Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОБРАЗА ЖИЗНИ ИСПЫТУЕМЫХ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ ЛИЧНОСТИ'

СПЕЦИФИКА ОБРАЗА ЖИЗНИ ИСПЫТУЕМЫХ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC
237
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ / ТИП ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПСИХОСЕМАНТИКА / ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ СЕМАНТИКИ / ЗНАЧЕНИЕ / ОБРАЗ МИРА / СЕМАНТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ / СЕМАНТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Склейнис Виктор Александрович

Статья посвящена исследованию специфики оценивания испытуемыми с различным типом жизненного сценария своего образа жизни. Основываясь на сопоставлении моделей структуры образа мира и проявлений жизненного сценария личности, автор рассматривает последний как компонент глубинных структур образа мира, проявляющийся на уровне семантических структур в форме специфики оценивания связанных с реализацией сценария объектов. В частности, одним из проявлений жизненного сценария личности в семантических структурах является специфика оценивания своего образа жизни. Поскольку образ жизни представляет собой систему актуально осуществляемых деятельностей, в которые включён субъект, а жизненный сценарий по определению связан с наполнением субъективного времени различными способами времяпрепровождения, то процесс реализации жизненного сценария связан со спецификой содержания образа жизни как системы деятельностей. Эмпирическое исследование осуществлялось следующим образом. При помощи специально разработанной анкеты были сформированы три группы испытуемых, различающихся типом жизненного сценария. Затем испытуемым было предложено оценить свой образ жизни при помощи специализированного семантического дифференциала. Обработка полученных данных осуществлялась при помощи метода семантических универсалий. Полученные данные указывают на соответствие дескрипторов, входящих в семантические универсалии оценки образа жизни типу жизненного сценария личности. Кроме того, группы испытуемых с различным типом жизненного сценария демонстрируют различную степень внутригруппового сходства оценок своего образа жизни. Таким образом, специфика оценивания образа жизни является одним из проявлений жизненного сценария личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF LIFESTYLE OF THE INDIVIDUALS WITH DIFFERENT TYPE OF LIFE SCENARIO

This article is dedicated to examination of the specificity of assessment of the individuals with different type of life scenario. Having compared the patterns of worldview and manifestations of life scenario of the individual, the author considers the latter as a component of in-depth structures of worldview, reflected on the level of semantic structures associated with the implementation of scenario in form of the specificity of assessment of respondents. One of the manifestations of life scenario of the individual in semantic structures is the specificity of assessment of their lifestyle. Since lifestyle represents a system of activities the person is engaged in, and life scenario by definition is related with saturation of subjective time with different ways of pastime, the process of realization of life scenario depends on the specifics of the content of lifestyle as a system of activities. The empirical research is conducted on the basis of specifically developed questionnaire; the three groups of respondents with different type of life scenario were formed. The respondents were offered to assess their lifestyle using a specialized semantic differential. The obtained data was processed via the method of semantic universals. The acquired results indicate that the descriptors included in the semantic universals of the assessment of lifestyle correspond to the type of life scenario of the individual. The groups of respondents with different type of life scenario demonstrate a various degree of in-group similarity in assessments of their lifestyle. Therefore, the specificity of lifestyle assessment is one of the manifestations of life scenario of the individual.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОБРАЗА ЖИЗНИ ИСПЫТУЕМЫХ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ ЛИЧНОСТИ»

Психология и Психотехника

Правильная ссылка на статью:

Склейнис В.А — Специфика образа жизни испытуемых с различным типом жизненного сценария личности // Психология и Психотехника. - 2021. - № 1. DOI: 10.7256/2454-0722.2021.1.34828 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=34828

Специфика образа жизни испытуемых с различным типом жизненного сценария личности

Склейнис Виктор Александрович

кандидат псиюлогических наук

доцент кафедры социальных и гуманитарных наук, Северо-Восточный Государственный Университет

685024, Россия, Магаданская область, г. Магадан, ул. Портовая, 13

И [email protected] Статья из рубрики "Моделирование бессознательного"

DOI:

10.7256/2454-0722.2021.1.34828

Дата направления статьи в редакцию:

11-01-2021

Аннотация.

