Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ АНТАГОНИСТА И ЕГО СЮЖЕТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НА ПРИМЕРЕ ФЭНТЕЗИ-КНИГ'

СПЕЦИФИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ АНТАГОНИСТА И ЕГО СЮЖЕТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НА ПРИМЕРЕ ФЭНТЕЗИ-КНИГ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
648
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антагонист / протагонист / конфликт / сюжет / antagonist / protagonist / conflict / plot

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шикова Анна, Тимофеева Л. С.

В современном информационном пространстве, как и прежде, важную роль играют нарративы истории и сюжеты, служащие основой для самых разных произведений культуры: от живописных полотен, до продуктов кинематографа. Движущей силой любого сюжета является конфликт, а ключевыми персонажами конфликта выступают антагонист и протагонист. Целью данной статьи является синтез определения антагониста и типизация особенностей данного персонажа. Актуальность и значимость исследования заключается в необходимости прояснить сущность этого существенного сюжетного элемента для создателей произведений. В статье применен сравнительно-описательный метод, а также классификация и синтез.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF DETERMINING THE ANTAGONIST AND ITS PLOT POTENTIAL ON THE EXAMPLE OF FANTASY BOOKS

In the modern information space, as before, narratives stories and plots that serve as the basis for a variety of cultural works, from paintings to cinema products, play an important role. The driving force of any plot is conflict, and the antagonist and protagonist are the key characters of the conflict. The purpose of this article is to synthesize the definition of the antagonist and typify the characteristics of this character. The relevance and significance of the study lies in the need to clarify the essence of this essential plot element for the creators of works. The article uses a comparative descriptive method, as well as classification and synthesis.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ АНТАГОНИСТА И ЕГО СЮЖЕТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НА ПРИМЕРЕ ФЭНТЕЗИ-КНИГ»

Научная статья УДК 94

Исторические науки

СПЕЦИФИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ АНТАГОНИСТА И ЕГО СЮЖЕТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

НА ПРИМЕРЕ ФЭНТЕЗИ-КНИГ

А.А. Шикова, Л.С. Тимофеева

shikanka@yandex. ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия

Аннотация. В современном информационном пространстве, как и прежде, важную роль играют нарративы - истории и сюжеты, служащие основой для самых разных произведений культуры: от живописных полотен, до продуктов кинематографа. Движущей силой любого сюжета является конфликт, а ключевыми персонажами конфликта выступают антагонист и протагонист. Целью данной статьи является синтез определения антагониста и типизация особенностей данного персонажа. Актуальность и значимость исследования заключается в необходимости прояснить сущность этого существенного сюжетного элемента для создателей произведений. В статье применен сравнительно-описательный метод, а также классификация и синтез.

Ключевые слова: антагонист, протагонист, конфликт, сюжет

Для цитирования: Шикова А.А., Тимофеева Л.С. Специфика определения антагониста и его сюжетный потенциал на примере фэнтези-книг // Казанский вестник молодых ученых. 2021. Т. 5. № 5. С. 56-59.

Введение. Антагонист - от древнегреческого «противоборющийся». В художественном произведении это персонаж, противодействующий главному герою (протагонисту) на пути к достижению его целей [1].

В узком смысле слова антагонист - это некий персонаж, чье мировоззрение (цели, методы, видение ситуации) противопоставляется мировоззрению действующего героя и, таким образом, сталкивается с ним, провоцируя конфликт. Однако существует и расширенное определение, которое гласит, что в качестве антагониста может выступать не единичный персонаж, а группа персонажей или неперсонифицированная сила - природный катаклизм, общественный строй. Эту утверждения в некоторой степени друг другу противоречат.

Методология исследования. В статье применён комплекс методов теоретического анализа. На основе различных источников выявлен потенциал сюжетного элемента и его роль для повествования. Статья выстроена на принципах комплексности, системности. Доминирующим методом послужил системный анализ. Использованы методы логического обобщения, синтеза, сравнительного анализа.

Основные результаты. В первом случае антагонист выступает против действующего героя, потому что протагонист противоречит его картине мира, разрушая ее своими действиями, а порой и самим существованием. Следовательно, у антагониста возникает мотивация - устранить (или изменить) героя таким образом, чтобы тот больше не мог воздействовать на мир антагониста, разрушая его целостность. С этой точки зрения антагонист должен быть человеком (или существом, обладающим понятной человеку структурой сознания), а его методы и цели должны быть соотносимы с методами и целями героя. В противном случае разница масштабов личности не позволит персонажам адекватно взаимодействовать.

