Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОТЧЕТОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СПЕЦИФИКА ОТЧЕТОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / конкурентоспособность / организация высшего образования / безопасность устойчивого развития / публичная нефинансовая отчетность / sustainable development / competitiveness / organization of higher education / security of sustainable development / public non-financial reporting

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чучкалова Елена Ивисстальевна, Логинова Светлана Леонидовна

Под устойчивым развитием принято понимать систему специальных мер, предпринимаемых с целью удовлетворения потребностей текущего поколения, обеспечения экономического и социального прогресса, с условием сохранения окружающей среды и ресурсов без ущерба для общества на перспективу. Высшее образование является ключевым фактором устойчивого развития организаций, экономики и государства в целом. Являясь элементами государственного сектора, высшие учебные заведения подвержены вниманию со стороны других участников системы — предпринимателей, государства, населения, которые закономерно ожидают от вузов высокий уровень раскрытия экономической, социальной и экологической информации. В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития применительно к организациям высшего образования в контексте двух парадигм: первая — выполнение ими основных образовательно-воспитательных функций в профессиональном становлении обучающихся и научно-исследовательских разработок по заказу государства, регионов, бизнеса. Вторая — создание позитивного, современного имиджа для обеспечения конкурентных преимуществ в борьбе за привлечение представителей бизнеса, других стейкхолдров с целью долгосрочных партнерских отношений. Актуальность исследования связана с принятием обязательств по внедрению отчетов устойчивого развития в академическую систему российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чучкалова Елена Ивисстальевна, Логинова Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT REPORTS HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS

Sustainable development is generally understood as a system of special measures taken to meet the needs of the current generation, ensure economic and social progress, with the condition of preserving the environment and resources without prejudice to society in the future. Higher education is a key factor in the sustainable development of organizations, the economy and the state as a whole. As elements of the public sector, higher education institutions are subject to the attention of other participants in the system — entrepreneurs, the state, the population, who naturally expect from universities a high level of disclosure of economic, social and environmental information. The article examines the issues of sustainable development in relation to higher education organizations in the context of two paradigms: the first is the fulfillment of their basic educational and educational functions in the professional development of students and research projects commissioned by the state, regions, and business. The second is to create a positive, modern image to ensure competitive advantages in the struggle to attract business representatives and other stakeholders for the purpose of long — term partnerships. The relevance of the study is related to the commitment to introduce sustainable development reports into the academic system of Russian education.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОТЧЕТОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.4:502.131.1 DOI 10.14258/epb202448

СПЕЦИФИКА ОТЧЕТОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. И. Чучкалова, С. Л. Логинова

Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург, Россия)

Под устойчивым развитием принято понимать систему специальных мер, предпринимаемых с целью удовлетворения потребностей текущего поколения, обеспечения экономического и социального прогресса, с условием сохранения окружающей среды и ресурсов без ущерба для общества на перспективу. Высшее образование является ключевым фактором устойчивого развития организаций, экономики и государства в целом. Являясь элементами государственного сектора, высшие учебные заведения подвержены вниманию со стороны других участников системы — предпринимателей, государства, населения, которые закономерно ожидают от вузов высокий уровень раскрытия экономической, социальной и экологической информации. В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития применительно к организациям высшего образования в контексте двух парадигм: первая — выполнение ими основных образовательно-воспитательных функций в профессиональном становлении обучающихся и научно-исследовательских разработок по заказу государства, регионов, бизнеса. Вторая — создание позитивного, современного имиджа для обеспечения конкурентных преимуществ в борьбе за привлечение представителей бизнеса, других стейкхолдров с целью долгосрочных партнерских отношений. Актуальность исследования связана с принятием обязательств по внедрению отчетов устойчивого развития в академическую систему российского образования.

Ключевые слова: устойчивое развитие, конкурентоспособность, организация высшего образования, безопасность устойчивого развития, публичная нефинансовая отчетность.

