Научная статья на тему 'Специфика организации супружеских отношений брачных партнеров с различным уровнем эгоизма'

Специфика организации супружеских отношений брачных партнеров с различным уровнем эгоизма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
663
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭГОИЗМ / ЭГОЦЕНТРИЗМ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ / ПРОСТРАНСТВА БЫТИЯ / ПРОСТРАНСТВО СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бондарева Олеся Вячеславовна

Рассматривается проблема эгоизма личности. Прослеживается взаимосвязь эгоизма с возрастом вступления в брак, также взаимосвязь эгоистической направленности супругов с удовлетворенностью браком. Анализируются особенности организации пространства супружеских отношений брачными партнерами с различным уровнем эгоизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика организации супружеских отношений брачных партнеров с различным уровнем эгоизма»

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

PROBLEMS OF THE GENERAL PSYCHOLOGY

УДК 159.923 ББК 88.52 Б 81 О.В. Бондарева

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ БРАЧНЫХ ПАРТНЕРОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЭГОИЗМА

(Рецензирована)

Аннотация. Рассматривается проблема эгоизма личности. Прослеживается взаимосвязь эгоизма с возрастом вступления в брак, также взаимосвязь эгоистической направленности супругов с удовлетворенностью браком. Анализируются особенности организации пространства супружеских отношений брачными партнерами с различным уровнем эгоизма.

Ключевые слова: эгоизм, эгоцентризм, удовлетворенность браком, пространства бытия,

пространство супружеских отношений.

O.V. Bondareva

Specificity of the organization of matrimonial relationships between marriage partners with the

various level of egoism

Abstract. The paper examines the person’s egoism. The author traces the interrelation of egoism with the age of entering into marriage, as well as interrelation of spouses’ egoistic orientations with marriage satisfaction. Features of the organization of space of matrimonial relations by marriage partners with a various level of egoism are analyzed.

Key words: egoism, egocentrism, satisfaction with marriage, spaces of life, space of matrimonial relationships.

Современное состояние института брака. В России издавна существовала традиция ранних браков. Но в Западной Европе она была изжита не менее четырех веков назад. С середины второго тысячелетия стал распространяться новый, отличный от традиционного тип брачности, названный Дж. Хаджналом «европейским». Одной из его главных отличительных черт было позднее вступление в брак и высокая доля лиц, никогда не женившихся и не выходивших замуж.

Если же говорить о России в границах близких к современным, то доля ранних браков была достаточно большой - в брак вступали сразу по наступлении социально признаваемого возраста совершеннолетия, который во второй половине XIX в. находился для девушки в интервале 13-16 лет, для юноши - 17-18 лет.

В настоящее время возраст вступления в брак повышается и у женщин, и у мужчин. За последние десятилетия увеличение было столь значительным, что едва ли ему имеется аналог во всей предшествующей истории страны. Более того, мужчины и женщины, имеющие самостоятельные источники дохода, предпочитают и вовсе не регистрировать свои отношения, часто даже проживая врозь.

Ранее необходимость института брака объяснялась в первую очередь экономической необходимостью, брачный союз позволял эффективнее справляться с экономическими трудностями: например, материальные или жилищные проблемы было проще решать вместе.

Совокупность вышеизложенных данных дает основание для выдвижения предположения о том, что на сегодняшний день обнаруживается тенденция к усилению

индивидуализации, связанной с резко возросшими возможностями отдельного человека строить свою карьеру и судьбу. Таким образом, в данной статье будет проверено предположение о соотношении уровня эгоизма личности с возрастом вступления в брак.

Удовлетворенность браком как одно из интегративных показателей качества супружеских отношений. Исследование феномена удовлетворенности браком в отечественной и зарубежной психологии проводится уже порядка трех десятилетий в рамках общего подхода изучения качества брака (С.И. Голод, В.А. Сысенко). За это время выявлено множество факторов, подтверждающих многогранность данного понятия (Ю.Е. Алешина, Т.В. Андреева, А.Ю. Тавит, А.В. Толстова и др.).

