Научная статья на тему 'Специфика отношений в диаде «Мать-маловесный ребенок»'

Специфика отношений в диаде «Мать-маловесный ребенок» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
703
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАДА / ОТНОШЕНИЕ / РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ / МАЛОВЕСНЫЕ ДЕТИ / РОЖЕНИЦЫ / DYAD / RELATION / PARENTAL INSTALLATIONS / LOW-BIRTH-WEIGHT BABY / WOMEN IN LABOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпенко А.А.

В статье освещаются особенности материнского поведения и отношения в диаде. Представлены результаты психологического исследования родительских установок и поведенческих реакций матерей по отношению к маловесным детям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карпенко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF RELATIONS IN THE DYAD "MOTHER-LOW-BIRTH-WEIGHT BABY

Features of maternal behavior and the relation in a dyad are covered in article. Results of psychological research of parental installations and reactions of mothers in relation to low-birth-weight children are presented.

Текст научной работы на тему «Специфика отношений в диаде «Мать-маловесный ребенок»»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

СПЕЦИФИКА ОТНОШЕНИЙ В ДИАДЕ «МАТЬ-МАЛОВЕСНЫЙ РЕБЕНОК»

А.А. Карпенко

В статье освещаются особенности материнского поведения и отношения в диаде. Представлены результаты психологического исследования родительских установок и поведенческих реакций матерей по отношению к маловесным детям. Ключевые слова: диада, отношение, родительские установки, маловесные дети, роженицы.

По данным ВОЗ преждевременные роды - частое явление и в последние годы их процент увеличивается. Технологический прогресс медицины увеличил процент выхаживания недоношенных детей с низкой и экстремально низкой массой тела при рождении. В нашей стране частота рождения маловесных детей составляет ежегодно более 6 %[7]. Основным критерием недоношенности является срок беременности на момент родоразрешения и масса тела ребенка при рождении. Дети, родившиеся до 38 недель беременности, считаются недоношенными. При весе от 500 г до 1000 г - такие дети считаются маловесными или рожденными с экстремально низкой массой тела (ЭНМТ). При массе тела от 1001г до 1500г - маловесные или дети с низкой массой тела (НМТ). Если вес ребенка от 1501 г до 2000 г или более 2000 г, то ребенок является недоношенным.

Способность дать жизнь здоровому малышу важна для формирования чувства собственного достоинства и самореализации женщины. Ребенок является подтверждением ее значимости как женщины и матери. В случае рождения недоношенного ребенка, особенно маловесного, мать сталкивается с большим количеством проблем.

В настоящее время в России увеличивается число семей, в которых ребенок не принимается родителями, в которых нарушены отношения в диаде «мать-дитя», определяющие эмоциональное благополучие всех членов семьи.

Материнство - это сложное психологическое явление, исследование которого активно ведется на протяжении нескольких десятилетий и продолжается по настоящее время отечественными и зарубежными специалистами. Это система отношений, которая традиционно проявляется в воспитании детей.

Одним из актуальных вопросов современности является психическая и физическая полноценность будущего поколения. В последние годы в России, несмотря на усилия, которые предпринимает наше государство в связи со сложной демографической ситуацией, сложившейся в нашей стране общая численность детского населения остается низкой и это ставит проблему выхаживания и ранней реабилитации маловесных детей в ряд важных национальных проблем.

Ситуация преждевременных родов и рождения маловесного ребенка является острейшей кризисной ситуацией в жизни женщины и требует своевременного оказания психологической помощи роженице в диаде «мать-маловесный ребенок».

Анализ литературы показал, что исследование проблем семей, имеющих маловесных детей, в нашей стране проводится сравнительно недавно. Работ, посвященных материнскому взаимоотношению с маловесным ребенком, крайне мало[4,5,6].

В России увеличивается число семей, находящихся в трудном положении по социальным и психологическим критериям, ухудшается здоровье женщин репродуктивного возраста, количество преждевременных родов увеличивается, родовой травматизм становится одной из главных причин детской инвалидности.

