Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧНОСТИ АВТОДОРОЖНЫХ ЛАНДШАФТОВ'

СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧНОСТИ АВТОДОРОЖНЫХ ЛАНДШАФТОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
66
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автотранспорт / автодорожные ландшафты / мониторинг / окружающая среда / шумовое загрязнение / motor transport / road landscapes / monitoring / environment / noise pollution

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Р. О. Калов, О. О. Дахова

Целью данной работы является исследование шумового загрязнения автодорожных ландшафтов, отрицательно влияющего на здоровье населения. Акустическое загрязнение ведет к ухудшению качества жизни человека, приводит к многим заболеваниям, а также страдает растительный и животный мир. Исследование шумового загрязнения проведено в городе-курорте Нальчик, столице Кабардино-Балкарской Республики. В данной статье используется метод полевых исследований и наблюдений, сравнительногеографический и картографический методы. Анализ результатов представлен в табличной форме, сравнение эквивалентного и максимального уровней звука представлено в виде диаграммы. Точки измерения нанесены на карту-схему г. Нальчика. Выявлены неблагоприятные участки автодорожных ландшафтов с незначительным превышением уровня шума. Наибольшие уровни шума отмечаются на магистралях общегородского значения, а относительно низкий уровень шума отмечается на автодорожных ландшафтах жилых улиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF ENVIRONMENTAL ASSESSMENT OF ROAD LANDSCAPES

The purpose of this paper is to study noise pollution of road landscapes that negatively affects the health of the population. Acoustic pollution leads to deterioration in the quality of life of the people, leading to many diseases, as well as of the flora and fauna. The study of noise pollution was carried out in the resort city of Nalchik, the capital of the Kabardino-Balkarian Republic. This article applies field research and observation method, comparative geographic and cartographic methods. The analysis of the results is presented in tabular form, a comparison of the equivalent and maximum sound levels is presented in the form of a diagram. The measurement points are shown on the map-diagram of Nalchik. Unfavorable sections of road landscapes with a slight excess of noise level were identified. The highest noise levels are observed on the highways of citywide importance, and relatively low noise levels are noted on the road landscapes of residential streets.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧНОСТИ АВТОДОРОЖНЫХ ЛАНДШАФТОВ»

УДК 504.054

DOI: 10.24412/1728-323X-2020-5-63-67

СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧНОСТИ АВТОДОРОЖНЫХ ЛАНДШАФТОВ

Р. О. Калов, доктор географических наук. Профессор кафедры экономики Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В. М. Кокова, calov.r@yandex.ru,

О. О. Дахова, кандидат географических наук, доцент кафедры географии, института химии и биологии Кабардино-Балкарского государственного университета им. X. М. Бербекова, dakhva@rambler.ru, Нальчик, Россия

Целью данной работы является исследование шумового загрязнения автодорожных ландшафтов, отрицательно влияющего на здоровье населения. Акустическое загрязнение ведет к ухудшению качества жизни человека, приводит к многим заболеваниям, а также страдает растительный и животный мир. Исследование шумового загрязнения проведено в городе-курорте Нальчик, столице Кабардино-Балкарской Республики. В данной статье используется метод полевых исследований и наблюдений, сравнительно-географический и картографический методы. Анализ результатов представлен в табличной форме, сравнение эквивалентного и максимального уровней звука представлено в виде диаграммы. Точки измерения нанесены на карту-схему г. Нальчика. Выявлены неблагоприятные участки автодорожных ландшафтов с незначительным превышением уровня шума. Наибольшие уровни шума отмечаются на магистралях общегородского значения, а относительно низкий уровень шума отмечается на автодорожных ландшафтах жилых улиц.

