Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПЕРФОРМАТИВОВ В ТЕКСТАХ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ: МАТЕРИАЛЫ К ФАКУЛЬТАТИВНОМУ ЗАНЯТИЮ'

СПЕЦИФИКА ПЕРФОРМАТИВОВ В ТЕКСТАХ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ: МАТЕРИАЛЫ К ФАКУЛЬТАТИВНОМУ ЗАНЯТИЮ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сакральные тексты / заговоры / детский фольклор / глагольные формы / слова / перформативы / речевые акты / народная культура / факультативные занятия / sacred texts / conspiracies / children's folklore / verb forms / words / performatives / speech acts / folk culture / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алферова Анна Константиновна

В статье рассмотрены перформативы как речевые акты, которые не описывают действительность, а сами по себе являются действиями. В рамках факультативного занятия «Слово и действие: реальное и воображаемое в сакральном тексте традиционной народной культуры» разработаны задания, позволяющие, вопервых, с помощью контекстуального и компонентного анализа определять особенности глагольной семантики, соотношение слова и действия в сакральных текстах, во-вторых, научиться опознавать данные глаголы среди других, в-третьих, определять значение и функции перформативов в заговорных текстах и в детском фольклоре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF PERFORMATIVES IN THE TEXTS OF TRADITIONAL FOLK CULTURE: MATERIALS FOR AN OPTIONAL LESSON

The article considers performatives as speech acts that do not describe reality, but are actions in themselves. As part of the optional lesson “Word and Action: real and imaginary in the sacred text of traditional folk culture”, tasks have been developed that allow, firstly, to understand the essence of the theory of performativity, secondly, to learn to identify these verbs among others, and thirdly, to determine the meaning of performatives in conspiracy texts and in children's folklore.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПЕРФОРМАТИВОВ В ТЕКСТАХ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ: МАТЕРИАЛЫ К ФАКУЛЬТАТИВНОМУ ЗАНЯТИЮ»

УДК 37.016:811.161.1'42

ГРНТИ 16.21.27

Код ВАК 5.8.2; 5.9.8

А. К. Алферова

Екатеринбург, Россия SPIN-код: 8662-6592

СПЕЦИФИКА ПЕРФОРМАТИВОВ В ТЕКСТАХ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ: МАТЕРИАЛЫ К ФАКУЛЬТАТИВНОМУ ЗАНЯТИЮ

АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены перформативы как речевые акты, которые не описывают действительность, а сами по себе являются действиями. В рамках факультативного занятия «Слово и действие: реальное и воображаемое в сакральном тексте традиционной народной культуры» разработаны задания, позволяющие, во-первых, с помощью контекстуального и компонентного анализа определять особенности глагольной семантики, соотношение слова и действия в сакральных текстах, во-вторых, научиться опознавать данные глаголы среди других, в-третьих, определять значение и функции пер-формативов в заговорных текстах и в детском фольклоре.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сакральные тексты; заговоры; детский фольклор; глагольные формы; слова; перформативы; речевые акты; народная культура; факультативные занятия

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Алферова Анна Константиновна, студентка Института филологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: anuta-alf@mail.ru

A. K. Alferova

Ekaterinburg, Russia

THE SPECIFICS OF PERFORMATIVES IN THE TEXTS OF TRADITIONAL FOLK CULTURE: MATERIALS FOR AN OPTIONAL LESSON

ABSTRACT. The article considers performatives as speech acts that do not describe reality, but are actions in themselves. As part of the optional lesson "Word and Action: real and imaginary in the sacred text of traditional folk culture", tasks have been developed that allow, firstly, to understand the essence of the theory of performativity, secondly, to learn to identify these verbs among others, and thirdly, to determine the meaning of performatives in conspiracy texts and in children's folklore.

