Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / модель / инструменты / средства / эффективность / project activities / model / tools / means / efficiency

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хазгалиева Алия Хамитьяновна, Гафарова Гульнара Мавлитовна, Грищенко Ильмира Равильевна

В представленной статье, авторами рассматривается проблема организации проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторы сосредоточились на изучении различных моделей, средств, инструментов и эффективности проектной деятельности. В статье анализируются различные модели организации проектной деятельности, такие как совместные и инклюзивные. В том числе исследуются материалы и инструменты, используемые в проектных занятиях, и оценивается, насколько они подходят и работают для удовлетворения особых потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хазгалиева Алия Хамитьяновна, Гафарова Гульнара Мавлитовна, Грищенко Ильмира Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE ORGANIZATION PROJECT ACTIVITIES FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

In the presented article, the authors consider the problem of organizing project activities for children with disabilities. The authors focused on studying various models, tools, instruments and the effectiveness of project activities. The article analyzes various models of organizing project activities, such as joint and inclusive. This includes examining the materials and tools used in project-based activities and assessing how appropriate and effective they are to meet the special needs of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 376.3

1 2 Алия Хамитьяновна Хазгалиева , Гульнара Мавлитовна Гафарова , Ильмира

Равильевна Грищенко 3

1 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия

Средняя общеобразовательная школа № 2, Иглино, Россия Средняя общеобразовательная школа № 3, Иглино, Россия 1еnigma999@list. ru 2granatca@mail. ru 3ilmira-pochta@mail. ru

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В представленной статье, авторами рассматривается проблема организации проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторы сосредоточились на изучении различных моделей, средств, инструментов и эффективности проектной деятельности. В статье анализируются различные модели организации проектной деятельности, такие как совместные и инклюзивные. В том числе исследуются материалы и инструменты, используемые в проектных занятиях, и оценивается, насколько они подходят и работают для удовлетворения особых потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: проектная деятельность, модель, инструменты, средства, эффективность

1 2 3

Aliya H. Khazgalieva , Gulnara M. Gafarova , Ilmira R. Grishenko

1Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla, Ufa, Russia 2General secondary school № 2, Iglino, Russia General secondary school № 3, Iglino, Russia 1 еnigma999@list.ru 2granatca@mail.ru 3ilmira-pochta@mail.ru

SPECIFICS OF THE ORGANIZATION PROJECT ACTIVITIES FOR CHILDREN WITH

DISABILITIES

Abstract. In the presented article, the authors consider the problem of organizing project activities for children with disabilities. The authors focused on studying various models, tools, instruments and the effectiveness of project activities. The article analyzes various models of organizing project activities, such as joint and inclusive. This includes examining the materials and tools used in project-based activities and assessing how appropriate and effective they are to meet the special needs of children with disabilities.

Keywords: project activities, model, tools, means, efficiency

В настоящее время все больше внимания уделяется обучению и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов работы с такими детьми. Он развивает их творческие и познавательные способности, а также способствует социальной адаптации. Тем не менее, организация проектной деятельности для детей с ОВЗ требует особого подхода и учета различных психофизиологических и возрастных особенностей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом внимании и поддержке во всех аспектах своей жизни, включая обучение и развитие. Специально разработанная и организованная для них эффективная проектная деятельность имеет решающее значение для удовлетворения их особых потребностей и расширения их возможностей. Целью этой статьи является изучение модели, характеристик, методов и средств организации проектной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, раскрытие вышеупомянутых составляющих подчеркнет важность данного исследования в создании инклюзивной среды.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых также подтверждают значимость изучения этой проблематики. Например, Г. С. Кожухарь в своих исследованиях подчеркивает важность создания благоприятного окружения, адаптации учебной деятельности к потребностям каждого ребенка и стимулирования социального взаимодействия, помощи детям с инвалидностью и без нее [5]. Ш. Хэнли-Максвелл работала в этом же направлении. Она изучала специальные методы занятий спортом и отдыха для детей с ограниченными возможностями здоровья. Также, по ее мнению, проектная деятельность должна быть адаптирована, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли участвовать в ней [2].

В работах Е.Р. Яржой-Смирновой, известной российской исследовательницы, изучающей проектное обучение в области инклюзивного образования, утверждается, что интеграция детей с ОВЗ в основные проектные задачи требует индивидуального подхода, сотрудничества педагогов и специалистов [8]. Профессор Канзасского университета М. Вехмайер провел обширные исследования в области самоопределения и инклюзивной практики для людей с ограниченными возможностями, включая детей, продолжая расширять исследования в области применения индивидуального подхода. Он сосредоточен на том, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями участвовать в проектной деятельности [4].

