СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОМИ АССР в 1930-е гг.
Т. А. МАРТЫНЧУК,
методист, преподаватель ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И. А. Куратова» (г. Сыктывкар, РФ)
Воспитание человека нового общества являлось приоритетной задачей для советских детских садов. Основными линиями развития дошкольного образования в первой трети XX в. стали усиление идейно-политической направленности и повышение качества педагогической деятельности работников. Сложный процесс становления нового типа дошкольных учреждений был сопряжен со многими ошибками и просчетами, и прежде всего с игнорированием народного, традиционного опыта воспитания детей. Но педагогическая мысль и теория выдвинули немало очень значимых установок, которые были реализованы на практике. Ярким представителем новой, марксистско-ленинской, педагогики была Н. К. Крупская. Ее вклад в развитие общественного дошкольного воспитания заключался в том, что она определила базисные теоретические положения, которые легли в основу деятельности дошкольных учреждений. В 1932 и 1934 гг. под руководством Н. К. Крупской были разработаны программы работы детских садов. В 1938 г. были утверждены «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателя детского сада». В этих документах излагались основные задачи и содержание работы с детьми в РСФСР.
Проблема истории дошкольного воспитания ХХ в. исследовалась в работах
A. К. Айбазовой, Е. Г. Андреевой, П. И. Га-евской, Б. Г. Головиной, Н. В. Кондрашовой,
B. С. Крыловой, Л. Н. Литвина, Г. А. Медведевой, Я. К. Орунова, Н. И. Храпченковой, © Мартынчук Т. А., 2013
Е. А. Шкатовой и др. Их работы посвящены анализу деятельности детских садов в бывших республиках СССР, отдельных субъектах Российской Федерации. В то же время в архивах имеется внушительное количество документов, позволяющих осветить данную проблему на примере Коми автономной области. Некоторые аспекты воспитания дошкольников на региональном уровне затрагивались в работах О. В. Золотарева, Н. И. Суркова, Л. С. Шабаловой, но они носили информационный характер. Ряд статей о детских садах Коми АССР был опубликован в региональной прессе, на страницах журналов «Дошкольное воспитание», «Детский сад от А до Я».
Дошкольное воспитание в Коми АССР (до 5 декабря 1936 г. - Коми автономная область) в 1930-х гг. являлось одной из составляющих народного образования и масштабным культурным мероприятием наряду со всеобучем для молодежи и ликбезом для взрослых. Деятельность детских садов была затруднена сложными социально-экономическими условиями, что во многом было связано с процессом становления Коми автономии. Тем не менее в республике формировалось дошкольное сообщество - объединение людей, имевших общие интересы и цели: педагогов-воспитателей, родителей и непосредственно детей от 3 до 7 лет.
Цель исследования - проследить специфику процесса формирования дошкольной сети в Коми АССР в 1930-е гг., охарактеризовать состав и динамику развития
образовательного уровня работников детских садов, социального состава родителей и детей в изучаемый период.
Масштабные изменения в жизни коми народа произошли на фоне политических событий, а также создания новой системы административного управления и деления 1930-х гг. Социально-экономические преобразования также были связаны с культурной революцией [1, 113]. К этому времени в Коми автономной области функционировало 19 детских садов, 56 площадок и комнат [3, д. 562, л. 172]. В 1930 г. количество детей до 7 лет составило 25 450 чел. Из них дошкольными учреждениями было охвачено только 1 270 чел., что составляло лишь около 5 %, в том числе коми национальности -74 %, русских - 26 % [3, д. 562, л. 177].
Идеи культурной революции, в общий маршрут которой в 1931 г. была включена и дошкольная культэстафета (так называемый дошкольный культпоход), вызвали качественные и количественные изменения в сфере дошкольного воспитания в Коми [3, д. 562, л. 46] (табл. 1). На одной из педагогических конференций отмечалось, что колхозницы, работницы и трудящиеся должны быть привлечены к активному участию в строительстве социализма, поэтому так важно организовывать детские сады. В области широко развернулась агитационная работа среди населения, привлеченного к лесозаготовкам, но главное внимание было обращено на
Таблица 1
Изменение количества детских садов и их воспитанников в Коми в 1930-е гг. [3; 4]
Год Количество детских садов Количество детей в детских садах, чел.
