Научная статья на тему 'Специфика организации транспортно-складских систем предприятий участников ВЭД'

Специфика организации транспортно-складских систем предприятий участников ВЭД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКАЯ СИСТЕМА / ХРАНЕНИЕ / СВХ / АО "ТАСКОМ" / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / TRANSPORT AND WAREHOUSE SYSTEM / STORAGE / SVH / JSC "TASCOM" / CUSTOMS CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрушина О.М., Серова О.А., Кондрашова И.В.

Характерной чертой XXI в. являются процессы глобализации жизни мирового сообщества. Применительно к транспорту это означает, что отныне все достоинства и недостатки транспортно-складской системы той или иной страны имеют уже не только внутренние, но и внешние проявления. Сегодня как никогда актуальны задачи увеличения объемов перевозок, повышения экономической эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых и пассажирских перевозчиков и экспедиторов. На современном этапе хозяйствования логистические посредники могут органически сочетать закупки и реализацию товаров с обеспечением их физического движения, складирования и перевозок. При этом, необходимо особое внимание уделять транспортным факторам, которые оказывают существенное влияние на размещение складских помещений. Однако до сих пор функции транспортно-складского обслуживания занимали второстепенное место в деятельности логистических посредников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of the organization of transport and warehouse systems of enterprises of participants of foreign economic activity

A characteristic feature of the XXI century. are the processes of globalization of the world community. With regard to transport, this means that from now on all the advantages and disadvantages of the transport and storage system of a country have not only internal but also external manifestations. Today, the tasks of increasing the volume of transportation, increasing the economic efficiency of numerous domestic freight and passenger carriers and freight forwarders are more urgent than ever. At the present stage of business logistics intermediaries can organically combine the purchase and sale of goods with ensuring their physical movement, storage and transportation. At the same time, it is necessary to pay special attention to transport factors that have a significant impact on the placement of warehouses. However, until now, the functions of transport and warehouse services occupied a secondary place in the activities of logistics intermediaries.

Текст научной работы на тему «Специфика организации транспортно-складских систем предприятий участников ВЭД»

13. Chikatueva L.A., TotorkulovSh.M., Misakov V.S.System analysis of forecast estimates of performance indicators of small businesses // Terra Economicus. 2012. - T. 10. - No. 1-3. - S. 137-141.

14. Shihabakhov T.A., Akezhev A., Kanikhov A.S., Misakov V.S. Formation of a strategy as a factor in increasing the competitiveness of an enterprise // Economic Sciences. 2012. No. 86. S. 157-161.

15. Expert assessment of tourist flows. - [Electronic resource]. - Access Mode: http://www.proreklama.com/news/researches/24865

16. Misakov V.F., Baiduyev I.Z., Gendugov S.Z. Functionally-value analysis as a method of system research // Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2009. - No. 2 (22). - S. 167-172.

О.М. Петрушина - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой таможенного дела, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

O.M. Petrushina - candidate of economic Sciences, head of the Department of customs, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

О.А. Серова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

0.A. Serova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

И.В. Кондрашова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

1.V. Kondrashova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКИХ СИСТЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ УЧАСТНИКОВ ВЭД SPECIFICS OF THE ORGANIZATION OF TRANSPORT AND WAREHOUSE SYSTEMS OF ENTERPRISES OF PARTICIPANTS

OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация. Характерной чертой XXI в. являются процессы глобализации жизни мирового сообщества. Применительно к транспорту это означает, что отныне все достоинства и недостатки транспортно -складской системы той или иной страны имеют уже не только внутренние, но и внешние проявления. Сегодня как никогда актуальны задачи увеличения объемов перевозок, повышения экономической эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых и пассажирских перевозчиков и экспедиторов. На современном этапе хозяйствования логистические посредники могут органически сочетать закупки и реализацию товаров с обеспечением их физического движения, складирования и перевозок. При этом, необходимо особое внимание уделять транспортным факторам, которые оказывают существенное влияние на размещение складских помещений. Однако до сих пор функции транспортно-складского обслуживания занимали второстепенное место в деятельности логистических посредников.