В отечественной психологии одними из первых занимались изучением проблемы качества брака В.А. Сысенко и С.И. Голод. По мнению В.А. Сысенко, удовлетворенность семейной жизнью - понятие очень широкое, включающее степень удовлетворения всех потребностей личности. Для каждого из супругов в браке должен быть достигнут какой-то минимально необходимый уровень удовлетворения потребностей, за пределами которого уже возникает дискомфорт.

Состояние полной неудовлетворенности семейной жизнью возникает в результате конфликтных ситуаций, в которых обнаруживается заметное расхождение между ожиданиями супруга по отношению к семье и реальной жизнью (А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова).

Таким образом, необходимо учитывать и всесторонне исследовать факторы, влияющие на удовлетворенность браком супругами. Проявление эгоистической направленности в супружеских отношениях, на наш взгляд, может выступать в качестве одного из факторов, влияющих на удовлетворенность браком супругов.

Особенности организации семейных отношений супругами с различным уровнем эгоизма. В концепции З.И. Рябикиной структурно личность представляет собой полисистемное образование, включающее наряду с пространствами собственно психических, субъективных явлений (структура личностных смыслов и бытийный слой психики), также и объективные пространства личностной бытийности (организм, события среды, деятельность). Пространства объективной реальности существуют помимо личности и предваряют её, но в процессе формирования личности реорганизуются ею в соответствии со структурой личностных смыслов и таким образом преобразуются в бытийные пространства личности [8].

Человек, проявляющий эгоистическую направленность, реализует эгоистические тенденции в своем поведении, что непосредственно сказывается и на особенностях организации им пространства межличностных отношений с окружающими, т.к. «бытие человека - это всегда его со-бытие с Другими, реализующими иные смысловые содержания, личностные потенции и модели мироустройства» [12, с. 4]. В брачном событии эгоистическая направленность личности может проявляться в семейных отношениях следующим образом. Стремясь организовать общее пространство, исходя лишь из своих собственных личностных смыслов, супруг может настаивать на каком-то определённом времяпрепровождении, может вносить изменения в интерьер и дизайн жилья, не согласовывая их с супругом, или же настоять на своих предложениях. Супруг, проявляющий эгоистическую направленность, может оборудовать общее жильё, учитывая лишь собственные предпочтения и желания. Общий круг общения эгоист будет также стремиться выбрать соответственно личным предпочтениям.

Следует заметить, что исследования эгоизма распространены в зарубежной психологии, но в России данная проблема практически не изучена ни в теоретическом, ни в эмпирическом плане. В советском обществе превалировал взгляд на эгоизм только лишь как на отрицательное явление. В Большой Советской Энциклопедии эгоизм определяется как принцип жизненной ориентации, состоящий в превращении частных интересов в основной мотив деятельности и главный критерий оценки в отношении к

обществу и окружающим [2]. Подобное одностороннее рассмотрение эгоизма не позволяло сформировать целостное представление о данном феномене.

Хотелось бы особо отметить вклад, внесённый в изучение эгоизма отечественным исследователем К. Муздыбаевым. Он смог с помощью целого ряда методик выделить основные психологические корреляты эгоизма, что позволило углубить представления о данном феномене.

A.Н. Славская в своей статье «Соотношение эгоцентризма и альтруизма личности» отмечает, что «важнейшим проявлением самосознания можно считать потребность в организации своей жизни, включая в неё всё: и взаимоотношения с другими, и познание, и деятельность. Личность начинает идентифицировать свою индивидуальность, подтверждать своё «Я» на основе проб жизни, осуществляющихся в реальном времени и пространстве» [9, с. 15].

На наш взгляд, в брачном со-бытии у супруга, проявляющего высокий уровень эгоизма, существует потребность в организации не только собственной жизни, но и жизни Значимого Другого в соответствии со своими взглядами. Влияя на процесс организации жизни Другого, эгоист расширяет сферу своего пространства бытия, тем самым некоторым образом продлевая своё Я во вне, делая его ещё более значимым, прежде всего, для самого себя. Если же попытаться лишить эгоиста подобной возможности - это вызывает у него достаточно тяжёлые переживания, так как, по сути, он сталкивается с некоторой потерей части самого себя. Другой, ощущая, что в его пространство осуществляется насильственное вмешательство, может начать открыто или завуалировано сопротивляться подобной ситуации, что впоследствии может приводить к конфликтам, ссорам или же разрыву взаимоотношений. Подобный отпор абсолютно не понятен эгоисту

- он не соответствует его картине мира.

