Научная статья на тему 'Специфика освещения проблемы демографии в печатных СМИ'

Специфика освещения проблемы демографии в печатных СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2397
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СМИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вакуленко Юлия Руслановна

В статье рассматривается проблема освещения периодическими печатными изданиями актуальных проблем в социальной сфере, в частности, тема демографии. На основе анализа публикаций по социальной проблематике, делается вывод об уровне освещения данной социальной проблемы в печатных общероссийских СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the covering of social issues in periodical print media. Having analyzed a number of publications on demographic issues in print media, the author concludes on the level of coverage of current social issues in Russian national press.

Текст научной работы на тему «Специфика освещения проблемы демографии в печатных СМИ»

ВАКУЛЕНКО Ю. Р.

СПЕЦИФИКА ОСВЕЩЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИИ В ПЕЧАТНЫХ СМИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема освещения периодическими печатными изданиями актуальных проблем в социальной сфере, в частности, тема демографии. На основе анализа публикаций по социальной проблематике, делается вывод об уровне освещения данной социальной проблемы в печатных общероссийских СМИ.

Ключевые слова: демография, массовая информация, СМИ, социальная проблематика.

VAKULENKO YU. R. SPECIFICS OF COVERING DEMOGRAPHIC ISSUES IN PRINT MEDIA

Abstract. The article considers the covering of social issues in periodical print media. Having analyzed a number of publications on demographic issues in print media, the author concludes on the level of coverage of current social issues in Russian national press.

Keywords: demography, mass media, social issues.

Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время в обществе ощущается сильное влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения в стране. Именно СМИ способны оказать воздействие на мотивацию поведения и образ жизни населения, способствовать решению тех или иных проблем. Представляется важным исследование массмедийного дискурса, вмещающего идеологию и политику, культуру по применению поощрительных и запретительных мер в области брака, семьи и других социально-демографических институтов. Социальные приоритеты, заявленные властью, на сегодняшний момент стали постоянной составляющей «повестки дня» средств массовой информации. Это особенно актуально для СМИ, обладающих способностью выстраивать непосредственный диалог между гражданами и представителями местных властей.

Социальная журналистика не просто констатирует факты и события, а дает полноценный анализ и предлагает пути решения социальной проблемы. По определению М. Гессен, социальная журналистика - это направление в журналистике, занимающееся освещением социальных проблем и вопросов общества - проблем, связанных с противоречиями внутри общества система «человек - общество» [1, с. 21].

Поскольку демография как наука анализирует множество аспектов, среди которых и «структура народонаселения и изменения в ней, и состояние, и динамика рождаемости и смертности, и состояние института брака», и распределение населения по регионам и государствам, и «расовый, конфессиональный и этнический состав населения как в целом в

мире, так и внутри регионов, отдельных государств, образовательную, профессиональную и т.д. структуру населения» [3, с. 22].

Многообразные методы демографического анализа предъявляют повышенные требования к их информационному обеспечению [5]. Демографическая информация позволяет получать сведения не только об общем числе демографических событий, но и их длительные характеристики. Например, если речь идет об изучении рождаемости, то важно знать не просто общее число рождений, но и возраст матерей, состояние их в браке и ряд других характеристик. Если речь идет об изучении смертности, необходимо знать не только число умерших, но и их распределение по полу и возрасту, по причинам смерти, по профессиям, а также ряд других характеристик. Если такой детальной информации нет, использование всех методов демографического анализа невозможно. А это значит, что при изучении демографических процессов можно прийти к неточным, а иногда и просто неверным выводам. Другим важным требованием к демографической информации является ее достоверность. Иначе говоря, получаемые данные должны быть свободны как от преднамеренных искажений, так и от неточностей, связанных со спецификой сбора информации. Однако для более оперативного и доступного сравнительного анализа, как по территориям, так и во временном аспекте, целесообразно ограничиться небольшим перечнем индикаторов. Л. Л. Рыбаковский выделяет три основных параметра характеристики региональной демографической ситуации: рождаемость (оценивается общим коэффициентом рождаемости - ОКР), смертность (оценивается общим коэффициентом смертности - ОКС), миграция (сальдо и, иногда, интенсивность миграции) [9].

В настоящее время в России используется три основных источника данных о демографических процессах: переписи населения, текущий учет в ЗАГСах, а также выборочные исследования. Исторически первым источником данных о населении являлись переписи, научные принципы, проведения которых были впервые сформулированы известным русским географом и статистиком П. П. Семеновым-Тян-Шанским [2, с. 372]. Демографические прогнозы являются важным элементом комплексного долгосрочного социально-экономического планирования.