THE SPECIFICS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT REPORTS HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS

E. I. Chuchkalova, S. L. Loginova

Russian State Professional Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia)

Sustainable development is generally understood as a system of special measures taken to meet the needs of the current generation, ensure economic and social progress, with the condition of preserving the environment and resources without prejudice to society in the future. Higher education is a key factor in the sustainable development of organizations, the economy and the state as a whole. As elements of the public sector, higher education institutions are subject to the attention of other participants in the system — entrepreneurs, the state, the population, who naturally expect from universities a high level of disclosure of economic, social and environmental information. The article examines the issues of sustainable development in relation to higher education organizations in the context of two paradigms: the first is the fulfillment of their basic educational and educational functions in the professional development of students and research projects commissioned by the state, regions, and business. The second is to create a positive, modern image to ensure competitive advantages in the struggle to attract business representatives and other stakeholders for the purpose of long — term partnerships. The relevance of the study is related to the commitment to introduce sustainable development reports into the academic system of Russian education.

Keywords: sustainable development, competitiveness, organization of higher education, security of sustainable development, public non-financial reporting.

Понятие устойчивого развития как новой парадигмы человечества впервые появилось в 1987 г. в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию ООН. В 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята концепция устойчивого развития.

С тех пор вопросы устойчивого развития составляют стабильный долгосрочный тренд в работах исследователей всего мира. Среди зарубежных ученых, внесших значительный вклад в изучение экологических и социальных аспектов экономи-

ческих систем, а также методологии устойчивого развития, следует назвать X. Дейли, Д. Х. Медо-уз и Д. Л. Медоуза, К. Холдинга, Дж. Форрестера, А. Эндерса, Ф. Кюдланда, Э. Прескотта, Р. Харрода и И. Шумпетера. Российские ученые также активно представляют собственные разработки сущности, концепции, методики оценки устойчивого развития. По масштабам изучаемых объектов устойчивого развития работы отечественных исследователей можно разделить на две группы — макроэкономический уровень и уровень хозяйствующего субъекта (рис. 1).

Макро уровень

Уровень хозяйствующих субъектов

Бобылев С.Н.

Описано использование целостного макроэкономического подхода к анализу эколого-экономического развития [1]

Голованов Е.Б.

Разработан методический подход к оценке устойчивого развития региональной экономики, учитывающий влияние трех подсистем: экономической, экологической и социальной [3]

Аниашов Ю.П.

Сформулированы ориентиры устойчивого развития производства, позволяющие сохранить конкурентоспособность предприятия в долгосрочном периоде [2]

Благов Ю.Е.

Представлен критический обзор исследовательских подходов, определивших формирование синтетической концепции корпоративной социальной деятельности и концепций заинтересованных сторон, корпоративной устойчивости и корпоративного гражданства [4]

Даннлов-Датыьян В.И. Представлена разработка проблем системного анализа социально-экономических и эколого-экономических процессов, методологии устойчивого развития [5] Тульчинсшш Г.Л. Системно осмысляется отечественный опыт реализации корпоративной социальной ответственности; развития социальных инвестиций и социального партнерства [6]

Чилиее Б.М. Проанализирована взаимосвязь достижения целевых показателей «национальных проектов» с устойчивым развитием регионов России [7] Санникова И.Н. Зафиксированы теоретико-методологические аспекты концепции безопасности устойчивого развития компании, а также методика оценки и вопросы управления устойчивым развитием компании [8]

Рис. 1. Систематизация трудов российских ученых по вопросам устойчивого развития

Кроме того, целый ряд работ посвящен разнообразным аспектам устойчивого развития образовательных организаций высшего образования: Е. Ф. Шамаева, А. А. Головин, А. В. Константинова демонстрируют подход реализации достижения интегрированных в национальные проекты и государственные стратегические программы целей устойчивого развития в российском образовании через анализ ведущих национальных мо-

делей образования [9]; С. А. Жутяева, Е. А. Мальцева, А. Ю. Усанов систематизируют способы реализации целей устойчивого развития и исследуют процессы оптимального их внедрения в деятельность образовательных организаций [10]; А. А. Токарев утверждает, что устойчивое развитие образовательного комплекса устремлено на согласованность всей его внутренней деятельности, предполагающей разделение на подсистемы,

в контексте концепции устойчивого развития ведения бизнеса [11]. К сожалению, эта идея подробно не раскрывается. О. А. Санникова, Т. В. Мага-рина, О. Л. Мохова тесно связывают устойчивое развитие организаций высшего образования с ведением научно-исследовательской работы, участием в национальных и международных проектах, связанных с инновационными разработками в области экологии [12].

