_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-7-4 УДК 347.9
СПЕЦИФИКА ОТДЕЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Зеленская Л.А.
Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина
Аннотация. В статье исследованы актуальные вопросы сущности, процессуальных правил, сформулированных в соответствии с содержанием, а также гарантий реализации на практике отдельных принципов административного судопроизводства. Охарактеризована в целом система принципов, а также выявлена специфика сущности и содержания принципов состязательности, независимости суда в административном судопроизводстве в сравнении с аналогичными принципами иных цивилистических видов судопроизводств. Автором обосновано, что активная роль суда в административном судопроизводстве - это не отдельный самостоятельный принцип, а один из составляющих элементов содержания принципа судейского руководства процессом. В результате анализа содержания и гарантий реализации принципа независимости суда, который напрямую взаимосвязан с эффективностью осуществления судебной защиты, было высказано предложение о необходимости совершенствования существующих и закреплении дополнительных гарантий независимости суда, что обусловлено спецификой субъектного состава и рассматриваемых дел в порядке административного судопроизводства.
Ключевые слова: принципы, административное судопроизводство, состязательность, активная роль суда, независимость судей.
SPECIFICITY OF INDIVIDUAL PRINCIPLES OF ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS
Ludmila A. Zelenskaya
Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin
Abstract. The article examines current issues of essence, procedural rules formulated in accordance with the content, as well as guarantees for the implementation in practice of certain principles of administrative proceedings. The system of principles is characterized as a whole, and the specificity of the essence and content of the principles of adversarial law and judicial independence in administrative proceedings is revealed in comparison with similar principles of other civil law types of proceedings. The author substantiates that the active role of the court in administrative proceedings is not a separate independent principle, but one of the constituent elements of the content of the principle of judicial management of the process. Based on an analysis of the specifics of the subject composition and the cases being considered in administrative proceedings, a proposal was made on the need to improve existing ones and secure additional guarantees of judicial independence, which is necessary in order to ensure the effectiveness of judicial protection.
Keywords: principles, administrative proceedings, competition, active role of the court, independence of judges.
Введение. Административное судопроизводство, по своей юридической природе, относится к цивилистическому типу процесса. Именно единство системы принципов (изначально заложенных первооснов, идей) выступает как один из основных критериев, позволяющих объединять и рассматривать различные виды судопроизводства (гражданское, арбитражное, административное) в рамках одного типа процесса.
Актуальность исследования принципов имеет как теоретическое, так и сугубо практическое значение, поскольку система принципов традиционно выделяется как один из дополнительных критериев индивидуализации отрасли права, а для
практики в большей степени значимым представляется именно правильное уяснение сущности принципа, в соответствии с которой законодатель сформулировал процессуальную норму, что, в свою очередь, позволяет правильно произвести толкование и применение законодательно закрепленного правила совершения процессуального действия, а в отсутствие такого правила, суд может применить аналогию права, исходя из общих начал и принципов соответствующей отрасли.
Характеристика каждого принципа в отдельности включает обязательное уяснение его содержания, процессуальных правил, которые должны
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
строго соответствовать содержанию и сущности принципа, а также гарантий реализации принципа на практике.
Во всех цивилистических типах процесса состав принципов и их сущность в целом одинаковы. Специфика принципов в различных видах судопроизводства, относящихся к одному типу процесса, может проявляться в том, что в отдельных принципах процессуальные правила, сформулированные исходя из содержания, а также гарантии реализации принципа на практике могут отличаться.
Обсуждение. Результаты. В ст. 6 КАС РФ закреплен перечень принципов административного судопроизводства. Состав принципов, который указан в перечне, не является исчерпывающим, поскольку из содержания процессуальных норм можно сделать вывод, что наряду с обозначенными в ст.6 КАС РФ, в административном судопроизводстве также действуют и иные принципы, например, диспозитивности, сочетания единоличного и коллегиального в рассмотрении и разрешении дел, осуществление правосудия по административным делам только судом, язык судопроизводства и иные.
Ряд принципов (например, принципы равенства, законности, разумного срока, непосредственности, равноправия) практически полностью совпадают во всех цивилистических видах судопроизводства (КАС РФ, АПК РФ, ГПК РФ) как по сущности, содержанию, правилам совершения процессуальных действий, так и гарантиям реализации на практике. Отдельные принципы в административном судопроизводстве обладают определённой спецификой, что отражено в целом ряде процессуальных правил.
Сущность принципа состязательности во всех цивилистических видах судопроизводства состоит в обеспечении возможности отстаивать собственную позицию, убеждать суд в своей правоте посредством представления доказательств и участия в их исследовании, высказывать собственное мнение по всем возникающим вопросам в целях защиты нарушенного (оспариваемого) права. Участие в состязательном процессе предполагает также исполнение закрепленных процессуальных обязанностей.