Т.И. Пашукова рассматривает понятие «эгоцентризм» как сосредоточенность субъекта на своих интересах и его неспособность принимать в расчет мнения, планы, точки зрения других людей и координировать их со своими собственными [5]. Как мы видим, данное определение весьма близко к классическому представлению об эгоизме (эгоизм - это мотивационное состояние, характеризующее заботу человека лишь о собственном благе или только о своем преимуществе; эгоистом называют того, кто игнорирует чувства, интересы и права других людей ради достижения собственных целей). На наш взгляд, эгоизм предполагает не только выделенные Т.И. Пашуковой «сосредоточенность на своих интересах и неспособность принимать точку зрения другого человека», но и преобразующую активность личности, ориентированную на достижение только лишь собственных интересов и целей. Эгоист не только сосредоточен на собственных интересах, но и активно использует других людей для реализации собственных смыслов.

Таким образом, эгоизм, на наш взгляд, представляет собой не только негативное явление, но в то же время обусловливает преобразующую активность личности. В данном контексте эгоизм может являть собой некоторый аспект проявления субъектности личности. Субъектность - это интегральная способность человека выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями. Эгоист преобразует окружающую действительность сообразно собственным интересам и потребностям.

С.Л. Рубинштейн определяет место человека в бытии в качестве субъекта его реорганизации. Расшифровывая эту способность субъекта, С.Л. Рубинштейн среди ключевых модальностей, которыми наделено внутреннее, называет способность преобразовывать внешнее по законам внутреннего. Таким образом, ключевая особенность человека как субъекта - его способность реорганизовывать бытие [7].

B.И. Слободчиков и Е.И. Исаев отмечают, что человек в своей сущности выступает как субъект психической активности. Будучи субъектом внутри себя, человек развивается в этом качестве до «сознательного деятеля и в этом смысле максимально свободного

существа, способного целенаправленно преобразовывать внутренний и внешний мир по своим собственным законам» [10, с. 142].

«Семья - одно из значимых для личности пространств бытия, в котором человек реализует субъектность, актуализируя свои запросы на поддержку чувства идентичности в отношениях с другими авторами семейных отношений. Это проявляется и в том, как человек обустраивает свою жизнь, как проявляет себя как субъект, организующий предметно-пространственную среду дома (квартиры). Человек стремится к созданию определенного интерьера с тем, чтобы чувствовать себя в своем жилище максимально комфортно» [12, с. 376-377].

Пространства бытия эгоиста в семейных отношениях так или иначе пересекаются с пространствами бытия супруга. Это и время, и предметно-пространственная среда, и пространство межличностных отношений.

Третьим предположением, положенным в основу данного исследования, стало существование различий в организации пространства супружеских отношений супругами с различным уровнем эгоизма.

Цель исследования состояла в том, чтобы выявить особенности проявления эгоистической направленности личности в пространстве межличностных отношений.

Задачи исследования:

1. Выявить взаимосвязь уровня эгоизма с возрастом вступления в брак.

2. Выявить связь удовлетворенности браком супругов с различным уровнем эгоизма.

3. Выявить особенности организации пространства супружеских отношений супругами с различным уровнем эгоизма.

Объем выборки составил 120 человек в возрасте от 19 до 30 лет. Выборка представляет собой 2 группы: 1 группа - супружеские пары (80 человек), 2 группа -респонденты, не состоящие в браке (40 человек). Состав выборки: 1 группа - юноши и девушки в возрасте от 19 до 22 лет, студенты 2-5-х курсов КубГУ, мужчины и женщины от 22 до 30 лет, работники социальной сферы, предприниматели, домохозяйки; 2 группа -юноши и девушки от 22 до 30 лет, работники социальной сферы, служащие, предприниматели.