The purpose of this paper is to study noise pollution of road landscapes that negatively affects the health of the population. Acoustic pollution leads to deterioration in the quality of life of the people, leading to many diseases, as well as of the flora and fauna. The study of noise pollution was carried out in the resort city of Nalchik, the capital of the Kabardino-Balkarian Republic. This article applies field research and observation method, comparative geographic and cartographic methods. The analysis of the results is presented in tabular form, a comparison of the equivalent and maximum sound levels is presented in the form of a diagram. The measurement points are shown on the map-diagram of Nalchik. Unfavorable sections of road landscapes with a slight excess of noise level were identified. The highest noise levels are observed on the highways of citywide importance, and relatively low noise levels are noted on the road landscapes of residential streets.

Ключевые слова: автотранспорт, автодорожные ландшафты, мониторинг, окружающая среда, шумовое загрязнение.

Keywords: motor transport, road landscapes, monitoring, environment, noise pollution.

Введение. Неотъемлемой чертой развития человеческой цивилизации является рост численности городского населения. Городская среда испытывает интенсивную антропогенную нагрузку. Основной причиной высокой напряженности экологической обстановки является высокая насыщенность городских агломераций автотранспортом. Шум, вибрация, магнитные поля и другие физические воздействия относят к акустическому загрязнению. Объектом воздействия акустического загрязнения в первую очередь является человек и его здоровье.

Транспорт является не только источником выбросов вредных веществ, но и основным источником акустического загрязнения автодорожных ландшафтов. Негативные экологические последствия обычно не осознаются до тех пор, пока они не начинают мешать деятельности человека или влиять на его здоровье и жизнь [1].

Шум отрицательно влияет на окружающую природную среду и здоровье населения. Акустическое загрязнение ведет к ухудшению качества жизни населения. В больших городах шумовое загрязнение приводит к сокращению продолжительности жизни людей (8—12 лет), влияет на центральную нервную систему, вызывая головные боли, бессонницу, повышенное сердцебиение, повышение артериального давления, может стать причиной нервного истощения и психической угнетенности, вызывает болезненную реакцию, снижает трудоспособность. От чрезмерного шума страдает растительный и животный мир. В связи с этим исследование шумового загрязнения является актуальным.

Цель данной работы состоит в исследовании шумового загрязнения г. Нальчик.

Материалы и методы исследования. Город Нальчик — столица Кабардино-Балкарской Республики с населением около 250 тыс. жителей расположен в предгорьях Большого Кавказа на р. Нальчик (бассейн Терека). Географическая широта Нальчика — 43°29', географическая долгота — 43°37'. Город расположен в 1873 км к югу от Москвы [3—4].

Шумовая обстановка в Нальчике зависит от совокупного влияния целого ряда факторов, основными из которых являются: наличие разнообразных источников шума, который определяет количественные и качественные, пространственные

Рис. 1. Карта-схема мониторинговых точек наблюдения

и временные параметры шумового воздействия; архитектурно-планировочные особенности города — условия распространения шума по городской территории.

Высокое акустическое загрязнение создает уличное движение автодорожного транспорта в центре города и на основных городских ландшафтах, где автомобилям приходится тормозить и вновь разгоняться. Необходимо отметить, что уровень шума зависит и от количества автомобильного транспорта, их технического состояния и удаления домов от проезжей части улицы. Застройка улицы повышает уровень шума от транспорта за счет отражения звуковых волн от стен домов.

Основным источником акустического загрязнения в Нальчике является транспорт — автомобильный, железнодорожный, авиационный [5]. В силу своего широкого распространения и практически непрерывного характера воздействия основной вклад в шумовое загрязнение г орода вносит автомобильный транспорт. Нальчик характеризуется низкой долей грузовых автомобилей [6—7] и автобусов в общем составе транспортных средств. Город выделяется в лучшую сторону по сравнению промышленными центрами России.

В нашей стране и за рубежом за шумовую характеристику автомобиля принимается уровень звука (дБА), измеренный на расстоянии 7,5 м от оси движения автомобиля по автодороге. В последних исследованиях предлагается в качестве более надежного оценочного критерия применять

шумовую характеристику автомобиля (в режиме разгона) в уровнях звуковой мощности. Этот показатель является характеристикой самого источника звука, что дает ему преимущества в решении различных акустических задач [8].

