Научная статья на тему 'Специфика организации общественного дошкольного воспитания в Коми АССР в 1930-е гг'

Специфика организации общественного дошкольного воспитания в Коми АССР в 1930-е гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / PRESCHOOL COMMUNITY / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ДЕТСКИЕ САДЫ / KINDERGARTENS / КОМИ АССР / KOMI ASSR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынчук Татьяна Александровна

Анализируются дошкольное сообщество Коми АССР, специфика развития общественного дошкольного воспитания, рассматривается организация детских садов в 1930-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of public preschool education in Komi ASSR in the 1930’s

It analyzes preschool community in Komi ASSR, specific features of public preschool education and considers the organization of kindergartens in 1930’s.

Текст научной работы на тему «Специфика организации общественного дошкольного воспитания в Коми АССР в 1930-е гг»

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОМИ АССР в 1930-е гг.

Т. А. МАРТЫНЧУК,

методист, преподаватель ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И. А. Куратова» (г. Сыктывкар, РФ)

Воспитание человека нового общества являлось приоритетной задачей для советских детских садов. Основными линиями развития дошкольного образования в первой трети XX в. стали усиление идейно-политической направленности и повышение качества педагогической деятельности работников. Сложный процесс становления нового типа дошкольных учреждений был сопряжен со многими ошибками и просчетами, и прежде всего с игнорированием народного, традиционного опыта воспитания детей. Но педагогическая мысль и теория выдвинули немало очень значимых установок, которые были реализованы на практике. Ярким представителем новой, марксистско-ленинской, педагогики была Н. К. Крупская. Ее вклад в развитие общественного дошкольного воспитания заключался в том, что она определила базисные теоретические положения, которые легли в основу деятельности дошкольных учреждений. В 1932 и 1934 гг. под руководством Н. К. Крупской были разработаны программы работы детских садов. В 1938 г. были утверждены «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателя детского сада». В этих документах излагались основные задачи и содержание работы с детьми в РСФСР.

Проблема истории дошкольного воспитания ХХ в. исследовалась в работах

A. К. Айбазовой, Е. Г. Андреевой, П. И. Га-евской, Б. Г. Головиной, Н. В. Кондрашовой,

B. С. Крыловой, Л. Н. Литвина, Г. А. Медведевой, Я. К. Орунова, Н. И. Храпченковой, © Мартынчук Т. А., 2013

Е. А. Шкатовой и др. Их работы посвящены анализу деятельности детских садов в бывших республиках СССР, отдельных субъектах Российской Федерации. В то же время в архивах имеется внушительное количество документов, позволяющих осветить данную проблему на примере Коми автономной области. Некоторые аспекты воспитания дошкольников на региональном уровне затрагивались в работах О. В. Золотарева, Н. И. Суркова, Л. С. Шабаловой, но они носили информационный характер. Ряд статей о детских садах Коми АССР был опубликован в региональной прессе, на страницах журналов «Дошкольное воспитание», «Детский сад от А до Я».

Дошкольное воспитание в Коми АССР (до 5 декабря 1936 г. - Коми автономная область) в 1930-х гг. являлось одной из составляющих народного образования и масштабным культурным мероприятием наряду со всеобучем для молодежи и ликбезом для взрослых. Деятельность детских садов была затруднена сложными социально-экономическими условиями, что во многом было связано с процессом становления Коми автономии. Тем не менее в республике формировалось дошкольное сообщество - объединение людей, имевших общие интересы и цели: педагогов-воспитателей, родителей и непосредственно детей от 3 до 7 лет.

Цель исследования - проследить специфику процесса формирования дошкольной сети в Коми АССР в 1930-е гг., охарактеризовать состав и динамику развития

образовательного уровня работников детских садов, социального состава родителей и детей в изучаемый период.

Масштабные изменения в жизни коми народа произошли на фоне политических событий, а также создания новой системы административного управления и деления 1930-х гг. Социально-экономические преобразования также были связаны с культурной революцией [1, 113]. К этому времени в Коми автономной области функционировало 19 детских садов, 56 площадок и комнат [3, д. 562, л. 172]. В 1930 г. количество детей до 7 лет составило 25 450 чел. Из них дошкольными учреждениями было охвачено только 1 270 чел., что составляло лишь около 5 %, в том числе коми национальности -74 %, русских - 26 % [3, д. 562, л. 177].