Возраст выборки определился предположением о соотношении уровня эгоизма личности с возрастом вступления в брак: в группе молодых людей, не состоящих в браке, возрастной диапазон варьирует от 22 до 30 лет, так как именно в этот период человек уже имеет образование, работу, но момент вступления в брак отсрочивает по различным причинам. В группе респондентов, состоящих в браке, возраст варьирует от 19 до 30 лет, так как данные респонденты создали семью независимо от того, есть ли у них оконченное высшее образование и\или работа.

Для сбора эмпирического материала были использованы следующие методики. Для выявления уровня эгоизма личности использовалась методика «Шкала диспозиционного эгоизма» К. Муздыбаева. Шкала была разработана учеными Института социологии РАН (Санкт-Петербург) под руководством Муздыбаева К. в 1997 г., состоит из 10 суждений. Для оценки супружеских отношений использовались методика В.В. Столина «Удовлетворённость браком», которая состоит из 24 утверждений, а также авторская анкета, направленная на выявление особенностей организации предметнопространственной среды, пространства межличностных отношений и времени супругов, контент-анализ.

Сравнение уровня эгоизма среди молодых людей, не состоящих и состоящих в

браке

Выявив в теоретическом исследовании наличие тенденции в современном мире к отсрочиванию времени вступления в брак и отсутствию необходимости создания семьи (в плане официальной регистрации брака), возникает необходимость определить факторы,

влияющие на данный процесс, предположив при этом, что возраст вступления в брак зависит от наличия эгоистической направленности личности.

В результате было выявлено, что средние значения эгоизма выше у респондентов, не состоящих в браке, чем у супругов (табл. 1).

Таблица 1

Средние значения выраженности эгоизма у респондентов, состоящих в браке, и у ______________респондентов, не состоящих в браке, балл_____

Респонденты Уровень эгоизма

Состоящие в браке 41,2

Не состоящие в браке 43,6

Примечание. 38 - 42 балла - средний уровень эгоизма, 43 - 70 - высокий уровень эгоизма.

Сравнение уровня эгоизма в группах респондентов (табл. 1) показало, что эгоизм выше у респондентов, не состоящих в браке. Использование непараметрического статистического критерия и Манна-Уитни подтвердило значимость различий (и=97<102 при р<0,01).

Полученные данные позволяют предположить, что респондентам, состоящим в браке, гораздо чаще, чем респондентам, не состоящим в браке, приходится прислушиваться к мнению друг друга, учитывать не только лишь собственные интересы и потребности, но и мнение супруга.

Можно предположить, что молодые люди, не состоящие в браке, проявляют заботу лишь о самом себе, о своем преимуществе, их собственные интересы и чувства имеют первостепенную важность. Именно высокий уровень эгоизма является одним из факторов, влияющих на отсрочивание времени вступления в брак. Человек, который преследует лишь собственные интересы, может не признавать ценность партнера, что, с одной стороны, облегчает осуществление собственных целей за счет других людей, но в то же время создает барьер между выстраиванием доверительных отношений с окружающими.

Муздыбаев К. указывает, что отсутствие долга освобождает эгоиста от каких-либо забот об окружающих. Больше того, долг трактуется эгоистом как отрицательная ценность [4]. Можно предположить, что именно отклонение от встречи с чувством долга отодвигает границы вступления в брак молодых людей с высоким уровнем эгоизма.

С другой стороны, в семейной жизни супругам приходится учитывать интересы друг друга, появляются взаимные обязательства. В связи с чем можно предположить, что проявление эгоистических тенденций в супружеских отношениях может приводить к конфликтам и разногласиям между супругами, так как эгоист будет постоянно стремиться к достижению только лишь своих целей, игнорируя при этом потребности супруга, вследствие чего, вероятно, будет проявляться низкая удовлетворенность браком. Причем у эгоиста, по мнению Муздыбаева К., выражено стремление к обладанию, которое относится ко всем сферам жизни: и материальной, и эмоциональной, и интеллектуальной.