В целом направление научных исследований устойчивого развития вузов, формулирования целей устойчивого развития и мероприятий по их достижению, не говоря о жизнеспособных методиках оценки уровня устойчивого развития профессиональных образовательных организаций, системы показателей для отражения в публичных отчетах устойчивого развития в отечественных публикациях проработано недостаточно полно.

Между тем высшее образование призвано выступать флагманом государственной миссии сохранения высоких темпов технического, экономического и социального прогресса при соблюдении гарантии обеспечения будущих поколений ресурсной и экологической безопасностью. Реализация идеи устойчивого развития в организациях высшего образования подразумевает три ключевых аспекта. Во-первых, учитывая роль высшего образования в подготовке новых поколений и общества к более устойчивому будущему, представляется важным измерять влияние вузов с точки зрения устойчивого развития и воздействий на устойчивость регионов и государства [13, 14]. Во-вторых, обладая значительным научным, научно-исследовательским и научно-практическим потенциалом, российские университеты могут вести разработку разнообразных тем, проектов, программ в области экологии, экономики экологии, ресурсосбережения. И, в-третьих, следуя принципам устойчивого развития, образовательные организации получают действенный инструмент стратегического планирования эффективной деятельности, а также работают на повышение узнаваемости и репутации вуза, обеспечивая себе определенную степень кон-курентоустойчивости и гарантии дополнительного финансирования.

Публичная приверженность концепции устойчивого развития реализуется путем формирования организациями отчетов об устойчивом развитии, в которых они представляют систематизированную информацию экономического, управленческо-

го, социального характера, включая факторы, связанные с окружающей средой1.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 1144-р была разработана Концепция развития публичной нефинансовой отчетности, во исполнение пункта 9 раздела 3 плана мероприятий «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере»2. Согласно действующим распорядительным и методическим документам, представление отчетов об устойчивом развитии носит добровольный характер, однако в свете актуальности информации о реализации национальных интересов публичная нефинансовая отчетность образовательных организаций вызывает повышенный интерес. Между тем практика устойчивого развития в системе высшего образования не нашла широкого применения. Концепция Правительства РФ об отчетности устойчивого развития активно приветствует включение вузов в систему отчетов об устойчивом развитии в свою базу данных, одновременно с этим не предоставив никаких дополнительных разъяснений по заполнению нефинансовых отчетов для этих организаций.

Целью данной статьи является изучение практики предоставления отчетов об устойчивом развитии организаций высшего образования России и выявление системы актуальных показателей, характерных для вузов в аспекте их значимости для устойчивого развития регионов и страны в целом.

Описание методов и методик проводимого исследования. Основными методами исследования являются теоретические (анализ научной литературы, нормативных документов по вопросам исследования) и статистические методы, цель которых на первом этапе исследования — сбор количественных данных для исследования основных тенденций анализируемого явления.

Полученные результаты и их обсуждение. Начиная с 2000-х гг. российские предприятия и организации, помимо традиционных отчетов о результатах финансовой деятельности, начали постепенно внедрять практику публикации нефинансовых отчетов, которые по своей сути представляют отчет по устойчивому развитию. В это же время Российский союз промышленников и предпринимателей начинает создавать Регистр отчетов об устойчивом развитии. В Регистр вошли отчеты предприятий различных видов экономической

1 Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 ноября 2023 г. № 764 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке отчетности об устойчивом развитии». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/407855987/ (дата обращения: 06.06.2024).

2 Распоряжение Правительства РФ от 5 мая 2017 г. № 876-р О Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плане мероприятий по ее реализации. Информационно-правовой портал. ГАРАНТ. URL: https://https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71573686/ (дата обращения: 20.05.2024).

деятельности3. При этом количество предприятий, функционирующих в разных сферах и предоставляющих свои нефинансовые отчеты, значительно отличается.