В 1990-е гг. демографическая ситуация в России была мало представлена в российской прессе. Это объяснялось общей ситуацией хаоса в стране, острыми политическими, экономическими и социальными конфликтами, бывшими в центре внимания прессы. Ситуация начала меняться с конца 1990-х, когда Россия вступила в период экономического роста и политической стабилизации [6, с. 13]. Современная демографическая ситуация представлена в российской прессе двояким образом: во-первых, как собственно вопросы воспроизводства населения и анализ проблем, вытекающих из существующих сегодня

демографических показателей; во-вторых, как совокупность социальных проблем, с которыми напрямую или косвенно связаны демографические обстоятельства.

Образцом первого подхода может служить, например, дискуссия в российской прессе в 2006 г. по поводу мер, предложенных властью для стимулирования рождаемости в стране. Эти меры рассматривались прессой в контексте двух проблем: депопуляции коренного населения и низкого уровня рождаемости и высокой детской смертности как одной из причин этой депопуляции. Дискуссия поэтому разворачивалась в основном в двух аспектах:

- влияют ли материальные меры поощрения на рост рождаемости, что об этом говорит опыт развитых стран; является ли эффект от таких мер длительным и устойчивым или кратковременным; способно ли вообще материальное поощрение влиять на сложившиеся в российских семьях установки на число детей в семье;

- можно ли с помощью таких мер обеспечить рост коренного населения страны, в том числе значимого для ее будущего среднего класса; не окажется ли, что материальные меры поощрения рождаемости скажутся лишь на маргинальных группах населения и иммигрантах, в регионах, где и так высок уровень рождаемости.

К сожалению, третий аспект - высокая детская смертность - оказался в тени обсуждавшихся прессой вопросов, хотя национальная программа в области здравоохранения и предусматривает ряд мероприятий в этой области.

Второй аспект публикаций, где демографическая ситуация присутствует в содержании материалов лишь косвенно, можно проследить на серии материалов, появившихся в 2006 г. в московской городской прессе и посвященных проблеме нехватки детских садов в столице. Рассматривая предложенную московской властью программу ускоренного строительства детских садов, московская пресса сосредоточивала внимание на социальных аспектах проблемы (очереди, коррупция, невозможность для женщин быстро вернуться на работу). Сама же причина подобной ситуации (в Москве за последние годы повысился уровень рождаемости, уменьшилась детская смертность) находилась на периферии внимания журналистов, хотя и упоминалась. В интересующем нас плане массовая российская пресса выполняет в основном информационную функцию, публикуя те или иные демографические новости, а также обращаясь к темам сенсационного характера, житейским историям. В целом же роль массовой прессы в освещении демографических вопросов еще недостаточно велика. Хотя стоит отметить, что сегодня региональная печать стала заметно активнее в этом плане, сосредоточиваясь на местных региональных демографических проектах, острых социально-экономических последствиях демографического кризиса в своих регионах, способах их исправления.

Иначе дело обстоит с качественной прессой (ежедневными изданиями, еженедельниками, журналами политической, социальной и экономической ориентации). Здесь в последние годы выросло количество журналистских материалов, выступлений специалистов и экспертов, число дискуссий и обсуждений, посвященных демографической ситуации в России. В частности, стоит упомянуть публикации в «Известиях», «Российской газете», журналах «Эксперт», «Профиль» и др. Последовательно и разнообразно рассматриваются вопросы государственной демографической политики на специальных страницах газеты «Известия». Следует отметить и повысившееся внимание телевидения к данной теме (программа «Что делать?» на канале «Россия. Культура», ток-шоу «Народ хочет знать» на ТВЦ). Возросло и число сайтов в интернет-пространстве, где специалисты и общественность обсуждают состояние демографических процессов в стране.

На наш взгляд, освещению этой проблемы в российской прессе присущ и ряд других недостатков. К сожалению, при освещении этой общенациональной проблемы сказывается в негативном плане ангажированность российских СМИ. В публикациях ряда СМИ действуют прежние приемы пропаганды и агитации, некритического и поверхностного одобрения всех действий властных структур. Другие же СМИ, наоборот, исходят из позиции абсолютной оппозиционности всем действиям государства. Следует также отметить, что целый пласт демографических проблем находится вне поля интереса журналистики. Это касается, например, проблемы высокой смертности среди трудоспособного населения.