Таким образом, антагонист в узком смысле этого слова не может быть представлен природным катаклизмом - стихийное бедствие не имеет ни структуры человеческого сознания, ни мотивации, понятной с точки зрения нашей психики, ни конкретной формы. В фильме-катастрофе ураган, разрушивший дом главного героя и уничтоживший его семью - противоборствующий элемент, однако он не может быть вовлечен в конфликт, так как с логической точки зрения ему нельзя ни отомстить, ни привлечь к ответственности, ни изменить его мировоззрение. Однако если этот противоборствующий элемент облечь в человеческую форму - к примеру, в группу солдат, то конфликт сразу начинает работать.

Стоит особо отметить, что необходимо разводить природные явления, которые можно назвать «событиями» и природные явления, которые можно назвать «персонажами». Ураган - это событие, и даже если в сознании героя он получает некоторую персонификацию, то с объективной точки зрения торнадо не может быть мотивированным элементом (только если это не сказочный сюжет, подразумевающий за ураганом как событием, ураган как персонаж, поступающий сознательно). И в то же время дикие животные - это явления-персонажи, которые могут выступать в качестве ситуативных антагонистов, имеющих очень простую и конкретную мотивацию (к примеру, голод). Если герой книги о выживании сталкивается с голодным волком, возникает конфликт, победив в котором, герой отстоит базу своего мировоззрения - свое выживание.

Еще больше конкретизируя, мы приходим к выводу, что антагонист, согласно первому определению - это некий персонаж, мотивированно ( и на основании своей картины мира) вступающий в противоборство с героем. Расширенная версия определения допускает в качестве антагониста «нечто», противостоящее герою, но не всегда в силу своего мировоззрения или личной мотивации, а вследствие того, что протагонист оказывается «на пути» события или системы, которая и разрушает его мир (противостоит ему) по причине самого своего существования. Конфликт в таком случае односторонний. В данном исследовании мы будем пользоваться первым, узким определением.

Фэнтези (от английского fantasy - фантазия) - жанр современного искусства, разновидность ненаучной фантастики. Фэнтези основывается на использовании мифологических и сказочных мотивов, их адаптации и интерпретации. В последние несколько десятилетий жанр фэнтези для подростков набирает популярность, а некоторые серии книг становятся своего рода «библией» для подрастающего поколения, откуда они получают свое знание о добре, зле, морали и жизненных ценностях. Практически в каждой фэнтези-книге присутствует антагонист, на протяжении истории противостоящий главному герою. Однако, что это за антагонист?

Для примера были выбраны три серии фэнтези-книг. Это: получившая мировую известность серия «Гарри Поттер» авторства британской писательницы Джоан Роулинг, серия российской писательницы украинского происхождения Натальи Щербы «Часодеи», и трилогия «Тень и Кость» американской писательницы Ли Бардуго.

Волан-де-Морт (ориг. Voldemort) - темный волшебник, «один из самых могущественных магов XX века», испытывающий ненависть к «маглам» (людям, не обладающим магическими способностями). Это жестокий, холодный и расчетливый персонаж, не испытывающий искренней привязанности к другим людям, причиной чего, скорее всего, было несчастное детство в приюте и обида на отца-магла. На протяжении истории Гарри Поттера, Волан-де-Морт стремится создать магический мир, где не будет места для людей без магических способностей, ради чего использует самые жестокие методы и в итоге развязывает войну [8].

Астрагор - часодей, «дух» и антагонист серии «Часодеи». Астрагор - древний часовщик, доживший до событий романа благодаря переселению в тела и судьбы своих кровных родственников - Драгоциев, не лишенный, тем не менее, игрового азарта, и которым движет единственная цель - стать Повелителем Времени, подчинить себе все часодейное сообщество, что стало бы началом «Астрагоровой Эры». По его собственным словам, «Власть - это источник, который хмелит лучше самого дорогого вина».

