Научная статья на тему 'Специфика организации художественно-конструкторского творчества обучающихся в начальном звене образования'

Специфика организации художественно-конструкторского творчества обучающихся в начальном звене образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ARTISTIC AND DESIGN CREATIVITY / ARTISTIC DESIGN / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разумова Снежана Олеговна

В статье рассматриваются: основные аспекты организации художественно-конструкторского творчества; структура творческого процесса; этапы организации художественно-конструкторского творчества обучающихся в начальном звене образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF THE ORGANIZATION OF ARTISTIC AND DESIGN CREATIVITY OF STUDENTS IN THE PRIMARY LEVEL OF EDUCATION

The article deals with: the main aspects of the organization of artistic and design creativity; the structure of the creative process; the stages of the organization of artistic and design creativity of students in primary education.

Текст научной работы на тему «Специфика организации художественно-конструкторского творчества обучающихся в начальном звене образования»

более медленно, чем у других. Это связано с их установкой на идеальный результат («правильную картинку»), который они привыкли получать по заданному алгоритму (вызубрить, повторить). Как показало обследование таких детей, они зависят от оценки родителей, которые настроены не на то, чтобы развивать мышление детей, а на то, чтобы выдать внешне презентабельный результат, гарантирующий высокую оценку на том или ином конкурсе. По мере нашего разъяснения родителям важности для детей свободы творчества и непривязки к конкурсам, значимости промежуточных результатов и принятия незаконченного («неправильного») детского рисунка, у детей открывались новые креативные способности и пропадал страх рисовать «по-своему».

Выводы. Эффективность развития у младших школьников образного мышления в рамках изучения ИЗО зависит от планомерно выстроенного процесса педагогической работы, базирующейся на идеях: гуманитарности как принципа единства внутреннего и внешнего планов образования; системно-деятельностного подхода, требующего связи знания с конкретным действованием; синестезии, объясняющей тесную связь сенсорных и когнитивных систем; богатства субъективной реальности; особенностей коллективного сотворчества в рамках создания со-бытийной реальности. Иллюстрирование незнакомого художественного произведения следует признать перспективным методом педагогического взаимодействия с детьми, позволяющем существенно влиять на развитие их образного мышления и специальных навыков в рамках требований ИЗО. Среди диагностических методов, позволяющих отслеживать у детей способности образного мышления, нами выявлены методы: контент-анализа речи детей, связанной с описанием образов и картин; анализа продуктов творческой деятельности, в частности, иллюстраций. Перспективы нашего исследования мы связываем с разработкой педагогической технологии развития образного мышления детей разного возраста в процессе изучения изобразительного искусства.

Литература:

1. Белова С.В. Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель. // Педагогика. - 2007. -№ 6. - С. 19-27.

2. Буровкина Л.А. К вопросу о приобщении обучающихся к народной художественной культуре в учреждениях дополнительного образования / Л.А. Буровкина // Вестник Московского Государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016 - №3. - С. 8-15.

3. Буровкина Л.А. Детство и культурное наследие: сохранение, развитие, трансляция / Л.А. Буровкина // Искусство и образование: научно-методический журнал № 2 (100) 16 — М.: ООО Международный Центр «Искусство и образование» 2016 — С. 62-70.

4. Дубровин В.М. Воспитать людей, способных возвысить Россию / В.М. Дубровин // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. - С. 50-52.

5. Дубровин В.М. Ребенок в современном культурном и образовательном пространстве / В.М. Дубровин // Воспитание школьников. - 2016. - №4. - С. 68-70.

6. Дубровин В.М. Основы изобразительного искусства. Практическая композиция: монография. - Ч. 2: Практический и методологический аспекты. — М.: МГПУ, 2017. — 152 с.

7. Дубровин В.М. Выставка детского творчества в школе: особенности организации/ В.М. Дубровин // Воспитание школьников. - 2010. - № 2. С. 32-35.

8. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2018.

9. Ротенберг В.С. «Образ Я» и поведение. - Иерусалим: Манахим, 2000.