Американские ученые Э. Картер и Э. Тернбулл отмечают, что детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо участие в общественной жизни класса и поддержка со стороны сверстников и взрослых. Э. Картер изучал методы и разнообразные способы, участия детей с ограниченными возможностями здоровья в проектной деятельности, подчеркивая важность сотрудничества и поддержки со стороны сверстников и взрослых. В своих работах Э. Тернбулл отмечает, что семьи должны участвовать в проектной деятельности, поскольку они выступают в качестве защитников и партнеров, помогающих своим детям в обучении [1, 3].

Некоторыми исследователями указывается на использование ассистивных технологий и специальных инклюзивных методик в проектной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Роль новых цифровых и информационных технологий в повышении доступности проектной деятельности и расширении участия в ней. Также специальная подготовка учителей, сотрудничество с родителями и специалистами являются важными факторами успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

[7].

Основываясь на фундаментальных исследованиях ученых в области обучения детей с ОВЗ, можно описать модель организации проектной деятельности, которая по большому счету сводится к двум основным подходам: индивидуальному и ориентированному на инклюзивность (см. рис. 1).

Согласно индивидуальному подходу, прежде всего, занятия тщательно разрабатываются с учетом специфических потребностей и возможностей каждого ребенка. Разработка может включать в себя модификацию заданий, предоставление дополнительной поддержки или ресурсов, а также создание альтернативных способов вовлечения ребенка в проектную деятельность. Учитывая способности, ограничения и предпочтения ребенка, учитель может создать такие условия, что проектная деятельность будет инклюзивной и

значимой для каждого ребенка [6].

•Подбор мероприятий в соответствии со

способностями и требованиями каждого ребенка Сосредоточение внимания на личностном росте и развитии Вовлечение родителей,

учителей и лиц,

осуществляющих уход, в процесс планирования

всесторонней поддержки

Поощрение участия детей с ограниченными возможностями в основных мероприятиях Содействие взаимодействию и отрудничеству со

верстниками без инвалидности Предоставление необходимых условий проживания и поддержки для обеспечения равных возможностей

Рис. 1. Модель организации проектной деятельности детей с ОВЗ

Помимо этого, эти проектная деятельность не ограничиваются только участием. Она направлена на содействие личностному росту и развитию каждого ребенка. Это означает, что данный процесс строится таким образом, чтобы стимулировать ребенка к освоению новых навыков, укреплению уверенности и развитию самостоятельности. Ставя перед ребенком достижимые цели и соответствующие задачи, учитель помогает ему развить свои сильные стороны и преодолеть все препятствия, с которыми он может столкнуться [7].

Чтобы обеспечить всестороннюю поддержку, необходимо привлекать к процессу организации проектной деятельности родителей, учителей и воспитателей. Их вклад и сотрудничество неоценимы для понимания потребностей, предпочтений и прогресса ребенка. Совместная работа позволяет создать благоприятную, образовательную среду, максимально раскрывающую потенциал ребенка. Такой подход создает такие условия, что каждый ребенок получит необходимую поддержку и возможности для успешного развития и полного раскрытия своего потенциала.

Говоря об инклюзивном подходе к организации проектной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья можно утверждать, что он направлен на создание образовательной среды, в которой все дети могут участвовать, взаимодействовать и сотрудничать независимо от их способностей. Данный подход включает в себя несколько ключевых элементов, обеспечивающих равные возможности для всех детей [7].

Во-первых, в рамках такого подхода поощряется участие детей с ОВЗ во всех видах деятельности, в том числе и проектной. Вместо того чтобы выделять их в отдельные группы или давать отдельные задания, организуются условия по включению их в ту же деятельность, что и у их сверстников без каких-либо ограничений. Это способствует развитию чувства сопричастности и социальной интеграции, позволяя детям с ограниченными возможностями здоровья развивать отношения и связи со сверстниками.

Во-вторых, в особое внимание уделяется развитию взаимодействия и сотрудничества между детьми с ОВЗ и их одноклассниками. Этого можно достичь с помощью различных методик, таких как групповые проекты, мероприятия по формированию команды или совместные задания. Поощряя общение, сопереживание и понимание, дети с ОВЗ могут активно взаимодействовать со своими сверстниками, что способствует развитию чувства единства и взаимной поддержки.

Наконец, инклюзивный подход обеспечивает необходимый процесс приспособления и

179

поддержку детей с ОВЗ. Это может включать в себя физическую адаптацию к образовательной среде, предоставление дополнительных специализированных устройств или технологий, а также выделение дополнительного персонала, если это необходимо. Целью таких мероприятий является устранение барьеров и создание инклюзивной образовательной среды, в которой все дети смогут полноценно участвовать и получать пользу от процесса обучения.