В современном обществе все более актуальной становится проблема выхаживания маловесных детей, психологическое принятие матерью ребенка на всех этапах реабилитации малыша. Перинатальная психология, успешно развивающаяся в последние десятилетия, разрабатывает и изучает эффективные методы оказания первичной психологической помощи и коррекции психосоматического состояния женщин в период беременности и после родов[1]. Проблемы материнского поведения и отношение к маловесному ребенку, таким образом, приобретают особую важность на фоне демографического кризиса в нашей стране.

В настоящее время существует три этапа выхаживания таких детей:

1 этап - ОРИТ (отделение реанимации и интенсивной терапии).

2 этап - ОВН (отделение выхаживания новорожденных).

3 этап - ДП или ДБ (детская поликлиника по месту жительства или детская больница).

На 2 этапе выхаживания матери с маловесными детьми могут находиться от нескольких дней до нескольких месяцев, в зависимости от тяжести состояния ребенка.

За время нахождения рожениц в ОВН им оказывается первичная психологическая помощь. Мать с ребенком выписывают лишь тогда, когда она сможет освоить особенности ухода за младенцем (ребенок сможет самостоятельно поддерживать температуру тела, обходиться без подачи кислорода при дыхании, общее соматическое состояние младенца будет удовлетворительным), наладить питание ребенка, установить оптимальные отношения в диаде «мать-дитя» [2,3].

Ситуация рождения маловесного ребенка является экзаменом на психологическую сплоченность для всей семьи. Если семья неблагополучная или мать является социально не адаптированной, то бывает очень тяжело наладить раннюю реабилитацию маловесного ребенка. Ведь семья выступает как необходимое условие гармоничного психического и личностного развития ребенка. А в условиях стационара мать является главным компонентом развития младенца. И здесь на первый план выходит психологическая поддержка рожениц (в плане формирования надежных и адекватных связей в диаде «мать-маловесный ребенок»). Психолог использует для этого все имеющиеся в наличии ресурсы. Поддержка и коррекци-онная помощь оказывается матерям, если:

- страдает личностный ресурс женщины: отсутствие эмпатии и открытости, принятия и поддержки малыша;

- эмоциональные переживания мамы ребенка представлены: отсутствием контроля над эмоциями, запретом на отрицательные эмоции, амимией или неадекватностью мимики;

- когнитивные возможности ограничены: низкий интеллект, отсутствии знаний о состоянии ребенка, уходе за ним, прогнозе последствий и осложнений у малыша;

- психологические особенности состояния женщин после родов проявляются: астенией, хронической усталостью, низкой стрессоустойчивостью, тревожно-депрессивным состоянием, соматическим нездоровьем.

На базе Перинатального Центра г.Воронежа работает служба психологической поддержки беременных и рожениц.

62

Вестник Брянского госуниверситета. 2015(3)

С 2013 по 2014 год в ОВН 2 этапа было проведено психологическое исследование женщин, родивших маловесных детей. Исследовались родительские установки и реакции рожениц, материнское поведение и особенности отношений в диаде.

В данном исследовании предполагается, что отношение матери к ребенку различается у женщин, родивших маловесных детей и женщин, родивших доношенных детей. В исследовании участвовали 2 группы женщин:

1группа - женщины с доношенными детьми, но соматически нездоровыми младенцами (70 человек), 2 группа - женщины с маловесными детьми (120 человек).

В исследовании по результатам методики ПАРИ, определяющей измерение родительских установок и реакций, обратила внимание на себя шкала:- отношение родителей к ребенку и подшкалы: -излишняя эмоциональная дистанция с ребенком; -излишняя концентрация на ребенке.