Эффективность участия российской прессы в решении актуальных демографических проблем зависит, с одной стороны, от того, насколько готово общество (и прежде всего, специалисты, эксперты, влиятельные политические и общественные силы) к квалифицированному и непредубежденному обсуждению этих вопросов, выдвижению реальных идей и конкретных проектов, а с другой, - насколько власть способна прислушиваться к общественному мнению, насколько учитывает звучащие в СМИ мнения и предложения по демографической политике российского государства. Если рассматривать отдельные аспекты, то качественные издания имеют четкое представление о собственной аудитории, а для желтой прессы характерна искусная техника подачи обыденного под видом необычного. Качественная пресса выступает не только продавцом информации, но и инструментом влияния. Она стремится формировать информационное поле, оказывая воздействие на структуры, принимающие решения в самых разных общественно-политических сферах. В качественной прессе самыми распространенными являются информационное сообщение и световое пятно, т.е. подписи синсемантической группы, которые своего рода «рекламируют» текст, привлекают к нему внимание. Что же касается желтой прессы, то в этой прессе распространены такая группа как информационное

сообщение, описание, повествование, т.е. подписи автосемантической группы, т.к. в желтой прессе есть стремление обратить внимание на фото, а не на сам текст. На основании этого мы получаем совсем разную освещенность тематики.

Рассмотрим подачу материалов с демографической проблемой в периодических изданиях «Российская газета» и «Комсомольская правда».

Эффективность деятельности СМИ неразрывно связана с учетом потребностей людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. При этом необходимо различать понятия информационные потребности и тематические интересы аудитории. Потребности в информации социальны по своей природе и обусловлены в первую очередь содержанием, структурой повседневной деятельности человека, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности. Тематические же интересы зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и др.).

Современная аудитория включена во всю систему общественных отношений. Поэтому СМИ для реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся результатом коммуникативного процесса.

Освещая наиболее болезненные вопросы в развитии общества, СМИ таким способом информируют население и власть о реальном положении дел в стране, способствуя четкому претворению в жизнь проводимой государственной политики [7, с. 64]. Собственно социальная проблематика с присущими ей характеристиками (самостоятельность, целостность, функциональность) является важнейшим объектом журналистской деятельности - следовательно, формирует определенные условия и подходы к ее освещению в СМИ. И журналистика не может не обращаться к темам, связанным с социальной практикой, так как исторически и генетически социальность и злободневность являются сущностными качествами журналистики.

Социальные проблемы, существующие в обществе, естественным образом находят отражение в журналистике и, преломляясь в СМИ, могут оказывать встречное влияние на реальную действительность: происходит тиражирование и усиление, как общих настроений, тенденций, так и отдельных позиций, мнений. С одной стороны, неграмотное информирование об острой социальной проблеме может стимулировать обострение этих проблем (например,

информация о случаях суицида может провоцировать новые попытки самоубийств). С другой стороны, игнорирование болезненных проблем приводит к социальным взрывам.

Качественные СМИ несут ответственность перед своей аудиторией, поэтому материалы, которые выходят на страницах «Российской газеты» более сдержаны, тактичны и содержат больше статистических данные, чем непроверенных слухов. Газета «Комсомольская правда» часто «грешит» и дает непроверенную информацию своей аудитории. Разницу в материалах можно определить сразу же по их заголовкам. Так, «Комсомольскую правду» часто критикуют за тенденциозную подачу материала и за публикацию «газетных уток». Критики относят газету к жёлтой прессе, а иностранные издания называют «Комсомольскую правду» «пропагандистской бульварной газетой» в связи с тем, что на страницах издания никогда не встречается критика действующей власти [10]. Например, в «Российской газете»: «Здоровей, Россия!», «Мост через пропасть. Демографическую» [8]. Или: «Комсомольская правда»: «Семье нужна неотложка», «1/3 ребенка» [4]. Здесь мы видим явное различие в «жестком» и «мягком» информировании.

«Жесткая» новость: четкие ответы на классические вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как? и построение текста в виде «перевернутой пирамиды». При этом самую важную информацию журналист выносит в заголовок или лиц, остальные сведения помещает в текст, как и делают в газете «Комсомольская правда»: «Про Россию говорят, что здесь европейская рождаемость и африканская смертность», «Россию в 2015 году ждет катастрофа, если не принять мер», «Идет война с собственным народом!» [4].

«Мягкая» новость: в отличие от жесткой новости как сообщения повышенной оперативности, «мягкая» новость менее оперативна, точнее, для нее оперативность не особенно важна. Форма мягкой новости позволяет «подбираться к факту», делать постепенным знакомство с ним. Поскольку надо переключить внимание с итога на обстоятельства, выделить занимательные подробности, структура новости меняется. Примером являются публикации в «Российской газете»: «Пересмотр отношения к институту семьи спасет Россию», «Общественное мнение всех политических направлений признает сокращение численности населения одной из самых опасных угроз для нашей страны» [8].