Методика определения уровня звуковой нагрузки регламентирована и предполагает технический метод измерения. С помощью этого метода определена звуковая мощность различных марок автомобилей в условиях движения по городским улицам и дорогам.

Измерения уровней звукового д авления по измерительной поверхности проводились с помощью шумомера «Октава-101». Наиболее достоверным считали среднее значение измеряемой величины, уровня звукового давления или уровня звука (А). Среднее значение образуется как при усреднении нескольких результатов в достаточно малой путем увеличения числа измерений. Наблюдения и замеры проводились во время наиболее интенсивного движения автотранспорта (с 11.00 до 15.00 час) в период с мая по сентябрь.

Результаты и их обсуждение. В ходе наблюдения была определена этажность зданий, прилегающих к автодорожным ландшафтам. В основном в городских агломерациях лидируют 1—5-этажные, реже встречаются 9-этажные здания. Замеры акустического загрязнения проводились как в жилых районах, так и у магистралей общегородского значения.

Мониторинговые точки наблюдения были нанесены на карту-схему г. Нальчика (рис. 1).

На схему нанесены 13 мониторинговых точек. На пересечении улиц Кабардинская и Ашурова замеры проводились со стороны Кабардинской улицы, и со стороны улицы Ашурова (на схему нанесена одна мониторинговая точка). На пересечении улиц Кирова и Мальбахова замеры проводились, и с улицы Кирова, и с улицы Мальба-хова (на схему нанесена одна мониторинговая точка).

Измеренные уровни шумового загрязнения приведены в таблице 1.

На основании результатов измерения эквивалентного и максимального уровней звука была составлена диаграмма (рис. 2). Точки исследования соответствуют номеру адреса размещения точки измерения.

Из таблицы и диаграммы видно, что максимальный уровень звука наблюдается на пересечении улиц Кабардинская — Ашурова (79,2), Маль-бахова — Идарова (79,9), а минимальный на пересечении улиц пр. Ленина — Кешокова (65,4) и Пачева — Ногмова (67,4). Наибольший эквивалентный уровень звука наблюдается на пересечении улиц Кабардинская — Ашурова (78,4), а наименьший — на пересечении улиц Пачева — Ног-мова (57,5).

Предельно допустимый уровень шума устанавливают органы здравоохранения, которые согласуют и утверждают санитарные нормы и правила, предусматривают меры защиты от шума. Предельно допустимые уровни шума эквивалентно -го составляет 55 дБа, максимального — 70 дБа.

Таблица 1

Эквивалентный и максимальный уровни звука (2019 г.)

№ Адрес размещения точки измерения Результат измерения, дБа

Эквивалентный Максимальный

1 Пересечение улиц Кабардинская/Ашурова (Ашурова, д. 38) 61,3 78,1

2 Пересечение улиц Кабардинская/Ашурова (Кабардинская, д. 208) 78,4 79,2

3 Пересечение улиц Кирова/Кулиева (Кирова, 1В) 59,1 67,4

4 Пересечение улиц Кирова/Мальбахова (Мальбахова, д. 13) 68,3 78,2

5 Пересечение улиц Кирова/Мальбахова (Кирова, д. 331) 64,3 73,1

6 Пересечение улиц Мальбахова/Идарова (Мальбахова, д. 62) 68,5 79,9

7 Пересечение улиц Идарова/Кабардинская (Кабардинская, д. 168) 75,4 77,4

8 Пересечение улиц Осетинская/Шогенцукова (Шогенцукова, д. 44) 68,3 78,2

9 Пересечение улиц Шогенцукова/Толстого (Шогенцукова, д. 29а) 62,7 71,3

10 Пересечение улиц Кешокова/Кирова (Кешокова, д. 145) 66 77,3

11 Пересечение улиц Ленина/Кешокова (Ленина, д. 39) 63 65,4

12 Пересечение улиц Пачева/Ногмова (Ногмова, шк. № 5) 57,5 67,4

13 Пересечение улиц Калинина/Поперечная (Калинина, д. 121) 58,7 74,3

14 Пересечение улиц Шогенова/2-й Таманской дивизии (Шогенова, 2) 64,4 68,9

15 Ул. Эльбрусская, д. 19 62,6 78

Рис. 2. Динамика эквивалентного и максимального уровней звука (дБА)