Как показывает анализ отчетов об устойчивом развитии, их публикация в России распространилась среди промышленно-производственных предприятий: максимальное количество — 21 % от общего числа — составляют предприятия сферы энергетики. На втором месте по числу организаций, раскрывающих информацию об устойчивом развитии, — финансовые и страховые (11,2%). Активно внедряются отчеты об устойчивом развитии на предприятиях металлургической и горнодобывающей отраслей, на них приходится 10,2% от числа всех отчетов. Среди хозяйствующих субъектов сферы услуг, кроме финансовых и страховых, составление и публикация таких отчетов не нашли большого применения. Доля отчетов образовательных организаций составляет 1,7% общего количества отчетов по устойчивому развитию в период 2015-2019 гг. и 1,5% — в период 2020-2023 гг. Другими словами, кроме того что весьма небольшое количество вузов представляли отчеты в Реестр, еще и очевиден факт снижения заинтересованности организаций в этом процессе.

Изучение отчетов об устойчивом развитии в Регистре показало, что практика публикаций отчетов в области устойчивого развития в российских вузах внедрялась постепенно, начиная с 2010-х гг., пик активности произошел в период 2015-2019 гг. При этом большинство вузов представили публичную нефинансовую информацию всего один раз. Только пять вузов — Высшая школа экономики, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (2012-2014 гг.), Российский университет дружбы народов (2019-2021 гг.), Южно-Российский университет экономики и сервиса (2008-2010 гг.), Губкинский университет нефти и газа (2017-2019 гг.) публиковали свои отчеты за несколько лет (в скобках указаны даты отчетов).

Специфику нефинансовых отчетов вышеуказанных университетов рассматривали на основании индексов, разработанных Российским союзом промышленников и предпринимателей и применяемых к нефинансовым отчетам российских предприятий. Для точности и объективности ввели условие — разделили показатели на две группы. Одна группа — это показатели, суть которых раскрывается через количественный признак. Вторая группа — через качественную характеристику. Анализ представлен в таблице.

Анализ наличия индикаторов в нефинансовых отчетах в российских вузах

Показатели ВУЗ

Высшая школа экономики Владивостокский гос. ун-т экономики и сервиса Губкинский ун-т нефти и газа Российский ун-т дружбы народов Южно- российский гос. ун-т экономики и сервиса

Количественные показатели

Производительность труда +

Обучение персонала + + +

Текучесть кадров +

Оплата труда и социальная поддержка персонала + + +

Социальные инвестиции + + + +

Обращение с отходами + +

Выбросы в атмосферу, в том числе выбросы парниковых газов

Энергопотребление и энергоэффективность + +

Водопотребление и сбросы в водные источники +

Уплаченные налоги + +

Капитальные вложения +

Качественные показатели

1. Направления и форматы взаимодействия общества, основные проекты вложения + + + + +

3 Национальный регистр (библиотека) нефинансовых корпоративных отчетов. URL: https://rspp.ru/sustainable. development/registr/ (дата обращения: 20.05.2024).

Окончание таблицы

ВУЗ

Показатели Высшая Владивостокский Губкинский Российский Южно- россий-

школа эко- гос. ун-т экономи- ун-т нефти ун-т дружбы ский гос. ун-т эко-

номики ки и сервиса и газа народов номики и сервиса

2. Направления и форматы взаи-

модеиствия с государством, ос- + + + + +

новные проекты

Противодействия коррупции; по-

литика, механизмы, мероприя- + +

тия, результаты

Сведения, позволяющие оценить

независимость и компетентность + + +

совета директоров — образова-

ние, профессиональный опыт

Включение рисков управление

рисками, в том числе связанных

с социальными и экологически- + + + + +

ми аспектами деятельности орга-

низации

Вовлеченность высшего руководства в управление в области УР + + + + +

Целенаправленность деятельности в области УР + + + + +

Отчеты об устойчивом развитии российских университетов обладают несколькими особенностями.

1. Поскольку отчеты об устойчивом развитии являются добровольной практикой для образовательных учреждений, то они разрабатываются не на основании различных стандартов, принципов, а в основном — на базе субъективного представления руководства организации о структуре таких отчетов.

2. Отчеты, предоставляемые российскими вузами, основаны на разных методиках, оценки значительно отличаются друг от друга и практически несопоставимы.