Статья посвящена исследованию специфики оценивания испытуемыми с различным типом жизненного сценария своего образа жизни. Основываясь на сопоставлении моделей структуры образа мира и проявлений жизненного сценария личности, автор рассматривает последний как компонент глубинных структур образа мира, проявляющийся на уровне семантических структур в форме специфики оценивания связанных с реализацией сценария объектов. В частности, одним из проявлений жизненного сценария личности в семантических структурах является специфика оценивания своего образа жизни. Поскольку образ жизни представляет собой систему актуально осуществляемых деятельностей, в которые включён субъект, а жизненный сценарий по определению связан с наполнением субъективного времени различными способами времяпрепровождения, то процесс реализации жизненного сценария связан со спецификой содержания образа жизни как системы деятельностей. Эмпирическое исследование осуществлялось следующим образом. При помощи специально разработанной анкеты были сформированы три группы испытуемых, различающихся типом жизненного сценария. Затем испытуемым было предложено оценить свой образ жизни при помощи специализированного семантического дифференциала. Обработка полученных данных осуществлялась при помощи метода семантических универсалий. Полученные данные указывают на соответствие дескрипторов, входящих в семантические универсалии оценки образа жизни типу жизненного сценария личности.

Кроме того, группы испытуемых с различным типом жизненного сценария демонстрируют различную степень внутригруппового сходства оценок своего образа жизни. Таким образом, специфика оценивания образа жизни является одним из проявлений жизненного сценария личности.

Ключевые слова: жизненный сценарий, тип жизненного сценария, образ жизни, психосемантика, психология субъективной семантики, значение, образ мира, семантические структуры, семантические универсалии, семантический дифференциал

Введение

Исследование жизненного сценария личности представляется актуальной проблемой как в отечественной [7 др.], так и в зарубежной [19,21,23] литературе. Данное понятие используется для описания ряда социальных феноменов, психологических явлений [8, 18], а также в психотерапевтической практике [4,21,17]. Вместе с тем, перспективным направлением анализа жизненного сценария нам представляется его рассмотрение в контексте психологии субъективной семантики. Данный подход позволяет рассматривать процессы формирования и проявления сценарных структур как взаимодействие разноплановых систем значений, что позволяет с одной стороны дополнить модели, существующие в рамках психологии субъективной семантики эмпирическим материалом, накопленным при рассмотрении феноменов, связанных с жизненным сценарием личности, а с другой - экстраполировать методологический аппарат психологии субъективной семантики на жизненный сценарий и его проявления, рассматривая их как частный случай взаимодействия семантических структур.

Понятие жизненного сценария было включено в психологическую науку Э. Берном-Ш. Согласно Берну, сценарий представляет собой бессознательный жизненный план, в соответствии с которым субъект структурирует своё время, наполняя его различными способами взаимодействия, такими как, например, деятельность, игры или ритуалы., Бёрн выделяет три типа жизненных сценариев, основываясь на исходе их реализации: сценарий победителя характеризуется достижением цели в конце, сценарий побеждённого предполагает негативный исход, и, наконец, сценарий предполагающий возвращение к исходным позициям с точки зрения выигрыша обозначается как сценарий «непобедителя».

Изначально в работах Э. Бёрна и его последователей [21,22] в качестве детерминанты формирования жизненного сценария рассматривается феномен родительского программирования, связанный с передачей невербальных (контрдирективы) и

вербальных (директивы) посланий. Й. Стюарт и В. Джонс-3! говорят о значимости собственных решений субъекта в процессе формирования сценария, однако рассматривают младенческий период как сензитивный для его формирования.

В последующих работах, посвящённых жизненному сценарию, вопрос о его детерминации рассматривается в парадигме социального конструктивизма --10!. Так, некоторыми авторами вводится понятие культурного жизненного сценария,

понимаемого как совокупность конвенциональных представлений о значимости, а также типичном содержании жизненных событий.

Н. В. Кузнецова [7] понимает жизненный сценарий как полидетерминированную структуру, формирование которой осуществляется под влиянием как социальных

(трансгенерационные влияния, культурная детерминация) так и биологических (нейрофизиологические свойства организма) параметров. Рассматривая структуру жизненного сценария, Кузнецова выделяет три компонента: когнитивный, отражающий содержательные характеристики (рациональность, стратегичность, каузальность), мотивационно-энергетический (энергия мотивов, настойчивость, целеустремлённость) и коммуникативный (внутренняя конфликтность и независимость).