1930 18 870
1931 19 870
1932 67 1 320
1935 100 3 874
1936 105 3 556
1937 85 2 610
1938 89 2 796
1939 87 3 171
создание дошкольных учреждений в рабочих поселках [3, д. 995, л. 95; д. 672, л. 92-94].
Вся работа в детских садах строилась на родных для детей языках [3, д. 108, л. 21; д. 829, л. 11]. Коми являлся базовым для поселений, где были сосредоточены представители зырянской национальности (Усть-Усинский, Усть-Куломский, Ижемский районы) [3, д. 829, л. 16]. В рабочих поселках Нювчим, Лесозавод, Се-регово, Кажим общение велось только на русском [3, д. 829, л. 19]. Государственная политика СССР 1930-х гг. привела к тому, что дошкольное сообщество стало интернациональным. В 1932 г. был открыт 31 детский сад с охватом 390 чел. в поселках спецпереселенцев (Усть-Куломский, Сто-рожевский, Усть-Вымский, Прилузский, Визингский, Троицко-Печорский, Сык-тывдинский, Усть-Цилемский районы) [3, д. 629, л. 13, 68-71]. В пос. Зимстан работа велась на русском языке, Ниашор - на татарском, Одью - на татарском и русском, Ындин - на русском и немецком [3, д. 829, л. 21, 31, 43, 74]. В Сыктывкаре в это время действовали русский и Центральный коми детские сады [3, д. 474, л. 216].
Несмотря на то что интернациональное воспитание в дошкольных учреждениях не носило регулярный характер, в них складывалось особое полиэтническое сообщество педагогов-воспитателей, родителей и детей, что свидетельствовало о значительных преобразованиях в социально-культурной сфере [3, д. 562, л. 175].
Ведущими представителями дошкольного сообщества являлись педагогические работники, поскольку их деятельность носила профессиональный характер. Они были организаторами образовательного процесса в детском саду, доносили культурно-ценностные установки общества до воспитанников.
К 1930 г. в Коми автономной области система дошкольного дела была сформирована. Большинство руководителей детских дошкольных учреждений прошли трехмесячный практикум при Центральном детском саде [3, д. 212, л. 7; д. 562,
л. 79]. К сожалению, состав слушателей был очень слабым, так как 50 % из них не имели среднего образования.
В феврале 1931 г. в областном отделе народного образования была введена должность инспектора по дошкольному воспитанию, в обязанности которого входил учет количества дошкольных учреждений в области, педагогического состава, процентного охвата детей по районам и предприятиям [3, д. 562, л. 79]. Эта деятельность положила начало аналитической оценке дошкольного воспитания. Отчеты дали возможность проанализировать уровень образования педагогических работников детских садов в 1930-х гг. Увеличение количества таких учреждений требовало хорошей подготовки воспитателей [3, д. 672, л. 2]. В декабре 1931 г. при Сыктывкарском педагогическом техникуме было открыто дневное дошкольное отделение, в 1933 г. - вечернее, в 1937 г. -заочное [3, д. 1057, л. 27; 4, д. 49, л. 92; 5, д. 1, л. 249].
Для работы на летней дошкольной практике привлекали учащихся Чер-дынского педагогического техникума [5, д. 474, л. 255]. В 1938 г. действовали годичные курсы в Усть-Вымском и Ижемском педагогических техникумах [3, д. 1006, л. 242]. Для снятия кадровой напряженности областной отдел народного образования требовал получения среднего специального образования всеми заведующими и воспитателями, но эти планы не всегда можно было осуществить [3, д. 789, л. 36; 4, д. 49, л. 92].
Социальное происхождение педагогов дошкольного образования в основном было крестьянским (около 40 %), выходцы из семей служителей культа составляли 18 %, рабочих - 13, служащих - 13 %. По национальному составу воспитателей коми среди них было 74 %, русских - 26 % [3, д. 562, л. 1-6]. В детских садах работали женщины, и только в 1940 г. в 13 районах республики трудились 6 % мужчин-педагогов [4, д. 287, л. 22].