Annotation. A characteristic feature of the XXI century. are the processes of globalization of the world community. With regard to transport, this means that from now on all the advantages and disadvantages of the transport and storage system of a country have not only internal but also external manifestations. Today, the tasks of increasing the volume of transportation, increasing the economic efficiency of numerous domestic freight and passenger carriers and freight forwarders are more urgent than ever. At the present stage of business logistics intermediaries can organically combine the purchase and sale of goods with ensuring their physical movement, storage and transportation. At the same time, it is necessary to pay special attention to transport factors that have a significant impact on the placement of warehouses. However, until now, the functions of transport and warehouse services occupied a secondary place in the activities of logistics intermediaries.

Ключевые слова: транспортно-складская система, хранение, СВХ, АО «Таском», таможенный контроль

Keyword: transport and warehouse system, storage, SVH, JSC "Tascom", customs control

Сегодня как никогда актуальны задачи увеличения объемов перевозок, повышения экономической эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых и пассажирских перевозчиков и экспедиторов. И не только на внутренних линиях. Как свидетельствует зарубежный опыт, качественного «скачка» в транспортно-складской сфере можно достигнуть лишь за счет использования новых технологий обеспечения процессов перевозок и хранения, отвечающих современным требованиям и высоким международным стандартам, в частности, за счет расширения освоения логистического мышления и принципов логистики.[1]

Невозможно представить ни одну внешнеторговую сделку без участия в ней транспорта - в любом случае товар необходимо доставить от продавца к покупателю. Поэтому уровень транспортного обеспечения внешнеэкономических связей оказывает существенное влияние на эффективность внешней торговли, проявляясь в цене товара в качестве транспортной составляющей. Качество транспортной услуги, включающее такие показатели, как скорость, регулярность, сохранность, надежность, прямо или косвенно воздействует на формирование самой цены товара, увеличивая ее при высоком транспортном сервисе или уменьшая при низком уровне транспортного обслуживания.[2]

Рассмотрим специфику организации транспортно-складских систем предприятий участников внешнеэкономической деятельности на примере АО «Таском».

Транспортно-складская система АО «Таском», состоит из иерархически зависимых подсистем, включающих в себя склад временного хранения (далее - СВХ), транспортную технику, а также здания и сооружения со специальным оборудованием, имеющим нефиксированный срок существования.

Для обеспечения проведения таможенного контроля за товарами, в том числе с их полной выгрузкой, а также операций связанных с погрузо-разгрузочными работами на СВХ, используется погрузо-разгрузочная техника и иное оборудование и приспособления:

- две тележки гидравлические, палетная «Lema», предназначенная для перемещения грузов в пределах СВХ;

- три электро-погрузчика «STILL RX 60-45».

СВХ АО «Таском» оснащен факсимильной, телефонной, капиро-множительной и компьютерной техникой. Учет товаров на СВХ производится с использованием программного продукта «Альта-СВХ» (PRO). Рабочие места работников склада оснащены мебелью и другими необходимыми для работы оборудованием.

Склад оборудован системой автоматической пожарной сигнализации и автоматики. На складе установлены магистральные распределительные пожарные трубопроводы, оросительные головки и комплектные пожарные краны. Склад оборудован системой видеоконтроля класса день/ночь и оснащен системой охранной сигнализации и контроля доступа. СВХ АО «Таском» отвечает всем требования санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора и иных видов государственного контроля.

Территория СВХ АО «Таском» не включает в себя объекты, не связанные с функционированием склада временного хранения и обеспечением его работы. Подразделения государственных контролирующих органов на складе не располагаются.

СВХ АО «Таском» является постоянной зоной таможенного контроля (далее - ПЗТК). Совместно с Центральной акцизной таможней разработана и утверждена инструкция по организации пропускного и внут-риобъектового режимов на территории ПЗТК СВХ АО «Таском», выполнение требований которой обязательно для сотрудников СВХ АО «Таском», лиц постоянно работающих или временно находящихся на объекте, всех юридических и физических лиц, осуществляющие свою деятельность на данном объекте.[3]

После прибытия товаров и транспортных средств в место доставки - Калужского акцизного таможенного поста, такие товары и транспортные средства размещаются перевозчиком на прилегающей территории ПЗТК СВХ АО «Таском».