Идеи культурной революции, в общий маршрут которой в 1931 г. была включена и дошкольная культэстафета (так называемый дошкольный культпоход), вызвали качественные и количественные изменения в сфере дошкольного воспитания в Коми [3, д. 562, л. 46] (табл. 1). На одной из педагогических конференций отмечалось, что колхозницы, работницы и трудящиеся должны быть привлечены к активному участию в строительстве социализма, поэтому так важно организовывать детские сады. В области широко развернулась агитационная работа среди населения, привлеченного к лесозаготовкам, но главное внимание было обращено на

Таблица 1

Изменение количества детских садов и их воспитанников в Коми в 1930-е гг. [3; 4]

Год Количество детских садов Количество детей в детских садах, чел.

1930 18 870

1931 19 870

1932 67 1 320

1935 100 3 874

1936 105 3 556

1937 85 2 610

1938 89 2 796

1939 87 3 171

создание дошкольных учреждений в рабочих поселках [3, д. 995, л. 95; д. 672, л. 92-94].

Вся работа в детских садах строилась на родных для детей языках [3, д. 108, л. 21; д. 829, л. 11]. Коми являлся базовым для поселений, где были сосредоточены представители зырянской национальности (Усть-Усинский, Усть-Куломский, Ижемский районы) [3, д. 829, л. 16]. В рабочих поселках Нювчим, Лесозавод, Се-регово, Кажим общение велось только на русском [3, д. 829, л. 19]. Государственная политика СССР 1930-х гг. привела к тому, что дошкольное сообщество стало интернациональным. В 1932 г. был открыт 31 детский сад с охватом 390 чел. в поселках спецпереселенцев (Усть-Куломский, Сто-рожевский, Усть-Вымский, Прилузский, Визингский, Троицко-Печорский, Сык-тывдинский, Усть-Цилемский районы) [3, д. 629, л. 13, 68-71]. В пос. Зимстан работа велась на русском языке, Ниашор - на татарском, Одью - на татарском и русском, Ындин - на русском и немецком [3, д. 829, л. 21, 31, 43, 74]. В Сыктывкаре в это время действовали русский и Центральный коми детские сады [3, д. 474, л. 216].

Несмотря на то что интернациональное воспитание в дошкольных учреждениях не носило регулярный характер, в них складывалось особое полиэтническое сообщество педагогов-воспитателей, родителей и детей, что свидетельствовало о значительных преобразованиях в социально-культурной сфере [3, д. 562, л. 175].

Ведущими представителями дошкольного сообщества являлись педагогические работники, поскольку их деятельность носила профессиональный характер. Они были организаторами образовательного процесса в детском саду, доносили культурно-ценностные установки общества до воспитанников.

К 1930 г. в Коми автономной области система дошкольного дела была сформирована. Большинство руководителей детских дошкольных учреждений прошли трехмесячный практикум при Центральном детском саде [3, д. 212, л. 7; д. 562,

л. 79]. К сожалению, состав слушателей был очень слабым, так как 50 % из них не имели среднего образования.

В феврале 1931 г. в областном отделе народного образования была введена должность инспектора по дошкольному воспитанию, в обязанности которого входил учет количества дошкольных учреждений в области, педагогического состава, процентного охвата детей по районам и предприятиям [3, д. 562, л. 79]. Эта деятельность положила начало аналитической оценке дошкольного воспитания. Отчеты дали возможность проанализировать уровень образования педагогических работников детских садов в 1930-х гг. Увеличение количества таких учреждений требовало хорошей подготовки воспитателей [3, д. 672, л. 2]. В декабре 1931 г. при Сыктывкарском педагогическом техникуме было открыто дневное дошкольное отделение, в 1933 г. - вечернее, в 1937 г. -заочное [3, д. 1057, л. 27; 4, д. 49, л. 92; 5, д. 1, л. 249].