Также ряд авторов интерпретирует жизненный сценарий как глубинное когнитивное образование, оказывающее влияние на формирование нижележащих структур. Так,

например, И.А. Мизинова^ рассматривает образования, отвечающие за реализацию функций планирования и структурирования человеком собственной жизни как производные от жизненного сценария. При этом жизненный план, жизненная цель, жизненный смысл и жизненный девиз соотносятся с функцией конструирования жизни, в то время как жизненной стратегии и жизненному стилю поставлена в соответствие

функция её структурирования. Ю. А. Котельникова [6], рассматривая жизненный сценарий как системный конструкт функционирования личности, указывает на наличие связи между личностными характеристиками и акцентированными жизненными событиями.

B.П. Серкин, рассматривая детерминанты развития образа мира в рамках трёхслойной модели его структуры, отмечает, что формирование структур ядерного слоя образа мира может осуществляться посредством родительского программирования, описанного Э. Бёрном Ш-1. В наших работах в рамках трёхслойной модели структуры образа мира рассматривается не только формирование жизненного сценария, но и процесс его реализации, который соотносится с проекцией ядерного слоя образа мира на нижележащие структуры, а также с процессами динамического взаимодействия образа мира и образа жизни I20!.

Таким образом, жизненный сценарий личности рассматривается нами как как компонент образа мира, проявлением которого на уровне семантического слоя является релевантное содержанию сценария присваивание значений объектам окружающего мира.

Методика

Для определения типа жизненного сценария нами использовалась специально разработанная анкета, основанная на опроснике С.П. Лукьяновойа также данных

C.П. Гурской13^ и включающая в себя ряд вопросов, связанных с различными проявлениями жизненного сценария личности. При заполнении анкеты испытуемым предлагалось отметить типичные для себя способы структурирования времени и жизненные роли, описать свой жизненный девиз и ранние воспоминания, а также указать на ряд типичных повторяющихся жизненных ситуаций, приятных и неприятных. Также испытуемому предлагалось написать и назвать сказку о себе, описав главного её героя, собственную роль в сказке и финальную сцену.

Определение типа жизненного сценария личности осуществлялось на основе следующих параметров.

• Позиция по отношению к себе и окружающим (ОК-неОК) [15,21]

• Способ преодоления жизненных испытаний. Сценарию победителя соответствует движение навстречу испытаниям, сценарию непобедителя - избегание испытаний,

сценарию побеждённого - поражение, невозможность преодоления трудностей.

• Позиция по отношению к помощи других людей. Сценарий победителя соотносится с опорой на собственные силы, в то время как сценариям непобедителя и побеждённого соответствует надежда на помощь других людей или внешние обстоятельства. [4,22]

• Отношение к полученным достижениям (сценарию победителя соответствует получение благ, сценариям непобедителя и побеждённого - неполучение или отказ [16].

Кроме того, к типу жизненного сценария личности «непобедитель» нами был отнесён сценарий «преобразователя», ориентированный на помощь другим людям. В качестве дополнительного критерия дифференциации сценария побеждённого выступил низкий уровень целеполагания

На основании данных анкеты нами были сформированы три группы испытуемых, различающихся по типу жизненного сценария личности: победитель (40 человек), непобедитель (49 человек), побеждённый (29 человек).

Поскольку жизненный сценарий личности оказывает влияние на структурирование субъектом своего времени и его заполнение различными формами времяпрепровождения, наиболее полным его отражением в семантическом слое образа мира является оценка образа жизни, представляющего собой систему актуально реализуемых деятельностей, в которую включён субъект. Соответственно, для исследования проявлений жизненного сценария личности на уровне семантического слоя образа мира нами был выбран семантический дифференциал «Образ жизни», предложенный В.П. Серкиным. Для обработки полученных данных нами использовался метод семантических универсалий. Семантические универсалии представляют собой списки оценок стимула по шкалам, одинаково оцениваемых значимым большинством

однородной группы испытуемых

Результаты и их обсуждение

В результате обработки данных методом семантических универсалий нами были получены следующие результаты (см. табл. 1). Жирным шрифтом выделены дескрипторы, различающиеся у групп испытуемых с типами жизненного сценария «победитель» и «непобедитель», курсивом выделены дескрипторы, которыми универсалии групп испытуемых с типом жизненного сценария «непобедитель» отличаются от универсалий испытуемых с типом жизненного сценария «побеждённый». Подчёркнутым показаны дескрипторы, характеризующие отличия групп с типом жизненного сценария «победитель» и «побеждённый».