3. Многие показатели, предлагаемые для отчетов предприятий, главным образом — экономической и экологической групп, для профессионального образования неактуальны.

4. Основные акценты в таких отчетах делаются на социальную политику университета.

5. Предоставленные отчеты изобилуют качественными характеристиками, представляют скорее «рекламные тезисы», чем конкретные количественные показатели.

6. Отсутствуют показатели, отражающие вклад в обеспечение государственных интересов в области устойчивого развития.

Предложенная форма нефинансовых отчетов мало подходит для характеристики устойчивого

развития образовательных организаций высшего образования. Между тем содержание этих отчетов должно отражать концепцию устойчивого развития университетов с учетом взаимосвязи экономических, социальных, культурных и творческих аспектов их деятельности в аспекте национальных интересов. Целесообразно разработать отраслевые рекомендации по структуре отчетов на основе перечня ключевых показателей отчетности об устойчивом развитии, предлагаемых в Методических рекомендациях по подготовке отчетности по устойчивому развитию от 01.11.20234:

1) экономические показатели адаптировать для бюджетных учреждений, не предполагающих получение прибыли, добавить показатели дохода и затрат на НИОКР по тематике устойчивого развития;

2) экологические показатели дополнить показателями количества природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий и исключить показатели, не характерные для образовательной сферы;

3) в группе социальных показателей значимых изменений не предполагается;

4) в состав управленческих показателей включить количество управленческих решений в области ресурсосберегающих и экологических инициатив; выделенные на их осуществление средства, уровень ци-

4 Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 ноября 2023 г. № 764 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке отчетности об устойчивом развитии». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 407855987/ (дата обращения 06.06.2024).

фровой грамотности ППС и управленческого звена;

5) добавить группу научно-образовательных показателей: наличие учебных программ по устойчивому развитию для бакалавров и магистрантов, количество дисциплин и охват студентов по тематике устойчивого развития; наличие курсов дополнительного образования по экологии и природопользованию; количество научно-исследовательских проектов в этом направлении, количество преподавателей и студентов, в них задействованных, участие в грантах, программах разного уровня, количества волон-

теров среди студентов и сотрудников вуза, участвующих в экологических мероприятиях или организующих их, и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вывод. Формализованная отчетность по устойчивому развитию образовательных организаций с учетом специфики их деятельности и потенциальных возможностей, оставаясь добровольной для представления в Реестр, позволит на государственном уровне организовать осуществление миссии бережного отношения к природе, ресурсосбережению, экономической безопасности и устойчивому развитию организаций, бизнеса, государства в целом, управлять этим процессом и потенциально обеспечить потомкам достойное будущее.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бобылев С. Н. Устойчивое развитие: парадигма для будущего // Мировая экономика и международные отношения. 2017. № 3. С. 107-111.

2. Анисимов Ю. П., Соломка А. В. и др. Управление устойчивым развитием предприятия на основе инноваций и интрапренерства. Воронеж, 2006. 403 с.

3. Голованов Е. Б. Методический подход в оценке устойчивого развития региональной экономики // Современные технологии управления. 2015. № 3 (51). URL: https://sovman.ru/article/5104/ (дата обращения: 15.04.2024).

4. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. СПб., 2010. 272 с.

5. Данилов-Данильян В. И., Пискулова Н. А. Устойчивое развитие: Новые вызовы. М., 2015. 336 с.

6. Тульчинский Г. Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности: учебник и практикум для вузов. М., 2024. 338 с.

7. Чилиев Б. М. Устойчивое развитие регионов России: от стратегии к тактике // Экономическая безопасность. 2023. Том 6. № 2. С. 717-728.

8. Санникова И. Н., Семиколенова М. Н., Приходько Е. А. Безопасность устойчивого развития компании: учебное пособие. Барнаул, 2023. 165 с.

9. Шамаева Е. Ф., Головин А. А., Константинова А. В. Мониторинг и система показателей и индикаторов целей устойчивого развития в образовании на примере России // Электронное научное издание «Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление». 2021. Том 17. № 1 (50). URL: http://www. rypravlenie.ru/wp-content/uploads/2021/03/ (дата обращения: 28.04.2024).