Качество работы в детских садах было низким, что объяснялось слабым составом сотрудников (табл. 2 и 3).
Таблица 2
Квалификационный уровень педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Коми в 1930-е гг. [3; 4]
Год Коли- Образование, %
чество
педа- ео
гогов, ьн е ео
чел. е л е 8 ш и
а с я 5 дц н де 5 « поде чаа ы с
ы в репе сс ре с а & нс н &
1931 58 43 24
1936 132 0,7 18 35 38
1937 141 0,7 23 6 17
1938 183 27 19 10 68
1940 79 20 20 15 22
Таблица 3
Квалификационный уровень воспитателей детских садов в 1940 г.* [4, д. 278, л. 22]
Регион Образование, %
высшее среднее неполное среднее
РСФСР 3,2 43,4 53,4
Мурманская обл. 2,2 34,2 62,7
Коми АССР 40,0 37,0
* Составлено с использованием данных диссертационных исследований Б. Г. Головиной, Л. Н. Литвина.
Большая текучесть кадров в дошкольных учреждениях была вызвана плохими условиями труда и низким социально-правовым положением работников [3, д. 672, л. 14, 38; 4, д. 6, л. 24]. Несмотря на это, педагоги и воспитатели детских садов становились организующей силой формирования родителей как составной части дошкольного сообщества.
Первую попытку проанализировать социальный состав родителей сделала В. А. Богословская, внесшая большой вклад в развитие общественного дошкольного воспитания в Коми крае [2, 50]. В 1930 г. педагог изучила данные 55 воспитанников младшей и старшей групп русского детского сада г. Усть-Сысольска (с 26 марта 1930 г. -Сыктывкар). Детей рабочих среди них оказалось 23 %, колхозников - 3, крестьян -5, работников просвещения - 7, сторожей - 36, служащих - 14, пенсионеров - 5, инвалидов - 3 %, т. е. основными за-
Масштабные изменения в жизни коми народа произошли на фоне политических событий, а также создания новой системы административного управления и деления 1930-х гг.
нятиями родителей городских детей были деятельность в государственных учреждениях, работа на заводах и фабриках [3, д. 474, л. 41]. В 1936 г. заведующая Сыктывкарским детским садом № 2 Е. Т. Распутина проанализировала социальный состав родителей 73 воспитанников учреждения, русских и коми по национальности. 13 % из них были колхозники, 87 - служащие, в том числе 23 - учителя, 16 - медицинские работники, 10 - студенты педагогических учреждений, 7 - пенсионеры, 5 % - политпросветработники и т. д. [3, д. 995, л. 25]. Позже в области стали появляться ведомственные детские сады [3, д. 1006, л. 244], которые посещали, в частности, дети сотрудников типографии, горстроя, лесозавода, Затонской запани.
В районах подобная аналитическая работа не проводилась, поэтому исследовать социальный состав родителей дошкольников сложно. В рабочих поселках они в основном были заняты на производстве (Нювчимский чугунолитейный, Сереговский солеваренный, Усть-Цилемский замшевый заводы). Сельские и деревенские детские сады охватывали крестьянских детей, а также детей работников колхозов и совхозов практически во всех районах Коми. В созданных в 1930-е гг. спецпоселках дошкольные учреждения посещали дети тех, кто был привлечен к лесозаготовкам [3, д. 672, л. 92-94].
Родители дошкольников помогали обустраивать их жизнь в детских садах: облагораживали территории, изготавливали мебель, игрушки, участвовали в праздниках [3, д. 995, л. 27], т. е. были полноправными участниками воспитательного процесса.
Количественная характеристика сети детских садов по районам области приведена в табл. 4.
Таблица 4 Количественная характеристика сети дошкольных учреждений Коми по данным на август 1931 г. [3, д. 563, л. 7-9]
Город / район Кол-во детских садов Кол-во детей, чел. Кол-во воспитателей, чел.