10. Сатарова Л.А. Формирование образного мышления школьников средствами изобразительного искусства. Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - Астрахань. - 2006.

11. Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта. Автореф. дисс. ... докт. псих. наук. -Москва. - 2001.

12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психоогия развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 400 с.

13. Щедровицкий Г.П. Знак и деятельность. В 3 кн. Кн. 1. Структура знака: смыслы, значения, знания: 14 лекций 1971 г. / Г.П. Щедровицкий; Сост. Г.А. Давыдова. - М.: Вост. лит., 2005. - 463 с.

Педагогика

УДК 371

аспирант Разумова Снежана Олеговна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОМ ЗВЕНЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются: основные аспекты организации художественно-конструкторского творчества; структура творческого процесса; этапы организации художественно-конструкторского творчества обучающихся в начальном звене образования.

Ключевые слова: художественно-конструкторское творчество, художественное конструирование, творчество.

Annоtation. The article deals with: the main aspects of the organization of artistic and design creativity; the structure of the creative process; the stages of the organization of artistic and design creativity of students in primary education.

Keywords: artistic and design creativity, artistic design, creativity.

Введение. Появление потребности в успешном образовательном результате становится приоритетной целью по формированию нового образовательного пространства, что проявляется как в освоении знаний, умений и навыков, так и в стремлении обучающихся к успешному решению учебных и творческих заданий, в чем проявляется необходимость для преждевременного формирования творческих возможностей.

Организация творческой деятельности обучающихся исследуется в таких областях педагогики как: педагогическая психология, педагогика творчества и психология творчества. Система творческой деятельности анализируется такими авторами как А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.И. Зарецкая, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Е.А. Яковлева. Особенности организация умений в области формирования творческих возможностей обучающихся анализируются в работах таких авторов: В.И. Андреев, А.Ю. Козырева, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, М.М. Поташник, Н.Ф. Талызина.

Изложение основного материала статьи. Творчество - это вид деятельности, где конечным результатом предстает разработка уникальных художественных предметов [1]. По мнению авторов, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.И. Леонтьева, творчество, является умением воспринимать взаимосвязанные компоненты воображения и фантазии, в реализации новых идей. Творческая деятельность не возникает мгновенно, поскольку данный процесс формируется от простого к более сложному созданию изделия и значительное место занимают усвоенные знания.

Творческий процесс имеет довольно непростую структуру, по мнению А.М. Матюшкина, ключевыми элементами творчества предстает:

- познавательная мотивация (определяется заинтересованностью в изучении нового);

- творческая активность (своеобразные пути решения поставленной задачи);

- оригинальность (обуславливается преображением установленной трудности в собственную деятельность);

- моделирование (способности к наиболее быстрому решению);

- формирование безупречных идеалов (обеспечивает эстетическую и интеллектуальную самооценку).

В исследованиях Е.А. Флериной по детскому художественному творчеству, сказано, что детский творческий процесс подразумевается осознанным отображением окружающего мира обучающегося, может проявляться в процессе изобразительной деятельности, который тесно связан с работой воображения и проявляется в его наблюдательности. Основное направление в формировании детского художественного творчества подразумевается как «трудоемкое меняющейся действие на разных ступенях и направленностях, которое формируется в развитии обучающегося и в большой степени зависят от обучения и воспитания его возрастной и индивидуальной психологии».

Согласно мнению Т.С. Комаровой, для детского изобразительного творчества свойственно: -конструирование индивидуально нового (важного для обучающегося творения); - изобретение нового из применяемых элементов, которые формируют определенный замысел обучающегося; - использование освоенных ранее различных способов и приемов для создания красочности в изделии.

Художественное конструирование, являясь одним из видов художественного творчества, дает возможность создавать творческие возможности и способствует обучению культурной личности, а так же совершенствовать знания, умения, навыки в процессе организации художественно-конструкторского творчества.