10. Жутяева С. А., Мальцева Е. А, Усанов А. Ю. Выбор и обоснование целей устойчивого развития образовательных учреждений // Региональная и отраслевая экономика. 2023. № 9 (183). С. 77-80. URL: https:// www.law-journal.ru/wp-content/uploads/ (дата обращения: 15.05.2024).

11. Токарев А. А. Понятие устойчивого развития образовательных комплексов и их индикаторы // Молодой ученый. 2017. № 36 (170). С. 102-104. URL: https://moluch.ru/archive/170/45544/ (дата обращения: 28.04.2024).

12. Санникова О. А., Магарина Т. В., Мохова О. Л. Устойчивое развития вуза в условиях глобализаци-онных процессов // Управление образованием: теория и практика / Education Management Review. 2021. № 2. С. 256-264.

13. Godemann J., Bebbington J., Herzig C., Moon J. Higher education and sustainable development: exploring possibilities for organisational change // Accounting, Auditing and Accountability Journal. 2014. Vol. 27. № 2. Pp. 218-233.

14. Moggi S. Social and environmental reports at universities: a Habermasian view on their evolution // Accounting Forum. 2019. Vol. 43. № 3. Pp. 283-326.

REFERENCES

1. Bobylev S. N. Sustainable development: a paradigm for the future. World economy and international relations. 2017. No. 3. Pp. 107-111.

2. Anisimov Yu. P. Solomka A. V. et al. Managing the sustainable development of an enterprise based on innovation and intra-entrepreneurship Voronezh, 2006. 403 p.

3. Golovanov E. B. Methodological approach in assessing the sustainable development of the regional economy. Modern management technologies. 2015. No. 3 (51). URL: https://sovman.ru/article/5104 / (date of access: 15.04.2024).

4. Blagov Yu. E. Corporate social responsibility: evolution of the concept. St. Petersburg, 2010. 272 p.

5. Danilov-Danilyan V. I., Piskulova N. A. Sustainable development: New challenges. Moscow, 2015. 336 p.

6. Tulchinsky G. L. Corporate social responsibility: technologies and efficiency assessment: textbook and workshop for universities. Moscow, 2024. 338 c.

7. Chiliev B. M. Sustainable development of Russian regions: from strategy to tactics. Economic security. 2023. Volume 6. No. 2. Pp. 717-728.

8. Sannikova I. N., Semikolenova M. N., Prikhodko E. A. Safety of sustainable development of the company: a textbook. Barnaul, 2023. 165 p.

9. Shamaeva E. F. Golovin A. A., Konstantinova A. V. Monitoring and system of indicators and indicators of sustainable development goals in education on the example of Russia. Electronic scientific publication «Sustainable innovative development: design and management». 2021. Vol. 17. No. 1 (50). URL: http://www.rypravlenie.ru/ wp-content/uploads/2021/03 / (date of access: 28.04.2024).

10. Cher'yaeva S. A., Maltseva E. A., Usanov A. Yu. The choice and justification of the goals of sustainable development of educational institutions. Regional and sectoral economics. 2023. No. 9 (183). Pp. 77-80. URL: https://www.law-journal.ru/wp-content/uploads / (date of access: 15.05.2024).

11. Tokarev A. A. The concept of sustainable development of educational complexes and their indicators. Young Scientist. 2017. No. 36 (170). Pp. 102-104. URL: https://moluch.ru/archive/170/45544 / (date of access: 28.04.2024).

12. Sannikova O. A., Magarina T. V., Mokhova O. L. Sustainable development of the university in the context of globalization processes. Education Management: theory and practice / Education Management Review. 2021. No. 2. Pp. 256-264.

13. Godemann J., Bebbington J., Herzig C., Moon J. Higher education and sustainable development: exploring possibilities for organizational change. Accounting, Auditing and Accountability Journal. 2014. Vol. 27. No. 2. Pp. 218-233.

14. Moggi S. Social and environmental reports at universities: a Habermasian view on their evolution. Accounting Forum. 2019. Vol. 43. No. 3. Pp. 283-326.

Поступила в редакцию: 17.06.2024.

Принята к печати: 19.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.