Реализуя этот подход, учителя, организующие проектную деятельность, могут создать инклюзивную образовательную среду, способствующую равным возможностям для детей с ОВЗ.

Говоря об эффективности проектной деятельности для детей с ОВЗ, следует выделить основные функции, которые обеспечивают данную эффективность [4]:

1. Доступность:

- Обеспечение доступности физической среды и материалов для всех детей;

- Использование вспомогательных технологий, когда это необходимо;

- Создание адаптивных методик обучения для детей с физическими ограничениями.

2. Мультисенсорное взаимодействие:

- Включение разнообразных сенсорных ощущений (визуальных, слуховых, тактильных);

- Использование инструментов и ресурсов, стимулирующих различные органы восприятия;

- Адаптация методики для привлечения детей с сенсорной чувствительностью.

Таким образом, функция доступности обеспечивает полноценное участие детей с ОВЗ

в проектной деятельности. Устраняя физические, когнитивные или сенсорные барьеры, создается инклюзивная образовательная среда, в которой все дети могут участвовать и получать пользу от процесса обучения. Для этого могут быть предусмотрены применение цифровых и информационных технологии для тех, кто испытывает трудности в общении, адаптация материалов для удовлетворения различных сенсорных потребностей. Мультисенсорное взаимодействие играет важнейшую роль в вовлечении детей с ОВЗ и повышении эффективности их обучения. Многие дети с ОВЗ опираются на многочисленные органы чувств, чтобы обрабатывать информацию и взаимодействовать с окружающим миром. Включая в занятия различные сенсорные дополнения, такие как визуализацию, звук и анимацию, удовлетворяются их разнообразные потребности и предпочтения. Такой мультисенсорный подход не только делает занятия более увлекательными и приятными, но и способствует лучшему пониманию и запоминанию информации. Он позволяет детям исследовать и взаимодействовать с предметами и информацией, таким образом, который соответствует их особенностям здоровья.

Кроме того, мультисенсорное взаимодействие способствует развитию социального взаимодействия и коммуникации между детьми. Оно дает им возможность общаться со сверстниками, обмениваться опытом и совместно работать над проектами. Создавая насыщенную интерактивную образовательную среду, учителя способствуют социализации, работе в команде и развитию важных социальных навыков.

При организации проектной деятельности детей с ОВЗ, можно использовать несколько средств и инструментов для обеспечения успешного процесса обучения. В данный перечень входят [4]:

1. Адаптивное оборудование и вспомогательные технологии. Данные средства предназначены для оказания помощи детям с ОВЗ в участии в проектной деятельности. В качестве примера можно привести специализированные сиденья, коммуникационные устройства, сенсорные приборы и приспособления для передвижения. Предоставление необходимого оборудование, даёт детям возможность активно участвовать в различных видах проектной деятельности.

2. Визуальная поддержка. Визуальные средства поддержки, такие как визуальные

расписания, социальные истории и визуализированные подсказки, могут быть полезны для детей с ОВЗ. Эти средства предоставляют наглядные пособия, которые помогают детям понимать и выполнять инструкции, ориентироваться в распорядке дня и эффективно общаться.

3. Коммуникация и системы дополняющей и альтернативной коммуникации (ДАК). Для детей с трудностями в общении можно использовать системы ДАК для поддержки их экспрессивной и рецептивной коммуникации. Эти системы могут включать язык жестов, доски для общения с картинками, устройства, генерирующие речь, или приложения. Использование систем ДАК позволяет обеспечить эффективную коммуникацию в ходе проектной деятельности.

4. Техники сенсорной интеграции. Многие дети с ограниченными возможностями могут иметь проблемы с сенсорной обработкой. Применение методов сенсорной интеграции, таких как организация сенсорных пауз, использование успокаивающих стратегий или адаптация среды для снижения сенсорной перегрузки, может помочь создать более инклюзивную и комфортную обстановку для детей с сенсорной чувствительностью.

6. Сотрудничество со специалистами. При организации проектной деятельности детям с ОВЗ необходимо сотрудничать со специалистами, такими как дефектологи, логопеды и преподаватели специальных дисциплин. Их опыт и знания могут дать ценные советы и рекомендации по адаптации мероприятий, удовлетворению специфических потребностей и обеспечению общего успеха проекта [6].

