6. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: КНОРУС, 2014. - 405 с.
7. Тимохина Т. Л. Организация приема и обслуживания туристов: Учебное пособие. - М.: «Книгодел»: МАТГР, 2014. - 288 с.
Sources:
1. Butuzov A. G. Ethnocultural tourism: a tutorial. - M.: KNORUS, 2012. - 309 p.
2. Dushkov B. A. Psycho-sociology of mentality and noo-mentality. - Ekaterinburg, 2012. - 385 p.
3. Kvartalnov V. A. Strategic management in tourism: Modern management experience. - M .: Finance and Statistics, 2016. - 496 p.
4. Makeeva E.A. Mentality in the system of social relations // Bulletin of Kazan University of Technology. - 2013. - № 5. - P.36-42
5. Pease Allan. Body language. - M .: AST, 2012. - 229 p.
6. Sadokhin A.P. Introduction to the theory of intercultural communication: a tutorial / A.P. Sadokhin. - M .: Knorus, 2014. - 405 p.
7. Timokhina T. L. Organization of the reception and service of tourists: Textbook. - M .: "Booksellers": MATGR, 2014. - 288 p.
УДК 330
И.В. Огаркова
канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой туризма и гостиничного дела
Школа Кавказского гостеприимства ФГОАУВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
I.V. Ogarkova
Candidate of Pedagogic Sciences, associate Professor, the Head of the Department of Tourism and Hotel business
School of Caucasus Hospitality Federal State Autonomous educational institution "North-Caucasus Federal University»
(8 928 370 33 73 [email protected]) Н.С. Кривошеина
канд. эконом. наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела,
Школа Кавказского гостеприимства ФГОАУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
N.S. Krivosheina Candidate of Economic Sciences, associate professor of the dept. of Tourism and Hospitality School of Caucasus Hospitality Federal State Autonomous educational institution "North-Caucasus Federal University»
(8 928 370 33 73 [email protected]) Н.Р. Осипова
магистрантка 3 курса направления подготовки «Туризм», Школа Кавказского гостеприимства ФГОАУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
N.R. Osipova
master's degree student of the 3rd course of the direction of training "Tourism»
School of Caucasus Hospitality Federal State Autonomous educational institution "North-Caucasus Federal University»
(7(962) 449-14-89 [email protected])
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРПРЕДПРИЯТИЯМИ
Г. ПЯТИГОРСКА
Аннотация. В данной статье дается определение понятия PR как средства менеджмента в туризме, определены основные цели и задачи, рассмотрены показатели эффективности работы отделов по связям с общественностью. Выделены основные направления PR-деятельности в сфере туризма, такие как: работа со средствами массовой информации; выпуск информационных материалов; организация пресс-туров для клиентов и сотрудников туристических фирм; проведение специализированных международных форумов, выставок, workshop; организация каких-либо крупных мероприятий, которые привлекают туристов. Изучены особенности PR-деятельности в туристическом бизнесе, обозначены актуальные направления развития. Проанализирована работа по связям с общественностью ведущих предприятий индустрии туризма и гостеприимства города Пятигорск: Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова, гостиницы «Интурист» и ту-
ристической фирмы «Машук». Сделаны выводы о важности деятельности высококвалифицированных специалистов в сфере PR на основе системы бренд-коммуникаций, организации событийных мероприятий на предприятиях индустрии туризма; о необходимости внедрения достижений науки и техники в музейную практику.
Annotation. This article defines the concept of PR as a means of management in tourism, defines the main goals and objectives, considers the performance indicators of public relations departments. The main directions of PR-activities are described in the field of tourism, such as: work with the media; production of information materials; organization of press tours for customers and employees of travel agencies; holding specialized international forums, exhibitions, workshop; organization of any major events that attract tourists. Features of PR-activity in tourist business are studied, actual directions of development are designated. The work on public relations of the following leading enterprises of the tourism and hospitality industry of Pyatigorsk was analyzed. They are the state Museum-reserve Lermontov, the hotel "Intourist" and the travel company "Mashuk". The conclusions were drawn about the importance of the activities of highly qualified specialists in the field of PR on the basis of the brand communication system, the organization of events at the enterprises of the tourism industry, the need to introduce the achievements of science and technology in the Museum practice.
Ключевые слова: PR, паблик рилейшн (связь с общественностью), менеджмент, коммуникации, туризм, СКФО, туристическая отрасль, реклама, бренд-коммуникации, имидж, узнаваемость, спецсобытия, общественность.