Сведения о количестве оформленных транспортных средств автомобильной перевозки представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Сведения о количестве оформленных транспортных средств автомобильной и железнодорожной перевозки за 2016-2018гг., шт.

Месяц 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в % к

2016 г. 2017 г.

автомобильной перевозки

Январь 529 588 1082 204,5 184,0

Февраль 859 742 966 112,5 130,2

Март 758 810 1389 183,2 171,5

Апрель 651 772 1327 203,8 171,9

Май 556 811 1706 306,8 210,4

Июнь 693 642 1997 288,2 311,1

Июль 594 681 1588 267,3 380,0

Август 882 801 2387 270,6 298,0

Сентябрь 837 971 1964 234,6 202,3

Октябрь 1094 943 1720 157,2 182,4

Ноябрь 1001 1008 1637 163,5 162,4

Декабрь 687 901 1503 218,8 166,8

ИТОГО: 9141 9670 19266 210,8 199,2

железнодорожной перевозки

Январь 139 1082 1160 834,5 107,2

Февраль 226 966 1566 692,9 162,1

Март 223 1389 1527 684,8 109,9

Апрель 274 1327 1654 603,5 124,7

Май 413 1706 1662 402,4 97,4

Июнь 563 1997 1921 341,2 96,2

Июль 825 1588 2773 336,1 174,6

Август 810 2387 2856 352,6 119,6

Сентябрь 811 1964 2660 328,0 135,4

Октябрь 946 1720 2255 238,4 131,1

Ноябрь 1376 1637 2848 207,0 174,0

Декабрь 1309 1503 2938 224,5 195,5

ИТОГО: 7915 19266 25820 326,2 134,0

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что количество оформленных транспортных средств автомобильной перевозки за анализируемый период увеличилось вдвое. Тем не менее, наблюдается неравномерное увеличение по месяцам года. Так наибольший прирост пришелся на летние месяцы года: в июне увеличение в среднем составило 300%, в июле - 324%, а в августе - 284%. Наименьший прирост - на зимние месяцы.

Количество оформленных транспортных средств железнодорожной перевозки за анализируемый период в среднем увеличилось вдвое. Тем не менее, наблюдается неравномерное увеличение по месяцам года. Так наибольший прирост пришелся на зимние месяцы года, а наименьший прирост - на летние месяцы. Увеличение роста контейнерных перевозок по железной дороге связано с реализацией международного проекта «Новый шелковый путь» принятого в рамках ежегодного форума «Транспортная неделя-2015». В рамках данного проекта был создан транспортный коридор из Северо-Восточного Китая и Южной Кореи через порт Далянь по Китайской Восточной Железной Дороге (КВЖД) и Транссибирской магистрали до г. Калуги. По этому коридору транспортируется как готовая продукция для конечных потребителей, так и комплектующие и материалы для производственных предприятий, действующих на территории России и Европейского Союза.

Наглядно динамика оформленных транспортных средств автомобильной и железнодорожной перевозки представлена на рисунке 1.

30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

Рисунок 1 - Динамика оформленных транспортных средств за 2016-2019гг., шт.

Въезд в ПЗТК автотранспортных средств, перевозящие товары, находящиеся под таможенным контролем, осуществляется круглосуточно через КПП СВХ после проверки сотрудниками охраны СВХ сопроводительных документов на товар и документов, предъявляемых водителями транспортных средств, в целях осуществления пропуска на СВХ.

При помещении товаров на временное хранение уполномоченное лицо СВХ информирует перевозчика о необходимости разместить транспортное средства в определенных местах хранения. Если товар не выгружается в помещение СВХ, то транспортное средство с товаром размещается на открытой площадке. Водитель перемещает транспортное средство с прилегающей территории на данную открытую площадку в определенную зону, предназначенную для стоянки транспортных средств и товаров помещаемы на временное хранение.