Можно предположить, что молодые люди, заинтересованные в сохранении

брачных отношений и тем более в благополучии семейной жизни, будут гораздо реже прибегать к эгоистическим тенденциям, тем самым эгоизм может проходить

трансформацию в процессе выстраивания доверительных отношений со Значимым

Другим. Возможно, эгоисту приходится совершать выбор: либо он проявляет

эгоистические тенденции в супружеской жизни, что влечет за собой постоянные конфликты с супругом и как одно из возможных следствий - неудовлетворенность браком, либо же он отказывается от эгоистической направленности, тем самым проявляя свою готовность отдавать, а не только получать во взаимоотношениях.

Таким образом, предположение о наличии взаимосвязи уровня эгоизма с возрастом вступления в брак нашло свое подтверждение.

Связь уровня эгоизма с удовлетворенностью браком

Из вышеизложенных рассуждений обнаружилось предположение о том, что уровень эгоизма влияет на удовлетворенность браком супругов. Вследствие этого задача на данном этапе исследования определилась как выявление связи удовлетворенности браком супругов с различным уровнем эгоизма. При сравнении уровня эгоизма в группе супружеских пар было выявлено наличие нескольких подгрупп респондентов:

- супружеские пары, где оба супруга имеют достаточно высокие показатели эгоизма;

- пары, где один супруг имеет высокий эгоизм, а второй - низкий;

- пары, где оба супруга имеют низкие показатели уровня эгоизма.

В парах с различными показателями эгоизма у супругов чаще встречались более высокие показатели у жены, чем у мужа. Супружеские пары, где у обоих супругов обнаружились высокие показатели эгоизма, представлены в выборке наравне с супружескими парами с низкими показателями эгоизма у обоих супругов.

Таблица 2.

Средние значения выраженности эгоизма и удовлетворенности браком супругов, балл

Супружеские пары Эгоизм Удовлетворенность

Высокие показатели эгоизма 52,83 38,83

Высокие и низкие показатели 42,71 39

Низкие показатели эгоизма 35 41,44

Из результатов, приведенных в табл. 2, следует, что наибольшие показатели удовлетворенности браком соответствуют респондентам с низким уровнем проявления эгоизма.

При исследовании удовлетворенности браком супругов с различным уровнем эгоизма были выявлены два коэффициента, которые характеризуют отношение между высоким и низким уровнем эгоизма и удовлетворенностью браком как обратные, т.е. чем выше уровень эгоизма супруга, тем меньше он удовлетворен браком.

Таблица 3.

Коэффициенты корреляции между показателями уровня эгоизма супругов и удовлетворенностью браком

Высокий уровень эгоизма Средние показатели Низкий уровень эгоизма

Удовлетворенность -0,17 0,41 -0,24

Из данных, представленных в табл. 3, следует, что удовлетворенность браком супругов значимо коррелирует со средним уровнем эгоизма (г =0,41). Именно при проявлении среднего уровня эгоизма, на наш взгляд, супруг может сочетать удовлетворение своих потребностей и позволять реализовываться желаниям своего супруга. Именно со средним уровнем эгоистической направленности супруг может оценить последствия своих действий, что сказывается на удовлетворенности супружеской жизнью.

При проявлении низкого уровня эгоизма супруг не всегда может заявлять о своих желаниях и потребностях, тем самым переживая неудовлетворенность, в частности, семейной жизнью. Отсутствие возможности удовлетворить те или иные потребности создает чрезвычайную ситуацию, так как порождает разнообразные отрицательные переживания, состояние психологического дискомфорта. Супруг эгоиста сталкивается с ситуацией, когда удовлетворение его желаний затруднено или заблокировано, т.е. депривировано. Постоянная депривация потребностей, вероятно, будет приводить к конфликтным ситуациям, напряженности. Таким образом, устойчивость семейных отношений ставится под угрозу.