Key words: PR, public relation), management, communication, tourism, district, travel industry, advertising, brand communication, image, awareness, special events, and the community.
В современном мире сфера туризма динамично развивается, с каждым годом увеличивается оборот средств в данной области. Тем не менее, PR-деятельность в России развита слабо. Одна из причин этого заключается в том, что специалистов в данной области не хватает.
В нашем исследовании под PR в туризме мы будем понимать прежде всего функцию менеджмента, позволяющую устанавливать и поддерживать эффективные коммуникаций между предприятием и ее общественностью (партнерами и клиентами) с целью формирования положительного имиджа и успешного продвижения услуг [2]. Следует отметить, что PR одновременно является одним из средств рекламы.
Система PR должна воздействовать на общественное мнение с тем, чтобы сформировать, усилить или изменить общественное мнение в отношении предлагаемого продукта, организации.
Как показало исследование, основными целями PR в туризме являются следующие:
- формирование привлекательного имиджа турпредприятия;
- улучшение взаимоотношений с деловыми партнерами и клиентами турфирмы;
- продвижение услуг предприятия на рынок [3].
Основной целью PR-кампании, проводимой турпредприятием, является создание благоприятного общественного мнения и завоевание расположения постоянных и потенциальных партнеров и клиентов данного предприятия. Для достижения этой цели необходимо развивать коммуникации (общественные связи) предприятия с ее социально-экономической средой: потребителями, деловыми партнерами, средствами массовой информации путем проведения широких презентаций, выставок и т.п.
Одной из главных задач PR-специалистов предприятия является правильное определение целевой аудитории и формирование ее благосклонного общественного мнения.
Эффективность работы PR-отдела руководитель может оценить по следующим показателям:
- существенно расширился круг деловых контактов с целевой аудиторией;
- увеличилось количество постоянных клиентов;
- активно развиваются связи со СМИ;
- достаточно легко преодолеваются с помощью PR кризисные ситуации;
- имеет место формирование высокой корпоративной культуры внутри предприятия.
Однако руководитель любой организации должен понимать, что успешное решение такого рода аналитических и организационных задач зависит от уровня компетентности специалистов, имеющих профессиональную подготовку в области ПР. Если данную
работу в сфере связей с общественностью поручить неподготовленным сотрудникам, результаты могут быть прямо противоположны ожидаемым.
Таким образом, PR в индустрии туризма направлен на изучение складывающегося общественного мнения и формирование доброжелательного отношения к туристическому предприятию и его деятельности со стороны целевых аудиторий, деловых партнеров и широких масс населения.
Специалисты выделяют следующие основные направления PR-деятельности в сфере туризма:
- работа со средствами массовой информации (статьи в газетах и журналах, работа с радио и телевидением);
- выпуск информационных материалов (не только информационные буклеты, но профессионально сделанные интернет-сайты и социальные сети);
- организация пресс-туров для клиентов (как приз за участие в лотерее, например) и для сотрудников туристических фирм (как поощрение за хорошую работу);
- проведение специализированных международных форумов, выставок, workshop и участие в них с целью создания положительного образа о предприятии и его услугах, установления деловых контактов, заключения договоров о сотрудничестве;
- организация какого-либо крупного мероприятия, которое привлекло бы туристов (велофестиваль, рыцарский турнир, гастрономические праздники, карнавалы и т.п.), которые привлекают внимание местных жителей и гостей, прессы и блогеров.
Таким образом, можно выделить большое количество разнообразных форм подачи информационно-новостных материалов, которые применяются PR-специалистами в туризме. Однако, на наш взгляд, наиболее популярными, интересными и доступными способами привлечения внимания потенциальных посетителей является организация и проведение специальных событий, или спецсобытий (specialevents).
Под специальным событием в индустрии туризма мы будем рассматривать любые мероприятия, проводимые организацией для привлечения внимания общественности к самой организации, ее деятельности, продуктам и услугам. Спецсобытия, по мнению специалистов PR, призваны нарушить рутинный и привычный ход жизни в организации и окружающей ее среде, стать событием для целевых групп общественности. К основным спецсобытиям можно отнести церемонии открытия и закрытия, приемы, дни открытых дверей, посещения, презентации, конференции, круглые столы, выставки, пресс-туры, фестивали, праздники и прочие мероприятия.