После размещения транспортного средства с товаром на открытой площадке, уполномоченным лицом склада огораживается территория временного хранения открытой площадки переносным ограждением. Товар в транспортном средстве размещен в зоне таможенного контроля на временное хранение.

25820

19266

9141 7915 9670 9159

1 п п

2016 г. 2017 г.

■ автотранспортные средства

2018 г.

I железнодорожные средства

В случае выгрузке товара из транспортного средства в помещение СВХ или на открытую площадку, которая примыкает к СВХ, уполномоченное лицо СВХ информирует перевозчика о планируемой разгрузке товара из транспортного средства в целях помещения его на временное хранение. Водитель перемещает транспортное средство с прилегающей территории в помещение или на открытую площадку для выгрузки товара. Вскрытие транспортного отсека, где размещен товар, путем удаления с него средств таможенной идентификации производится должностным лицом таможенного органа в присутствии перевозчика и (или) иных уполномоченных лиц. По факту удаления средств идентификации составляется акт. После проведения таможенного контроля в целях сохранности средств таможенной идентификации, сотрудники СВХ приступают к выгрузке товара из транспортного средства в помещение или на открытую площадку. Товар размещается в специально выделенные места для временного хранения - секции.

После выгрузки товаров на временное хранение и получения на руки всех необходимых документов водитель транспортного средства, в соответствии с порядком пропускного режима на данном объекте, получает разрешение на выезд с территории СВХ путем проставления отметок в разовом пропуске уполномоченным лицом СВХ и должностным лицом таможенного поста и выезжает с территории СВХ АО «Таском».

Владелец СВХ приступает к исполнению обязанностей после приема-передачи товара в порядке, определенном договором хранения с лицом, помещающим товары на СВХ. В соответствии с требованиями таможенного законодательства владелец СВХ АО «Таском» ведет учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представляет на таможенный пост отчетность о помещении товаров на хранение по форме ДО-1. Отчетность о временном хранения товаров на СВХ представляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица СВХ с использованием лицензируемого специализированной программы «Альта-СВХ» (PRO), совместимой с программой для загрузки данных о принятых и выданных товаров «КПС Учет и контроль товаров ВХ», информационной системой таможенных органов.

При принятии товаров на хранение не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения товаров на СВХ, уполномоченное лицо СВХ АО «Таском» представляет на таможенный пост отчетность в электронном виде по форме ДО-1. Если при принятии товаров на хранение уполномоченным лицом СВХ был составлен коммерческий акт, то сведения о коммерческом акте указываются в отчете по форме ДО-1. Коммерческий акт также формируется и представляется в электронном виде вместе с отчетом по форме ДО-1.

Если в процессе временного хранения уполномоченным лицом СВХ устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствие их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способа упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах), то по указанным выше фактам уполномоченное лицо СВХ извещает об этом таможенный пост путем представления соответствующих документов фиксирующие данные обстоятельства. Такие документы представляются в электронном виде, заверенные электронной цифровой подписью уполномоченного лица СВХ и фиксируются в КПС «Учет товаров на ВХ». В случае принятия отчета по форме ДО-1, должностное лицо таможенного органа направляет подтверждение о ее принятии с применением информационных средств.

Уполномоченное лицо СВХ информирует получателя товара о завершении таможенного оформления товаров находящихся на СВХ и согласовывает с ним дату и время выдачи, а также вывоза товара с СВХ. По факту вывоза товаров с СВХ должностное лицо СВХ формирует и представляет в таможенный орган отчетность в электронном виде по форме ДО-2.

Сведения, подлежащие указанию в отчетности по форме ДО-2, должны соответствовать сведениям, указанным в отчетности по форме ДО-1, за исключением случаев, при которых составляются документы фиксирующие изменения при приеме товаров на хранение или в процессе временного хранения товаров на СВХ. В этих случаях, сведения подлежащие указанию в отчетности по форме ДО-2, с учетом информации, содержащейся в указанных документах. Замена либо корректировка документов, на основании которых была составлена отчетность по форме ДО-1, не допускается. В случае принятия отчета по форме ДО-1, должностное лицо таможенного органа направляет подтверждение о ее принятии.