Таким образом, наибольшие уровни шума отмечаются на магистралях общегородского значения, а относительно низкий уровень шума отмечается на автодорожных ландшафтах жилых улиц. В пределах городских агломераций отмечается, как правило, увеличение содержания в воздухе загрязнений по направлению от периферии к центру с некоторыми локальными аномалиями, вызванными особенностями локализации источников загрязнения, а также характером исполь-

зования земли (на озелененных пространствах уровень ниже).

Выводы. По исследованным улицам наблюдается превышение санитарных нормативов по уровню шума на территориях, расположенных в непосредственной близости от автотрасс, на 15— 20 дБА (в среднем для города нормальным шумом считается 55 дБА).

Мероприятия по организации движения, позволяющие снизить акустическое загрязнение транспортных потоков, проводятся по следующим направлениям:

— ограничение движения на участке автодорожных ландшафтов на определенное время;

— уменьшение удельного веса грузовых автомобилей в транспортном потоке городских агломераций;

— ограничение скорости движения автотранспортного потока;

— оптимизация светофорного регулирования.

В условиях плотной городской застройки в

центральной части городов эффективно ограничение въезда в эти районы наиболее шумных типов грузовых автомобилей. На транзитных участках городских дорог, проходящих по застроенной территории, эффективно ограничение скорости движения транспортного потока.

Библиографический список

Для уменьшения антропогенного загрязнения (как химического, так и физического) необходимо осуществить посадку зеленых насаждений. Плотная посадка зеленых насаждений и экранизирующие сооружения, расположенные вдоль магистралей, обладают свойством усиливать вертикальные воздушные течения. Это приводит к снижению в приземном слое воздуха, за этими сооружениями, шума и концентраций токсичных веществ, выбрасываемых с отходящими газами автомобилей. Кроме того, зеленые насаждения обладают свойствами осаждения и биологической переработки токсичных соединений, что усиливает их защитный эффект.

Наибольшим эффектом обладает многоярусная посадка древесно-кустарниковых насаждений в сочетании с открытыми пространствами (газонами). При такой структуре примагистраль-ного озеленения токсичные вещества, содержащиеся в воздухе, накапливаются в посадках, а также уносятся вертикальными воздушными течениями. Тем самым ограничивается их поступление в жилую застройку.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ. Грант № 19-010-00882.

1. Бочкарева Т. В. Экологический «Джин» урбанизации. — М.: «Мысль», 1988. — 274 с.

2. ГОСТ 23337—2014 Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий (с Поправкой), 2014 г.

3. Дахова О. О. Оценка качества атмосферного воздуха города Нальчик // Экология урбанизированных территорий. — Москва. — 2009. — № 3. — С. 29—33.

4. Дахова О. О. Исследование некоторых видов физического загрязнения городов // Материалы первой международной конференции «Молодежь в формировании инновационной экономики и переход к обществу знаний» (19—21 сентября 2012 г.), Россия, г. Нальчик, 2012. — С. 272—277.

5. Дахова О. О., Хучунаев Б. М., Куповых Г. В. Химическое и физическое загрязнение городских экосистем автотранспортом // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион, серия: Естественные науки. — № 4 (192), 2016. — С. 67—72.

6. Дахова О. О., Хучунаев Б. М., Мустафаева З. А., Куповых Г. В., Даов И. С. Экологические проблемы Кабардино-Балкарской Республики // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион, серия: Естественные науки. — № 4. — 2018. — С. 72—76.