Спецсобытия в туризме находят всё большее распространение. Проведение спецсобытия предполагает некую объективную причину или повод - начало или завершение сезона, график (для ежегодных выставок), вывод нового турпродукта на рынок, юбилей и т.д. При отсутствии явного повода его можно создать или сделать из самого повода событие.
Мы проанализировали PR-деятельность ведущих предприятий индустрии туризма и гостеприимства города Пятигорск: Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова, гостиницы «Интурист» и туристической фирмы «Машук». Исследование показало, что на этих предприятиях значительное внимание уделено PR-деятельности.
Пятигорск является промышленный, торговым, научным, культурным и туристским центром эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды, являющегося одним из старейших курортных регионов в России [1]. В городе осуществляют деятельность различные предприятия индустрии туризма: гостиницы, турфирмы, санатории, музеи и т.п. Однако только незначительная часть этих предприятий уделяет внимание PR-деятельности.
Так, Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова имеет более чем 100-летний опыт работы и является одним из ведущих учреждений культуры Ставропольского края. Доход предприятия в 2017 году составил 10 млн. рублей, а количество посетителей - 126 тыс. человек. И как отмечает руководство музея, эти показатели в значительной части достигнуты благодаря инновационной политике и активной PR-деятельности в музее.
В музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова традиционным спецсобытием, которого заранее ждут и к участию в котором готовятся многие отечественные и зарубежные лер-
монтоведы, является международная научная лермонтовская конференция. Она проводится раз в два года и стала уже традиционным мероприятием в Музее. Основной целью этого мероприятия является привлечение внимания общественности к лермонтовскому наследию и музею М.Ю.Лермонтова в Пятигорске. С этой же целью на базе музея ежегодно проводятся круглые столы и форумы, в дискуссиях которых принимают участие ведущие учёные-лермонтоведы, представители более десятка университетов и научных центров, в том числе и ученые из Китая. Все эти мероприятия интересны для широкой общественности и привлекают внимание региональных СМИ.
Все самые яркие и значимые мероприятия, прошедшие в Доме Лермонтова, находят своё отражение на сайте музея в разделе «Новости». Например, уже двенадцать раз музей открыл двери для своих посетителей в необычное время, после захода солнца. Это международная акция «Ночной музей». В 2016 году для посетителей была установлена символическая входная плата: чтобы попасть в музей, необходимо было прочитать несколько лермонтовских строк. Интересно было наблюдать за реакцией людей: кто-то напряженно хмурил лоб, вспоминая школьную программу, кто-то с упоением читал строки горячо любимого поэта, а кто-то, следуя привычке, искал ответ в Coogle. Основная цель акции — показать ресурс, возможности, потенциал современных музеев, привлечь в музеи молодежь.
Впервые «Ночь музеев» была проведена в Берлине в 1997, в 2007 году к европейским странам впервые присоединились Московские и Екатеринбургские музеи. На Северном Кавказе первым музеем, «подхватившим» эстафету, стал «Домик Лермонтова» в Пятигорске.
Еще одно, ставшее уже традиционным, мероприятие, к которому «Домик Лермонтова» присоединился первым на Ставрополье, - это международная культурная акция «Цветаевский костёр». Через литературно-поэтические композиции, выступления педагогов университетов Ставрополя, Майкопа, Пятигорска, деятелей культуры Северного Кавказа, участники Цветаевского Костра открывают новые страницы творчества и биографии Марины Ивановны и знакомят многочисленную аудиторию со временем и окружением поэта.
В 2018 году эта акция была юбилейной, 10-й на Северном Кавказе и в музее-заповеднике в том числе. Таким образом, мы видим, что любому информационному поводу можно придать дополнительный вес за счет «круглых» дат, прямых и косвенных связей, ассоциаций и прочих факторов.
Любое событие, юбилейная дата могут стать информационным поводом для организации спецсобытий - открытие выставочного проекта, массовое мероприятие, концертная программа, литературно-музыкальный вечер, культурная акция, фестиваль. В практике музея-заповедника ежегодно составляется календарь юбилейных дат на предстоящий год, которым руководствуются сотрудники в своей работе.
Также Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова нередко становится площадкой для интереснейших и значимых событий. В июне 2017 года на территории музея проходил интереснейший фестиваль «Живые ремёсла» в рамках работы благотворительного проекта «Дом ремёсел на колёсах», выигравшего грант на молодёжном форуме «Машук-2016».