Кроме того формируется художественный вкус, умение находить соответствующие средства с целью воплощения создаваемого образа, развивая творческие возможности обучающегося, а также знания, умения и навыки в области художественно-трудовой деятельности. Однако совместно с этим художественное конструирование, как любой продуктивный вид деятельности, формирует различные способности и возможности для создания возможных видов взаимодействия обучающихся в процессе их деятельности, что развивает чувство долга, ответственности, способности подчиняться требованиям группы и творчески взаимодействовать в коллективе, проявлять взаимопомощь, воспринимать общепризнанные нормы общественного поведения.

Для успешной организации творческой деятельности, является художественное конструирование. По взгляду А.В. Запорожца, организация художественно-конструкторской деятельности предполагают применение творческого процесса, где обучающиеся создают образы, воспроизводят их структуру, воспроизводят их вид, характер, воспользовавшись цветом, формой, что направленно на активизацию эмоциональных образов.

В процессе конструирования у обучающихся более интенсивнее формируется пространственное воображение, развивается восприимчивость к стремительному переходу от мышления к действию, предварительно обдумывая процесс своей деятельности, составлять ее план, так же формируется и развивается точность и ловкость движений.

Организация художественно-конструкторского творчества осуществляется в процессе практических и творческих занятий, при выполнении различных художественно-конструкторских изделий. Исследования, в которых изучается художественно-конструкторское творчество обучающихся начального звена образования по Е.А. Лутцевой, говорится: «При воздействии руководителя, учителя обучающиеся начинают работать согласно с замыслом. В художественно-конструкторском замысле воссоздается не только конечный результат деятельности, но и способы его выполнения» [5].

Особенности организации художественно-конструкторского творчества представлено в трудах Н.М Конышевой, Т.В. Кудрявцева, А.В. Хуторского [3, 4, 9]. Формирование художественно-конструкторских умений обучающихся отображено в работах в области психологии творчества и трудового обучения Л.А. Парамоновой.

Художественное конструирование понимается не просто как украшение изделия, а вид художественного творчества, который развивает художественный вкус, способствует нахождению новых средств организации художественной среды. Данный вид деятельности начал формироваться с начала 30-х годов в трудах А.А. Мелик-Пашева [6], позднее в XX веке применено в теории и практике Л.В. Неретиной, А.С. Хворостова [8].

Содержание художественно-конструкторской деятельности обязано быть разновидностью системы познаний в формировании творчества обучающихся. Это требует отбора всевозможных методов и приемов художественному-конструированию, которые станут содействовать в обучении по формированию художественно-конструкторского творчества обучающихся в начальном звене образования. В течении регулярной организации художественно-конструкторского творчества у обучающихся возрастает интеллектуальная активность [7].

Художественно-конструкторское творчество, является результатом законченного предмета. Обучающимся начального звена необходимо доказывать, что все, что он делает, обладает собственной формой, композицией, цветом и по этой причине все, что он выполняет самостоятельно, способно быть прекрасным или неприглядным, великолепным или отвратительным. Оформляя итог своей деятельности, обучающийся обязан мыслить не только о том, удобен ли данный предмет, но и о том, как он смотрится. Следовательно, одна из главных проблем организации художественно-конструкторского творчества заключается в том, чтобы обучать обучающихся навыкам хорошо выполненной работы, но и чувству формы, комбинированию цветов, композиции, соразмерности [10].

Организацию художественно-конструкторского творчества обучающихся очень важно начинать в начальном звене образования и учитывать возрастные индивидуальные особенности обучающихся. Приспособительская функция активности в младшем школьном возрасте стает основной, которая ориентирована на отбор напарника в общении. Наглядно-эффективные мыслительные операции заменяются наглядно-образными, обучающиеся благополучно фантазирует при упоре на мнения, а не на понимание, поэтому младший школьный возраст благоприятен для формирования художественно-конструкторских умений и формирования творческого мышления, что было обосновано в исследованиях психолога Л.С. Выготского [1].

Рассмотрим этапы организации художественно-конструкторского творчества обучающихся в начальном звене образования (Г.П. Калинина) [2, 3].

1. Стадия организации процесса выполнения изделия. Выполняет две задачи: собирание материала и изучение возможностей построения художественно-конструкторского изделия. Независимо творчество содействует не только численность и многообразие собранного материала, но и, основное, умение вовремя его актуализовать. При выполнении художественно-конструкторской деятельности возникновение творчества у обучающихся допустимо при присутствии конкретных знаний художественно-конструкторских умений, какие позволяют оценить изделие.