Можно предположить, что респонденты, проявляющие высокие показатели эгоизма, будут испытывать необходимость реализации лишь собственных стремлений и интересов, они не будут испытывать достаточного удовлетворения своих потребностей, так как их запросы постоянно возрастают, тем самым они будут оказываться в ситуации хронической неудовлетворенности. Подобные процессы могут приводить к напряженности в отношениях и даже к разводу. Удовлетворение потребностей личности является необходимым условием жизни человека в случае, если те или иные потребности не удовлетворяются, могут происходить различные нарушения в жизнедеятельности личности.

Таким образом, предположение о взаимосвязи уровня эгоизма супруга и удовлетворенности браком подтвердилось: высокий уровень эгоизма связан с низкими показателями удовлетворенности браком.

Анализ организации пространства супружеских отношений супругами с различным уровнем эгоизма

При контент-анализе данных, полученных с помощью авторской анкеты, все высказывания респондентов можно разделить на 4 типа ответов. Пространство супружеских отношений понимается респондентами как безопасное место («.. .укромное и безопасное место», «.место, где я могу быть самим собой»); как общее времяпрепровождение с супругом («.время, которое мы проводим вместе», «.наш совместный отпуск»); как общая предметно-пространственная среда («.наша квартира», «.предметы интерьера, мебель»); как межличностные отношения супругов с окружающими («.празднование семейных праздников с приглашением родных и друзей», «.приглашение общих друзей в гости»).

При анализе организации предметно-пространственной среды супругами, проявляющими различный уровень эгоизма, выявились следующие особенности. Супруги, проявляющие эгоистические тенденции, отмечали, что в процессе приобретения и расстановки предметов интерьера исходили из собственных интересов, но учитывали пожелания своего супруга (83%), в то время как супруг отмечал, что его мнение учтено не было. Среди решений, которые принимаются только одним из супругов, респонденты, имеющие высокие показатели эгоизма, отметили следующие: «приобретение новой мебели» (83% от общего числа ответов), «совершение какой-либо значимой покупки» (43%), «дизайн жилья» (30%). Супруги, имеющие низкие показатели эгоизма, не выделили решений, принимаемых индивидуально.

Среди особенностей организации общего времени супругами можно выделить следующие. Супруги, проявляющие высокие показатели эгоизма, считают, что решение о проведении общего времени, отпуска и отдыха, выбор телепрограммы для общего просмотра и музыки для прослушивания принимают именно они (89%), только 3 супруга, проявляющие высокий уровень эгоизма, отметили, что решения являются обоюдными.

При выстраивании межличностных отношений с окружающими чаще всего упоминаются: посещение общих друзей и родственников (76% от общего числа ответов), приглашение в дом гостей (48%), поход в кино или театр с друзьями (32%), посещение кафе и ресторанов и поездки за город с друзьями (16%), семейные праздники (5%). Супруги, проявляющие высокий уровень эгоизма, отмечали при этом приход в гости только своих друзей (38%), посещение родственников только со своей стороны (37%), посещение кафе и ресторанов со своими друзьями (29%), в то время как супруг с низким уровнем эгоизма назвал друзей и родственников общими.

В ходе исследования были получены данные о том, что жены, проявляющие высокий уровень эгоизма, чаще склонны, не осознавая, нарушать сферы пространства мужа. Например, жена может отмечать, что не перекладывает личные вещи мужа (79% от общего числа ответов), что никогда не выбрасывала вещи, которые позже оказывались необходимыми для мужа (89%), в то время как супруг отмечает, что подобные ситуации случаются.

При схематическом изображении супругами принадлежности предметнопространственной среды квартиры (дома) супруги, проявляющие высокие показатели эгоизма, чаще склонны приписывать большую часть пространства только себе (84%), чуть меньшую часть как принадлежащую обоим супругам, и самую малую долю выделяли в качестве пространства супруга. Неудовлетворенность существующим положением вещей, касающегося распределения общего пространства, порождает у респондентов, чей супруг проявляет эгоистические тенденции, потребность расширить область личного или общего пространства: 93% респондентов, имеющих супруга с высокими показателями эгоизма, хотели бы иметь больше личного или же общего пространства, 7% отметили, что ничего менять не стали бы.

