выделяют два основных аспекта, определяя сущность понятия «управление»:

- функциональный (выделение и анализ управленческих функций), основывающийся на идеях школы «научного менеджмента»;

- личностный (выделение качеств личности управленца), основывающийся на идеях школы «человеческих отношений» [3].

Данные аспекты управленческой компетентности в современном образовании разрабатываются в рамках деятельностного и личностно-ориентированного подходов к подготовке будущих специалистов [4].

Выводы. Итак, одним из доминантных направлений современной образовательной политики является подготовка успешных руководителей многоуровневых образовательных организаций, эффективно реализующих задачи модернизации и оптимизации образования в условиях становления и развития информационного общества.

Результаты третьего периода развития педагогического менеджмента, ввиду обоснования компетентностного подхода в качестве основной методологии профессионального образования, проявились в изменениях требований к уровню подготовки педагогических кадров. Так, современный педагог, занимающий руководящую должность, должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент образования» или «Управление персоналом», стаж на педагогических должностях не менее 5 лет.

Подготовка специалистов по направлению «Менеджмент образования» реализуется на современном этапе как в государственных образовательных учреждениях, так и в негосударственных организациях образования. Содержание обучения по указанному направлению подготовки реализовывают учреждения и организации вузовского образования и послевузовской подготовки специалистов, представленные сегодня широкой сетью учреждений подготовки кадров по системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Таким образом, завершение третьего периода становления педагогического менеджмента и решения проблемы подготовки будущего педагога к управленческой деятельности на современном этапе характеризуется такими особенностями:

- реформированием системы высшего образования в соответствии с требованиями Болонских соглашений;

- наличием социального заказа на подготовку будущих педагогов к управлению;

- принятием новых ФГОС ВПО в сфере образования;

- значительным увеличением исследований в области подготовки педагогов к управленческой деятельности.

Литература:

1. Акулов О.В. Компетентностная модель современного педагога: учебно-методическое пособие / О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А. П. Тряпицына. - СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2009. - 158 с.

2. Берлим Л.И. Управленческая компетентность менеджера образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 53. - С. 276-281.

3. Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 1888 с.

4. Бычков Н.В. Теоретические подходы к пониманию управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №. - С. 59-71.

5. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пос. по кадровой работе / В. Р. Веснин. - М.: Юрист, 1998. - С. 57 - 59.

6. Демиденко О.П. Содержание управленческой деятельности в научно-педагогическом и психологическом контексте / О.П. Демиденко, С.С. Библина. - Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 5. - С. 322 - 328.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование России. - 2003. - № 4. - С. 34 - 42.

8. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

9. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 430 с.

Педагогика

УДК 811.161

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка Милованова Ольга Викторовна

Михайловская военная артиллерийская академия (г. Санкт-Петербург)

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. Текстообразующий подход используется во многих методиках преподавания РКИ. Использование текстов при обучении русскому языку как иностранному развивает навык владения иностранным языком.

Ключевые слова: текстообразующий подход, текстоведение, речеведение.

Annotation. Textforming approach is used in different methods of teaching Russian as foreign language. The usage of the texts develops skills in having a good command of a foreign language.

Keywords: textforming approach, text studing, speech studying.

Введение. Изучение иностранного языка сегодня становится необходимостью, вызванной процессом политической и экономической интеграции. Если человек владеет практическими навыками какого-либо иностранного языка, то это будет способствовать формированию его как личности, социальной адаптации к меняющимся условиям многоязычного мира. Текстообразующий подход используется во многих методиках преподавания РКИ. Изучаются художественные тексты, тексты рекламы, текстовые материалы современных учебников.

Изложение основного материала статьи. Обратимся к понятию «текст».Текст [1, 23]представляет собой событие и лингвистическое, и семиотическое, и коммуникативное, и культурологическое, и когнитивное; он требует ответного текста и дальнейших интерпретаций. Следует различать теорию текста в следующих аспектах [3, 52]:

- в узком смысле - это система теоретических допущений о сущности, признаках и свойствах текста, его типах, структуре, семантике (содержании) и речевой организации (форме), функциях, особенностях текстообразования и восприятия;

- в широком смысле - это интерпретация многоаспектных сведений о тексте как объекте изучения разных наук: психологии, философии, социологии, лингвистики, культурологии, истории и др.

Общая теория текста включает в себя [3, 43] понятия «лингвистика текста», «стилистика текста», «текстология»:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- лингвистика текста изучает правила построения связного текста и его категории;

- стилистика текста исследует структуру текста, композиционно-стилистические приемы, типологию текстов в зависимости от композиционно-стилистических особенностей;

- текстология (или текстоведение) занимается сопоставлением разных вариантов одного текста и проблемой авторства текстов.

Текстоведение является основой речеведения. Связано это с тем, что текст как форма коммуникации имеет речевую природу: текстоведение определяется как комплексная интегративная область знания и изучает то, как устроен текст, как он действует и образуется, каковы его закономерности.

Текст - сложное и многогранное явление: словесное произведение, существующее в единстве содержания (смысла) и речи, формирующей и выражающей это содержание. В тексте осуществляются все системные связи языковых единиц, проявляются их структурообразующие и выразительные возможности. Текст - это единство, в котором все взаимосвязано. Текст индивидуален: он всегда принадлежит определенному автору (языковой личности) во всем его разноообразии (поэтому важны национальный и культурный компоненты текста).

Текст культурологичен: содержание текста есть культурно-смысловое пространство, где взаимодействуют культурные парадигмы (зависит от автора). Текст есть единица культуры, т.е. текст погружен в культурное пространство эпохи, отражает особенности авторской личности, его знания, образ мира и др.Текст по своей природе диалогичен: погружение в диалог сознания и в диалог культур начинается именно с текста: текст связан с общением.

В области преподавания русского языка как иностранного текст уже не просто рассматривается как учебный материал, но и как учебная единица, играющая важную роль в языке. Использование текстов при обучении русскому языку как иностранному развивает навык владения иностранным языком. В работе с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.