2. Стадия изучения приемов построения художественно-конструкторского изделия. Принадлежит к взаимосвязи воображения с реальностью как отдельными продуктами воображения, где случается соотношение данных, приобретенной при освоении изделия с самим познавательным объектом. Данный этап творчества Г.П. Калинина характеризуют как созревание замысла, по мнению А.Н. Луки, замысел заключается в формировании художественно-конструкторского творчества и активном поиске дополнительной информации [2, 3].

3. Стадия процесса замысла. Процесс образования замысла, состоит в обдумывании и проектировании предстоящей очередности практической деятельности, понятии окончательной цели конструирования, в подборе возможностей достижения цели.

Организация художественно-конструкторского творчества в создании замысла образной формы содействует анализ работ, в которых, наравне с совершенствами, особенно оценивается уникальность замысла, характеризуемая не экстравагантностью, а сформулированной особенностью, отличающей его от других детей.

4. Стадия процесса творчества и накопления важной информации. Постоянно требует специального состояния сосредоточенности и абсолютного повиновения собственных действий тому, что изображается. Процесс творчества выделяется от остальных этапов изучения тем, что в данный период обучающийся не накапливает умения и знания, а отдает их. Л.С. Выготский предостерегает: «ни в коем случае недопустимо исправление ошибок или принуждение к «правильному» выполнению» [2].

5. Стадия процесса исполнения замысла. Процесс исполнения замысла, не является только исполнительской, он направлен на сочетание мыслительных операций и практических действий и носят поисковый характер, представляясь основой мысли обучающегося в его последующих размышлениях [10].

Источником замысла обучающихся, считается всё его окружающее: многообразный реальный и естественный мир, общественные явления, различная литература, разнообразные виды деятельности, в главную очередь игра. Однако созерцание находящегося вокруг у обучающихся зачастую бывает легкомысленным: они в главную очередь включают показанные стороны предметов или явлений, которые потом и отображаются в их практической деятельности [7].

Выводы. Таким образом, необходимо стремится к тому, чтобы обучающиеся всегда были полны впечатлений, для этого необходимо организовывать условия с целью наиболее полного изучения находящегося вокруг. Для формирования умений у обучающихся наблюдать свойственные характерные черты предметов, явлений и их связи, а так же по особенному изображать их в своих конструкциях. Подобное художественно-конструкторское творчество основывается на образные представления о действительно существующих или кем-то выдуманных (например, в сказке) объектах, и это стает началом для замыслов у обучающихся.

В процессе организации художественно-конструкторского творчества у обучающихся формируются умения анализировать предметы окружающей действительности, формируются общие взгляды о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, творчество, художественный стиль, формируются ценные качества личности.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2001. - 93 с.

2. Калинина, Г.П. Использование элементов дизайна на уроках труда / Г.П. Калинина // Начальная школа, 2007. - 99 с.

3. Конышева, Н.М. Готовимся к школе. Художественно-конструкторская деятельность обучающихся младшего школьного возраста. Дидактические материалы / Н.М. Конышева. 2007. - 106 с.

4. Кудрявцев, Т.В. Изучение технического мышления / Процесс и способы решения технических задач // Т.В. Кудрявцев. - М.: Высшая школа, 2005. - 304 с.

5. Лутцева, Е.А. Технология: 1-4 класс: Технология. Ступеньки к мастерству. «Школа России» / Е.А. Лутцева // Дополненное. - М: Вентана - Граф 2009. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/rabochaya-programma-i-ktp-tehnologiya-klass-shkola-rossii-lutceva-407599.html

6. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. - М, 2003. - 160 с.

7. Рахимов, А.З. Формирование творческого мышления школьников / А.З. Рахимов. - Уфа.: Изд-во Творчество, 2005. - 224 с.