7. Перекрест В. В. Опыт применения расчетного мониторинга для оценки загрязнения воздушной среды Нальчика техногенными выбросами // Геоэкология, Труды Высокогорного геофизического института. — СПб.: Гидрометео-издат, 2003. — С. 40—65.

8. Разумов В. В., Мадянов Н. Н., Сатышев А. В. Предварительная оценка интенсивности транспортных потоков на улицах г. Нальчика и их влияние на окружающую среду, 1998. — С. 16—27; ГОСТ 26213—91 Почвы. Методы определения органического вещества. — М.: Издательство стандартов, 1992. — 10 с.

SPECIFICITY OF ENVIRONMENTAL ASSESSMENT OF ROAD LANDSCAPES

R. О. Kalov, Ph. D. in Geography, Dr. Habil., Professor, Department of Economics, V. M. Kokov Kabardino-Balkarian State Agrarian University, calov.r@yandex.ru,

О. О. Dakhova, Ph. D. in Geography, Associate Professor, Department of Biology, geoecology and molecular genetic foundations of living systems, Institute of Chemistry and Biology, Kh. M. Berbekov Kabardino-Balkarian State University, dakhva@rambler.ru, Nalchik, Russia

References

1. Bochkareva T. V. Ekologicheskij "Dzhin" urbanizacii. Nauchnaya kniga: [Ecological "Gene" of urbanization. Scientific book]. Moscow, Mysl'. 1988. 274 p. [in Russian].

2. GOST 23337—2014 SHum. Metody izmereniya shuma na selitebnoj territorii i v pomeshcheniyah zhilyh i obshchestvennyh zdanij [Methods of noise measurement in the settlement area and in the premises of residential and public buildings]. 2014 [in Russian].

3. Dakhova O. O. Ocenka kachestva atmosfernogo vozduha goroda Nal'chik [Assessment of atmospheric air quality in the city of Nalchik]. Ekologiya urbanizirovannyh territorij. 2009. No. 3. P. 29—33 [in Russian].

4. Dakhova O. O. Issledovanie nekotoryh vidov fizicheskogo zagryazneniya gorodov [Study of some types of physical pollution of cities]. Materialy pervoj mezhdunarodnoj konferencii "Molodezh' v formirovanii innovacionnoj ekonomiki i perekhod k obsh-chestvu znanij" (19—21 sentyabrya 2012g.). Nal'chik, 2012. P. 272—277 [in Russian].

5. Dakhova O. O., Khuchunaev B. M., Kupovykh G. V. Himicheskoe i fizicheskoe zagryaznenie gorodskih ekosistem avtotrans-portom [Chemical and physical pollution of urban ecosystems by motor vehicles]. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij Severo-Kavkazskij region, seriya: Estestvennye nauki. 2016. No. 4 (192). P. 67—72 [in Russian].

6. Dakhova O. O., KhuchunaevB. M., Mustafaeva Z. A., Kupovykh G. V., Daov I. S. Ekologicheskie problemy Kabardino-Balkarskoj Respubliki [Environmental problems of the Kabardino-Balkarian Republic]. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij Severo-Kavkazskij region, seriya: Estestvennye nauki. 2018. No. 4. P. 72—76 [in Russian].

7. Perekrest V. V. Opyt primeneniya raschetnogo monitoringa dlya ocenki zagryazneniya vozdushnoj sredy Nal'chika tekhno-gennymi vybrosami [Experience in the application of design monitoring to assess the air pollution of Nalchik by man-made emissions]. Geoekologiya, Trudy Vysokogornogo geofizicheskogo instituta. S.-Peterburg, Gidrometeoizdat. 2003. P. 40—65 [in Russian].

8. Razumov V. V., Madyanov N. N., Satyshev A. V. Predvaritel'naya ocenka intensivnosti transportnyh potokov na ulicah g. Nal'chika i ih vliyanie na okruzhayushchuyu sredu [Preliminary assessment of the intensity of traffic flows on the streets of Nalchik and their impact on the environment]. Nalchik. 1998. P. 16—27 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.