В залах отдела «Дом Алябьева» проходят разнообразные занятия, которые в первую очередь были адресованы детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, ребятам с особенностями развития и их родителям. Мастер-классы по гончарному искусству, плетению из лозы, народной росписи, выставка изделий от народных умельцев, творческие встречи с искусствоведами и художниками, а также выступление этно-фолк-рок-группы и детских коллективов региона КМВ привлекли множество участников.
Этот фестиваль по планам должен стать традиционным, и территория музея, его дух и обстановка - наиболее подходящая площадка для его проведения.
К новому, 2018 году в музее была организована и проведена интереснейшая Новогодняя культурно-просветительская акция «Наряди Лермонтовскую елку!». Все желающие, без возрастных ограничений, в течение декабря приносили в музей изготовленные своими руками украшения для елки, растущей на усадьбе музея, и получали призы и сувениры. В акции приняли участие более 150 человек, это мероприятие вызвало живой
интерес у региональных СМИ, в результате чего появились несколько публикаций в местной прессе и вышел видеосюжет на канале СИМПЕКС СТС.
Всего, например, за 2017 год, в музее было проведено 124 мероприятия, в которых приняли участие 9 717 человек. Все это является примером инновационной PR-деятельности музея «Домик Лермонтова».
Со времени своего основания гостиница «Интурист» в Пятигорске по праву занимает одно из первых мест среди гостиниц КМВ. ДЖанное предприятие позиционирует себя как конгресс-отель, оказывающий широкий спектр услуг: организация трансфера, разработка экскурсионной программы, совмещённой с деловой частью, помощь в подготовке бизнес-мероприятий и т.п. Сочетание высокотехнологичного оборудования, уникального расположения отеля, квалифицированного персонала, конференц-залов для деловых встреч, соответствующих мировым стандартам, позволяет отелю организовать мероприятия любого уровня и степени сложности.
На базе гостиницы постоянно проходят различные семинары, мастер-классы, научно-практические конференции, международные форумы, благотворительные мероприятия. Данные мероприятия широко освещаются в средствах массовой информации.
Турфирма «Машук» была создана в 2009 году и за время своей деятельности стала одной из ведущих турфирм горда Пятигорска. Туристическая фирма «Машук» предлагает эксклюзивное расписание экскурсий из Пятигорска по Северному Кавказу, курортам КМВ и другим удивительным уголкам России и его окрестностям.
Мы изучили PR-деятельность данного предприятия за 2017 год. Следует отметить, что данное предприятие выступало не только как организатор мероприятий, но и как спонсор.
В ноябре 2017 года турфирма «Машук» выступила одним из основных спонсоров III Открытого фестиваля молодежного туризма и краеведения, посвященного 75-летию Битвы за Кавказ, 75-летию освобождения города Пятигорска от немецко-фашистских захватчиков. В рамках данного фестиваля был проведен интерактивный конкурс в социальных сетях по теме: «События и герои Битвы за Кавказ».
Турфирма "Машук" также являлась спонсором в следующих конкурсах: конкурс Лейцингеровские чтения, в котором приняли участие более 100 человек учащихся школ города и студентов вузов; конкурс школьных музеев и музейных комнат; конкурс живописи и графики; конкурс видеофильмов и слайд-фильмов и дугих. Ежегодно данное предприятие принимает участие в качестве спонсоров в открытом Турнире по конкуру и выездке на кубок Главы Пятигорска. Победители и призеры вышеперечисленных мероприятий получили в подарок от турфирмы «Машук»сертификаты на экскурсионную поездку, памятные призы и 20 % скидку на любые экскурсии во время новогодних каникул.
В 2017 году турфирма «Машук провела очередную благотворительную игру-викторину. Она была посвящена М.Ю.Лермонтову и проводилась в рамках празднования дня рождения М.Ю. Лермонтова. В этом мероприятии принимали участие дети, родители, учителя всех воскресных школ Пятигорска.
Турфирма "Машук" ежегодно организует летние благотворительные поездки для воспитанников социально-реабилитационного культурно-оздоровительного центра "Живая нить" и их родителей
Таким образом, наше исследование показало, что ведущие предприятия города Пятигорск значительное внимание уделяют PR-деятельности. Профессионально организованные мероприятия позволяют компаниям выделиться среди конкурентов, создают бренд, делают компанию или ее руководителя известными, вызывают доверие у потенциальных клиентов.