Специфика принципа состязательности в административном судопроизводстве отражена в отдельных процессуальных правилах и проявляется, например, в перераспределении бремени доказывания, увеличении активной роли суда при осуществлении правосудия (например, самостоятельное истребование судом доказательств без ходатайства сторон), возможности признать обязательной явку в судебное заседание лица с властными полномочиями, в коллегиальном рассмотрении по первой инстанции наиболее общественно значимых дел и иных.
В научной литературе акцентируется внимание на активной роли суда в состязательном процес-
се при исследовании сущности состязательности в административном судопроизводстве в отличие от гражданского и арбитражного судопроизводства.
Роль суда в состязательном процессе в административном судопроизводстве особо подчеркивается законодателем и в самом названии принципа в п. 7 ст. 6 КАС РФ - состязательность и равноправие сторон при активной роли суда.
Исследуя роль суда в состязательном процессе, некоторые авторы высказывают мнение о самостоятельности принципа активной роли суда в административном судопроизводстве [1, с. 84; 2, с. 10]. Полагаем, что активная роль суда в административном судопроизводстве призвана именно обеспечить состязательность, по своей сущности не является самостоятельным принципом, а представляется одним из составляющих элементов содержания принципа судейского руководства процессом, который значительно отличается по содержанию, предусмотренным процессуальным правилам совершения процессуальных действий, а также полномочиям суда, что обусловлено правовой природой и спецификой рассматриваемых дел в административном судопроизводстве.
Реализация принципа состязательности обеспечивается как традиционно закрепляемыми гарантиями, например, процессуальным равноправием сторон, так и определенными гарантиями, предусмотренными правилами административного судопроизводства - правилом об обязательном использовании услуг профессионального представителя в процессе, обязанностями суда по обеспечению состязательного процесса. Активная роль суда обеспечивает реализацию принципа состязательности, способствует достижению и обеспечению определённого баланса интересов сторон в процессе, что находит отражение во многих процессуальных правилах административного судопроизводства.
Активная роль суда проявляется не только при реализации принципа состязательности. Специфика диспозитивных начал, традиционно присущих всем цивилистическим видам судопроизводства, в административном судопроизводстве состоит в усиленном контроле суда за возможностью выбирать вариант поведения лицами, участвующими в деле: истребование доказательств по своей инициативе возможно как в суде первой, так и апелляционной инстанции, (ч. 1 ст. 63, ч. 1 ст. 306 КАС РФ); по отдельным категориям административных дел суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении (ч. 7 ст. 213 КАС РФ), а также осуществляет пересмотр дела в полном объеме в апелляции (ч. 1 ст. 308 КАС РФ).
Руководство процессом и активная роль суда возможны только при условии, что суд осуществляет свои полномочия независимо.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Содержание и гарантии реализации на практике принципа независимости суда, в целом, совпадают во всех цивилистических типах процесса, сущность которого заключается в том, что судьи при осуществлении правосудия по административным делам должны оставаться независимы, подчиняясь Конституции РФ и федеральным законам.
Отдельные авторы при характеристике анализируемого принципа акцентируют внимание на том, что сущность независимости суда заключается в создании необходимых условий, которые обеспечат возможность свободной оценки безотносительно к каким-либо интересам и влияниям по ряду вопросов - установление судом обстоятельств дела, квалификация спорных правоотношений, совокупность собранных доказательств [1, с. 85].
Следует подчеркнуть, что одним из основных критериев эффективности судебной защиты при реализации задач административного судопроизводства представляется именно обеспечение независимости суда при осуществлении правосудия по административным делам, что отмечается многими авторами в процессуальной науке
[3].
В порядке административного судопроизводства рассматриваются и разрешаются дела, в которых всегда хотя бы одна из сторон наделена властными полномочиями и реализует властные полномочия в материальном правоотношении. В гражданском и арбитражном процессах, как правило, в большинстве случаев рассматриваются дела с участием равноправных участников материальных правоотношений (признак равенства субъектов правоотношения), у каждого из которых есть автономия воли. Сам факт участия органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица в процессе не может не оказывать определённое воздействие на судью, и, в первую очередь, на независимость суда.
Гарантии независимости суда (социально-экономические, политические, процессуальные) вне зависимости от вида судопроизводства, практически идентичны, так, например, одна из предусмотренных гарантий реализации принципа независимости - правила о внепроцессуаль-ных обращениях к суду (ч. 4 ст. 8 ГПК РФ, ч. 2.1 ст. 5 АПК РФ, ч. 4 ст. 7 КАС РФ), законодательное закрепление обозначенного правила в административном судопроизводстве, как предполагается, должно позволить на практике исключить негативные последствия возможного воздействия на суд со стороны лиц, наделенных властными полномочиями.