Для проверки статистической значимости использовались следующие критерии: биноминальный критерий m и критерий Фишера. После обработки данных по биноминальному критерию m получены результаты. Во 2 группе (120 чел.) достоверно больше выражены следующие характеристики: -раздражительность, вспыльчивость т-эмп= 74 чел.

m-кр = 70 (p=0,05) и 74 (p=0,01) -уклонение от контактов с ребенком

т-эмп= 75 чел.

m-кр = 70 (p=0,05) и 74 (p=0,01)

В 1 группе (70 чел.) достоверно больше выражены следующие характеристики: -чрезмерная забота, установление отношений зависимости

т-эмп= 49 чел.

m-кр = 43 (p=0,05) и 46 (p=0,01) -подавление агрессивности у ребёнка

m-эмп= 46 чел.

m-кр = 43 (p=0,05) и 46 (p=0,01) -чрезмерное вмешательство в мир ребенка

m-эмп= 47 чел.

m-кр = 43 (p=0,05) и 46 (p=0,01)

В 1 группе (70 чел.) достоверно меньше выражены следующие характеристики: -уклонение от контактов с ребенком m-эмп= 44 чел.

m-кр = 43 (p=0,05) и 46 (p=0,01)

Таким образом, можно сказать, что отношение у матери к ребенку различается по группам следующим образом: у матерей с маловесными детьми достоверно выше показатели по шкалам: раздражительность, вспыльчивость, уклонение от контактов с детьми.

У матерей с доношенными, но соматически нездоровыми младенцами достоверно выше показатели по шкалам: чрезмерная забота, вплоть до установления отношений зависимости, подавление агрессивности у детей, чрезмерного вмешательства в мир ребенка и достоверно ниже показатель по шкале уклонение от контактов с детьми.

В дальнейшем данные результаты были проверены по критерию Фишера и в результате сделаны следующие выводы. При одинаковых условиях нахождения в стационаре у женщин выявлены следующие различия в родительских установках и поведенческих реакциях. У матерей, имеющих маловесных детей это: раздражительность, вспыльчивость (ф*кр = 6,384 ), уклонение от контактов с детьми (ф*кр = 5,513).

Это позволяет прогнозировать возможные отклонения и оказывать первичную психологическую и психокоррекци-онную помощь на ранних этапах пребывания в стационаре женщинам-роженицам, имеющим маловесных детей. Так как, формирование устойчивых и надежных связей в диаде «мать-маловесный ребенок» формирует у ребенка базовое доверие к миру, позитивную картину самого себя и первые конструктивные модели взаимодействия, которые лежат в основе диади-ческих отношений с матерью.

Женщины с доношенными, но соматически нездоровыми детьми имеют следующие различия в родительских установках и реакциях: они чрезмерно заботливы, вплоть до установления отношений зависимости (ф*кр = 6,883), а также они стремятся к подавлению агрессивности у детей (ф*кр = 4,502), чрезмерно вмешиваются в мир ребенка (ф*кр = 5,573). Это позволяет отнести этих женщин в «группу риска», в части формирования надежных и адекватных связей в диаде «мать-ребенок», что требует своевременного вмешательства специалиста-психолога. Полученные результаты следует учитывать при оказании первичной психологической помощи матерям.

Результаты проведенного исследования позволяют наметить ориентиры для создания программы помощи матерям маловесных детей, в которой предусматривается работа по следующим направлениям: -повышение личностного ресурса матери; -стабилизация эмоционально-личностной сферы женщины; -снятие эмоционального напряжения; -коррекция внутреннего состояния матери;

-адекватная оценка психосоматического состояния ребенка и реальная оценка его возможностей.

Features of maternai behavior and the relation in a dyad are covered in article. Results of psychological research of parental installations and

reactions of mothers in relation to low-birth-weight children are presented.

Keywords: dyad, relation, parental installations, low-birth-weight baby, women in labor.

Список литературы

1. Абрамченко В.В. Перинатальная психология: теория, методология, опыт/В.В. Абрамченко, Н.П. Коваленко// СПб.:СПбГУ, 2001.-348с.

2. Карпенко А.А. Особенности психоэмоционального состояния женщин в период беременности/А.А. Карпенко, Л.С. Немых//Прикладные информационные аспекты медицины.-Воронеж:ВГМА им. Н.Н.Бурденко, 2014.-Вып.17, №1.-С.68-71.

3. Карпенко А.А. Особенности эмоциональных переживаний матерей маловесных детей/А.А. Карпенко// Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи: материалы 5 Междунар. науч.-практ. конф., т.1.-Краснодар, 2014.-С.39-41.