г. Сыктывкар 16 430 27
Визингский 2 50 6
Ижемский 3 300 1
Прилузский 6 220 1
Сторожевский 4 137 Нет сведений
Сыктывдинский 8 278 8
Троицко-Печорский 3 116 4
Удорский 1 53 2
Усть-Вымский 2 135 4
Усть-Куломский 7 265 4
Усть-Цилемский 1 40 2
Итого 53 2 024 59
Неравномерность распределения педагогов в детских садах привела к тому, что в среднем по области один воспитатель приходился на 34 ребенка, а 46 % воспитателей было сосредоточено в Сыктывкаре. Большинство дошкольников говорили на коми языке, но в детских садах отсутствовала коми литература для детей, поэтому было необходимо выпускать книги, сборники игр и песен на нем [3, д. 1057, л. 28]. Материалы для пособий и методические разработки должны были подготовить педагоги детских садов [3, д. 1057, л. 188; 4, д. 6, л. 71]. С 1933 по 1940 г. вышло около 140 детских книг на коми языке, среди них были и произведения для дошкольников [1, 162].
К середине 1930-х гг. в РСФСР появились издания (Программа воспитания и внутреннего распорядка детского сада и т. д.), которые рекомендовали организовать деятельность таких учреждений с учетом подготовки ребенка к успешной учебе в школе и в строгом соответствии
с его запросами и возрастными особенностями [3, д. 672, л. 66; 7]. Журнал «Дошкольное воспитание», основанный в 1928 г. в г. Москве, стал главным печатным органом, направляющим методическую деятельность детских садов. Основными направлениями их работы были объявлены: общественное, физическое, художественное, трудовое воспитание, развитие детской речи, математических представлений, знаний о природе. Ведущим видом деятельности дошкольников признавалась игра. А. П. Усова отмечала, что уже к 4,5-5 годам в условиях детского сада складываются относительно самостоятельные детские сообщества со своими игровыми традициями, нормами и правилами поведения, отражающими идеологические взгляды того времени [8]. Игры детей инициировались взрослыми. Большое внимание уделялось строительным играм: зимой материалом служил снег, летом - песок и глина [3, д. 732, л. 25; д. 995, л. 26]. Недостаток или отсутствие игрушек в детских садах восполнялось предметами-заместителями (осколки стекла, палочки) [3, д. 672, л. 66; д. 746, л. 61; д. 995, л. 27].
Главной задачей педагогов было донести до воспитанников идею производственного, культурного и экономического строительства страны. Поэтому среди детей были популярны строительство аэропланов, мавзолеев, грузовых автомобилей, проведение телефона и электричества [3, д. 995, л. 26]. В летнее время они проводили много времени на свежем воздухе, занимаясь творческими играми, сбором урожая [3, д. 732, л. 22]. Игры в семью практически не устраивались, но были введены «антирождественские» и «антипасхальные» кампании [3, д. 672, л. 43].
Идеологическое содержание прослеживалось и в художественной деятельности дошкольников. Дети разучивали песни, прославлявшие Красную Армию и коммунистическую партию: «Марш Буденного», «По долинам и по взгорьям» и др. Практически все они были на рус-
ском языке. Большой интерес у детей вызывали праздники 1 Мая, 7 Ноября, которые отмечались концертами с атрибутикой, изготовленной общими усилиями педагогов, детей и родителей. Особенным событием для воспитанников детских садов было фотографирование [6]. Его проводили редко, поэтому к нему тщательно готовились. Например, к 15-летию Коми области для фотосъемок детей специально были изготовлены национальные костюмы ижемцев и жителей Прилузья [3, д. 995, л. 72].
Родители дошкольников помогали обустраивать их жизнь в детских садах: облагораживали территории, изготавливали мебель, игрушки, участвовали в праздниках, т. е. были полноправными участниками воспитательного процесса.
Трудовое воспитание дошкольников было одной из составляющих педагогического процесса. В соответствии с идеями Н. К. Крупской, А. С. Макаренко в дошкольных учреждениях устраивались огороды или цветники и дети должны были ухаживать за растениями и животными (курами, кроликами) [3, д. 898, л. 4; д. 746, л. 8; д. 1084, л. 26].