Для работы на летней дошкольной практике привлекали учащихся Чер-дынского педагогического техникума [5, д. 474, л. 255]. В 1938 г. действовали годичные курсы в Усть-Вымском и Ижемском педагогических техникумах [3, д. 1006, л. 242]. Для снятия кадровой напряженности областной отдел народного образования требовал получения среднего специального образования всеми заведующими и воспитателями, но эти планы не всегда можно было осуществить [3, д. 789, л. 36; 4, д. 49, л. 92].

Социальное происхождение педагогов дошкольного образования в основном было крестьянским (около 40 %), выходцы из семей служителей культа составляли 18 %, рабочих - 13, служащих - 13 %. По национальному составу воспитателей коми среди них было 74 %, русских - 26 % [3, д. 562, л. 1-6]. В детских садах работали женщины, и только в 1940 г. в 13 районах республики трудились 6 % мужчин-педагогов [4, д. 287, л. 22].

Качество работы в детских садах было низким, что объяснялось слабым составом сотрудников (табл. 2 и 3).

Таблица 2

Квалификационный уровень педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Коми в 1930-е гг. [3; 4]

Год Коли- Образование, %

чество

педа- ео

гогов, ьн е ео

чел. е л е 8 ш и

а с я 5 дц н де 5 « поде чаа ы с

ы в репе сс ре с а & нс н &

1931 58 43 24

1936 132 0,7 18 35 38

1937 141 0,7 23 6 17

1938 183 27 19 10 68

1940 79 20 20 15 22

Таблица 3

Квалификационный уровень воспитателей детских садов в 1940 г.* [4, д. 278, л. 22]

Регион Образование, %

высшее среднее неполное среднее

РСФСР 3,2 43,4 53,4

Мурманская обл. 2,2 34,2 62,7

Коми АССР 40,0 37,0

* Составлено с использованием данных диссертационных исследований Б. Г. Головиной, Л. Н. Литвина.

Большая текучесть кадров в дошкольных учреждениях была вызвана плохими условиями труда и низким социально-правовым положением работников [3, д. 672, л. 14, 38; 4, д. 6, л. 24]. Несмотря на это, педагоги и воспитатели детских садов становились организующей силой формирования родителей как составной части дошкольного сообщества.

Первую попытку проанализировать социальный состав родителей сделала В. А. Богословская, внесшая большой вклад в развитие общественного дошкольного воспитания в Коми крае [2, 50]. В 1930 г. педагог изучила данные 55 воспитанников младшей и старшей групп русского детского сада г. Усть-Сысольска (с 26 марта 1930 г. -Сыктывкар). Детей рабочих среди них оказалось 23 %, колхозников - 3, крестьян -5, работников просвещения - 7, сторожей - 36, служащих - 14, пенсионеров - 5, инвалидов - 3 %, т. е. основными за-

Масштабные изменения в жизни коми народа произошли на фоне политических событий, а также создания новой системы административного управления и деления 1930-х гг.

нятиями родителей городских детей были деятельность в государственных учреждениях, работа на заводах и фабриках [3, д. 474, л. 41]. В 1936 г. заведующая Сыктывкарским детским садом № 2 Е. Т. Распутина проанализировала социальный состав родителей 73 воспитанников учреждения, русских и коми по национальности. 13 % из них были колхозники, 87 - служащие, в том числе 23 - учителя, 16 - медицинские работники, 10 - студенты педагогических учреждений, 7 - пенсионеры, 5 % - политпросветработники и т. д. [3, д. 995, л. 25]. Позже в области стали появляться ведомственные детские сады [3, д. 1006, л. 244], которые посещали, в частности, дети сотрудников типографии, горстроя, лесозавода, Затонской запани.

В районах подобная аналитическая работа не проводилась, поэтому исследовать социальный состав родителей дошкольников сложно. В рабочих поселках они в основном были заняты на производстве (Нювчимский чугунолитейный, Сереговский солеваренный, Усть-Цилемский замшевый заводы). Сельские и деревенские детские сады охватывали крестьянских детей, а также детей работников колхозов и совхозов практически во всех районах Коми. В созданных в 1930-е гг. спецпоселках дошкольные учреждения посещали дети тех, кто был привлечен к лесозаготовкам [3, д. 672, л. 92-94].

Родители дошкольников помогали обустраивать их жизнь в детских садах: облагораживали территории, изготавливали мебель, игрушки, участвовали в праздниках [3, д. 995, л. 27], т. е. были полноправными участниками воспитательного процесса.