KEYWORDS: sacred texts; conspiracies; children's folklore; verb forms; words; performatives; speech acts; folk culture; extracurricular activities

© Алферова А. К., 2023

ABOUT THE AUTHOR: Alferova Anna Konstantinovna, Student of Institute of Philology and Intercultural Communication, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia)

Изучение форм выражения категории перформативности в рамках сакральных текстов традиционной народной культуры, на наш взгляд, позволяет соединить лингвистическую теорию и анализ фольклорного материала, что и определяет актуальность данного полипарадигмального исследования лингвокуль-турных феноменов.

Важным представляется обращение к вопросам, «... связанным с особенностями содержания обучения в филологическом образовании, выбором технологий обучения в зависимости от возрастных возможностей, личностных достижений, актуальных проблем предметной области и в зависимости от специфики учебного предмета и содержания изучаемого учебного материала, от социокультурных условий осуществления образовательной деятельности» [Коновалова 2011: 194].

В языке существуют слова, а именно глаголы, которые сами по себе являются действиями. Таких случаев в языке довольно много, например: «требую», «иду», «беру», «говорю» и т. д. То есть действие называется и в то же время исполняется. Данное явление связывают с теорией перформативности. К проблеме категории перформативности, вписывающейся в русло лингвокультурологических исследований, неоднократно обращались многие ученые, а отдельные ее аспекты представлены в разной степени разработанности (см. подробней в: [Алферова 2022]). Для нашего исследования имеют значение выводы английского философа Джона Остина, который считается основоположником теории перформативности. Ученый утверждал, что перформатив (глагол «perform» - представлять, осуществлять - в сочетании с существительным «action» - действие) указывает на то, «что произнесение высказывания означает совершение действия»: говорю, заклинаю, иду, ступаю, кладу и др. [Остин 1999: 19]. Таким образом, «перформатив и перформативное высказывание не описывают действительность, а сами по себе являются действиями» [Алферова 2022].

Материалом для факультативного занятия послужили заговоры, при работе с которыми важно «... акцентировать внимание на рассмотрении проблемы соотношения слова и действия в заговоре, поскольку правомерно характеризовать заговор как прагматический коммуникативный акт, субъект которого с помо-

щью сакрального текста апеллирует к различным видам магии с целью достижения желаемого эффекта» [Коновалова 2013: 125], и тексты детского фольклора, показывающие связь слова и действия. Однако перформативы в заговорах выполняют функцию прямого воздействия на объект, а в детском фольклоре имеют воспитательный, защитный характер и выполняют экспрессивную функцию.

Для достижения желаемого результата исполнители, произнося сакральный текст, выполняли определенные ритуальные действия. «Многократное употребление перформативов в сакральных текстах обусловлено верой говорящего в реальность ирреального» [Алферова 2022].

Изучая глагол в школе, учащиеся не задумываются об особенности данной части речи: глаголы в форме первого лица единственного числа настоящего времени могут не только описывать окружающую действительность, но и сами по себе являться действием, поэтому важно познакомить их с этим явлением. Факультативное занятие «Слово и действие: реальное и воображаемое в сакральном тексте традиционной народной культуры» позволяет показать, как соотносится слово и действие в магико-ритуальных практиках русской лингвокультурной традиции. В ходе рассмотрения перформативов представим задания, которые помогут обучающимся анализировать значение глаголов разных лексико-семантических групп, научиться опознавать данные глаголы среди других. Рассмотрим подробнее грамматическое значение перформативов, а также значение так называемых воображаемых перформативов.

Представим задание, помогающее актуализировать компоненты семантической структуры глаголов, настолько автоматизированные в речевой деятельности, что учащиеся, как правило, над ними не задумываются.

Упражнение 1. Прочитайте два высказывания:

1) «Бабушка, я поздравляю тебя с днем рождения!»

2) «Подожди, я как раз сейчас поздравляю бабушку с днем рождения!»

В каждом из высказываний встречается глагол «поздравляю». Подумайте, одинаковую ли функцию он выполняет?

Рассуждаем с учениками над тем, что в первом случае говорящий, произнося глагол «поздравляю», одновременно совершает действие поздравления, а во втором - ситуация совершенно другая: говорящий лишь рассказывает о своих дей-

ствиях, описывает их, но не совершает их в данный момент. Таким образом, делаем вывод, что слово может не только описывать окружающую действительность, но и само по себе быть действием (как в первом случае).