4. Луковцева З.В. Специфика эмоционально-коммуникативного развития недоношенного младенца и его привязанность к матери/З.В. Луковцева//Проблемы младенчества:нейропсихолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция от-клонений:материалы науч.-практ.конф./Институт коррекционной педагогики РАО.-М.:Полиграф сервис, 1999.-С.23-24.

5. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец:психологическое взаимодействие/Р.Ж. Мухамедрахимов.-СПб.:СПбГУ, 2003.-288с.

6. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе/Г.Г. Филиппова//Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва, т.2, вып.3. -М., 1996.-С.133.

7. Яцык Г.В. Выхаживание и ранняя реабилитация детей/Г.В. Яцык, Е.П. Бомбардирова, О.В. Тресорукова//Лечащий врач.-2007.-№7.-С.45-49.

Об авторе

Карпенко А.А. - медицинский психолог БУЗ ВО ВОКБ №1, соискатель кафедры коррекционной психологии и педагогики Воронежского государственного педагогического университета, perinatalpsiholog@yandex.ru

УДК 159.8

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ РАЗНЫХ ТИПОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Е.В. Кузнецова, Т.А. Павлова

В статье рассмотрено понятие психологической безопасности личности. Определены основные компоненты и критерии психологической безопасности личности подростков. Исследованы результаты диагностики старших подростков в различных типах учебных заведений, проведен анализ критериев психологической безопасности по эмоциональному компоненту личности.

Ключевые слова: психологическая безопасность личности, критерии психологической безопасности личности, эмоциональная сфера, старший подростковый возраст.

С каждым годом в стране и мире увеличивается количество кризисных, экстремальных ситуаций, которые затрагивают каждого человека. Растет число людей с психологическими проблемами, деструктивным поведением, алкогольной и наркотической зависимостью. В связи с этим безопасность личности человека становится одной из актуальных проблем психологической науки.

В 1995 году С.К. Рощин и В.А. Соснин вводят термин «психологическая безопасность», как «состояние общественного сознания, в котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан сегодня и дает им основания уверенности в будущем»[8].

В психологии появляется отдельное направление психология безопасности личности, которое изучает закономерности специфических психологических воздействий на личность и способы их адекватного отражения с целью сохранения целостности и стабильности конкретного человека.

В любые времена самой уязвимой категорией граждан являются дети и подростки, особенно дети-сироты, воспитанники интернатных учреждений, которые менее защищены, чаще подвержены различным видам насилия и имеют более слабое психическое здоровье.

Снижение уровня безопасности во всех социальных институтах, где находится ребенок, обусловило актуальность проблемы безопасности личности в педагогической психологии [2].

Психологическую безопасность личности в образовательной среде исследовали И.А. Баева, И.О. Воля, О.И. Ерёмина, О.Н. Истратова Т.И. Колесникова, Л.Д. Лебедева Н.А. Лызь, С.Ю. Малеева, С.Т. Посохова, О.В.Сучкова Е.Н. Чеснокова.

Психологическая безопасность личности трактуется учеными в зависимости от различных социально-психологических интерпретаций личности. Согласно им психологическая безопасность личности рассматривается как процесс, как свойство личности и как состояние.

Согласно концепциям Л.С. Выготского, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна психологическую безопасность можно рассматривать как процесс, возникающий при взаимодействии человека с социальной средой, который может меняться в зависимости от условий социальной среды и окружения.

В тоже время психологическая безопасность личности непосредственно связана с психическими свойствами и с психологическим здоровьем личности, она характеризуется защищенностью личности от деструктивных воздействий и внутренним ресурсом, противостоящим деструктивным воздействиям. В этом случае психологическая безопасность рассматривается как свойство личности [4].

Наиболее актуальным является подход к психологической безопасности как психическому состоянию личности, характеризующемуся переживанием личностью своей защищенности, умением правильно реагировать на возникающую опасность (И.А. Баева, П.И. Беляева). Человек, не имеющий психологической защищенности, способности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, не обладающий внутренним ресурсом сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиямтеряет возможность для своего эффективного функционирования [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.