Количественная характеристика сети детских садов по районам области приведена в табл. 4.

Таблица 4 Количественная характеристика сети дошкольных учреждений Коми по данным на август 1931 г. [3, д. 563, л. 7-9]

Город / район Кол-во детских садов Кол-во детей, чел. Кол-во воспитателей, чел.

г. Сыктывкар 16 430 27

Визингский 2 50 6

Ижемский 3 300 1

Прилузский 6 220 1

Сторожевский 4 137 Нет сведений

Сыктывдинский 8 278 8

Троицко-Печорский 3 116 4

Удорский 1 53 2

Усть-Вымский 2 135 4

Усть-Куломский 7 265 4

Усть-Цилемский 1 40 2

Итого 53 2 024 59

Неравномерность распределения педагогов в детских садах привела к тому, что в среднем по области один воспитатель приходился на 34 ребенка, а 46 % воспитателей было сосредоточено в Сыктывкаре. Большинство дошкольников говорили на коми языке, но в детских садах отсутствовала коми литература для детей, поэтому было необходимо выпускать книги, сборники игр и песен на нем [3, д. 1057, л. 28]. Материалы для пособий и методические разработки должны были подготовить педагоги детских садов [3, д. 1057, л. 188; 4, д. 6, л. 71]. С 1933 по 1940 г. вышло около 140 детских книг на коми языке, среди них были и произведения для дошкольников [1, 162].

К середине 1930-х гг. в РСФСР появились издания (Программа воспитания и внутреннего распорядка детского сада и т. д.), которые рекомендовали организовать деятельность таких учреждений с учетом подготовки ребенка к успешной учебе в школе и в строгом соответствии

с его запросами и возрастными особенностями [3, д. 672, л. 66; 7]. Журнал «Дошкольное воспитание», основанный в 1928 г. в г. Москве, стал главным печатным органом, направляющим методическую деятельность детских садов. Основными направлениями их работы были объявлены: общественное, физическое, художественное, трудовое воспитание, развитие детской речи, математических представлений, знаний о природе. Ведущим видом деятельности дошкольников признавалась игра. А. П. Усова отмечала, что уже к 4,5-5 годам в условиях детского сада складываются относительно самостоятельные детские сообщества со своими игровыми традициями, нормами и правилами поведения, отражающими идеологические взгляды того времени [8]. Игры детей инициировались взрослыми. Большое внимание уделялось строительным играм: зимой материалом служил снег, летом - песок и глина [3, д. 732, л. 25; д. 995, л. 26]. Недостаток или отсутствие игрушек в детских садах восполнялось предметами-заместителями (осколки стекла, палочки) [3, д. 672, л. 66; д. 746, л. 61; д. 995, л. 27].

Главной задачей педагогов было донести до воспитанников идею производственного, культурного и экономического строительства страны. Поэтому среди детей были популярны строительство аэропланов, мавзолеев, грузовых автомобилей, проведение телефона и электричества [3, д. 995, л. 26]. В летнее время они проводили много времени на свежем воздухе, занимаясь творческими играми, сбором урожая [3, д. 732, л. 22]. Игры в семью практически не устраивались, но были введены «антирождественские» и «антипасхальные» кампании [3, д. 672, л. 43].

Идеологическое содержание прослеживалось и в художественной деятельности дошкольников. Дети разучивали песни, прославлявшие Красную Армию и коммунистическую партию: «Марш Буденного», «По долинам и по взгорьям» и др. Практически все они были на рус-

ском языке. Большой интерес у детей вызывали праздники 1 Мая, 7 Ноября, которые отмечались концертами с атрибутикой, изготовленной общими усилиями педагогов, детей и родителей. Особенным событием для воспитанников детских садов было фотографирование [6]. Его проводили редко, поэтому к нему тщательно готовились. Например, к 15-летию Коми области для фотосъемок детей специально были изготовлены национальные костюмы ижемцев и жителей Прилузья [3, д. 995, л. 72].

Родители дошкольников помогали обустраивать их жизнь в детских садах: облагораживали территории, изготавливали мебель, игрушки, участвовали в праздниках, т. е. были полноправными участниками воспитательного процесса.