Как уже говорилось ранее, в текстах традиционной народной культуры связь слова и действия визуализирована, прозрачна, что обусловлено верой говорящего в реальность ирреального. Поэтому предлагаем учащимся задания, которые познакомят их с особенностями сакрального текста, научат верно характеризовать сакральный текст и выделять его из других видов текста.

Упражнение 2. Из предложенных характеристик выберите те, которые являются подходящими для слова «сакральный».

Священный, обрядовый, повседневный, ритуальный, таинственный, магический, доступный, сверхъестественный, веселый.

Упражнение 3. Вставьте пропущенные слова, используя слова для справок.

В сакральных текстах для передачи культурно значимых

смыслов моделируются особые _, реальные

или воображаемые.

Сакральному тексту присуща своя логика, поскольку его цель -_на адресата. Сакральный текст имеет регламентированные традицией_и/или_произнесения, предписывающие исполнителю некоторые детали (интонация, жесты и т. д.)

Сакральный текст отличается суггестивностью, то есть он активно воздействует на_,_,_слушателя посредством образных, звуковых, символических, цветовых, ритмических, звуковых и т. д. ассоциаций [Коновалова 2007: 60-66].

Слова для справок: эмоции, воздействие, чувства, правила, типовые ситуации, воображение, условия.

В современном мире учащиеся редко сталкиваются с сакральным текстом или вообще не имеют представления о нем. Поэтому задание с выбором верных характеристик и задание на заполнение текстовых лакун помогут закрепить в сознании сущность сакрального текста (ср: Сакральный текст - это произносимый по особым правилам или в особых условиях суггестивный текст, символически насыщенный, обладающий относительно устойчивой структурой, которая отражает особенности мифологического мышления [Коновалова 2012]).

Для того чтобы проследить, как соотносится слово и действие в сакральном тексте, предлагаем обратиться к следующему типу заданий.

Упражнение 4.

А. Прочитайте тексты заговоров и найдите в них пер-формативы (глаголы, которые не описывают действие, а сами по себе являются действием).

* «Благословляю тебя на все пути дороженьки, чтобы тебе легко было служить. Спаси тебя, Господи, от несчастливой доли, от всех злых людей, от вихрины» (воинский заговор)1;

* «На первую ступеньку ступаю - мужа заступаю, на вторую ступеньку ступаю - свекра заступаю, на третью ступеньку ступаю - свекровку заступаю, на четвертую ступеньку ступаю -деверьев заступаю, на пятую ступеньку ступаю - золовок заступаю» (свадебный заговор) [РЗиЗ 1988];

* «Суседушко-батюшко, мы заходим с хлебом-солью, и ты заходи с нами. Обуй, одень, накорми!» (заговор на благополучие дома) [РЗиЗ 1988];

* «Клещ, клещ, я иду в лес, а ты под корень лезь» (заговор от укуса насекомых) [РЗиЗ 1988];

* «Солнце - в небе!

Соль - на хлебе,

Вишня - в саду,

А ты - на виду!

Как ни прячься -

Я найду,

Я уже иду!» (детский фольклор: считалка)2;

* «Обхожу я, раб божий, с когтем лева-зверя мое милое стадо, крестьянский живот. Как мои коровушки до сей поры боялись медведя, так теперь да боится медведь моих коровушек; а к этому моему слову небо и земля - ключ и замок; аминь» (оберег скота от медведя) [Ефименко 1877-1878: 167].

Б. Какое грамматическое значение выражают найденные вами глаголы (лицо, число, время)? У всех ли глаголов одинаковое грамматическое значение?

Задание хорошо тем, что заостряет внимание на грамматическом значении перформативов: в большинстве случаев перформатив, как отмечал Джон Остин, - это глагол в форме первого лица единственного числа настоящего времени. Однако

1 https://publicadomain.ru/russkie-narodnye-zagovory.