Таблица 1

Различающиеся дескрипторы семантических универсалий групповой оценки представлений о своём образе жизни испытуемыми с различным типом жизненного

сценария

Тип жизненного сценария личности Победитель Непобедитель Побеждённый

Универсалия по 75% активный (1,65) рациональный (1.6) творческий (1,26)

открытый насыщенный

интервалу (1,61) обеспеченный (1,94) творческий (1,48) комфортный (1,42)

(1.12)

уверенный (1,47) насыщенный (2,09) особый (1,23) демократичный (1,4) упорядоченный (0,64)

комфортный (2,14)

оправданный (2)

целостный (1,61)

спокойный (1,33)

демократичный (1,71)

упорядоченный (1,28)

смелый (1,85)

новый (2,19)

Универсалия по 80% интервалу обеспеченный (1,94) уверенный (1,47) насыщенный (2,09) привлекательный рациональный (1.6) привлекательный (1,88) комфортный (1.12) ответственный насыщенный (1,42)

(2,14) (1,88)

комфортный (2,14) упорядоченный (0,64)

оправданный (2) ответственный (2,57) сытый (1,16) весёлый (1, 48)

демократичный (1,71)

смелый (1,85) 36

сытый (1,61)

новый (2,19)

весёлый (2,57)

Универсалия достойный (2,5) достойный (2,24) понимающий

по 90% (1,81)

интервалу понимающий (2,66) счастливый (1,56) миролюбивый

(1,96)

комфортный уважительный

(2,14) (2,4)

осмысленный

(2,47)

положительный

(2,47)

ответственный

(2,57)

счастливый

(2,38)

новый (2,19)

уважительный

(2,71)

весёлый (2,57)

Выводы:

Интерпретируя полученные результаты, можно отметить, что группы испытуемых с различным типом жизненного сценария личности различаются по количеству входящих в семантические универсалии специфических дескрипторов. Наибольшее количество дескрипторов наблюдается в группе с типом жизненного сценария «победитель», затем в порядке убывания следуют группы с типами сценария «непобедитель» и «побеждённый». Выявленная закономерность, наблюдаемая нами ранее при интерпретации семантических универсалий оценки представлений о себе и времени может быть проинтерпретирована, на наш взгляд, исходя из специфики жизненного сценария личности. Сценарий «победителя» связан с успешным достижением целей, что обуславливает более высокую степень внутригруппового сходства оценок стимулов по дескрипторам, характеризующим способность к успешному осуществлению деятельности.

Данный тезис подтверждается также качественным анализом входящих в универсалии дескрипторов. Универсалии оценки своего образа жизни испытуемыми с типом жизненного сценария «победитель» включают в себя характеристики, указывающие на активную позицию субъекта (активный, смелый, оправданный), а также комфортные условия существования (сытый, обеспеченный, комфортный, весёлый). 90%-я универсалия также включает в себя дескрипторы, указывающие на более высокую степень организованности деятельности (осмысленный, ответственный), что связано, на наш взгляд, с более активным целеполаганием, демонстрируемым носителями данного типа жизненного сценария.

Специфические дескрипторы, характеризующие группу испытуемых с типом жизненного сценария «непобедитель» также могут быть проинтерпретированы исходя из специфики жизненного сценария. К дескрипторам, отличающим данный тип сценария от остальных, относятся характеристики, указывающие на большую структурированность (рациональный, упорядоченный), что свидетельствует, на наш взгляд, о более высокой размеренности жизни носителей данного типа сценариев. На размеренный темп жизни с невысокой событийной насыщенностью указывает также отсутствие в универсалии испытуемых с типом жизненного сценария «непобедитель» дескриптора «насыщенный», присутствующего в универсалиях оценки своего образа жизни другими группами испытуемых. Кроме того, семантическая универсалия оценки своего образа жизни испытуемыми с типом жизненного сценария «непобедитель» демонстрирует в сравнении с универсалией испытуемых с типом сценария «побеждённый» ряд положительных дескрипторов, которые не проявляются в сравнении с универсалией «победителей»: привлекательный, комфортный, достойный, счастливый, уважительный, сытый, весёлый.