Исходя из результатов исследования, мы пришли к следующим выводам:
- эффективность PR значительно повышается, если данная деятельность организуется высококвалифицированными специалистами на основе системы бренд-коммуникаций, которая складывается из целей предприятия, стратегии развития бизнеса, маркетинга, PR-активностей, рекламы, мероприятий стимулирующего характера, построения системы внутренних коммуникаций;
- организация событийных мероприятий позволит предприятиям индустрии туризма привлечь внимание общественности, сформировать имидж и узнаваемость пред-
приятия в глазах потенциальных потребителей (музейные праздники, туристические фестивали и т.п.);
- предприятиям сферы туризма и гостеприимства необходимо использовать разнообразные виды спецсобытий для охвата различных целевых аудиторий (клиентов, деловых партнеров, иных видов общественности): церемонии открытия и закрытия, приемы, посещения, презентации, конференции, круглые столы, выставки, дни открытых дверей, пресс-туры, фестивали, праздники и прочие мероприятия;
- музеям необходимо разрабатывать специальные программы (просмотр световых карт, слайдов, кино- и видеофильмов), которые будут интересны детям и взрослым, создавать залы с использованием видео- и звукозаписи;
- необходимо задействовать в музейной практике всевозможные достижения современной науки и техники, которые открывают неисчерпаемые перспективы их дальнейшей работы, переводя музеи из статуса «только хранителей старины» в прогрессивные научные, культурно-образовательные, досуговые центры.
Источники:
1. Меняйлов, А.А. Историко-культурный потенциал региона как основа формирования туристского образа дестинации [Текст] / Меняйлов А.А. // Научное наследие Ф.А. Щербины: казачество и история Кавказа: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции. - Краснодар: Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ, 2018. - С. 220-223.
2. Огаркова, И.В. К некоторым вопросам организации PR-деятельности в туризме [Текст] / Огаркова И.В., Осипова Н.Р. // Роль и значение науки и техники для развития современного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018.- В 2ч. - Ч.1. - С.92-96.
3. Огаркова, И.В. Основные направления PR в туризме [Текст] / Огаркова И.В., Осипова Н.Р. // Приоритеты социально-экономического развития евразийского пространства: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. - С.55-58.
Sources:
1. Mejaylov, A.A. Historical and cultural potential of the region as a basis for the formation of the tourist image of destination [Text] / Menyaylov AA // The scientific heritage of F.A. Scherbins: Cossacks and the history of the Caucasus: a collection of materials of the XVIII International Scientific and Practical Conference. - Krasnodar: Academy of Marketing and Socio-Information Technologies - IMSIT, 2018. - P. 220-223.
2. Ogarkova, I.V. To some questions of the organization of PR-activity in tourism [Text] / Ogarkova IV, Osipova NR // Role and significance of science and technology for the development of modern society: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. - Ufa: OMEGA SAINS, 2018.- In 2 hours. - P.1. -P.92-96.
3. Ogarkova, I.V. The main directions of PR in tourism [Text] / Ogarkova IV, Osipova N.R. // Priorities of the socio-economic development of the Eurasian space: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. - Ufa: OMEGA SAINS, 2018. - P.55-58.
Е. Е. Острожная
К.т.н., доцент кафедры инженерно-технологических дисциплин Краснодарского социально-экономического института, доцент кафедры техники и технологии общественного питания Краснодарского кооперативного института (филиала) Российского университета
кооперации E.E. Ostrojnaya
Ph. D., associate Professor of engineering and technological disciplines of the Krasnodar socio-economic Institute, associate Professor of equipment and technology ofpublic catering of the Krasnodar cooperative Institute (branch) of the Russian University of cooperation
(8-918-349- 73-45, ostrojnaya@rambler. ru)
СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Аннотация. В статье рассматривается проблема охраны окружающей среды. Сказано, что охрана окружающей среды - животрепещущая проблема. Она жизненно важна для каждого человека во всём мире. Люди осознали это поздно, когда многие города, подземные и наземные водные источники, литосфера стали значительно загрязненными вредными и токсичными веществами. Вопросы очистки и сохранения окружающей среды стали актуальными уже с середины XX годов нашего столетия. Они оказались в центре внимания политиков, экономистов, врачей и всех обывателей. Каждый человек должен знать основы экологии, уметь очищать окружающую среду для сохранения своего здоровья, здоровья своих родных и близких. Однако, с перекосами в организации образования, в последнее время эту дисциплину исключили из учебных планов среднего профессионального и высшего образования. Это, конечно, очень неправильно и недальновидно. В