2 https://allforchildren.ru/kidfun/schitalki10.php.

в качестве перформатива встречаются и глаголы в форме первого лица множественного числа настоящего времени. Таким образом, приходим к выводу, что при произнесении сакрального текста может быть несколько исполнителей действия.

Упражнение 5. Прочитайте отрывок заговора. Как в данной ситуации соотносятся слово и действие?

Когда родится младенец, бабка обмывает его и кладет под образа, приговаривая: «Гоызу я загрызаю двенадцать грыж: грыжу пуповую, грыжу нутряную, грыжу сердцевую, грыжу шулят-ную»... (заговор на новорожденного) [Ефименко 1877-1878: 65].

У учащихся в процессе размышления возникнут затруднения, поэтому с помощью наводящих вопросов приводим их к верным выводам (ср: На самом ли деле заговаривающий субъект выполняет то действие, которое называет? Может быть, под словами «грызу» и «загрызаю» подразумевается другое действие? Предположите, какое?). Данное задание расширяет представления о перформативах: глаголом называется одно действие, а выполняется другое (ср: заговаривающий на самом деле не грызет грыжи, а вместо этого, предположим, дотрагивается до тех мест, где возможна грыжа).

Явлением, называющим действие, которое подразумевает его выполнение, но в итоге не выполняется заговаривающим субъектом, можно обозначить так называемые воображаемые перформативы: они выполняют функцию создания виртуального магического пространства.

Следующий тип задания поможет выяснить, как проявляется нетипичность плана выражения перформативов в текстах. Задания такого рода способствуют развитию текстовой компетенции учащихся, ср.: «Текстовая компетенция, казалось бы, само собой разумеющееся условие использования вербального кода, тем не менее, не является генетически заданной и формируется постепенно (выступая высшей точкой онтогенеза речевого развития). Подчиняясь закономерностям языкового строя языка и будучи функциональной репрезентацией разных уровней языковой способности, именно текстопорождение проявляет как стереотипизированность, так и уникальность личности говорящего (проекцию его образа мира в языковом выражении). В этой связи в практике вузовского и школьного преподавания представляется перспективным использование психолингвистических методик, основанных на стимуляции текстопорождающей

активности обучаемых и выполняющих одновременно функцию тренинга» [Гридина 2012: 19].

Упражнение 6. Заполните текстовые лакуны.

1) «_я, девица такая-то, из ворот в чисто поле, в Окианморе,_я, девица такая-то, на бел-горюч

камень Алатырь, <....>_своего полюбовного молодца

такого-то от злых недугов с принедугами, полунедугами.» (заговор красной девицы от недугов полюбовного молодца)1;

2) « _ тебе, хозяин батюшко, и

_тебя пожаловать к нам в новыя хоромы: там для

тебя и местечко тепленькое, и угощеньицо маленькое сделано» (заговор для призыва домового на новоселье) [РЗиЗ 1988];

3) «_я младенца в жару да в пару, Как идет из

каменки жар, из дымника пар, из сеней дым, так бы сходили с раба божия всякия скорби и болезни» (заговор на новорожденного)2;

4) Чтобы пчелы не улетали, надо сказать: «Стану я на восток и _ шум пчел. _я пчёлу роя и

_в улей. Не я тебя_, а чист месяц,

красно солнце и ясны звезды. Ты, пчела, роися у меня, раба божьего Афанасия. Замыкаю я тебе, матка, все пути-дороги, а ключи бросаю в Окиян-море. Будьте мои слова метки, крепки. Аминь» (промысловый заговор) [РЗиЗ 1988].

Сложность задания заключается в том, что по аналогии со словом «стану» учащиеся могут вставить глаголы в форме первого лица единственного числа будущего времени: услышу, возьму, посажу. Таким образом, контекст заговора без глаголов слышу, беру, сажаю не указывает на то, что в нем употребляются перформативы. Если посмотреть с другой стороны, то в оригинале текста заговора пропущенные глаголы как раз-таки указывают на то, что глагол стану можно считать перформативом. Несмотря на то, что данный глагол выступает в форме будущего времени (ГЗ), он обозначает действие одновременно с называнием этого действия (ЛЗ).