Таким образом воспитанники детских садов в 1930-х гг. приобщались к обществу через доступные виды деятельности: игровую, художественную, трудовую и др. Свои жизненные впечатления они выражали в игре, беседах, развлечениях, что было важной составляющей жизни детского сообщества.
При оценке педагогической работы, проводимой дошкольными учреждениями Коми АССР в 1930-х гг., отчетливо прослеживаются следующие тенденции: закрепление за ними социальной и педагогической функций; установление единого подхода к организации деятельности на основе нормативных документов; воспитание дошкольников в соответствии с идеологией времени. Исследо-
Специфика организации общественного дошкольного воспитания в Коми АССР неразрывно связана с культурной революцией, затронувшей все области деятельности жителей региона.
вание позволило сделать ряд выводов о специфике организации дошкольного воспитания в республике.
Основной целью общественного дошкольного воспитания в Коми АССР, как и во всей стране, было освобождение женщины для работы на благо государства. Одним из его наиболее значимых направлений считалось ознакомление детей с социальной действительностью на примере местной жизни [3, д. 732, л. 21].
Отдельные мероприятия воспитательного процесса в учреждениях инициировал Коми областной отдел народного образования [3, д. 562, л. 77]. В республике устраивали встречи, беседы, радиопередачи, где активно пропагандировали идеи общественного дошкольного воспитания, проводили сбор средств для помощи детским садам [3, д. 562, л. 101; д. 672, л. 12, 14]. Одной из оригинальных форм работы стал «дошкольный поход», основной целью которого явился максимальный охват детей рабочих, бедноты, колхозников, коммунаров учреждениями летних и зимних видов. Он был призван содействовать культурной кооперации трудящихся, предоставлению женщинам-матерям возможности работать и учиться, а также способствовать качественному повышению дошкольной работы [4, д. 311, л. 14; д. 562, л. 72, 54; д. 474, л. 55]. Организация похода привела к увеличению числа детских садов в 3,5 раза за один год (см. табл. 1). При этом снижение их количества в 1937 г. произошло за счет сокращения колхозной сети в системе земельных органов.
Самым крупным был Центральный коми детский сад, который считался областным методическим центром, но та-
ковым по существу не был. В нем не создавались рекомендации по работе с детьми, слабо распространялся передовой опыт по сотрудничеству с массовыми детскими учреждениями [3, д. 562, л. 79]. Единственный инспектор по дошкольному воспитанию практически не мог способствовать развитию методов и приемов такой деятельности [3, д. 672, л. 39], особенно в условиях полиэтнического региона и отдаленности населенных пунктов.
Трудовое воспитание дошкольников было одной из составляющих педагогического процесса. В соответствии с идеями Н. К. Крупской, А. С. Макаренко в дошкольных учреждениях устраивались огороды или цветники и дети должны были ухаживать за растениями и животными.
Специфика организации общественного дошкольного воспитания в Коми АССР неразрывно связана с культурной революцией, затронувшей все области деятельности жителей региона. В результате масштабных мероприятий было сформировано дошкольное сообщество как непременная часть социума.
Поступила 11.09.2013
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Безносиков, Я. Н. Культурная революция в Коми АССР / Я. Н. Безносиков. - М., 1968. - 294 с.
2. Мартынчук, Т. А. Вклад В. Богословской в систему дошкольного образования Коми АССР // Финно-угорский мир. - 2013. -№ 1. - 125 с.
3. Национальный архив Республики Коми (НА РК). Ф.р.-148. Оп. 1.
4. НА РК. Ф. 241. Оп. 1.
5. НА РК. Ф. 1538. Оп. 1.
6. О жизни в детском саду. Воспоминания В. П. Найко. - Личный архив автора.
7. Программы и внутренний распорядок детского сада. - М., 1934. - 175 с.
8. Усова, А. П. Игра и игрушка / А. П. Усова. - Л., 1940. - 44 с.