Семантическая универсалия оценки своего образа жизни группой испытуемых с типом жизненного сценария «побеждённый» характеризуется в первую очередь невысоким количеством специфических дескрипторов. Данная универсалия отличается от группы испытуемых с типом жизненного сценария «непобедитель» дескрипторами «творческий», «насыщенный» и «понимающий». Кроме того, к специфическим дескрипторам, отличающим данную группу испытуемых от остальных, относится характеристика «миролюбивый», которая, на наш взгляд, может рассматриваться как антоним описанных ранее дескрипторов, входящих в универсалию «победителей» и указывающих на активность.

При сопоставлении семантических универсалий с различным интервалом мы можем также проследить следующую закономерность. Некоторые признаки, входящие в универсалии, демонстрируют убывание средней степени выраженности от «победителя» к «побеждённому». Речь идёт о дескрипторах, обозначающих благополучие (весёлый, комфортный, сытый), а также личностные качества (ответственный, уважительный, демократичный). Данная закономерность позволяет ответить на вопрос о том, почему одни и те же признаки (например, комфортный) выступают в качестве отличительных особенностей сценария непобедителя по сравнению с непобеждённым (80% универсалия) и как отличия сценария победителя от непобедителя (90%). Кроме того, данное свойство универсалий демонстрирует, что степень выраженности вышеобозначенных качеств в наибольшей степени присуща испытуемым с типом жизненного сценария «победитель» и в наименьшей - испытуемым с типом сценария «побеждённый», что также, на наш взгляд, можно рассматривать как подтверждение тезиса о сценарной обусловленности специфики образа жизни.

Библиография

1. Берн, Э. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2003. - 576 с.

2. Гришина Н. В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация // Психологические исследования. 2011. № 3 (17). URL:

http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/491-grishina17 (дата обращения: 15.12.2020).

3. Гурская, П. Программа сценарного поведения - феноменология явления// Вестник ЮрГУ, серия «Психология». 2013, т.6 №1. - с. 101-104

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Зинкевич - Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии.-СПб.: Речь, 2000.-312 с.

5- Костромина С.Н., Гришина Н.В., Зиновьева Е.В., Москвичева Н.Л. Жизненная модель как конструкт изучения жизненного сценария личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Т. 8. Вып. 4. С. 341-357. https://doi.org/ 10.21638/11701/spbu16.2018.403

6. Котельникова, Ю. А. Жизненный сценарий личности как системный конструкт её функционирования. Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2014. Вып. 4. - с. 16-30

7. Кузнецова, Н. В. Индивидуально-типологические комплексы жизненного сценария и стратегических менеджерских способностей. Дисс. канд. психол. наук. Уфа, БашГу, 2004 - 144 с.

8. Лукьянова, С.П. Метод исследования жизненного сценария личности//Теоретическая и экспериментальная психология, 2011, т.4 №3.-с. 55-61

9. Мизинова, И.А. Жизненный сценарий личности: основные подходы к рассмотрению. / «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика». - 2013. - вып. 4. - с. 59-64

10. Нуркова В.В., Днестровская М.В., Михайлова К. Культурный жизненный сценарий как динамическая семантическая структура (ре)организации индивидуального жизненного опыта // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 25. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n25.html (дата обращения: 25.12.2020).

11. Серкин, В.П. Психосемантика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2016. - 318 с.

12. Склейнис В.А. Сопоставительный анализ семантических универсалий оценки представлений о себе и типа жизненного сценария личности.-Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/34PSMN216.pdf (доступ свободный).

13. Склейнис В.А. Исследование оценки времени испытуемыми с различным типом жизненного сценария личности.//Вестник Тольяттинского государственного университета. 2017,№3. - с. 81-87. doi: 10.18323/2221-5662-2017-3-81-87

14. Соколов, Д.М. Сказки и сказкотерапия. — М.: Эксмо-Пресс, 2001 - 304 с.

15. Стюарт, И., Джойнс, В. Современный транзактный анализ. СПб.: "Метанойя", 2017.444 с.

16. Фон Франц, М.-Л. Психология сказки/М.-Л. Фон Франц.-СПб., 1998.-340 с.

17. Чайковская И. Я., Аргунеев Е. П. Возможности метафорических ассоциативных карт в работе с личностным ресурсом клиента (на примере комплекта "Мой жизненный сценарий") // / Вестник Оренбургского государственного университета.-2018.-№ 2, февраль.-С. 91-96

18. Benson J. E., Elder G. H. Jr. Young Adult Identities and Their Pathways: а Developmental and Life Course Model // Developmental Psychology. 2011. Vol. 47, N 6. P. 1646-1657.