Представленные задания, положенные в основу изучения темы «Слово и действие: реальное и воображаемое в сакральном тексте традиционной народной культуры», направлены на понимание нюансов глагольной семантики, определение с помощью контекстуального и компонентного анализа соотношения

1 https://publicadomain.ru/russkie-narodnye-zagovory.

2 Там же.

слова и действия в сакральных текстах. Школьники начинают видеть различия между глаголами, описывающими действительность, и глаголами, которые сами по себе являются действиями. В процессе анализа перформативов учащимся становятся понятны назначение данных глаголов в текстах традиционной народной культуры, их специфика в заговорных текстах и в детском фольклоре.

Обращение к данной теме поможет углубить знания в области русского языка и применять эти знания на конкурсах, олимпиадах и научных конференциях различного уровня.

ЛИТЕРАТУРА

Алферова, А. К. Лексико-семантические группы перформативов в русских заговорах / А. К. Алферова // Linguistica Juvenis. - 2022. -№ 24. - С. 6-14. - EDN GYZRWR.

Алферова, А. К. Специфика перформативов в сакральных текстах / А. К. Алферова // Актуальные проблемы филологии : материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, Екатеринбург, 28 апреля 2022 года. Выпуск 25. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2022. - С. 5-12. -EDN ACLQUJ.

Алферова, А. К. Экспериментальное исследование восприятия перформативов в сакральном тексте / А. К. Алферова // Linguistica Juvenis. - 2023. - № 25. - С. 5-13. - EDN EGMSQM.

Беляева, Я. Д. Семантика неопределенного пространства и средства ее выражения в текстах русских заговоров / Я. Д. Беляева // Лингвокультурология. - 2021. - № 15. - С. 30-36. - EDN CWJPBF.

Гридина, Т. А. Методика завершения высказывания: стратегии текстопорождения / Т. А. Гридина // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - 2012. - № 10. - С. 18-34. - EDN PUOYZV.

Ефименко, П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / П. С. Ефименко. - М. : Тип. Ф. Б. Миллера, 1877-1878.

Козлова, А. В. Прагматика субъектно-объектной организации русских народных заговоров / А. В. Козлова // Актуальные проблемы филологии : материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, Екатеринбург, 28 апреля 2022 года. Выпуск 25. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2022. - С. 84-91. - EDN SRJBMI.

Козлова, А. В. Сакральное и профанное в субъектно-объектной организации русских народных заговоров / А. В. Козлова // Linguistica Juvenis. - 2021. - № 23. - С. 57-67. - EDN RYVNSO.

Коновалова, Н. И. Модель описания культурной семантики языковых единиц в словаре / Н. И. Коновалова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 11. - С. 18-20. - EDN QIKJAV.

Коновалова, Н. И. Прагматика русского заговора / Н. И. Коновалова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. - 2007. - № 1. - С. 60-66. - EDN RCAAFP.

Коновалова, Н. И. Психолингвистические основы методики обучения русскому языку / Н. И. Коновалова // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - 2011. - № 9. - С. 194-202. -EDN PYEBAZ.

Коновалова, Н. И. Суггестивность сакрального текста традиционной народной культуры / Н. И. Коновалова // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - 2013. - № 11. - С. 122-134. -EDN PYZVMG.

Остин, Дж. Как совершать действия при помощи слов / Дж. Остин ; пер. с англ. Л. Б. Макеевой, В. П. Руднева. - М. : Идея-Пресс ; Дом интеллектуальной книги, 1999. - С. 13-135.

Остин, Дж. Слово как действие / Дж. Остин // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. - М. : Прогресс, 1986. - С. 22-29.

РЗиЗ - Русские заговоры и заклинания: Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. / под ред. В. П. Аникина. - М. : Изд-во МГУ, 1998. - 480 с. - (Русский фольклор в новых записях).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.