Таким образом, роль СМИ в решении социальных проблем связана с освещением возникающих событий и выяснением их важных тенденций. Демографическая проблема признается одной из самых тяжелых. Роль СМИ же в решении социальных проблем стремительно возрастает, так как это важнейший социальный институт современного общества; СМИ освещают текущие события, пропагандируют социальную информацию и, тем самым, формируют общественное мнение.

Российские СМИ, а именно рассматриваемые нами периодические издания, регулярно обращаются к демографической проблеме, освещая ее с разных сторон, включая деторождение, образование, брак, старение и т.д. Причем, эти сведения вызывают не иссякающий интерес со стороны читателей.

Газета «Российская газета» играла и продолжает играть ведущую роль в проведении экономических и социальных реформ. Она проводит вместе с другими периодическими изданиями основную агитационную, пропагандистскую и организационную деятельность. На ее страницах публикуются обширные теоретические и аналитические статьи, подготовленные учеными, политическими деятелями и учеными, в которых отражаются успехи и негативные моменты реализации планов российского руководства.

Довольно большое количество сведений о демографии в газете «Комсомольская правда» доказывает то, что аудитория обращает особое внимание к этому вопросу. На протяжении нескольких десятилетий газета «Комсомольская правда» в публикуемых материалах уделяет повышенное внимание демографической проблеме в России.

Печатные материалы о демографии в газете «Российская газета» характеризуют свои особенности. Сведения о демографии расположены в политической, экономической, общественной, образовательной и других полосах, это обозначает, что демографическая проблема освещение проблемы с разных сторон. На страницах газеты «Российской газеты» чаще всего публикуются выступления чиновников и государственных политиков, но аналитических статьей посвященных демографии относительно мало. В газете «Комсомольская правда», наоборот, очень редко приводятся прямые демографические сведения, часто освещаются последствия демографической проблемы. Основное внимание уделяется таким проблемам, входящих в круг демографии, как рождаемость и смертность населения, проблема старения населения, проблемы полового баланса, проблемы занятости населения и его образования, продовольственная проблема и другие.

По содержанию сведений о демографической проблеме, газета «Российская газета» стремится к позитивным и положительным оценкам. Но чаще описывает достижение и успехи бывшей и текущей демографической политики, очень мало негативных, аналитических материалов, способствующих решению проблем. «Российская газета», являясь качественной прессой, выражает волю руководства государства, вызывает интерес у читателей, прежде всего тем, что регулярно информирует их о тенденциях в развитии демографической ситуации и направлениях ее регулирования со стороны высших государственных органов.

Таким образом, информационная политика Российской Федерации в демографической области широко ориентирует как запретительные, так и поощрительные меры при

формировании общественного мнения у населения. Демографическая политика России нацелена на реализацию национальных интересов и создание гармоничного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гессен М., Назари М. По жизни: пособие по социальной журналистике. - М.: Центр развития «Сопричастность», 2002. - 128 с.

2. Государственная политика вывода России из демографического кризиса / под ред.

B. И. Якунина, С. С. Сулакшин, В. Э. Багдасарян и др. - М.: Изд-во «Экономика», Научный эксперт, 2007. - 888 с.

3. Демографические проблемы // Проблематика СМИ: Информационная повестка дня: Учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. В. Шкондина, Г. С. Вычуба, Т. И. Фроловой. - М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 21-30.

4. Комсомольская правда. - 2015. - № 6, 7, 8, 9.

5. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года // АКДИ (агентство консультаций и деловой информации) «Экономика и жизнь». - М., 2008. - Режим доступа: http://www.akdi.ru/econom/program/demogr.htm.

6. Максаковский В. П. Демографический кризис в современном мире // География ПС. - 2001. - № 23. - С. 13-14.

7. Осколкова О. Россия на демографической карте мира // МЭМО. - 2000. - № 2. -

C. 62-70.

8. Российская газета. - 2015. - № 34.

9. Рыбаковский Л. Л. Сравнительная оценка демографического неблагополучия регионов России [Электронный ресурс] // Социс. - 2008. - № 10. - Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0351/biblio06.php.

10. Народ против «желтой» прессы [Электронный ресурс] // Информационный портал радиостанции «Эхо Москвы». - 2009. - Режим доступа: http://echo.msk.ru/programs/opponent/592358-echo/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.