8. Хворостов, А.С. Художественное конструирование из бумаги как составляющий элемент дизайна уроках труда / метод. рекомендации // под ред. / А.С. Хворостов, Л.В. Неретина, А.С. Хворостов. - М.: 2010. - 253 с.

9. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 415 с.

10. Якиманская, И.С. Формирование технического мышления обучающихся / И.С. Якиманская. - М.: Высшая школа, 2004. - 96 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна, аспирант Ромашкова Ольга Викторовна

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» пос. Электроизолятор); старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна, аспирант Егоров Евгений Борисович

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» пос. Электроизолятор); преподаватель колледжа отделения дизайна Ворохиди Наталия Юрьевна

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» пос. Электроизолятор)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ 3D-МОДЕЛИРОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА КОМБИНАТОРИКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ДИЗАЙНЕ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ДИЗАЙН

Аннотация. Одной из актуальных педагогических проблем является проблема качества подготовки будущих дизайнеров в системе высшего образования. Возникает необходимость улучшения качества образовательного процесса с помощью современных методов и педагогических технологий обучения. Использование дисциплины «Компьютерное моделирование в дизайне» дает возможность профессионально-ориентировать обучение студентов по направлению Дизайн. Ясно, что сегодня основной задачей вуза является формирование личности конкурентоспособного специалиста, и выпускник, свободно владеющий 3D-программами в области моделирования, будет более востребован в сфере дизайна.

Ключевые слова: дидактические условия, педагогика в дизайне, комбинаторика в дизайне, Autodesk 3d's Max моделирование.

Annotation. One of the actual pedagogical problems is the problem of the quality of training future designers in the system of higher education. There is a need to improve the quality of the educational process with the help of modern methods and pedagogical learning technologies. The use of the discipline "Computer modeling in design" provides an opportunity to professionally-orient students to the direction of Design. It is clear that today the main task of the university is to form the personality of a competitive specialist, and a graduate who is fluent in 3D modeling programs will be more in demand in the field of design.

Keywords: didactic conditions, design pedagogy, combinatory in design, Autodesk 3d's Max modeling.

Введение. Быстро развивающееся современное общество определяет тенденции преобразований и расставления приоритетов и в сфере высшего образования. В 21 веке продолжается рост потребности на рынке труда квалифицированных специалистов междисциплинарного профиля, имеющих фундаментальное образование в сфере дизайна и визуальной коммуникации: дизайнер среды, дизайнер интерьера, ландшафтный дизайнер, 3D-моделлер, 3D-визуализатор, 3D-художник. Дизайнерам, создающим предметы и объекты среды в своей деятельности, помимо глубоких знаний в конкретной области, требуется высокий уровень владения программным обеспечением для решения профессиональных творческих задач в 3D-моделировании. В этом помогают профессионалам программы 3D-графики, которые являются наиболее используемым языком визуализации в мире.

Изложение основного материала статьи. В своей деятельности, как было указано выше, компьютерное 3D-моделирование активно используют архитекторы для создания проектов, дизайнеры интерьера, художники-иллюстраторы, ландшафтные дизайнеры, дизайнеры выставочных стендов и др.

Мы полагаем, что 3d-моделирование, как часть компьютерной графики, для будущих бакалавров дизайна (54.03.01) - это фундаментальная сфера знаний и умений, без которых дизайнер не может состояться.

Из сказанного следует, что студент, должен постоянно и активно расширять свой кругозор, приобретать навыки работы в 3d-редакторе, развивать и тренировать восприятие, формировать исследовательские умения, использовать методы в компьютерном моделировании, навыки принятия оптимальных решений в дизайне среды.

Необходимо сформулировать комплекс дидактических условий для эффективного обучения 3d-моделированию студентов-дизайнеров.

Проанализируем основные черты и признаки понятия «условие». В справочной литературе «условие» понимается как:

1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;

2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности;

3) обстановка, в которой что-нибудь происходит [8].

Педагоги рассматривают условие как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности [9].

Сущность понятия «условие» в педагогическом аспекте может быть охарактеризована несколькими положениями:

1) условие - совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов и т.д.;

2) обозначенная совокупность влияет на развитие, воспитание и обучение человека;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.