Респонденты, имеющие низкие показатели эгоизма, определяли пространство, как принадлежащее одновременно им обоим (89%), как нечто «общее», не выделяя своего и отдельно пространства мужа, или же пространство супруга было более выражено (4%).

Можно сделать вывод, что супруги, проявляющие средние и высокие показатели по шкале эгоизма, организуют предметно-пространственную среду, время и пространство межличностных отношений, которые выступают общей реальностью обоих супругов, исходя, прежде всего, из собственных интересов, порой не учитывая потребности своего супруга.

Подведем некоторые итоги исследования. Выявлена взаимосвязь уровня эгоизма с возрастом вступления в брак. Вследствие этого можно сделать вывод, что высокий уровень эгоизма может выступать одной из причин отсрочивания времени вступления в брак.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование показало, что удовлетворенность браком супругов зависит от уровня эгоизма. При проявлении эгоистической направленности личности супруг может использовать пространство супружеских отношений в качестве реализации лишь собственных потребностей без учета интересов и желаний своего супруга, что непосредственно будет сказываться на удовлетворенности браком.

Среди особенностей организации пространства супружеских отношений респондентами с различным уровнем эгоизма можно обозначить следующие: супруги, проявляющие средние и высокие показатели по шкале эгоизма, организуют предметнопространственную среду, время и пространство межличностных отношений, которые выступают общей реальностью обоих супругов, исходя, прежде всего, из собственных интересов. Таким образом, эгоизм обусловливает преобразующую активность личности, в частности, как преобразование пространства супружеских отношений одним из супругов.

Примечания:

1. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб., 2004. 244 с.

2. Большая Советская Энциклопедия. М., 1978.

3. Бурмистрова-Савенкова А.В. Личность и среда: регуляция границ бытийного пространства. Краснодар, 2006. 232 с.

4. Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 2. С. 27-39.

5. Пашукова Т.И. Эгоцентризм: феноменология, закономерности формирования и коррекции. Кировоград, 2001.

6. Петров Э.Ф. Эгоизм. Философско-этический очерк. М., 1969.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. Т. 1. 488 с.; Т. 2. 322 с.

8. Рябикина З.И., Ожигова Л.Н. Общество и человек: объективное в субъективном пространстве личности // Человек. Сообщество. Управление. 1999. № 4. С. 5-27.

9. Славская А.Н. Соотношение эгоцентризма и альтруизма личности: интерпретации // Психологический журнал. 1999. Т. 20, № 6. С. 13-23.

10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000.

11. Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова и З.И. Рябикиной. - М., 2005. 384 с.

12. Тиводар А.Р. Психология со-бытия личности в браке. Краснодар, 2008.

13. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1992.

1. Andreeva T.V. Ffamily psychology. SPb., 2004. 244 p.

2. The Large Soviet Encyclopedia. M., 1978.

3. Burmistrova-Savenkova A.V. The person and environment: regulation of borders of life spaces: monograph. Krasnodar, 2006. 232 p.

4. Muzdybaev K. The person’s egoism // Psychological Journal. 2000. V. 21, N 2. P. 27-39.

5. Pashukova T.I. Egocentrism: phenomenology, laws of formation and correction. Kirovograd, 2001.

6. Petrov E.F. Egoism. A phylosophical-ethical sketch. M., 1969.

7. Rubinshtein S.L. Bases of the general psychology: in 2 vol. Vol. 1. M., 1989. 488 p.; Vol. 2. 322 p.

8. Ryabikina Z.I., Ozhigova L.N. Society and the person: objective in subjective space of the person // The person. Community. Management. 1999. N 4. P. 5-27.

9. Slavskaya A.N. Correlation of egocentrism and altruism of the person: interpretations // Psychological journal. 1999. Vol. 20, N 6. P. 13-23.

10. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psychology of development of the person. M., 2000.

11. The subject, the person and psychology of human life / ed. V.V. Znakov and Z.I. Ryabikina. M., 2005.

384 p.

12. Tivodar A.R. Psychology of event of the person in a marriage. Krasnodar, 2008.

13. Fromm E. To have or be. M., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.