В отличие от гражданского и арбитражного судо-производств, специфика правовой природы административных дел и субъектного состава материального правоотношения, из которого возникает дело в административном судопроизводстве, в силу указанных объективных признаков,
должны предполагать наличие дополнительных гарантий независимости суда, необходимость наличия которых обсуждалась в научном сообществе ещё до принятия КАС РФ [2, с. 10].
Расширение системы гарантий принципа независимости судей может происходить посредством изменения территориальной подсудности, в основу которой заложено административно-территориальное деление.
Идея создания специализированных административных судов, изначально активно обсуждавшаяся одновременно в разработкой соответствующего кодекса, так и не нашла воплощения. Предполагалось, что юрисдикция вновь созданных административных судов не должна совпадать с административно-территориальным делением.
На сегодняшний день самым реальным и практически реализуемым предложением может стать именно изменение правил территориальной подсудности. Основная цель предлагаемых изменений - исключить возможность рассмотрения и разрешения административного дела в суде, юрисдикция которого совпадает с административно-территориальной единицей, в которой реализуются (осуществляются) властные полномочия органа (должностного лица), издавшего оспариваемый акт (нормативный или ненормативный), что, в свою очередь, уменьшит возможность вмешательства и оказания воздействия на суд со стороны более «сильной» стороны процесса - субъекта, наделенного властными полномочиями, и, в итоге, будет способствовать укреплению самостоятельности и независимости судебной власти.
Предлагаемые изменения в силу объективных обстоятельств возможны только в отношении двух звеньев судебной системы - районные суды и суды субъектов, которые в соответствии с родовой подсудностью вправе рассматривать и разрешать дела по первой инстанции. Важно указать и на одно из неблагоприятных последствий закрепления предложенных правил - территориальная отдаленность суда для всех участников процесса, что, соответственно, повлияет на обеспечение возможности личного непосредственного общения с судом как в стадии подготовки, так и в судебном разбирательстве. Полагаем, что обозначенная проблема определенным образом может быть решена, например, путем обеспечения возможности участия в судебном заседании посредством использования современных технологий - видеоконфе-ренц-связь, веб-конференция.
Заключение. Совокупность принципов каждой отдельной отрасли права образует систему, элементы которой всегда тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В административном судопроизводстве в системе принципов особое место занимают именно основополагающие идеи, в соответствии с которыми регулируется процессуальная деятельность суда, поскольку именно
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
на суд возлагается обязанность как по обеспечению реализации иных принципов, так и, в целом, обеспечение защиты прав и свобод так называемой «слабой» стороны процесса.
В отличие от других цивилистических видов су-допроизводств, в административном судопроиз-
водстве посредством закрепления отдельных процессуальных правил должна быть обеспечена в полной мере возможность активной роли суда в состязательном процессе, именно поэтому следует предусмотреть дополнительные гарантии реализации принципа независимости суда.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Деменкова Н.Г. О законодательном закреплении принципов современного административного судопроизводства / Н.Г. Деменкова, М.С. Игнатова, А.В. Минбалеев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2015. Т. 15. № 4. С. 83-89.
2. Шилова Е.А. Принципы административного судопроизводства : автореферат дис. ... кандидата юридических наук: l2.00.14 / Шилова Елена Анатольевна; [Место защиты: Рос. акад. правосудия]. М., 2012. 26 с.
3. Балашов А.Н. Принцип независимости судей и осуществление правосудия только судом как гарантия законности в административном судопроизводстве / А.Н. Балашов // Актуальные проблемы государства и права. 2017. Т. 1. № 3/4. С. 66-77.
References:
1. Demenkova N.G. On the legislative consolidation of the principles of modern administrative proceedings / N.G. Demenkova, M.S. Ignatova, A.V. Minbaleev // Bulletin of SUSU. The series «Law». 2015. Vol. 15. № 4. P. 83-89.
2. Shilova E.A. Principles of administrative proceedings : abstract of the dis. ... of candidate of legal sciences : 12.00.14 / Shilova Elena Anatolyevna; [Place of defense: Russian Academy of Sciences. justice]. M., 2012. 26 p.
3. Balashov A.N. The principle of independence of judges and the administration of justice only by the court as a guarantee of legality in administrative proceedings / A.N. Balashov // Actual problems of the state and law. 2017. Vol. 1. № 3/4. P. 66-77.
Информация об авторе
Зеленская Людмила Анатольевна
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры гражданского процесса, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, Краснодар ОЯСЮ 0009-0003-6507-0608 [email protected]
Ludmila A. Zelenskaya
Candidate of Legal Sciences,
Associate Professor,
Associate Professor
of the Department of Civil Procedure,
Kuban State Agrarian University
named after I.T. Trubilin, Krasnodar