В заключение следует отметить, что в рамках статьи рассмотрены эффективность, средства, инструменты и модель организации проектной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. В результате комплексного исследования и анализа было установлено, что реализация проектной деятельности может значительно улучшить общее развитие и освоение учебных предметов детей с ОВЗ. Использование соответствующих инструментов и ресурсов, учитывающих специфические потребности каждого ребенка, оказалось решающим в достижении положительных результатов. Кроме того, для успешной реализации проектной деятельности необходимо использовать хорошо структурированную и инклюзивную модель организации, предполагающую сотрудничество педагогов, дефектологов и родителей. Полученные результаты подчеркивают важность внедрения проектной пдеятельности в образовательные и терапевтические мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья, что в конечном итоге способствует их общему развитию и интеграции в общество.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Carter, E.W. Effects of a Collaborative Planning and Consultation Framework to Increase Participation of Students with Severe Disabilities in General Education Classes / E.W. Carter, E.M. Kuntz // Research and Practice for Persons with Severe Disabilities. 2021, 46(1). pp. 35-52.

2. Hanley-Maxwell, C. "Spirituality? It's the Core of my Leadership": Empowering Leadership in an Inclusive Elementary School / C. Hanley-Maxwell, M.W. Keyes, C.A. Capper // Educational Administration Quarterly. 1999. 35(2). pp. 203-237.

3. Turnbull, A.P. Reconceptualizing Family-Professional Partnership for Inclusive Schools: A Call to Action / A.P. Turnbull; GL. Francis, S.J. Haines, T.G. Mueller, C.Y. Chiu, MM. Burke, K. Kyzar, K G. Shepherd, N. Holdren, H.M. Aldersey // Inclusion 1 December 2017; 5 (4). pp. 234-247.

4. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. Москва: ВЛАДОС, 2006. 175 с.

5. Кожухарь, Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении [Текст] / Г.С. Кожухарь // Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 3-12.

6. Лебедева, Ю.И. К вопросу о развитии проектной компетентности педагога инклюзивного образования // Ученые записки Орловского государственного университета.

Серия: Гуманитарные и социальные науки. Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева. 2019. №1. С. 283-285.

7. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс ] учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 144 с.

8. Ярская-Смирнова, Е.Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова, И. И. Лошакова // Социологические исследования. 2003. №5. С.100-106.

REFERENCES

1. Carter, E.W. Effects of a Collaborative Planning and Consultation Framework to Increase Participation of Students with Severe Disabilities in General Education Classes / E.W. Carter, E.M. Kuntz // Research and Practice for Persons with Severe Disabilities. 2021, 46(1). pp. 35-52.

2. Hanley-Maxwell, C. "Spirituality? It's the Core of my Leadership": Empowering Leadership in an Inclusive Elementary School / C. Hanley-Maxwell, M.W. Keyes, C.A. Capper // Educational Administration Quarterly. 1999. 35(2). pp. 203-237.

3. Turnbull, A.P. Reconceptualizing Family-Professional Partnership for Inclusive Schools: A Call to Action / A.P. Turnbull; G.L. Francis, S.J. Haines, T.G. Mueller, C.Y. Chiu, MM. Burke, K. Kyzar, K G. Shepherd, N. Holdren, H.M. Aldersey // Inclusion 1 December 2017; 5 (4). pp. 234-247.

4. Integrirovannoe obuchenie detej s ogranichenny'mi vozmozhnostyami v obshhestve zdorovyx detej / F. L. Ratner, A. Yu. Yusupov. Moskva: VLADOS, 2006. 175 s.

5. Kozhuxar, G.S. Problema tolerantnosti v mezhlichnostnom obshhenii [Tekst] / G.S. Kozhuxar // Voprosy' psixologii. 2006. № 2. S. 3-12.

6. Lebedeva, Yu.I. K voprosu o razvitii proektnoj kompetentnosti pedagoga inklyuzivnogo obrazovaniya // Ucheny'e zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarny'e i sociafny'e nauki. Orel: Orlovskij gosudarstvenny'j universitet im. I.S. Turgeneva. 2019. №1. S. 283-285.

7. Yakovleva, N.F. Proektnaya deyatefnosf v obrazovatelnom uchrezhdenii [Rlektronny'j resurs ] ucheb. posobie. 2-e izd., ster. M.: FLINTA, 2014. 144 s.

8. Yarskaya-Smirnova, E.R. Inklyuzivnoe obrazovanie detej-invalidov / E. R. Yarskaya-Smirnova, I. I. Loshakova // Sociologicheskie issledovaniya. 2003. №5. S.100-106.

Информация об авторах

А.Х. Хазгалиева — магистрант;

Г.М. Гафарова — учитель;

И.Р. Грищенко — учитель.

Information about the authors

A.H. Khazgalieva - master's student;

G M. Gafarova — teacher;

I.R. Grishenko — teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.