Дарклинг ( Александр) - гриш, «Черный Еретик», повелитель тени и главный антагонист «Тени и Кости», создавший «Неморе» - географическую область, заполненную темнотой и населяемую чудовищами. Первоначально он представляется довольно молодым человеком, уполномоченным большой ответственностью, но способным на искренние чувства, однако позднее выясняется, что это - лишь маска, за которой скрывается древнее, одинокое существо, использующее других в своих целях, главная из которых - взять Неморе под контроль, чтобы «положить конец» конфликтам вокруг его родной страны, но на самом деле - подчинить себе весь мир.

Выводы. Что же объединяет этих антагонистов, и почему они столь привлекательны для сюжета?

Казанский вестник молодых ученых. 2021. Т. 5. № 5.

Kazan Bulletin of Young Scientists. 2021;5(5). (In Russ.)

Во-первых - все трое персонажей перешагнули предел человеческого возраста или жизни, вследствие чего, как правило, одиноки. Во-вторых - эти антагонисты наделены ( или стремятся к обладанию) достаточным могуществом, чтобы представлять собой угрозу практически мирового масштаба. В третьих, что кажется нам самым важным, данные персонажи желают обладать абсолютной властью над остальными. Почему этот аспект выделяется особо? Стоит обратиться к разбору определения. Мотивация антагониста - это желание иметь мир, полностью соответствующий его видению «правильного». Протагонист нарушает целостность картины, за что и бывает бит. Желание же абсолютной власти - это желание «насадить» и зацементировать свое мировоззрение, сделать его единственной верной парадигмой существования. Именно поэтому антагонисты-диктаторы, встречаются гораздо чаще, нежели антагонисты, стремящиеся уничтожить насоливший им мир - их сюжетный потенциал выше [9].

Если углубиться в механику сюжета и обращаться к «эмоциональной кривой» которой пользуются сценаристы [2], то можно сказать, что при антагонисте-диктаторе выше потенциал страданий, т.к. получая абсолютную власть они лишают остальных персонажей единственной, по их мнению, неотъемлемой части существования - права выбора.

Таким образом, антагонист, в узком смысле этого слова - персонаж, мотивированно (!) вступающий в противоборство с героем, в конечном итоге стремящийся к закреплению собственной картины мира как доминирующей (по возможности, единственной правильной). Антагонист является злодеем не из-за своих преступлений, а из-за навязывания своего мировоззрения героям (что он, впрочем, может делать посредством пыток, убийств и т.п.), из-за попытки лишить их свободы выбора, что является условием наивысшего «потенциала страданий», необходимого для повышения сюжетных ставок.

Список источников

1. Антагонист // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. - М.: «Просвещение», 1974. - С. 18. - 509 с.

2. Индик У. Психология для сценаристов // Альпина нон-фикшн. 2019. С. 348.

3. Кораблева П.А. Архетипы в зеркале фэнтези «Лев, Колдунья, Платяной шкаф» К. С. Льюиса//В сборнике: Инновационные технологии в преподавании иностранных языков: от теории к практике. Материалы V региональной научной конференции с международным участием. Марийский государственный университет. 2018. С. 26-31.

4. Кудинова Е.С. Образ антагониста в экарнизации романа-антиутопии 1984 ( просодический и невербальный ас-пекты)//Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. № 1 (661). С. 67-77.

5. Найдёнова Р. Герои-антагонисты в русской классике: опыт типологии//Актуальная классика. Материалы Вторых студенческих научных чтений. 2018. С. 8-14.

6. Ноздрунов А.В., Ноздрунов В.В. Образ «врага» в фэнтези: его онтологическая типологизация // В сборнике: Записки философского факультета Орловского государственного университета. Орел, 2015. С. 38-44.

7. Павлова А. Герои-антагонисты в житийной литературе: к постановке вопроса//В сборнике: Актуальная классика. материалы Четвертых студенческих научных чтений. Литературный институт имени А.М. Горького. Москва, 2020. С. 31-39.

8. Сафрон Е.А., Бручикова Е.В. Отражение мифа в фэнтези (на примере персонажей цикла романов Дж. К. Ро-улинг «Гарри Поттер»//Гуманитарная парадигма. 2020. № 3 (14). С. 125-134.

9. Уэйланд К. Архитектура сюжета // Альпина нон-фикшн. 2020. С. 314.

10. Хлыщева Е.В. Герой-антигерой современной массовой культуры: трансформация ценностных ориенти-ров//Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2018. № 3 (56). С. 120-124.