19. Dmitri I. Shustov &Olga D. Tuchina "Theodora" Way Station: How The Psychological Concept of Life Script Mirrors Neurocognitive Memory of the Future//Transactional analysis journal. 2019, vol. 49, no. 4, pp. 292-307 https://doi.orgV10.1080/03621537.2019.1650230

20. Skleynis V.A. Comparative analysis of the structures of an image of the world and types of lifescripts of teenagers and their parents // The sixth international conference on development of education and psychological science in Eurasia. Austria, Vienna, September 19th, 2016. - pp 48-50

21. Stewart, I., Joines, S. (2011). TA Tomorrow. Transactional Analysis Journal 41(3):221-229. DOI: 10.1177/036215371104100304

22. Steiner, C. Script and Counterscript// Transactional analysis journal, vol. 5, no.18, April, 1966, pp. 133-135

23. Widdowson, M. (2010). Transactional Analysis: 100 Key Points & Techniques. London and New York, Routledge

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия на статью «Специфика образа жизни испытуемых с различным типом жизненного сценария личности» Предмет исследования не заявлен автором напрямую, но проходит красной линией через всё содержание статьи. Речь идет об особенностях образа жизни испытуемых с разными типами жизненного сценария. Методология исследования построена на традиционных методах психологического исследования. В первой части применены методы анализа и обобщения литературных данных. Например, автор весьма логично и стройно описывает наработанные в психологической науке подходы к изучению жизненного пути и жизненного сценария, а также факторов, их детерминирующих. Эмпирическая часть построена на исследовании 119 человек, из которых сформированы 3 группы испытуемых, из которых были условно выделены те, кто различаются по типам жизненного сценария - «победители» (40 человек), «непобедители» (49 человек) и побеждённые (29 человек). Автор описывает, кто вошел в выборку, в зависимости от результатов их распределения по специально разработанной авторской анкете, разработанной на основе опросника С.Лукьяновой и данных С.Гуровой. К сожалению, непонятно, каким образом производился первичный отбор респондентов по возрасту, полу, виду деятельности и пр.. Для решения цели исследования применены следующие методы: □ для исследования проявлений жизненного сценария личности на уровне семантического слоя образа мира -семантический дифференциал «Образ жизни», предложенный В.П. Серкиным. □ для обработки полученных данных - метод семантических универсалий, в результате которого формируются списки оценок стимула по шкалам, одинаково оцениваемых значимым большинством однородной группы испытуемых. Актуальность представленной статьи не вызывает сомнения. Интерес к особенностям жизненного сценария человека, к специфике планирования жизненного пути растёт с каждым годом. С увеличением ситуаций неопределенности в окружающей жизни эта тема становится всё более значимой и с теоретической, и с практической точки зрения. Научная новизна -определены различающиеся дескрипторы семантических универсалий групповой оценки представлений о своём образе жизни испытуемыми с различным типом жизненного сцена рия . Стиль, структура, содержание Статья имеет традиционную структуру -вводная, основная и заключительная части. Вводная часть логично и четко обосновывает выбор темы. В основной части автор подробно обобщает исследования и подходы про жизненный путь и жизненный сценарий, опираясь на работы Э.Берна, Н.Кузнецовой, И.Мизиновой и др.Автор показывает, что учёные по-разному подходят к описанию феномена жизненного сценария: А) как результат родительского программирования в детском возрасте, Б) как феномен, который формируется под влиянием социальных и биологических факторов, В) как результат опыта жизненного планирования и пр. В основной части автор описывает особенности образа жизни испытуемых с разными жизненными сценариями. Данные представлены в сравнительной таблице. Выводы соответствуют содержанию и теме, подчинены комплексному подходу.

Стиль изложения материала соответствует требованиям научности, но при этом он вполне доступен для восприятия. Библиография Насчитывает 23 источника, в том числе издания на английском языке. Среди литературных источников представлены монографии, статьи, классические издания, сборники тестов. Они датированы разными периодами, в том числе 2020 годом. Апелляция к оппонентам - статья может быть рекомендована к публикации. Замечание об описании подхода к отбору респондентов рекомендуется исправить, но оно не умаляет ценности представленного материала. Выводы, интерес читательской аудитории - в данном варианте статья вызовет интерес читательской аудитории - социальных и клинических психологов, социальных работников, психотерапевтов и преподавателей психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.