По разовому требованию таможенного органа СВХ АО «Таском» представляет в электронном виде отчетность о временном хранении товаров по форме ДО-3, содержащий сведения по ДО-1 и ДО-2.

Показатели учета товаров помещаемых на СВХ АО «Таском» представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели учета товаров, помещаемых на СВХ АО «Таском» за 2016-2018гг., ед.

Вид отчетности 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в % к

2016 г. 2017 г.

Форма ДО-1 360 307 425 118,1 138,4

Форма ДО-2 362 307 443 122,4 144,3

ИТОГО: 722 614 868 120,2 141,4

Мы видим, что количество товаров, оформленных с предоставлением отчетности по форме ДО-1 за анализируемый период имеет тенденцию к увеличению. Так, в 2018 году их количество составило 425 ед., что на 18,1% больше по сравнению с 2016 годом и на 38,4% - по сравнению с 2017 годом. Аналогичная ситуация наблюдается и по отчетности ДО-2. В отчетном году увеличение составило 22,4% по сравнению с базисным годом и 44,3% - по сравнению с прошлым годом.

Причиной увеличения количества помещенных товаров на временное хранение является перевод таможенного оформления в центры электронного декларирования, а также критерии в профилях риска не позволяющие автоматически принимать и выпускать декларации на товары.

Складская система АО «Таском» не позволяет в полной мере использовать полезный объем для хранения товаров, в связи с отсутствием на СВХ стеллажного хранения. Зачастую при помещении товаров на временное хранение в помещении СВХ возникает необходимость размещения наибольшего количества товара на небольшом квадрате площади хранения.

Таким образом, склад временного хранения открытого типа АО «Таском» является местом доставки (отправки), таможенного оформления и досмотра товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Союза как автомобильным, так и железнодорожным видами транспорта. На СВХ могут помещаться любые товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Союза, кроме запрещенных к ввозу и вывозу товаров.

Источники:

1. Никифоров, В. В. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. В. Никифоров. — Электрон. текстовые данные. — М. : ГроссМедиа, 2008. — 170 с.

2. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Аракелян С.А. Особенности развития регионального малого бизнеса// Научное обозрение: теория и практика. 2019. Т. 9. № 5 (61). С. 696-702.

3. Петрушина О.М., Аракелян В.И. Анализ развития таможенно-логистических терминалов на примере АО "Таском"// Colloquium-journal. 2019. № 10-7 (34). С. 12-13

Sources:

1. Nikiforov, V. V. Logistics. Transport and warehouse in the supply chain [Electronic resource]: tutorial / V. V. Nikifo-rov. — Electron. text data. - Moscow: Grossmedia, 2008. - 170 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Krutikov V. K., Dorozhkina T. V., Arakelyan S. A. Features of regional small business development / / Scientific review: theory and practice. 2019. Vol. 9. No. 5 (61). Pp. 696-702.

3. Petrushina O. M., Arakelyan V. I. Analysis of the development of customs and logistics terminals on the example of JSC "taskom" / / Colloquium-journal. 2019. No. 10-7 (34). Pp. 12-13

А.Ю. Пирнаева - магистрант кафедры «Менеджмент» Дагестанского государственного университета, apirnaeva@mail.ru,

A.Yu. Pirnaeva - undergraduate, Department of Management, Dagestan State University, apirnae-va@mail.ru;

З.М. Омарова - преподаватель кафедры «Менеджмент» Дагестанского государственного университета zara.omar.65@bk.ru,

Z.M. Omarova - lecturer at the Department of Management, Dagestan State University za-ra.omar.65@bk.ru.

ЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

THE VALUE OF BUSINESS PLANNING IN THE ACTIVITIES OF THE COMPANY IN MODERN CONDITIONS

Аннотация. Статья раскрывает сущность процесса бизнес-планирования, как современной формы планирования на предприятии. Авторами описывается процесс планирования на предприятии, выделяются прин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.