11. Хоруженко Т.И. Русское фэнтези: на пути к метажанру //Автореферат диссертации на соискание ученой степени / Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. Екатеринбург, 2015.

Original article

Historical sciences

THE SPECIFICITY OF DETERMINING THE ANTAGONIST AND ITS PLOT POTENTIAL ON THE EXAMPLE OF FANTASY BOOKS

A.A. Shikova, L.S. Timofeeva

Kazan Federal University Kazan, Russia

Abstract. In the modern information space, as before, narratives - stories and plots that serve as the basis for a variety of cultural works, from paintings to cinema products, play an important role. The driving force of any plot is conflict, and the antagonist and protagonist are the key characters of the conflict. The purpose of this article is to synthesize the definition of the antagonist and typify the characteristics of this character. The relevance and significance of the study lies in the need to clarify the essence of this essential plot element for the creators of works. The article uses a comparative descriptive method, as well as classification and synthesis.

Keywords: antagonist, protagonist, conflict, plot

For citation: Shikova A.A., Timofeeva L.S. The specificity of determining the antagonist and its plot potential on the example of fantasy books. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2021;5(5):56-59. (In Russ.)

References

1. Antagonist // Slovar' literaturovedcheskikh terminov / Red.-sost.: L. I. Timofeev i S. V. Turaev. - M.: «Prosvesh-chenie», 1974. - S. 18. - 509 s.

2. Indik U. Psikhologiya dlya stsenaristov // Al'pina non-fikshn. 2019. S. 348.

3. Korableva P.A. Arkhetipy v zerkale fentezi «Lev, Koldun'ya, Platyanoi shkaf» K. S. L'yuisa//V sbornike: Inno-vatsionnye tekhnologii v prepodavanii inostrannykh yazykov: ot teorii k praktike. Materialy V regional'noi nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Mariiskii gosudarstvennyi universitet. 2018. S. 26-31.

4. Kudinova E.S. Obraz antagonista v ekarnizatsii romana-antiutopii 1984 ( prosodicheskii i neverbal'nyi aspek-ty)//Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2013. № 1 (661). S. 67-77.

5. Naidenova R. Geroi-antagonisty v russkoi klassike: opyt tipologii//Aktual'naya klassika. Materialy Vtorykh studench-eskikh nauchnykh chtenii. 2018. S. 8-14.

6. Nozdrunov A.V., Nozdrunov V.V. Obraz «vraga» v fentezi: ego ontologicheskaya tipologizatsiya // V sbornike: Zapiski filosofskogo fakul'teta Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Orel, 2015. S. 38-44.

7. Pavlova A. Geroi-antagonisty v zhitiinoi literature: k postanovke voprosa//V sbornike: Aktual'naya klas-sika. materialy Chetvertykh studencheskikh nauchnykh chtenii. Literaturnyi institut imeni A.M. Gor'kogo. Moskva, 2020. S. 31 -39.

8. Safron E.A., Bruchikova E.V. Otrazhenie mifa v fentezi (na primere personazhei tsikla romanov Dzh. K. Ro-uling «Garri Potter»//Gumanitarnaya paradigma. 2020. № 3 (14). S. 125-134.

9. Ueiland K. Arkhitektura syuzheta // Al'pina non-fikshn. 2020. S. 314.

10. Khlyshcheva E.V. Geroi-antigeroi sovremennoi massovoi kul'tury: transformatsiya tsennostnykh orienti-rov//Kaspiiskii region: politika, ekonomika, kul'tura. 2018. № 3 (56). S. 120-124.

11. Khoruzhenko T.I. Russkoe fentezi: na puti k metazhanru //Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni / Ural'skii federal'nyi universitet im. pervogo Prezidenta Rossii B.N. El'tsina. Ekaterinburg, 2015.

Авторы публикации

Шикова Анна, студент Института международных отношений, Казанский (Приволжский) федеральный университет.

Тимофеева Л. С., кандидат исторических наук, доцент, Институт международных отношений, Казанский (Приволжский) федеральный университет

Authors of the publication

A.A. Shikova, student of the Institute of international relations, Kazan Federal University.

L.S. Timofeeva Institute of international relations Kazan Federal University.

Статья поступила в редакцию 21.09.2021; одобрена после рецензирования 28.10.2021; принята к публикации 04.11.2021. The article was submitted 21.09.2021; approved after reviewing 28.10.2021; accepted for publication 04.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.