Трудовое воспитание дошкольников было одной из составляющих педагогического процесса. В соответствии с идеями Н. К. Крупской, А. С. Макаренко в дошкольных учреждениях устраивались огороды или цветники и дети должны были ухаживать за растениями и животными (курами, кроликами) [3, д. 898, л. 4; д. 746, л. 8; д. 1084, л. 26].

Таким образом воспитанники детских садов в 1930-х гг. приобщались к обществу через доступные виды деятельности: игровую, художественную, трудовую и др. Свои жизненные впечатления они выражали в игре, беседах, развлечениях, что было важной составляющей жизни детского сообщества.

При оценке педагогической работы, проводимой дошкольными учреждениями Коми АССР в 1930-х гг., отчетливо прослеживаются следующие тенденции: закрепление за ними социальной и педагогической функций; установление единого подхода к организации деятельности на основе нормативных документов; воспитание дошкольников в соответствии с идеологией времени. Исследо-

Специфика организации общественного дошкольного воспитания в Коми АССР неразрывно связана с культурной революцией, затронувшей все области деятельности жителей региона.

вание позволило сделать ряд выводов о специфике организации дошкольного воспитания в республике.

Основной целью общественного дошкольного воспитания в Коми АССР, как и во всей стране, было освобождение женщины для работы на благо государства. Одним из его наиболее значимых направлений считалось ознакомление детей с социальной действительностью на примере местной жизни [3, д. 732, л. 21].

Отдельные мероприятия воспитательного процесса в учреждениях инициировал Коми областной отдел народного образования [3, д. 562, л. 77]. В республике устраивали встречи, беседы, радиопередачи, где активно пропагандировали идеи общественного дошкольного воспитания, проводили сбор средств для помощи детским садам [3, д. 562, л. 101; д. 672, л. 12, 14]. Одной из оригинальных форм работы стал «дошкольный поход», основной целью которого явился максимальный охват детей рабочих, бедноты, колхозников, коммунаров учреждениями летних и зимних видов. Он был призван содействовать культурной кооперации трудящихся, предоставлению женщинам-матерям возможности работать и учиться, а также способствовать качественному повышению дошкольной работы [4, д. 311, л. 14; д. 562, л. 72, 54; д. 474, л. 55]. Организация похода привела к увеличению числа детских садов в 3,5 раза за один год (см. табл. 1). При этом снижение их количества в 1937 г. произошло за счет сокращения колхозной сети в системе земельных органов.

Самым крупным был Центральный коми детский сад, который считался областным методическим центром, но та-

ковым по существу не был. В нем не создавались рекомендации по работе с детьми, слабо распространялся передовой опыт по сотрудничеству с массовыми детскими учреждениями [3, д. 562, л. 79]. Единственный инспектор по дошкольному воспитанию практически не мог способствовать развитию методов и приемов такой деятельности [3, д. 672, л. 39], особенно в условиях полиэтнического региона и отдаленности населенных пунктов.

Трудовое воспитание дошкольников было одной из составляющих педагогического процесса. В соответствии с идеями Н. К. Крупской, А. С. Макаренко в дошкольных учреждениях устраивались огороды или цветники и дети должны были ухаживать за растениями и животными.

Специфика организации общественного дошкольного воспитания в Коми АССР неразрывно связана с культурной революцией, затронувшей все области деятельности жителей региона. В результате масштабных мероприятий было сформировано дошкольное сообщество как непременная часть социума.

Поступила 11.09.2013

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Безносиков, Я. Н. Культурная революция в Коми АССР / Я. Н. Безносиков. - М., 1968. - 294 с.

2. Мартынчук, Т. А. Вклад В. Богословской в систему дошкольного образования Коми АССР // Финно-угорский мир. - 2013. -№ 1. - 125 с.

3. Национальный архив Республики Коми (НА РК). Ф.р.-148. Оп. 1.

4. НА РК. Ф. 241. Оп. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. НА РК. Ф. 1538. Оп. 1.

6. О жизни в детском саду. Воспоминания В. П. Найко. - Личный архив автора.

7. Программы и внутренний распорядок детского сада. - М., 1934. - 175 с.

8. Усова, А. П. Игра и игрушка / А. П. Усова. - Л., 1940. - 44 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.